Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Антиминс его историко-культорологическое значение



Антиминс (от греч. - вместо, и лат. TEПSA стол “вместо стола”, “вместопрестолие”) это освященный архиереем шелковый или льняной плат (платок) с изображением на верхней его стороне положения во гроб Христа Спасителя, 4-х евангелистов и орудий страданий Спасителя и с зашитою под изображением частицею св. мощей. На антиминсе имеется надпись, что этот антиминс дан таким-то архиереем в такую-то церковь. На Престоле, не имеющем антиминса. Литургий не может быть совершена.

Образ погребения Христа на антиминсе еще раз свидетельствует, что в сознании Церкви престол есть, во-первых, знамение Гроба Господня, а во-вторых, знамение престола славы Воскресшего из этого Гроба Спасителя.

Почему возникла необходимость иметь на незыблемом и неподвижном престоле антиминс-его движимое и отделенное от него повторение?

С V века, после принятия языческим миром христианства, в наземных храмах престолами в алтарях были особые сооружения из камня или дерева. И в этих престолах или под ними в согласии с древним обычаем и его догматическим смыслом непременно полагались мощи святых мучеников, осуществляющих теснейшую связь между Церковью земной и Церковью Небесной.

В связи с гонениями появилась потребность в переносных престолах-антиминсах, куда также полагали мощи святых мучеников. Этот обычай приобрел настолько важное и глубокое значение для Православия, что VII Вселенский Собор в своем правиле уделил особое внимание мощам: " Божественный апостол Павел изрек, некиих человек греси предъявлени суть, неким же и последствуют. Ибо грехам предваряющим и другие грехи последуют. За нечестивою ересию клеветников на христианство последовали и иные нечестия. Ибо как зрак честных икон отъяли у Церкви, так оставили и другие некие обычаи, кои подобает возобновити, и тако содержати, по писанному и неписанному законоположению. Сего ради, аще которые честные храмы освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою. Аще же отныне обрящется некий епископ, освящающий храм без святых мощей, да будет извержен, яко преступивший церковные предания".

Это правило достаточно ярко показывает, насколько велико в сознании Православной Церкви значение мощей мучеников на престолах, так что трудно предположить, чтобы, лишаясь храмов во времена гонений, православные могли дерзнуть совершать литургию не на мощах.

В IV-VIII вв. по Р. Х. во время острой борьбы Православной Церкви с различными ересями бывали периоды, когда еретики захватывали храмы православных, строили свои, затем все эти храмы вновь оказывались в руках православных, и православные вновь освящали их. Такие переходы церквей из рук в руки не раз повторялись. Уже тогда для православных должно было иметь---очень большое значение определенное свидетельство, удостоверение того, что престол их храма освящен православным епископом и по всем правилам. Во избежание сомнений престолы непременно должны были иметь на себе как бы некую видимую печать, свидетельствующую о том, какой епископ, когда освятил престол, и о том, что он освятил его с положением мощей. Такими печатями стали матерчатые платки с изображением креста и соответствующими надписями. Первые русские антиминсы XII в. подтверждают это. Эти древние антиминсы русских храмов пришивались к срачице или приколачивались к престолу деревянными гвоздиками. Это свидетельствует, что в древней Византии, откуда взят этот обычай, пришиваемые или прибиваемые платки с надписями не имели еще богослужебного употребления, а удостоверяли, что престол освящен правильно, с положением мощей, и о том, кем и когда он освящен. Однако в VIII-Х вв. в Византии в связи с затруднительностью для епископов лично освящать строящиеся во множестве храмы возник обычай поручать священникам совершать освящение отдаленных церквей. В таком случае нужно было, чтобы сами престолы имели все-таки освящение от архиерея, потому что канонически право освящать престол и полагать в нем святые мощи принадлежит только епископам. Тогда епископы стали освящать вместо престола ставшие уже традиционными матерчатые платы с удостоверительными надписями и полагать в них святые мощи. Теперь такой платок-антиминс (вместопрестолие) с зашитыми в нем мощами, освященный архиереем, не мог быть не чем иным, как тоже престолом, трапезой священной, как он и называется по сей день. Поскольку антиминс продолжал служить вначале лишь свидетельством того, что престол освящен епископом, постольку он и пришивался к нижней одежде престола или прибивался к нему. В дальнейшем было осознано, что этот плат есть в сущности возвышенный и неподвижный престол на престоле, а престол стал освященным постаментом для антиминса. Антиминс в связи с его высоким священным значением приобрел богослужебную значимость: его стали полагать на престол, складывать особым образом и разворачивать при совершении таинства Евхаристии.

С духовной точки зрения наличие движимого антиминса на неподвижном престоле означает, что на престоле незримо присутствует Своею благодатью Господь Бог, Который, хотя и неотделим от Своего творения, но и не сливается, не смешивается с ним, а антиминс с изображением Христа, полагаемого во Гроб, свидетельствует, что мы поклоняемся престолу, как Гробу Христову, потому что из него воссиял Источник вечной жизни, Источник нашего воскресения. В древности антиминсы приготовлялись самими священниками, которые приносили их к епископам для освящения. В рисунках на антиминсах не было единообразия. Как правило, древние антиминсы имеют изображение четырехконечного или восьмиконечного креста, иногда с орудиями казни Спасителя. В XVII в. в России при патриархе Никоне началось было изготовление единообразных антиминсов. В дальнейшем появились антиминсы, отпечатанные типографским способом и изображающие положение Христа во Гроб.

Первоначальное значение термина «А.» - переносной столик, в т. ч. и переносной престол для совершения Евхаристии вне храмов. Практика совершения Евхаристии в полевых условиях во время военных или миссионерских походов существовала по крайней мере со времен св. имп. Константина Великого. В визант. описаниях богослужебных церемоний в к-польском храме Св. Софии термин «А.» употреблялся по отношению к использовавшимся внутри храма переносным столикам. При причащении Святых Таин в храме Св. Софии императорами использовался т. н. «царский антиминс- украшенный прекрасными покровами столик, стоявший на возвышении с неск. ступенями напротив правой стороны алтаря возле алтарной преграды. Император подходил к А., молился внизу, затем поднимался и принимал из рук Патриарха Св. Тело, после чего спускался, приобщался и, помолившись, опять поднимался на верхнюю ступень, где Патриарх приобщал его Св. Крови. Если одновременно правили неск. императоров, то они приобщались, поочередно поднимаясь и спускаясь. Проч. молящиеся приобщались с др. А.

Богослужебная практика

А. освящается только архиереями и полагается на престоле архиереем при освящении храма или посылается им в храм, освящение к-рого архиерей не может совершить. На одном А. может быть совершена только одна литургия в день. А. разворачивается по окончании литургии оглашенных и пребывает раскрытым до окончания литургии верных. Кроме литургии А. раскрывается при посещении храма архиереем. А. должен тщательно оберегаться от любых загрязнений (т. к. его нельзя стирать) и от изнашивания. Он представляет собой большую святыню и, будучи «вместопрестолием», требует равного со св. престолом благоговейного отношения.

Материал и размеры

По толкованию архиеп. Фессалоникийского Симеона, А., символизирующий гробные пелены Спасителя, должен изготовляться из льна. В совр. практике греч. Церквей А. обычно делаются льняными, в РПЦ - чаще шелковыми. Размеры А. могут изменяться в длину от 1, 5 м до 33, 8 см, наиболее распространенный размер примерно 60´ 40 см. На обратной стороне А., посередине и ближе к верхнему краю, находится карман, в к-рый вкладываются частицы (обычно 3) мощей св. мученика, помещенные в особую массу - воскомастих (смесь воска, мастики, толченого мрамора, ладана и др. ароматических веществ), внутри А. хранится губка для собирания с него частиц Святых Даров и отирания рук и губ священнослужителей после причащения Святых Даров.

Минея праздничная

Книга Праздничная Минея называется Анфологион (греч. слов, “цветослов”). Она содержит избранные из Месячной Минеи последования на праздники Господни Богородичны и Святых; особо чтимых Православной Церковью, главным образом; те, которые в месяцеслове Типикона отмечены знаками, отличающими праздники великие, средние и малые.

Анфологион назначен для употребления в тех храмах, где есть Общая Минея, но нет Месячной, а потому Общая Минея составляет как бы вторую часть Анфологиона. В конце Праздничной Минеи находятся парении: святителю, святителям и святым отцам.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1166; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь