Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Информатика как наука, предмет и объект науки, ее место в системе наук.



Информатика как наука, предмет и объект науки, ее место в системе наук.

Бурный XX век и глобальные процессы, происходившие в это время, большое количество информации, накопленное человечеством, большие информационные потоки заставили эту информацию структурировать, преобразовывать, сохранять и получать быстрый доступ. Владеющий информацией во все времена владел миром. Как мы знаем, XX век – век противостояний, поэтому та сторона, которая могла грамотно работать с информацией и должна была в итоге управлять миром. XX век помнит и телеграф и спутниковую связь, и машины кодирования, и электронную цифровую подпись… Кроме того, в 60-е годы было доказано, что за один год XX века происходило столько же научных открытий, сколько за всю остальную историю человечества. Неудивительно, что была необходима наука, которая бы занималась вопросами сбора, хранения, обработки, передачи информации безотносительно ее содержания. То есть важно было разработать общие принципы.

В 1978 году международный научный конгресс официально закрепил за понятием " информатика" области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации — массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей.

Информатика – наука, занимающаяся изучением информационных процессов в информационных системах. Информационные процессы – это как раз и есть сбор, хранение, передача и обработка информации. Информационные системы в широком смысле понимаются как любые явления окружающей действительности, которые содержат в себе какую-то информацию. Поэтому можно сказать также, что информатика наука, изучающая общие закономерности сбора, хранения, передачи и обработки информации.

Конечно, до появления науки должны были возникнуть какие-то предпосылки. Появлялись отдельные науки, которые позднее и скооперировались в информатику.

1) Кибернетика – науки о наиболее общих закономерностях управления в обществе, природе и технике. Родоначальником науки стал американский ученый Норберг Винер. Его книга увидела свет в 1948 году и поначалу вызывала много споров. В СССР она была объявлена буржуазной лженаукой.

2) Теория алгоритмов (Алан Тьюринг) – наука, занимающаяся вопросами формализации понятия алгоритма.

3) Теория информации (Клод Шеннон) – наука, занимающаяся теоретическими аспектами информации: теорией кодирования, способами передачи информации, определения количества информации и т.д.

4) Появление электронных вычислительных машин.

Объектом науки называют большую область окружающей действительности, которую изучает наука, а предметом – конкретную проблему. Таким образом, объектом информатики можно считать, исходя из определения, информационные системы, а предметом – особенности информационного процесса.

Информатика как наука была полностью сформирована в 60-е годы XX века. Скорее всего, это слово образовано от французского Informatique.

Можно выделить следующую структуру науки:

1) Теоретическая информатика – рассматривается как раздел математики, который в себя такие разделы как

а) теория информации;

б) теория кодирования;

в) теория алгоритмов;

г) теория формальных языков.

2) Программирование – наука о разработке программного обеспечения.

3) Информационные системы и технологии – реализация информационных процессов в компьютерной технике

4) Вычислительная техника.

5) Искусственный интеллект – разработка систем, имитирующих сознание и мышление.

Место информатики в системе наук

Науки можно разделить по объектам исследования на гуманитарные и прикладные, по степени связи с другими науками на фундаментальные и прикладные.

По мнению академика А.П. Ершова информатика – фундаментальная естественная наука. Фундаментальность означает, что наука пользуется собственными методами и является самодостаточной. Естественность означает, что наука изучает реальные объекты объективного мира.

У информатики есть также и технический аспект, который связан с разработкой технических систем. Многие даже отождествляют информатику и компьютер, хотя это неверно. Компьютер – это только техническое устройство для реализации информационных процессов. Однако стоит заметить, что техническому компоненту уделяется значительная роль, и связана она, прежде всего, с разработкой технических средств.

Гуманитарный аспект информатики заключается и изучении влияния информатики на жизнь общества.

Языки программирования: назначение, виды. Компиляция, интерпретация, трансляция.

Программирование — деятельность по созданию программного обеспечения — является структурным звеном информатики, наряду с теоретической информатикой, вычислительной техникой, информационными системами и искусственным интеллектом. Без программирования невозможно говорить о компьютерах вообще и о деятельности человека за компьютером в частности, ведь программа выступает посредником между человеком и компьютером.

Первые программы появились едва ли позже создания компьютера. Первым программистом принято считать знаменитую Аду Лавлейс, дочь лорда Байрона, которая так была сильно увлечена математикой и трудами Чарльза Бэббиджа. Чарльз Бэббидж вошел в историю благодаря конструированию «Аналитической машины», которая, исходя из ее проектирования, должна была быть очень похожа по своей структуре на современный компьютер. Она должна была иметь устройство для ввода и вывода данных, «накопитель», в которых должны были размещаться промежуточные результаты, «мельницу» для вычислений, управляющее устройство. Юная Ада буквально подхватила идею создания этой машины и помимо новых идей по конструированию узлов и механизмов, она занималась разработкой программ к еще не существующей машине. Надо отметить, что после себя эти два замечательных человека оставили только гору чертежей и схем. Сама же машина была построена много позже, в XX века группой студентов в дань уважения «отцу компьютерной техники».

С появлением первых компьютеров возникла проблема записи команд для машины. Исходя из принципа Фон Неймана, команды для машины должны храниться в памяти, а значит кодироваться в двоичной системе счисления. Первое время использовали язык машинных кодов. Например, одна команда на машинном языке могла звучать так:

15 0049 2376

Здесь первое число означает код операции, а два других — номера ячеек памяти, откуда нужно взять значения. Например, если «15» - код операции сложения, то запись означает, что нужно было взять число, лежащее в ячейке с номером 0049 и сложить с числом, лежащем в ячейке с номером 2376 и положить результат в ячейку с номером 0049. Понятно, что в этих числах легко можно было запутаться. Разобраться в таких записях иногда просто невозможно. Нужно помнить все коды операций, кроме того, нужно помнить все адреса ячеек, где лежат данные. Кроме того, все эти команды записывались в двоичной системе счисления. Конечно же, ни о каком удобстве программирования говорить в этом случае не приходится. Зато процессору такие команды не просто понятны, но и являются единственно возможными. Процессору команды понятны, а человеку совершенно нет. Чтобы как-то приблизить программирование к человеку, были созданы специальные языки с транслятором[1] типа Ассемблер (англ. assembler — сборщик). Такие языки назывались языками Ассемблера. Эти языки имели общую структуру, которая состояла из метки, кода и комментария. Код состоял из так называемой мнемоники и списка аргументов. Мнемоника — трех-, четырехбуквенное сокращение команды, аналог кода операции. Список аргументов записывался через запятую, их количество зависело от конкретной операции. В этом случае команды могли выглядеть так:

MOV a, 15

MOV b, 35

Эти команды означают, что переменной «а» нужно присвоить значение 15, а переменной «b» - значение 35. Аналогом команды из вышеобозначенного примера могла бы быть команда

ADD a, b

что означало бы, «сложить число, лежащее в ячейке «а» с числом в ячейке «b», а результат положить в ячейку «а».

Как видно из примера, язык очень сильно напоминает машинный, но здесь имеются некоторые «человеческие» элементы: например, команда «MOV» созвучна с английским словом «move», что означает «передвинуть», а команда «ADD» созвучна со словом «add» (прибавить). Во-вторых, здесь уже нет адресов ячеек, а есть переменные. Дать переменной конкретный адрес ячейки уже не задача программиста, а задача программы-транслятора. Таким образом, программист избавлен от проблемы поиска свободных ячеек памяти, за него это делает машина. Отметим, что в этом случае язык уже не совсем машинный, и для компьютера эти команды незнакомы, ему их нужно переводить (транслировать). Но все же этот язык очень похож на машинный. Такие языки называют языками программирования низкого уровня.

Однако даже на языках ассемблера работать достаточно сложно и трудоемко. Естественно желание писать программы так таком языке, который был бы более приближен к «человеческому», где команды звучали бы как фразы. Такие языки называются языками программирования высокого уровня. Например, такой фрагмент программы, написанный на языке Pascal

If n< 15 then n: =n+3 else n: =n-2,

в переводе с английского звучит так: «если n < 15, то n: =n+3, иначе n: =n-2». На языке программирования Pascal эта фраза означает «если n < 15, то к n прибавать 3, иначе от n отнять 2». Почти как на английском. Очевидно, что с помощью этого языка можно писать программы легче, такие программы легко понимаемы. Кроме того, языки программирования высокого уровня позволяют работать с любыми данными, а не только с числами. Еще стоит отметить, что если языки Ассемблера были предназначены для процессора определенного типа (поэтому неверно говорить «язык Ассемблер», так как ассемблер — это только программа-транслятор), то языки программирования высокого уровня не зависят от типа компьютера.

 

Языки программирования высокого уровня делятся на 2 типа:

 
 

 


императивные декларативные
Программа представляет собой алгоритм решения какой-то задачи. Алгоритм описывается пошагово. Например, «для того, чтобы перейти дорогу, нужно:
  1. Подойти к проезжей части;
  2. Посмотреть на светофор;
  3. Если светофор зеленый,
    1. посмотреть по сторонам и
      1. если нет автомобилей, пересекающих проезжую часть, то перейти проезжую часть
      2. иначе подождать, пока машины проедут;
    2. перейти проезжую часть.
  4. иначе подождать одну секунду вернуться к пункту 2;
  5. перейти проезжую часть.»
Примерами могут служить такие языки, как
  • Pascal
  • BASIC
  • Delphi
  • C++, C#
·
В них по сути нет алгоритма, есть только описание данных в их взаимосвязи. На основании полученных данных компьютер должен сформулировать ответ. Например: «на проезжей части 3 автомобиля: красный, синий и зеленый; светофор стоит в пяти метрах, на нем горит красный свет; 2 автомобиля движутся, один стоит. Можно ли мне перейти через проезжую часть? » Примерами декларативных языков программирования служат:
  • Prolog
  • Lisp
  • SQL

Транслятор

Для перевода с языка программирования высокого уровня на язык, понятный процессору, используются специальные программы – трансляторы. Трансляторы бывают двух видов:

1) интерпретатор;

2) компилятор.

В режиме интерпретации происходит трансляция построчно, то есть выполнение программы происходит непосредственно в среде программирования. Программы, написанные с использованием интерпретатора, не могут работать вне среды. Примером таких программ могут выступать любые, написанные на языке BASIC.

В режиме компиляции происходит перевод всей программы и запись ее в отдельный файл. Файл может быть сохранен в памяти компьютера, а затем исполнен.

Преимущество компилятора состоит в том, что предварительно программа проверяется на наличие ошибок. Также стоит отметить и то, что программа может работать вне среды программирования. Но у компилятора имеется и недостаток, который состоит в том, что в случае ошибки найти ее очень сложно, ибо в этом случае нельзя следить за промежуточными результатами. Для отладки используется режим интерпретации, то есть построчное выполнение написанной программы.

 

Принципы Фон-Неймана.

Уже при конструировании первой настоящей ЭВМ перед математиками встал вопрос: а что же такое ЭВМ собственно? Какое устройство является ЭВМ, а какое может называться только лишь вычислителем? Ответ на этот вопрос дал американский математик, венгр по происхождению Джон фон Нейман.

В 1946 году вместе с Г.Гольдстейном и А.Берксом фон Нейман написал и выпустил отчет " Предварительное обсуждение логической конструкции электронной вычислительной машины" (исследовательская группа занималась разработкой машины EDVAC). Поскольку имя фон Неймана как выдающегося физика и математика было уже хорошо известно в широких научных кругах, все высказанные положения в отчете приписывались ему.

Положения о ЭВМ фон Нейман заложил в 5 принципах. В дальнейшем все серийные машины работали именно по этим принципам, но одновременно велись разработки и в других направления. До сих пор понятие «ЭВМ» не утратило своей актуальности, превратившись только в понятие «компьютер», что говорит о том, что эти принципы остались неизменными.

1. Программа и данные для обработки хранятся в одной памяти. То есть, программа должна вводиться не с помощью перфолент, не с помощью специальных устройств (типа огромного табло с тумблерами), а должна храниться в той же памяти машины, в которой хранятся и данные.

2. ЭВМ работает только с двоичной системой счисления. Машина MarkI использовала электромеханические реле на 10 положений и работала в десятичной системе счисления. Такая архитектура не может быть удачной. Самый надежный способ работы с информацией – использовать только 2 сигнала: включено и выключено.

3. Принцип программного управления. Этот принцип обеспечивает автоматизацию процессов вычислений на ЭВМ. Программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определенной последовательности. Выборка программы из памяти осуществляется с помощью счетчика команд. Этот регистр процессора последовательно увеличивает хранимый в нем адрес очередной команды на длину команды. Так как команды программы расположены в памяти друг за другом, то тем самым организуется выборка цепочки команд из последовательно расположенных ячеек памяти. Если же нужно после выполнения команды перейти не к следующей, а к какой-то другой, используются команды условного или безусловного переходов, которые заносят в счетчик команд номер ячейки памяти, содержащей следующую команду. Выборка команд из памяти прекращается после достижения и выполнения команды “стоп”. Таким образом, процессор исполняет программу автоматически, без вмешательства человека.

4. Принцип адресности. Структурно основная память состоит из перенумерованных ячеек. Процессору в произвольный момент времени доступна любая ячейка. Отсюда следует возможность давать имена областям памяти, так, чтобы к запомненным в них значениям можно было впоследствии обращаться или менять их в процессе выполнения программ с использованием присвоенных имен.

5. ЭВМ укладывается в схему

 

         
   
 
   
 
 
УСТРОЙСТВО ВВОДА-ВЫВОДА

 


Рисунок 1 - Текстовая ОС

По количеству одновременно запущенных процессов ОС делятся на однозадачные и многозадачные. Многозадачные ОС могут имитировать одновременное выполнение нескольких процессов. Это достигается путем разделения времени на работу для каждого процесса. Каждой задаче отводится какое-то определенное количество времени, после чего происходит прерывание этой задачи, сохранение результатов и переключение процессора на следующую задачу. Слушая музыку и играя в какую-нибудь игру, нам кажется, что эти процессы происходят одновременно. Однако, это не так. Операционная система MS DOS может выполнять только одну задачу.

По возможности работы в сети разделяются на сетевые и локальные. Почти все современные операционные системы являются сетевыми. К локальным можно отнести ОС загрузочного диска.

По количеству пользователей, работающих на одном компьютере делится на монопользовательские и многопользовательские. Главным отличием многопользовательских систем от однопользовательских является наличие средств защиты информации каждого пользователя от несанкционированного доступа других пользователей. Чтобы начать работать, человек должен " войти" в систему, введя свое учетное имя (account name) и пароль (password). Регистрацию новых пользователей выполняет администратор системы. Пользователь не может изменить свое учетное имя, но может установить и/или изменить свой пароль. Пароли хранятся в отдельном файле в закодированном виде.

 

Norton Commander

 

Far manager

 

В начале 90-х годов во всем мире огромную популярность приобрела графическая оболочка MS-Windows 3.х. Эта программа-оболочка была несколько иного рода. Её графический интерфейс вместо набора сложных команд с клавиатуры позволяет выбирать их мышью из меню практически мгновенно. Операционная среда Windows, работающая совместно с операционной системой DOS, реализует все свойства, необходимые для производительной работы пользователя, в том числе — многозадачный режим Она предоставляла возможность открывать каждый каталог в отдельном окне и осуществлять операции с файлами путем нажатия на них мышкой. Программу-оболочку Windows 3.1 можно считать прообразом графической операционной системы Windows.

Windows 3.1

Современные инструменты для работы с файлами и каталогами называются файловыми менеджерами. Казалось бы, операционная система Windows предоставляет удобнейший интерфейс и возможности работы с файлами. Однако у профессионалов файловые менеджеры пользуются большим предпочтением. Связано это с тем, что графическая среда замедляет работу с компьютером (как это ни странно). Дело все в том, что для того, чтобы произвести какую-то манипуляцию с графическим объектом на экране, сначала его нужно найти. Затем нажать на кнопку вызова меню и НАЙТИ нужный пункт меню, а затем попасть на него курсором. Это требует повышения внимания, а, следовательно, и напряжения. В файловых менеджерах же используются горячие клавиши, что позволяет произвести операцию поиска, копирования, удаления (и т.д.) нажатием одной-двух клавиш. Кроме того, файловые менеджеры предоставляют возможности быстрого включения часто используемых программ-приложений и утилит. Например, программу-архиватор можно запустить непосредственно с помощью кнопки на панели инструментов (а не искать исполняемый файл этой программы по папкам).

Самым популярным файловым менеджером можно считать программу Total Commander. Принцип, заложенный в ее интерфейс, совсем не изменился с эпохи DOS.

Total Commander

 

Файлы и папки.

Как было уже неоднократно отмечено, информация в компьютере хранится только в двоичном виде. Такой подход оптимален с точки зрения реализации информационных процессов, происходящих в машине, но неудобен с точки зрения логического содержания. Для структурирования информации по логическому содержанию введена в рассмотрение наименьшая содержательная единица – файл.

Файл (File – лист, англ. ) – именованная совокупность байтов, находящихся на внешнем устройстве хранения. Это может быть либо текстовый документ, либо фрагмент программы, либо видео, а может даже все вместе (звуковой файл содержит текстовую информацию о файле). Каждый файл – это завершенный, самодостаточный объект. Некоторые из них используются операционной системой, другие – непосредственно человеком. Файлы отличаются друг от друга прежде всего их назначением. Визуально пользователь работает с файлами, различая их по имени и типу.

Имя файла – последовательность из символов, которую задает чаще всего сам пользователь. Например, после набора некоторого текста в текстовом процессоре программа просит сохранить файл. При этом пользователь должен ввести имя файла и нажать на кнопку «сохранить». В имени файла допускается использовать до 256 символов. В эпоху DOS количество символов не должно было превышать восьми, что конечно же очень мало. Имена файлов могут содержать и русские буквы (что было не всегда).

Тип файла – расширение – указывает на назначение файла, состоит обычно из трех букв и отделяется от имени точкой. Обычно тип файла ставится автоматически программой, создающей этот файл. Например, при работе в табличном процессоре можно сохранить документ под названием «отчет за 2006 год», а сохранится этот файл под названием «отчет за 2006 год.xls». Непринципиально, какое расширение будет у файла, оно служит только для удобства, однако при открытии файла операционная система сама может выбрать программу, которая откроет его. При желании, чтобы определенная программа открывала все файлы с определенным расширением, через контекстное меню можно выбрать пункт меню «открыть с помощью…» и самостоятельно задать соответствующую программу. Пользователи обычно вообще не обращают внимание на расширение, а различают типы файлов по значку. Если они видят, например, синюю букву W, то они знают, что перед ними текстовый документ, а если значок, например, с молнией, то это звуковой файл.[6]

Помимо видимой характеристики файла – его названия – существует и невидимая для пользователя характеристика – атрибуты. Они очень важны, хотя ими пользуются незаслуженно редко.

Только для чтения (read-only). При необходимости, чтобы дальнейшие изменения файла были невозможны, для него можно поставить защиту от записи, включив этот атрибут. В этом случае файл можно открыть, а вот для того, чтобы внести изменения, нужно создать его копию, тогда как оригинал изменениям не подлежит.

Скрытый (hidden). Файлы с этим атрибутом обычно не видны пользователю. Для верности самые важные файлы могут быть спрятаны самой системой таким вот образом. Это делается для того, чтобы пользователь не проводил с ними никаких манипуляций.

Системный (system). Этим атрибутом награждаются самые важные файлы системы, которые изменять или стирать недопустимо.

Архивный (archive). Этот атрибут устанавливается во время работы с файлом, при его изменении. По окончанию работы, он, как правило, снимается.

Меняются атрибуты файла с помощью контекстного меню файла. Выбрав пункт «свойства», можно увидеть окно, в котором можно узнать всю информацию об этом файле: полное имя файла (будет рассмотрено позже), его имя и тип, значок, дату создания и изменения файла…

Понятно, что файл является наименьшей логически законченной структурой. Для внесения порядка необходимо создавать более крупные структуры, которые бы объединяли файлы по их логическому назначению. Такие структуры называются папки. Иногда их называют каталоги, но это не совсем верно. Папки бывают двух видов: каталоги и специальные папки («мой компьютер», «панель управления» и пр.). В этом и состоит разница.

По сути, папка – резервуар для хранения файлов. Однако в папке может содержаться еще одна папка, в ней еще несколько и т.д. Папка, которая содержит другую, называется родительской по отношению к вложенной, а вложенная называется дочерней по отношению к родительской. Папка, не имеющая родительской, называется корневой. Обычно корневым каталогом является внешний носитель, которые обозначается латинской буковой. Такая файловая структура называется древовидной и действительно напоминает дерево.

Логически каждый файл имеет свой адрес. Первый элемент этого адреса – имя внешнего устройства хранения. Состоит оно из одной буквы и знака «: ». Каждый следующий элемент отделяется от предыдущего знаком «\» ( обратный слэш, бэк-слэш). Например:

С: \ - внешний носитель – жесткий диск.

На рисунке изображена древовидная файловая структура. Для того, чтобы получить доступ к файлам, находящимся в папке 1049, необходимо сначала открыть папку «программы», «VisioPro2007», «Office.ru-ru». В папке 1049 есть файл Readme.txt. Полное имя файла будет выглядеть следующим образом:

C: \программы\VisioPro2007\Office.ru-ru\ Readme.txt

 

 

Интерфейса

Excel - это электронная таблица, которая входит в пакет Microsoft Office.

Появление электронных таблиц было одним из важных событий в развитии компьютерных систем, так как позволило производить быстро и качественно расчеты на персональных ЭВМ. По оценкам западных экспертов применение электронных таблиц для расчетов по сравнению с калькулятором повысило производительность в десятки раз.

Microsoft Excel - средство для работы с электронными таблицами. Excel разработан фирмой Microsoft, и является на сегодняшний день самым популярным табличным редактором в мире.

Microsoft Excel - позволяет строить электронные таблицы и диаграммы, по-могающие анализировать данные.

Табличный процессор Excel фирмы Microsoft предназначен для ввода, хранения, обработки и выдачи больших объемов данных в виде, удобном для анализа и восприятия информации. Все данные хранятся и обрабатываются в виде отдельных или связанных таблиц. Одна или несколько таблиц составляют рабочую книгу, в этом случае таблицы называются рабочими листами этой книги. Листы можно удалять добавлять или перемещать из одной рабочей книги в другую. Физически на диске сохраняется вся книга в виде отдельного файла с расширением “xls”.

Удобная панель формул и возможность уменьшить диалоговое окно до раздела поля ввода существенно упрощают ввод и редактирование формул. Имеются возможности для создания презентационной графики, для чего используется модуль диаграмм, который позволяет на основе числовых значений, обработанных с помощью вычислительного модуля, строить диаграммы различных типов.

Microsoft Excel позволяет работать с таблицами в двух режимах:

- Обычный - наиболее удобный для выполнения большинства операций.

- Разметкастраниц - удобен для окончательного форматирования таблицы перед распечаткой.

Для перехода между режимами Обычный и Разметка страниц используются соответствующие пункты меню Вид.

Внешний вид окна MS Excel представлен на рисунке.

Под заголовком окна находится строка меню, через которую можно вызвать любую команду Microsoft Excel. Для открытия меню необходимо щелкнуть мышью на его имени.

Под строкой меню расположены панели инструментов, которые состоят из кнопок с рисунками. Каждой кнопке соответствует команда, а рисунок на этой кнопке передает значение команды. Большинство кнопок дублирует наиболее часто употребляемые команды, доступные в меню. Для вызова команды, связанной с кнопкой, необходимо щелкнуть мышью на этой кнопке. Если навести указатель мыши на кнопку, рядом появится рамка с названием команды.

Файл Microsoft Excel называется рабочей книгой. Рабочая книга состоит из рабочих листов, имена которых (Лист1, Лист2, …) выведены на ярлыках в нижней части окна рабочей книги. Щелкая по ярлыкам, можно переходить от листа к листу внутри рабочей книги.

Опишем основные ключевые понятия, используемые при работе с табличным процессором Excel.

Рабочая книга является основным документом Excel. Она хранится в файле с произвольным именем и расширением xls. При создании или открытии рабочей книги ее содержимое представлено в отдельном окне. Каждая книга по умолчанию содержит 16 рабочих листов.

Листы предназначены для создания и хранения таблиц, диаграмм и макросов. Лист состоит из 256 столбцов и 16384 строк.

Ячейка является структурной наименьшей единицей для размещения данных внутри рабочего листа. Каждая ячейка может содержать данные в виде текста, числовых значений, формул или параметров форматирования. При вводе данных Excel автоматически распознает тип данных и определяет перечень операций, которые могут с ними производиться. По своему содержимому ячейки делятся на исходные (влияющие) и зависимые. В последних записаны формулы, которые имеют ссылки на другие ячейки таблицы. Следовательно, значения зависимых ячеек определяются содержимым других (влияющих) ячеек таблицы. Ячейка, выбранная с помощью указателя, называется активной или текущей ячейкой.

Адрес ячейки предназначен для определения местонахождения ячейки в таблице. Существует два способа записи адресов ячеек:

1. Указанием буквы столбца и номера строки таблицы, перед которыми может записываться знак $, указывающий на абсолютную адресацию. Этот способ используется по умолчанию и называется стилем А1.

2. Указанием номера строки и номера столбца, следующих после букв R и С, соответственно. Номера строк и столбцов могут заключаться в квадратные скобки, которые указывают на относительную адресацию.

Формула - это математическая запись вычислений, производимых над данными таблицы. Формула начинается со знака равенства или математического оператора и записывается в ячейку таблицы. Результатом выполнения формулы является вычисленное значение. Это значение автоматически записывается в ячейку, в которой находится формула.

Функция - это математическая запись, указывающая на выполнение определенных вычислительных операций. Функция состоит из имени и одно или нескольких аргументов, заключенных в круглые скобки.

Указатель ячейки - это рамка, с помощью которой выделяется активная ячейка таблицы. Указатель перемещается с помощью мыши или клавиш управления курсором.

Ссылка - это запись адреса ячейки в составе формулы. Ссылки могут быть абсолютные, относительные и смешанные.

Список - это специальным образом оформленная таблица, с которой можно работать как с базой данных. В такой таблице каждый столбец представляет собой поле, а каждая строка - запись файла базы данных.

 

Фрактальная графика

Параметры изображения

Цветовое разрешение определяет то количество бит, которое кодирует один цвет изображения. Оно определяет количество цветов, которое может отображаться одновременно.

Одним битом можно закодировать всего 2 цвета, например, белый и черный. Таким образом кодируется черно-белое изображение при сканировании.

Количество бит Код цвета Количество цветов
Ц1 Ц2
Ц1 Ц2 Ц3 Ц4
Ц1 Ц2 Ц3 Ц4 Ц5 Ц6 Ц7 Ц8
n 00…0 … 11…1 Ц1 Цn 2n

 

N битами можно закодировать 2n цветов. Таким образом, цветовое разрешение определяется либо количеством бит, либо количеством цветов, которое можно закодировать этим количеством бит.

Обычно цветовое разрешение определяется количеством байт.

· Одним байтом можно закодировать 28 = 256 цветов;

· двумя байтами 216 = 65536 (High color);

· тремя байтами 224 » 16, 5 млн (True color).

Большинство цветовых оттенков образуется в результате смешения трех основных цветов. Способ разделения цветового оттенка на составляющие компоненты называется цветовой моделью. При работе с компьютерной графикой выделяют три цветовые модели:

· RGB

· CMYK

· HSL

В графических редакторах имеются средства для преобразования одной цветовой модели в другую.

В модели RGB работают мониторы и телевизоры. Любой цвет образуется из трех основных компонентов: красного (Red), зеленого (Green), синего (Blue). Модель называется суммирующей (аддитивной).

Такой цвет получается путем смешения основных цветов

Цветовая модель CMYK используется для подготовки печатных изображений. Изображения видят в отраженном свете. Цветные компоненты этой модели получаются в результате вычитания из белого основных компонентов RGB, поэтому эта модель называется субтрактивной или вычитающей. Например, если из белого вычесть красный и синий, то получается зеленый. В типографии цветные изображения печатают в несколько приемов, накладывая по очереди синий, пурпурный, черный, желтый.

Цветовая модель HSB наиболее удобна для человека, так как согласуется с моделью восприятия цвета человеком. Цвет формируется из:

· Тона – конкретного оттенка цвета;

· Насыщенности – частоты цвета;

· Яркости – примеси черной краски, добавленной к основному цвету.

Эту модель удобно применять при создании собственного изображения.

Полигон частот
Шкала яркости

 

Защита информации.

Процесс информатизации современного общества приводит к резкому увеличению ценности определенной информации и убытков, которые могут иметь место в случае ее утечки, модификации или уничтожения.

Предположим наличие сетевых связей между компьютерами, поскольку сетевой режим является более общим случаем использования компьютеров. Совокупность компьютеров, объединенных сетью, назовем вычислительной сетью (ВС). Под информацией будем понимать любой вид накапливаемых, хранимых и обрабатываемых данных, в том числе и совокупность программ, обеспечивающих различную обработку данных. При объединении этих сущностей обычно говорят об информационно-программном обеспечении (ИПО).

Безопасность вычислительных сетей нарушается вследствие реализации одной или нескольких потенциальных угроз. Под угрозой ИПО понимается возможность преднамеренного или случайного действия, которое может привести к нарушению безопасности хранимой и обрабатываемой в ВС информации.

Основные виды угроз:

  1. Несанкционированное использование ресурсов ВС:

а) использование данных (копирование, модификация, удаление, печать и т.д.);

б) исследование программ для дальнейшего вторжения в систему.


Поделиться:



Популярное:

  1. E) Воспитание сознательного отношения, склонности к труду как основной жизненной потребности путем включения личности в активную трудовую деятельность.
  2. E) Методический совет, предметные методические объединения, проблемный семинар, единый методический день.
  3. E) может быть необъективным, сохраняя беспристрастность
  4. I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами.
  5. I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем
  6. I.1 Творчество как средство социализации и развития личности
  7. II. Идентификационные признаки сравниваемых объектов.
  8. II.1 Досуг как средство творческой самореализации личности
  9. III. Изучение геологического строения месторождений и вещественного состава полезного ископаемого
  10. III. Изучение геологического строения месторождения и вещественного состава руд
  11. III. Местоимения: личные, притяжательные, вопросительные, указательные, неопределенные, отрицательные.
  12. III. Презрение как заколдованный круг .


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 948; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.115 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь