Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел 1. Древнерусское искусство



Тема 1.5. Искусство централизованного русского государства (конец ХV – ХVIв.)

Историческая характеристика периода. Черты искусства централизованного русского государства. Московский Кремль как политический и религиозный центр. Композиционное решение. Стены и башни. Постройки Московского Кремля. Анализ Успенского собора (А. Фиораванти), Архангельского собора (А. Новый), Благовещенского собора, колокольни Ивана Великого, Грановитой палаты. Каменные шатровые храмы как открытие русской архитектуры. Анализ ц. Вознесения в селе Коломенском (Петрок Малый), ц. Иоанна Предтечи в селе Дьяково и Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного). Характер творчества Дионисия и его школы. Новаторство и символика иконы «Церковь воинствующая».

Тема 1.6. Переходный характер искусства ХVIIв.

Основные черты культуры и искусства ХVII в. Сближение церковного и гражданского строительства. Облик разновременных монастырских ансамблей на примере Троице-Сергиевой лавры. Анализ храмовых построек на примере Успенской (Дивной) церкви Алексеевского монастыря в Угличе, ц. Рождества Богородицы в Путниках, ц. Троицы в Никитниках. Характеристика «Нарышкинского барокко» на примере ансамбля ц. Покрова в Филях. Тема прославления самодержавия в иконописи. Традиции народного творчества в стенописи провинциальных построек на пример храма Ильи Пророка в Ярославле. Характеристика «Строгановской школы». Творчество С. Ушакова как новый этап в развитии русской живописи.

Раздел 2: Русское искусство ХVIII века

Тема 2.1. Общий характер искусства Петровской эпохи.

Историческая характеристика периода. Главные тенденции культуры. Общие черты искусства. Пути проникновения европейских тенденций в искусство.Причины развития гражданской архитектуры. Черты архитектуры и идеал искусства доимператорского периода. Принципы строительства Петербурга. Стилистика общественных сооружений на примере построек Д.Трезини, И. Маттарнови, А.Шлютера. Черты и идеалы искусства после победы в Северной войне Строительство дворцовых ансамблей, расцвет монументальных видов искусства. Аллегорический язык монументально-декоративной живописи и скульптуры в стиле барокко. Загородный ансамбль Петергофа – как образец «петровского барокко». Тенденции «барокко» в скульптурных работах Б-К. Растрелли. Расцвет «зрелого барокко» в дворцовых постройках Б.К. Растрелли.

Тема 2.3. Историческая характеристика искусства второй половины ХVIII в. Стиль «классицизм» в архитектуре, скульптуре и живописи.

Историческая характеристика периода. Академия художеств как образовательное учреждение нового типа. Принципы, характерные черты классицизма. Идеи и проявления сентиментализма. Принципы классицизма в скульптуре. Пережитки барокко в скульптурах М.И. Козловского Самсон, разрывающий пасть Льву, памятник А.В. Суворову, В.Г. Гордеева – Прометей. Строгость стиля в скульптурах Ф.Ф. Щедрина, И. Прокофьева. Образные задачи и средства выразительности памятника Петру 1 Э.М. Фальконе. Принципы классицизма в исторической живописи на примере творчества А.П. Лосенко. Приемы написания классического пейзажа.

Тема 2.4. Стиль «классицизм» в архитектуре второй половины ХVIII в.

Черты классицизма в архитектуре. Периоды классицизма в архитектуре. Характеристика раннего классицизма на примере Академии художеств А.Ф. Кокоринова, Ж.Б. Валлен-Деламота, Мраморного дворца А.Ринальди, дома Пашкова, Кремлевского дворца В.И. Баженова. Характеристика строгого классицизма на примере Сената, Голицинской больницы М.Ф. Казакова, Таврического дворца И.Е. Старова, Смольного института Д.Кваренги, Павловского дворца, Камероновой галереи Ч. Камерона.

Раздел 3: Русское искусство 1-й половины ХIХ века

Тема 3.2. Синтез классицизма и романтизма в портрете, пейзаже 1-й половины ХIХ в.

Причины кризиса классицизма. Новые требования к живописи. Исторические, корни и характеристика романтизма. Отличие русского романтизма от европейского. Периодизация русского романтизма. Ранний романтизмв автопортретах О.А. Кипренского, портретах А. Швальбе, Е. Давыдова, Д.Н. Хвостовой, А.С. Пушкина. Пейзажи С.Ф. Щедрина как преодоление установок ландшафтной видописи. Характер изображения в портретах-картинах К.П. Брюллова. Настроения и мотивы в портретах Н.В. Кукольника, А.Н. Струговщикова, автопортрете К.П. Брюллова. портрете Е.С. Авдулиной О.А. Кипренского. Черты романтизма в пейзажах И.К. Айвазовского.

Тема 3.3.Стилевое своеобразие исторической живописи

Й половины ХIХ в.

Классические черты в идейном замысле, композиции, живописном решении картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи». Романтические черты имеющиеся в содержании, композиции, пластическом и живописном решении картины К.П. Брюллова. Реалистические тенденции картины К.П. Брюллова. Философские и идейные воззрения А.А. Иванова, способы их отражения в замысле картины «Явление Христа народу»? Эволюция композиционного решения картины.Антиномии (противопоставления) в картине их роль. Типичные характеры в картине, их смысл. Роль портретных и пейзажных этюдов к картине.

Примерные материалы для проверочной работы по атрибуции памятников:

Проверочная работа на знание наглядного материала (по предложенным изображениямвыполнить атрибуцию произведение изобразительного искусства, назвав памятник, автора, время создания, стиль):

Русское искусство конца ХIХ- нач. ХХв.

В.М. Васнецов оформление спектакля «Снегурочка», В.М. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами, М.А. Врубель «Богатырь», М.А. Врубель «Портрет В. Брюсова», В.А. Сомов «Портрет жены и детей», В.А. Серов «Похищение Европы», К.А. Сомов «Осмеянный поцелуй», М.В. Добужинский «Человек в очках», З.Е. Серебрякова «Крестьянский обед».

 

Время выполнения задания – 0, 5 академического часа.

Критериями освоения материала являются следующие нормы:

1) исключительный уровень знаний – 70-100% правильно выполненных заданий;

2) достаточный уровень знаний – 60-70% правильно выполненных заданий;

3) элементарный уровень знаний – 40 60% правильно выполненных заданий.

Неудовлетворительная оценка знаний – менее 40% правильно выполненных заданий.

Зачет и экзамен проводятся в устной форме. При проведении экзамена преподаватель учитывает правильность ответов, логику изложения, самостоятельность суждений, знание терминологии, знание наглядного материала. Требуется знание основных положений и терминов, знание имен авторов и названий произведений, точность формулировок, умение выражать мысли в устной речи, умение самостоятельно анализировать памятники. Для анализа произведений студенты пользуются карточками, которые подбирают самостоятельно.

Вопросы к зачету

1. Древнерусский храм ХII века: традиции, конструкция, декор и общее образное решение.

2. Древнерусская икона ХII - ХIV вв.: технология, язык, эволюция.

3. Византийское и русское влияние в творчестве Феофана Грека.

4. Творчество А. Рублева как отражение мировоззрения современников.

5. Отражение идеи централизации государства в архитектуре и живописи России ХVI века.

6. Переходный характер русского искусства ХVII века.

7. Черты русского искусства петровской эпохи.

8. Эволюция реалистического метода в творчестве И. Никитина.

9. Русский портрет первой половины ХVIII века: причины и этапы развития, основные мастера.

10. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины ХVIII века.

11. Принципы сентиментализма в портретном творчестве В.Л. Боровиковского.

12. Стиль «классицизм» в русской скульптуре и живописи второй половины ХVIII века: идеология, художественные приемы, основные мастера.

13. Стиль «классицизм» в русской архитектуре второй половины ХVIII века: исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.

Оценка «Зачтено» ставится, если ответы на поставленные вопросы правильны и достаточно полны, развернуты, логичны, студент самостоятельно подобрал для ответа наглядный материал, применил основы художественно-стилистического анализа при его описании, высказал собственные суждения, в том числе эмоциональные, есть знание имен авторов, названий и времени создания произведений, уверенно владеет терминологией.

Оценка «Не зачтено» ставится, если большинство ответов не правильны, Количества наглядного материала не достаточно, анализ проведен без самостоятельных суждений, студент не знает имен авторов, путает названия и периодизацию произведений, не уверенно владеет терминологией.

 

Вопросы к экзамену

1. Черты стиля «ампир» в русской архитектуре первой половины ХIХ века.

2. Русский романтизм: исторические предпосылки возникновения, принципы, основные мастера.

3. Синтез классицизма и романтизма в картинах К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» и А.А. Иванова «Явление Христа народу» (на выбор).

4. Творчество А.Г. Венецианова как пример раннего реализма.

5. Синтез критического и поэтического в творчестве П.А. Федотова.

6. Товарищество передвижников: исторические предпосылки, организационные принципы, цели и задачи.

7. Творчество И.Е. Репина как пример метода аналитического реализма.

8. Портретная живопись передвижников: образные задачи и решеня.

9. Развитие лирической и эпической концепций в пейзаже передвижников.

10. Эволюция бытового жанра в 1860-80х годах.

11. Значение творчества В.И. Сурикова.

12. Творчество В.М. Васнецова как пример " русского стиля".

13. Новаторство и синкретизм творческого метода М.А. Врубеля.

14. Эволюция авторского метода В.А. Серова.

15. Общекультурная деятельность и характерные черты творческого метода художников объединения " Мир искусства".

 

Оценка «5» на экзамене ставится, если ответы на поставленные вопросы правильны, развернуты, логичны, студент самостоятельно подобрал для ответа наглядный материал, применил основы художественно-стилистического анализа при его описании, высказал собственные суждения, в том числе эмоциональные, есть знание имен авторов, названий и времени создания произведений.

Оценка «4» ставится, если ответы верны, но не полны. Количества наглядного материала не достаточно, анализ проведен без самостоятельных суждений, студент знает имена авторов, названия и периодизацию произведений, но не уверенно владеет терминологией.

Оценка «3» ставится, если часть ответов правильны. Количества наглядного материала не достаточно, анализ проведен без самостоятельных суждений, студент знает имена не всех авторов, путает названия и периодизацию произведений, не уверенно владеет терминологией.

Оценка «2» ставится, если большинство ответов не правильны, Количества наглядного материала не достаточно, анализ проведен без самостоятельных суждений, студент не знает имен авторов, путает названия и периодизацию произведений, не уверенно владеет терминологией.

Методические указания по подготовке курсовых работ.

 

В отличие от контрольной работы или сообщения для семинарского занятия курсовая работа имеет не реферативный, а самостоятельный характер. Выполняя ее, студенты должны освоить методику научного исследования. Возможны три типа курсовой работы: а) теоретическое исследование, изучающее проблему, не нашедшую в науке убедительного решения; б) прикладное исследование, имеющее отношение к педагогической работе (разработка материалов для лекции, экскурсии, учебного пособия); в) работа по анализу и критике современного или вновь собранного (во время экспедиций) материала на примере одной из выставок или музейных коллекций с углубленным изучением отдельных проблемных аспектов.

До обсуждения темы работы с руководителем студенты должны иметь представление о круге произведений, с которыми им предстоит работать, и предварительную исходную библиографию (то и другое на каталожных и библиографических карточках). Работу над библиографией нужно начинать с изданий последних лет. К первоисточникам, кроме самих произведений, относятся подготовительные и архивные материалы, статьи в периодике. Прежде чем пойти в архив или музей, необходимо оформить письмо от имени проректора УдГУ по научной работе (директора Института). При изучении литературы рекомендуется на отдельных карточках аннотировать каждую книгу или статью, выписывать то, что имеет отношение к изучаемому (определения, анализы произведений, интересные мысли). Выписки должны сопровождаться сноской с указанием данных издания и страницы (по последним стандартам). Цитирование в работе без указания точного адреса цитаты недопустимо.

Курсовая работа должна состоять из следующих разделов:

1. Введение:

а) обоснование (доказательства актуальности выбранной темы: недостаточная разработанность в науке, устарелость оценок, дискуссионность, неопределенность решения проблемы, общественная или педагогическая значимость темы), постановка цели, задач, обоснование методических приемов, описание характера исследуемого материала;

б) история вопроса (библиографический обзор). Литература и источники должны быть сгруппированы по темам, сходству идей, этапам оценки. Обзор литературы выявляет самостоятельность и научную ценность исследования.

2. Основная часть (изложение темы в нескольких разделах, главах или параграфах). Каждая структурная часть раздела должна обладать внутренним единством, иметь вступление и заканчиваться выводами.

3. Заключение (кратко изложенные выводы проведенного исследования).

4. Приложения:

а) примечания (могут быть подстрочными - внизу страницы или затекстовыми - сразу после текста. Это пояснения, которые невозможно включить в текст, или сноски - адреса цитат или пересказанных своими словами чужих мыслей. Цитирование без сносок расценивается как плагиат (литературное воровство);

б) текстовые приложения: библиографические справки, терминологический словарь, каталог произведений, неопубликованные архивные материалы, записи бесед с авторами, информаторами, список сокращений;

в) иллюстративные приложения на отдельных листах или в папке, снабженные надписями по стандарту; диаграммы, схемы, таблицы.

Курсовая работа должна быть выполнена в электронном варианте по принятым стандартам, распечатана на бумаге и подана руководителю за две недели до зачетной недели для исправлений. После правки напечатана вновь, сброшюрована и сдана для проверки. На публичной защите курсовой работы необходимо кратко изложить актуальность выбранной темы, задачу исследования, характер материала, структуру работы, выводы и их ценность. Курсовая работа может стать основой для дипломной работы.

 

Примерный перечень тем для курсовых работ

Темы прикладных и критических исследований определяются совместно с научным руководителем, исходя из потребностей научно-методического обеспечения учебного процесса на кафедре истории искусств и в Институте искусств и дизайна. Тема научно-учебного исследования выбирается студентом самостоятельно. Преподаватель помогает определить проблематику. Ниже приводятся несколько примерных тем курсовых работ, посвященных региональному и русскому искусству.

1. Особенности храмовой архитектуры вятского барокко конца ХVIII века.

2. Столичная и провинциальная дачная архитектура стиля «модерн» (на примере Санкт-Петербурга и Сарапула).

3. Идея времени в структуре высокого иконостаса.

4. Библейские сюжеты в творчестве П. Филонова.

5. Проблема фольклоризма в картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка».

6. Образ Петра I в памятниках Санкт-Петербурга.

7. Проблема творческой свободы в рамках стиля «классицизм» (на примере скульптурных портретов Екатерины II Ф.И. Шубина и М.И. Козловского).

8. Процесс создания живописного произведения (на примере картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»).

9. Влияние личности художника на его творчество (на примере автопортретов М.А. Врубеля и В.ван Гога).

10. Сравнение метода П.Сезанна и русских сезаннистов.

11. Этническое своеобразие творчества удмуртского художника В.И. Михайлова.

12. Колорит в живописи С.Н. Виноградова.

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература:

1. Ильина, Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учеб. для вузов / Т. В. Ильина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. http: //e.lanbook.com

2. История русской живописи: в 12 т. Т. 1. Иконопись / авт.-сост.: Н. Майорова, Г. Скоков. - М.: Белый город, 2009.

3. История русской живописи: в 12 т. Т. 2. XVIII век / авт.-сост.: Н. Майорова, Г. Скоков. - М.: Белый город, 2006.

4. История русской живописи: в 12 т. Т. 5. 60-е годы XIX века / авт.-сост. Е. Матвеева. - М.: Белый город, 2006.

5. История русской живописи: в 12 т. Т. 6. 70-е годы XIX века / авт.-сост. Е. Матвеева. - М.: Белый город, 2007.

6. История русской живописи: в 12 т. Т. 7. 80-е годы XIX века / авт.-сост. В. М. Роньшин. - М.: Белый город, 2007.

 

8.2. Дополнительная литература

Общая

1. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. М., 1968. Т 6. М., 1972. Т 10.

2. История русской архитектуры. М., 1956.

3. История русского искусства / Под общ. ред. И. Э. Грабаря, В. С. Кеменова, В. И. Лазарева. М., 1953-1969. Т. 1-10.

4. История русского искусства: В 2 т. М., 1979. Т. 1. Искусство Х— первой половины XIX века / Под ред. М. М. Раковой, И.В. Рязанцевой. М., 1980; Т. 2, кн. 1. Искусство второй половины XIX века / Под ред. М. Г. Неклюдовой. М., 1981; Т. 2, кн. 2. Искусство конца XIX— нач. XX века / Под ред. М. Б. Милотворской. М., 1981.

5. Кондаков И.В. Культура России. М., 1999.

6. История русского искусства / Под ред. И.А. Бартенева, Р.И. Власовой. М., 1987.

7. Алешина Л.С., Ракова М.М., Горина Т.Н. Русское искусство ХVIII - ХХ века. М., 1972.

8. Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство Х - начала ХХ века. М., 1989.

9. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830—1910-х годов. М., 1982.

10. Мальцева Ф. С. Мастера русского реалистического пейзажа. Очерки. М., 1952. Вып. 1; М., 1959. Вып. 2.

11. Пилявский В. И..Тиц А. А.. Ушаков Ю. С. История русской архитектуры. Л., 1984.

12. Сарабьянов Д.В. Русская живопись ХIХ века среди европейских школ. М., 1980.

13. Шмидт И.М. Русская скульптура второй половины ХIХ - начала ХХ века. М., 1969.

14. Федоров-Давыдов А.А. Русское искусство промышленного капитализма. М., 1929.

15. Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVIII — начала XIX века. М., 1953.

Древнерусское искусство

1. Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1959.

2. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1974; 1978.

3. Алпатов М.В. Феофан Грек. М., 1979.

4. Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983.

5. Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1983.

6. Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1976.

7. Лазарев В.Н. Андрей Рублев. М., 1960.

8. Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961.

9. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала

10. ХVI в. М., 1983.

11. Черный Б.Д. Искусство Средневековой Руси. М., 1997.

Искусство ХVIII века

1. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников ХVIII в. / Под ред. А.И. Леонова. М., 1952.

2. Гершензон-Чегодаева Н.М. Д. Г. Левицкий. М., 1964.

3. Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти ХVIII века. М., 1987.

4. Жидков Г. Русское искусство ХVIII в. М., 1962.

5. Ильин М.А. Баженов. М., 1954.

6. Ильин М.А. Казаков М., 1855.

7. Ильина Т.В. Русское искусство ХVIII в. М., 1999.

8. Коваленская Н. Н. История русского искусства ХVIII в. М., 1962.

9. Коваленская Н. Н. Русский классицизм. Живопись, скульптура, графика. М., 1964.

10. Калязина Н.В., Комелова Г.Н. Русское искусство Петровской эпохи. М., 1990.

11. Лапшина Н.П. Федор Степанович Рокотов. М., 1959.

12. Лебедева Т.А. Иван Никитин. М., 1975.

13. Рязанцев И.В. Барокко в России ХVIII- начала ХIХ века. М. 1991.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.078 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь