Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Священно-богослужебные книги.



 

Богослужебное Евангелие.

 

Святое Евангелие содержит в себе четыре благовестия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, поэтому иногда оно называется Четвероевангелием.

Чтение Евангелия за богослужением полается по уставу ежедневно, кроме понедельника, вторника, среды, четверга и пятницы Великого поста и среды и пятницы сырной седмицы. Все Евангелие прочитывается в течение года.

Перед каждым Евангелием помещено: 1) краткое описание жизни Апостола-Евангелиста; 2) краткое содержание глав евангельских; 3) указатель параллельных мест из других евангелистов. В этом указателе события расположены в хронологическом порядке – начиная от Рождества Христова и заканчивая Его воскресением и вознесением. Цифрам, которыми обозначены евангельские события, соответствуют цифры черного цвета на наружных полях.

Обычное деление текста Священного Писания на главы и стихи сохраняется и в богослужебном Евангелии. Счет глав указывается на верхнем поле. Счет стихов указан цифрами черного цвета на внутренне поле. Кроме деления на главы: (Мф.-28гл., Мк.–16гл., Лк.-24 гл., Ин.-21 гл.) и стихи, каждое из четырех евангелий делится для богослужебного употребления на так называемые зачала. В Евангелии от Матфея зачал 116, Мк. – 71, Лк. – 114, Ин. – 67. Деление на зачала, было произведено св. Иоанном Дамаскиным и св. Феодором Студитом.

Зачалом называется часть текста Нового Завета, назначенная для чтения при богослужении в тот или иной день. Перед зачалом помещается звездочка, под строкой же указывается дата чтения зачала. Там же, под строкой, указывается и слова, какими нужно начинать чтение зачала: «Во время оно», «Рече Господь…». Конец евангельского чтения указывается в самом тексте киноварью, например: «конец недели», «конец пятку». Иногда евангельское чтение состоит из нескольких мест, выбранных из различных глав и даже различных евангелистов; такой переход в самом тексте обозначается так: «преступи Кресту», и «чти Кресту».

В конце богослужебного Евангелия помещен указатель рядовых чтений на каждый день седмиц всего года и всех недель (воскресений) начиная от Пасхи и кончая сыропустной неделей.

От Пасхи до Недели Всех Святых 8 седмиц. Затем следуют 32 недели и подготовительные к Великому посту – 33-я неделя о мытаре и фарисее, 34-я неделя о блудном сыне, 35-я неделя мясопустная, после которой начинается Великий пост. (О необходимых при этом евангельских преступке и отступке см. конспект III-го класса).

 

Богослужебный Апостол.

 

Книга Апостол содержит: а) Деяния святых апостолов; б) семь Соборных посланий; в) четырнадцать Посланий св. ап. Павла и, в некоторых изданиях г) Апокалипсис.

Все указанные новозаветные книги имеют свое деление на главы, стихи и зачала, но счет последних общий. Все зачала идут непрерывным порядком от 1-й главы Деяний до 13-й главы Послания к Евреям, – всего 335 зачал, и отступлением от него служит лишь наличие двух 50-х и51-х зачал: одни из них относятся к Деяниям Апостольским, а другие – к Посланию св. ап. Иакова. 50-е им 51-е зачала являются последними в книге Деяний, а в Послании св. Иакова 50-е и 51-е зачала – первыми. Причина такой нумерации зачал такова: книга Деяний разделена на 51 зачало, но из них 33-е и 49-е не читаются по ряду, а употребляются за богослужением в особые дни года (33 зач. 29 августа – в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а 49 зачало 21 мая – в день памяти св. равноап. Константина великого). Итак, рядовых зачал в Деяниях, без двух сказывается фактически не 51, а 49, и поэтому следующие рядовые зачала в Послании св. Иакова обозначены цифрами 50 и 51.

В книге Деяний есть и такие зачала, которые читаются в дни особых святых, но они же включены и в число и в число рядовых зачал. В Апостоле точно так же, как и в Евангелии, уставные чтения имеют киноварные обозначения и подстрочники. Кроме деления Апостола на зачала, в нем имеется особое разделение на известные отделы. Перед началом каждого такого отдела стоит особый знак (в виде медальона), в середине которого пишется название дня седмицы: «неделя», «понедельник», «вторник» и т.д.

Разделения на указанные отделы сделано для келейного чтения и для того чтения, которое по Уставу должно быть на всеношном бдении после благословения хлебов, когда положено читать Деяния, Послания и Апокалипсис. (Типикон, гл. 2). Число таких отделов близко к числу бдений в году, назначаемых Типиконом в 6-й главе. Бдений положено около 70-ти, а отделов 72.

В начале и в конце Богослужебного Апостола имеются статьи, подобные евангельским, в которых дается ряд вводных сведений и проч.

Перед книгою Деяний Апостольских и перед каждым Посланием находятся следующие «статьи»:

1) «Знамения». В этой статьи находится указание предметов новозаветной книги.

Черными (иногда малыми) цифрами обозначается предмет, а красными (иногда большими) – некоторые детальные дополнения к предмету.

2) «Сказания». Здесь говорится о месте, поводе и цели написания Послания.

В конце апостола помещены:

1. указатель апостольских чтений по седмицам, начиная с Пасхи и кончая Великой Субботой, с прокимнами, антифонами, тропарями, кондаками, аллилуариями и причастными праздничных дней.

2. Месяцеслов.

3. Воскресные прокимны восьми гласов.

4. Прокимны седмичных дней.

5. Указатель чтений «общих святых и на «всякую потребу».

6. Антифоны вседневные.

 

Указания для чтения Апостола.

 

Чтец должен получить благословение от служащего священника на облачение в стихарь, и для чтения Апостола, после чего он выходит на указанное место для чтения положенного Апостола.

После того как хор пропоет «Трисвятое» и священник возгласит: «Мир всем», чтец произносит: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость», чтец произносит прокимен. Хор поет прокимен, затем чтец произносит стих, а хор второй раз поет прокимен. Далее чтец произносит первую часть прокимна, а хор поет вторую часть. По окончании пения прокимна диакон возглашает: «Премудрость», а чтец произносит надписание апостольского чтения, например: «Деяний святых Апостол чтение», «Соборного послания Иоаннова чтение», «К Галатом послания святого Апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем», чтец читает положенное зачало Апостола.

По окончании чтения Апостола священник тихо произносит: «Мир ти», чтец отвечает ему в таком же тоне: «И духови Твоему». Диакон: «Премудрость». Чтец после произнесения: «И духови Твоему» сразу же произносит: «Аллилуиа» (трижды). Хор поет: «Аллилуиа» (трижды). Чтец произносит стих «Аллилуиа», хор поет второй раз: «Аллилуиа», затем чтец произносит второй стих, а хор поет третий раз: «Аллилуиа». Чтец, перекрестившись, входит в алтарь южными дверями, берет благословение от служащего священника и затем разоблачается.

В некоторые дни положено два апостольских чтения и два прокимна. Порядок пения прокимнов таков: чтец произносит первый прокимен, хор поет этот прокимен, затем чтец произносит стих прокимна, а хор поет второй раз прокимен. Далее чтец вместо первой половины прокимна произносит второй прокимен. Хор также поет второй прокимен.

Некоторые прокимны имеют вставные слова, например: прокимны Богородичных праздников: «Песни Богородицы», прокимен в Неделю святых Отцев: «Песнь Отцев».

Аллилуарий всегда поется только три раза. В некоторых аллилуариях имеется один стих вместо двух; в таком случае его нужно разделить на две части или повторить. Если положено два аллилуария, следует взять первый стих из одного, второй стих из другого. На Литургии не читается более двух апостольских чтений, двух зачал. Если в какой-либо день приходится читать по три апостольских зачала, то они читаются как два, т.е. одно зачало читается «под зачало» с другим.

Примечание: Выражение «под зачало» означает то, что два Апостола читаются так, как будто они составляют одно зачало, т.е. между чтением двух зачал не бывает большой остановки.

При чтении двух апостольских зачал соблюдается следующий порядок:

1. Сначала читаются зачала дневные, затем святым:

а) во все седмичные дни, кроме субботы;

б) в субботы от Недели о мытаре и фарисее до недели всех святых;

в) во все воскресные дни (кроме недель перед Воздвижением и по Воздвижении, недели после Рождества Христова);

г) в дни отданий Богородичных праздников сначала читается рядовое зачало, а потом Богородице.

2. читается апостол сначала святому, а потом – рядовой по субботам с Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее.

Примечание: В Апостоле встречаются зачала, обозначенные словом «от полу», т.е. от половины.

Псалтирь.

 

Псалтирь печатается двояким образом: во-первых, с приложением Часослова и других «последований» – так называемая «Псалтирь со следованием», «Псалтирь с последованием», «Псалтирь следованная»; во-вторых, только Псалтирь без «последованний», на церковном языке называемая «Малой Псалтирью», «Псалтирью келейной».

Псалтирь иногда называют «Учительной», так как из всех церковных песнопений, содержащихся в богослужебных книгах, псалмы по преимуществу являются назидательными, учительными гимнами. В псалмах вся Церковь и каждый верующий могут выражать свои благоговейные переживания, чувства покаяния и радости. По словам св. Василия Великого, «Псалтирь пророчествует о будущем, вспоминает о прошедшем… Она есть некая сокровищница благих наставлений; она врачует застарелые душевные язвы, и тому, кто получил свежую рану, подает скорое исцеление; она подкрепляет немощное, охраняет здоровое, истребляет страсти. Она доставляет спокойствие душе, производит мир, укрощает бурные и мятежные помыслы. Псалом смягчает душу гневливую, уцеломудривает любострастную… Чему не наставит тебя псалтирь? Ты научишься из нее и отличному мужеству, и строгому правосудию, и постоянному воздержанию, и совершенной щедрости, и образу покаяния, и полному терпению, ты научишься из нее всему доброму…» (Беседа на 1-й псалом).

В древней Руси Псалтирь была одним из предметов образования и являлась учебной книгой. Поэтому в Псалтири как книге учительной, печатаются «статьи», научающие истинам веры во Единого Бога, славимого в Троице. К ним относятся:

а) символ св. Афанасия, патриарха Александрийского;

б) Изложение о вере Анастасия, патриарха Антиохийского, и Кирилла Александрийского в вопросно-ответной форме;

в) Изложение о вере св. Максима Исповедника;

г) Краткое поучение о крестном знамении и сложении перстов для совершения и др.

Псалтирь разделена на 20 кафизм, а каждая кафизма – на три «Славы», или части; оканчиваемые словами: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

«Славы» иногда называются «статьями», «антифонами». 17-я кафизма разделается не только на три «Славы», но и на две половины. В ней и на две половины. В ней перед 94 стихом («Твой есмь аз, спаси мя») печатается слово: среда», т.е. середина. Поскольку Псалтирь употребляется за Богослужением в течение всего года, в начале ее находится указатель чтений. За кафизмами следуют «Пророческие песни», употребляемые в настоящее время толь в Великом посту, и «Псалмы избранныя». В конце Малой Псалтири помещаются последование по исходе души от тела» и «Помянник», а в более полных изданиях - «Чин 12 псалмов» и наставление «От старчества о келейном правиле».

 

Следованная псалтирь [9].

 

Следованная Псалтирь делится на 5 частей: Псалтирь, Часослов, Месяцеслов, Канонник, Семиднев[10].

 

Содержание I-й части Следованной Псалтири.

 

В первую часть Следованной Псалтири вошли псалмы, которые церковь установила прочитывать в храме за богослужением в течение каждой седмицы. Кафизмы читаются на вечерне и утрени.

После 20-й кафизмы в Следованной Псалтири помещены избранные псалмы и величания к ним, которые поются в великие праздники после «Хвалите имя Господне». Они исполняются антифонно, двумя хорами; какому хору петь какой стих, обозначено на полях против псалма буквами «а» и «в». Величания расположены в том порядке, в каком следуют праздники по Месяцеслову. Кроме того, между величаниями недель Цветоносной и Фоминой помещены похвалы с 17-й кафизмой, поемые при погребении Спасителя в Великую Субботу.

Первая часть Следованной Псалтири заканчивается третьей главой, содержащей текст тропарей и молитв, читаемых после каждой кафизмы при келейной молитве. (В Малой Псалтири тропари и молитвы печатаются на ряду после каждой кафизмы). В Православной Церкви издревле с3уществует благочестивый обычай чтения Псалтири над телом умершего монаха, мирянина, а также диакона (над епископом и священником читается Евангелие и только священнослужителями) Читать Псалтирь требуется стоя. Тот, кто первым приступает к чтению Псалтири над телом умершего, должен, прежде всего, прочитать «последование по исходе души от тела».

Порядок чтения Псалтири по усопшим следующий:

«Молитвами св. Отец.… Аминь. Трисвятое по «Отче наш…». Тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…», «Слава», «Честное пророка Твоего Господи торжество…», «И ныне», «многая множества…», «Господи помилуй» – 40 раз, молитва «Всесвятая Троица…», «Приидите, поклонимся» (трижды) и I-я кафизма. На каждой «Славе» читается молитва: «Помяни Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечного преставльшагося раба твоего (имя рек)… или рабу твою…». Эта молитва находится в конце последования по исходе души. По окончании каждой кафизмы читается Трисвятое по «Отче наш…» тропари и положенная по каждой кафизме молитва.

Следующая кафизма начинается словами: «Приидите, поклонимся». Псалтирь читается по всем умершим, кроме лиц, покончивших жизнь самоубийством.

 

 

II-я часть Следованной Псалтири: Часослов.

 

Вторую часть Следованной Псалтири составляет Часослов, в котором содержатся чинопоследования суточного круга богослужения, преимущественно с теми молитвословиями и песнопениями, которые поются и читаются чтецами и певцами.

Суточный круг Богослужения состоит из вечерни, повечерия (малого или великого), полунощницы, утрени, 1-го часа, 3-го часа, 6-го часа и 9-го часа, которые служат приготовлением к главному Богослужению – Божественной Литургии.

В древности эти последования совершались отдельно одно от другого в часы, назначенные Церковью, но впоследствии, по снисхождению к немощам и нуждам христиан, Церковь дозволила совершать их в три времени дня: вечером, утром и около полудня.

Круг суточного богослужения Церковь начинает вечером. В состав вечернего богослужения Православной Церкви входят: 9-й час, вечерня и повечерие.

В состав утреннего богослужения входят: полунощница, утреня и первый час. Дневное богослужение составляют: 3-й, 6-й час и Литургия (или изобразительны).

В Часослове эти службы расположены в несколько ином порядке. Часослов начинается с полунощницы. Так называется эта служба потому, что Устав предписывает совершать ее в полночь. В Часослове помещаются три отдельные последования полунощницы: вседневной, субботней и воскресной. Перед полунощницей в самом начале Часослова находятся начальные утренние молитвы. Вседневная полунощница совершается от понедельника до пятницы включительно. Субботняя – в субботу. Главное отличие субботней полунощницы от вседневной заключается в том, что на вседневной полунощнице читается 17-я кафизма, а на субботней – 9-я кафизма. Воскресную полунощницу положено по Уставу совершать в воскресенье. Недельная, т.е. воскресная полунощница имеет особое чинопоследование. На ней полагается канон пресвятой Троице (по гласу), находящийся в Октоихе.

За воскресной полунощницей следует утреня. Начинается с двух псалмов с тропарями и ектеньей, которые читаются перед шестопсалмием, когда нет бдения. Затем следует шестопсалмие, т.е. шесть избранных псалмов. Далее – «Бог Господь» со стихами. Великим постом и в тех случаях, когда нет Литургии, вместо «Бог Господь» поется «Аллилуия» с особыми стихами. Далее помещены Троичные тропари. Они поются Великим постом, начиная от понедельника и до пятницы включительно, и заменяют собой те тропари святым, которые положено петь на «Бог Господь». Троичны тропари размещены по гласам. После Троичных тропарей находятся светильны и эксапостиларии 8 гласов. Светильны читаются после 9-й песни Великим постом, а эксапостиларии – во все седмичные дни.

На 9-й песни канона поется песнь Пресвятой Богородицы: «Величит душа моя Господа…» с припевом: «Честнейшую Херувим…». В Часослове этот гимн Божией Матери помещен полностью.

За светильнами и эксапостилариями следуют хвалитные псалмы – 149, 150. Хвалитными они называются потому, что содержанием их является прославление Бога не только человеком, но и всей тварью. Псалмы эти положены как на праздничной, так и на вседневной службах. На праздничной службе они начинаются пением со слов: «Всякое дыхание да хвалит Господа», на вседневной – чтением со слов «Хвалите господа с небес».

В конце последнего псалма есть указание киноварью – «на 6», «на 4». Это значит, что с данного стиха следует прибавлять к каждому стиху по стихире (из Минеи, Октоиха или Триоди). Пение псалмов заканчивается молитвой: «Преблагословенна еси Богородице Дево…» и великим славословием. Затем помещено вседневное славословие, которое предваряется молитвой: «Тебе слава подобает, Господи Боже наш…».

Таким образом, на вседневной утрени, когда великое славословие не поется, надо прочитать хвалитные псалмы со слов: «Хвалите Господа с небес, Тебе подобает песнь Богу…» до конца («Всякое дыхание да хвалит Господа») и сразу переходить на «Тебе слава подобает…» и вседневное славословие. Далее в Часослове положены стихи к утренним стиховным стихирам: «Исполнихомся заутра милости Твоея Господи…», «И буди светлость…». Далее – «Благо есть исповедатися Господеви…». Стиховные стихиры и «Благо есть…» читаются на утрени в тех случаях, когда славословие читается, а не поется. В конце чинопоследования утрени по Часослову имеется чин великопостного окончания.

После утрени в Часослове положена служба Часов (1-го, 3-го и 6-го) с междочасиями. Междочасия отправляются в Палестинских монастырях и на Афоне.

За междочасием шестого часа положен чин Изобразительных, в который входят песнопения из начала Литургии: псалом 102 «Благослови душе моя Господа» и псалом 145 – «Хвали душе моя Господа, далее «Единородный Сыне…», «Во царствии Твоем…», затем идут кондаки, поемые на Литургии на малом входе, и 33-й псалом: «Благословлю Господа…».

За изобразительными помещается «Чин о панагии», совершаемый в монастырях (обыкновенно в праздничные дни, после Литургии на трапезе). Далее следует 9-й час с его междочасием. Затем – вечерня, в которую входит 103 псалом, так называемый предначинательный; 140, 141, 129, 116 псалмы под общим названием «Господи воззвах…».

Окончание псалмов на «Господи воззвах…» имеет киноварные пометки «на 10»Ю, «на 8», «на 6» и «на 4» – это значит, что в зависимости от праздника к этим стихам прибавляется определенное количество стихир. Далее идет: «Свете Тихий…», «Аллилуйя» со стихами для Великого поста и вседневные прокимны вечерни со стихами по седмичному кругу. Затем молитва: «Сподоби Господи…», которая читается на каждой вечерне. После всех песнопений имеются стихи к стиховным стихирам вседневной вечерни: «К тебе возведох очи мои…», «Помилуй нас, Господи…». Затем следует: «Ныне отпущаеши…», «Богородице Дево, радуйся» и чин великопостного окончания вечерни. За чинопоследованием вечерни читаются молитвы, произносимые до и после вечерней трапезы. Далее помещено чинопоследование великого повечерия. Оно отправляется накануне праздников Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, а также в Великом посту с понедельника по пятницу включительно. За ним следует малое повечерие, которое по Уставу положено совершать после вечерней трапезы ежедневно в течение года, в дни, когда не положено совершать великого повечерия.

В конце Часослова помещается уставная статья «О знамениях Владычних и Богородичных праздников и святых». Окончание «Учебного Часослова» гораздо обширнее. Там помещаются еще тропари и кондаки воскресных, двунадесятых праздников, великих святых и др.; в Следованной Псалтири они находятся в конце Месяцеслова.

 

 

III-я часть: Месяцеслов.

 

За Часословом в Следованной Псалтири следует Месяцеслов. Месяцесловом называется краткое перечисление праздников и святых по порядку месяцев и дней года, начиная с 1-го сентября. На каждое число здесь дан тропарь и кондак святого.

Месяцеслов иначе называется святцами, календарем. Кроме Следованной Псалтири, Месяцеслов помещается еще и в других богослужебных книгах, как, например: в Евангелии, Апостоле, типиконе, Великом Часослове и др., а также издается отдельной книгой. Месяцеслов в Следованной Псалтири предваряется статьей: «О знамениях Владычних м богородичных праздников и святых», т.е. о праздничных знаках, с которыми мы уже ознакомились, изучая праздники Святой Православной Церкви.

В отличие от Евангельского и Апостольского, Псалтирный Месяцеслов против чисел имеет праздничный уставной знак. Во многих Следованных Псалтирях после указания памяти святого дается еще краткое сообщение его жития.

Подробно рассматривая содержание Месяцеслова, легко заметить, что названия дней (понедельник, вторник, среда и т.д.) здесь не показано. На полях мы видим лишь буквы: одни под титлом, другие без титла. Последние большей частью печатаются красным шрифтом. Буквы под титлом – это числа каждого месяца. Букв без титлов в Месяцеслове только семь: А, Б, В, Г, Д, Е, S, З. Они расположены в порядке, обратном алфавитному. Эти семь букв называются вруцелетными и служат для определения дней недели на данное число в любом году. Для этого нужно только знать, какому дню в данном году соответствует хотя бы одна буква.

Под каждым числом в церковном Месяцеслове упоминается имя какого-либо святого. В лике святых Православной Церковью прославляются ангелы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные и праведные.

Святителями называются пастыри – учители Церкви, прославленные в епископском сане. Большинство их носят имена тех церквей, в которых они святительствовали. Например: Николай Мирликийский, т.е. епископствовавший в г. Мирах, что в Ликии (в Малой Азии); Тихон Воронежский; Димитрий Ростовский; Феодосий Черниговский и т.п.

Мучениками и мученицами называются святые, которые за истину веры Христовой претерпели страдания и смерть. Мученики из лиц, имеющих священный сан, называются священномучениками. Святые мученики или мученицы монашеского чина называются преподобномучениками и преподобномученицами. Христиане из мирян, умершие за Иисуса Христа в мучениях, называются просто мучениками и мученицами. Святые, скончавшиеся после особо великих страданий за христианскую веру, называются великомучениками и великомученицами. Все вообще христианские мученики называются часто страстотерпцами, т.е. претерпевшими страдания.

Преподобными Православная Церковь называет святых, подвизавшимися в удалении от мира, т.е. монашествующих. Встречающееся в Месяцеслове довольно часто наименование «отец» усвояется настоятелю монастыря, причисленному к лику святых, а также пресвитерам и архиереям (ввиду того, что они получают от Бога благодать духовно возрождать и воспитывать людей), причем преимущественно бывшим на Вселенских Соборах. Наименование «матери» усвояется настоятельнице монастыря или вообще преподобной.

Праведными Православная Церковь называет святых, которые, живя в мире и, исполняя мирские обязанности, угодили Богу.

После Месяцеслова помещены тропари и кондаки подвижных дней годичного круга, т.е. недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустной, сыропустной и семи недель Великого поста. Для пасхи дана полная служба, чтобы эту службу можно было совершать там, где почему-либо нет других богослужебных книг.

За пасхальной службой следуют тропари и кондаки последующих недель: Антипасхи, мироносиц, о расслабленном, о самаряныне, о слепом, праздника Вознесения Христова, Пятидесятнице, Недели свв. Отцев, Всех святых. Далее даны тропари, кондаки, Богородичны и ипакои воскресные 8-ми гласов. (Ипакои – это краткое песнопение, которое положено на воскресной утрени после полиелея перед чтением Евангелия. Оно имеет своей целью сосредоточить наше внимание на предстоящем евангельском чтении).

После воскресных тропарей 8-ми гласов помещены тропари. Поемые на воскресной утрени после полиелея с припевом: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием твоим». Затем даны тропари такого же назначения, поемые в субботу, - называются они мертвенными, т.к. относятся по своему содержанию к заупокойной службе. Далее следует 27 глава (в Следованных Псалтирях малого Формата 25-я), в которой содержатся «Богородичные отпустительны». Так называются песнопения, «поемые во все лето по тропарех на вечерни, на Бог господь на утрени и паки в конец утрени». Богородичны эти расположены по гласам и прилагаются они по гласу и дню к тропарю, имеющему черный знак или не имеющему знака.

Святым с красным знаком вместо этих Богородичных прилагаются Богородичны воскресные.

В следующей главе даны тропари по седмичному кругу; далее – кондаки общие святым.

 

 

IV-я часть Следованной Псалтири.

 

Четвертая часть Следованной Псалтири называется Канонником. Эта часть предназначена для готовящихся к причащению Св. Таин и получила свое название оттого, что основным содержанием ее являются каноны. В нее входят каноны и акафист Иисусу Сладчайшему – припев к тропарям канона: «Иисусе Сладчайший, спаси мя».

Вторым по порядку содержится канон с акафистом Божией Матери. Этот канон принято называть «похвала Богородице», так как он содержит прославление Божией Матери. Далее положен второй канон Божией Матери (без акафиста), который называется «Параклисис», т.е. утешительный. Припевом ко всем канонам Божией Матери являются слова молитвенного воззвания: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Четвертый канон Ангелу Хранителю; припев: «Святый Ангеле, хранителю мой, моли Бога о мне», или же «Ангеле Божий, хранителю мой, от всякого зла сохрани мя».

Пятый канон – ко причащению Святых Тайн. К первому тропарю канона добавляется припев: «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей»; ко второму – «Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». За этим каноном следуют молитвы ко Св. Причащению и молитвы Благодарственные по Причащении.

В Следованных Псалтирях большого формата Канонник кончается поучением св. Кирилла Александрийского «о исходе души и о втором пришествии Господа».

 

 

V-я часть: Семиднев.

 

Пятую часть Следованной Псалтири составляет Семиднев. Он представляет собой собрание полных служб на семь дней недели, начиная с воскресения.

В каждой службе имеются стихиры, канон, прокимен с дневным Апостолом, Евангелие и причастный стих. Они помещены здесь на тот случай, если бы потребовалось в данный день отправлять службу в храме, где других богослужебных книг не имеется.

На воскресный день положена воскресная служба 6-го гласа.

В понедельник – служба Бесплотным Силам – 1-го гласа.

Во вторник – Предтече – 2-го гласа.

В среду Божией Матери – 3-го гласа.

В четверг – св. Апостолам и св. Николаю – 4-го гласа.

В пятницу – Животворящему Кресту – 5-го гласа.

В субботу – Всем святым – 8-го гласа.

 

За этими службами приложен канон Бесплотным Силам и Всем святым для домашнего чтения и канон по исходе души (читается над умершим сразу после его кончины). За ним следует помянник для молитвенного поминовения живых и умерших. (Последние две главы входят и в Малую Псалтирь).

Рассмотрев подробно составные части Следованной Псалтири, мы видим, что она является своего рода СБОРНИКОМ, которым в крайних случаях можно заменить полный круг богослужебных книг, относящихся к отправлению общественного богослужения.

 

 

О седмичном богослужении.

 

Православная Церковь, по примеру христиан апостольских времен (Деян. 2, 45), все дни седмицы освящает совершением церковных служб. При этом она усвояет каждому дню седмицы особые священные воспоминания, наряду с памятью святых того или иного дня годичного круга. Сообразно с таким порядком ежедневно совершаемые церковные службы, оставаясь неизменными в общих чертах, содержат некоторые частные изменения, т.е. состоят из неизменяемых и изменяемых молитвословий. Неизменяемые молитвословия суточного круга, служащие приготовлением к главному Богослужению – Божественной Литургии, содержатся в книге Часослов. Неизменяемые молитвословия Божественной Литургии содержатся в книге Служебник. Изменяемые молитвословия седмичного круга содержатся в богослужебной книге Октоих.

Воскресные дни Святая Церковь посвящает воспоминанию и прославлению события воскресения Христова.

В понедельник Церковь призывает бесплотные Силы, так как они созданы прежде человека и являются ближайшими слугами Божиими.

Во вторник Церковь воспоминает ветхозаветных пророков, как провозвестников и древнейших слуг Царства Христова на земле. Между ними Церковь особенно чтит св. Иоанна Крестителя.

Среду и пятницу Святая Церковь посвящает воспоминанию о предании Иисуса Христа Иудой, а также о страданиях и смерти Господа, и воздает в эти дни поклонение Животворящему Кресту Христову.

В четверток Церковь прославляет первых провозвестников Евангелия об искуплении человека – Апостолов, а среди преемников их служения особенно воспоминает святителя и чудотворца Николая Мирликийского.

Субботою закончилось дело мироздания; в субботу же почил Господь от дела создания мира. По таким воспоминаниям суббота преимущественно указывает на вечный блаженный покой в единении с Богом. Поэтому-то Церковь субботу посвящает прославлению святых (особенно мучеников) и поминовению братий усопших в вере.

Матерь Божия прославляется во все дни седмицы, особенно же в неделю (воскресение); среду и пяток.

 

 

О К Т О И Х.

 

Именем Октоиха, или Осьмогласника, обозначается богослужебная книга, содержащая в себе последование с изменяемыми молитвословиями для каждого дня седмичного круга. Она разделена на восемь глав. Отсюда и сама книга получила свое наименование. В течение одной седмицы, т.е. начиная с воскресенья и кончая субботой, все песнопения поются на 1-й глас, в следующую седмицу – на 2-й, затем на 3-й и т.д. Когда пропоют все 8 гласов, начинают снова с первого гласа. Такой порядок соблюдается в течение всего года. Каждый глас Октоиха отличается своим особым характером пения. Первому гласу свойственна особая простота, вместе с тем он важен и величествен, способен настраивать душу к возвышенным чувствованиям; 2-й глас – нежный, трогательный, сладостный, располагающий уже к умилению и состраданию. 3-й глас – плавный, тихий, спокойный, твердый, способный укрощать страсти. 4-й глас – быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к радости и веселью. 5-й глас – томный, унылый, но вместе с тем торжественно растворенный радостными надеждами. 6-й глас – печальный, способный расположить душу к покаянию, привести к духовному покою. 7-й глас – мужественный, вносящий бодрость, мужество, упование. 8-й глас – печальный и в некоторых местах плачевный, выражающий глубокую скорбь души.

Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели (воскресенья) Всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. В неделю же (воскресение) пение Октоиха начинается с воскресного дня, следующего за Неделей Всех святых, и продолжается по 5-ю неделю Великого поста (включительно).

В седмичные дни октоих не поется:

1. в дни предпразднств и попразднств;

2. в праздники, начиная с праздников со знаком +;

3. в седмичные дни Великого поста (кроме Троичных песен, седальнов и светильнов);

4. во время пения Цветной триоди, т.е. с первого дня Пасхи и до отдания Пятидесятницы.

Первым составителем Октоиха считается св. Иоанн Дамаскин, но ему принадлежат только воскресные службы. Впоследствии же воскресные службы были дополнены произведениями разных песнотворцев, как например: Анатолия, патриарха Константинопольского; Митрофана, еп. Смирнского; императоров Льва Мудрого и Константина Порфирородного; Иосифа Песнописца; Феофана Начертанного и др.

В Греческой Церкви древний Октоих содержал только службы воскресные, а все прочие песнопения, которые входят в состав нашего Октоиха, составляли у греков особую книгу, известную у них под именем Параклитика. Греческий Октоих был переведен на славянский язык свв. равноапостольными Кириллом и Мефодием и первоначально (изначально) употреблялся в Русской Церкви.

 

Распределение песнопений в Октоихе в седмичные дни.

 

Октоих состоит из 2-х частей: 1-я содержит 1 – 4 гласы, 2-я содержит 5 – 8 гласы. Каждая часть Октоиха начинается с глав: чин малой вечерни; чин великой вечерни; о святом имущем полиелей, аще прилучится в неделю; о святом, поемом на шесть, аще будет в неделю. Все эти главы находятся также в Типиконе.

В 1-й части перед субботней службой 1-ого гласа и 2-й части 5-го гласа печатаются главы о службе субботней, а также песнопения панихиды.

В воскресной службе, которой открывается каждый глас, молитвословия малой и великой вечерни а также повечерия имеют надписание «в субботу вечера». Все последующие (седмичные) дни открываются песнопениями утрени («на утрени седальны…»), хотя песнопения вечерни предшествующего дня по содержанию составляют единое целое с песнопениями утрени последующего дня; например, песнопения «во вторник вечера» прославляют Крест Христов, как и песнопения в среду на утрени.

Таким образом, в седмичные дни песнопения располагаются в Октоихе, соответственно службам суточного круга, в следующем порядке:

 

I. Утреня.

Начиная с седальнов; по 1-м стихословии, по 2-м стихословии, по 3-м стихословии. Эти седальны читаются после кафизм. На утрени обычно читаются две кафизмы, но есть такие периоды года, когда по Уставу положено читать три кафизмы (см. Устав о Псалтири), поэтому в Октоихе находятся седальны после трех кафизм.

Каноны Октоиха в седмичные дни. На вседневной утрени находятся два канона.

Дни Каноны Припевы к тропарям канона
Понедельник   1-й умилительный 2-й бесплотным     «Помилуй мя Боже, помилуй мя». «Святии архангели и ангели, молите Бога о нас».  
Вторник   1-й покаянный 2-й св. Иоанну Предтече     «Помилуй мя Боже, помилуй мя». «Святый великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас».  
Среда   1-й Кресту   2-й Богородице     «Слава Господи, Кресту Твоему честному». «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Четверг   1-й святым апостолам 2-й святителю Николаю   «Святии апостоли молите Бога о нас». «Святителю отче Николае моли бога о нас».  
Пятница   1-й Кресту 2-цй Богородице     Смотри припевы к тропарям на среду.
Суббота   1-й всем святым 2-й мертвенный     «Вси святии молите Бога о нас». К 1-му тропарю: «Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев». Ко 2-му тропарю: «Упокой Господи души усопших раб Твоих».  

 

Вторые каноны в Октоихе называются (обозначаются) словом «ин», что значит иной, т.е. другой.

Стихиры на стиховне на утрени:

1-я стихира без стиха,

2-я стихира со стихом: «Исполнихомся заутра…»,

3-я стихира со стихом: «И буди светлость…»,


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1750; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.118 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь