Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Обозначение нот латинскими буквами.



Часть.

Обозначение нот латинскими буквами.

Яркое описание древнегреческих ладов, я встретил на одном из форумов в интернете – «Обозначение нот латинскими буквами связано с древнегреческим (примерно 5 в. до н. э) эолийским ладом. В средневековье " возродили" систему типа древнегреческих ладов. По которой в этой самой Древней Греции были преогромнейшие теории и трактаты. Каждый лад обладал своими собственными свойствами - героизмом, лирикой, экстазом и т. д. " Гипо-лады" - начинались с пятой ступени. Если точнее - с верхнего тетрахорда. Они и строились по тетрахордам - наборам из четырёх ступеней.

Мы живём в мире равномерно-темперированного звукоряда. Это - не совсем то, что подразумевалось под натуральными ладами. Механическое перенесение - не есть совсем справедливое. Там - немного иные истоки.»

Надо понимать, что в те далекие времена, когда только закладывались основы семинотной системы, не было ни тональностей, ни знакомых нам названий нот, аккордов и интервалов. Все это было придумано где-то в 15-ом веке. Присоединение к древним теориям современных терминов произошло по осмыслению сохранившихся традицией древних песнопений.

Эолийский лад начинается с ноты Ля и совпадает с нашим натуральным минором (Ре минором)

Ля СиЬ До Ре Ми Фа Соль Ля СиЬ До Ре или ABCDEFGABCD, где В - СиЬ, просто Си обозначалось Н.

Ионийский - мажорный лад с пониженной седьмой ступенью, начинается с ноты До (Фа мажор).

До Ре Ми Фа Соль Ля СиЬ До Ре или CDEFGABCD

 

Отмечу отдельно.

То ли по ошибке, то ли по другой причине, но в Америке латинской буквой «В» стали обозначать вторую гитарную струну (с тоном Си). Эту ошибку подхватили китайцы и теперь на многих тюнерах буквой «В» обозначают тон Си. Соответственно, СиЬ на таком тюнере или A#, или ВЬ. В своей книге я к этой ошибке возвращаться не буду, и в дальнейшем «В» – будет обозначать тон СиЬ.

 

 

Тональности и интервалы.

Для понимания этих терминов, введем понятие «полутон».

Ближайшее расстояние между двумя клавишами, например, от До до До#, - это полутон.

Поэтому от До до Ре будет два полутона, или один тон.

Следовательно, от До до Ми будет два тона, а от До до Фа – два с половиной тона.

Чтобы не путаться с тонами и полутонами, за единицу примем ПОЛУТОН.

Теперь между До и Ми будет четыре полутона, а между Ми и Соль – три.

Изобразим таблицу по полутонам

Поговорим о записи нот.

Ноты в музыке записываются на пяти линиях, называемых нотным станом. Если линий не хватает, рисуют дополнительные.

В начале нотного стана ставится ключ. Для высоких нот - скрипичный (его еще называют ключ соль), для низких - басовый (его называют ключ фа).

В дальнейшем, мы будем иметь дело только со скрипичным ключом.

На этом рисунке изображена тональность До мажор. Все ноты чистые (только белые клавиши), без диезов и бемолей. (При ключе знаков нет).

Другие тональности (кроме До мажор и Ля минор), в своей гамме содержат диезы или бемоли (черные клавиши). Чтобы при записи перед каждой такой нотой не рисовать знак, договорились ставить его в начале нотного стана сразу за ключом (при знаке).

Так тональность Ре минор, содержит СиЬ, поэтому при ключе стоит Си бемоль.

Тональность Ре мажор в своей гамме содержит Фа диез и До диез. Чтобы при записи мелодии не рисовать перед каждой Фа и До диезы, эти диезы стоят при знаке.

У тональности Фа мажор, как и у тональности Ре минор, при знаке стоит СиЬ. Поэтому Фа мажор является параллельной тональностью (мажором) по отношению к Ре минору.

Мажорная гамма.

Мажорная гамма может быть построена от любой ноты по схеме – тон, тон, полутон, три тона, полутон.

К примеру, возьмем До мажор. В полутонах это будет 2212221

Теперь возьмем ноту Фа, и построим тональность Фа Мажор.

Это будет: Фа, Соль(тон), Ля(тон), СиЬ(полутон), До(тон), Ре(тон), Ми(тон), Фа(полутон).

В полутонах это так же будет 2212221

Построим тональность Соль мажор.

Это будет: Соль, Ля(тон), Си(тон), До(полутон), Ре(тон), Ми(тон), Фа#(тон), Соль(полутон).

Минорная гамма.

Минорная гамма может быть построена от любой ноты по схеме: тон, полутон, два тона, полутон, тон, тон.

Построим по этой схеме тональность Ре минор.

Смещаем кораблик влево.

Таким образом, если мы хотим настроить гусли в Ре мажоре, нам надо кораблик из среднего положения сместить на две ноты вправо. При этом кораблик придавит Фа# и До#. Строй будет ADEF#GAH. Если мы хотим иметь гусли в До миноре, кораблик кормой придавит СиЬ, МиЬ и ЛяЬ. Строй будет GCDEЬFGAЬ.

В заключении первой части несколько слов об основных интервалах:

Кварта – 5 полутонов.

Квинта – 7 полутонов.

Септима – 10 полутонов.

Октава – 12 полутонов.

Мажорный аккорд (от До) – большая терция + квинта + октава = CEGC

Минорный аккорд (от Ре) – малая терция + квинта + октава = DFAD

Септаккорд (от Ля) – большая терция + квинта + септима + октава = AC#EGA

2 часть.

 

Одноаккордовая гармония.

Пару слов, для ознакомления, об одноаккордовой гармонии. Она сохранилась на севере Индии. Индийская музыка пронизана философией. Несколько струн позволяют постоянно извлекать один аккорд. Этот аккорд символизирует Шрути (поток звука). На этот аккорд нанизывается одна из семи Свар (нот) одной из трех октав. Свара (нота) не имеет жесткой привязки к определенной частоте, поэтому ее тон изменяется в довольно широких пределах (за счет оттяжки струны). На пути изменения тона, свара несколько раз пересекается с аккордом в точках резонанса. При этом звук сочетания меняется от чистого гармоничного до пульсирующего. В мелодии привычные европейскому слуху интервалы (кварты и квинты) сочетаются с очень сложными гармониками.

Прямое отношение к одноаккордовой гармонии имеет лангелейк. Лангелейк – это народный норвежский инструмент, который со средних веков был распространен по всей Норвегии. Инструмент по внешнему виду напоминает гусли, только под первой струной на корпусе имеются накладки, напоминающие лады грифа гитары. Накладки позволяют извлекать звуки мажорной гаммы. Остальные струны имеют строй тонического трезвучия этой гаммы.

Появление в Норвегии инструмента с одноаккордовой гармонией может быть связано с теорией заселения Европы переселенцами (арийского происхождения) из Индии. Действительно, по звучанию игра на лангелейке очень напоминает индийскую музыку. Но при игре на лангелейке не используется прием оттягивания струны, в результате накладывающиеся на основной аккорд звуки, имеют жесткую привязку к определенной частоте. Такое сочетание звуков более привычно слуху европейца.

 

Сказать однозначно, что одноаккордовая гармония является прародителем славянской (дву и трехаккордовой) гармонии нельзя. Уж больно они отличаются друг от друга. Общее у них (что отличает от других музыкальных культур) – гармоничное сочетание всех нот аккорда.

 

 

 

Двуаккордовая гармония.

Когда заходит речь о древней музыкальной гармонии, у большинства людей всплывают в памяти Древняя Греция и Пифагор. Это примерно пятый век до нашей эры. Давайте разберемся – в чем заслуга Пифагора? Оказывается, лишь в том, что он дал название и математическое соотношение давно известным интервалам.

Пифагорейское учение о гармонии: «Если уменьшить длину струны или флейты вдвое, тон повысится на одну октаву. Совершенно так же, если уменьшить в отношении 3/2 и 4/3, то этому будут соответствовать интервалы квинта и кварта.»

Попытка дальнейшего развития этой гармонии ни к чему хорошему не привела.

Ко времени жизни Пифагора, на территории Европы была уже как трехаккодовая, шестинотная гармония, так и только зародившаяся семинотная. Судя по всему, трехаккордовая гармония относится ко временам расселения белой расы по Евразии, т.е. около трех-четырех тысяч лет назад. Время образования двуаккордовой гармонии, как протогармонии определить невозможно, т.к. это может быть и пять, и двадцать и сто тысяч лет назад.

По терминологии Пифагора, древняя гармония основана на трех интервалах – кварта, квинта, октава. Во времена Пифагора говорили, что это соотношение длинны струны или флейты (в наше время говорят о соотношении частот звука). Укорачивание струны вдвое (1: 2) дает октаву, две третьих струны (2: 3) дает кварту, три пятых (3: 5) – квинту.

Гитаристам будет более понятно, если я скажу, что кварта - интервал от открытой струны, до тона струны, зажатой на пятом ладе; квинта - интервал от открытой струны, до седьмого лада; октава - от нулевого до двенадцатого лада.

Основа древней гармонии выглядит так: От любого тона (бурдон), в зависимости от высоты голоса исполнителя, например, от Соль, строится кварта Соль–До, квинта Соль–Ре, октава Соль–Соль. (Первая ступень от бурдона получила название тоника ). И так, имеем четыре тона GCDG, где C – первая ступень, D – вторая.

Далее, от первой и второй ступени строятся два интервала (через ступень), т.е. первый – третий и второй – четвертый. В зависимости от этих интервалов получается мажор

или минор.

 

2-я мажорная «терция» (несмотря на совпадение в равномерно-темперированном строе), несколько больше 2-ой минорной «терции».

Математическим расчетом этих интервалов никто не занимался, но они хорошо различимы на слух.

Давайте настроим гусли в двуаккордовый мажор.

Возьмем шестиструнные гусли с бурдоном. (Настроечная мелодия – «Жили у бабуси») От первой струны, с тоном «взятым от фонаря» (в зависимости от высоты голоса исполнителя), пусть это будет Соль, строим три интервала (эти интервалы можно строить

по тюнеру) – кварту (G-C), квинту (G-D), октаву (G-G). Особенность кварты и квинты – в сумме они дают октаву. Если Соль–До – кварта, то До–Соль – квинта; если Соль–Ре – квинта, то Ре–Соль – кварта. Получаем основу (скелет) Соль, До, Ре, Соль. На эту основу (как на вешалку) вешаем два интервала (через струну) – на До вешаем интервал До–Ми, на Ре вешаем интервал Ре–Фа. Получился (До) мажор GCDEFG (для начала, можно строить по тюнеру). Если на основу навесить два других интервала (До–МиЬ и почти Ре–Фа), получится (До) минор, но об этом поговорим позже.

Как играть с таким строем? Крайние струны принадлежат обоим аккордам, и они постоянно открыты. А вот от того, какие пары интервалов (от До или от Ре) звучат, а какие глушатся, будет звучать первый или второй мажорный аккорд - GCEG или GDFG. Можно либо просунуть два пальца между струн (между второй и третьей, и между четвертой и пятой) и двигать их вниз – вверх, либо гасить пары накладыванием пальцев на струны сверху. Разнообразие песен зависит от последовательности этих двух аккордов и различных ритмов. Двуаккордовых мажорных песен достаточно много.

Теперь о том, как перестроить гусли, настроенные в двуаккордовый мажор в натуральный двуаккордовый минор.

Я говорил о паре интервалов, которые создают мажор или минор. Так первый интервал мажора (До–Ми) очень жизнерадостный, веселый, напоминает улыбающийся смайлик. Ослабим натяжение четвертой струны, получив интервал До–МиЬ (можно для начала по тюнеру), и смайлик из улыбающегося, превратится в грустный. Второй интервал (Ре–Фа), это как бы светящиеся глазки улыбающегося смайлика. У грустного смайлика вроде глазки те же (можно и не менять натяжение, особенно если строите по тюнеру), но немножко потускней, поэтому пятую струну надо ослабить совсем на чуть-чуть. По тюнеру, интервал так и останется Ре–Фа, но будет чуть меньше. В этом и отличается темперированный строй от натурального. К скелетному Соль До Соль пристраивается до полного гармоничного сочетания звук близкий к Ми (в мажоре) или МиЬ (в миноре), к скелетному Соль Ре Соль пристраивается звук, близкий к Фа в мажоре, и тот же Фа, но чуть ниже в миноре. В результате получается две пары абсолютно гармоничных сочетаний.

Игра с минорным строем не отличается от игры с мажорным – так же гасится одна или другая пара. Проблема в том, что минорные двуаккордовые песни в наше время очень редки (я не знаю ни одной, но кажется слышал их у Старостина).

 

Трехаккордовая гармония.

В середине 18 века французский композитор и теоретик музыки эпохи барокко Ж. Ф. Рамо описал принцип трехаккордовой гармонии и предложил термины доминирующих тонов: «…так как основной звук заставляет звучать две квинты одновременно, одну наверху, другую внизу (я дал им повсюду название доминанты и субдоминанты)…» Если основной тон (тоника)До, то доминанта – Соль, субдоминанта – Фа. Получается До Фа Соль.

Как и в случае с Пифагором, предложенная теория вступает в противоречие с древней гармонией, и от нее стоит взять только термины. Древняя гармония неразрывно связана с бурдоном. В нашем случае (с бурдоном Соль) субдоминантовое трезвучие Фа Ля До выпадает от бурдона, лишь цепляясь за скелетное До. Мало того, выше я описал изменение тона Фа, при переходе из мажора в минор, и следовательно, Фа не может быть опорной нотой. С философской точки зрения, третий (субдоминантовый) аккорд (Фа Ля До) есть некий временный отрыв (взгляд) от основы над бурдоном, с последующим возвратом к нему (Явь, Правь, Навь).

Двуаккордовая гармония напоминает некое раскачивание из стороны в сторону, с опорой на бурдон. В трехаккордовой гармонии к двуаккордовой добавляется третий аккорд, который непосредственно с бурдоном не связан. Это некий взмах руками (временный переход в другую плоскость).

В свое время, я много экспериментировал с трехаккордовым строем, ища опору третьему аккорду. Я пробовал к бурдону Соль добавлять бурдон Ля или Фа. Бурдон Фа оказался более благозвучным. Я и сейчас играю на восьмиструнных гуслях со вторым бурдоном Фа (по схеме 45123456). Но такая двубурдонная схема не встречается в традиции. Изучая старые строи кантеле, я наткнулся на упоминание, что иногда строй заканчивался интервалом в полтора тона, удваивающим тонику. Я проверил догадку и убедился – в восьмиструнных гуслях (кантеле), третий аккорд опирался о верхнюю тонику (51234561). Восьмиструнные гусли упоминаются в работе «Русские традиции. Альманах русской традиционной культуры.» - «Указанные отличительные особенности славянского многострунного щипкового инструмента позволили сначала Фаминцыну, а за ним и Привалову не без основания сделать предположение о том, что арабские историки видели у славян восьмиструнные гусли, …» [3].

Что из себя представляет игра с трехаккордовым строем? Глушение струн осуществляется теперь тремя пальцами. Если заглушить постоянно одним пальцем Ля, то мы оказываемся в описанной выше двуаккордовой гармонии. Если постоянно заглушить Ре, то мы переходим в другую плоскость с опорой на две тоники (в октаву). Попеременным глушением двух пар (Ми-Соль и Фа-Ля) получаем два аккорда CEGC и CFAC.

 

Давайте разберемся, как древняя гармония соприкасается с современной теорией классической музыки.

Люди, коснувшиеся музыкальной грамоты, знают, что сочетание До Ми Соль (CEG) – это аккорд До мажор (С). (Сочетание GCEG, так же будет До мажором.)

Что же из себя представляет сочетание GDFG? Это Соль септаккорд (G7). Септаккорд представляет из себя мажорный аккорд (Соль Си Ре) и интервал септиму (G-F). (В полутонах септима - это 10 полутонов, или на два полутона (один тон) меньше октавы.) Строй GCDEFG не содержит Си (Н), поэтому от аккорда Соль мажор (GHDG) остается только GDG. Добавляем септиму G-F, получаем септаккорд (G7) GDFG.

Как я писал выше, первая ступень после бурдона получила название ТОНИКА (T). Пятая ступень от тоники получила название ДОМИНАНТА (D), и четвертая ступень от тоники получила название СУБДОМИНАНТА (S).

Таким образом трехаккордовый строй GCDEFGA включает в себя три аккорда:

C (До мажор) – (1)246 (Тоника) T.

G7 (Соль септ) – 1356 (Доминантсептаккорд) D7.

F (Фа мажор) – 257 (Субдоминанта) S.

Изменив мажорный трехаккордовый строй GCDEFGA на минорный GCDEЬFGAЬ, получаем три аккорда минора (при тех же положениях пальцев):

Cm (До минор) – (1)246 (Тоника) T.

G7 (Соль септ) – 1356 (Доминантсептаккорд) D7.

Fm (Фа минор) – 257 (Субдоминанта) S.

 

 

Как минорный, более известен строй ADEFGAB, получаем три аккорда Ре минора (при тех же положениях пальцев):

Dm (Ре минор) – (1)246 (Тоника) T.

A7 (Ля септ) – 1356 (Доминантсептаккорд) D7.

Gm (Соль минор) – 257 (Субдоминанта) S.

Подведем итог. Древние гусли, как и кантеле (по сути это один инструмент), изменением натяжения двух (трех) струн перестраивались из мажора в минор (женское и мужское начало – Инь/Янь). Схематически это можно изобразить так.

Разброс применяемых в разных районах тональностей (а следовательно и бурдона, как пятой ступени от тоники) достаточно велик - от Соль до Ре.

 

Древние строи гуслей.

К тому времени, когда через интернет я познакомился с основами строя гуслей и традиционными приемами игры, я уже имел довольно внушительный личный опыт. Далее процесс познания продолжился освоением традиционных строев и сравнением их с найденными экспериментально.

Прежде всего меня поразил традиционный строй гуслей – «мажорный строй с седьмой пониженной ступенью». Этот строй назывался «Русским». Все защитники традиции уверяли, что этот строй самый древний и в доказательство приводили аргумент, что основан он на Ионийском древнегреческом ладе (5 век до нашей эры). Мне был не понятен этот строй – он никак не совпадал с теми перспективными строями, которые я получил экспериментально. Возможно привычка к оцифровке, довольно быстро навела на мысль, что это не мажорный строй (До мажор) с непонятно зачем пониженной седьмой ступенью (1234567Ь), а минорный (Ре минор), но непонятно зачем, начинающийся с седьмой ступени (7123456). Я продолжал искать другие традиционные строи, и скоро понял, что те строи, которые я нашел экспериментально есть и в традиции, но они не так популярны, как «Русский».

На описание средневековых строев я наткнулся в книге Базлова Григория «Русские гусли: история и мифология.»

http: //romanbook.ru/book/8815738/? page=2

« … Приходит на ум и классическая троичность гусельных аккордов. В гуслях, настроенных традиционно, основные аккорды — это три трезвучия.

Из былины в былину мы встречаем повторяющееся упоминание о трёх основных строях инструмента и трёх жанрах произведений, исполняющихся на гуслях. …

Первый строй струн, а также музыкальный жанр — «новгородский», и соответствует историческим песням и былинам, богатырским произведениям, широко распространенным в Новгородчине, на Русском Севере.

Второй строй инструмента и музыкальный жанр — «иерусалимский», соответствующий, вероятнее всего, исполнению псалмов и подобных им религиозных произведений.

Третий строй и жанр, пришедший из-за моря Волынского, Лукоморья зелёного, восходит, вероятнее всего, к скоморошинам, весёлым плясовым наигрышам и припевкам-частушкам. Южное побережье Балтийского моря в средневековой христианской Руси воспринималось безусловно, как оплот славянского язычества. Весёлые пляски и песни — неотъемлемый атрибут языческой культуры, автоматически считался признаком бездуховности.

Эти три жанра гусельного исполнения наглядно совпадают с древним учением о гунах. Схожая традиция «троеструнности» существовала и в эллинском мире. Диадор так писал

 

о Гермесе: «Он устроил трёхструнную лиру, наподобие времён года, так как установил три тона: острый — от лета, тяжелый — от зимы, средний — от весны».

Подобная традиция трёх основных жанров игры на арфе, видимо восходящая к временам индоевропейского единства (а это приблизительно V т. д. н. э.), существовала и у арфистов древней Ирландии. Эти жанры назывались «тремя благородными песнями» или «тремя благородными натяжениями». Подразумевалось, что по-разному натянутые струны и сыгранная на них мелодия могут вызывать смех, слёзы или сон. Созвучно с традицией применения гуслей русскими игрецами. В былинах богатырь Чурила усыпляет гуслями князя с княгинею, а Добрыня, подобно ирландским арфистам, управляет слушателями, заставляя их «уныльной игрой» грустить, а «весёлой» — плясать. То есть в былинах мы встречаем все три примера игры, называемой у ирландских музыкантов «тремя благородными песнями» и «тремя благородными натяжениями». Более того, сам термин ирландских арфистов «три благородных натяжения», восходящий к представлениям о волшебной арфе бога Дагды, имеет полное соответствие в терминологии гусляров из русских былин:

Ён ведь начал гуселка налаживать,

Ён ведь начал струночки натягивать.

Ён перву наладил с града с Киева,

Ён другу наладил из Чернигова,

Ён ведь третью из каменной Москвы.

Эти «три натяжения» имеют в былинах соответствия с тремя исполнительскими жанрами.» [2].

И так, Базлов отмечает – «…В гуслях, настроенных традиционно, основные аккорды — это три трезвучия.». Речь идет о трехаккордовой гармонии. Как я выяснил, трехаккордовая гармония – это семь струн (по схеме 5123456), перестраиваемых из мажора в минор. Что подтверждается словами, идущими далее – «… Ён ведь начал гуселка налаживать, …». Не трудно было догадаться, что минорный строй это «Новгородский», а мажорный «Лукоморский». Дело в том, что с этими строями я был знаком задолго до прочтения книги. Репертуары строев имели яркие отличительные особенности, удивительным образом схожие с описанными в книге. Что же из себя представлял «Иерусалимский»?

У Базлова – «Второй строй инструмента и музыкальный жанр — «иерусалимский», соответствующий, вероятнее всего, исполнению псалмов и подобных им религиозных произведений.»

Чем «Новгородский» строй не устраивал для пения псалмов? Для пения псалмов очевидно не хватало трех аккордов. Первые мои опыты со строями, показали, что для образования шести аккордов минора, достаточно семи нот. «Новгородский», как и «Лукоморский», в своем строе содержали только шесть. Как без сложной перестройки, ввести в строй седьмую ступень? Ответ прост – перестроить бурдон! Именно это и делали наши былинные богатыри. В Ре миноре седьмая ступень – До. Вот так и оказалась

седьмая ступень на первом месте. Действительно, «Иерусалимский» строй CDEFGAB (7123456) позволяет составить шесть аккордов минора:

Dm – 246 (Ре Фа Ля)

A7 – 356 (Ми Соль Ля)

Gm – 257 (Ре Соль СиЬ)

F – 146 (До Фа Ля)

C7 – 1357 (До Ми Соль СиЬ)

B – 247 (Ре Фа СиЬ)

 

Как же так получилось, что «Иерусалимский» строй стал фаворитом? Начиная с 17 века, с приходом к власти Романовых, гусли были подвергнуты серьезным гонениям. Скоморохи, как носители древней славянской культуры, были уничтожены. Традиция игры на гуслях была сохранена благодаря христианам и большей частью староверам. Под игру на гуслях они славили Бога. Так говорит Св.Писание: «Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия». Псалтыриум, в отличии от гуслей имел другой строй. Гусли, перестроенные под псалтыриум, имели строй, со средних веков получивший название «Иерусалимский». Не удивительно, что христиане сохранили традицию игры с Иерусалимским строем. Теперь его ошибочно называют Русским.

То ли по не знанию, то ли по злому умыслу, но по всей стране создаются учебные группы по освоению гуслей с «Иерусалимским» строем – CDEFGABCD. Таким образом люди, пытающиеся возродить славяно-арийскую культуру, вводятся в заблуждение. Самым древним (более пяти тысяч лет) строем является двуаккордовый строй GCDEFG, более поздний (более трех тысяч лет) трехаккордовый («Лукоморский») GCDEFGA и GCDEFGABC. «Иерусалимский» строй CDEFGABCD, получается из «Новгородского» ADEFGABCD, перестройкой бурдона (А) в седьмую ступень (С). Запомните! Древние славянские песни были дву и трехаккордовыми! Пятиаккордовое пение было внесено христианами.

Бурдон – первая (басовая) струна гуслей, по тону на октаву ниже пятой (от тоники) ступени (струны на гуслях без бурдона).БУРДОН (а не тоника) – основа древней гармонии. Гусли без бурдона, как человек без морали. Большинство мастеров ведутся на христианскую традицию и делают гусли без бурдона.

 

Шестиаккордовая система.

 

Современная классическая музыкальная система образовалась в результате синтеза трех музыкальных культур – древней Арийской (шестинотной), древней Иудейской (семинотной) и древней Китайской (12-и элементной). Слияние Арийской с Иудейской произошло в Древней Греции стараниями Пифагора и его сподвижниками, примерно в 6 веке до нашей эры.

Когда заходит речь о древних гуслях, вспоминают царя Давида, играющего на гуслях (по разным оценкам это 10 – 8 век до нашей эры). «Дави́ д (возлюбленный) — второй царь народа Израиля после Саула, младший сын Иессея (Ишая) из Вифлеема (Бет-Лехема). По Библии (3Цар. 2: 1), царствовал сорок лет: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединённого царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме).» Дело в том, что играл он не на гуслях, а на псалтыри. Гусли и псалтырь объединяет лишь схожие конструктивные особенности. Это инструменты разных культур. Строй псалтыри имел семинотную структуру, что позволяло увеличить число аккордов для духовного пения. Разумеется, что придумать разделить октаву на семь частей (по числу дней недели), иудеи могли и сами, но эту идею они могли позаимствовать и у китайцев.

Пифагорейцы от древней Арийской культуры взяли способ образования аккордов, от Иудейской добавили седьмую ступень, в результате получили систему, позволяющую переходить из минора в параллельный мажор. Эта система лишилась гармонии, т.к. при переходе из минора в мажор мелодия переходили из одного дома в другой (блуд).

Тональность Ля минор с одноименной тональностью Ля мажор, под «крышей» общего бурдона Ми создают «дом» или «семью». Подобный «дом» под крышей бурдона Соль, создают одноименные тональности До мажор и До минор. Шестиаккордовая мелодия представляет собой метание, БЛУД между тональностями Ля минор и До мажор. Мелодия постоянно переходит от дома (Ля) минора к дому (До) мажора. Не удивительно, что Пифагор так и не смог привести к гармонии новую систему. Ее там просто нет!

В Древней Греции различные музыкальные культуры существовали параллельно у разных племен. Ревностными хранителями своей музыкальной культуры были спартанцы.

Плутарх описывает обычаи спартанцев, как варварские http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Plutarh/..

И с некоторой усмешкой рассказывает об их отношении к музыке:

«17. Спартанцы не разрешали никому хоть сколько-нибудь изменять установлениям древних музыкантов. Даже Терпандра, одного из лучших и старейших кифаредов своего времени, восхвалявшего подвиги героев, даже его эфоры подвергли наказанию, а его кифару пробили гвоздями за то, что, стремясь добиться разнообразия звуков, он натянул на ней дополнительно еще одну струну. Спартанцы любили только простые мелодии. Когда Тимофей принял участие в карнейском празднике, один из эфоров, взяв в руки меч, спросил его, с какой стороны лучше обрубить на его инструменте струны, добавленные сверх положенных семи.» [1].

Распространение христианства, привело к тому, что семинотная система стала общепринятой и поглотила остальные культуры.

С древних времен и до середины средневековья большую часть континента (Евразия) объединяла единая музыкальная культура. Зародившееся христианство занялось уничтожением этой культуры и заменой ее на свою, христианскую. Всем хорошо известны ужасы святой инквизиции. Под видом спасения душ, уничтожалась языческая культура, которая была вынуждена уйти в подполье. Остатки этой культуры сохранились в народной традиции.

В России с приходом к власти Романовых, началась жестокая христианизация, по своим масштабам превышающая святую инквизицию. Прежняя музыкальная культура не только осуждалась церковью, но и преследовалась властями. При Алексее Михайловиче гусли насильно изымались и телегами свозились к кострам. Повсюду насаждалась христианская культура. Постепенно, даже в народе, в обиход вошли песни на основе христианской гармонии. Древняя гармония была настолько истреблена, что в наше время, говоря о возрождении русской культуры, имеют в виду сохранение песнопений на основе христианской гармонии (казачьи и прочие шестиаккордовые песни).

Возрождая древнюю музыкальную культуру, надо иметь в виду, что на территории Западной Европы она сохранилась в большей степени. Прекращение гонений на древнюю культуру вывело ее из подполья. В аристократических кругах Германии и других стран стало модным исполнение древних баллад и героических эпосов. Древняя гармония (три аккорда мажора и тонический септаккорд) стала основой блюза, свинга и рок-н-ролла. Пытаясь возродить древнюю культуру, надо смелее смотреть на Запад. Используя строй гуслей как сито, можно выделить исходные мелодии и прийти к пониманию «Новгородского» и «Лукоморского» жанра.

 

 

Скрипичные концерты 16-17 веков, звучат очень гармонично. Дело в том, что скрипка (как и голос при хоровом пении) позволяет подстроиться при переходе из минора в параллельный мажор. Но в 17 веке широкое распространение получили клавишные инструменты (орган, клавесин и др.). В угоду клавишным инструментам был введен равномерно-темперированный строй. Сама идея была взята из одной из музыкальных систем Китая, где интервал в октаву, делился на 12 равных частей (по числу месяцев в году). Из этих кусков (полутон), составлялись привычные европейскому слуху аккорды. Система потеряла даже элементы гармонии.

В наше время, шестиаккордовая система практически вытеснила дву и трехаккордовые песни из повседневной жизни. Двуаккордовые песни еще сохраняются в некоторых районах с крепкой традицией и фольклорных объединениях. Трехаккордовые песни, так распространенные в конце 18 и начале 19 века, сейчас почти не поются. Не удивительно, что молодые люди, взявшие в руки гусли, хотят играть на гуслях именно шестиаккордовые мелодии.

Рассмотренный в предыдущей главе «Иерусалимский» строй, даже увеличенный до 9 струн CDEFGABCD, не является шестиаккордовым. Те, кто играл с этим строем, знают, что аккорд А7 из-за отсутствия бурдона и седьмой повышенной (C#), звучит крайне не выгодно, и строй по сути является пятиаккордовым. (Вполне возможно, что оставшихся пяти аккордов, вполне хватало для исполнения псалмов.) Поэтому «Иерусалимский» строй, как шестиаккордовый, в следующей главе рассматриваться не будет. В качестве шестиаккордовых строев будут рассмотрены «Новгородский 9» и «Новгородский 9+» («Академический»).

 

 

3 часть

Постановка пальцев.

Все строи, которые будут разбираться ниже, являются родственными. Все они содержат одинаковое ядро (из 7 струн), и освоив положение пальцев при игре с основными струнами, останется только освоить дополнительные возможности, связанные с добавочными струнами.

Для освоения основных приемов игры, нам понадобятся 7-и струнные (или 9-и струнные, с заглушенными двумя верхними струнами) гусли с бурдоном, настроенные в мажоре или миноре. Пусть это будет строй GCDEFGA.

Установите гусли басовой струной вниз (традиционно).

Басовая (самая длинная) струна – это первая струна.

1. Исходное положение.

Безымянный палец левой руки лежит на третьей струне

Средний палец – на 5-ой струне

Указательный – на 7-ой.

Большой палец при этом опирается о корпус (или о следующую струну), мизинец – висит в воздухе.

Это первый аккорд (T).

 

2.

Безымянный и средний пальцы опускаются на струну ниже

Указательный палец остается на 7 струне.

Это второй аккорд (D). Возвращаемся в первый.

 

 

 

3.

Безымянный палец остается на 3 струне

Средний и указательный пальцы опускаются на струну вниз.

Первую струну, при игре с этим аккордом, не задевать, или приглушить мизинцем.

Это третий аккорд (S). Возвращаемся в первый.

Традиция игры, просунув пальцы между струн, исходит от игры на гуслях с игровым окном. Гусли при этом традиционно держат басовой струной вниз.

Пальцы левой руки будут работать так:

1.

Большой палец опираются о край инструмента.

Указательный палец между шестой струной и седьмой.

Средний палец между четвертой и пятой.

Безымянный – между второй и третьей.

Мизинец – висит в воздухе.

Все три пальца прижимаются кверху.

Это Т (тоника):

 

 

2.

Безымянный и средний пальцы давят вниз.

Указательный – вверх.

Это D7 (доминанта):

3.

Безымянный палец – давит вверх.

Средний и указательный – вниз.

Первую струну, при игре с этим аккордом, желательно не трогать, или приглушить мизинцем.

Это S (субдоминанта):

 

 

 

 

«Новгородский 7», «Лукоморский 7».

Эти два строя представляют собой основу древней (трехаккордовой) гармонии. «Новгородский 7» - это минорный трехаккордовик, «Лукоморский 7» - мажорный. Один строй может перестраиваться в другой. Оба строя по схеме 5123456 (относительно тоники).

Наличие бурдона позволяет сделать игру яркой и выразительной. Строй позволяет играть в стиле бас–аккорд. Опорными нотами при такой игре являются – первая струна (доминанта), вторая (тоника) и пятая (субдоминанта).

Настраивать инструмент можно по тюнеру. При этом есть два способа – по полутонам, и по ступеням гаммы.

Разберем первый способ:

Напишем на листе бумаги три октавы по полутонам (3х12). (В разных тюнерах он выглядит по разному).

Теперь построим мажорный строй («Лукоморский 7») от Соль по схеме 5-2-2-1-2-2

 

Получили строй GCDEFGA. Таким образом, по схеме 522122, можно построить мажорный строй от любой ноты. Например, от Ля, это будет ADEF#GAH. Если GCDEFGA – это До мажор (по второй струне), то ADEF#GAH – Ре мажор.

Минорный строй («Новгородский 7») строится по схеме 521221. Построим от Ля.

 

Т.к. A#=B, то получится строй ADEFGAB. От Соль это будет – GCDD#FGG#, правильнее записать GCDEЬFGAЬ. Если строй ADEFGAB – это Ре минор (по второй струне), то GCDEЬFGAЬ – До минор.

Второй способ настройки основан на ступенях гаммы. Для этого надо знать, какие


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 3727; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.157 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь