Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Художественно-публицистические жанры



Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на второй план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, ав­торской мысли. Основные представители здесь — очерк и зарисовка, от­ражающие положительные явления, а также сатирические жанры: фелье­тон и памфлет.

В небольшой зарисовке органически переплетаются черты, признаки информационных и художественно-публицистических жанров, оператив­ный газетный жанр и разновидность очерка — этюд, эскиз с натуры. Она повествует вроде бы о незначительном событии, но изображает его зримо, наглядно, ярко.

Не подымаясь до обобщений, не применяя в полной мере средства типизации, зарисовки изображают в очерковой форме какое-то одно яв­ление, событие, могут быть сюжетными и бессюжетными, о конфликте и бесконфликтными.

Очерк позволяет наглядно, ярко, доходчиво, оперативно откликнуть­ся на событие, раскрыть образ интересного человека, дать портрет коллек­тива, рассказать о быте, нравах, обычаях людей региона, своей и других стран. В основе портретного очерка — рассказ о человеке, его жизни, мнениях. Но не каждая судьба может послужить темой для написания очер­ка, а лишь та, которая наиболее ярко отразила эпоху, социальную действи­тельность, личность, ее значение в конкретных обстоятельствах. Анализ диалектики единичного в процессе развития общего позволяет журналис­ту увидеть определенные закономерности прогресса, показать способы разрешения противоречия, смысл движения вперед.

Однако порой журналист (особенно начинающий) увлекается под­робным пересказом биографии героя, анкетных данных. Обилие материа­ла, фактов, взятых «по порядку», не останавливает внимания, не позволяет вычленить характерные, определяющие моменты в жизни человека.

В проблемном очерке человек останется как бы на втором плане, ав­тор прежде всего анализирует важную проблему в ее конкретных проявле­ниях, действиях отдельных людей и коллективов. Осмысление большого количества фактов, синтез разнообразного материала позволяет публицис­ту вести масштабный разговор по актуальным вопросам. Научно-популярный очерк ставит целью рассказать о научной про­блеме глубоко и доказательно, но вместе с тем доходчивым языком, дос­тупно и популярно. Путевой очерк — один из старейших видов художест­венной публицистики — первоначально развивался в литературе и расска­зах «бывалых людей». Достаточно вспомнить «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Позже к этому жанру прибегали многие русские писатели — А. Н. Радищев, А. С. Пушкин, А. И. Герцен, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и др.

В очерке применяются различные средства художественной типиза­ции, показ таких ее аспектов, как портрет героя, его речевая характеристи­ка, пейзаж, факт, деталь, подробность, вымысел и домысел. Очерковый материал выигрывает, если в его основе показ конфликта, а также сделан точный психологический анализ. Очень важны композиция и сюжет — крючок, с которого никогда не срывается человеческое любопытство. Ком­позиция, например, может быть мозаичной (портрет героя рисуется мазка­ми), веерной (в центре — герой, к которому сходятся мнения о нем разных людей), ступенчатой (из жизни героя приводятся интересные эпизоды разных лет) и т. д.

Природа очерка такова, что в нем могут быть «пересечения» самых разных жанров — репортажа, отчета, зарисовки, корреспонденции, что свидетельствует о жанровой свободе, подвижности очерка, позволяет авто­ру при условии композиционного, сюжетного и стилистического единства материала вести разговор непринужденно, меняя тональность повествова­ния, ритмику изложения.

Сатирические жанры строятся на широком использовании иронии, сарказма, сатиры, поэтому важно различать эти понятия, сопоставлять их с юмором.

Юмор предполагает, что за смешным, за вызывающим смех недостат­ком чувствуется что-то положительное, привлекательное, серьезные реаль­ные достоинства. С юмором смеются над недостатками любимого. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направляется.

Ирония расщепляет то единство, из которого исходит юмор. Она противопоставляет положительное отрицательному, идеал — действитель­ности, возвышенное — смешному. Смешное и безобразное воспринима­ется уже не как оболочка и не как момент, включенный в ценное и пре­красное, а только как противоположность, на которую направляется ост­рие иронического смеха. В чистом виде ирония предполагает, что человек чувствует свое превосходство над предметом, вызывающем у него ирони­ческое отношение.

Когда предмет этот или лицо выступает как торжествующая сила, ирония, становясь бичующей, гневной, негодующей, иногда проникаясь горечью, переходит в сарказм. Вместо того, чтобы спокойно и несколько высокомерно разить сверху, она начинает биться со своим противни­ком — хлестать и бичевать его. Истинная ирония всегда направлена на свой объект с каких-то вышестоящих позиций, она отрицает то, во что метит, во имя чего-то лучшего. Она может быть высокомерной, но не мелочной, не злобной.

Итак, юмор — это безобидное, беззлобное выставление людских не­достатков и слабостей, сатира — гневное и резкое высмеивание, И разни­ца, однако, не столько в силе, сколько в объекте насмешки, в принципиаль­ной авторской позиции по отношению к объекту — положительной или, наоборот, отрицательной. Юмор и сатира — это комическое, применяемое в различных целях. Сатира есть использование комического для критики общественно вредных явлений. Во всех других случаях использование ко­мического будет юмором. Давно замечено: ничто так не обезоруживает порок, как сознание того, что он угадан и по его поводу уже слышен смех.

Если критическая заметка в газете сообщает о конкретном факте, указывает виновников, точный адрес, то в сатирической заметке добавля­ется образный иронический комментарий. Он подчеркивает, к примеру, расхождение между словом и делом персонажей, расхождение, усиленное до крайности. Журналисты используют при этом прием параллели, конт­растной, весьма эффективной без авторских разъяснений, т.к. читатель в состоянии сам понять и оценить противопоставление. Однако наиболее распространенным является прием последовательного комментария как бы попутной сатирической ретуши.

На иронии строится и фельетон — сатирический художественно-пуб­лицистический жанр, вскрывающий комическую суть отрицательных фак­тов и явлений действительности. Причем фельетонный факт должен обла­дать двупиковостью: первый пик (общественно вредная суть факта) возбуж­дает у читателя гнев, а второй пик (комическая сущность того же факта) — насмешку [11]. Второй пик достигается при условии, если исходный факт будет обладать парадоксальностью, то есть содержать противоречие между претензиями героя и его возможностями, должностью и поведением, сред­ствами и целью, формой и содержанием, замыслом и результатом, словом и делом, идеалом и практикой, поступком и здравым смыслом.

Если исходить из газетной практики, то точнее было бы следующее определение жанра фельетона: сатирический жанр публицистики, полеми­чески насыщенный, своими специфическими средствами вскрывающий суть отрицательного явления, факта, построенный на литературно-художествен­ных образах.

Фельетон — это синтез трех начал: публицистического (факт не только конкретен, злободневен, актуален, но и оперативен), сатирического (выяв­ляется комическое содержание факта, оценка которого предполагает сати­рический анализ) и художественного (создание сатирического образа, что и отличает фельетон от сатирической заметки).

Сатирический образ, как и художественный — это диалектическое единство частного и общего, диалектического и типического. Как форма га­зетной публикации фельетон требует максимально фактической основы, как литературная форма — нуждается в фантазии художника. На пересечении факта и фантазии и рождается сатирический образ; когда частная история отдельного случая переходит в результате развертывания фельетона в боль­шую, частный факт приобретает социальное звучание. Фельетонист отыски­вает другое явление, связанное по ассоциации с данным жизненным фактом, и на основе найденного и подчеркнутого сатирического сходства или разли­чия делает обобщение. Фельетонный образ несет в себе параллели по отно­шению к ассоциативной теме, заявленной вначале. Автор прибегает к развер­нутым сопоставлениям — эпизодам, публицистическим отступлениям, сюжет­ным ходам, комментирует их, создает сатирические характеристики.

В фельетоне может быть раскрыт персонифицированный образ — образ-персона (конкретный носитель зла — должностное или частное лицо) или образ-тезис, когда необходимо обобщить разрозненные факты, изу­чить социальную ситуацию, обличить негативное явление. Например, в свое время газета «Труд» решила высмеять формальные, ненужные начинания. И журналист, строя образ-тезис, начинает с вымысла. Он пишет, что ему при большом стечении народа открыли памятник за «грандиозную победу в двухмесячнике вытирания ног при входе в учреждение». «Как же мне быть в связи с открытием памятника и одновременным завершением двух­месячника, — размышляет фельетонист. — Надо сказать, что порывы не­доумения посещают не только меня». Он перечисляет различные объявля­емые декады и месячники. Доказывая, что они не нужны, так как речь идет об элементарном выполнении людьми своих прямых обязанностей, автор заканчивает фельетон на сатирической ноте: «Славы хочется нестерпимо. Любой ценой. Только чтоб поменьше труда и напряжения мысли. И вот в строй дельных и нужных починов норовят протиснуться всевозможные начинания типа: «На работу — каждый день! », месячники «Не укради! » и инициативы «Семь дней без хамства». И уже названы победители. Уже улетает в голубое небо пустозвонное «ура» и лопается в плотных слоях атмосферы. А я стою в тени своего памятника и думаю о жизни. О пред­стоящем месячнике глубокого дыхания носом» [12].

Важнейшим средством сатирической типизации является вымысел. Он может быть полным или «с подселением», когда реальный герой взаи­модействует с придуманным фельетонистом. И. Ильф и Е. Петров в фель­етоне «Необыкновенные страдания директора завода», чтобы высмеять «толкачей», пытавшихся выбить на Горьковском автозаводе дефицитные автомобили, к подлинному директору «подселили» придуманный персо­наж — настырного «доставалу» Гнушевича. Когда директор садился в ав­томобиль, чтобы ехать домой, ему подали маленький розовый конвертик.

«Там была записка. Она благоухала. «Я люблю Вас. Вы такой инте­ресный, непохожий на других директоров. Буду ждать у почтамта в шесть часов. В зубах у меня будет красная роза. Придете? Приходите! Ваша Женевьева».

А было как раз шесть часов. А путь как раз пролегал мимо почтамта. А чужая душа — потемки. А сердце — не камень. А директора — тоже люди. Так устаешь от бездушного отношения. И мы же, в общем, не мона­хи, так сказать, не игумены. А тут, кстати, весна, и вскрываются реки, и гремит лед, и дует какой-то бешеный ветер. И директор попросил остано­виться у почтамта.

На ступеньках почтамта с красной бумажной розой в перламутровых зубах стоял Гнушевич» [13].

Украшают фельетонный текст и однофразовые остроты — микро­сколки больших приемов смешного. Рисуя внешность дебошира, С.Нари-ньяни писал: «Волос у него было на одну драку». У остроумия есть загадоч­ное свойство. Заявление: «Н.Н. — дурак» звучит грубо и бездоказательно. А скажи: «Было у матери три сына, двое умных, а третий — Н.Н.», и то же обвинение, но выраженное в непрямой, шарадной форме, приобретает по каким-то таинственным законам мышления дополнительную ударную силу, впечатляет почти как доказательство, хотя, конечно, никакой доказа­тельной силой не обладает.

Смешное начинается с отказа от нормального, лобового способа вы­ражения обидной, оскорбительной для кого-то мысли, от отказа назвать кошку кошкой. Если человек называет кошку «тигром-недоноском», то он тем самым уже ступил на тропу юмора.

Памфлет — произведение обличительного характера, в котором сати­рическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое — злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект обличения (крупное социальное явление, госу­дарственные или общественные деятели). Памфлет — редкое событие в ли­тературе и журналистике. Он ведет родословную от Эразма Роттердамского («Письма темных людей», 1515 г.), Франсуа Рабле («Гаргантюа и Пантегрю-эль», 1534 г.). Даниэль Дефо за памфлет «Кратчайший путь расправы с дис-сертерами» выстоял у позорного столба. «Философские мысли» Дени Дидро были осуждены на сожжение. За «Философские письма» П.Чаадаев был объявлен сумасшедшим. «Письмо к Гоголю» В.Г.Белинского распростра­нялось в списках.

Конкретный факт, являющийся оперативным поводом появления пам­флета, анализируется в совокупности с рядом фактов, характеризующих события и деятельность «героя». Эту закономерность творчества памфле­тиста можно проследить на памфлетах Ярослава Галана против католичес­кой церкви. Памфлет «Плюю на папу! » (18 июля 1949 г.) начинается с опе­ративного повода: «13 июля 1949 года в моей жизни произошло знамена­тельное событие: папа Пий XII отлучил меня от церкви. Отлучил, как отлучают теленка от коровы. Без предупреждения». А вот предпоследний абзац другого памфлета «На службе у сатаны»: «У папы Пия XII было 260 предшественников, история их жизни и деятельности — это история кро­ви и позора. Даже в тумане раннего средневековья мне не обнаружить такого государства, такой власти, которая бы настолько прославилась дво­едушием, лицемерием, алчностью, продажностью, тайными и явными убий­ствами, грабежами и темными махинациями, как " папская держава Божь­их наместников" ». Вскоре после публикации памфлетов Галан пал от руки подосланного убийцы. Из современных публицистов с памфлетами часто выступал журна­лист-международник «Известий» Мэлор Стуруа, который в центр мировых событий ставил конкретных деятелей. Сегодня памфлеты практически ис­чезли, да и фельетоны также стали редкостью.

Мы говорили о жанрах газеты, Однако примерно то же можно ска­зать и о жанрах эфирной журналистики. Так, в телевидении различают информационные жанры, к числу которых можно отнести хронику (крат­кое устное сообщение, сопровождаемое порой фото или коротким видео­роликом), заметку (видеосюжет), интервью (его разновидность — пресс-конференция), отчет, репортаж; к аналитическим — корреспонденцию, беседу, дискуссию, комментарий, обозрение; к художественно-публицис­тическим — очерк, зарисовку, эссе.

В последнее время идет обогащение содержания и характера, форм материалов. Информационные жанры сопровождаются комментарием, они приобретают более аналитичный характер. Жанровая палитра пополняет­ся новыми разновидностями материалов. В некоторых изданиях регулярно стала появляться новая рубрика «Журналистское расследование», которое можно назвать жанровой разновидностью в силу специфики его подготов­ки (сопоставление поведения людей в расследовании, выдвижение журна­листских версий, привлечение в текст элементов репортажа, корреспон­денции, очерка, использование документов и т.д.). Элементы других жан­ров можно заметить и в традиционных жанровых материалах. Например, корреспонденция с целью придания ей живости может начинаться с зари­совки или репортажного «кусочка».

Выводы

Будучи социальным институтом, журналистика через систему средств массо­вой информации оказывает влияние на общественные процессы, активно участвует в политической деятельности: представляя те или иные социальные слои; зная их нужды и потребности, конкретное средство массовой информации добивается реа­лизации этих нужд, используя возможности власти, государства, применяя для это­го специфические средства, прежде всего публицистику.

Отстаивая интересы «своего» социального слоя, редакция СМИ должна с ува­жением относится к потребностям других слоев, а значит выступать за диалог с другими СМИ, избегая конфронтации. Только тогда можно говорить о целостной и гармоничной системе журналистики.

Печатная пресса (газеты, журналы, дайджесты) и пресса электронная (эфир­ное и кабельное телевидение, радио, документальное кино и видеовещание) состав­ляют ядро журналистики как системы СМИ. Внутри каждой группы наблюдается разнообразие типологических характеристик. Газеты делятся на массовые и каче­ственные, общеполитические и развлекательные, деловые и рекламные и т.д. Ши­рока тематическая палитра телевидения. А радиостанции — государственные и ком­мерческие — озабочены поиском формата, связанного с единством стилевых и те­матических направлений. Соперником традиционных средств массовой информации становится быстро набирающий сил Интернет.

На успешную работу средств массовой информации существенно влияет раз­витие инфраструктуры журналистики. Если информационная инфраструктура се- годня бурно развивается, то техническая находится в стадии глубокого кризиса из-за недостаточного финансирования, необходимого для обновления и реконструк­ции типографий и телерадиоцентров. Нуждаются в совершенствовании и другие виды инфраструктуры: законодательная база журналистики и процесс подготовки журналистов, способных эффективно работать в современных газетах, на радио и телевидении, в информационных и рекламных агентствах, организациях «паблик рилейшнз».

В условиях информационного рынка и конкуренции средств массовой ин­формации возрастают требования к методологической культуре журналиста, его умению отбирать факты социальной действительности, выявляя их взаимосвязь, интерпретировать собранный эмпирический материал, выдвигать концепцию про­блемы, делать прогноз. При этом журналистское выступление можно подготовить легче и лучше, если соблюдать требования избранной его формы — жанра.

Информационные, аналитические и художественно-публицистические жан­ры не отделены друг от друга жесткими границами: в публикации, подготовленной в том или ином жанре, автор порой привлекает элементы и других жанров. Особен­но это видно на примере материалов рубрики «Журналистского расследования». С течением времени меняются и особенности журналистских жанров, система кото­рых — в постоянном развитии.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается политическая деятельность средств массовой инфор­мации?

2. Газеты полярных идеологических направлений. Могут ли они мирно сосу­ществовать в системе СМИ? При каких условиях?

3. С какими проблемами инфраструктуры журналистики Вы встречались? Отвечает ли современным требованиям подготовка журналистских кадров, или надо, на Ваш взгляд, вносить в нее какие-то коррективы?

4. Расскажите, как практически журналисту (особенно начинающему) дос­тичь высокой методологической культуры.

5. Нужно ли, приступая к написанию материала, заранее планировать в ка­ком жанре его подать, или это необязательно? Бывает и так: думал написать репор­таж, а в итоге получился фельетон. Как вы оценили бы подобную жанровую мета­морфозу?

6. Какие основные требования предъявляются к газетной информации, все­гда ли следует соблюдать правило пирамиды и всегда ли нужен «лид»?

7. Какие «лиды» из перечисленных выше Вам кажутся наиболее интересными?

8. Сделайте домашнее задание: интервью, реплику, комментарий на любую актуальную тему. Определите их качественный уровень на аудиторном занятии.

9. Какие виды рецензий Вы знаете? Проанализируйте несколько рецензий, опубликованных в прессе за последний месяц.

10. В чем сходства и различия интервью и репортажа, заметки и отчета, ста­тьи и корреспонденции?

11. Сделайте разбор корреспонденции. Найдите в ней элементы других жан­ров: зарисовки, репортажа, отчета и т.п.

12. Какие виды сюжета в газетном очерке Вы знаете? Проиллюстрируйте последними публикациями.

13. В чем разница между зарисовкой и очерком, сатирической заметкой и фельетоном, фельетоном и памфлетом? 14. В чем состоят художественное, публицистическое и сатирическое начала в фельетоне?

14. Какие средства типизации применяются в очерке и фельетоне? Покажите их, проанализировав последние публикации этих жанров в средствах массовой ин­формации.

15. В чем особенности рубрики «Журналистское расследование»? Проанали­зируйте один-два материала этой рубрики, раскройте специфику жанра.

16. Ваш прогноз развития журналистских жанров в газете, на телевидении и радио?

Примечания:

1. Ученова В. В. Исторические истоки публицистики. — М., 1972. С. 10.

2. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. — СПб., 1995. С.37 —38.

3. Венгеров А.Б..Богданов В.Л. О свободе массовой информации и ответствен­ности журналистов // Российская газета. 1995. И июня.

4. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информа­ции. — М., 1996. С.106.

5. Вся Россия будет печататься у Лужкова // Коммерсантъ-Дейли. 1998. 6 ав­густа.

6. Федеральная целевая программа «Поддержка государственной полиграфии и книгопечатания в 1996 — 2001 годах»: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 1995 г. // Российская газета. 1996. 22 ноября.

7. Справка Министерства экономики Российской Федерации // Текущий ар­хив администрации Санкт-Петербурга. СПБ., 1995.

8. Федеральная комплексная программа «Создание технических средств свя­зи, телевидения и радиовещания в 1995-2000 годах»: Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1994 г. // Российская газета. 1994. 21 декабря.

9. Введение в теорию журналистики: Уч.-метод, пособ. / Сост. Е. П. Прохо­ров. — М., 1993. С.110-111.

10. Работа современного репортера: Программа / Сост. М. И. Шостак. — М., 1996. С.10-11].

11. Виленский М. Как написать фельетон. — М., 1982. С. 14.

12. Жадан О. В деле достижения успехов // Труд. 1986. 13 июля.

13. Ильф И., Петров Е. Собр. соч. В 5-ти томах. Т.З. — М., 1961. С.240.

Приложение

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «Подготовка статьи, очерка, фельетона»

Деловые игры в последнее время широко применяются в учебном процессе. Они помогают эффективно решать практические задачи овладения профессией, воздействуют на другие элементы всей системы преподавания той или иной дис­циплины.

Организуя деловую игру на занятиях по «журналистике», следует рассматри­вать следующие узловые моменты:

1. Журналистское произведение как тип текста.

2. Журналистский текст как результат особого рода творчества.

3. Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь общества и компетентность журналиста. 4. Процесс воздействия на читателя и социальная позиция журналиста.

5. Оперативное отражение действительности в журналистике.

6. Журналистское творчество и культура.

7. Закономерности журналистского творчества.

8. Право и этика журналиста.

СТАТЬЯ. СЦЕНАРИЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «ПОДГОТОВКА СТАТЬИ»

Роли сотрудников городской газеты играют: Корреспондент — студент Редактор отдела — студент Ответственный секретарь — студент Главный редактор — студент

Действие первое. Журналист работает над статьей.

Студент приносит на занятие написанный дома материал.

Задание студенту. Докажите, что представленный Вами материал — статья. Убедите редакцию в актуальности Вашей статьи, правильности ее композиции. По­кажите, как «работают» в Вашей статье факты, логические и эмоциональные сред­ства, тезис и антитезис, индукция и дедукция, система аргументации.

Действие второе. Редактор отдела редактирует материал.

Задание студенту, играющему роль редактора отдела:

1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жан­ру статьи.

2. Убедительны ли выводы автора статьи, вытекающие из анализа проблем, критической ситуации или положительного опыта? Обоснованы ли его рекомен­дации?

3. Определите рубрику материала. Дайте оценку заголовку.

4. Сделайте необходимую правку материала или верните его на доработку автору.

Действие третье. Материал сдан в секретариат.

Задание студенту, играющему роль ответственного секретаря.

1. Примите решение по представленному материалу.

2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.

3. Согласны ли Вы с рубрикой и заголовком?

4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Главный редактор принимает решение.

Задание студенту, играющему роль главного редактора:

1. Дайте оценку материала.

2. Определите, точно ли названы адреса критики или положительного опыта.

3. Определите возможную реакцию читателей на этот материал.

4. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.

Действие пятое. Материал опубликован (условно):

Задание студентам, играющим роли сотрудников редакции: Выступить от имени редакционной летучки, оценить достоинства и недостат­ки материала.

Действие шестое: Преподаватель, выступающий от имени издателя, дает оценку материалу, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.

ОЧЕРК. СЦЕНАРИЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «ПОДГОТОВКА ОЧЕРКА»

Роли сотрудников редакции городской газеты играют: Очеркист — студент Редактор отдела — студент Ответственный секретарь — студент Главный редактор — студент

Действие первое. Журналист пишет очерк.

Студент приносит на занятие написанный дома материал.

Задание студенту. Докажите, что представленный Вами материал — очерк. Убедите редакцию в целесообразности выбора героя темы, проблемы. Обоснуйте выбор вида очерка, его сюжета. Удачно ли показан Вами конфликт, раскрывающий личность человека, о котором Вы пишите.

Действие второе. Редактор отдела редактирует материал.

Задание студенту, играющему роль редактора отдела:

1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жан­ру очерка.

2. Убедительны ли в материале личность героя, его характер, поступки?

3. Дайте оценку заголовку.

4. Сделайте необходимую правку материала или верните его автору на дора­ботку.

Действие третье. Материал сдан в секретариат.

Задание студенту, играющему роль ответственного секретаря:

1. Примите решение по представленному материалу.

2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.

3. Согласны ли Вы с заголовком?

4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Главный редактор принимает решение.

Задание студенту, играющему роль главного редактора:

1. Дайте оценку материалу.

2. Определите возможную реакцию читателей на этот материал.

3. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат. Действие пятое. Материал опубликован (условно).

Задание студентам, играющим роль сотрудников редакции: Выступить от имени редакционной летучки, оценить достоинства и недостат­ки материала.

Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, оце­нивает материал, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.

ФЕЛЬЕТОН. СЦЕНАРИЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «ПОДГОТОВКА ФЕЛЬЕТОНА»

Роли сотрудников редакции городской газеты играют: Фельетонист — студент Редактор отдела — студент Ответственный секретарь — студент Главный редактор — студент

Действие первое. Журналист пишет фельетон.

Студент приносит на занятие написанный дома материал.

Задание студенту: Докажите, что представленный Вами материал — фелье­тон (а не сатирическая заметка, реплика). Покажите, достаточно ли тех средств сатирической типизации, которые Вы использовали для создания сатирического образа.

Действие второе. Редактор отдела редактирует материал.

Задание студенту, играющему роль редактора отдела:

1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жан­ру фельетона.

2. Способна ли публикация материала вызвать у читателя гневно-насмешли­вую реакцию?

3. Дайте оценку заголовку.

4. Сделайте необходимую правку или верните материал автору на доработку.

Действие третье. Материал сдан в секретариат.

Задание студенту, играющему роль ответственного секретаря:

1. Примите решение по представленному материалу.

2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.

3. Сделайте редакторскую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Главный редактор принимает решение.

Задание студенту, играющему роль главного редактора:

1. Дайте оценку материала.

2. Определите, точно ли названы адреса критики.

3. Определите возможную реакцию читателей на этот материал. 4. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат. Действие пятое. Материал опубликован (условно).

Задание студентам, играющим роли сотрудников редакции: Выступить от имени редакционной летучки, оценить достоинства и недостат­ки материала.

Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, дает оценку материала, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов В. И. Информационные жанры газетной публицистики. — Саранск, 1996.

2. Введение в теорию журналистики. Уч.-мет. пособ. в 2- х ч. / Сост. Е. П. Прохоров. — М., 1993.

3. Ворошилов В. В. Журналистика и рынок. Проблемы маркетинга и менеджмента средств массовой информации. — СПб., 1997.

4. Ворошилов В. В. Экономическая пропаганда в газете на современном этапе. —Л., 1987.

5. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. — СПб., 1995.

6. Кулев В. С. Деловая пресса России. — М., 1996.

7. Менделеев А. Г. СМИ в современном обществе. — М., 1993.

8. Обозрение как публицистический жанр: Метод, указ. / Сост. С. В. Смирнов. — Л., 1989.

9. Организация деловой игры «Подготовка статьи (очерка, фельетона)»: Метод, указ. / Сост. В. В. Ворошилов. — Л., 1990.

10. Пельт В. Д. Жанры советской газеты. — М., 1987.

11. Сатирические жанры в газете: Метод, указ. По современной теории публицистичес­ких жанров. / Сост. В. В. Ворошилов. — Л., 1989.

12. Теория и методика журналистского творчества: Программа лекционного курса / Ким М. Н., Мельник Г. С., Мисонжников Б. Я., Тепляшина А. Н. — СПб. 1998. — 24 с.

13. Шостак М. Интервью. Метод и жанр. — М., 1997.

14. Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. — М., 1985.

Глава 3


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1534; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.103 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь