Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности композиции специальных номеров газеты



Особенности содержания специального номера газеты — целевого, выпускаемого к празднику, юбилею, знаменательной дате, или тематического, все материалы которого посвящены какой­либо одной теме, — определяют и особенности его композиции и оформления. Для того чтобы оформление спецвыпуска не было однообразным, необходимо разносторонне подать избранную тему с использованием различных газетных жанров и форм подачи материалов. Возможно более разнообразной, необычной должна быть и композиция такого номера, определяющая яркую верстку и оформление. Тематический номер нужно надлежащим образом иллюстрировать, в его оформлении очень часто используют дополнительный цвет.

Особый вид целевого номера представляет так называемый объединенный номер. Он выпускается редакциями нескольких газет и посвящается теме, представляющей общий интерес для читателей всех этих изданий. В номере, независимо от места его издания, помещают одни и те же материалы, подготовленные по единому плану журналистским коллективом из представителей всех газет. Редакции выпускают номер по заранее разработанному макету. На первой его странице обычно воспроизводят названия и логотипы всех газет, принимавших участие в подготовке номера. Здесь же помещается и вводная часть, сообщающая о целях выпуска объединенного номера и о его участниках.

Верстка газеты

Верстка непосредственно связана с композицией номера, которая во многом определяет ее особенности. Но, несмотря на общую основу, у этих двух процессов своя специфика, которая определяется различием задач, стоящих в каждом случае перед дизайнером и верстальщиком, а также разницей в количестве и характере материалов.

Разрабатывая композицию номера, приходится иметь дело с множеством различных статей и заметок (со всем, что отобрано для публикации) и распределять их по полосам, компоновать в разделы, рубрики, определяя место каждого материала. При верстке полосы решаются в принципе те же задачи, но в ином масштабе. Характер материалов, которые должны быть здесь напечатаны, уже в основном определен; теперь необходимо организовать и разместить их на ограниченном пространстве полосы, а также выделить важнейшие. Причем речь идет не только о распределении материалов на полосе, но и о размещении каждой статьи и заметки в отдельности, о ее конфигурации, постановке ее текста на различное количество колонок и т.д. Эта задача связана с остальными элементами технического оформления — с выбором шрифтов для набора текста и заголовка, с определением формата набора и т.п.

В процессе верстки необходимо так расположить и оформить материалы газеты, чтобы читатель смог быстро разобраться в ее содержании, найти то, что его интересует; кроме того, верстка должна помочь обратить внимание читателя на главные материалы номера и побудить его прочитать их. Степень соответствия верстки этим требованиям — главный критерий оценки ее качества. Верстка хороша, если она помогает читателю, упорядочивает собранные и подготовленные для публикации материалы, организует их в единое целое — номер. Если же верстка не облегчает, а затрудняет восприятие материалов — значит, она выполнена некачественно.

Рассмотрим некоторые закономерности верстки, знание которых поможет в решении практических вопросов, связанных с оформлением газеты.

Общим для всех газет принципом верстки является ее зависимость от содержания материалов номера. Значимость этих материалов, их тематическая направленность, особенности содержания определяют особенности их размещения в номере и на каждой полосе, ту или иную степень их выделения, приемы их технического оформления.

Выделение достигается с помощью различных средств верстки и технического оформления, прежде всего — выдвижением важнейших материалов номера вперед. Не случайно в газетной практике бытует термин «первополосный материал»: он означает, что содержание какой­либо статьи или заметки настолько важно, что она достойна помещения на первой полосе, с которой читатель начинает ознакомление с номером. Несмотря на оправданное желание «закрепить» материалы основных разделов и рубрик газеты на относительно постоянных, привычных для читателей местах, при необходимости следует менять их расположение в номере, выдвигая важнейшие на данный момент разделы вперед.

Кроме общих для всех газет основ верстки, существуют особенности, характерные для каждого из изданий. Это и понятно: ведь верстка как один из главных компонентов внешней формы газеты в значительной мере определяет ее лицо. Как и другие элементы газетной формы, верстка, конечно, зависит прежде всего от характера и направления материалов газеты, а также от ее типа, формата и объема. Ее особенности связаны и с запросами, и с требованиями читателей данного издания.

Качество верстки газеты в основном определяется квалификацией верстальщиков. Нередко именно мастерство верстальщиков определяет характерные черты верстки и оформления того или иного издания, особенно при выпуске однотипных газет, выходящих в примерно равных условиях, решающих одинаковые задачи и предназначенных для одного круга читателей. Особенности верстки газеты во многом зависят и от технической оснащенности типографии.

Обычно из нескольких возможных вариантов верстки выбирают тот, который обеспечивает быстрейший выпуск номера и наиболее высокий уровень его оформления. Верстка должна облегчать производство и выпуск номера, а не осложнять и задерживать их.

На специализированных форумах часто просят назвать конкретные издания в качестве примера для верстки газет. Найти образец для подражания среди российских или зарубежных газет несложно, но не стоит забывать, что бездумное, механическое заимствование различных приемов верстки и оформления даже самых лучших изданий, без учета возможностей использования этих приемов в конкретной обстановке, может привести к удлинению процесса выпуска номера и даже к срыву графика производства газеты.

Особенности верстки газет зависят, наконец, и от традиций, сложившихся в процессе ее развития, а также от национальных предпочтений. Так, специфика верстки российских газет характеризуется относительно большими размерами публикуемых материалов по сравнению с материалами, помещаемыми в большинстве зарубежных изданий. Это различие в объемах газетных материалов объясняется прежде всего принципиально разными задачами, которые стоят перед российской и, например, американской прессой. Если большинство американских изданий стремятся лишь информировать читателей о происходящих событиях, то российская пресса, как правило, предлагает читателю материалы аналитического характера.

Большими объемами печатаемых материалов объясняется, например, распространение в отечественной печати многогарнитурного стиля оформления газетных заголовков. Поскольку в последнее время публикация крупных аналитических материалов все чаще сочетается с подачей большого количества разнообразной краткой информации, значительная часть номера как центральных, так и местных изданий стала конструироваться из заранее подготовленных информационных блоков или разделов. Одна из устойчивых форм организации таких разделов — газетная колонка. Иногда несколько колонок объединяют в тематический блок — подборку.

Информационные тематические или разнотематические колонки занимают значительное место в каждом номере, а сочетание таких колонок лежит в основе компоновки страниц многих газет. Комплекс таких информационных сообщений дополняет крупные проблемные статьи в номере.

Стремление сочетать публикацию объемных материалов и множества мелких тематически организованных информационных сообщений накладывает заметный отпечаток не только на верстку, но и на композицию номера в целом. Это предполагает как размещение устоявшихся разделов­колонок в определенной части той или иной полосы, так и планирование их появления по определенным дням недели. Информационные разделы­колонки должны органично входить в систему информационных рубрик газеты.

 

Рис. 1. Простая верстка полосы. Газета «Метро»

 

Вместе с тем компоновка полосы номера из композиционных элементов в форме колонки закономерно предопределяет их размещение по вертикали, то есть более частое использование приемов вертикальной верстки и соответствующего оформления материалов. Вот почему для газет, где в основу композиции некоторых полос положена информационная колонка, так характерны различные разновидности вертикальной верстки.

При верстке газет следует учитывать ее особенности, связанные с историческими и национальными традициями, которые нужно поддерживать и развивать. Разумеется, это не должно вести к отказу от заимствований лучших приемов оформления иностранных изданий: они возможны и допустимы, но при условии, что не будут противоречить характеру газеты, задачам, принципам и традициям ее оформления. Здесь в равной мере противопоказаны и вредны обе крайности: как своеобразный национальный нигилизм — пренебрежение национальными традициями оформления своей прессы, так и разновидность национального газетного шовинизма — отказ от всего «чужого». Известный английский газетный дизайнер А.Хатт писал, что знание различий в национальных стилях оформления газет способствует пониманию собственного стиля и может помочь верстальщику и дизайнеру критически отнестись к собственной работе. Немалое значение имеют и традиции верстки конкретного издания.

В последнее время большое влияние на верстку газет оказывает журнальная верстка. Однако при совпадении целей и задач газетная и журнальная верстки во многом различаются. Верстка газеты должна обеспечить быстрый, оперативный выпуск номера. Верстальщик журнала обычно имеет в своем распоряжении несравнимо большее время, что позволяет ему пользоваться иными, более сложными приемами верстки и дизайна. К тому же журнал, как правило, печатается на иной полиграфической технике и на бумаге более высокого качества, чем газетная, что позволяет воспроизводить сложные виды иллюстраций. Механическое перенесение в газету различных журнальных приемов верстки и дизайна, например вертикальной постановки набранного заголовка рядом со статьей, приводит к неприятию газеты читателем, привыкшим к традиционным газетным приемам верстки.

Виды верстки

В газетах применяют несколько типов (стилей) верстки. Для каждого из них характерны свои приемы размещения и технического оформления текстовых и иллюстративных материалов на полосах. Неоднократно делались попытки найти общую основу для классификации этих типов верстки и их разновидностей. Так, немецкий дизайнер Альберт Мейер выделял верстку, «не перекрещивающуюся по вертикали и жесткую по горизонтали», «перекрещивающуюся по вертикали и жесткую по горизонтали», «горизонтально­переменную» и «перекрещивающуюся по вертикали и переменную по горизонтали».

Подобная классификация, несмотря на ее простоту и удобство, недостаточна. Она не учитывает ряда важных признаков верстки — таких как направление размещения материалов на полосе, их симметрия или асимметрия. Поэтому целесообразно отказаться от попыток определения общей основы всех типов (стилей) и видов верстки и классифицировать их по трем группам признаков.

Виды верстки, входящие в первую группу, определяются по конфигурации материалов.

Главным признаком второй группы является направление разверстки материалов на полосе — вертикальное или горизонтальное.

Виды верстки, относящиеся к третьей группе, определяются по степени симметрии размещения материалов на полосе. К первой группе относятся четыре вида верстки: два из них — верстка, постоянная по вертикали и по горизонтали, а также постоянная по вертикали и переменная по горизонтали, — обычно объединяются в практике под общим названием простой (иногда ее называют прямоугольной). Действительно, каждая статья и заметка на газетной полосе получает форму простого прямоугольника (рис. 1).

Одной из разновидностей простой верстки является так называемая брусковая верстка, получившая широкое распространение в газетах разных типов. В ее основе лежит размещение материалов на колонках одинаковой высоты при возможном изменении их горизонтального формата. Благодаря этому при брусковой верстке тексты получают форму строгих, чаще широких, разверстанных горизонтально прямоугольников — «брусков» разного размера. Для этой разновидности верстки характерны также установка заголовка на полный формат статьи, то есть без «воздуха» с боков, и горизонтальная отбивка текста снизу от соседних материалов на полную ширину его разверстки.

 

Рис. 2. Ломаная верстка полосы. Газета «Ракурс»

 

Рис. 3. Вертикальная асимметричная верстка полосы. Газета «Метро»

 

Верстка с размещением материалов в колонках разной высоты резко изменяет конфигурацию текстов на полосе. Она лежит в основе разновидностей так называемой ломаной верстки (рис. 2). Статья или заметка приобретает при этом различную, иногда сложную форму — «уступом», «сапожком» и т.п., представляя собой соединение нескольких прямоугольников­колонок разной высоты.

Вторая группа признаков классифицирует верстку в зависимости от направления разверстки материалов на полосе. Направление определяется отношением высоты текстового материала к его ширине (общему формату всех текстовых колонок, на которых он размещается). Если высота большинства статей и заметок на полосе превышает их ширину, она называется вертикальной (рис. 3). При этом все или почти все тексты представляют собой одноколонные или многоколонные прямоугольники, вытянутые по вертикали. Если текст размещают в нескольких колонках разной высоты, он может получить и иную, более сложную форму; однако главным для его разверстки остается вытянутость по вертикали.

 

Рис. 4. Горизонтальная верстка полосы. Газета «Глагол»

 

Для горизонтальной верстки характерно размещение текстов многоколонными прямоугольниками, растянутыми по горизонтали: общий формат публикации при этом больше ее высоты. В таком случае газетная полоса может быть расчленена на несколько «этажей» (рис. 4).

При вертикальной разверстке применяют приемы как простой, так и ломаной верстки. Горизонтальная же разверстка публикаций почти всегда придает им форму простых прямоугольников. Лишь изредка, когда, например, хотят избежать «перереза» полосы или нежелательного смыслового сочетания соседних заголовков, прибегают к приемам ломаной верстки: текст разверстывают горизонтально на неравные по высоте колонки, чуть увеличивая или укорачивая две­три последние.

Виды верстки можно, наконец, классифицировать и в зависимости от степени симметрии расположения материалов на полосе. При симметричной верстке полоса или подборка разделяется на две равные части: правая ее половина по расположению заметок, иллюстраций и особенностям их оформления в точности соответствует левой, представляя собой как бы зеркальное ее отражение. При отсутствии подобной симметрии верстку называют асимметричной.

При симметричной или асимметричной верстке в равной мере допустимо пользоваться приемами вертикального или горизонтального расположения материалов, которые могут принимать простую прямоугольную или сложную ломаную форму.

Таким образом, для определения особенностей верстки какой­либо газеты приходится давать развернутую характеристику, учитывающую все основные признаки, о которых шла речь выше. Например, верстальщики «Московского комсомольца» применяют брусковую (по конфигурации материалов), смешанную (вертикально­горизонтальную), асимметричную верстку.

Как определить тип верстки, который максимально отвечает задачам, стоящим перед газетой? В каждом отдельном случае нужно принимать во внимание конкретные особенности издания: соответствует ли верстка типу газеты? Обеспечит ли она ясность в размещении материалов и вместе с тем даст ли достаточные возможности для выделения важнейших статей и заметок? Позволит ли добиться разнообразия, живости и динамизма в оформлении? Чтобы ответить на эти и множество других вопросов, верстальщику приходится взвешивать преимущества и недостатки того или иного вида верстки.

Простая (прямоугольная) верстка обеспечивает ясность размещения материалов в номере, облегчает их восприятие. Верстальщик получает широкие возможности выделения важнейших публикаций номера и полосы, изменения формата колонок, применения различных приемов технического оформления. Эта верстка особенно удобна для газет с уплотненным графиком выпуска. Она позволяет при необходимости быстро переверстать полосу, заменить одну или несколько статей.

Но при всей кажущейся простоте применение этого вида верстки требует от верстальщиков и дизайнеров достаточно высокого уровня профессионального мастерства. Неумелое ее использование может привести к однообразию оформления газеты.

Есть свои достоинства и у ломаной верстки. Она позволяет придавать материалам газеты различную, иногда сложную конфигурацию, предоставляет большие возможности их выделения. Благодаря этому расширяется выбор средств, с помощью которых можно оживить лицо газеты. Приемами ломаной верстки успешно пользуются, когда необходимо более разнообразно оформить номер или какую­либо из его полос, умело подать в газете материалы, контрастные по содержанию и форме.

Однако при такой верстке необходим весьма точный расчет в процессе макетирования номера. Верстка газетных полос усложняется и может потребовать дополнительного времени, не предусмотренного графиком. А самое главное, подобная верстка усложняет восприятие материалов номера. Излишний контраст между материалами может привести к пестроте оформления газеты. Поэтому сфера применения ломаной верстки в нашей прессе в последнее время сужается. Если в 50­е годы ее приемами охотно пользовались не только в молодежных, но и в целом ряде областных и центральных газет, то теперь многие газеты перешли к более простой верстке (рис. 5).

 

Рис. 5. Верстка газеты «Известия»

 

Желая использовать достоинства различных видов верстки и избежать недостатков, газетные верстальщики часто сочетают их элементы. В одном и том же номере статьи и заметки разверстывают на колонки равной или разной высоты, придают материалам прямоугольную или более сложную форму
и т.д. Подобная смешанная верстка позволяет соединить простоту и ясность размещения газетных материалов, несложность воплощения замыслов с достаточно широкими возможностями оформления. Она получила большое распространение в центральной и местной прессе.

Кроме того, возможно комбинирование вертикального и горизонтального размещения материалов в номере. Вертикальная разверстка текстов — один из самых старых приемов размещения материалов в газете. Длительное время все статьи и заметки разверстывались в газетах последовательно в одну колонку за другой. Понятно, что в результате все тексты принимали форму вытянутых по вертикали узких прямоугольников. И в настоящее время статью или заметку чаще всего заверстывают на ограниченное число колонок — одну, две, три. Читатели привыкли к такому традиционному построению газетных текстов, оно удобно и для верстальщиков. Подобное расположение материалов номера позволяет с равным успехом применять как простую, так и ломаную верстку и не затрудняет выделение материалов.

Достоинствами вертикальной верстки объясняется широкое применение ее вариантов во многих газетах. А в некоторых из них возродили прием вертикального размещения материалов в одну колонку — он оказался удобен при разверстке многочисленных мелких информационных заметок и сообщений.

Горизонтальная разверстка также позволяет четко разграничить материалы различных разделов и рубрик газеты — обычно на каждом «этаже» полосы располагаются статьи и заметки, входящие в какой­либо один раздел. К тому же, полоса получает необычный вид. Но вместе с тем подобная верстка ограничивает возможности верстальщика, вынуждая его отказаться от изменения высоты текстовых колонок. Кроме того, она эффективна лишь при размещении крупных статей, если полоса компонуется всего из трех­четырех больших текстовых «кусков»; мелкие же заметки, оформленные таким образом, выглядят весьма странно.

Практика показала, что неумеренное применение горизонтальной верстки приводит к однообразию в оформлении газеты, поэтому многие верстальщики стараются сочетать приемы вертикальной и горизонтальной верстки. Разверстывая большинство текстов вертикально, отдельные крупные статьи они размещают по горизонтали — «подвалом», «чердаком» и т.п. — или, располагая статью горизонтально, изменяют высоту нескольких ее колонок.

Применяя симметричную и асимметричную верстку, надо учитывать их возможности. Умело сверстанная симметричная полоса привлекательно выглядит и может украсить номер, поэтому симметричную верстку сейчас применяют в основном при оформлении целевых, праздничных номеров, тематических страниц и подборок. Но в большинстве случаев предпочитают использовать асимметричную верстку, поскольку, в стремлении добиться одинаковой величины симметрично расположенных заметок, приходится подчас сокращать некоторые из них, удаляя предложения и целые абзацы, жертвуя содержанием материалов ради избранной формы.

Асимметричная верстка более динамична, позволяет оформить газету живо и разнообразно, использовать различные средства выделения важнейших заметок. Но асимметрия не означает беспорядка на газетных полосах — она должна быть продуманной, только при этом условии такая верстка поможет избежать однообразия в оформлении газеты. Разумное сочетание приемов симметричной и асимметричной верстки — наилучший из возможных вариантов компоновки номера. Верстая газету в основном асимметрично, можно при необходимости использовать отдельные элементы симметрии, например расположить на асимметрично сверстанной полосе симметричную подборку или же выделить в номере тематическую страницу с помощью симметричной верстки ее материалов.

Таким образом, верстальщики имеют широкие возможности для выбора различных видов верстки газет. В основе этого выбора, как было сказано, лежат понимание и оценка ряда объективных и субъективных моментов — типа газеты, опыта и мастерства дизайнеров и верстальщиков, возможностей полиграфической базы и т.д.

Тип газеты и верстка

Выбор типа верстки во многом определяется особенностями читательской аудитории, а также стремлением найти для газеты индивидуальное лицо, отличное от других периодических изданий. Для центральных, республиканских, краевых и областных массовых изданий характерно тяготение к спокойной брусковой верстке.

Приемами этой верстки все чаще пользуются и в молодежных газетах, однако в них чаще, чем в других изданиях, применяют и ломаную верстку. Это связано с особенностями читательской аудитории молодежных изданий, с необходимостью более живого и яркого их оформления. Молодежные газеты, как правило, увеличивают количество текстовых колонок на полосах, что дает дополнительные возможности для размещения материалов.

Информационный характер вечерних газет определяет небольшие размеры большинства публикуемых материалов и обусловливает довольно сложную верстку. Обычно в таких газетах увеличивают количество текстовых колонок на полосе и применяют смешанную верстку.

В большинстве районных газет применяют простую вертикально­горизонтальную асимметричную верстку.







Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.011 с.) Главная | Обратная связь