Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Значение различных частей полосы



Имеет ли значение, где будет помещена на полосе та или иная статья или заметка? Влияет ли расположение материала на степень его восприятия читателем? Практика показывает, что статьи, помещенные в разных частях газетной полосы, воспринимаются по­разному и простым их перемещением по странице можно изменить степень читательского внимания к ним. Дело в том, что просмотр любой страницы газеты мы обычно начинаем с ее верха, а потом наш взгляд опускается к материалам, расположенным ниже. Более того, разные части газетной страницы, в зависимости от ее места в номере, могут по­разному выделять материалы. Так, на внешней последней странице самым выгодным местом является верхняя левая часть, затем — верхняя правая, за ней — нижняя левая и наконец — нижняя правая. На внутренней третьей странице четырехполосного номера самое выгодное для публикации материалов место — верхняя правая часть полосы, далее — верхняя левая, потом — нижняя правая, а затем — нижняя левая. Помещая статью в верхней части страницы, верстальщик выделяет ее среди остальных материалов.

Существуют три типа верстки верхней части страницы. При верстке «на открытие» статью располагают на нескольких первых колонках. При верстке «на отлет» ее ставят на последних колонках. Верстка «на центр» предполагает размещение статьи на центральных колонках. Размещение материала в верхней части полосы подразумевает усиление его выделения с помощью и других средств. Так, используя верстку «на открытие», целесообразно одновременно выделить материал заголовком, набранным более крупным и ярким шрифтом.

Все вышесказанное, разумеется, не означает, что важный материал, который необходимо выделить, можно помещать только в верхней части полосы. Искусство верстки как раз состоит и в том, чтобы уметь при необходимости выделять материалы, расположенные в любой части полосы, в том числе и внизу. Воздействие на читателя заверстанной в нижней части полосы статьи можно усилить подвалом, либо набрав ее на нестандартный формат, либо поставив над ней яркий заголовок, либо заключив ее в рамку.

Эстетика газетной страницы

Газета не только отражает уровень журналистского мастерства работников редакции, а в какой­то мере является произведением искусства — верстально­дизайнерского и полиграфического, подобно, например, книге или плакату. И если вопрос об эстетической ценности книги не вызывает сомнений, то мы беремся утверждать, что с теми же критериями следует подходить и к газете.

Эстетическое восприятие газеты читателем складывается как минимум из двух компонентов — первого впечатления и оценки после более тщательного ознакомления с ней. Первое (непосредственное) впечатление зависит от внешнего вида газеты — от ее графической формы, под которой мы понимаем все, что воспринимается в газете глазом читателя. Потом читатель начинает разбираться в содержании номера или страницы, анализирует их построение, обращает внимание на главные материалы. Иначе говоря, читатель опять оценивает внешнюю (графическую) форму газеты или ее страницы, но уже с иных позиций — с точки зрения целесообразности этой формы, ее соответствия содержанию напечатанных материалов. Таким образом, при более глубокой оценке газеты по­настоящему красивым в ее графической форме кажется то, что является целесообразным, что отвечает задаче наилучшего выражения содержания материалов. При верстке газетной страницы следует учитывать оба уровня ее эстетического восприятия.

Очевидно, что первое впечатление зависит от соблюдения в процессе создания этой формы эстетических норм — законов пропорции и равновесия. Пропорция, несомненно, играет в газете очень важную роль. Она определяет размеры многих элементов оформления, в частности формат газетной страницы. Соотношение между шириной и высотой страницы (и полосы) основывается на так называемом золотом сечении (или золотой пропорции), применяемом и при определении книжных форматов, — примерно оно равно 3/5­5/8. Конечно, не следует абсолютизировать эту величину и превращать ее в универсальную норму, поскольку практика показывает лишь относительную устойчивость различных эстетических канонов. То, что в один исторический период казалось красивым, в другой таковым не считается. Например, в позапрошлом веке в России вполне эстетичной считалась близкая к квадрату форма страниц. Приведем еще один пример по поводу условности пропорций. Сейчас принято считать, что красиво смотрится лишь вертикальное расположение газетной страницы, а газета, в которой ширина страницы превышает высоту, многим покажется некрасивой и нарушающей эстетические нормы. Но вспомним о так называемом газетном развороте: он представляет собой страницу, ширина которой намного больше высоты. Это необычно, непривычно, но читатель без раздражения воспринимает разворот, понимая его необходимость в отдельных случаях и вовсе не считая его неэстетичным.

Однако некоторая относительность эстетических норм не означает отрицания их устойчивости в определенных условиях. Нарушение этих норм, в частности пропорций и равновесия, может привести к неудачам и ошибкам в верстке и оформлении газеты.

Подборка

Каждая газетная полоса складывается из нескольких основных композиционных элементов. Один из них — подборка, то есть объединение нескольких материалов на основе какого­либо общего их свойства, например единой темы, одного жанра и т.п. В зависимости от задачи, которая ставится при формировании подборки, она может быть тематической или разнотемной. Подборки компонуются как из материалов одинаковых жанров (заметок, интервью, писем читателей), так и из различных информационных материалов (заметок, зарисовок, интервью, репортажей и т.д.).

Эта традиционная форма подачи материалов в газете встречается в каждом номере, и даже на одной странице обычно можно найти одну или несколько подборок разного объема. Столь широкое применение подборки объясняется несколькими причинами. Во­первых, она облегчает систематизацию, группировку материалов в номере и на его страницах и тем самым их восприятие. Во­вторых, используя подборку, можно более глубоко, подробно и разносторонне разработать и осветить какую­либо важную тему. Таким образом, подборка позволяет усилить воздействие газеты на читателей.

При оформлении подборки ее обычно выделяют на газетной полосе или хотя бы обособляют. Для этого используют самые разные средства: ограничивают яркой линейкой или заключают в рамку; иногда усиливают выделение, печатая эту линейку или рамку вторым цветом; выделяют подборку шрифтом, яркой шапкой и т.д.

Все материалы подборки верстают вместе — под одной шапкой или рубрикой. Шапка устанавливается на весь формат подборки, как бы накрывая ее сверху. Недостаток оформления многих подборок — выход отдельных материалов из­под шапки. В некоторых случаях, когда, несмотря на незначительный объем подборки, следует подчеркнуть ее значение и выделить среди остальных материалов страницы, применяется так называемая флаговая шапка, размер которой превышает общий формат подборки.

Иногда для оживления восприятия шапку переносят в ее середину — это красиво, но очень усложняет верстку, нередко требует дополнительных текстовых оборок и исключает возможность перестановки материалов.

Каждый из материалов подборки, заверстанный под общей шапкой, обычно имеет заголовок и отделяется от соседних заметок небольшой отбивкой. Иногда, например в хроникальной подборке, материалы помещают без заголовков, а для того чтобы как­то разделить их, начало каждой заметки набирают с инициала или используют звездочку, ромбик и т.п., причем заметки отделяются друг от друга не отбивками, а просветами. Публикацию материалов под общей шапкой и без своих заголовков применяют и в подборках интервью или ответов на анкету газеты. В этом случае роль заголовков играют фамилии авторов выступлений, вынесенные наверх, над материалами. Чтобы подчеркнуть тематическую общность таких выступлений, фамилии набирают одним шрифтом.

Особенности верстки и оформления подборки зависят от ее характера. В тематической подборке важнейшие заметки выдвигают вперед, порой их выделяют нестандартным шрифтом и форматом набора. Чтобы подчеркнуть тематическую близость заметок, их нередко набирают одним шрифтом, отличающимся от шрифтов, которыми набраны остальные материалы полосы. с теми же целями заголовки таких заметок могут набирать шрифтом одной гарнитуры и кегля. При брусковой верстке заметки тематической подборки обычно ничем не отбиваются, поскольку заголовок нижней заметки играет роль отбивки от материала, расположенного сверху.

Несколько иначе оформляют разнотемную подборку, например информационную. Она также строится на каком­либо общем для всех ее материалов качестве: иногда это сообщения о событиях, произошедших в один и тот же период (за один день или одну неделю); иногда сообщения рассказывают о событиях в одном городе или области, а в некоторых случаях основой для формирования такой подборки является общий жанр всех ее материалов (например, подборка криминальной хроники) или даже просто их важность и актуальность (подборки под рубрикой «Срочно в номер! »). А поскольку в подобной подборке все заметки представляют равный интерес, это подчеркивается особенностями их оформления.

Особого внимания требует использование отбивок, линеек и рамок внутри подборки. Нельзя допускать, чтобы какая­нибудь из них разрывала подборку на части. Подборки чаще всего верстают асимметрично — это позволяет лучше выделить в них важнейшие материалы. Но и симметричная верстка может быть успешно использована для выделения подборки на асимметричной полосе. Встречается и сложно оформленная подборка, например в виде нескольких интервью на разные темы, внутри которой скомпонована другая — меньшая — подборка, скажем, тематических хроникальных сообщений, которые стали поводом для проведения интервью. В этом случае для того, чтобы разграничить подборки, желательно одну их них сверстать асимметрично, а другую — симметрично.

Подборка, особенно тематическая, может открываться «вводкой», разъясняющей цель ее публикации. Такую вводку или одну из заметок, играющую роль своеобразной передовицы в подборке, выделяют особо — поставив ее на видное место, набрав нестандартным или выделительным шрифтом, на нестандартный формат. Вводку часто выделяют линейками или неполной рамкой либо разверстывают на весь формат подборки.

Верстка крупных материалов

Как правило, на одной полосе следует расположить один или несколько крупных материалов, при верстке и оформлении которых очень часто допускают ошибки.

Нередко крупную статью объемом в несколько сотен строк верстают так называемым стояком — на три­четыре колонки, причем во всю их высоту. Понятно, что такой огромный сплошной кусок текста читается с большим трудом. Чтобы улучшить оформление стояка, можно применить несколько различных приемов.

Во­первых, можно использовать так называемую подверстку: крупная статья разверстывается не на всю высоту полосы, а в нижней части страницы располагается другой материал (подверстка), набранный для контраста на другой формат.

Во­вторых, восприятие стояка можно облегчить, если разбить его на тематические, смысловые части и дав каждой из них свой подзаголовок. По возможности нужно отказаться от верстки в одну колонку, а верстать каждую из частей­главок статьи на две­три колонки. Если этим частям трудно дать подзаголовки, можно обойтись яркими инициалами или хотя бы цифрами, набранными крупно — 20­24 пт. Такие подзаголовки, инициалы или цифры, разрежающие текст крупного материала, играют роль своеобразных дорожных указателей, у которых читатель может на мгновение остановиться, передохнуть, а затем продолжить чтение.

 

Рис. 1. Верстка крупного материала (газета «Ракурс»)

 

В­третьих, текстовое однообразие крупного материала можно преодолеть, вверстывая в него различные иллюстрации, а также выдержки из статьи, заключенные в рамки из тонких или двойных линеек либо помещенные на выворотке и т.п. (рис. 1). Не следует забывать и об использовании выделительных начертаний и кеглей шрифтов, которыми набирают важнейшие абзацы и даже целые части текста.

Кроме того, верстальщики давно уже заметили, что восприятие крупного текстового материала можно облегчить, изменив его обычную прямоугольную конфигурацию и применив приемы ломаной верстки. Например, большую статью можно разверстать на колонки, неравные по своей высоте. Такая верстка в какой­то мере скрадывает величину крупного материала, но не нужно слишком увлекаться подобной ломкой и придавать статьям слишком уж причудливую форму.

В последнее время в наших газетах стали широко пользоваться приемом разделения крупного материала на части с перенесением их на другие страницы номера. Хотя это и позволяет уменьшить размер частей, расположенных на каждой полосе, и значительно облегчает их верстку и оформление, но этим не следует злоупотреблять и разделять статью более чем на две части, ибо читателям будет трудно разобраться во множестве продолжений. Чтобы помочь им быстрее найти продолжение статьи, рекомендуется набирать заголовки над каждой из ее частей одним шрифтом, изменяя его кегль в зависимости от объема той или иной части. В конце первой части статьи следует отдельной строкой указывать, где помещено окончание («Окончание см. на стр. 3»), а после заголовка, стоящего над продолжением статьи, нужно поместить строку, указывающую, где искать первую часть материала («Окончание. Начало см. на стр. 2»).

Большинство вышеперечисленных приемов подачи крупного материала в газете может быть использовано и в том случае, когда он занимает всю полосу.

Подвал

Крупный материал (статью, очерк и пр.) часто оформляют в виде так называемого подвала, который занимает нижнюю часть полосы. В настоящее время подвалы устанавливают на всех страницах номера и даже на нескольких, хотя прежде размещение подвала на первой странице не допускалась. В газете применяют различные виды подвала, которые различаются объемом: полный подвал занимает всю нижнюю часть полосы, по всему ее формату; неполный разверстывается лишь на часть формата полосы, но не менее чем на три колонки (рис. 2).

 

Рис. 2. Подвал на первой странице (газета «Topeka Capital-Journal»)

 

Подвалы различаются и по форме. В прямом подвале все текстовые колонки одинаковой высоты, а в ступенчатом (ломаном) текстовые колонки по высоте различаются. В зависимости от величины колонок ступенчатый подвал имеет различные формы: уступом вниз или уступом вверх.

Раньше при оформлении подвала соблюдались жесткие требования: его высота не должна была превышать одной трети и быть ниже четверти высоты полосы, то есть на странице формата A3 высота подвала составляла 40­42 строки. В настоящее время подобных правил придерживаются редко, но слишком высоких подвалов и сейчас предпочитают не применять — они тяжелы, некрасивы и нарушают равновесие на странице. Сегодня в газетах стали активнее применять составной подвал, где рядом, под одной линейкой, устанавливают две различные по характеру статьи или подборки заметок.

Обычно подвал тематически не связан с расположенными над ним материалами, а потому его обязательно отбивают сверху заметной линейкой — прямой, двойной и др. Эта отбивка может быть сплошной (на весь формат подвала) или прерывистой (над его частью), но в любом случае она должна четко отграничивать подвал от соседних материалов. Одна из ошибок, особенно часто встречающаяся при верстке ступенчатого подвала, — это отсутствие отбивки над одним из его уступов, из­за чего не отбитая сверху часть подвала может слиться со стоящим над ним материалом.

Если подвал входит в подборку или в тематическую полосу, интенсивность отбивки следует уменьшить: над подвалом ставят тонкую линейку и даже кончик. При этом заголовок можно поставить над всеми колонками подвала, который оформляется как обычная статья, входящая в подборку. Иногда для выделения подвал заключают в рамку.

В газетном номере одновременно могут быть два­три подвала. При размещении на смежных страницах, во избежание слияния подвалов, рекомендуется верстать им разной высотой. Если это невозможно, то следует использовать при их оформлении различные технические приемы и средства, например разверстать на колонки разной ширины, по­разному разместить заголовки и т.п.

При необходимости подвал может быть разверстан не на одной полосе, а с продолжением — на двух и даже на трех. Желательно, чтобы его продолжение на другой полосе занимало не менее трех текстовых колонок. Если подвал размещается на двух смежных страницах, например на второй и третьей, то для того, чтобы подчеркнуть общность обеих его частей, целесообразно выровнять их по высоте и отбить сверху одинаковыми линейками. Заголовок при этом обычно ставят в начале первой части и не повторяют над второй. В конце первой части можно не давать указание на то, где искать продолжение подвала, — это излишне. Другое дело, когда это продолжение переносится на оборотную сторону — с первой полосы на вторую, со второй или третьей на четвертую и т.п. В этом случае над продолжением подвала обязательно повторяют заголовок, набранный шрифтом той же гарнитуры, что и заголовок над первой частью. Кегль шрифта изменяется в зависимости от объема второй части подвала. В конце первой его части отдельной строкой указывают, где находится продолжение, а в начале продолжения после заголовка указывается, где искать первую часть материала.

Особый случай представляет размещение подвала на двух смежных страницах — подвал на разворот (нараспашку), который впервые применили в газете «Комсомольская правда». Статья симметрично разверстывается внизу двух смежных внутренних полос на одинаковое количество колонок, например на три и три. Заголовок подвала тоже может быть симметрично установлен над обеими его частями. Подобный подвал красив, удобен для размещения крупного материала и облегчает планирование полосы. Подвал на разворот сегодня с успехом применяют в областных и районных газетах.

Некоторыми особенностями отличаются размещение и оформление заголовка в подвале. В небольшом (трехколонном или четырехколонном) подвале допустима в целях выделения материала установка заголовка над всеми его колонками, но в больших (пяти­ и шестиколонных) подвалах это не рекомендуется. Заголовок здесь обычно устанавливают сверху на часть формата, на несколько первых или средних колонок. Следует избегать установки заголовка в подвале на все его колонки, кроме последней, поскольку в этом случае она как бы отделяется от всего материала.

Возможно размещение заголовка на нескольких центральных колонках подвала, даже с текстовыми оборками с одной или двух сторон. В газетах используют самые разные сложные варианты размещения заголовка в подвале — «лесенкой» при двухстрочном заголовке с перенесением его в середину подвала и с заключением в рамку и пр. Однако при использовании любого из этих вариантов перемещения заголовка с его обычного места надо обозначить начало текстового материала инициалом.

Чердак

Крупный материал может быть оформлен на полосе и в виде так называемого чердака. Если подвал занимает низ полосы, то чердак — ее верхнюю часть, а потому все то, что было сказано выше о подвале, во многом относится и к чердаку. Он также может быть либо полным и занимать весь верх полосы, либо неполным — размещаться лишь на трех­четырех колонках, быть прямым или ступенчатым. Чердак тоже резко отбивается снизу линейкой от стоящего под ним материала, а иногда его заключают в полную или неполную рамку из линеек (рис. 3).

 

Рис. 3. Чердак на полосе (газета «Метро»)

 

Однако нельзя забывать о том, что в силу своего расположения (в верхней части полосы) чердак выделяется среди остальных ее материалов. Поэтому при его оформлении нужно очень осторожно применять дополнительные средства выделения, причем более осторожно, чем при верстке подвала, следует подходить и к определению высоты чердака. Слишком высокий чердак давит на всю полосу, а невысокий, менее трети высоты полосы, будет выглядеть гораздо лучше. По той же причине в газетах почти не встречается чердак, разверстанный на несколько страниц, с продолжением: он чрезмерно утяжеляет оформление всего номера. Верстка чердака «на разворот», которую пытаются изредка применять в некоторых центральных газетах, в местных изданиях распространения не получила, очевидно из­за ее сложности.

Окно и врезка

Один из элементов планирования газетной полосы — это окно, то есть средний по размеру материал, заверстанный на две или три равные по высоте колонки в верхней части полосы: в углу или на центральных колонках. Окно обычно выделяют крупным заголовком, нестандартным шрифтом, а иногда и нестандартным форматом набора. Часто окно заключают в рамку из линеек, порой располагают в центре или внизу полосы. Если это небольшая заметка или корреспонденция, то окно могут разместить в одну или две колонки и врезать, то есть вверстать, в текст более крупного материала. В этом случае его называют «врезкой», или свечой).

Врезка часто не имеет в тематическом плане ничего общего с материалом, в который она вверстана. Поэтому ее обязательно набирают другим шрифтом и по возможности заключают в рамку из прямых или волнистых линеек.

Верстка иллюстраций

Верстка иллюстраций на полосе определяется их ролью. Иллюстрация к статье верстается внутри текста, с которым она связана, или сбоку от него, но всегда таким образом, чтобы было видно их единство. Если статью отделяют от других материалов линейкой или рамкой, то вместе с текстом отбивают и связанные с ним иллюстрации. Подпись под такой иллюстрацией не ставится (в этом случае в соответствующем месте текста дается указание, например: «См. снимок вверху»), или под ней устанавливается короткая порядковая строка: («Рис. 1», а в тексте указывается: «см. рис. 1»). Возможна и короткая подпись непосредственно под иллюстрацией, заверстанной в тексте статьи; такая подпись обязательно отбивается снизу от текста тонкой прямой линейкой на весь формат иллюстрации или пустой строкой.

Не связанную с конкретным материалом иллюстрацию верстают вместе с текстовкой, установленной рядом с ней (внизу, сверху или сбоку), и отбивают от соседних материалов тонкими прямыми линейками. Заключив такую иллюстрацию вместе с текстовкой в полную или неполную рамку и поставив над ней заголовок, получают фотоокно, хорошо выделяющееся на полосе.

При верстке самостоятельных иллюстраций нередко забывают об их четкой отбивке от текста соседних материалов, из­за чего такая иллюстрация неожиданно объединяется с соседней статьей или заметкой, не имеющей с ней ничего общего.

Верстка иллюстраций зависит также от их количества на странице, от формата полосы и других ее особенностей (рис. 4).

 

Рис. 4. Разные виды заверстки иллюстраций (газета «New Hampshire Sunday News»)

 

Одиночную иллюстрацию обычно стремятся заверстать на самом видном месте: в верхней части полосы — «на открытие», «на отлет» или на центральные колонки. Если нужно поместить на полосе несколько иллюстраций, тематически не связанных между собой, то их располагают на расстоянии друг от друга, например в левом нижнем и правом верхнем углах страницы (так называемая диагональная верстка). Тематически близкие иллюстрации группируют в одном месте, образуя иллюстративную подборку, одним из видов которой является фотоочерк. Такую подборку часто заключают в рамку из линеек вместе с общей текстовкой.

Иногда на полосе требуется поместить несколько фотографических или рисованных портретов, сюжетных сцен и т.д. Можно объединить их в так называемую ленточку, которая располагается горизонтально (вверху или внизу полосы) или вертикально (по высоте крайней колонки). Подобное размещение иллюстраций позволяет экономнее использовать площадь полосы и облегчает ее планирование.

При необходимости иллюстрирования статьи, оформленной подвалом, можно использовать различные варианты верстки иллюстраций — верстать по диагонали, и установить рядом; начинать с иллюстрации подвальную статью и т.д. Иллюстрации могут быть полностью заверстаны в текст подвала и вместе с ним отбиты от стоящего сверху материала. Порой иллюстрацию лишь частично врезают в подвал, а часть ее выдается над подвалом — наполовину или больше, но и в этом случае она отбивается сверху той же линейкой, которая отделяет подвал от остальных материалов полосы. Не следует забывать о старой, доброй традиции устанавливать иллюстрации на газетной странице так, чтобы изображение на них смотрело в полосу. Когда дизайнеры и верстальщики пренебрегают этим, люди на иллюстрациях как бы отворачиваются друг от друга, а автомашины будто бы стремятся умчаться с газетной страницы.

При верстке иллюстраций следует учитывать не только их значение, роль и тематику, но и их способность выделять текстовой материал. Поэтому, располагая на полосе иллюстрацию, надо выяснить, не приведет ли это к неоправданному выделению какой­либо соседней заметки, но второстепенной по своему значению.

Многие ошибки в верстке иллюстраций связаны с тем, что их рассматривают лишь как средства, помогающие уравновесить полосу. Но нельзя забывать о том, что иллюстрация — не просто «пятно», а важный материал, не уступающий по своему значению другим материалам газеты…

КомпьюАрт 4'2006

Композиция газетной полосы

Николай Дубина [email protected]

Оформление первой и последней страниц

Тематическая страница

Газетный разворот

Страница-плакат

Обменная страница

Газета в газете

Сменная страница

Средства выделения в номере и на странице

Оформление первой и последней страниц

Первую страницу газетного номера не зря называют его витриной, поскольку она должна дать читателям представление о его содержании. Верстка и оформление первой полосы имеют ряд особенностей, связанных с тем, что здесь помещают самые оперативные и самые важные сообщения, официальные документы и тому подобные материалы (рис. 1). Следует также учитывать, что ее полезная площадь меньше, чем у остальных страниц номера, поскольку здесь размещается заголовочная часть газеты.

 

Рис. 1. Первая полоса газеты «Известия»

 

Планируя первую страницу номера, прежде всего решают вопросы, связанные с версткой и оформлением передовой статьи. Передовица («флаг номера») должна привлечь внимание читателя и быть прочитана. Она помещается «на открытие» полосы — сразу же под названием газеты. Для дополнительного выделения заголовок передовой статьи набирают ярким крупным четким шрифтом. Текст передовицы лучше набрать более крупным шрифтом, чем остальные материалы страницы. Однако решение набирать передовые статьи выделительными шрифтами (полужирным или курсивным) вряд ли можно признать удачным: такой текст трудно читается. В некоторых газетах передовицу набирают на широкий формат, иногда одновременно обрамляя ее линейками, из­за чего она красиво выглядит и хорошо выделяется на полосе.

Передовая статья — один из элементов, формирующих лицо газеты, поэтому, избрав какой­либо вариант ее верстки и оформления, следует придерживаться его в дальнейшем, не пытаясь менять оформление из номера в номер.

Важным элементом первой страницы является так называемый шпигель — участок сбоку от заголовочной части газеты, над начальными колонками полосы. В шпигеле можно поместить актуальную фотографию, которая иллюстрирует главную тему номера, лозунг, призыв. Отсюда иногда начинают важную статью или подборку. Шпигель является одним из самых заметных мест первой страницы, поэтому занимать его второстепенным материалом нецелесообразно.

Передвижение заголовочной части с ее обычного места вправо открывает дополнительные возможности для верстки и оформления первой страницы. Это позволяет открыть ее передовой статьей, важным официальным сообщением или другим материалом, который выдвигается вверх.

На первой странице можно сообщить читателям о содержании номера, для чего нередко используют яркую «афишку». Сообщения о важнейших материалах с указанием страниц, на которых они напечатаны, набирают крупными шрифтами, группируют в одной общей рамке или в нескольких рамках и устанавливают в шпигеле или на другом видном месте полосы (рис. 2).

 

Рис. 2. Первая полоса газеты «Ракурс»

 

Если на какой­либо из других страниц номера публикуют важное интервью, интересную тематическую подборку или иной гвоздь номера, рекомендуется специально сообщить об этом на первой странице с указанием (в редакциях его иногда называют «свистком»), где искать этот материал. Нередко в такую ссылку включают объяснение повода и цели публикации материала.

Первая страница требует яркого, броского иллюстрирования (рис. 3). Здесь можно установить и всего одну иллюстрацию, но она должна сразу же привлечь внимание читателей, украсить всю полосу. Хорошо смотрятся большие крупноплановые плакаты, монтажи, репортажные фотоснимки, фотопортреты, шаржи, карикатуры, но не к месту будет, например, фотопейзаж. Украшает страницу иллюстрация, поставленная «на открытие» номера, если заглавие газеты передвинуто вправо. В практику оформления многих газет вошел прием вверстывания фотоиллюстрации или карикатуры в передовую статью. Такая иллюстрация усиливает воздействие передовицы, украшает страницу.

 

Рис. 3. Ярко иллюстрированная первая полоса газеты «Virginian-Pilot» с сильной акцентировкой на передовицу

 

Последняя страница газеты тоже имеет свои особенности верстки и оформления. Во многих изданиях здесь помещают мелкие информационные материалы, анекдоты, рекламные блоки, поэтому ее предпочитают верстать на большее число колонок (рис. 4). На этой странице чаще и активнее применяют приемы ломаной верстки, стремясь разнообразить и оживить подачу материалов.

 

Рис. 4. Верстка последней полосы газеты «Известия»

 

Последняя страница отличается и более разнообразным иллюстрированием. Некоторые из видов газетной иллюстрации используются только на этой странице. Полезная площадь последней страницы номера несколько меньше площади внутренних полос, так как на ней печатают выходные сведения.

Тематическая страница

Тематическая страница — одна из старейших форм подачи материалов в газете. По существу, это тематическая подборка, занимающая всю полосу и посвященная важной теме или событию: юбилею, важным мероприятиям и т.п. Тематические страницы весьма разнообразны по своему характеру и целям, различаются они и подачей материала. Иногда на такой странице помещают лишь один материал — большую публицистическую или аналитическую статью, репортаж и т.п. Применяя различные приемы подачи крупного материала в газете, можно облегчить восприятие такой страницы. Рекомендуется разбить эту страницу на смысловые части с подзаголовком над каждой, использовать для оживления рисованную шапку, разнообразные иллюстрации (фотоснимки, рисунки, заставки), врезать в текст цитаты в рамках и т.п.

Чаще встречается составная тематическая страница — из нескольких материалов, посвященных одной теме, но раскрывающих ее с разных сторон. Главная задача при верстке такой страницы — сделать подачу материала разнообразной. Оформление тематической страницы, как и подборки, зависит, разумеется, от роли и значения ее материалов: в одних сообщается о фактах, в других эти факты комментируются, анализируются, в третьих их обобщают, делают из них выводы и т.д. Основой тематической страницы должен служить публицистический материал — статья, очерк, а в крайнем случае — расширенная вводка или другое выступление, играющее роль передовицы ко всей странице и обобщающее то, о чем рассказывают остальные ее материалы. Вокруг этого публицистического ядра располагаются остальные, в том числе и мелкие, материалы: заметки, сообщения и т.п.

Если на тематической странице помещается вводка, она выделяется либо нестандартным шрифтом, который должен быть на один­два пункта крупнее обычного текстового шрифта, либо нестандартным форматом, линейками или рамкой. Вводку, как правило, устанавливают сверху, в начале полосы, а иногда даже на одном уровне с шапкой, которая как бы накрывает все материалы тематической страницы. Шапку набирают крупным ярким шрифтом: 60 или даже 72 пт на полосе формата А2 или 36­48 пт на полосе формата A3. Применяют множество различных приемов оформления шапки на тематической странице. Иногда ее выводят из вводки, размещенной «на открытие» полосы. Красиво выглядит шапка, соединенная с иллюстрацией, например с фотоснимком. Хорошо выполненная рисованная шапка украшает собой всю страницу.

Иллюстрация на тематической странице помогает раскрытию избранной темы, а также служит для разреживания текста, особенно если на полосе помещен лишь один большой по объему материал. Умело иллюстрированная фотоснимками и рисунками тематическая страница легче воспринимается читателями.

Тематическую страницу верстают большей частью асимметрично, что позволяет динамично расположить материалы и лучше выделить важнейшие из них. Но возможна и симметричная верстка, например если страница посвящена юбилею.

Нецелесообразно размещать в одном номере несколько тематических страниц — это дезориентирует читателя и ослабляет эффект каждой из них. К тому же таким образом редакция лишается возможности поместить в номере материалы, посвященные другим актуальным вопросам.

Не рекомендуется публиковать тематические страницы в газете слишком часто, ибо это может привести к обратному результату: читатель устает от их потока, не успевает с ними ознакомиться и в конечном счете перестает обращать на них внимание.

Тематическая страница является основой для других форм подачи газетных материалов, в частности для тематического разворота. Разновидностью тематической страницы является так называемый спецвыпуск, рассчитанный на определенную аудиторию — на представителей какой­либо профессии, на читателей определенного возраста и т.п. Особенно часто спецвыпуски применяют в молодежных изданиях или в газетных разделах для молодежи, где можно встретить спецвыпуски для девушек, для студентов и т.д. Спецвыпуски оформляются с использованием тех же принципов, что и тематические страницы. Как правило, они выходят с известной читателям периодичностью и под особыми названиями, оформленными в виде постоянных шапок.

Газетный разворот

Разворотом называют форму подачи материалов на двух внутренних смежных страницах. В крупноформатных газетах разворот применяют относительно редко — чаще он встречается в малоформатных газетах. В газетах встречают два вида разворота: разнотемный и тематический.

Оформление разворота представляет еще более сложную задачу, чем оформление тематической страницы, поэтому очень большое значение имеет правильное построение композиции, позволяющее использовать разные газетные жанры, приемы и средства, которые обеспечивают разнообразие содержания и внешней формы разворота. Основой разворота обычно является публицистический материал, выражающий и об


Поделиться:



Популярное:

  1. IV. Приобретение плодов и иных составных частей вещи
  2. Анализ взаимодействия в различных теоретических подходах.
  3. Антимонопольная политика проводится с использованием различных инструментов, но основными ее задачами являются снижение цен и увеличение объемов продаж на рынке.
  4. Аппендицит: 1) этиология и патогенез 2) классификация 3) патоморфология различных форм острого аппендицита 4) патоморфология хронического аппендицита 5) осложнения
  5. Б. Предрасположенность к насилию: подход с позиций различных культур
  6. Блок 2. Модуль: Теория фирмы, функционирующей на различных рынках
  7. В различных районах России в 1995г.
  8. Взаимоотношения различных субъектов при проведении аудита
  9. Вклад различных видов энергии в общую энергию притяжения молекул
  10. Вопрос 8Кодирование различных типов информации
  11. Выполнение укола переносом в различных условиях
  12. Генокопии-явление, когда проявление различных генов имеет сходную генетическую картину


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2519; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.077 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь