Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ангелы испытывают потомков Адама.

Иногда Аллах отправляет ангелов, чтобы те испытали потомков Адама. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не­ко­гда жи­ли трое сы­нов Ис­раи­ла: про­ка­жен­ный, пле­ши­вый и сле­пой. По­же­лав под­верг­нуть их ис­пы­та­нию, Ал­лах по­слал к ним ан­ге­ла. При­дя к про­ка­жен­но­му, ан­гел спро­сил его: “Че­го бы те­бе хо­те­лось боль­ше все­го?” Про­ка­жен­ный от­ве­тил: “Чис­той, при­ят­но­го цве­та ко­жи и из­бав­ле­ния от то­го, что вы­зы­ва­ет от­вра­ще­ние лю­дей”. Ан­гел при­кос­нул­ся к его те­лу, и его ко­жа очи­сти­лась, став чис­той и при­ят­но­го цве­та. По­сле это­го ан­гел спро­сил его: “А ка­кое иму­ще­ст­во нра­вит­ся те­бе боль­ше все­го?” Он от­ве­тил: “Верб­лю­ды или ко­ро­вы”. (Пе­ре­дат­чик по име­ни Ис­хак не был уве­рен в том, что имен­но бы­ло упо­мя­ну­то в ха­ди­се.) И бы­ла да­ро­ва­на ему же­ре­бая верб­лю­ди­ца, и ан­гел ска­зал: “Да бу­дет те­бе в ней бла­го­сло­ве­ние Ал­ла­ха”.

Потом он пришел к плешивому и спросил: “Чего бы тебе хотелось больше всего?” Тот ответил: “Красивых волос и избавления от того, что вызывает отвращение людей”. Ангел прикоснулся к его голове, и исчезла его болезнь, и были дарованы ему прекрасные волосы. Затем он спросил его: “А какое имущество нравится тебе больше всего?” Он ответил: “Коровы”. И была дарована ему стельная корова, и ангел сказал: “Да будет тебе в ней благословение Аллаха”.

Потом он пришел к слепому и спросил: “А тебе чего хочется больше всего?” Тот ответил: “Чтобы Аллах вернул мне зрение, и чтобы я мог видеть людей”. Ангел прикоснулся к нему, и Аллах вернул ему зрение. Затем ангел спросил его: “А какое имущество нравится тебе больше всего?” Он ответил: “Овцы”. И была дарована ему покрытая овца. Затем животные расплодились, и у одного появилось стадо верблюдов, у другого — стадо коров, а у третьего — отара овец.

Затем ангел в образе прокаженного явился к первому из них и сказал: “Я — бедный путник, в пути у меня кончились припасы, и не на кого мне сегодня уповать, кроме Аллаха, а затем тебя. Именем Того, Кто даровал тебе приятную внешность и чистую кожу, а также это имущество, умоляю тебя дать мне одного верблюда, чтобы я смог продолжить путь”. Он ответил: “Обязательств много”. Тогда ангел сказал ему: “Кажется, я узнал тебя! Разве не ты был прокаженным и презираемым всеми бедняком, а затем Аллах одарил тебя?” Он ответил: “Нет, я унаследовал это от предков”. Ангел сказал: “Да вернет тебя Аллах в прежнее состояние, если ты лжешь!”

Затем он явился ко второму в образе плешивого и сказал ему то же, что сказал первому, но тот ответил так же. Тогда ангел сказал: “Да вернет тебя Аллах в прежнее состояние, если ты лжешь!”

За­тем ан­гел явил­ся к треть­ему в об­ра­зе сле­по­го и ска­зал: “Я — бед­ный пут­ник, в пу­ти у ме­ня кон­чи­лись при­па­сы, и не на ко­го мне се­го­дня упо­вать, кро­ме Ал­ла­ха, а за­тем те­бя. Име­нем То­го, Кто вер­нул те­бе зре­ние, про­шу те­бя дать мне в до­ро­гу од­ну ов­цу, что­бы я смог про­дол­жить путь”. Он от­ве­тил: “Я был сле­пым, но Ал­лах вер­нул мне зре­ние. По­это­му бе­ри се­бе, что хо­чешь, и ос­тавь, что хо­чешь. Кля­нусь Ал­ла­хом, се­го­дня я не по­ме­шаю те­бе взять то, что ты возь­мешь име­нем Ал­ла­ха”. То­гда ан­гел ска­зал: “Ос­тавь се­бе свое бо­гат­ст­во, ибо это бы­ло лишь ис­пы­та­ни­ем для вас. Ал­лах ос­тал­ся до­во­лен то­бой и раз­гне­вал­ся на тво­их двух то­ва­ри­щей”». [Аль-Бухари (3464), Муслим (2964). В таком виде его передал Муслим].

 

Ангелы извлекают души рабов из тел, когда истекает их срок.

Некоторым ангелам поручено извлекать души рабов из тел, когда истекает отведенный им срок. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Ангел смерти, которому вы поручены, умертвит вас, а затем вы будете возвращены к своему Господу”». (Ас-Саджда, 11).

Души людей забирает не один ангел:

«Он — Одолевающий и находится над Своими рабами. Он посылает к вам хранителей. Когда же к кому-нибудь из вас приходит смерть, Наши посланцы умерщвляют его, и они не делают упущений. Потом их возвращают к Аллаху, их Истинному Покровителю. Он один принимает решение, и Он — Самый быстрый в расчете». (Аль-Ан‘ам, 61-62).

Ангелы вырывают души неверующих и грешников грубо и жестко, не проявляя к ним жалости и не делая им снисхождения: «Если бы ты видел несправедливых, когда они оказываются в предсмертной агонии, и ангелы простирают к ним свои руки: “Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями”». (Аль-Ан‘ам, 93);

 

«Если бы ты видел, как ангелы умерщвляют неверующих. Они бьют их по лицу и по спинам: “Вкусите мучения от обжигающего Огня!”». (Аль-Анфал, 50);

«Но что же будет, когда ангелы станут умерщвлять их, ударяя по их лицам и спинам?». (Мухаммад, 27).

Что же касается верующих, то их души ангелы извлекают нежно и ласково.

Извлекая души верующих, ангелы сообщают им благую весть

Когда для верующего раба наступает смертный час, ангелы спускаются к нему, чтобы сообщить ему благую весть и поддержать его: «Воистину, к тем, которые сказали: “Наш Господь — Аллах”, — а потом были стойки, нисходят ангелы: “Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам. Мы — ваши помощники в мирской жизни и Последней жизни. Вам там уготовано все, чего пожелают ваши души! Вам там уготовано все, о чем вы попросите!”». (Фуссилат, 30-31).

Когда же умирают неверующие, ангелы сообщают им о том, что их ожидают Ад и гнев Всемогущего Аллаха. Они говорят: «Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями». (Аль-Ан‘ам, 93).

 

Муса выбивает глаз у Ангела смерти.

В «Сахихе». Муслима приводится рассказ Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ан­гел смер­ти при­шел к Му­се, мир ему, и ска­зал ему: “От­веть твое­му Гос­по­ду!” Но Му­са уда­рил его по гла­зу и вы­бил его. То­гда ан­гел вер­нул­ся к Все­выш­не­му Ал­ла­ху и ска­зал: “Ты от­пра­вил ме­ня к ра­бу Твое­му, ко­то­рый не хо­чет уми­рать, и он вы­бил мне глаз”. Ал­лах вер­нул ему глаз и ска­зал: “Вер­нись к Мо­ему ра­бу и ска­жи: ‘Ты хо­чешь жить? Ес­ли ты хо­чешь жить, то по­ло­жи ру­ку на спи­ну бы­ка, и ты про­жи­вешь столь­ко лет, сколь­ко во­лос­ков на­кро­ет твоя ру­ка’”. Му­са спро­сил: “А что по­том?” Он ска­зал: “А по­том ты ум­решь”. Он ска­зал: “То­гда сей­час”». [Аль-Бухари (1339), Муслим (2372). В таком виде хадис передал Муслим]. В ха­ди­се так­же го­во­рит­ся: «Ан­гел смер­ти при­хо­дил к лю­дям так, что они мог­ли ви­деть его, и ко­гда он при­шел к Му­се, тот вы­бил ему глаз». [Эту версию передали Ахмад в «Муснаде» и ат-Табари. См.: Фатх аль-Бари (6/442)].

Как сообщил Ибн Хаджар, некоторые еретики отрицают данный хадис. Опровергая их точку зрения, он сказал: «Муса выбил глаз Ангелу смерти, потому что увидел его в образе человека, пробравшегося в его дом без разрешения. Он не знал, что это Ангел смерти. Законотворец разрешил выколоть глаз тому, кто подсматривает за мусульманином в его доме без разрешения. Когда ангелы пришли к Ибрахиму и Луту в человеческом обличье, те тоже не сразу узнали их, ведь если бы Ибрахим узнал их, то он не стал бы предлагать им поесть, а если бы Лут узнал их, то он не стал бы опасаться за них». [Эту версию передали Ахмад в «Муснаде» и ат-Табари. См.: Фатх аль-Бари (6/442)].

Непринятие достоверных хадисов, повествующих о незримом мире, несовместимо с верой, даже если оно опирается на логические доводы. Вера в сокровенное — первое качество богобоязненных рабов, о чем ясно говорится в начале суры «Аль-Бакара». И если достоверность высказывания Аллаха и Его Посланника доказана, то нам не остается ничего, кроме как поверить ему: «А те, кто обладает основательными знаниями, говорят: “Мы уверовали в него. Все это — от нашего Господа”. Но поминают назидание только обладающие разумом». (Аль ‘Имран, 7).

Связь ангелов с человеком в могиле, на месте сбора и в Последней обители.

Говоря о вере в Последний день, мы еще коснемся — если на то будет воля Всевышнего Аллаха — связи ангелов с людьми после смерти. Мы поговорим о том, как Мункар и Накир допрашивают раба в могиле, как одни ангелы доставляют праведникам удовольствие в могиле, а другие причиняют страдания неверующим и преступникам. Мы расскажем, как в день воскресения они встретят верующих, а Исрафил затрубит в Рог, как они соберут всех людей для расчета, а потом погонят неверующих в Геенну, а верующих препроводят в Рай, как они будут наказывать неверующих в Аду и желать мира верующим в Раю.

 

 

Ангелы и верующие.

В предыдущем параграфе мы поговорили о роли ангелов в жизни каждого человека, будь то верующий или безбожник. Мы рассказали о том, как ангелы формируют зародыши и охраняют рабов, передают им откровение и наблюдают за ними, записывают их деяния и извлекают их души. Сказанное относится ко всем людям без исключения и не является привилегией только верующих.

В то же время некоторые обязанности ангелов в отношении верующих и неверующих различаются, и мы подробно рассмотрим отношение небожителей к каждой из этих групп в отдельности.

Любовь ангелов к верующим.

Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если Аллах возлюбил раба, то Он зовет Джибрила: “Поистине, Аллах любит такого-то, и ты возлюби его”. Потом Джибрил обращается к небожителям: “Поистине, Аллах любит такого-то, и вы возлюбите его”. И небожители начинают любить его, а потом его принимают и жители Земли». [Аль-Бухари (3209), Муслим (2637)].

Ангелы наставляют верующих.

Аль-Бухари передал в своем «Сахихе». рассказ Хассана бин Сабита о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, помолился за него и сказал: «О Боже, поддержи его Святым Духом». [Фатх аль-Бари (6/304)].

В том же своде приводится рассказ Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Однажды Сулейман, мир ему, сказал: “Этой ночью я обойду сто своих женщин, и каждая из них родит мне сына, который будет сражаться на пути Аллаха”.Ангел сказал ему:“Скажи: ‘Если так будет угодно Аллаху’”, — но он запамятовал и не произнес этого. Он обошел своих женщин, но только одна из них [зачала] и родила ему получеловека»*.Потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы он сказал: “Если так будет угодно Аллаху”, — то не нарушил бы клятвы, и шансов на исполнение его желания было бы больше».[Аль-Бухари (5242), Муслим (1654). Ибн Хаджар сообщил, что в версии аль-Мугиры упоминаются семьдесят женщин, а версии Шу‘айба — девяносто. Эта версия приводится в разделе, посвященном клятвам и обетам, и ей автор отдал предпочтение. См.: Фатх аль-Бари (6/460). В различных версиях Муслима называются цифры шестьдесят, семьдесят и девяносто].

*[По мнению некоторых комментаторов, о рождении у пророка Сулеймана, мир ему, уродливого ребенка говорится в словах Всевышнего: «Мы подвергли Сулеймана искушению и бросили на его трон тело, после чего он раскаялся» (Сад, 34). Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити в своем комментарии к аяту «И никогда не говори: “Я сделаю это завтра”» (Кахф, 23) писал, что причиной искушения Сулеймана стало то, что он не сказал “если так будет угодно Аллаху”, и только одна из его женщин зачала и родила получеловека, чье тело было брошено на его трон после смерти. См.: Аш-Шанкити М. Указ. соч. С. 632. — Прим. переводчика].

 

Таким образом, ангел дал совет пророку Сулейману и указал ему на то, что является более правильным.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.083 с.) Главная | Обратная связь