Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Русская музыкальная культура 80-90 годов XIX века: особенности развития, формирование новой композиторской эстетики.



Билет 1.


Русская музыкальная культура 80-90 годов XIX века: особенности развития, формирование новой композиторской эстетики.

2 последних 10летия 19в были периодом развития и укрепления капитализма в России, усиление гнёта и эксплуатации. После убийства народовольцами царя Александра2 начались репрессии во всех областях общественной жизни, что также привело к росту революционного движения. Деятели культуры в своём творчестве поднимают идеи гуманизма, раскрепощение человеческой личности, выступают против соц несправедливости и предрассудков.

В это время работают Л.Толстой, Салтыков-Щедрин, Чехов. Начинает свою лит деятельность Горький, в живописи огромный вклад внесли худ-передвижники Репин, Крамской, Суриков, Васнецов, Серов, Левитан. Большую помощь им оказал меценат Третьяков. В музыке и муз общественной жизни ведущими фигурами были Чайковский и Римский-Корсаков. Появляются новые имена Глазунов, Лядов, Танеев, Аренский и др. Их объединяет общее стремление к народности искусства, интерес к жизни народа, вера в его силы. Композиторов младшего поколения меньше привлекает опера, а в большей степени симфоническая и камерно-инструментальная музыка. В это время дают 1-ые выступления в качестве пианистов Скрябин и Рахманинов, начинает деятельность Калинников.

Новое поколение композиторов выросло на почве утвердившегося проф муз образования – Петербургской и Московской консерваторий. В своём творчестве они опирались на достижения композиторов могучей кучки и Чайковского, тем самым происходит сближение истетических принципов и стилевых черт 2-х основных творческих направлений рус музыки. В этот период происходит дальнейшее распространение и рост муз культуры. Появляются новые муз просветительские организации, концертные и учебные заведения, расширяется сеть РМО. Пианистом и дирижёром Шостаковским создано филармоническое общество, при котором открылось муз драм училище. Его выпускники Калинников, Собинов. В середине 80х г организован Беляевский кружок. Среди участников были: Р-К, Глазунов, Лядов и др. (организатор богатый лесопромышленник Беляев. Положил начало «рус симф концертам», которые способствовали популяризации музыки. Учредил ежегодные денежные премии им. Глинки, за лучшее произв инструментальной музыки). В это время выдвинулись новые выдающиеся исполнители, певцы Фёдор Стравинский, Хохлов, Фигнер, Крутикова. Возникли частные оперные антрепризы. Открылся в Москве в начале 90х оперный театр «Товарищество артистов». Большую известность имел оперный театр Мамонтова. Им были поставлены оперы Р-К, у него пели Шаляпин, Забела-Врубель, Цветкова. Интенсивно развивается инструментальное исполнительство. Выдающиеся исполнители: пианисты Зилотти, Танеев, Софонов, скрипач Ауэр. В конце 19в продолжает развиваться муз наука и муз критика. Особое значение имеет деятельность Стасова. Среди его работ большой интерес вызвали «25 лет рус искусства», «тормазы нового рус искусства». Написал биографии Мусоргского, Бородина. Среди критиков известными стали Кашкин и Кругликов. Появл муз журналы: «муз обозрение», «баян», «артист», основана «рус муз газета». Развивалась муз наука, появл учебники: Танеев «подвижной контрапункт строгого письма», Р-К «гармония», учебники по истории рус музыки. Также в это время усиливается изучение народного творчества, песни записываются, исследуются. Этой деятельностью занимались Р-К, Балакирев, Лядов, Ляпунов и др.

 

 

Симфоническое творчество А.К. Глазунова. Симфоническая поэма «Стенька Разин».

Алекса́ ндр Константи́ нович Глазуно́ в (1865—1936)—рус композитор, дирижёр, муз-общественный деятель, профессор Петербургской консерватории (1899), в 1907—1928 — её директор.

Первый период творчества Глазунова, который можно назвать юношеским, завершают два произведения, отличающиеся достаточно высокой степенью владения формой и фактурой, но еще несамостоятельные по стилю и не выходящие из круга типично «кучкистских» образов и приемов музыкального письма, — симфоническая поэма «Стенька Разин» (1885) и Вторая симфония(1886). Оба эти сочинения, связанные с народной эпической образностью, написаны под заметным влиянием Бородина, которое сказывается как в структуре тематизма, так и в приемах развития, в сочности, насыщенности оркестрово-гармонического колорита. От Бородина идет и красочное сопоставление русского и восточного начал, одновременно и контрастирующих друг другу, и обнаруживающих порой неожиданную близость и родство. Партитуре «Стеньки Разина» композитор предпослал развернутую программу, основанную на народных песнях разинского цикла. В центре этой программы эпизод с персидской княжной, брошенной Разиным в Волгу. Бурлацкой народной песне «Эй, ухнем», характеризующей Степана Разина с его буйной ватагой, противопоставлена томная лирическая тема княжны, представляющая собой, по свидетельству Кюи, один из вариантов распространенной на Востоке песни, мелодия которой была использована Глинкой для персидского хора в «Руслане и Людмиле». Контраст обеих тем, служащих основой главной и побочной партий, оттеняется с помощью оркестровых и гармонических средств: в отличие от первой темы, сурово звучащей у басового тромбона с сопровождением стремительных фигураций струнных и деревянных духовых, тема побочной партии мягко интонируется солирующим кларнетом в замедленном темпе на фоне легкого, прозрачного аккомпанемента арфы и высоких деревянных. В то же время композитор находит в темах некоторые общие мелодические обороты, что дает возможность их сближения в ходе развития.Если тема персидской княжны остается в основном неизменной, то первая тема, постепенно вырисовывающаяся во вступительном Andante на фоне глухо звучащих басов, претерпевает различные ритмические изменения (смена четырехдольного размера трехдольным, ритмическое уменьшение и увеличение) и звучит то ухарски, задорно, то грозно и величественно. Музыка изобилует красочными эффектами, порой приобретающими определенное изобразительное значение (например, стремительно нисходящее движение всего оркестра на три октавы и глиссандо арфы, передающее всплеск воды при падении тела княжны, перед заключительным Andante mosso). Но при этом картинно изобретательное начало преобладает над драматически «событийным» и связь музыки с программой остается довольно относительной, на что обратил внимание Кюи в упомянутой рецензии.


Билет 2.


Билет 4.


Билет 5.


Билет 6.


Билет 7.


Билет 8.


Билет 9.


Билет 10.


Билет 11.


Билет 12.


Билет 13.


Билет 14.


Творческий облик Танеева.

Сергей Иванович Танеев родился 25 ноября 1856 года во Владимире-на-Клязьме. Детство прошло в высококультурной среде: богатая домашняя библиотека, обычай изъясняться с родными на трех языках, литературные и музыкальные домашние вечера. Очень рано проявилась у него музыкальная одаренность; безукоризненный слух, память, не по-детски устойчивое влечение к музыке. Все эти качества выделяли его и в Московской консерватории. Н. Г. Рубинштейн, став учителем Танеева, Чайковский. Творческая дружба учителя и ученика продолжалась и после окончания Танеевым консерватории. Петр Ильич высоко ценил суждения своего талантливого ученика. Современников привлекали к Танееву не только муз талант, пытливый ум, но и душевная чистота, неподдельной доброты, сердечности. Деятельность Танеева в основном связана с Россией. По возвращении из-за границы Танеев в короткое время создал такие глубокие, интересные произведения, как кантата «Иоанн Дамаскин», Симфония ре минор, симфоническая увертюра «Орестея» (на этот сюжет он впоследствии написал оперу), несколько камерных ансамблей.
Особенно большое впечатление производит музыка кантаты «Иоанн Дамаскин» (на поэтический текст А. Толстого). Посвященная памяти Николая Рубинштейна, незадолго до того скончавшегося в Париже, кантата выражает глубокие философские раздумья о ценности человеческой жизни, о неизбежном конце ее и проникнута глубоким состраданием. В 1880-е годы Танеев увлеченно изучал русский музыкальный фольклор. Он записал и обработал около тридцати украинских и русских песен. Летом 1885 года он совершил путешествие на Северный Кавказ и в Сванетию, где записал песни и инструментальные наигрыши народов Северного Кавказа. Высокообразованный музыкант в совершенстве постиг и все разнообразие русской народной полифонии, которая не имеет аналогов в мировой, музыкальной культуре. Пристрастие к народному творчеству Танеев сохранил почти на всю жизнь. «Русские мелодии должны быть положены в основу музыкального образования, — считал он. Преподавательская работа, а также руководство консерваторией занимали большое место в жизни Танеева. Педагогом он был выдающимся. Свои огромные познания в различных областях муз науки Танеев отдавал с большой охотой и с исключительной методичностью, будучи образцом добросовестности и самодисциплины. Он был большим другом студентов. Ученики Танеева: С. Рахманинов, А. Скрябин, С. Ляпунов, Р. Глиэр… Огромная энергия и эрудиция, а также ум, такт позволили Танееву сделать много полезного для своих учеников и для консерватории в целом. Но, несмотря на большую занятость исполнительской, педагогической, научно-исследовательской работой, Танеев продолжал много времени и сил отдавать композиции. Среди лучших произведений композитора опера «Орестея», завершенная в 1895 году и явившая собой новую и интересную страницу в истории оперного искусства. Эту оперу нередко называют муз трилогией. В этом сюжете композитора привлекли общечеловеческие идеи победы светлого, мудрого начала над мрачными законами кровавой мести, зла. Значительное место в творчестве Танеева занимали романсы, в которых отражаются интимные лирические переживания человека. Но если в романсах 1870-1880-х годов («Люди спят», «В дымке-невидимке», «Бьется сердце беспокойное») заметно влияние Чайковского, то созданные позднее, в начале века, носят печать символистской поэзии: недосказанность, неопределенность некоторых образов обусловлена поэтическим содержанием стихов («Когда, кружась, осенние листы», «Сталактиты», «Рождение арфы»).
Во всем своем творчестве Танеев предстает художником необычайно цельным и глубоко человечным. Таким было и одно из лучших его произведений и, к сожалению, последнее — кантата «По прочтении псалма». Кантата — монументальное полифоническое сочинение, содержание которою определили этические представления о человеческой личности, о высоком предназначении человека, о неисчерпаемых возможностях его души, ума… И одновременно — утверждение мысли о созидательном труде, единении с природой — символом вечной, непреходящей красоты, жизни. В том же 1915 году 19 июня Танеева не стало.

Билет 15.


Билет 3.


Билет 1.


Русская музыкальная культура 80-90 годов XIX века: особенности развития, формирование новой композиторской эстетики.

2 последних 10летия 19в были периодом развития и укрепления капитализма в России, усиление гнёта и эксплуатации. После убийства народовольцами царя Александра2 начались репрессии во всех областях общественной жизни, что также привело к росту революционного движения. Деятели культуры в своём творчестве поднимают идеи гуманизма, раскрепощение человеческой личности, выступают против соц несправедливости и предрассудков.

В это время работают Л.Толстой, Салтыков-Щедрин, Чехов. Начинает свою лит деятельность Горький, в живописи огромный вклад внесли худ-передвижники Репин, Крамской, Суриков, Васнецов, Серов, Левитан. Большую помощь им оказал меценат Третьяков. В музыке и муз общественной жизни ведущими фигурами были Чайковский и Римский-Корсаков. Появляются новые имена Глазунов, Лядов, Танеев, Аренский и др. Их объединяет общее стремление к народности искусства, интерес к жизни народа, вера в его силы. Композиторов младшего поколения меньше привлекает опера, а в большей степени симфоническая и камерно-инструментальная музыка. В это время дают 1-ые выступления в качестве пианистов Скрябин и Рахманинов, начинает деятельность Калинников.

Новое поколение композиторов выросло на почве утвердившегося проф муз образования – Петербургской и Московской консерваторий. В своём творчестве они опирались на достижения композиторов могучей кучки и Чайковского, тем самым происходит сближение истетических принципов и стилевых черт 2-х основных творческих направлений рус музыки. В этот период происходит дальнейшее распространение и рост муз культуры. Появляются новые муз просветительские организации, концертные и учебные заведения, расширяется сеть РМО. Пианистом и дирижёром Шостаковским создано филармоническое общество, при котором открылось муз драм училище. Его выпускники Калинников, Собинов. В середине 80х г организован Беляевский кружок. Среди участников были: Р-К, Глазунов, Лядов и др. (организатор богатый лесопромышленник Беляев. Положил начало «рус симф концертам», которые способствовали популяризации музыки. Учредил ежегодные денежные премии им. Глинки, за лучшее произв инструментальной музыки). В это время выдвинулись новые выдающиеся исполнители, певцы Фёдор Стравинский, Хохлов, Фигнер, Крутикова. Возникли частные оперные антрепризы. Открылся в Москве в начале 90х оперный театр «Товарищество артистов». Большую известность имел оперный театр Мамонтова. Им были поставлены оперы Р-К, у него пели Шаляпин, Забела-Врубель, Цветкова. Интенсивно развивается инструментальное исполнительство. Выдающиеся исполнители: пианисты Зилотти, Танеев, Софонов, скрипач Ауэр. В конце 19в продолжает развиваться муз наука и муз критика. Особое значение имеет деятельность Стасова. Среди его работ большой интерес вызвали «25 лет рус искусства», «тормазы нового рус искусства». Написал биографии Мусоргского, Бородина. Среди критиков известными стали Кашкин и Кругликов. Появл муз журналы: «муз обозрение», «баян», «артист», основана «рус муз газета». Развивалась муз наука, появл учебники: Танеев «подвижной контрапункт строгого письма», Р-К «гармония», учебники по истории рус музыки. Также в это время усиливается изучение народного творчества, песни записываются, исследуются. Этой деятельностью занимались Р-К, Балакирев, Лядов, Ляпунов и др.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 4057; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь