Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Искусство XVII века. Барокко. Классицизм. Реализм



 

Семнадцатый век - новый этап в истории искусства. В эту эпоху завершился процесс локализации больших национальных художественных школ в Италии, Фландрии, Голландии, Испании и Франции. По сравнению с эпохой Возрождения искусство XVII в. сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое восприятие мира разрушается, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым, но образ человека остаётся по-прежнему в центре внимания художника.

В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место завоёвывают светские: бытовой жанр, пейзаж;, портрет, натюрморт. Получает новое истолкование понятие синтеза искусств: здания органически включаются в пространство улицы площади, парка; скульптура становится динамичной, вторгается в архитектуру и садовое пространство. Декоративная живопись пространственно-перспективными эффектами дополняет архитектурные интерьеры.

В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение), XVII в. характеризуют два больших стиля - барокко и классицизм, элементы которых ярко выражены в архитектуре и в новом понимании синтеза искусств. Искусство барокко раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил. В крайних проявлениях оно тяготеет к иррационализму, мистике, прежде всего воздействуя на воображение и чувство зрителя масштабностью, драматическим напряжением, экспрессией форм (Рубенс, Эль Греко). Цветовые эффекты, динамизм, декоративная пышность характеризуют этот стиль в живописи. В архитектуре и скульптуре наивысшего расцвета стиль барокко достиг в творчестве Бернини, Борромини.

В основе искусства классицизма лежит рациональное начало. Прекрасным с их точки зрения является лишь то, что упорядочено, разумно, гармонично. В архитектуре стиль классицизма характеризуется: ясностью, строгостью конструкций, простотой, логичностью; мелкие вертикальные и горизонтальные членения придают зданиям ритмичность, ясную гармонию, торжественную величавость (ансамбли Версаля, Лувра и Петербурга). И для барокко и для классицизма характерно стремление к обобщению: мастера барокко тяготеют к динамичным массам, к ансамблям; в искусстве классицизма единство достигается путём соединения и соответствия всех частей целого, сохраняющих, однако, самостоятельное значение. Великолепные образцы «высокой» трагедии и комедии дало творчество ярчайших представителей литературы французского классицизма Корнеля, Расина, Мольера.

В живописи классицизм характеризуется стремлением к созданию облагороженной действительности, идеальных образов, соответствующих представлениям о разумном, героическом и прекрасном. Художники выработали ясный, лаконичный язык, нормы которого соответствовали принципам меры и порядка (Пуссен, Лоррен).

Наряду с барокко и классицизмом в изобразительном искусстве этого периода возникает мощное реалистическое направление. В этом плане высочайших достижений достигла живопись Голландии, Испании, Италии. Наиболее полное выражение реалистическое направление нашло в произведениях итальянского художника Караваджо, который оказал громадное воздействие на развитие всей реалистической живописи Европы. Суровый реализм, необычайная жизненность и демократизм его искусства соединяются с монументализмом.

Величайшую гордость Голландии составляет творчество Рембрандта, в центре живописи которого стоит человек, психологически верная передача характеров и душевных движений. Главным объектом изображения голландских художников явилась окружающая действительность, никогда ранее не находившая столь полного отображения в произведениях живописцев других национальных школ. Ведущее место заняли: бытовой жанр, пейзаж, натюрморт, марины, анималистический жанр.

Специфические черты испанского искусства XVII в. - демократизм, народность, реализм (Веласкес, Сурбаран, Мурильо, Рибейра). Суровая простота, серьёзность и жизненность их произведений сочетаются с глубоким драматизмом и выразительностью образов. Преобладающую роль в их творчестве играют религиозные сюжеты и портретная живопись.

Культура эпохи Просвещения

 

Восемнадцатый век в Западной Европе был последним этапом длительного перехода от феодализма к капитализму. Это столетие принято называть веком Просвещения. Эпоха стала называться так потому, что передовые мыслители, учёные, писатели считали, что переустройство общества возможно в том случае, если народу дать образование, просветить его. Во славу человеческих познаний и труда возводится величественный памятник - многотомная Энциклопедия французских просветителей. Возникают объединения в разных странах, которые определяют направления философского, просветительского и культурного развития стран Западной Европы. Выделяются четыре центра просветительского движения: Англия, Франция, Германия и Россия.

Вождями просветительского движения стали Вольтер, Дидро, Руссо. Анализируя произведения искусства, они давали им оценку с точки зрения общественной значимости, реалистической цельности и демократической направленности.

В изобразительном искусстве возрастает значение реалистического отображения жизни. Искусство наполняется злободневностью, обличает пороки и нелепости не только феодального, но и нарождающегося буржуазного общества (Шарден, Хогарт). Главный носитель реалистических тенденций - портрет (Гейнсборо, Рейнольде, Левицкий, Боровиковский, Рокотов).

К концу века в искусство входят новые образы. В них усиливается монументальная и героическая патетика, обозначаются параллели между событиями античной истории и современности. Искусство революционного классицизма характеризует антифеодальная направленность, прославление героической личности (Гудон, Фальконе, Ж. Давид).

Новые проблемы выдвигаются и в архитектуре: падает значение церковного строительства, возрастает роль гражданской архитектуры, на первое место ставится планировка городов капиталистического общества, создаётся тип жилого дома, возникают городские ансамбли общественных зданий. Вместе с тем искусство XVIII в. утрачивает синтетическое восприятие и полноту охвата жизни предшествующих эпох, предметом особого культа становится искусство быта, декоративных форм, «галантных празднеств». Получает распространение стиль «рококо» (причудливый, капризный, в переводе с французского «раковина»)(Ватто, Буше, Фрагонар).

РАЗДЕЛ 6

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО

ОБЩЕСТВА

 

На протяжении XIX века капитализм становится господствующей формацией не только в Европе, но и на других континентах, обостряется борьба прогрессивной демократической и реакционной культур. Критический реализм - наиболее ценный вклад в художественную культуру эпохи.

Демократическое искусство проходит несколько этапов развития. Первый этап, от Великой французской революции 1789-1794 гг. до 1815 г. (времени национально-освободительной борьбы народов против наполеоновской агрессии), - это период расцвета революционного классицизма и зарождения романтического и реалистического искусства.

Второй этап, от 1815 до 1849 г., приходится на время утверждения капиталистического строя в большинстве стран Европы. Это -период наивысшего расцвета революционного романтизма и формирования искусства критического реализма. Высочайших вершин достигает мировая литература (Гюго, Байрон, Бальзак, Стендаль), музыка (Бетховен, Шуберт, Шуман, Шопен, Вагнер).

В архитектуре получает дальнейшее развитие проблема городского ансамбля, сооружаются общественные здания, утверждаются простые ясные конструктивные формы. Во время империи Наполеона в архитектуре господствует тяжеловесный и торжественный стиль «ампир» (поздний классицизм). Художественные особенности этого стиля - в применении ордерной системы, в прямолинейности всех очертаний, массивности геометрических объемов. После подъема, определившего стиль «ампир», архитектура и прикладное искусство переживают кризис (происходит распад монументальных форм и стилевого единства). Наиболее полное развитие получают станковые формы живописи, графика и отчасти скульптура.

В изобразительном искусстве при национальном своеобразии усиливаются общие черты: критическая оценка явлений жизни, историзм мышления, т.е. более глубокое объективное понимание движущих сил общественного развития. Широкое распространение получают все виды портрета, историческая картина, бытовой жанр, пейзаж с ярко выраженным национальным характером. Расцвет переживает сатирическая графика.

Искусство ХК столетия проходит ряд этапов развития: от романтизма, критического реализма до символизма и импрессионизма в последней трети века. Поиски средств наибольшей выразительности образного решения, красочного многообразия, богатства форм и движений, точности психологических характеристик становятся основным лейтмотивом искусства XIX века.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 3023; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь