Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Журналистика как система средств массовой информации



Существующая система СМИ складывалась постепенно: вначале были только газеты и журналы, в девятнадцатом веке добавились информацион­ные службы, а в двадцатом — сначала радиостанции, а потом и студии теле­видения. Сегодня только в Санкт-Петербурге действуют свыше десяти теле­каналов и телекомпаний. Средства массовой информации — самостоятель­ная индустрия, нацеленная на формирование общественного сознания с использованием организационно-технических комплексов, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музы­кальной информации. Каждая форма СМИ имеет свою знаковую систему: печать, или пресса — письменное слово или визуальный образ; радио — устное слово, музыку; телевидение синтезирует устное слово, движущееся изображение и музыку на общем фоне симфонии красок.

Газеты на любой вкус

В Санкт-Петербурге в 1998 г. помимо изданий общего типа выходило 128 специализированных газет, распределившихся следующим образом:

1. Деловые и финансовые газеты — 12 издания;

2. Рекламные (в том числе и бесплатные) — 31;

3. Литературно-художественные и на темы культуры — 4;

4. Юридические и официальные — 8;

5. Медицинской тематики — 10;

6. Спортивной тематики — 5;

7. Педагогической тематики — 3;

8. Криминальной тематики — 4;

9. Компьютерной тематики — 6;

10. На темы строительства и недвижимости — 4;

11. О НЛО и непознанном — 4;

12. Религиозной тематики — 5;

13. Для любителей юмора — 5;

14. Для сельских жителей и садоводов — 1;

15. Военной тематики — 3;

16. Для автолюбителей — 3;

17. Для туристов — 3;

18. Молодежная пресса — 4;

19. Газеты для женщин — 4;

20. Пресса для детей — 4;

21. Газеты на иностранных языках —• 5 изданий.

Каждое издание имеет собственную целевую аудиторию в соответ­ствии с профессиональным назначением, возрастом, наклонностями, пред­почтениями, социальным происхождением и другими социально-полити­ческими и демографическими признаками. Газеты различаются: по периодичности выхода — ежедневные, еже­недельные, ежемесячные; по остальным издательским характеристикам. — тираж, формат, объем издания; по масштабам аудитории, или региону распространения — общенациональные, региональные, местные: городс­кие, районные, многотиражные; по целевому назначению — общеполити­ческие, ведомственные, корпоративные, профессиональные; по характеру аудитории — развлекательные, рекламные, коммерческие; по типу учре­дителя — частное лицо, редакция, коммерческая или властная структуры, политическая партия. Абсолютное большинство изданий проходят регист­рацию в соответствующих государственных инстанциях и вполне законны, но отдельные газеты считаются не легитимными потому, что имеют тираж менее тысячи экземпляров (свидетельство о регистрации получать не нуж­но) или отказываются от регистрации по иным причинам, предпочитая выходить полулегально.

С целью информационного обслуживания рынка, анализа его про­блем и динамики возникли деловые газеты, отличающиеся друг от друга тематическими и аудиторными особенностями. Если «Коммерсант» ориен­тирован на деловые круги, связанные с западным бизнесом, то «Биржевые новости» (учредитель — Всероссийский биржевой банк) удовлетворяют интересы тех бизнесменов, которых волнуют проблемы сотрудничества с Китаем и Юго-Восточной Азией. «Деловой Петербург» и «Деловое обозре­ние» рассчитаны на широкий крут предпринимательства; а «Санкт-Петер­бургское Эхо» стремится к экономическому и правовому просвещению граждан, публикуя документы администрации губернатора и Федерально­го правительства. В то же время «Эхо» сознательно отказывается от выска­зывания политической позиции и критического анализа ситуаций, явле­ний, а также публикуемых нормативных актов. В развернувшейся в начале 90-х годов дискуссии среди журналистов о том, какой должна быть пресса в эпоху многопартийности — «газетой мнений» или «газетой новостей», редакция «Санкт-Петербургского Эха» твердо стало на позиции сугубо новостного направления в журналистике.

У станций метрополитена каждый день раздают бесплатно «Асток-пресс», «Привет, Петербург». «Утро Петербурга», «Метро», «Рекламу-плюс», «Экстра-Балт». Наконец, по субботам каждая семья вынимает из почтового ящика очередной номер бесплатной газеты «Центр-плюс».

Кстати, предтечей бесплатных газет в свое время была знаменитая «Ко­пейка», основанная в 1907 году в Петербурге, имевшая ничтожный номинал (1 коп.) и огромный тираж, распространяемый по всей России. Здесь уместно вспомнить и другой дореволюционный опыт. После того, как царским мани­фестом 17 октября 1905 г. была отменена предварительная цензура, появи­лись не только новые общественно-политические массовые газеты, но и дело­вая пресса, научно-просветительские, профессиональные, музыкальные, ху­дожественные, театральные, детские, женские, семейные издания.

В общем потоке сегодняшней прессы кроме массовых, популярных (их иногда называют таблоидными) газет можно встретить издания, наце- ленные на сравнительно узкую аудиторию, которым свойственны анали­тичность в подходе к событиям, взвешенность оценок, спокойный тон пуб­ликаций, фотографии в них вытеснены авторскими комментариями. Такие газеты называют качественными [2].

Для вдумчивого читателя они интереснее информационных газет, раз­влекательной или рекламной прессы. Качественные издания (да и солид­ные массовые) строятся на публицистике.

' Ведущие газеты и журналы мира имеют свои представительства и бюро в различных странах. Так, в Москве размещаются московские бюро американских газет «Визтезз Шеек» (тираж 4 млн. экз.), «Ша11 51гее1 Лошпа!» (тираж около 2 млн. экз.) «Ые\у Уогк Т1те5» (тираж 1,2 млн. экз.), «ШазЫпд1оп Роз!» (тираж 850 тыс. экз.) и др.

Плюрализм радиоволн

Петербургский профессор А.С.Попов 7 мая 1895 г. продемонстриро­вал созданный им прибор — первую в мире радиостанцию. В конце янва­ря 1920 г. радиотелефонный передатчик мощностью 300 ватт, сконструи­рованный в нижегородской лаборатории, впервые передал, а Москва при­няла по радио человеческую речь. В 1921 г. из Казани были доставлены в столицу изготовленные радиоспециалистами усилительные установки, гром­коговоритель с рупором установили на балконе здания Моссовета, и пер­вая речь, произнесенная у микрофона внутри здания, была слышна на улице. В середине 1922 г. в Москву из Нижнего Новгорода была привезена в то время самая мощная в мире 12-киловаттная станция, которая 12 сен­тября того же года передала в эфир первый большой радиоконцерт. В 1924 г. радиовещательные станции были построены в Ленинграде, Киеве, Ниж­нем Новгороде. В 1929 г. в СССР было уже 23 станции, в 1937 г. — 90.

Радио располагает комплексом поистине уникальных свойств, делаю­щих его вездесущим и общедоступным. Люди слушают радио, занимаясь другими делами, и при этом получают исчерпывающую информацию обо всех событиях, это — и новости, и развлекательные программы, и театр, и рынок. В отличие от газеты и журнала радио приходит к нам в дом живым человеческим голосом, способным передать информацию одновременно с мест происходящих событий. Радио позволяет консервировать информа­цию на магнитной пленке с тем, чтобы при необходимости вернуться к достоверным фактам, полюбившимся программам.

В условиях развития телекоммуникаций радио не только не потеряло аудиторию, но и увеличило ее благодаря оперативному использованию ин­формации и популярности многих программ. Радиоэфир формируется по вре­менному принципу, дифференцируется по программам. Доходчивость, про­стота и в то же время эмоциональность живого слова до сегодняшнего дня позволяют радио пользоваться неизменной признательностью слушателей.

В любом крупном культурном и промышленном центре России на­блюдается плюрализм (множественность) радиоволн. В Петербурге сегод- ня 20 радиостанций различных форматов (формат — это совокупность сти­левых и тематических направлений); в ультракоротковолновом диапазоне работают «Радио-1», «Радио Роке». «Радио-шанс». «Радио Балтика». «Радио Полис», «Радио Мах1тит», «Радио Модерн», «Радио Гардарика»; городс­кую радиотрансляционную сеть в определенные часы занимают радиостан­ции «Открытый город», «Эльдорадо», «Нест», «Европа-плюс». Некоторые радиостанции работают совместно с зарубежными продюсерами. В то вре­мя как «Европа-плюс» — российско-французское предприятие, «Радио Мах1-тит» — российско-американское. Содружество помогает решать многие проблемы, в том числе и вопросы авторского права.

Немало негосударственных радиостанций действует в Москве. Са­мой первой (до августа 1990 г.) была создана «Ностальжи Москва», кото­рая затем превратилась в «Радио России-Ностальжи». А в августе 1990 г. возникло «Эхо Москвы», мощная частная радиостанция, с 1993 г. — акци­онерное общество того же названия.

Эффект телевидения

Коммуникация нуждается в средствах, наиболее адекватно отобра­жающих действительность, наибольший эффект в этом плане можно полу­чить с помощью телевидения, синтеза устного слова и изображения.

Телевидение:

- реализует концепцию социальной информации, интегрирующую в себе три основных направления: просветительское (распространяет сообще­ния, являющиеся основой полезной информации, знания), познавательное (формирует представление о совокупности знаний на основе полученной логической и прагматической информации), прогностическое (распростра­няет сведения, формирующие представления о будущем, вероятностную оценку будущего);

- объединяет общество вокруг острых проблем, национальных ин­тересов;

- создает фон нашего быта, досуга, деловой активности, всей нашей жизни;

- расширяет наш кругозор, формирует вкусы, меняет привычки;

- привлекает к обсуждению насущных социальных проблем, воспи­тывает взгляды, гуманистическую позицию, экологическую этику, форми­рует жизненную позицию каждого члена общества и создает оперативную обратную связь с многомиллионной аудиторией, эти контакты формируют общественное сознание, способствуют всестороннему и гармоничному раз­витию общества, дают чувство нравственной связи с эпохой.

- способно стать общественной трибуной, и местом, с которого власть — центральная и региональная, законодательная и исполнительная — может отчитаться перед народом, разъяснить свою политику, мобилизо­вать ряды своих сторонников; — решая главную задачу социальной информатизации общества, пы­тается реализовать направления психологических законов взаимодействия общества и информатики, основанной на использовании чувственной, ло­гической и прагматической информации;

- сохраняя оперативность радио, добавляет эффект сиюминутности происходящего, психологическое ощущение присутствия, сопричастности зрителя происходящим событиям, и тем самым повышает результативность передач; телезритель знает, что одновременно с ним передачу смотрят мил­лионы, и, тем не менее, он воспринимает выступление с телеэкрана как обращение непосредственно к нему;

- сообщает телезрителю информацию о широком спектре противо­речивых мнений, предоставляя тем самым возможность выбора;

- способствует формированию цивилизованных товарно-денежных отношений для всех участников рыночного оборота, сообщая открыто и правдиво экономическую информацию, расширяя набор коммерческих тем, имен, товаров и услуг, фирм и компаний, закрытых ранее для анали­за и критики, что стало возможным потому, что федеральные телеканалы сегодня независимы друг от друга, оценки их часто не совпадают, появи­лись новые коммерческо-публицистические телепередачи. Эффективность рассмотрения экономических проблем на ТВ обусловлена, прежде всего, возможностью привлекать к разбору наболевших проблем представите­лей органов власти, ведущих экономистов, ученых, первых лиц регионов. На передачах «Герой дня», «Один на один», «Мы», «Подробности», «Ге­рой дня без галстука», «Клуб сенаторов», «Спросите у Лившица», «Закон и порядок» часто присутствуют не только официальные лица из парла­мента, правительства, но и эксперты из научных и правительственных учреждений.

Российское телевидение прошло несколько этапов развития:

Первый этап (1900—1930 г.г.) впечатляет динамикой — от научных опытов, изобретений и открытий русских ученых в области передачи изоб­ражения и звука на расстояние до появления регулярного телевизионного вещания; так, первую в мире электронно-лучевую трубку — основу для передачи и приема изображений — создал в 1910 г. профессор Петербур­гского университета Б. Л. Розинг.

Второй этап начался с первой опытной телепередачи, которую про­вел в 1931 г. Всесоюзный электромеханических институт совместно с Мос­ковским радиоузлом. Аппаратура тогда была несовершенна, но ученые продолжали исследования, и через три года прошла новая серия передач, которые проводились из студии после окончания программы радиовеща­ния и длились всего по 30 минут. А в 1938 г. были построены первые теле­визионные центры в Москве и Ленинграде. Развитие телевидение задер­жала война.

Первые массовые телепередачи начались в Москве в 1946 г., в Ле­нинграде — в 1948 г., в Киеве — в 1951 г., затем разворачивается строи­тельство телецентров и в других городах. Период закончился в шестидеся- • тые годы созданием системы центрального, республиканского и местного телевидения и возникновением массового вещания.

Третий этап (конец 1960 г.г.— 1990 г.г.) массовое вещание стало мно­гопрограммным. Появилось кабельное телевидение, которое увеличивает возможности локального вещания, уподобляясь специализированным га­зетам и журналам. Синтез телевидения и печати привел к возникновению телетекста, а объединение телевидения с компьютером — к невиданной области коммуникации — телематике, дающей возможность получать на экране любую информацию системы массового или группового вещания, индивидуальной трансляции.

Появление в эфире коммерческих телекомпаний, а также зарубеж­ных телепрограмм определило в 1990-х годах начало четвертого периода в истории отечественного телевидения, когда вместе с распадом СССР нача­ла разрушаться система прежнего централизованного государственного управления телевидением, возникала конкурентная борьба за телезрителя между различными телеканалами, между государственным, общественным и коммерческим вещанием.

Ни одно из средств массовой информации не имеет столь короткой и в то же время, насыщенной истории. В основе этого лежат достижения в науке, тенике, технологии и развитие новых форм товарно-денежных от­ношений.

В современных условиях перехода к рыночным отношениям и разви­тия демократии система телевидения в Российской Федерации основыва­ется на взаимодействии телевизионных программ, подготовленных компа­ниями различных форм собственности — государственной, общественной, муниципальной, акционерной, кооперативной, частной.

Постепенно формируется правовая база деятельности телекомпаний, определяются их права и круг обязанностей перед обществом. Все телеради­окомпании, действующие в России, можно разделить на четыре группы: го­сударственные, межгосударственные, общественные и негосударственные.

Государственные телекомпании — организации, действующие от имени и на средства органов государства, выражающие и отражающие точку зрения тех или иных ветвей власти или одной из них.

Межгосударственные компании — те, что основаны совместным меж­государственным соглашением и действуют согласно уставу, который при­нимается полномочными представителями государств-учредителей.

Общественными называются телекомпании, соучредителями которых являются государственные органы власти Российской Федерации и ее субъектов вместе с иными юридическими лицами и гражданами.

Негосударственные телекомпании основываются одним или несколь­кими юридическими и физическими лицами, которые объединяют свои финансовые и иные ресурсы в целях организации вещания по опреде­ленным каналам. К негосударственным телекомпаниям относятся веща­тельные организации, именуемые коммерческим, кабельным, частным те­левидением. Все телекомпании в Российской Федерации независимо от их вида и формы собственности пользуются равными правами и несут одинаковую ответственность в соответствии с законодательством.

После распада СССР собственность Гостелерадио была поделена между бывшими республиками, в том числе в ведение России перешли 75 теле­центров.

Поскольку наряду с федеральными и региональными государствен­ными вещательными организациями в эфире появилось множество част­ных, коммерческих, независимых телекомпаний разного масштаба, воз­никла необходимость создания качественно новой системы государствен­ного регулирования в сфере электронных средств массовой информации.

В конце 1993 г. был подписан Указ Президента Российской Федера­ции о создании Федеральной службы России по телевидению и радиове­щанию (ФСТР). Вместе с тем была создана Федеральная комиссия по теле­видению и радиовещанию. Согласно статьи 30 Закона «О средствах массо­вой информации», она призвана вырабатывать государственную политику в области лицензирования радио- и телевещания и проводить ее как не­посредственно, так и через территориальные комиссии по телерадиовеща­нию, которые наряду с Федеральной выдают лицензии на вещание и кон­тролируют соблюдение держателем лицензии своих обязательств. Если возникают конфликтные ситуации (что в телерадиокомпаниях не редкость), то Федеральная комиссия участвует в разборе коллизии вместе с Судебной палатой по информационным спорам при Президенте Российской Федера­ции, Фондом защиты гласности и другими организациями.

Однако 6 июля 1999 г. указом Б. Н. Ельцина Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию, как и Госкомитет РФ по печати была упразднена — вместо этих ведомств создано Министерство по делам печати, телерадиовещанию и массовой коммуникации. Правда, чтобы вне­сти соответствующие поправки в Закон «О средствах массовой информа­ции», нужно решение Государственной Думы.

Федеральной целевой программой, одобренной в свое время колле­гией ФСТР, предусмотрены следующие общероссийские программы.

Телевизионная программа «Россия» (ВГРК) — действующая с мая 1991 г. как общественно-политическая, информационная, культурно-просветитель­ная и художественная программа Российской Федерации. Используя сеть наземных и спутниковых каналов связи, телевизионных передатчиков и рет­рансляторов, она обеспечивает возможность приема программы для 98,7% населения России. Кроме телевизионного, имеет радиовещательный объем — 17,3 часа в сутки. Программа «Россия» транслируется также в государствах ближнего Зарубежья: Азербайджане, Армении, Грузии, Кыргызстане, Узбе­кистане, Таджикистане, Белоруссии полностью, в Казахстане и на Украи­не — в сокращенном объеме.

Телевизионная программа «Первый канал» (ОРТ). Общественное теле­видение России — это новый вид телерадиокомпаний, основанных на сме­шанных формах собственности — государственной и частной. Указом Президента Российской Федерации на основе государствен­ной телерадиокомпании «Останкино» создано акционерное общество «Об­щественное российское телевидение».

30 декабря 1994 г. принято постановление Правительства РФ о рас­пределении акций Общественного российского телевидения (ОРТ). У госу­дарства остался контрольный пакет — 51% акций, которые распределены между Госкомимуществом — 36%, компанией «Останкино» — 9%, телеви­зионным техническим центром (ТТЦ) и ИТАР-ТАСС — по 3%. Оставшиеся 49% поделили крупнейшие частные компании: Газпром, ЛогоВАЗ, банки «Столичный», «Империал», «Менатеп», «Национальный кредит» (последние два банка к 1999 г. обанкротились).

Объем вещания ОРТ — 18,5 часов в сутки, распространяется на тер­риториях РФ и стран ближнего зарубежья. Охват населения России — около 99%.

Существенные перемены затронули и петербургский Пятый канал. В 1997 г. на его базе был создан общественный канал «Культура» с объемом вещания 12,8 часов в сутки. А в 1998г. петербургское телевидение было также акционировано, и марка «Пятый канал» была заменена на новую — ТРК «Петербург».

20 сентября 1996 года Президент подписал Указ, согласно которому четвертый канал на все 24 часа вещания был передан частной телекомпа­нии НТВ. По третьему, бывшему Московскому, каналу вечером работает канал «ТВ Центр», а в дневное время — частная телекомпания «Моско­вия». К частным компаниям относятся канал КЕН ТУ и другие каналы.

И у телезрителей Санкт-Петербурга — весьма широкий выбор телека­налов и программ. Традиционные каналы — московские 1-й, 2-й, 4-й, «Петер­бург» соседствуют с 6-м, 11-м (русское видео), 22-м, 36-м, 40-м (региональное ТВ), 51-м, ТВ-3 «Россия»; работают телекомпании «Каскад», «ТВ-Икс», «Оне­га», «Петроний», «Спрут-ТВ», «Триллион», «Свежий ветер», «Экшен».

Программы регионального телевидения (республик, краев, областей, автономных округов) созданы 90 государственными телерадиокомпаниями и распространяются, как правило, по каналам ВГТРК в пределах своих регионов. В большинстве регионов охват населения местной программой меньше, чем программами общероссийских каналов. Это объясняется, преж­де всего, тем, что программа РТР передается как по наземным линиям, так и через спутники на приемные станции и ретрансляторы, а местные ис­пользуют только наземные линии. Разительные изменения последнего де­сятилетия затронули все отряды средств массовой информации, но осо­бенно эти новации видны в телевизионной журналистике.

Интернет

Конец двадцатого столетия ознаменован возникновением уникаль­ного и чрезвычайно перспективного средства массовой информации — глобальной компьютерной сети «Интернет». Его история начинается с 1969 года, когда, выполняя заказ Министерства обороны США, объединились первые четыре американские компьютерные фирмы. В 1973 г. к ним под­ключились Англия и Норвегия, а в 1992 г. — новое слияние: ARPAnet объе­динилась с сетью CSNnet Национального фонда США. Это и стало рожде­нием Интернет, в которой — две основные технологии: электронная почта и всемирная паутина на 100 тысяч серверов. Появление нового носителя информации, доступного массам людей, не могло не привести к превраще­нию его в СМИ. В «паутину» в последнее время пришли все ведущие ин­формационные агентства, многие издательства, рекламные агентства, пред­ставлены политики, многие правительства и парламенты. Свои странички имеют американский и российский президенты. Появилась специфичес­кая журналистика, основные жанры которой — дайджесты новостей и обозрения. В глобальной сети широко представлены российские печатные издания и радиостанции. Пользователь (предприятие или частное лицо) может получить текущие материалы российской прессы — интервью, ре­портажи, хронику, статистику, информацию о работе органов власти и крупных организаций.

Доступность информации делает Интернет грозным соперником лю­бого традиционного средства массовой информации. Уже сегодня многие фирмы, предприятия пользуются электронными версиями газет (их назы­вают еще газетами электронного формата — с текстом, цветными фото­графиями, звуком и видеообразами). Достоинство электронной версии — в возможности углубленного изучения интересующей темы: различные статьи в газете имеют графическое обозначение о поступлении дополни­тельной информации, общественном резонансе.

В то же время в России Интернет пока не получил широкого распро­странения (пользуются лишь 300 тысяч россиян), что связано с общим низ­ким уровнем компьютеризации (менее 2 компьютеров на 100 жителей про­тив 52 на 100 в США) и использования телефонных каналов связи, не спо­собных технически обеспечить современные скорости передачи данных. Тем не менее, Интернет в России быстро развивается.

Инфраструктура журналистики

Работа СМИ обеспечивается инфраструктурой журналистики:

1) технической — полиграфическими предприятиями, техническими центрами радиовещания и телевидения, предприятиями связи, ведущими подписку и распространение прессы, передачу радио и телесигнала;

2) информационной — системой телеграфных агентств, агентств пе­чати, аудио- и визуальной информации, пресс-центрами, службами по свя­зям с общественностью, рекламными организациями;

3) организационно-управленческой — государственными органами, занятыми подготовкой нормативных актов, регулирующих деятельность средств массовой информации, их регистрацией и лицензированием, На­конец, к инфраструктуре относятся учебные и научные центры.

 

Многие годы Телеграфное агентство Советского Союза и Агентство печати «Новости» были единственными монополистами, распространяю­щими информацию, комментарии, обзоры во все страны мира и, конечно, для советских СМИ. С распадом СССР ТАСС преобразовался в Информа­ционное телеграфное агентство России, сохранив свой «товарный знак» — ИТАР-ТАСС, а АПН стало РИАНом — Российским информационным аген­тством «Новости».

Возрастание значения нового вида информации, связанного с по­требностями бизнеса, частного сектора экономики, стало одной из причин, приведших к созданию альтернативных ИТАР-ТАСС и РИАН негосудар­ственных информационных агентств. Первым — в 1989 г. — возник «По­стфактум». Вначале это была информационная служба «Факт», созданная для информирования первых частных предприятий и кооперативов. В мае того же года агентство было зарегистрировано в качестве независимой службы «Постфактум». Месяцем позже начал работу «Интерфакс», первы­ми клиентами которого стали иностранные журналисты, посольства и за­падные фирмы, размещенные в Москве. Хотя для многих западных журна­листов экономическая информация уже давно стала важнейшим «товаром», российской экономике он тогда еще практически никем не предлагался. «Интерфакс» стал первым, кто осознал важность, перспективность и, на­конец, прибыльность деловой информации для СМИ. Сегодня агентство поддерживает с частным бизнесом тесные отношения, имея более двух тысяч подписчиков в России (в основном это частные фирмы и банки) и свыше тысячи иностранных.

В настоящее время действует немало средних и мелких информаци­онных агентств (Сибинформ, Урал-акцент и т.д.). Только в Санкт-Петер­бурге в 1996 г. работало 13 агентств: «Северо-Запад». «Дело-Информ», «ИТАП-ПРЕСС», «РИАЛ» (рекламно-информационное агентство «Ленинг­рад»). ИМА-ПРЕСС, «ИНМИР» (информация-мобилизация интеллектуаль­ных ресурсов), «Эксклюзив», «СФИНКС-ПОСТИНФОРМ» (учредитель — Студенческая федерация информационных контактов «СФИНКС-пост») и др. Кроме того, в городе распространяется 18 различных информационных бюллетеней: «За безопасность движения», «Закон», «Жизнь», «Информа­ция для предпринимателей», «Налоги и бизнес», «Страдания предпринима­теля», «Наш район», «Приморские новости» и т.д.

Многие провинциальные агентства начинают действовать обычно на «домашней основе»: несколько журналистов готовят свои материалы, ис­пользуя одну пишущую машинку и домашний телефон. Часто им инфор­мацию поставляют их знакомые или случайные люди. Лишь с течением времени, когда агентство, для того, чтобы выжить, сталкивается с необхо­димостью обеспечивать клиентов постоянным потоком новостей, начина­ются поиски финансовых вложений на приобретение, в частности, факса, компьютера, принтера, возникают проблемы обеспечения высокого каче­ства ежедневных новостей и создания собственной корреспондентской сети. И без значительных вложений либо со стороны государства (дотации), либо со стороны крупных частных финансовых структур ни одно независимое агентство не может конкурировать с ИТАР-ТАСС и РИАНом. Конкуренция возможна лишь в отдельных сферах, например, в финансовой информа­ции, новостях о национальной политике, жизни региона. Это вполне по­нятно, если учесть, что в целях повышения оперативности агентство долж­но пользоваться всеми видами связи, в том числе и космической, иметь мощные компьютерные центры, служащие для подготовки, обработки и хранения информации, которая непрерывно поступает потребителям по телетайпу, либо в виде оперативных бюллетеней новостей, пресс-релизов, выходящих часто несколько раз в день. Все это требует немалых средств, значительно больших, чем доходы, получаемые агентствами от СМИ за передачу им информации. Существенные затраты ИТАР-ТАСС связаны с содержанием корреспондентских пунктов в различных странах мира и с выпуском еженедельного журнала «Эхо планеты».

Особое положение ИТАР-ТАСС и РИАН подчеркивается тем фактом, что только эти два агентства получают субсидии из Федерального бюдже­та: причем на двоих они в 1,7 раза превышают объем финансирования самого крупного университета России — Московского.

Практику создания крупных негосударственных агентств можно про­следить на примере «Интерфакса». Он был организован как совместное предприятие с привлечением иностранного капитала российско-франко-итальянской компании «Интерквадро». Последняя помогла «Интерфаксу» приобрести факсы. Другим партнером стало Московское радио, которое предоставило молодому агентству помещение. Однако в 1990 г. произошел конфликт, принесший «Интерфаксу» широкую известность благодаря ос­вещению в прессе. Руководство Гостелерадио, в помещениях которого ра­ботали журналисты агентства, «выселило» «Интерфакс» из здания. Благо­даря содействию Б. Н. Ельцина, который был тогда Председателем Вер­ховного Совета России, «Интерфакс» смог временно разместиться в российском Белом доме. Чуть позже, получив официальное разрешение Моссовета на аренду постоянного помещения, «Интерфакс» переехал в старинный особняк на Тверской.

Учредителями средних и малых информационных агентств могут быть юридические или физические лица. Так, агентство «Дело-Информ» в Пе­тербурге было учреждено инновационным коммерческим обществом «Дело», а у агентства «ИНМИР» — четыре учредителя: предприниматели Г. В. Гу­сев, Е. В. Гусева, журналисты А. Б. Молоков и В. О. Ярыгин. «ИТАП-ПРЕСС» учредили, с одной стороны, физическое лицо — В. К. Мелихов, с другой — юридические лица (соучредители — радиопрограмма «Весь Пе­тербург» и газета «Санкт-Петербург»).

Итак, информационные агентства передают СМИ социальную, поли­тическую, экономическую информацию, а рекламные сообщения — забота уже рекламных агентств. Деятельность последних разносторонняя. Для сво­его заказчика (фирмы, банка, предприятия, частного лица) агентство гото­вит рекламные материалы и размещает их в газете, на телевидении и радио; проводит рекламные мероприятия на ярмарках и выставках; организует рек-ламно-технические семинары и пресс-конференции; разрабатывает, гото­вит, монтирует и обслуживает средства наружной рекламы; разрабатывает товарный знак и элементы фирменного стиля; организует комплексные рек­ламные кампании и т.д. Агентство взаимодействует с производственными базами, типографиями, студиями, заводами по изготовлению элементов рек­ламы, осуществляет связь со средствами распространения рекламной про­дукции, размещает в них заказы, поступающие от рекламодателя; контроли­рует их исполнение, проводит расчеты с рекламодателями и средствами рас­пространения рекламы.

В начале 1999 г. в Санкт-Петербурге рекламные услуги предлагали, не считая рекламных отделов редакций СМИ, 313 организаций. Многие из них специализированы. Так, производством и размещением видеорекламы заня­ты 12 организаций, наружной рекламой и оформлением интерьеров — 89, рекламой на транспорте и в метро — 20, сувенирной рекламой, созданием фирменного стиля, фотоуслугами — 98, почтовой рекламой — 12 организа­ций... На рынке рекламных услуг выделяются рекламные отделы, рекламные агентства и рекламные центры. Так, рекламное агентство «Дизайн студия Гради» снабжает своей продукцией петербургские газеты «Вести», «Соб­ственность», «Петербургское Эхо», а рекламное агентство концерна «Рус­ское видео» ежегодно изготовляет до 100 телевизионных роликов и помога­ет заказчикам разместить их на ведущих каналах российского телевидения. Еще в 1994 г. при Ассоциации производителей рекламы был создан реклам­ный центр, в который вошли рекламные агентства и отделы «Русского ви­део», «Санкт-Петербургских ведомостей», «ИМА-пресс», телекампании «Пе­тербург», представители выставочного комплекса объединения «Ленэкспо», и ряд других организаций. Центр разрабатывает комплексные рекламные кампании и выполняет выставочные, экспозиционные, наружно-световые и иные специализированные рекламные услуги. А рекламный центр петер­бургского концерна «Шанс», в котором занято 40 человек (агенты, реклами­сты, менеджеры и т.д.), выполняет заказы рекламодателей и размещает рек­ламу во всех изданиях концерна: газетах «Реклама-Шанс», «Недвижимость Петербурга», «Пятое колесо» (для автолюбителей) и др.

О растущей роли рекламных агентств как важной ветви инфраструк­туры современной журналистики свидетельствует тот факт, что в после­днее время туда пришло немало выпускников факультетов журналистики университетов России. Молодые журналисты или возглавляют агентства, или становятся составителями рекламных обращений — текстовиками.

В советское время о визите на предприятие журналист должен был договариваться с расположенным на его территории парткомом КПСС. С ликвидацией последних стали создаваться пресс-службы. В Санкт-Петер­бурге к марту 1999 г. их насчитывалось свыше двухсот. Появилась армия пресс-секретарей и ответственных за связи с общественностью или со СМИ. Неведомые раньше должности возникли везде: во властных структурах, политических партиях, коммерческих фирмах, банках, творческих союзах, конфессиях, государственных предприятиях. Разговор о них — более под­робный — пойдет в другой главе. А сейчас хотелось бы высказать некото­рые замечания.

Пресс-службы, казалось бы, должны облегчить журналисту поиск информации. На деле же часто происходит наоборот. Если раньше попасть к директору вагоностроительного завода было нетрудно — достаточно было звонка секретарю парткома, то сейчас, когда завод стал акционерным об­ществом, а директор — управляющим, переговоры надо вести уже с «ме­неджером управляющего», а они могут быть бесплодными. Мода на орга­низацию пресс-служб привела к неожиданным издержкам. Порой вместо установления деловой связи со СМИ многие пресс-службы стремятся воз­вести барьер между журналистами и своими шефами — руководителями организаций, предприятий.

Эту негативную тенденцию подметили представители Судебной па­латы по информационным спорам при Президенте России и Союза журна­листов Российской Федерации. Анализируя итоги слушаний дел в Палате, они пишут: «Повсеместно созданы пресс-центры, пресс-службы, пресс-сек­ретари и иже с ними. По идее они призваны облегчить доступ журналис­тов к информации. На деле они превратились в непреодолимые барьеры и выдают лишь ту информацию, в которой заинтересована данная структу­ра. И, естественно, журналисты всякими способами преодолевают эти ба­рьеры вплоть до подкупа должностных лиц и откровенной покупки инфор­мации. А те, кому это недоступно, прибегают к вымыслу и домыслу» [3].







Читайте также:

  1. A.- СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ
  2. E) Воспитание сознательного отношения, склонности к труду как основной жизненной потребности путем включения личности в активную трудовую деятельность.
  3. I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами.
  4. I. Использование средств индивидуальной и коллективной защиты в ЧС.
  5. I. Понятие и система криминалистического исследования оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения.
  6. I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем
  7. I.1 Творчество как средство социализации и развития личности
  8. II.1 Досуг как средство творческой самореализации личности
  9. III. Презрение как заколдованный круг .
  10. IV. Основные способы и средства защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
  11. MS Word. Как поменять начертание шрифта на полужирный?
  12. Non Role-Play (сокращение NonRP) - нереальная игра, действие, как данный персонаж не поступил бы в жизни. Нарушение RP режима.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.013 с.) Главная | Обратная связь