Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВИДЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ



ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВИДЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ

Условия наблюдения изображений

Значительное влияние видеоинформации на зрителей объясняется тем, что зрение воспринимает больший объём информации, чем другие органы чувств. Видеопрограммы более эффективно воздействуют на сознание людей, чем печать и программы звукового вещания.
Язык зрительных образов более сложен и более ёмок, чем язык слов. Любое изображение несёт в себе более сложное понятие, а иногда одновременно несколько понятий, накладывающихся одно на другое.

Визуальное восприятие — это результат взаимодействия визуального раздражителя с уже имеющимися в мозге наблюдателя знаний, целей и ожиданий. Нашему мозгу необходимо привести в соответствие то, что увидел глаз, с тем образцами, которые уже есть в нашей памяти.

Факторами, влияющими на визуальное восприятие человека, являются:

• интенсивность сигнала от наблюдаемого объекта (светлое и громкое воспринимается быстрее);

• подвижность объекта (движущиеся объекты воспринимаются в большей степени, чем неподвижные);

• форма объекта (необычные формы воспринимаются лучше);

• размер объекта (большие объекты воспринимаются проще, чем маленькие);

• цвет объекта (яркие цвета воспринимаются лучше, чем серые).

В первую очередь человеческий глаз замечает движение, затем форму, цвет, форму и контраст.

Особенностью систем передачи и воспроизведения видео- информации (кинематографические, телевизионные, компьютерные) является то, что они формируют искусственно созданные изображения, отличающиеся от реальных объектов. Эти изображения вследствие технических ограничений лишь имитируют реальную обстановку. Эти изображения часто бывают далеки от реальности, что могут вызвать у зрителей чувство неудовлетворённости.

Восприятие телевизионного изображения отличается от восприятия изображения при непосредственном наблюдении по следующим признакам:
-отсутствием связи с вазомоторными функциями наблюдателя,
-двумерностью телевизионного изображения,
-ограничением поля зрения рамками кадра,
-меньшим динамическим диапазоном яркости,
-искажением реального контраста и цветопередачи,
-особенностями восприятия изображения движущихся предметов. Движение по горизонтали воспринимается как норма. Движение сверху вниз воспринимается как тревожное.
Особенностями искусственно созданных изображений является то, что например, телевизионное изображение, ЭЛТ, является одномерным и представляет собой светящуюся точку, пробегающую по экрану строка за строкой, кадр за кадром и при этом постоянно меняющую свою яркость.
Зрительный анализатор за счет инерционных свойств зрения непрерывно интегрирует это перемещение в строки, кадры и в конечном счете в движущееся изображение. Дополнительную нагрузку создает чересстрочная развертка.

Жидкокристаллические или плазменные экраны снимают значительную часть психофизической нагрузки, которая постоянно присутствует при работе с экранами на ЭЛТ, поскольку в течение определенного промежутка времени между обновлением состояния элементов экрана светятся все точки, формирующие изображение. Оно существует реально, а не только в нашем сознании за счет инерции зрения. Остается один этап зрительной интеграции – покадровая.

Основные характеристики воспринимаемого видеосигнала

Свет - это видимая зрением часть электромагнитной энергии. Восприятие видеоинформации включают в себя процессы излучения, переноса и приема световой энергии.

Главные характеристики света — частота (или длина волны), интенсивность и чистота цвета. Частота— главный фактор, определяющий окраску света. Интенсивность — главный фактор, опре­деляющий яркость. Чистота цвета, фактор, определяющий степень разбавленности окраски света белым.

Роль света в формировании визуального изображения

Средством визуального изображения служат светлые и темные части кадра (основная и фоновая информации). Взаимоотношение света и тени способствует созданию нужного художественного образа.
Особое внимание уделяется распределению освещённостей при изображении наиболее существенных элементов кадра, прежде всего, лиц исполнителей. Падая на лицо человека, свет образует сложные переходы от света к тени. В зависимости от характера освещения эти переходы могут быть резкими, контрастными или, наоборот, мягкими. Светом как бы " лепят" лицо человека.

С помощью освещения можно совершенно исказить облик человека. Передний свет скрадывает рельеф лица, делает его " плоским". Боковой, наоборот, подчёркивает рельеф, вызывает глубокие тени, увеличивает контрастность, подчёркивает недостатки кожи. Верхний свет, подобно боковому, подчёркивает рельеф лица, создаёт тени под бровями, носом, губами, подбородком.

Преобладание верхнего света придаёт лицу мрачный вид. Нижний свет, создаёт деформированное изображение лица, так как тени направлены снизу вверх. Задний свет помогает выявить очертания головы, форму причёски, отделяет фигуру исполнителя от фона и тем самым создаёт ощущение объёмности.

Большое значение имеет цветовое решение кадра. Множество мелких контрастных по цвету элементов кадра создаёт ощущение неприятной пестроты. Отсутствие резких по контрасту элементов придаёт кадру ощущения спокойствия, мира. Преобладание некоторых цветов делает кадр эффектным, будоражащим чувства, и подчас используется как художественно средство.

Медленная музыка ассоциируется с голубым цветом, быстрая - с красным.

При просмотре видеоряда человек получает образы восприятия в готовом виде, поскольку по причине высокой скорости предъявления изображения недостаточно времени для формирования образов представления.

При восприятии видеопрограмм визуальный и словесный материалы совмещаются, что требует мыслительных затрат и, прежде всего, оптимального, достаточно медленного темпа предъявление обоих стимулов, поскольку при быстром восприятии материала (на слух и зрительно) отсутствует глубокое осмысление получаемой информации из-за постоянного переключения внимания от визуальных элементов сообщения к словесным и наоборот.

Поэтому содержание речи воспринимается отдельными фрагментами, что препятствует формированию целостного образа исходного содержания. В результате снижается объем содержания в воспринятом аудиовизуальном сообщении.
В связи с этим были экспериментально определены виды аудиовизуального восприятия, в виде связанного или фрагментарного восприятия. Для первого характерно последовательное наращивание отдельных элементов содержания, что предполагает рассмотрение каждого из них как непосредственного логического развития предыдущего.

При фрагментарном виде восприятия воссоздаваемое содержание представляет собой воспроизведение его фрагментов как ряда отдельных представлений без определения их целостной и связной содержательной структуры, логической последовательности и дифференциации по степени значимости.
Экспериментально выявлены два способа построения целостного образа в результате аудиовизуального восприятия: интерпретирующего способа и эмоционально-оценочного способа.

Интерпретирующий способ построения целостного образа связан с процессом создания образа воспринимаемого материала на основе опыта собственной познавательной деятельности и предварительных знаний в данной области.

Для эмоционально-оценочного способа характерно произвольное создание собственного варианта сообщения (нередко весьма отдаленного от оригинала) за счет «приписывания» предъявляемому сообщению воображаемого содержания, основанного на эмоционально-личностном аспекте его восприятия.
Исследования выявили, что при аудиовизуальном восприятии существует приоритет фрагментарного вида восприятия и эмоционально-оценочного способа построения целостного образа над связным видом восприятия и интерпретирующим способом построения целостного образа.
У нас в стране и за рубежом ведется поиск режимов работы телевизионного оборудования, обеспечивающего качественное восприятие зрителем значительного количества информации. В этой области отмечаются следующие тенденции:
- При разработке аудиовизуальных программ в них закладываются модели психофизического плана, которые учитывают особенности физиологии зрения, слуха и мышления аудитории. При этом опираются на два типа памяти человека (логическую и ассоциативную), а также на целый ряд других принципов и механизмов мышления.
- Существует стремление добиться максимального эффекта сопричастности зрителя к ситуациям, изображаемым на экране. При этом сложились определенные соотношения между полнотой имитации «эффекта присутствия» и стоимостью телевизионной аппаратуры

- Фиксация внимания зрителя с помощью различных средств художественной техники (растяжки кадров, мультипликации, монтажа фактографической и образной фотографии и т. д.).
- Воздействие на интеллект и поведение зрителя осуществляется в четырех направлениях: на сознание, на подсознание, на ощущения и чувства.
Привлечение внимания зрителя осуществляется путем:
- создания на экране зрительных (световых, цветовых, яркостных, семантических и т. д.) контрастов в пределах световых частот, воспринимаемых человеком;
- создания слуховых (звуковых и звуко-семантических) контрастов в области звукового, диапазона частот;
- создания на экране необычной (конфликтной, динамической и т. д.) ситуации;
- активизации природной человеческой любознательности (показа фантастических кадров, моды, стиля и т. д.);
- создания комических ситуаций.

Если сосредоточиваются на показе неэстетичных, патологических форм, то тем самым провоцируют в людях низменные чувства, и загоняя их в область подсознательного, извращают личность и тем самым делают ее потенциально способной к проявлению таких же извращенных форм поведения, вплоть до преступных.

Телевидение является не только источником информации, но и очень мощным программирующим средством. Оно только показывает преступления, но одновременно и программирует людей на их совершение. Об этом свидетельствует статистика в виде роста преступлений после показа некоторых фильмов и передач

Сейчас в отношении видеопродукции появились такие псевдонаучные словечки как: " шизокод", " психоделия" и " психоделическая культура".

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВИДЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 2427; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь