Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возникновение первых школ в Киевской Руси



 

Существовало в Древней Руси и школьное образование. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей духовных лиц: учили письму, счету, богословию. Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки).Имелись школы высшего типа, готовившие лиц для государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печерском монастыре: Наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика. Преподавание велось на родном языке. «Книжными мужами» были Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах и др. Получали образование и некоторые женщины в княжеских семьях. С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек. О том, что преподавали в таких школах, мы можем судить по тетрадям новгородских учеников, попавшим в руки археологов. Эти тетради датированы 1263 годом. Итак, Ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы.

Новгородские берестяные грамоты, найденные археологами, доказывают наличие грамотности среди простых горожан, ремесленники оставляли надписи на своих изделиях. Образованность ценилась высоко: «именье книг паче злата». В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным.

В XII в. возникло ремесло «книжных описателей». При монастырях создавались библиотеки: древнейшими из сохранившихся книг являются два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. в которых помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам. Возможно даже, что некоторые русские люди учились в заграничных университетах. Большинство же памятников домонгольской культуры Киевской Руси погибло в многочисленных иноземных нашествиях и феодальных войнах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основой любой древней культуры является письменность. Древнейшие памятники славянской письменности знают два алфавита - кириллицу и глаголицу. Во второй половине IX в. был создан глаголический алфавит, на котором писались первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX-X в.в. на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название «кириллица». В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

Появление письменности обусловлено внутренними потребностями общества на определенной стадии его развития - разложение первобытнообщинного строя, возникновение классового общества и государства. Это означало качественный скачок в развитии культуры, т.к. письменность является важнейшим средством закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры.

Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не была монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди демократических слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты. Это письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения и т.д. Письмо, таким образом, использовалось не только в создании книг, государственных и юридических актов, но и в быту.

Существовало в Древней Руси и школьное образование. Сразу же после введения христианства Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей». Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. Имелись и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печерском монастыре. Из нее вышли многие видные деятели древнерусской культуры. В таких школах наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, использовались исторические сочинения, сборники высказываний античных авторов, географические и естественнонаучные труды.

Церковные писатели

Нестор С 1074 - монах Киево-Печерского монастыря. Считается автором и составителем «Повести временных лет» (ок. 1113 -1114 гг.)

Алипий Печерский - киевский иконописец, монах Киево-Печерского монастыря. По данным Киево-Печерского Патерика с 1084 г. принимал участие в росписи Успенского собора в Киево-Печерской лавре.

Антоний Печерский - церковный деятель Киевской Руси, один из основателей Киево-Печерского монастыря. После возвращения поселился вместе с Иларионом, будущим митрополитом Киевским, неподалеку от летней княжеской резиденции села Берестова на горе над Днепром (по другим данным - в пещере, выкопанной Иларионом). На этом месте возник Киево-Печерский монастырь, учредителями которого стали Антоний и Феодосий.

Агапит Печерский - один из первых печерских монахов, известный врач XI в. Известно, что был пострижен Антонием Печерским. Исцелял молитвой и травами

Иларион - церковный деятель и писатель 11 в. Первый митрополит из русичей (с 1051). Был священником в Берестове под Киевом. Автор церковно-богословского сочинения «Слово о законе и благодати», написанного между 1037 и 1050

Феодосий Печерский - выдающийся церковный деятель Киевской Руси, игумен Киево-Печерского монастыря, писатель. 1055 был принят Антонием Печерским в монастырь. Около 1062 стал иеромонахом, впоследствии - игуменом Киево-Печерского монастыря. Феодосий начал строительство Успенского собора и монастыря с кельями. Был активным участником политических событий, происходивших в Киевском государстве в 1060-70-х, в период борьбы за киевский стол между Ярославичами.

Образование

грамотными в княжеские времена были не только чиновники и люди из среды духовенства, но и ремесленники и рядовые дружинники.

Забота об образовании со времен введения христианства перебрали государство и церковь.

В княжение Владимира Святославича в Киеве уже существовала школа для обучения детей из ближайшего окружения князя.

Года 1086 внука Ярослава Мудрого Янка Всеволодовна основала в Киевском Андреевском монастыре школу для женщин.

Находки берестяных грамот, бронзовых и костяных писал убеждают, что книжная наука развивалась не только в стольном граде, но и в разных частях Руси.

примеру, берестяные грамоты найдены в Звенигородi и Бресте, бронзовые писала для писания на восковых табличках - в Звенигородi, Перемишлi, Галичi, Остроге

Распространение письменности

Книжные памятники

 

Реймское Евангелие, Остромирово Евангелие, «; Изборник Святослава » 1073 и " Изборник » 1076 г., Мстиславово Евангелие

Первым летописи, дошедший до нас, является «Повесть временных лет»

Он создан в начале 12 в К продолжений «Повести...» принадлежит Киевский летопись, который охватил время от 1111 до 1200 г.

Он рассказывает о событиях в разных землях Киевской Руси, но в центре повествований - Киев i Киевская земля. выдающейся достопримечательностью летописания Галицко-Волынского государства является Галицко-Волынская летопись.

летопись состоит из двух частей. В первой речь идет о событиях в Галицкие земли с 1205 г. до конца 50-х гг 13 века

Она есть, собственно, жизнеописанием князя Даниила Романовича.

Вторая часть Галицко-Волынской летописи связана с Волынской землей и волынскими князьями.

Из других жанров оригинальной литературы стоит упомянуть о церковные проповеди.

виднейших автором обучающих проповедь был один из основателей Киево-Печерского монастыря Феодосия Печерский Замечательным образцом торжественной проповеди является « Слово о законе i благодать митрополита Iларiона.

В записях Лаврентiивського списке под 1096 приведено достопримечательность, известную под названием «Поучение» Владимира Мономаха

«Поучение» обращено к детям Мономаха.

По убеждению Мономаха, князь подает своим детям пример взiрцевого правителя, учит достойны этого высокого звания поведении и образа жизни.

выдающейся достопримечательностью русской литературы является «Слово о полку Игоревом»

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1522; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь