Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Журналистские профессии на телевидении: возникновение, эволюция, современное состояние.



 

В шестидесятые годы любого журналиста, работающего в кадре, называли «комментатор». С течением времени более точно определились основные «амплуа», в которых журналист предстает перед телезрителями. Каждому из видов экранной деятельности присущи особая методика работы, особые правила, соответствующие его специализации; смешивать их было бы непрофессионально.

 

1. Телерепортер (корреспондент).

2. Комментатор.

3. Обозреватель.

4. Интервьюер (мастер больших интервью, аналитик или «портретист»).

5. Ведущий (дискуссии или иной диалогической передачи; за рубежом именуется модератор).

6. Ведущий ток-шоу.

7. Ведущий информационной программы (в США бытует термин «анкормэн», что означает «человек-якорь», или словосочетание «ньюз презентер» – «представляющий новости»; иногда используют образное выражение «человек, делающий погоду», но всегда решительно отделяют данного специалиста от комментатора, репортера и т.п.).

 

+ Коротко

 

ёОдна из самых интересных профессий - это профессия тележурналиста. Тележурналист - одна из наиболее ярких профессий на телевидении. Он всегда в кадре, он всегда в центре самых интересных событий, он всегда идет по " лезвию ножа"; его образ иногда " спорит" с образом известнейших актеров по популярности. Миллионы телезрителей застывают у телеэкранов в ожидании информационной программы, чтобы утолить свой информационный " голод", об этой профессии можно говорить много, с другой стороны - это самая известная профессия на телевидении, и не секрет, что талантливых журналистов всегда не хватает на любом телеканале.

Следующая по популярности профессия - профессия телеведущего. Телеведущий, как принято говорить на телевидении, является лицом программы. Все, от мала до велика, ждут, когда же " придет" в дом долгожданный гость. Дети ждут очередную " тетю" с мультфильмами или Туту Ларсен с музыкой, родители Леонида Якубовича с " Полем чудес" или Александра Маслякова с " КВН"; и этот перечень практически бесконечен. У всех и каждого из нас есть свой любимый и нелюбимый ведущий, которому мы доверяем или не доверяем, но равнодушным, как правило, никто не остается. Нравится или не нравится Ксения Собчак или Сергей Зверев, дискуссия на эти темы плавно переходит на страницы газет и журналов, продолжая будоражить умы сограждан. Жизнь телеведущего в эфире недолгая, но очень яркая. И чтобы найти такую яркую звезду телеканалы проводят бесконечные кастинги и просмотры, тщательно отслеживая и отбирая новые образы.

 

Для того чтобы подготовить " поле" для работы журналиста и телеведущего на телевидении существует профессия редактора телепрограмм. Редактортелепрограмм - это профессия, скрытая от глаз телезрителей. Работа редактора начинается задолго до того, как программа выйдет в эфир. Это работа над выбором темы, героя программы, практическое участие в работе над сценарием, творческим замыслом, - и это далеко не все грани работы редактора. Далее следует участие в организации и проведении съемок, участие в монтаже и озвучании, в сдаче программы. И даже после выхода программы не заканчивается работа редактора. Он первым начинает работу над программой и последний ее заканчивает, сдавая монтажные листы, то есть описание программы в архив. По неписаному закону, редактор является самым умным человеком на телевидении, он знает все о теме программы, ее героях, о событиях и людях, обо всех " подводных" и " надводных" камнях сюжета, истории, о конфликтах и противоречиях, обо всех сплетнях и домыслах. И, конечно же, о хорошем редакторе мечтает любая телекомпания.

Одна из интереснейших профессий - это профессия телевизионного режиссера. Режиссертелевизионных программ - одна из самых сложных и интересных профессий на телевидении. Прямой эфир информационной программы и постановка телевизионного спектакля, прямая трансляция с чемпионата мира по футболу и вручение премии " Оскар", запись программы " Песня года" и работа над реалити-шоу, - вот только небольшой экскурс в работу режиссера. В отличие от работы кинорежиссера, работа режиссера на телевидении более многогранна, это и постановочные работы с актерами и не актерами, прямые трансляции и запись, и, конечно же, монтаж и озвучание.

Рядом с телережиссером его " вечный друг" и спутник телеоператор. Телеоператор - одна из интереснейших профессий на телевидении, она соединяет в себе человека творческого и технического. С одной стороны телеоператор должен владеть законами композиции, цвета и света, а с другой необходимо отличное знание и владение современнейшей цифровой техникой и оптикой. И не для кого, не секрет, что хороший, грамотный телеоператор желанный гость на любом телеканал.

После того как материал снят, он попадает в руки режиссера монтажа телепрограмм. Режиссер монтажа телепрограмм - одна из наиболее необходимых и востребованных профессий на телевидении. " Монтажер " - так наиболее часто называют эту профессию на телевидении. Монтажер должен быть наиболее близок по духу и режиссеру, и журналисту, и редактору. Он должен обладать массой достоинств: великолепно знать компьютерную технику, новейшее программное обеспечение, быть в курсе огромного количества монтажных решений, знать историю кино и телевидения, теорию режиссуры и монтажа, обладать чувством темпа и ритма. И это только то, немногое что несет в себе монтажер. Он монтирует не только те программы, которые выходят в эфир в записи, но и те программы, которые выходят в прямом эфире, где нет права на ошибку. Работа над выпуском информационных программ - это ежедневная работа в прямом эфире с несколькими источниками изображения, требующая от монтажера большой отдачи и профессионализма. Грамотный монтажер - находка для любого телеканала и продюсерского производящего центра. Сегодня, практически все телеканалы испытывают настоящий " голод" в хороших монтажерах.

Так же нельзя забывать и о звуке, а соответственно и о профессии звукорежиссера. Все, что слышит зритель, он слышит ушами звукорежиссера. Это и проникновенный голос ведущего в кадре, и звучание симфонического оркестра, рок-концерт и запись телеспектакля.

Использование одного микрофона и десятка разных микрофонов, огромные микшерские пульты и самые современные компьютерные технологии в обработке и записи звука - это всё то, что должен знать и уметь звукорежиссер. И если звукорежиссер этим владеет, телеканалы с большим удовольствием заберут его к себе на высокооплачиваемую работу.

Еще одна профессия, связанная со звуком, точнее с музыкой - профессия музыкального редактора. Музыкальный редактор - самая музыкальная профессия на телевидении. " Там, где кончается слово, начинается музыка" - так должен звучать основной лозунг музыкального редактора. Музыкальный редактор не только должен знать музыкальную культуру, но и основы монтажа, звукорежиссуры и телевизионной режиссуры. Он должен понимать, как можно создать определенную атмосферу и настроение, создать единство музыки и изображения. К хорошим музыкальным редакторам режиссеры выстраиваются в очередь.

Для того, что бы телеведущие, тележурналисты, гости в студии предстали во всей красе перед зрителем, существует профессия гримера. Художник-гример телепрограмм - одна из самых красивых профессий на телевидении. Ведь не секрет, что ни один телеведущий, даже молодого возраста, никогда не появится в кадре без грима. Да сейчас и гости в студии стараются не появляться в кадре без грима. А в холле одной из ведущих телекомпаний Америки до сих пор висит лозунг " У нас гримируется даже президент". Такую важность грим приобрел не случайно. Если в кино и театре гримируются актеры, то на телевидении огромное количество гостей. И если актеры и певцы привычно гримируются, то заставить загримироваться члена правительства или академика было не просто, но красота победила! Поэтому гриму уделяется огромное внимание.

Для того чтобы телепрограмма вообще появилась на свет, необходима профессия организатора производства телепрограмм. Организатор телепроизводства - это самая уважаемая профессия на телевидении. Яркий представитель этой профессии - это директор съемочной группы, или же, пользуясь современной терминологией, линейный и исполнительный продюсеры. Называться это может по разному, но поле деятельности для данной профессии - это, прежде всего, организация производства телепрограмм и телесериалов, да и от большого кино это не очень далеко, разве что " королевство" побольше. Что же входит в это " королевство"? Это и выезд техники и съемочной группы, постройка и сборка декораций, оплата всех мероприятий: от зарплаты съемочной группе до расходов на приобретение и изготовление декораций, написание сценария и обедов на площадке. А при теперешнем производстве - это уже не один или несколько человек, а целая административная группа. И, конечно же, грамотного организатора телепроизводства готов заполучить каждый телеканал, продюсерский центр или рекламное агентство.

 

+++ подробно

 

Практика отечественного телеэкрана не всегда дает возможность увидеть какое-либо из перечисленных «амплуа» в идеальном, чистом виде. Иногда сама форма сложной, комбинированной передачи требует от журналиста «переключения» на ту или иную роль: скажем, некоторые ведущие московского городского телеканала выполняют обязанности интервьюера, комментатора, порой модератора, не говоря об их непременном редакторском участии в отборе и компоновке материала. Важно лишь, чтобы в каждый из моментов передачи выдерживались законы жанра, например интервьюирование не смешивалось бы с комментированием (а такой недостаток присущ в том же московском канале нескольким ведущим на протяжении многих лет. Да и в других программах случается, что интервьюер говорит значительно больше, чем его собеседник, считает себя обязанным высказаться по каждому поводу, заявить о себе и своих мыслях).

 

Молодой журналист рано или поздно определяет для себя некие рамки профессиональных возможностей, т. е. старается делать то, что лучше удается. С возрастом амплуа журналиста может измениться, но пределы изменений все же существуют: это психофизиологические особенности организма, которые не следует игнорировать. Один из блестящих мастеров обдуманного до последней фразы комментария на международные темы вдруг оказывается беспомощным, взявшись вести телемост, где требуются молниеносная реакция и способность к остроумной импровизации. И наоборот, хорошо работающий в уличных репортажах, в общении с собеседниками на поле или на стадионе репортер часто не выдерживает студийного монолога, крупный план угнетает его, за столом, в кресле он выглядит неестественно, неорганично.

 

Даже в театре понятие амплуа связано не только с внешними данными и психофизиологическими особенностями актера. Теоретики театра подчеркивают, что важен синтез физических, моральных, интеллектуальных и социальных черт. Не учитывать этого нельзя и в журналистике. Бывает, что интервьюер-портретист, снискавший славу светскими беседами с деятелями искусства, терпит провал, взявшись за интервью с политиком, а отличный ведущий-информатор оказывается смешон в роли комментатора-аналитика или неловок в ток-шоу. Таких примеров, к сожалению, достаточно: никто не помогает журналистам «найти себя», свое амплуа, свой осознанно формируемый экранный имидж. Сказывается нехватка режиссеров, которые были бы заинтересованы в такой работе с экранными персонажами – журналистами.

 

Знаменитый Уолтер Кронкайт, чья внешность вселяла успокоение и чувство надежности в американскую телеаудиторию 60–70-х годов, был допущен к пульту ведущего информационной программы Си-би-эс лишь после многолетней работы в качестве корреспондента. Ставка на молодых ведущих в США не оправдала себя: американцы склонны больше доверять в политическом анализе и отборе новостей мужчинам среднего возраста. Размышляя о своих преемниках, Кронкайт с некоторой горечью писал: «Много молодых людей из тех, что раньше шли на сцену или снимались в кино, теперь приходят на телевидение. Это красивые люди, которые хотят быть «звездами», но они мало заинтересованы в журналистике. Их гораздо больше интересуют деньги, слава, популярность. Они проходят обучение в «коммюникейшн скулз», которое не приносит особой пользы, так как никто не учит там молодых людей, как надо писать. А без этого невозможно стать хорошим журналистом». Среди студентов в России тоже распространено мнение: на телевидении необязательно уметь писать. Глубочайшее заблуждение! Обилие мало что умеющих людей на телевидении России в начале 90-х годов было связано со сменой политических структур и с уходом профессиональных, но политически неуместных в новой обстановке журналистов и режиссеров.

 

В романе Артура Хейли «Вечерние новости» упоминается, что молодым людям с дипломом журналиста на американских телестанциях предлагается поначалу черновая работа, вроде просмотра местной прессы и сбора материала для штатных репортеров. О самостоятельных репортажах они только мечтают, такая работа достается не всем и не сразу. Это объясняется высокими профессиональными стандартами, выработавшимися в условиях конкуренции телестанций и сетей. Рядовой американский телекорреспондент в конце 80-х годов зарабатывал около 100 тысяч долларов в год (в 7–8 раз больше среднестатистического американца), ведущие общенациональных сетей – до трех миллионов долларов в год.

 

Восхождение будущей телезвезды начинается, как правило, на небольшой провинциальной телестанции, затем следует переезд в более крупный город, и уже потом замеченный талант получает приглашение на общенациональную сеть. Вообще американское общество более мобильно хотя бы из-за отсутствия системы прописки и «квартирного вопроса», это обеспечивает приток лучших сил из провинции, чего так не хватает российским центральным учреждениям. Путь из американской глубинки к вершинам популярности прошли Питер Дженнингс, Дэн Разер, Том Брокау, Фил Донахью. В США репортер, интервьюер, комментатор так и именуется – «талант», без всякой иронии, поскольку талант является непременным профессиональным качеством человека, претендующего на регулярное присутствие в миллионах домов. На «таланта» работают остальные участники сбора новостей, так как от него зависят рейтинг программы и доход станции. Способность работать в коллективе – необходимое качество тележурналиста, оно неизменно присутствует в списке обязательных профессиональных качеств во всех пособиях по тележурналистике. Приведем один из таких списков полностью:

 

«Кроме физических данных – хорошей внешности, приятного голоса и правильного произношения – диктору-журналисту нужны: широкое образование, знание жизни и людей; ум и находчивость; чувство юмора; терпение; воображение; энтузиазм; скромность, основанная на вере в себя; способность работать в коллективе». Авторы пособий единодушны в том, что большинство этих качеств – суть самой личности: либо они есть, либо их нет. Однако и то, что дано природой, необходимо развивать в течение всей профессиональной журналистской жизни.

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Влияние изменения государственных расходов на экономическое состояние.
  2. Возникновение и развитие педагогической профессии
  3. Возникновение, прекращение и защита прав на землю.
  4. Возникновение, становление и современное состояние экономической науки.
  5. Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние.
  6. Гуманистическая функция педагогической профессии
  7. Дееспособность граждан. Возникновение, ограничение дееспособности. Признание гражданина недееспособным.
  8. Дееспособность гражданина: понятие, возникновение, объем дееспособности лиц разных категорий.
  9. Деловая пресса Беларуси: история, современное состояние
  10. Земельные правоотношения, их возникновение, изменение и прекращение.
  11. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1814; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь