Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Экологический смысл эволюции человека.



Морфологическая эволюция гоминид завершилась с появлением человека современного физического типа примерно 40 тысяч лет назад. Вопрос об эволюции вида Homo sapiens представляется спорным. Многие рассматривают развитие человечества исключительно как социокультурный процесс, высшей фазой которого принято считать так называемую техногенную цивилизацию. Однако, техногенная цивилизация несет сегодня реальную угрозу всему живому. Каким образом следует изменить эволюцию, чтобы сохранить жизнь?

Антропогенез изначально складывался как адаптивная стратегия выживания двуногих приматов, лишенных естественных средств защиты. Появлению австралопитеков предшествовали резкие климатические изменения. Сильное похолодание

6, 5-5, 0 млн. лет назад вызвало разрушение лесных массивом в Восточной Африке. Возможно, что изменения в сторону более суровых условий, привело к необходимости их преодоления более прогрессивными группами гоминид.

Жизнь в саванне вела к прямохождению и животной пище, заставляла прибегать к хитрости. Стадный образ жизни, использование рук и ног решающим образом ускорило развитие головного мозга. Появление дополнительных структур мозга стало магистральной линией в филогенезе приматов. Объем головного мозга у питекантропов был в два раза больше, чем у антропоидов. В итоге появилась разумная, интеллектуальная деятельность. Благодаря разумной деятельности появились сначала примитивные каменные орудия, потом жилища и другие элементы искусственной среды. Изготовление орудий стимулировало развитие сознания и абстрактного мышления. Согласно гипотезе, основанной на результатах анализа митохондриальной ДНК, все люди по материнской линии – потомки одной женщины («митохондриальной Евы»), жившей на Африканском континенте более 200 тысяч лет назад.

Щедрая природа и благоприятные климатические условия не стимулировали социокультурогенез. Свои орудия местные жители изготавливали из дерева или бамбука. Каменная индустрия практически не развивалась. Питекантропы, мигрировавшие в Юго-Восточную Азию в благоприятные для жизни биоценозы, сошли с магистрального пути антропогенеза и в биологическом и в культурно-техническом отношении.

Умеренных широт Евразии питекантропы достигли 1, 5 миллиона лет назад одновременно со львами, леопардами, гиенами и волками. В Европе излюбленным сырьем стал кремень, позволявший создавать двусторонне обработанные орудия, что способствовало появлению новых технологий. Холодный климат требовал изоляции от внешней среды. У западноевропейских неандертальцев, отделившихся 200 тысяч лет назад, укоротились конечности, разрослись те участки коры больших полушарий, которые функционально связаны с ориентацией в среде – обонятельные и зрительные центры. Их головной мозг увеличивался в длину и ширину, не изменяясь в высоту. У тех, у кого развитие мозга шло в высоту, разрастались лобные доли, т.е. области коры, детерминирующие высшие познавательные функции и социальное поведение. Морфофизиологическая организация неандертальцев препятствовала их дальнейшей эволюции по пути формирования социальных отношений. Поэтому неандертальцы оказались тупиковой ветвью эволюции, оборвавшейся приблизительно 30 тысяч лет назад. Несмотря на то, что их культура – мустье – была достаточно сложной.

Магистральный путь вел к высоко техническим и технологически оснащенным обществам. В настоящее время уровнем развития техники определяется степень цивилизованности страны и её положение в мировом сообществе. Однако в верхнем палеолите техника развивалась крайне медленно по сравнению с искусством и предметами быта. Верхнепалеолитическим наскальным фрескам – 40 тысяч лет, а первым металлическим орудиям – не более 5-6–ти тысяч лет. Охота требовала усовершенствования оружия и сопутствующих технических приспособлений. Охотники не могли выжить без огня. Костер требовал определенной социальной организации.

После окончания последнего, вюрмского оледенения Европа покрылась лесами. Исчезли тундры, а с ними холоднолюбивая мегафауна. Люди стали селиться водоемами. Большое значение приобрело рыболовство, затем земледелие.

Традиционные общества ориентировались на разные ценности: культура тела (Индия), философию (Китай), религию (Ближний Восток). Развитие техники не было решающим условием их прогресса. Технико-технологическое развитие легло в основу лишь одной цивилизации – техногенной. С самого начала техногенная цивилизация стала на путь отчуждения человека от природы.

Но и в первобытных и развитых традиционных обществах хозяйственная деятельность «человека разумного» не всегда оказывалась разумной и вызывала нередко локальные экологические кризисы. Известно, например, как неумелая ирригация привел к засолению почв в Месопотамии, а неумеренный выпас скота, уничтожив растительный покров, способствовало образованию нынешней Сахары. Разрушение ландшафта стало, по мнению Л.Н. Гумилева, причиной гибели нескольких древних цивилизаций и создавших их этносов.

Как биологический вид человек адаптирован пусть к широкому, но достаточно определенному диапазону природных условий и поэтому никогда не перестанет зависеть от биосферы. Общество получает из неё воздух, а также топливо и сырье для промышленности. Наша цивилизация до сих пор находится в зависимости от запасов ископаемых углеводородов. Если к тому времени, когда их источники будут исчерпаны, не отыщутся эффективные источники энергии, она может прекратить своё существование.

Как же могла возникнуть цивилизация, угрожающая жизни на Земле? Назовем некоторые источники техногенной цивилизации. Античное сознание, в котором большую роль играло противопоставление человеческого героизма природе и богам. Вспомним хотя бы миф о Прометее. Древнегреческий эпос о титанах в какой-то мере сформировал стремление европейцев к покорению и преобразованию природной среды.

Важнейшей составляющей европейской культуры стала картина мира, сложившаяся в Новое время. Экофобная доминанта в сознании людей определила их поведение и особенности культуры. Этот путь неизбежно привел к дисгармонии с природой. Более того, такая стратегия просто опасна, поскольку не учитывает все более усиливающееся техногенное давление на биосферу и не может оценить ту границу, за которой биосфера, не справившись с подобным давлением, утратит свою целостность как единая система.

Техногенная цивилизация со своими потребительскими устремлениями и материальными ценностями не вписывается в универсальную логику космогенеза и ноогенеза. Как пишет Н.Н. Моисеев «… в процессе своей естественной эволюции суперсистема «Вселенная» обретает с помощью человека (в частности) способность не только познавать саму себя, но и направлять своё развитие так, чтобы компенсировать или ослабить возможные дестабилизирующие факторы». (Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм (позиция и следствия)//Вопросы философии. 1991. № 3. С. 11).

Что делать? Одни предлагают, что для этого требуется заменить экофобную ориентацию общества на экофильную, отказавшись от антропоцентризма, подвергнуть жесткому контролю потребление и естественный прирост населения. Если человечество этого вовремя не сделает, то его ожидает участь гигантских ящеров, оказавшихся в эволюционном тупике. Сторонники такого подхода с экранов телевидения и высоких трибун призывают сократить население планеты с 6 до 1 миллиарда и ниже, усматривая в этом единственное средство сохранения биосферы. Первый Президент РФ подписал уже два указа о переходе России на модель «устойчивого развития», разработчики которых «не заметили», что это предполагает форсированную депопуляцию страны. Такой подход ориентирован идеологией «биоцентризма» и противопоставленной антропоцентризму. Но такой подход недооценивает того обстоятельства, что человек – продукт развития не только Земли, но всей Метагалактики, не учитывает антропного космологического принципа, а тем самым, не верно интерпретирует экологический смысл эволюции человека.

Каждая следующая геологическая эпоха демонстрирует нам все более разнообразные, сложноорганизованные, далекие от равновесия с физической средой и все менее вероятные формы жизни. Далее, сменяющие друг друга формы социальной организации последовательно удаляли от естественного существования, т.е. от равновесия с биологической средой, опосредуя его отношение к природе все более усложнившимися материальными технологиями и мыслительными процедурами. Вспомним о переходе от охоты и собирательства к промышленному производству и далее к информационной цивилизации. В целом эти переходы свидетельствуют об «удалении от естества». Тенденция «удаления от естества», наблюдаемая в развитии культуры и цивилизации – не следствие произвольных ошибок, а продолжение универсального эволюционного вектора.

Но в таком случае возникает вопрос: «Для чего Метагалактике потребовалась жизнь? ». Ответим так: для создания разумного субъекта, способного в последующем распространять организующее влияние на космические процессы. Этого ответа достаточно, чтобы развенчать Биосферу как метафизическое понятие.

В таком случае, мы не отбрасываем данные палеонтологов, что до 99% существовавших на Земле видов вымерли ещё до появления человека. Становится понятным, что удаление общества от природы в значительной мере обусловлено стремлением обезопаситься от естественной нестабильности. Нам станет ясно, что человек должен жить не по «законам природы», а законам культуры. В таком случае каждый эволюционный скачок в социально-природных отношениях служил средством преодоления экологического кризиса, вызванного тем, что прежние, более «естественные» формы хозяйствования и мышления оказывались чересчур разрушительными. Но в таком случае человечество вынуждено будет осознать, что чем выше потенциал производственных и боевых технологий, тем более совершенные механизмы культурного самоограничения необходимы для выживания общества. Характерные диспропорции в развитии влекли за собой всплеск экологической и геополитической агрессии, вследствие которых общество подрывало основы собственного существования. В такие исторические времена эффективные культурные инновации прочно утверждались в социальной практике и мышлении, становясь по большому счету необратимыми.

Когда способность контролировать внутренние импульсы уступала способности управлять внешними энергиями, когда общества не сокращали своё технологическое могущество, и не приводили в соответствие с ним гуманитарную культуру, то они гибли в экологических и политических катастрофах. Что мы имеем на сегодня? Человечество овладело такими инструментальными возможностями, что культурные средства саморегуляции, выработанные в прежнем историческом опыте стали несоразмерны обретенному могуществу. Но разве может человечество вернуться к доиндустриальному хозяйству или отказаться от достижений медицины и гигиены?

В таком случае придется не отказываться от заботы о каждой человеческой жизни, а развивать генную инженерию, совершенствовать методы трансплантации, производства искусственных органов, искусственные методы человеческого воспроизводства. Необходимо интенсивное и многомерное развитие компьютерных технологий. В частности, тогда доступ в обогащающуюся виртуальную реальность поможет людям удовлетворять глубинные потребности в отрицательных эмоциях. В дальнейшем нас ждет образование симбиозных форм человеко-машинной цивилизации, в которых удельный вес природной составляющей будет последовательно уменьшаться. Для начала следует отказаться от утопических сценариев коммунизма и «нового средневековья», «устойчивого развития» и «религиозного ренессанса» самоубийственных для цивилизации. Согласно закону техно-гуманитарного баланса, сценарий выживания осуществим только при условии, что система культурных ценностей и норм успеет прийти в соответствие с растущими инструментальными возможностями.

 

21. Генезис экологической проблематики.

История экологического кризиса насчитывает уже почти сто лет, но лишь недавно пришло понимание того, что решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время антропоцентристского общественного экологического сознания, ставящего во главу угла человека и его интересы в ущерб интересам природы.

Под экологическим сознанием понимается совокупность представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа», существующего в обществе отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Именно сложившийся в обществе тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к природе.

Экологическое сознание можно охарактеризовать тремя параметрами.

Психологическая «противопоставленность – включенность». Человек мыслится как стоящий вне и над природой или же, как её составная часть.

«Объективное – субъективное» восприятие природы. Человек воспринимает природу как лишенный всякой самоценности объект воздействия или же как равноправный субъект взаимодействия.

«Прагматический-непрагматический» характер взаимодействия с природой. Это взаимодействие может быть направлено на удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, орудия труда – тогда природа воспринимается как материальная ценность. Либо взаимодействие направлено на удовлетворение духовных запросов – тогда такое взаимодействие становится самоценным.

В архаическую эпоху люди не выделяли себя из окружающего мира, мыслили себя частью единой Природы. Человек максимально зависел от природы. О высокой степени психологической включенности человека в мир природы свидетельствует «зоологическая классификация», бытующая в одном из племен, до сих пор ведущих первобытный образ жизни: «Наивысшим существом является слон, затем лев, потом удав или крокодил, потом человек и затем остальные существа». Первобытный человек наделял природное окружение своими собственными свойствами. С природой у него была субъект-объектная неразделенность. Считалось, что у зверей либо значительно лучше и справедливее, либо, наоборот. При доминировании прагматического взаимодействия присутствовали и непрагматические элементы.

Однако постепенно природа все больше воспринималась как нечто существующее вне человека и даже противостоящее ему. В отчуждении человека от природы можно выделить несколько этапов.

На первом этапе поиски первобытным человеком причин природных явлений привели к представлениям об особом потустороннем мире, управляющим всем вокруг. Складывалась анимистическая картина мира. Устанавливаются ритуалы благоприятных отношений с духами, поскольку они могут помогать или вредить людям. Затем мир духов перерастает в мир богов, которые уже равны природе в её проявлениях. Психологическая связь с миром природы сохраняется только в отношении тотемных животных или растений. Тотем представлялся членам рода их общим предком, который может при определенных условиях оказывать им сверхъестественную помощь.

Существенную роль в отчуждении от природы сыграл переход к оседлому образу жизни. Центр внимание переместился на противопоставление «свой-чужой». Дом – своё, лес – чужое. Есть своя природа, а есть чужая.

Второй этап отчуждения человека от природы связан с эпохой античности, когда складывается система представлений о богах как творцах природы. Зевс, Афродита, Аполлон обладают человеческими свойствами и даже человеческим обликом. Прометей и Гефест создают для людей предметы культуры, добывают огонь, вводят в обиход новые металлы. Человек и природа равны перед богами, но отчуждены друг от друга. Складывается психологическая противопоставленность человека и природы. Платон различает «разумную» человеческую душу и «чувственную» животную. Дух у человек общий с богами, а тело – с животными. По Аристотелю «ни дружбы, ни права не может быть по отношению к неодушевленным предметам. Невозможна дружба и с конем или быком или рабом в качестве раба, потому что раб – одушевленное орудие, а орудие – неодушевленный раб». (Аристотель. Соч. в 4-х т. М., 1983. Т. 4. С. 236). В эпоху античности экологическое сознание тяготеет более к субъективному, чем к объективному восприятию природы. Природа начинает восприниматься как идеал гармонии, которому человек должен подражать в повседневной жизни.

На третьем этапе отчуждения характерна картина мира, построенная на основе жесткой иерархии: «Бог – человек – природа». В этой христианской картине мира противопоставленность человека и мира природы определена волей Бога.

Римский историк Иосиф Флавий, пересказывая в своих «Иудейских древностях» книгу Бытия, писал, что когда человек был изгнан из рая, он в числе прочего утратил и способность разговаривать с животными. Но христианством это воспринимается не как потеря, а как триумф человека. По выражению К. Юнга, «сложность души росла пропорционально потере одухотворенности природы».

Если античность, сделав природу объектом научного изучения, оставляла природным объектам право на душу, то христианство их этого полностью лишало. Вместе с душой природные объекты лишаются своей самоценности: они представляют интерес только в той мере, в какой могут служить человеку и быть полезными ему. Например, в библейской сцене изгнания бесов Христос вселяет их в свиней, которые гибнут в пропасти, ни жалости, ни намека на то, зачем понадобилась смерть ни в чем не повинных животных. Невозможно сопереживать тому, что воспринимается как объект. Отношения с природой христианство сделало абсолютно прагматичными. «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они». (Бытие 1, 26; 9, 2).

В Новое время картезианство лишь логически завершило в экологическом сознании то, что было заложено христианством. Человек – субъект, а мир – объект, которым субъект манипулирует. «Человеческая личность, воспитанная в течение полутора тысяч лет на опыте абсолютной личности, захотела теперь сама стать абсолютом». (Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. С. 289). Человек стал восприниматься как царь природы. Авторитет Библии был подкреплен авторитетом науки.

Четвертый этап отчуждения связан с переходом от экстенсивного роста к технологическому, урбанистическому развитию. В Соединенных Штатах запас свободных земель был исчерпан к середине Х1Х века. Под влиянием экологического кризиса возникает движение за качество среды обитания, которое получило название американского инвайронментализма. Был провозглашен лозунг: «Максимум природных благ для большего числа людей на более длительный период». Консервационистское крыло движения призывало к рациональному природопользованию и справедливому распределению природных ресурсов. Однако природа по-прежнему воспринималась как объект использования, но признавалась необходимость консервации природных ресурсов для будущих поколений.

Новый шаг в развитии представлений о взаимоотношении человека и природы был сделан русским космизмом. Центральной идеей было признано представление о том, что Человек – составная часть Природы, Универсума Вселенной. Противоречие между Разумом и Природой неизбежно, но Разум ответственен за его разрешение. В конце Х1Х века Н.Ф. Федоров провел мысль: «Цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускоренного конца». (Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 1982. С. 301). В.И. Вернадский развил учение о ноосфере. Логическим следствием этой концепции стала учение о коэволюции Н.Н. Моисеева – окружающая среда и человеческое общество будут развиваться неразрывно, начнется их коэволюция, когда просто невозможным будет господство интересов одной из сторон.

Под влиянием русского космизма в американском инвайронментализме были выдвинуты три идеи: экосистемного холизма, морального сообщества и экологической этики. Идея экосистемного холизма была сформулирована О. Леопольдом: разумно то, что стремится к сохранению целостности, стабильности, совершенства биологического сообщества; неразумно все, что стремится к обратному.

Если принцип холизма распространяет закономерности развития экосистемы на общество, то понятие «морального сообщества» переносит сферу действия норм морали на «вне-человеческие» элементы экосистемы. Данный принцип не признает «право на индивидуальность». Для экологистов ценностью обладает стабильно функционирующая экосистема, а не каждый отдельный её элемент, пусть даже уникальный.

Экологическая этика – принципиально новая этика, которая должна органично соответствовать как «природе человека», так и законам окружающей среды. В целом, русский космизм и экологизм продолжают сохранять объективное восприятие природы.

Большую роль в формировании нового типа экологического сознания сыграла так называемая универсальная этика (Торо, Ганди, Швейцер). Она не проводит в ценностном отношении разграничения между человеком и другими живыми существами. Многочисленные представители природы такие же полноправные субъекты в мире, как и человек, и равны ему в своей самоценности.

Идеи универсальной этики стали основой для биоцентризма, в котором главное – естественный порядок вещей. В природе все движется в соответствии с естественными законами, поддерживается самый тонкий и совершенный баланс до тех пор, пока не появляется человек с его «невежеством и самонадеянностью». Биоцентристы рассматривают Природу как наиболее совершенное и наделенное духовными качествами сущее, воплощающее в себе основные принципы жизнедеятельности всего живого и разумного. Мир для них единое целое, не существует разделения субъекта и объекта, «человеческого» и «вне-человеческого». Все живые существа имеют равное право жить и процветать, все обладают самоценностью. Рациональное природопользование и охрана природы лишь первый шаг к установлению более глубоких связей с Природой. Человек может использовать природные ресурсы только в тех пределах, которые необходимы для самообеспечения человеческого вида. Материальные стандарты должны быть резко снижены, а удовлетворение духовных потребностей (качество жизни) должно быть существенно улучшено.

Уже однажды человек был изгнан из рая – состояния единства с природой. Вернуться ему, как сказано в Писании, не позволит ангел с огненным мечом. Человек должен установить новое единство с окружающим миром.

 

22. Предмет и задачи социальной экологии.

Перед лицом новых требований, которые предъявляет биосфера, человек и человечество в целом держит экзамен на подлинную разумность. Разумность проверяется в изменении практического отношения с природой. К новым требованиям относится: направленность накопленных экологических знаний на сохранение биосферы; преодоление расточительности потребительской структуры общества; толерантность народов планеты в отношениях друг с другом; следование экологически продуманным глобальным целям общественного развития. Основой такой деятельности должна стать социальная экология.

В социальной экологии используется принятый в общей экологии понятийный аппарат и учитываются основные закономерности взаимодействия сообществ организмов с окружающей их средой. Прежде всего, таковы понятия «экосистема», «биоценоз», «биогеоценоз».

Социальная экология изучает историю взаимоотношений человеческого сообщества с окружающей средой. Само её позднее возникновение свидетельствует о том, что до сих пор воздействие людей на биосферу было не столь значительно, чтобы сказываться на её состоянии в целом. Вместе с тем, локальные разрушения довольно больших участков биосферы имели место. Достаточно сказать, что около половины современных пустынь на планете вызваны разрушительной для природы деятельностью человека. Не случайно почти все антропогенные пустыни находятся в тех местах планеты, где существовали самые древние цивилизации. Полагают, что и почти одновременное исчезновение сухопутных гигантов животного мира суши около 10 тысяч лет назад, скорее всего связано с неумеренной охотничьей деятельностью древних людей, а также с широко применявшейся практикой выжигания лесов с целью освобождения земли для сельскохозяйственной деятельности. Однако при всех этих опустошениях биосфера в целом не утрачивала способности к саморегуляции и поддержанию своего пригодного для жизни состояния.

Положение резко изменилось, когда в ходе промышленной революции, люди совершили переход от использования древесного топлива для получения энергии к использованию минерального топлива. В считанные десятилетия в окружающую среду были выброшены огромные массы вещества и энергии, накопленные в биосфере на протяжении миллионов лет. В химическом и тепловом состоянии биосферы возник заметный дисбаланс.

Ускорение развития было продолжено человечеством в ходе научно-технической революции. Биосфера обнаружила конечный характер практически всех своих жизненно важных параметров и прежде всего запасов воды, воздуха, почвы и биоресурсов. Резко возросла численность населения планеты. Время стихийного использования биосферы человеком исчерпало себя.

Социальная экология призвана совершить переход к законоупорядоченному и нормативно организованному использования биосферы на основе изучения законов совместимости общества и природы. Требуется выработка стратегии биосфероподобия, совместимости общества с окружающим Космосом и с геологопланетарными процессами.

Центральным понятием в социальной экологии является «социоэкосистема», которая предполагает, что общество является частью биосферы. Отсюда начинают играть такие понятия, как экоразвитие, экотехнологии и экотехника, экологическая культура, экологическое сознание, экообразование и эковоспитание. Особое значение приобретает экологизация экономической жизни общества. С первых докладов Римскому клубу была осознана важность имитационных математических методов, которые были успешно применены к изучению тенденций развития социоприродных глобальных процессов. Учет экологических параметров показал неизбежность нисходящей линии развития общества к концу первой трети ХХ1 столетия в связи с возможностью исчерпания минеральных ресурсов и чрезмерным загрязнением природной среды. Речь идет о работах: Д. Форестер «Мировая динамика»(1972), Д. Медоуз «Пределы роста» (1972), М. Месарович и Э. Пестель «Человечество у поворотного пункта» (1974), Э. Ласло «Цели человечества» (1976), Дж. Боткин, М. Эльманджир, М. Малица «Нет пределов обучению» (1979).

У социальной экологии к настоящему времени появились прикладные области. Экология человека, изучающая медицинские аспекты. Инженерная экология, изучающая технические аспекты отношения людей к окружающей среде. Урбоэкология, экология промышленной деятельности, экология сельского хозяйства, экология транспорта, геоэкология, химическая экология, экология культуры, проблемы экологического образования и экологического воспитания. В совокупности эти отрасли экологического знания должны научить человека, что ему делать и как себя вести в новых условиях.

 

23. Экологическое право.

Важной составной частью социальной экологии и права является экологическое право. Оно представляет собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на неё хозяйственной и иной деятельности.

Систему источников экологического права в России образуют Конституция РФ, федеративные и международные договоры РФ, федеральные законы, нормативные указы и распоряжения Президента РФ, нормативные постановления Правительства РФ, Конституции, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации и т.д.

Регулирование отношений в области использования природных ресурсов предусматриваются Земельным, Водным, Лесным кодексом РФ, Федеральным законом «О животном мире».

В ст. 42 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Экологические правонарушения. Вред окружающей природной среде может быть причинен юридическими лицами и гражданами загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экосистем и другими экологическими правонарушениями. Под вредом понимается реальный ущерб и упущенная выгода. Реальный ущерб в экологической сфере может выражаться в уменьшении лесных массивов, снижении плодородия почвы, а также в расходах на их восстановление. Упущенная выгода в экологической сфере может выражаться в неполученных доходах, например, от хозяйственного использования той почвы, плодородие которой снизилось.

Вред окружающей среде может быть как экономический (гибель лесного массива, предназначенного к вырубке и продаже), так и экологический (нарушение экологических интересов общества в части благоприятной среды). В отличие от экономического вреда вред экологический более длителен в своем проявлении и его последствия могут быть растянуты во времени и пространстве. Этот вред не всегда может быть возмещен в натуре, не всегда оценим в денежном выражении. Огромное значение имеет превентивная работа по предупреждению наступления экологического вреда.

Вред окружающей среде может быть причинен как правомерными действиями (разрешенными государством), так и вследствие нарушения экологического законодательства. Соответственно правомерный вред (объективно вынужденный) должен быть возмещен только в случаях, прямо предусмотренных законодательством. Эколого-правовая ответственность за неправомерный вред наступает только в случае, когда он является прямым следствием нарушения экологического законодательства.

Правовой режим природопользования и охраны окружающей среды. Правонарушениями считаются загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевой воды или изменение природных свойств, если они повлекли существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.

Существенный вред, причиненный животному и растительному миру, заключается в возникновении заболеваний или гибели животных и растений, уничтожении рыбных запасов, мест нереста и нагула, заболевании или гибели лесных массивов, в снижении продуктивности земель, возникновении заболоченных или засоленных земель. Оценка причиненного вреда выполняется с учетом затрат на зарыбливание водоемов, упущенной выгоды, реальной стоимости затрат на восстановительные работы и ликвидацию последствий.

Загрязнение биосферы. Наказывается нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если это повлекло загрязнение или изменение природных свойств воздуха. Загрязнением являются: внесение в состав атмосферного воздуха, атмосферы или образование в них загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих нормативы качества или уровни естественного содержания; повышение концентрации химических веществ, взвешенных частиц; изменение теплового режима, радиационных, электромагнитных и шумовых показателей.

Источниками загрязнения могут быть, в частности, транспортные средства, предприятия промышленности, воздушные линии электропередач, распределительные подстанции, энергетические установки, станции радиолокации, сотовая и космическая связь. Причинение вреда здоровья человека происходит в результате вдыхания загрязняющих веществ, поражения кожных покровов, слизистых и иных органов.

Порча земли. Правонарушениями считаются отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Уничтожение или повреждение леса (а также насаждений, не входящих в лесной фонд) в результате неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности является правонарушением.

Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, повлекшее гибель популяций этих организмов, сокращение численности, нарушение среды обитания, считается правонарушением. В издание Книги 1995 г. занесено 65 видов млекопитающих, 109 – птиц, 15 – рептилий и амфибий, 9 – рыб, 15 – моллюсков и 34 – насекомых. Под средой обитания понимается природная среда, в которой объекты животного мира находятся в состоянии естественной свободы, обеспечивающей размножение, отдых, миграцию, выращивание молодняка.

Незаконная охота. Незаконной признается охота без соответствующего разрешения или осуществляемая вопреки запрету либо лицом, не имеющим право на охоту. Предметом незаконной охоты являются дикие животные в среде их естественного обитания. Нахождение в охотничьих угодьях с ружьем, охотничьими собаками, орудиями охоты приравнивается к охоте.

Незаконная добыча рыбы, если она повлекла крупный ущерб или произведена с использованием самоходного транспортного средства, электротока, химических или взрывчатых веществ или происходила на территории заповедника или в зоне экологического бедствия, в местах нереста или на путях миграции, наказывается.

Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ. Правилами охраны окружающей среды являются нормы, определенные экологическим или природоохранным законодательством, Земельным, Лесным и Водным кодексами. Нарушение этих норм и статей при проектировании промышленных, сельскохозяйственных, научных и других объектами лицами, ответственными за их соблюдение, если это повлекло за собой существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных или иные тяжкие последствия, признается правонарушением.

Нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка и хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если это создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, являются правонарушениями.

Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ. Повышенная общественная опасность сильнодействующих и ядовитых веществ потребовала специального закона о запрете на их изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку, пересылку, сбыт. Необходимо специальное разрешение в целях использования их для научных, медицинских или иных общественно полезных работ.

Выделяется более 100 видов сильнодействующих веществ, в том числе, например, аминазин, барбитал натрия, клофелин, пипрадол, тазепам, теофедрин, френолон, хлороформ, эфир. Существует более 60 видов ядовитых веществ: метиловый спирт, стрихнин, фенол, цианистый калий, яд змеиный, некоторые соединения ртути, синильная кислота и т.д.

Незаконное обращение с радиоактивными материалами, т.е. разрушение радиоактивных материалов, является правонарушением.

Нарушение правил безопасности при обращении <


Поделиться:



Популярное:

  1. C. Благодать в действии – Божийметод оправдания человека.
  2. IV. Переведите глаголы, пользуясь словарем. Поставьте вместо точек подходящий по смыслу глагол. Предложения переведите.
  3. Адольф фон Гарнак об эволюции патристической христологии
  4. Акт XVI. Против теории эволюции
  5. Анатомия человека. Гистология. Цитология
  6. Бессолевая диета абсолютно бессмысленна
  7. Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.
  8. Было проведено исследование, чтобы выяснить зависит ли развитие заболевания от сферы деятельности человека.
  9. В качестве третьего основного фактора эволюции признается обособленность группы организмов.
  10. В титаническом борении Добра со злом, Света с тьмой, Правды с ложью для христианской Церкви нет вопроса о выборе места: место ее предуказано самой ее основой, смыслом, задачей, целью.
  11. В чем состоит смысл научно-технического прогресса?
  12. В. Смысл выражения «одна природа Бога Слова воплощённая»


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 848; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь