Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Художественные стили и течения в европейском искусстве первой половины 19 века.



Стили и направления искусства первой половины 19 века. Архитектура и градостроительство. Поздний классицизм и ампир. Неоклассика. Эклектизм. Национальный романтизм. Романтизм и реализм в изобразительном искус­стве Европы и России, в первой половины 19 века.

Ампир – стиль позднего классицизма в западно-европейской архитектуре и декоративно-прикладном искусстве первой трети 19 в., отличающийся пышностью и великолепием, возникший во Франции в период империи Наполеона 1. Для ампира характерны строгость и ясность форм, стилизованных под древнеримское искусство.

Декоративное решение стиля Ампир преобладает над конструктивным.

Опирается на художественное наследие архаической Греции и императорского Рима. Он черпает из него мотивы для воплощения величественной мощи: монументально массивные портики (дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т.д.). Древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы: большие нерасчлененные плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объемы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т.п.

Стиль Ампир выражает эстетические вкусы крупной буржуазии и прославляет военные подвиги Наполеона. Целям прославления успехов государства служит мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (повторение арки Септимия Севера в Риме - арка на площади Каррусель в Париже).

Романтизм – направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм и выдвинувшее на первый план индивидуальность, «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играют острое индивидуальное восприятие и переживание. Благотворная роль романтизма заключалась в том, что он способствовал освобождению искусства от отвлечённых классических догм, повороту искусства к национальной истории и образам народного фольклора.

Живопись. В портретном жанре стили выявляться яркая индивидуальность, глубина и сила чувств, неповторимость персонажа. Придавали композиции динамику, объединяли формы бурным движением, усиливали роль колорита с контрастами тёплых и холодных тонов, света и тени. свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Художники Романтизма: Тернер, Делакруа, Мартин, Брюллов

В архитектуре – в садово-парковом искусстве и архитектуре малых форм (гроты, беседки, павильоны). Романтизм способствовал возникновению барбизонской школы во Франции, дюссельдорфской школы в Германии, прерафаэлитов в Англии. В России предшествовал критическому реализму. Развитие классицизма и романтизма в архитектуре совпало с началом использования новых конструкций, строительных материалов и строительных методов. Происходит переоценка архитектуры средних веков и признаются технические и художественные достижения готики. Романтизм предлагает сложный силуэт, богатство форм, свободу планировочного решения, в котором симметрия и другие формальные композиционные принципы теряют господствующее значение.

Романтизм способствовал возникновению барбизонской школы во Франции, дюссельдорфской школы в Германии, прерафаэлитов в Англии. В России предшествовал критическому реализму.

Э. Делакруа «Свобода ведущая народ»

Критический реализм:

- глубже чем романтизм, чувствовал несовершенство социальной жизни;

- не рассматривал человека вне его социальной среды;

- не использовал субъективные методы отражения реальности, такие как символика, аллегоризм, метафоричность;

- человек понимается в целостности с конкретными условиями социальной среды и особенностями исторической эпохи.

Живопись: В рамках направления формируются новые жанры — бытовая картинка, пейзаж, натюрморт, портрет в жанре реализма. Главная особенность критического реализма — изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека Методом критического реализма широко пользовались художники-передвижники (И. Крамской, И.Репин, В.Суриков, В.Маковский, А.Саврасов, И.Шишкин, В.Васнецов, А.Куинджи, И.Левитан, В.Поленов…)

Европейский реализм: пейзажи Т.Руссо, графика О.Домье, «крестьянская живопись» Ж.Милле, многожанровое творчество Г.Курбе.

Классицизм переродился в безжизненный академизм.

Неоклассицизм – художественное направление, возникшее в последней трети 19 в., которому присуще обращение к традициям античного искусства и Возрождения. Это программное возвращение к искусству прошлого было связано с желанием прославлять «вечные» эстетические ценности. В неоклассику жизненным наблюдениям противопоставлены идеальные и величавые формы и образы.

Архитектура: Логика организации классической формы и её лаконизм, были выдвинуты как антитеза стилистическому произволу и избыточной декоративности. Парадная представительность и подчёркнутая монументальность, огрубленная форма (Линкольн-центр в Нью-Йорке здания которого образуют строгое и симметричное обрамление прямоугольной площади).

Живопись: стремились возродить монументальность и пластичную чёткость классического искусства.

Он сочетал в общем русле определённые позднеакадемические тенденции, в той или иной степени программное следование принципам античного искусства (в основном периода архаики), реже — искусства Возрождения (в основном Раннего) и классицизма, наконец, соприкосновение (порой очень близкое) со стилистикой модерна. (художники: Ренуар, Жак Луи Давид)

Эклектизм – отсутствие единства, целостности, сочетание деталей разных стилей в одном произведении. Эклектизм имел место во время упадка большого стиля. Характерен для зодчества середины и второй половины 19 века.

Архитектура: Возникший таким образом эклектизм выполнял основное требование общества, заключавшееся в стремлении к максимальной, даже показной парадности общественных зданий, начинают преобладать имитации, богатые лепные украшения и другие декоративные формы. Свободное использование исторических форм, было первым проявлением усиливающегося стремления освободиться от стилевых схем. Период интенсивного развития металлических конструкций и их использования в архитектуре. Возникновение Чикагской школы - единственный центро прогрессивных идей.

Характерные черты: Сдвинулись границы между различными видами творчества. Архитектура стала ближе скульптуре, а скульптура переняла тектонические принципы архитектуры. Архитектура необычайно ярко выразила ощущения времени - мира развитой.

 

13. Формирование новых художественных направлений в искусстве середины и второй половины 19 века.

 

Направления в европейской живописи и скульптуре второй половины 19 века. Импрессионизм. Пост-Импрессионизм. Пуантелизм. Символизм.

Национальные школы изобразительного искусства рубежа 19 – 20 веков (Европейские страны, США, Россия.). Искусство Европы и Америки.

 

Протест против чрезмерного натурализма и застывшего академизма в реалистическом искусстве выразился в поиске новых форм, новой живописной технике, отходе от социальной тематики и от сюжетности

Импрессионизм (впечатление) возник в последней трети 19 - начале 20 вв. во Франции. Название было введено художественным критиком Л.Леруа, пренебрежительно отозвавшимся о выставке художников «Салона отверженных» (1874 г.), где среди прочих была картина К.Моне «Восход солнца. Впечатление».

Импрессионисты утверждали красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Импрессионисты стремились выразить не только то, что видят, но и как видят. Новое видение обращалось к зрительной сущности вещей. Отсюда характерное для импрессионизма внимание к передаче света, дающего вещам зримость, раскрывающего их цветовое богатство, а также к движению воздушных масс, меняющих формы предметов, передающих динамику окружающего мира.

Рисунок играл всё меньшую роль, усиливалось значение цвета в живописи. Внимание к решению живописных задач уменьшало традиционное представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства.

С импрессионизмом в изобразительное искусство вошли цветовая красота и богатство окружающего мира, до него лишь частично использовавшиеся живописью. Все художники-импрессионисты по существу колористы.

Выдающимися импрессионистами были К.Моне, Э.Дега, О.Ренуар, Э.Мане, К.Писсарро, А.Сислей и другие.

Излюбленными методами импрессионистов были: высветление колорита; техника мелких, точечных мазков; богатство рефлексов, тонов и полутонов; деление цветов на дополнительные, которые только при восприятии «смешиваются в глазу» у зрителя.

Импрессионисты:

- воспринимали действительность чаще всего в мажорных тонах, ярко и празднично;

- особое внимание уделяли своему первому, мимолётному впечатлению;

- создавали художественные приёмы, позволявшие передать ощущение света, пронизывающего воздух и предметы, ощущение богатой световоздушной среды;

- переместили живопись из здания на природу, открытый воздух;

- смогли предать даже самые тонкие переливы солнечного света или тумана, сам цвет света, полусвета, тени.

Постимпрессионизм – собирательное название основных направлений французской живописи конца 19 – начала 20 вв., не представляющих стилевого единства. Возникло как реакция на импрессионизм. Неоимпрессионизм (пуантилизм), символизм. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Тулуз-Лотрек. Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, повлиявшие на последующее развитие изобразительного искусства. Работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к символизму и модерну.

Художники постимпрессионизма: Ван Гог, Гоген, Мунк, Сезанн

Неоимпрессионизм, дивизионизм, пуантилизм – течение в живописи, возникшее во Франции. Получило распространение в Бельгии и Италии. Художники пытались применить в искусстве последние достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными точками основных цветов живопись в зрительном восприятии даст слияние цветов и большую цветовую сложность живописи. Главные представители Н.-Ж. Сёра и П. Синьяк. Пуантилизм — живописный метод, возникший на переходе живописи к стадии постимпрессионизма. Дивизионизм (от division — разделение) — альтернативное название пуантилизма. Суть метода неоимпрессионистов заключалась, основанного на законе оптического восприятия. Глаз способен синтезировать нужный цвет, соединяя световые лучи; следовательно, художник может не пытаться смешивать этот цвет на палитре. Он должен просто наносить основные составляющие свет цвета в определенных сочетаниях на полотно. Художники пытались применить в искусстве последние достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными точками основных цветов живопись в зрительном восприятии даст слияние цветов и большую цветовую сложность живописи. Главные представители Сёра и Синьяк.

Символизм – течение, возникшее во французском искусстве на основе мистического учения о двух мирах – реальном и непостижимом. Символизм претендовал на роль истолкователя непостижимых разумом символов мистического мира, вёл к субъективизму и в своих крайних проявлениях утрачивал связь с реальностью. (П. Пюви де Шаванн). - характеризуется отрицательным отношением к материализму и позитивизму.

Проникновение в идеальный, " запредельный" мир посредством интуиции художника является по мнению символистов, высшей формой познания. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность.

Символизм исходит из убеждения, что современной культуре недостает фантазии и духовности. Художник - символист создает произведения, дающие выход воображению. Классические и религиозные сюжеты обогащаются скрытыми аллюзиями, в них разлита атмосфера неестественности и тайны. Под впечатлением извилистых, чувственных контуров, типичных для " модерна", такие художники, как Мунк и Климт, создают образы, пронизанные символикой и напрямую обращенные к воображению, не имеющие ничего общего с реальным миром.

Протест против чрезмерного натурализма и застывшего академизма в реалистическом искусстве выразился в поиске новых форм, новой живописной технике, отходе от социальной тематики и от сюжетности. В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Художники: Врубель, Мунк, Климт, Гоген.

14. Поиски «большого» стиля на рубеже 19 – 20 вв. (Модерн).

Модерн и его стилевые формы. Региональные направления европейского модерна: Либерти (Италия), Сецессион (Австрия), Югенд-стиль (Германия), Ар-Нуово (Франция). Этностили в европейском модерне. Особенности Рус­ского модерна. Основные представители и наиболее характерные произведе­ния архитектуры и изобразительного искусства

Модерн – стиль в европейском искусстве конца 19 – начала 20 вв., противопоставлявший себя в качестве нового стиля распространённому во второй половине 19 века увлечению воспроизведением стилей прошлого (эклектизм).

В разных странах имел разные названия:

- арнуво – Франция, Бельгия, Англия, США;

- либерти – Италия;

- сецессион – Австрия.

- югендстиль – Германия.

Эстетика модерна акцентировала хрупкость, изящество и некоторую вычурность форм, неуловимость переходов, неожиданность ритмов, повышенную декоративность, устанавливала превосходство рисунка (линии) над живописностью (пятном), в целом развивала идеи символизма.

Период становления модерна отмечен национально-романтическими увлечениями, интересом к средневековому и народному искусству. Художники модерна хотели возродить дух стилевого единства художественной среды, присущего средневековому народному искусству.

В архитектуре модерн отказался от симметрии и регулярных норм градостроительства. Здания в стиле модерн и их конструктивные элементы получили декоративное и символически-образное осмысление; архитектурное решение поддерживалось всеми элементами оформления интерьера (обои, мебель, лепнина, панели, арматура светильников), перетеканием пространственных форм одна в другую, усложнённость пространства при помощи асимметрично расположенных оконных проёмов, декоративных панно, витражей и зеркал. Использовались новые материалы и принципы: каркасные конструкции, железобетон, кованый металл, необработанный камень… Богатейшие возможности формообразования, представленные новой строительной техникой, использовались для создания подчёркнуто индивидуализированных обликов зданий.

Стиль модерн в архитектуре отмечен множеством кривых линий и нагромождением декоративных элементов. Таковы строения А.Гауди.

Модерн оставил глубокий след в декоративно-прикладном искусстве. Основное средство выражения стиля модерн – орнамент, в котором преобладают изысканные и изящные переплетения растительных мотивов. Здесь соединялись традиции стилизованных растительных узоров Эгейского искусства, линейный строй японской гравюры, элементы орнаментов готического искусства, барокко, рококо, ампира. Большой вклад в разработку стиля внесли У.Моррис и прерафаэлиты, создавшие в Англии специальные мастерские по изготовлению декоративно-прикладных изделий.

Модерн принёс свою стилистику в книжную и печатную графику. Выработаны новые формы шрифтов, оформления страницы, иллюстраций, плакатов и др. Неоспоримое первенство в графике принадлежит О.Бердслею.

В произведениях сочетались декоративно-орнаментальные фоны с реально вылепленными лицами и фигурами первого плана (Г.Климт). Проявлялся интерес к символике линии и цвета. Художники модерна любили обращаться к темам скорби, смерти, мистики, эротики, сна, мира тайн.

Стилю модерн в своё время пришёл на смену конструктивизм. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.

Еще дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антонио Гауди. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.

Модерн. Отличительные особенности: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

Региональные направления европейского модерна:

Либерти (Италия) – одно из названий «стиля модерн». Английский коммерсант Либерти, открыл в Лондоне магазин, торговавший предметами искусства Китая и Японии. Позднее в магазине «Либерти» продавались изделия молодых английских художников, близкие восточному искусству. После международной выставки в Турине в 1902 г., основные сооружения которой были возведены в «новом стиле», стиль либерти получил всеобщее признание.

Сецессион (Австрия) - Стилистическое течение в искусстве Австрии периода Модерна. Изделия прикладного искусства свидетельствовали о присущей Вене культуре и непринужденном юморе. Их отличала богатая декорировка поверхностей, которая сочеталась с искусным выполнением деталей и нередко смелым, даже грубоватым подбором цветов.

«Стиль практической полезности», разработанный Вагнером и его учениками, сочетал простые геометрические формы с минимумом декора. Этот стиль отличался от извилистых линий «удара бича», Венский модерн складывался под влиянием как английского, так и восточного искусства.

Самым ярким воплощением нового венского стиля стал живописец Г. Климт. В живопись он вводил золотой фон, мозаику, эмали, прочеканенную латунь и медь и даже инкрустацию кораллами и перламутром. Для картин-панно Климта характерны яркие цвета: красный, синий, зеленый, фон из мелких квадратов и прямоугольников. На таком фоне он размещал по-декадентски изогнутые и манерные фигуры.

Югенд-стиль (Германия) –Немецкое название стиля " модерн", от названия мюнхенского журнала " Югенд". Для стиля модерн Германия была важна как центр текстиля, украшений и мебели и в меньшей степени — архитектуры. Герман Обрист - Эскизы Обриста к вышивкам, которые часто содержали кривые линии, иначе называемые “ударом бича”

Ар-Нуво (Франция) - Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро, с чугунными решетками и орнаментами из стилизованных орхидей, ювелир. Наиболее известным мастером ар-нуво во Франции был Анри де Тулуз-Лотрек. В своих плакатах и литографиях он отдал должное графическому узору, напоминающему арабеск, позволив линиям течь легко и энергично.

Этно-стиль - возвращение к арабским, индейским, индийским, африканским традиционно национальным элементам в интерьере. Циновки, скульптуры, ковры, шкуры, чучела животных - предметы культа, утратившие свою функциональность, становятся декоративными украшениями, деталями интерьера. Ар-деко — течение в декоративном искусстве, проявившееся в архитектуре, моде и живописи. Представляло собой синтез модерна и неоклассицизма. Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро)

Особенности Рус­ского модерна.

Антиэклектические устремления и поиски «большого стиля», объединяющего разные виды искусства. Традиция предметности, материальности художественных форм. Ярким примером этой особенности - Врубель. Культ хрупкой красоты, загадочности и болезненной нежности, характеризующий эстетический идеал периода Модерна.

Основные представители и наиболее характерные произведе­ния архитектуры и изобразительного искусства. Альфонс Муха графика, плакаты, живопись.Эктор Гимар входные павильоны парижского метро.Германн Обрист удар бича.Гауди Собор Святого Семейства.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 6096; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь