Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пс.73:20. Исполнишася помраченнiи земли домов беззаконiй.



Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

В 73-м псалме, из которого заимствовано сие изречение, св. пророк изображает бедственное состояние Иерусалима и народа иудейского от преобладания нечестивых врагов. Лукавнова враг во святем твоем (ст.3), говорит он. Сим выражением св. писатель хочет изобразить необыкновенную дерзость врага; не на стогнах токмо и не в жилищах человеческих, но в самом святилище совершает он ужасное злодеяние. Видя сие плачевное состояние Израиля, пророк просит или как бы возбуждает Бога на мщение врагам: Доколе Боже, поносит враг? С сею целью указывает на всемогущество Божие в природе. Ты утвердил еси силою Твоею море... Ты расторгл еси источники... Твой есть день и Твоя есть нощь. Он хочет чрез сие сказать: Господи, Ты всемогущ, Тебе не стоит никакого усилия смирить врагов Твоего народа: все стихии в деснице Твоей, дай Твое мановение, и вся природа ополчится за народ Твой.

Наконец обращается к завету, который Бог заключил с Авраамом и его потомством. Призри на завет Твой. По сему завету потомок Авраама должен будет победить всех врагов и воцариться над всеми народами. Силою сего завета Господь обещал не отнять от них Своей милости. И поелику по силе завета сего все верные, яко чада Авраама, принадлежали к избранному народу Божию, - посему пророк от видимого Израиля переходит к Израилю духовному, т.е. к сонму верующих, и от видимых врагов к врагам невидимым. Он указывает на бедственное состояние вселенной: " Вся вселенная находится под мраком невежества, вся вселенная сделалась жилищем беззакония: Исполнишася помрачении земли домов беззаконий; в другом месте он так выражает мысль сию: Нет разумевающаго, нет взыскающаго Бога; несть даже до единаго (Пс.13: 23).

Итак, пророк просит Господа, чтобы Он освободил род человеческий от преобладания врага человеческого.

Видимый враг отъемлет естественную жизнь у человека, а невидимый, т.е. диавол, убивает душу неправдой и беззаконием. У видимого врага есть свое оружие, а у диавола самое сильное оружие есть невежество, в котором он держит человечество. На сем основании сие изречение пророка яснее можно выразить таким образом: места земли, омраченные невежеством, исполнились домов беззаконий, т.е. сделались жилищем беззаконий.

Замечательно, что св. пророк не говорит: исполнились беззакония, - но исполнились домов беззаконий. Сим он дает разуметь преобладание греха в непросвещенном человеке. Просвещенный истинным благочестием хотя и подвергается грехам и беззакониям, но грех не остается в сердце его, беззаконие не повторяется, не делается привычкою, - а в человеке, не имеющем истинного просвещения, беззаконие созидает себе дом. Оно там живет постоянно, его не тревожит ни чувство раскаяния, ни чувство страха Божия. Беззаконие овладевает душой грешника и распоряжается всеми его чувствами, как дому владыка домочадцами. Истина сия ясно выразилась в истории человечества и постоянно оправдывается частными событиями. Посмотрите на мир, погруженный во мраке неведения, до явления Господа Иисуса Христа: вы увидите повсеместное влияние неправды, зла и нечестия. Св. апостол видел конец мира языческого и, хотя многое умолчал, как он сам говорит (Ефес.5: 12), в изображении пороков современного ему человечества, однако же в сем изображении вы найдете самое глубокое растление, самые ужасные беззакония, самое сильное искажение чувств и нравственных начал наших свободных действий.

Но и после сего мрак обыкновенно дает покров пороку и беззаконию. Не темнотою ли ночи скрывает следы свои хищник, любодей и убийца? Или, с другой стороны, где более укореняется злоба? В сердце человека непросвещенного. Где сильнее разгорается мщение? В душе людей, не ведущих Бога. Где более отвратительных пороков, обмана, клеветы, пьянства и разврата? В жизни тех, которые хотя и находятся среди христианства, но по своему нерадению остаются в своем естественном неведении: Остроптеваяй учитися впадет в злая, говорит Премудрый (Притч.17: 16), т.е. кто не хочет учиться, тот повергнется во все грехи и пороки, ибо первое и единственное зло есть грех. В другом месте он же говорит: идеже несть учения души, несть добро (Притч.19: 2).

Наконец, отчего самые просвещенные люди очерняют себя беззаконными действиями: оттого, что страсть омрачает их рассудок. Увлеченные страстью, они не видят пред собой той бездны, на краю которой ставит их преступление. Когда падают праведные? Тогда, когда душевные очи их тускнеют от похотей плотских, тогда теряется и свет небесный.

Должно, однако, заметить, что есть так называемое просвещение, или образование, которое не рассеивает мрака и не дает истинного света, и те, которые им гордятся, остаются помраченными. Для того, чтобы рассеять мрак, который дает покров беззакониям, должно, по выражению Премудрого, иметь учение души или приобрести, как говорит св. апостол, просвещенны очеса сердца, т.е. познать истинного Бога и очистить внутренний вкус. Тогда сердце не пленялось бы ничем греховным и оскорбительным для Господа; а сего очищенного вкуса не достигает мирское образование. Например, не признак ли это совершенно растленного вкуса, когда бросают в пожар азартной игры достояние, которое приобретается едва не слезными трудами? Когда пред стопами какой-нибудь блудницы, забавляющей искусным движением ног, рассыпают сокровища, между тем как многие семейства томятся голодом, терпят наготу и вредоносное влияние стихий? Не есть ли, наконец, совершенное безвкусие приносить в жертву тщеславию или плотоугодию то, что можно посвятить Богу и человечеству. Следственно, не все люди, почитающие себя в числе образованных, исключены из числа тех помраченных, в которых беззаконие находит свое жилище.

Но сии сами виною своего помрачения, ибо имеют все средства к тому, чтобы достигнуть просвещения. А что сказать о людях, которые не просвещены, не учены, да почти и не имеют досуга, чтобы заняться учением. Много виноваты в их невежестве те, коих руководству и попечению они вверены промыслом, мало заботятся пастыри, мало помогают в сем деле владельцы.

Однако это не оправдает вас пред судом Божиим. Святая церковь есть лучший учитель и лучшее училище Боговедения. Не каждый ли день, или по крайней мере праздник, слышите вы в церкви и Символ веры, или Верую во Единого Бога, и Господню молитву Отче наш, произносимые самым раздельным и ясным голосом. Не каждый ли воскресный день так же ясно и неспешно, и притом троекратно, произносится в церкви приветствие архангела Божией Матери: Богородице Дево радуйся.

И не правда ли, что ежели бы вы с отроческого возраста постоянно ходили в церковь и внимательно слушали сии молитвы, повторяя за поющими каждое слово в душе вашей, то вы бы давно затвердили их. Следственно, кто ж виною, что вы не знаете их? Собственное ваше невнимание. Итак, будьте прилежны к церкви, будьте внимательны к богослужению, и благодать сама научит вас путям спасения, потому что сказано: будут вси научены Богом. Не много нужно знать, чтобы спасти душу. По выражению Премудрого: есть словеса мудрых; они тверды, как остны воловья, и утверждают внутреннее здание, как гвоздие вонзенное. От сложения мира были даны от Пастыря Единого - их должно знать и держаться. Множая от них, так продолжает Премудрый, хранися (Екк.12: 11, 12); т.е., как можно, берегись, чтобы не отступить от них, и лишнего и противного им ничего сам не придумывай, ничего такого не перенимай от других.

Какие же это истины? Бог в Троице, человек грешник, Сын Божий пострадал и рас пял ся за грехи человеческие, Он чрез Святую Церковь руководит нас Духом Своим Святым в деле спасения, и Он придет судить живых и мертвых. Ему должно угождать исполнением заповедей Его, и от Него надеяться спасения. Аминь.

NB. Секира - топор; Оскорд - долото; Сечиво - кирка. Яко в дубраве древяне - как в лесу. Жезл означает знак власти (Есф.4: 10). Жезл достояния будет значить избранное твое владение. Положиша знамения своя, т.е. внесли во храм свои языческие знамена, и соделали их знаменами священными, псалом говорит пророчески, это сбылось, 1) когда Пилат внес в город знамена римлян, 2) когда Римский Император приказал поставить на воротах изображение свиньи, 3) когда в святилище поставлены изображения идолов


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь