Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 3. Развитие цветового восприятия у человека. Цветовое предпочтение человека по возрастным особенностям цветового зрения. Детство. Юность. Зрелость, Старость.



У новорожденного диаметр глазного яблока составляет 16 мм, а его масса – 3, 0 г. Рост глазного яблока продолжается после рождения. Интенсивнее всего оно растет первые 5 лет жизни, менее интенсивно – до 9-12 лет. У новорожденных форма глазного яблока более шаровидная, чем у взрослых, в результате в 90 % случаев у них отмечается дальнозоркая рефракция. У новорожденных и детей дошкольного возраста хрусталик прозрачный, бесцветный более выпуклый и более эластичный. Это позволяет ребенку четко видеть предмет на меньшем расстоянии от глаза, чем взрослому. Зрачок у новорожденных узкий. Элементы сетчатки начинают формироваться на 6–10 неделе внутриутробного развития, окончательное морфологическое созревание происходит к 10–12 годам. Сенсорные и моторные функции зрения развиваются одновременно. В первые дни после рождения движения глаз несинхронны, при неподвижности одного глаза можно наблюдать движение другого. Способность фиксировать взглядом предмет формируется в возрасте от 5 дней до 3–5 месяцев. Реакция на форму предмета отмечается уже у 5-месячного ребенка. В процессе развития организма существенно меняются цветоощущения ребенка. У новорожденного в сетчатке функционируют только палочки, обеспечивающие черно-белое зрение. Количество колбочек невелико и они еще не зрелы.

Распознавание цветов в раннем возрасте зависит от яркости, а не от спектральной характеристики цвета. По мере созревания колбочек дети сначала различают желтый, потом зеленый, а затем красный цвета (уже с 3 месяцев удавалось выработать условные рефлексы на эти цвета). Полноценно колбочки начинают функционировать к концу 3 года жизни. Хотя цветоразличительная способность появляется у ребенка с момента рождения и связана с первой сигнальной системой, восприятие цвета у него опережает умение называть этот признак. Основная трудность состоит не в том, что нужно распознать окраску, а в установлении прочной ассоциации между цветом и его обозначением. В испытаниях, которые проводились многими исследователями, детям предлагалось выбрать фигурку правильно по форме и цвету, соответственно контрольному образцу (красному кругу или зеленому треугольнику). У детей менее трех лет выбор зависел от формы и подбор велся по форме, а не по цвету. Знание основных цветов (красного, синего, желтого) появляется раньше всего, а овладение спектром к 3 – 4 годам.

В возрасте 3 – 6 лет выбор цвета зависел от цветовой характеристики. В дошкольном возрасте выбор цвета проводится без всякого колебания. Это происходило от того, что наименование признака цвета, является отвлеченным понятием и усваивается труднее, чем название предмета. Название цвета у детей раннего детства предметно или по форме связано. Поэтому в период от трех до пяти лет, некоторые дети с трудом правильно называют цвет. Существует мнение, что такая неправильная вербализация цветового признака свойственна ребенку до пяти лет. Ребенок не может правильно назвать цвета и учится отбирать их по наглядному образцу, что связано с законами цветового зрения. Дошкольник рассматривает и оценивает предмет по двум направлениям: по форме и по цвету, с последующим сопоставлением признаков формы предмета и его цвета в подкорке головного мозга. У дошкольников первую реакцию вызывает форма предмета, затем его размеры и уже в последнюю очередь – цвет. У ребенка до пяти лет цвет воспринимается двухмерно, как цветовая масса, а лишь к пяти годам осознается форма как граница массы. «Легче всего, - замечал А.В. Бакушинский, - воспринимаются и познаются в своих объемных и цветовых свойствах вещи простой формы, однообразно повторяющейся со всех возможных точек зрения или точек приложения методов осязательного показания. Таковыми являются простые и правильные стереометрические тела, окрашенные в один цвет».9 Цвет постепенно переходит в глубину, связываясь с объемной формой вещи. По данным последних исследований не все цвета в одинаковой мере привлекают внимание детей. Дети дошкольного возраста тяготеют к выбору ярких и чистых цветов. Психологи называют их излюбленным цветом красный. Их умение дифференцировать и называть правильно цвет, прежде всего, обнаруживается для тонов длинноволновой части спектра, а затем коротковолновой части. Хайнц Вернер (1890-1964) в своих исследованиях писал, что реакция самых маленьких детей обусловлена моторным поведением и свойствами объектов, которые постижимы для данного возраста. Сначала доминируют визуальные характеристики цветовых признаков воспринимаемых предметов, затем на дошкольников начинает оказывать сильное воздействие перцептивная (смутная, бессознательная) привлекательность цвета. Очень важным в этом возрасте является эффект новизны. Новый цвет некоторое время доминирует над старыми узнаваемыми цветами, но это период, когда дошкольником не воспринимаются никакие изменения в цвете, и не видят светотень. В этом возрасте цвет воспринимается «общим» на всем предмете, по окраске освещенной стороны, независимо от расстояния – локальным цветом. К 6 – 7 годам окрашивание предметов перестает, зависеть от индивидуального вкуса ребенка, и передается приближенным к реальным цветам в их локальных цветах. Но эта потребность непрочна и могут быть отступления в сторону детского вкуса. Доминирующий цвет в этом возрасте указывает на открытость к влиянию внешних стимулов. Это доказано Германом Роршахом (1884-1922) в его опытах с психическими больными, восприятие которых соответствует данному периоду детства. Курт Гольдштейн (1878-1965) на основе проведенных опытов по восприятию цвета сделал вывод: «Организм посредством разнообразных цветов либо расширяется в направлении внешнего мира, либо удаляется от него и тогда концентрируется в самом себе».

З.М. Истомина, изучавшая взаимодействие между восприятием и называнием цвета у детей преддошкольного возраста, пришла к выводу, что устойчивые связи между цветовыми тонами и их обозначением словом образуются после неоднократного опыта по отбору цвета с помощью наглядных образцов. Полученные в результате приобретенного опыта связи, вначале устанавливаются для основных цветов: красного, зеленого, синего и желтого, и лишь затем их промежуточных тонов. Основные цвета приближены к спектральным простым цветовым лучам, поэтому глаз резко отличает их друг от друга. В этом возрасте происходит путаница в узнавании основного красного и зеленого цветов. Эта ошибка обусловлена оптическими законами. Простой красный цвет является приблизительным к спектральному красному цвету, а человеческое зрение не в состоянии спектрально анализировать воспринимаемые цвета, поэтому красный цвет приравнивается к инфракрасному. Глаз легко обманывается и происходит снижение излучения волны из-за защитной функции зрения – выброса излишнего излучения. Таким образом, красный цвет оказывается очень близко к зеленому, и они становятся почти равными. Промежуточные тона, являясь уже не простыми спектральными цветами, так как получаются от смешения двух лучей, требуют от детей большего времени для их узнавания и запоминания. Эта ошибка свойственна и младшему школьнику.

В младшем школьном возрасте различительная цветовая чувствительность глаза повышается. Из-за преобладания тонуса симпатических нервов, иннервирующих мышцы радужной оболочки, в 6–8 лет зрачки становятся широкими, но увеличивается риск солнечных ожогов сетчатки. У девочек 6 лет острота стереоскопического зрения выше, чем у мальчиков. Поле зрения интенсивно увеличивается. К 7 годам его размер составляет приблизительно 80 % от размера поля зрения взрослого. Учащиеся этого возраста, основываясь на жизненной практике, знают, что каждый предмет имеет свой определенный цвет. У них выработана практическая связь с наименованием цвета и предмета, к которому обычно относится это наименование. Например: небо – синее, дерево – зеленое, солнце – желтое и т.п. В эксперименте на правильность выбора формы и цвета плоских фигур у младших школьников, критерий выбора чаще основывается не на цвете, а на форме. В практической деятельности форма становится решающим средством узнавания.

В 8–10 лет зрачок сужается. В 8 – 9 летнем возрасте растет интерес к усложненным комбинациям, характерен вкус к цветам, добытым путем смешивания, которые доставляют детям изобразительную радость, усложняется и обогащается отношение к силе цвета, нередки противопоставления ярких и сильных соединений с ослабленными и блеклыми. В это время у ребенка усиливается внимание к обработке поверхностей предметов, к распределению на них цвета. Поэтому в работах наблюдается различная густота красочного слоя. Средний школьный возраст начинается с 9 лет и длится до 10 – 12 лет. Четкой границы в своем окончании он не имеет из-за индивидуально – физиологических особенностей развития детей и продолжается до полового созревания. В среднем школьном возрасте проявляется более детальное и расчлененное восприятие цвета. Такое восприятие влечет за собой более точное определение и нахождение способов передачи цвета, появляются оттенки и переходы, учитывается характер освещенности, рефлекса, цвета соседних предметов. Учащиеся этого возраста уже не довольствуются своими примитивными рисунками и пытаются подвести их к реальным изображаемым предметам. Восприятие цвета у них носит конкретно образный характер, поэтому в живописных работах с натуры они воспринимают цветовые сочетания, а в сюжетных часто не улавливают их, так как направлены на решение конкретного образного характера. До 10-летнего возраста рисунок имеет вид силуэта и контуров. При передаче цветом с натуры не учитывается цветовая перспектива. С 11 лет начинает, выделяться группа детей, которая обнаруживает некоторую способность пространственного изображения предметов цветом.

В 12–13 лет быстрота и интенсивность зрачковой реакции на свет становятся такими же, как у взрослого человека.

Подростки воспринимают более четко все многообразие цвета и цветовых оттенков. Глаз в этой возрастной период научился видеть и отличать цветовые особенности воспринимаемых предметов. Происходит как бы раскрытие цветового зрения, и подросток теряется при отображении этого многообразия цвета. В стремлении передать окружающий мир более реально, он создает «иллюзорность» или «натуралистичность» отображения натуры с потерей при этом цветовых качеств или, воспроизводя точную передачу цвета, получает более плоскостное изображение натуры через декоративность решения. Цветовое зрение к подростковому периоду достигает своей второй степени «цветового восприятия». «Роль зрения в деле овладения миром начинает все возрастать, из подчиненного положения оно переходит в господствующее, и сам двигательно-осязательный аппарат поведения ребенка подчиняется зрительному». 10

Острота зрения с возрастом повышается, улучшается и стереоскопическое зрение. Стереоскопическое зрение к 17–22 годам достигает своего оптимального уровня.

Максимального развития ощущение цвета достигает к 30 годам и затем постепенно снижается. У хрусталика взрослого человека преломляющая способность ниже, так как он имеет легкий желтоватый оттенок, интенсивность которого с возрастом может усиливаться. Это не отражается на остроте зрения, но может повлиять на восприятие синего и фиолетового цветов.

После 40 лет наблюдается падение уровня периферического зрения, то есть происходит сужение поля зрения и ухудшение бокового обзора.
Примерно после 50 лет сокращается выработка слезной жидкости, поэтому глаза увлажняются хуже, чем в более молодом возрасте. Чрезмерная сухость может выражаться в покраснении глаз, рези, слезотечении под действием ветра или яркого света. Это может не зависеть от обычных факторов (частые напряжения глаз или загрязненность воздуха). С возрастом человеческий глаз начинает воспринимать окружающее более тускло, с понижением контрастности и яркости. Также может ухудшиться способность распознавать цветовые оттенки, особенно близкие в цветовой гамме. Это напрямую связано с сокращением количества клеток сетчатой оболочки, воспринимающих оттенки цвета, контрастность, яркость.

Некоторые возрастные нарушения зрения обусловлены пресбиопией, которая проявляется нечеткостью, размытостью картинки при попытке рассмотреть предметы, расположенные близко от глаз. Возможность фокусировки зрения на небольших предметах требует аккомодацию около 20 диоптрий (фокусировка на объекте в 50 мм от наблюдателя) у детей, до 10 диоптрий в возрасте 25 лет (100 мм) и уровни от 0, 5 до 1 диоптрии в возрасте 60 лет (возможность фокусировки на предмете в 1-2 метрах). Считается, что это связано с ослаблением мышц, которые регулируют зрачок, при этом так же ухудшается реакция зрачков на попадающий в глаз световой поток. Поэтому возникают трудности с чтением при тусклом свете и увеличивается время адаптации при перепадах освещенности. Так же с возрастом начинает быстрее возникать зрительное утомление и даже головные боли.

Литература:

1. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия, - М.: Просвещение, 1968

2. Бардин К.В. Исследование цветоразличительной способности в период школьного детства: Автореф. дис.... канд. психологических наук. -М.: 1963

3. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. -М.: Новая Москва, 1925

4. Боголюбов Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах. - Краснодар; 1992

5. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: докт. дис. -М.: 1993

6. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. - М.: Изд - во АПН РСФСР, 1950

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: книга для учителя. -М., Просвещение, 1991

8. Глинская И.П. Формирование способов овладения пространственной информацией на плоскости у младших школьников. (На основе исследования приемов передачи пространства в изобразительной деятельности): Автореф. доктора пед. наук. -Л., 1973

9. Даниэль СМ. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя.- М.: Искусство, 1990

10. Денисов В.С., Глазова М.В. Восприятие цвета.- М.: Эксмо, 2009

11. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей: По материалам зарубежных исследований // Вопросы психологии. - 1975.- № 5

12. Игнатьев СЕ. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью (в условиях кружковой работы): дис.... канд. пед. наук. -М., 1982

 

Лекция 4. Стериотипы выбора цвета, исторические цвета. Психологические аспекты цветовое предпочтение человека. Теория восприятия цвета Люшера.Цветопредпочтение человека в различные временные периоды. Детство. Юность. Зрелость. Старость. Символика цвета.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2985; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь