Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


УСТАВ О ЧТЕНИИ ТРОПАРЕЙ И КОНДАКОВ НА ЧАСАХ



Если совершается память одного святого, то на Часах чи­тается на " Слава" - тропарь святого, а по " Отче наш..." кон­дак.

Если два празднуемых святых, то на всех Часах читаются два тропаря (перед " Слава" - тропарь 1-го святого, после " Слава" - тропарь 2-го святого), а кондаки меняются по оче­реди, т.е. на первом Часе - кондак одного святого, на третьем Часе - кондак другого святого, на шестом Часе - опять кондак 1-го святого, на девятом Часе - кондак 2-го святого.

В Неделю (воскресенье) на Часах читаются два тропаря -воскресишь всегда перед " Слава" и после " Слава" - тропарь святого рядового, Кондак читается воскресный.

Если же в Неделю случится полиелейный или бденный святой, то на первом Часе читается кондак святого, а на третьем -кондак воскресный, дапее цбняются по очереди.

Есяи же в Неделю спучится преподобный Святой, то на первом Часе также читается кондак святого, далее меняются по очереди.

В предпразднства всех Господских и Богородичных праздников на Часах читаются: тропарь предпразднства и святого (ря­дового, если есть), кондак же - только предпразднства.

В попразднства всех Христовых и Богородичных праздников на Часах читаются тропари праздника и святого (рядового, если есть), кондак же только праздника.

Если же в дни предпразднства или попразднств а.случится бденный или полиелейный святой, то кондак праздника и святого читаются по очереди.

Если случится в Неделю (воскресенье) предпразднство или попоазднство и великого святого, то на всех Часах читается тропарь воскресный, а тропари праздника и святого, меняют поочередно. Кондаки же тоже читаются попеременно, по очереди.

СЛУЖБА СВЯТОМУ С ВЕЛИКИХ СЛАВОСЛОВИЕМ

Накануне дней, в которые есть служба святому с великим сла­вословием, вечерня совершается после девятого Часа точно так жке, как и во дни шестеричных святых. Особенность в совершении службы заключается только в том, что по сравнению с шестеричной спукбой количество, песнопений в жнее для прославления празд­нуемого святого больше, и в том, что на этой вечерне поются некоторые воскресные песнопения.

Стихиры на " Господи, воззвах" поются " на шесть" и все из Минеи. " Слава" - святого из Минеи, " И ныне" - Богородичен воскресный по гласу " Славы".

В этом заключается первое отличие вечерни святых с великим славословием от вечерни шестеричной службы, когда Богородичен надо брать из того отдела Ирмологиона или дополнительной части минеи, который озаглавливается: " Богородичны осми гласов, пое-мыс, егда есть " Слава" святому в Минее, " И ныне" по гласу сия", (второе приложение), а здесъ – из того отдела, который озаглавливается: " Богородичны воскресны на осмь гласов» (Первое приложсние). Крестобогороцичны в дни святых с великимим славословием состав богослужения ни входят.

Если в этот день случится предпразднство нпи попразднство, то на «Господи, воззвах" количество стихир праздника берется три и святого тоже три. " Слава» - святого, «И ныне" - празд­ника.

Тропарь святого, " Слава, и ныне" - Богородичен воскресный по гласу тропаря, который берется из третьего приложения минеи. В 52 гл. Типикона сказано, что если в седмичные дни (не включая субботу и воскресенье) случится святй, который имеет вход, или великое славословие, или полиелей, или бдение на вечерне по тропаре поем Богородичен по гласу тропаря святого.

Если случится предпразднство или попразднство, то тропарь святого. " Слава, и ныне" - праздника (52 гл. Типик.).

Утреня начинается так же, как утреня при шестеричном святом. На " Бог Господь" поется тропорь святого (дважды). " Слава, и ныне" - воскресный Богородичен по гласу тропаря святого (52 гл. Типикон).

Если случится предпразднство или попразднство, то поется тропарь праздника (дважды). " Слава" - тропарь святого. " И ныне" - праздника.

После каждой кафизмы перед седальными произносится малая ектения (9 гл. Типикон). Седальны берутся из минеи. Если же следует предпразднство или попразднство, то берутся седальны праздника.

О пении канонов в 43 гл. Типикона, например 23 октября, содержится предписание точно такое же, какое 5 сентября при шестеричном святом, т.е. поются оба канона Октоиха. Следовательно, каждый на 4 и святого на 6. Здесь надо руководст­воваться предписанием II гл. Типикона и дополнительной части Октоиха, л. 383, в котором разъясняется, как в разные дни поются оба канона Октоиха.

В дни шестеричных святых катавасию состовляют ирмосы канона святого из Минеи, которые поются только по 3, 6, 8 и 9 песни. Здесь для катавасии назначаются или особые ирмосы, например, 23 октября " Отверзу уста моя"...., ипи во дни предпразднства ипи попразднства ирмосы праздничные. Катавасия поется после каждой песни.

По 3-й песни канона читается седален святого. Если слу­чится предпразднство ипи попразднство, то, по указаниям 48 гл. Типикона (например, 26 декабря) положено читать кондак праздника, икос и ипакои.

По 6-й песни канона - кондак святого и икос.

Относительно песни «Достойно есть...» в Часослове, с. 32сказано: " Аще несть неделя, по ирмосе" поем по 9 песни канона ''Достойно есть..." «Аще же есть неделя ипи полиелей пет, по Катавасии ектения». Итак, в воскресные дни и во все дру­гие дни, в которые положен полиелей, «Достойно есть...» пос­ле канона не следует петь. Однако, отсюда не надо делать та­ком вывод, что во всякое другое время " Достойно есть…» поет­ся. В некоторых последованиях к числу дней, в которые не следует петь «Достойно есть...», причисляются предпразднство и попразднство, а также все те дни, в которые после каждой песни канона полагаются особая катавасия. Во время (соверше­ния службы святому с великим славословием катавасия положена поспе каждой песни.

По 9-й песни канона положен светилен святого (дважды). «Спава, и ныне» - Богородичен.

Если случится предпразднство или попразднство, то све­тилен праздника (трижды).

Стихиры на хвалитех есть у всех святых с великим славо­словием: " Так, например, 23 сентября положены " стихиры на хвалитех" на 4, " Слава, и ныне» - Богородичен минеи. В дни предпразднства или попразднства, положены 4 стихиры, ''Сла­ва" - святому, " И ныне" - праздника.

У святых с великим славословием нет " стихир на стиховне" и самая утреня оканчивается иначе, чем при святых, не имеющих праздничного знака, и святых поемых на 6, а именно: когда закончится последнее песнопение хвалитных: стихир на " И ныне" (во время которого диакон отверзает царские врата), тогда священник возглашает: «Слава Тебе, покозавшему нам свет", хор поет великое славословие: «Слава в вышних Богу…" Затем, как указано в Служебнике и Часослове, поется тропарь святого, " Слава, н ныне» - воскресный Богородичен по гласу тропаря святого.

Если случится предпразднстзо или попразднство, то поется тропарь праздника. " Слава» - святого, ''И ныне" - праздника.

После тропарей диакон произносит ектении: " Помилуй нас, Боже..." и " Исполним утреннюю молитву..." Затем: " Премудрость". Хор: " Благослови". Священник: " Сый благословен..." Хор: " Аминь". " Утверди, Боже…" Священник: " Пресвятая Богородице, спаси нас". Хор: " Честнейшую херувим..." Священник: " Слава Тебе, Христе Боже...." Хор: " Слава, и ныне". " Господи, по­милуй" (трижды). " Благослови". Священник творит отпуст. Отпуст произносится при открытых царских вратах, которые после этого затворяются и закрываются завесой, хор - многолетие, после чего совершается Час первый; оканчивается служба в этом случаи малым отпустом.

ПОЛИЕЛЕЙНАЯ УТРЕНЯ

Полиелей тесно связан с чтением Евангелия на утрене - со всеми подготовительными и последующими литургическими момен­тами (и сам служит вступлением, введением в это чтение); поэтому полиелей и Евангелие представляют единство, истори­чески связанное внутренним смыслом по форме и содержанию. вследствие этого попиелей без Евангелия не имеет смысла и никогда не бывает.

По прочтении кафизм отверзаются царские врата и начинается торжественное пение избранных стихов из псалмов 134 и 135: " Хвалите имя Господне" … с припевом: " Аллилуиа".

При пении стихов священник, в предшествии диакона со свечей, совершает каждение всего храма в знак того, что все просвещает свет Христов и на всех простирается Его милость. Сначапа кадят икону праздника иии святого, находящихся на аналое посреди храма, затем кадят весь алтарь. Далее выходят на солею, кадят сначала правую и левую сторону иконостаса, затем священнослужителей, стоящих у иконы посреди храма, певчих на клиросах и всех молящихся в храме.

Полиепей (от двух греч. слов – «полис" - многий и «елеос» - милость) можно перевести так: «многомилостивый, ипи многомилостивое (пение )». Это происходит от того, что сам полиелей состоит в стихословии псалмов 134 и 135 с возвращающимся в конце припевом " Яко в век милость Его'', где Господь восхваляется за многие милости человеческому роду и прежде всего за спасение его и искупление.

Пение полиелея сопровождается возжжением многочисленных светильников (почему слово ''полиелей" производят от - " много, маслина, масло, елеи, " многомаслие", много лампад с елеем). В Типиконе об этом сказано так: ''В начале же полиелея подобает возжигати вся свещи и оставлятия (их) горсти до окончания 3-й песни и тогда паки погащати" (Типикон, 24 гл.).

Типикон регулирует время пения полислея следующим образом: в дни воскресные его полагается петь с 22-го сентяб­ря до 20 декабря, и с 14-го января до Сырной недели. Собст­венно о полиелее на воскресном бдении в Типиконе нс упоми­нается, отмечается лишь пение " непорочных", т.е. 118 псалма с примыкающими к нему тропарями: " Ангельский Собор..." и др. взамен припевов полагается характерных стих этого псалма: " Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим". Нет никакого сомнения, что это и есть древнейшая форма этого отдела воскресной утрени.

Эти " непорочны" в воскресные дни поются: 1) от Недели мироносиц до Недели Пятидесятницы, 2) от Недели всех святых до 22-го сентября, 3) от 20 декабря до 14 января, 4) в Не­делю мытаря и фарисея, 5) в 1, 2, 3, 4 и 5 неделю великого поста.

Во все остальные воскресные дни, а также и в праздничные поется полиелей. Если же в указанные воскресные дни, когда положены «непорочны", случится отмечается празцник Господний или Богородичный или святого с бдением ипи полиелеем, то " непорочны" оставляются, а поется полиелей. Так указывается Типиконом (см. 17 гл.). В современной практике в приходских церквах установилось правило круглый год на воскресных утренях петь исключительно полиелей.

Полиелей особенно типичен для служб под Воскресенье и большие праздники (Господни, Богородичны и великого святого), ибо здесь особенно сказалась милость Божия и особенно подо­бает хвалить Его имя в благодарность за эти милости.

Во время пения полиелея полагается раздача от настоя­теля свечей служащим с ним (Типикон, 2 гл.).

К псалмам 134 и 135, составляющим содержание полиелея, в подготовительные недели к Великому посту (блудного сына, сыропустную, мясопустную) полагается к полиелею прибавлять 136 псалом: ''На реках Вавилонских..." с ''Аллилуиа", т.е. на особый умилительный и сладкогласный напев.

За полиелеем следует величание (в дни праздников: Гос­подских, Богородичных, святых и храмовых). Тексты величания содержатся в Следованной Псалтири и Ирмологионе. Величание идет в таком порядке: непосредственно вслед за полиелеем священнослужители всем собором поют величание один раз. Затем оба хора повторяют величание на тот же текст много­кратно. В это время священник и диакон совершают каждение. После каждения священнослужители поют величание еще один раз.

После величания или тропарей бывает малая ектения. За нею следует возглас: ''Яко благословися имя Твое...''

Затем, по Уставу, полагается чтение. Перед чтением полагается особый седален, называемый ипакои, во время кото­рого не полагается сидеть.

В те воскресные дни, когда празднуется святой, которому полагается петь полиелей, Ботородичный праздник или Сретение Господне, за ипакои полагается читать или петь седальны святого или праздника. За седальными (или ипакои) поются или читаются особые антифоны называемые степенны.

В воскресные дни поются антифоны настоящего гласа, а в праздники, кроме воскресения, поются антифоны 4-го гласа: " От юности моея мнози борют мя страсти". В двунадесятые Господни праздники, если случатся в воскресный день, также поются антифоны ''От юности моея...» (4-го гласа).

За степенным антифоном следует особое подготовление к чтению Евангелия.

Диакон говорит: «Вонмем! Премудрость! Вонмем" Затем сле­дует прокимен того Евангелия, которое будет читаться. Прокимен бывает или гласа Недели, или, если случится праздник, гласа праздника.

После прокимна диакон возглашает: " Господу помолимся''. Хор отвечает: " Господи, помилуй". Священник «Яко свят еси, Боже наш». Затем диакон возглашает: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Певцы повторяют тоже самое. И так два раза. В третий раз диакон произносит первую часть: ''Всякое дыха­ние», а певцы отвечают: " Да хвалит Господа''.

Диакон: " И о сподобитися нам слышанию святого Евангелия Господа Бога молим" Хор: " Господи, помилуй" (трижды), затем диакон возглошает: " Премудрость, прости! Услышим святаго Евангелия". Священник: " Мир всем", хор: " И духови твоему". Священник: " От (им. евангелиста) святаго Евангелия чтение".

Певцы славословят Господа, пришедшего возвестить благую весть спасении Им рода человеческого: " Слава Тебе, Госпо­ди, Слава Тебе".

Затем, после диаконского приглашения: " Вонмем'" - следует чтение Евзнгелия священником.

В Недели (т.е. под воскресенье) полагается читать следую­щее по порядку из 11-ти воскресных чтений (если только не случится двунадесятый, Владычный или храмовой праздник). В седмичные дни полагается читать положенное для утрени празд­ничное Евангелие. В случае совпадения праздника с воскресеньем, преимущество отдается воскресному Евангелию.

Воскресное Евангелие должно читаться в алтаре, изображаю­щем в данном случае гроб Господень (см. Типикон, гл. 2-я).

В другие праздники Евангелие полагается читать среди церкви, потому что среди церкви пставляется икона праздника, смысл которого возвещается Евангепием. После чтения воскресного Евангелия, священник выносит его из алтаря и дает целовать. Целовать же икону и получить помазание священника елеем (тем, который освящен на вечерне при благословении пяти хлебов, пшеницы, вина и елея) полагается после утрени перед первым Часом. Однако в многолетней практике приходских церквей вошло в обычай правило класть Евангелие на аналой рядом с иконой праздника, целовать Евангелие и икону и получать помазание или благословение от предстоятеля, а затем освященный хлеб. И происходит это не в конце утрени, а во время пения канона. Однако, надо все время иметь в виду, что здесь, ради удобства (множество молящихся и нежелание задерживать их в конце утрени) не нарушается Устав, а получил новое развитие.

По прочтении Евангелия хор поет: " Воскресение Христово видевше...". Это песнопение установлено петь на утрене под воскресный день. Оно также поется и в следующие праздники: Воздвижение Креста Господня, Вознесение Господне, в субботу св. праведного Лазаря.

В день же Пасхи, во всю Пасхальную (Светлую седмицу), а также и во все воскресные дни, начиная с Пасхи до Вознесения, это песнопение поется трижды.

В Пятидесятницу, Рождество, Крещение и Преображение песнь " Воскресение Христово видевше..." на утрене не поется даже в том случае, если эти праздники придутся в воскресенье. В неделю Ваий ее тоже не поют.

После «Воскресение Христово...'', читается 50-й псалом. Пятидесятый псалом заканчивается молитвенными призываниями заступничества апостолов и Божией Матери.

«Слава", " Мопитсами Апостолов, Милостиве, Очисти множест­во согрешений наших''.

" И ныне», " Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти мно­жество согрешений наших».

Затем поется опять стих 50 псалма: " Помилуй, мя, Боже, по вепицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очис­ти беззаконие мое: "

Пение на «Слава, и ныне" только что приведенное варьирует­ся в зависимости от праздника.

В Недепи, подготовительные к Вепикому посту, т.е. мытаря и фарисея, блудного сына, мясную, сырную и в Великий пост - до Недели ваий, после прочтения 50-го псалма поется на «Славу» покаянный тропарь: ''Покаяние отверзи ми двери, жизнодавче...» На " И ныне" - второй тропарь: " На спасение стези настави мя, Богородице..." Затем к стиху " Помилуй мя, Боже..." прибавляет­ся третий покаянный тропарь: " Множество содеянных мною лютых, помышляя окаянный, трепещу страшного дне суднаго..."

Под воскресенье (если с ним не совпадает двунадесятый или храмовой праздник) после стиха: " Помилуй мя, Боже...", полагается стихира воскресная: " Воскрес Иисус от гроба..."

В великие праздники - (Господние, Богородичные и храмо­вые - даже если они случатся в воскресенье) вместо воскресной стихиры поется праздничная. В праздники великих святых (с бдением или полиелеем), случившиеся не в воскресные дни, поется также стихира празднику или святому.

После этого читается литийная молитва: " Спаси, Боже, лю­ди Твоя..."

Далее следует " Господи, помилуй" (12 раз) и возглас: " Милостью и щедротами и человеколюбием..." После возгласа начинается пение канона.[30] Катавасия положена после каждой песни.

На 3-й, 6-й и 9-й песнях канона совершается все так же, как и на вседневной утрени.

После малой ектений и возгласа священника: " Яко Тя хва­лят вся силы небесныя...", полагается диаконский возглас: " свят Господь, Бог наш". Хор: повторяет тот же текст. Затем диакон возглашает 1-й стих: " Яко свят Господь Бог наш", хор опять отвечает: " Свят Господь Бог наш…", затем диакон воз­глашает 2-й стих: " Над всеми людьми Бог наш", а хор: " Свят Господь Бог наш".

Так как указанное стихословие не является особым прославлением воскресения Господня и всемогущества Его всепобеждающей силы, то его полагается петь в субботу св. праведного Лазаря и в Великую субботу.

Далее положены светильны, или экзапостипарии. Порядок пения светильнов и экзапостилариев регулируется 16-ой гла­вой Типикона.

После светильна - экзапостилария стихословятся, в неко­торых случаях антифонно, псалмы 148, 149 и 150. Перечислен­ные псалмы называются " хвалитными» так как в них часто пов­торяется слово " хвалите" и восхваляется Господь, стихословие это соединено с пением стихир. Эти стихиры называются " сти­хирами на хвалитех" или " стихирами хвалитными». Они, как правило, поются в конце 149 псалма и за каждым стихом 150 псалма.

Если случается воскресенье, владычный праздник или празд­ник святых с великим славословием, то поется текст на соот­ветствующий глас: " Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. (Пс. 148, 149) Тебе подобает песнь Богу".

В другие дни поются (т.е. антифонно стихословятся) псалмы в следующем порядке. Хор: " Хвалите Господа с небес. Тебе по­добает песнь Богу. Хвалите Господе с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь Богу". Второй хор: " Хвалите Его солнце и.луна" (Пс. 148, 3). " Воспойте Господеви песнь нову... (Пс. 149).

Здесь начинаются стихиры " на хвалитех". " Сотворите в них суд написан..." (Пс. 149, 9) " Хвалите Бога во святых Его хва­лите..." (Пс. 150).

В этих псалмах прославляется всемогущество и правосудие Божие. Если же поются стихиры на 8, то к этим стихам присое­диняются другие стихи.

На " хвалитех" на " Слава" полагаются (если случится вос­кресенье) стихира евангельская. Затем на " И ныне" поется Богородичен: " Преблагословенна еси,.Богородице Дево..." (в воскресенья, кроме тех, с которыми совпадают великие праздники Господни, как то: Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Воздвижение креста, Вход Господень во Иеруса­лим, Пятидесятница). В другие дни - другой Богородичен.

Кроме того, " Преблагсловенна еси, Богородице Дево…" поется еще в Субботу Лазареву (если она совпадает с празд­ником Благовещения) и в Страстную Субботу (даже если слу­чится Благовещение).

Перед началом пения Богородична отверзаются царские врата, и по окончании Богородична священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет". За этим возгласом поет­ся великое славословие: «Слава в вышних Богу..." А в конце, Святый, Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас! » (трижды).

Трисвятое не является частью великого славословия, но представляет примыкающую к нему самостоятельную часть.

За трисвятым, если случится воскресенье, поется тропарь воскресный или праздника. Если случится воскресенье, предпразднство, попразднство, отдание праздника и двунадесятые праздники Богородицы, то поется тоже воскресный тропарь. Но в праздник Господень поется тропарь праздника.

Тропарь воскресный в недели (1-го, З-го, 5-го и 7-го гласов): «Днесь спасение миру бысть, поем Воскресшему из гроба и Начальнику жизни нашея...»

Тропарь воскресный в недели 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов: " Воскрес из гроба, и узы растерзал еси ада, разрушил еси осуждение смерти...»

Оба тропаря являются торжественным заключением велико­го славословия и с ними части утрени, центром которой яв­ляется радостная, благая весть Евангелия о воскресении.

После пения великого славословия полагается сугубая ектения, начинающаяся словами: " Помилуй нас, Боже..." она примыкает к заключительному Трисвятому великого славословия и перечисляет лиц, о помиловании которых Церковь умоляет Господа.

После сугубой ектении произносится просительная ектения: " Исполним утреннюю молитву..." Затем следует возглас диакона: «Премудрость! " Делее совершается все в таком порядке, как и во время совершения службы святому с великим славословием.

На воскресной утрене всегда читаются 2-я и 3-я кафизмы., потому что в них заключаются псалмы, в которых св. пророк Давид подробно предсказывает о страданиях и распятии Спаси­теля, поруганиях над Ним и разделении Его одежд воинами (Пс. 21), смерти, сошествии в ад и воскресении (Пс. 15), победе над адом, разрушении власти диавола и вознесении на небо (Пс. 23). Этот псалом полон ликования. Господь По­бедитель отверзает двери рая, входит Сам и отверзает их для верных своих.

Во время полиелея открываются Царские врата в знак того, что отверст гроб Христов, и через Воскресение Христово отвер­сты двери Чертога небесного. И свет, сияющий из алтаря, как будто свет блистающих на гробе ангелов, несущих весть воск­ресения.

В воскресный день после кафизм Церковь выражает торжест­во хваления воскресения Господня. Далее изображается ранний приход мироносиц ко гробу и возвещение нам радостной вести ангелами.

После тропарей " Благословен еси, Господи" (в воскресный день) и малой ектении поется особый седален, называемый ипакои - (послушание, ответ, отклик).

Термин " ипакои» возник в IV веке и известен св. Афана­сию Великому и св. Иоанну Златоусту. На Западе ему соответ­ствует респонсорное пение, о котором упоминает бл. Августин (IV в.). Термин " ипакои» значит, собственно, " подпевание" (от глагола подпеваю). Затем поются антифоны или степенны. Эти антифоны составлены, по-видимому, преп. Феодором Студитом. Они состоят из стихов пятнадцати псалмов (от 119 до 133). Эти псалмы называются песни степенней (ибо пелись, как полагают, двумя хорами евреев, на ступенях – «степенях" Иерусалимского храма).

Появление степенных антифрнов исторически легко объяснить здесь тем, что перед чтением Священного Писания Нового Завета первые христиане пели псалмы, сообразно с тем, как пели их иудеи, и, по-видимому, руководясь их традиционными указаниями в технике исполнения, евреи же пели их на ступенях (степенях - отсюда «степеннь») Иерусалимского храма, друг против друга стоящими хорами (отсюда - антифон - " противогласие»). Психологически же здесь степенны антифоны вполне уместны, ибо после того как в полиелее и сопровождающих его песнопениях явлена было слава и блеск небесного Отечества, вполне естественна и понятна тоска по нем и печаль странника на земле греха и скор­би. Таким странником всегда чувствует себя подлинный христиа­нин: " Не имамы бо зде града пребывающа, но грядущего взыскуем».

Степенны - антифоны изображают чувства сынов Израиля, возвращающихся из плена вавилонского в землю отцов. Христиа­нин в этих псалмых выражает чувства души, желающей освободить­ся из плена греховного - рабства диаволу - и вселиться в оби­тели, открытые воскресением Христовым.

Далее поются прокимны. Воскресные прокимны возникли срав­нительно поздно. Они находятся в памятниках XI-ХII века и то в виде далеко не полном и не для всех гласов.

Далее в порядке утрени следует чтение Евангелия. Подготовительные возгласы к чтению Евангелий, аналогичны таким же возгласам на литургии, указывают на древность этой части восходящей к эпохе единства бдения и Литургии. В нынешнем виде эти возгласы появились в ХI-ХVI веках.

Славословием " Яко свят еси..." и пением " Всякое дыхание да хвалит Господа" заканчивается полиелей, т.е. торжественно-хвалебное введение к слушанию св. Евангелия.

Утреннее Евангелие всегда читается священником, вообще предстоятелем. " Иерей глаголет утреннее Евангелие, - говорит архиеп. Вениамин, - для того, чтобы прежде напитать божест­венным словом тех, которые в следующем священнодействии (т.е. на литургии) будет питать таинственным хлебом. Долг питать верных: прежде словом, а потом хлебом, иерей заимствует из примера Самого Христа, который питал Свою Церковь прежде учением, а потом таинством Тела Своего".[31]

Нынешний устав утренних Евангелий возник в VIII веке. Но место чтения этих Евангелии в древности отпичапось от ны­нешнего. Именно: после великого славословия, по Уставу Великой Церкви, и после шестой песни канона (в древнейших ре­дакциях Студийского Устава). Нынешнее место эти чтения зани­мают в более поздних редакциях Студийского Устава. По нынеш­нему Типикону Великой Константинопольской Церкви, это чтение совершается после 8 песни канона.[32]

На воскресной утрене Евангелие всегда читается о явле­ниях воскресшего Спасителя мироносицам и апостолам, поэто­му Евангелие читается в алтаре, как бы над гробом Господним и потом выносится на средину храма для поклонений и лобыза­ния.

Во время выноса Евангелия из алтаря, верующие, взирая на него, как на Самого воскресшего Господа, поклоняются Ему и в умилении сердца поют торжественную песнь Воскресшему: " Воскресение Христово видевше...» Таким образом, «изнесение" св. Евангелия из алтаря на средину храма знаменует то, что Воскресший Господь является к нам недостойным, подобно тому как Он явился по воскресении Своем женам - мироносицам и св. апостолам. О целования Евангелия в воскресные дни, архиеп. Вениамин также говорит: « воскресные дни сам иерей выносит Евангелие для целования; он выходит из алтаря, как от гроба, и держит Евангелие, показуя, как ангел, триста, Которого про­поведовал. Приходящие кланяются Евангелию, как ученики, и целуют его, как мироносицы - жены, и все поют: " Воскресение Христово видевше…»[33]

С момента полиелея все возрастает торжество и радость этой части утрени. В нескольких местах она достигает как бы самих небес, сияет ослепительным светом и людям верующим действенно дается познать, что Лице Бога Слова небо сходит на землю. К числу таких мест надо отнести: сам полиелей, величание, «Поклонение Отцу", и, наконец, высочайщий момент победного торжества – «Воскресение Христово видевше..." Песнь эта иерусалимского происхождения и содержится в Иерусалимском пасхальном последовании IX века. Она, несоннонно, возникла из древнейшего Страстного и Пасхального богослу­жения, составляя одно целое с Литургией, ибо часть этой песни мы видим в нынешнем латинском Миссале на Литургии Страстного Пятка.

Как известно, иногда в некоторых храмах во время поли­елея выносится на средину храма икона праздника или свято­го и пред нею поется величание празднику, иконы, " износимые» на середину храма, раскрывают перед ними ту мысль, что Церковь небесная и земная через воскресшего Христа состав­ляет едину, что святые с нами, как ходатаи наши перед Богом, они молятся вместе с нами, и всегда спешат на помощь каждому из нас.

50 псалом с древнейших времен составляет необходимую принадлежность утрени. Это мы наблюдаем в эпоху св. Василия Великого и в древнейших редакциях Устава Великой Констан­тинопольской Церкви. Он входит почти во все инославные утрени.

Кроме того, следует иметь в виду, что целование Евангелия, по Уставу, полагается именно во время чтения этого псалма.

По окончании канона, заключаемого малой ектений, диакон на воскресной утрене возглашает: " Свят Господь Бог наш" ее стихами. Все эти стихи, взятые из 98 псалма, являются специфическими признаками праздника воскресения и относят­ся к пострадавшему на кресте и воскресшему Господу Иисусу Христу. Поэтому это стихословие бывает только в те воскрес­ные дни, когда в них не случается другого праздника Господ­ня. " Свят Господь Бог наш" принадлежит к числу светильнов и встречается уже в Студийском уставе.

Воскресные экзапостиларии принадлежат авторству Констан­тина VII Порфирородного (X в.). На нынешнем месте утрени экзапостиларии появляются в " Иерусалимском Поспедовании" (Х в).

Потом поются хвалитные псалмы 148-150. Утреннее употреб­ление этих псалмов перешло в христианское богослужение из синагогального. Эти псалмы мы встречаем в конце утрени уже в V веке, о чем свидетельствует св. Вассиан. В нынешнем месте утрени эти псалмы мы встречаем в описании Синайского бдения VII века.

Далее следует пение стихир на «Хвалите». Эти стихиры встречаются в описании Синайской утрени XII века. Там они называются тропарями.

В конце хвалитных стихир поется Богородичен: " Пребла­гословенна еси..." Хотя эта песнь была известна сравнитель­но рано в IX веке, но нынешнее место она стала занимать с ХIV-ХV веков. Первоначально в Уставе Великой Константинопольской Церкви и по Синайскому Кановарю она является в ка­честве входного тропаря на литургии третьего дня св. Пасхи.[34]

Возглашение священника: " Слава Тебе, показавшему нам свет" и ответ хора вместо народа: ''Слава в вышних Богу...", говорит о том, что в древней Церкви, в катакомбах, бдение продолжалось до утра и далее выражается благодарение госпо­ду за то, что Он показал нам, христианам, свет Богопознания.

И текст и история великого славословия имеют огромное значение, ибо в этом тексте более, чем в каком-либо, обна­руживается единство всенощного бдения и Литургии, еще в древности отнесенной на утро. " Хвалим, благословим" заимство­вано из утрени «Завещания" -памятники III века. Оно тесно свя­зано с нынешним " Тебе поем...» на литургии. Центральный текст великого славословия в его нынешнем виде, равно как и текст " Сыне Божий, вземляй грех мира" входит целиком в состав сов­ременной латинском литургии.

После великого славословия поется тропарь, в котором (в воскресенье) прославляется воскресший Христос, разрушивший смерть и освятивший мир светом Своим чрез проповедь святых апостопов. Согласно греческому евхологию, воскресные тропари принедлежат авторству св. Иоанна Дамаскина. В начале эти тропари употреблялись только в Пасхальном богослужении.

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

Всенощным бденьем называется особая церковная служба, представляющая в настоящее время соединение вечерни и утрени с первым Часом и отправляемая накануне известных празд­ников. Свое название сна получила от обычая древней Церкви совершать ее в течение целой ночи, до самого рассвета.[35]

Первое по времени свидетельство о ночных бдениях при­надлежит апостольскому веку. Так, в книге Деяний апостоль­ских (16 гл., ст.25) упоминается о ночной молитве и пении ап. Павла и Силы, а также ночной молитве (12 гл., 12 ст.) всей апостольской общины. В " Первый день недели», когда ученики собрались (в Триаде) для преломления хлеба, ап. Павел беседовал с ними и провел в беседе всю ночь (Деян. 2С, 7-11). В соответствии с этим некоторые св. Отцы и учи­теля Церкви, например, св. Иоанн Златоуст (в 27 беседе на 1-е посл. Корин) и Ориген (в 12 гл. соч., " О молитве»), указывают на совершение всенощного бдепия как на установле­ние самих апостолов.

Плиний Младший (61-113 гг.) в одном из своих писем (10, 26) говорит, что христиане «перед восходом сглнца со­бираются и поют песнь Христу". Это свидетельство язычника, подтверждающее тексты Деяний и Посланий и относящееся ко вре­мени апостольских проповедей и деяний, существенно важно для нашей Церкви.

Появившись в первом столетии, всенощное бдение никогда уже не забывалось Церковью, наоборот, в эпоху гонений оно стало распростроняться еще более. Угнетаемые и преследуемые язычниками, христиане должны были удаляться для совершения богослужения в места, недоступные гонителям, и избирать для этого ночное время. Право на подобное понимание дает одно место сочинения Тертуллиана " О бегстве". Когда некоторые робкие христиане, боявшиеся преследования, спрашивали его, как собираться в это тяжелое время на богослукение, то он отвечал им: " Если нельзя собираться днем, у тебя есть ночь; " или при свете Христовом". О совершении всенощного бдения во время гонений, имеется свидетельство у бл. Августина (Испов., 9, 7), а также у церковного историка Руфина (Церков. Истор., 1, 12), который говорит о совершении всенощного бде­ния во время гонения, воздвигнутого на православных арианствующею императрицей Юстиной.

Подверженное опасностям в эпоху гонений всенощное бде­ние пережило, по свидетельству истории, то время, а это обстоятельство, без сомнения, подтверждает то, что было и нечто другое, аргументирующее его существование. И действи­тельно, в основе обычая совершать всенощаое бдение, по уче­нию св. Отцов и учителей Церкви (Киприан, Амвросий Медиоланский, Ипполит Римский, Лактанций и др.), указание Самого Иисуса Христа и данная Им апостолам заповедь: " Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет'' (Мф. 25, 13).

Известное со времени Апостолов всенощное бдение полу­чает особенное развитие в IV в. и последующих столетиях. Так, в письме св. Насилия Великого к неокесарийским клирикам отме­чается, что оно совершалось в его время в церквах Египта, Палестины, Сирии, Месопотамии, Ливии и Финикии. В этом же IV в., было введено всенощное бдение в г. Константинополе. По словам 8 гл. VI кн. Церковной Истории Сократа, эта за­слуга принадлежит св. Иоанну Златоусту, который настолько приохотил жителей столицы к данной службе, что они всякий раз стекались в очень большом количестве.

В начале IV в. возникает монашество и вместе с ним появ­ляется суточное выслушивание Псалтири, составляющее особую отшельническую (келлиотскую) службу с ее характерным рас­пределением по часам. Тогда же возникло и чинопоследование часов, которое легло в основу суточных служб. Эти суточно-часовые службы, основным элементом которых являлись псалмы, пришли в соприкосновение со службами образовавшимися ранее, и из этого сочетания, собственно, и возникли первые элементы всенощного бдения.

В качестве особой службы всенощное бдение упоминается и в памятниках позднейшего времени: в «Истории" Григория Турского, рассказывающего, например, в 31 гл. Х кн. о вве­дении его в Галии епископом Перпетуем (V в.), в житии преп. Саввы Освященного, уставе Венедикта Нурсийского, в изданной проф. Дмитриевским рукописи: Устав IХ-Х века и т.д.

В Русской Церкви всенощное бдение появилось только в ХV в., т.е. одновременно отведением Иерусалимского устава.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 3775; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь