Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как организовать и провести интервью?



Советы профессионалов

 

Представьте, что вы от редактора муниципальной газеты, в редакции которой проходите практику, получили задание сделать интервью с директором местной фабрики по производству игрушек. На ваш вопрос, о чем спросить, получили ответ: «ты же начинающий журналист – придумай тему, разговори человека». Итак, если это не оперативное интервью, в котором речь идет о каком-то мероприятии, то ваша работа начнется задолго до встречи с потенциальным собеседником. Подготовка материала, основанного на интервью, требует от журналиста напряженной работы, состоящей из нескольких стадий: до разговора, во время и после него.

 

Подготовка к интервью

 

С кем вы будете разговаривать, о чем спросите человека? Решайте сами. Это должен быть кто-то из руководства фабрики, может, ее директор. Он – один из тех, кто может наиболее компетентно и полно рассказать о современном состоянии своего предприятия.

Прежде чем позвонить на фабрику и договориться об интервью, подумайте, о чем будет разговор, что нового вы как автор материала сообщите читателям? Любой информационный текст должен быть актуальным, поэтому следует поискать событийный повод для встречи. Выделите время для изучения ранее написанного о предприятии в средствах массовой информации, прочитайте интервью его директора, данное им местной прессе в разное время. Теперь нет необходимости идти в библиотеку, достаточно набрать ключевые слова в поисковых системах Интернета и читать публикации в электронном виде. Это нужно, прежде всего, потому, чтобы вы могли знать, ранее что писала пресса по интересующей вас теме, под каким углом зрения освещался тот или иной вопрос. Кроме того, изучая публикации, читая, а не просматривая каждую из них, вы, так или иначе, повышаете свою компетентность в проблемах, существующих у фабрики игрушек. Поэтому часть вопросов, которые вы соберетесь задавать собеседнику, будут опираться на прочитанные материалы.

Но если во время разговора опираться только на факты, опубликованные в СМИ, будет скучно и вам, и собеседнику. Подумайте, что вам или вашим близким, друзьям интересно в работе местной фабрики игрушек? Если у вас есть младшие браться или сестры, то, возможно, они поинтересуются, почему в магазине игрушки дорогие? Если у знакомых есть маленькие дети, спросите, игрушки производства какой страны (предприятия) они предпочитают покупать и почему? Но и это не все. Обязательно найдите время, чтобы зайти в несколько магазинов, торгующих игрушками. Поинтересуйтесь у продавцов, закупают ли магазины игрушки производства местной фабрики, а если нет – что мешает начать это делать прямо сейчас? Насколько они дороги / дешевы по сравнению с продукцией конкурентов? Что вообще предпочитают покупать родители своим детям? Сравните подходы различных магазинов, обобщите полученные данные. Сделали? Какие вопросы к руководству фабрики вы имеете после похода по магазинам, торгующими игрушками?

Сделаем предварительный вывод. Никогда не жалейте времени на тщательный сбор первоначальной информации по предмету вашего будущего интервью. Собирайте любые материалы, ищите информацию самостоятельно, а не только в Интернете. Это поможет спланировать разговор, сделать его проблемным, и – самое гласное – интересным аудитории. Пусть у вас будет максимум информации во время разговора. Не стоит надеяться на собеседника, который, как вы полагаете, обрадуется предложению сделать с ним интервью и расскажет все тайны своего предприятия. Кто знает, вдруг не обрадуется? Вдруг у него негативное отношение к вашему изданию, потому что несколько лет назад к нему приходил такой же молодой журналист, все внимательно расспросил, записал ответы, а при подготовке материала немного подправил малоразговорчивого собеседника, да так, что смысл исказился? Поэтому не стоит рассчитывать на теплый прием и комфортные условия общения. Конечно, важно, чтобы интервью прошло в спокойной, деловой обстановке, но иногда, в силу различных обстоятельств, журналистам приходится действовать по ситуации.

Далее. Предварительный материал собран. Обобщите его, отметьте для себя, что вы узнали о предприятии? Исходя из этого, в одном-двух предложениях сформулируйте, о чем будет ваше интервью. Предмет разговора должен быть конкретным, необходимо поставить цель получить наиболее достоверную и актуальную информацию в нашем случае о работе местной фабрики игрушек.

Возьмите лист бумаги, придумайте и запишите вопросы, которые планируете задать собеседнику. Выстроите их в логической последовательности, но учтите, что разговор вряд ли получится, если вы будете строго следовать своей «шпаргалке» и не реагировать на ответы респондента. В интервью каждый вопрос должен не ставить в тупик вашего собеседника, а способствовать его наиболее полному ответу. Не относитесь легкомысленно к данной части работы. Каждый ваш вопрос – это своего рода мини-текст на профпригодность. Да, за один или два раза сложно научиться четко и корректно задавать все вопросы, но стремиться к этому необходимо. Еще одна ошибка начинающих журналистов – желание спросить сразу обо всем. Так не бывает. «Обо всем», скорее всего, означает «ни о чем». Не льстите себе, не думайте, что сможете в одном интервью осветить все проблемы одного предприятия средней мощности. Кроме того, не стоит наивно рассчитывать, что после публикации вашего интервью все проблемы, существующие на фабрике игрушек, будут решены. Таким образом, выявите информационный повод, и, исходя из него, подготовьте несколько вопросов вашему потенциальному собеседнику. И вперед – к телефону, чтобы договориться об интервью!

Найдите в справочниках, либо на сайте фабрики игрушек телефон пресс-службы или специалиста по связям с общественностью Это подразделение или должность создано (введено) именно для того, чтобы помогать журналистам и обеспечивать их разной информацией о деятельности предприятия. Если отыскать номера телефонов пресс-службы сложно, позвоните в приемную начальника и узнайте его у секретаря. Сейчас даже в очень маленькой организации есть свои пресс-центры. Позвоните туда и познакомьтесь с его руководителем.

Вообще, надо всегда помнить, что первое впечатление о человеке складывается именно во время вашего звонка в организацию. Ваш голос должен быть уверенным, не запинайтесь, четко и конкретно назовите цель звонка, тему предстоящего интервью, а также (желательно) должность человека, с кем бы хотели поговорить. Если знаете его фамилию, укажите ее. В случае если вы не еще не решили, с кем сделать интервью, стоит попросить помощи. В пресс-службе могут взять на себя заботы по организации интервью, а могут дать номер телефона, чтобы вы договаривались с потенциальным собеседником самостоятельно. В некоторых организациях вам окажут содействие только после получения официального письма из редакции с просьбой организовать интервью, например, с директором фабрики игрушек. Этот документ пишется на имя руководителя организации, в нем указываются цель интервью, его ориентировочная тема, желательный срок встречи, иногда требуется приложить список вопросов. Документ подписывается гласным редактором издания или тем, кто его замещает.

Не стоит настаивать на разговоре только с директором предприятия. Часто бывает так, что начальник постоянно находится на совещаниях, в командировках, занимается другими представительскими делами, а всю офисную работу, рынок сбыта координирует один из его заместителей. Вы согласны ждать, пока директор фабрики найдет с своем плотном графике хотя бы полчаса для встречи? А как к этому отнесутся в редакции? Поэтому, посоветовавшись с пресс-секретарем, выберите подходящую кандидатуру. Позвоните специалисту и договоритесь об интервью. Если его во время звонка не будет на месте, спросите, когда лучше перезвонить. Во время телефонного разговора не вздумайте перепутать имя или отчество человека – тем самым, вы продемонстрируете свой непрофессионализм.

Договариваясь о времени встречи, уступайте собеседнику, ориентируясь на его рабочий график. Опытные практики советуют: чтобы получить глубокое представление о какой-либо теме (проблеме), для разговора необходимо выделить не менее тридцати минут. Таким образом, постарайтесь сообщить будущему респонденту, сколько ориентировочно по времени займет встреча.

Собеседник имеет право заранее ознакомиться с вопросами. Не стоит отказывать, возможно, ему необходимо время на подготовку. Поинтересуйтесь, как лучше вам их предоставить: по электронной почте, факсу, продиктовать по телефону или принести лично в руки. После того, как человек получит вопросы, ему необходимо два-три дня для написания ответов. В случае если вы отправляете вопросы по электронной почте или факсу, обязательно перезвоните будущему респонденту и уточните, дошли ли вопросы до него. Возможно, на канале связи произошел сбой, и вам необходимо повторить попытку.

Итак, вопросы ваш собеседник получил вопросы и начал готовиться к интервью. Но вам тоже нельзя отдыхать. Запишите себе в блокнот дату, время и место интервью, фамилию, имя, отчество и должность респондента. В день разговора обязательно позвоните ему еще раз и узнайте, не появились ли обстоятельства, которые могут помешать встрече. Если да, попросите человека назначить удобное ему время и постарайтесь построиться под него. Если все в порядке, и интервью ничего не сможет помешать, начинайте собираться в дорогу.

 

Правила ведения интервью

 

Вначале обратите внимание на свой внешний вид. Помните, «по одежке встречают…»? Наверное, это было сказано про журналистов. Практики советуют одеваться в соответствие с требованием места, где будет проходить интервью, и внутриредакционными стандартами. В последнее время в редакциях некоторых крупных федеральных изданий или телекомпаний, в соответствии с отдельным пунктом Устава, приняты стандарты, обязывающие всех сотрудников приходить на работу, скажем, в костюме и галстуке. Корреспондент – лицо любой редакции, и от того, как он выглядит, зависит первоначальное отношение к нему окружающих. Представьте, что утром вам дадут задание срочно отправиться на коллегию одного из ключевых министерств, где большинство аудитории – чиновники, одетые в классические костюмы, а днем придется ехать на пресс-конференцию. Направляясь на интервью с представителем руководства фабрики игрушек, лучше надеть костюм. В любом случае, журналист не должен одеваться слишком ярко, вызывающе. Привлекайте к себе внимание не одеждой, а своими вопросами и позицией.

Не опаздывайте на интервью: выезжайте из редакции заранее, с учетом расстояния до места назначения. Лучше прийти на 15-20 минут раньше, чем заставлять собеседника ждать. Возможно, он отложил другие, более важные, дела для разговора, а через час должен уехать на совещание на другой конец города. В конце концов, встреча нужна вам, а не ему.

Не стоит начинать интервью сразу же, как только поздоровайтесь с респондентом. Узнайте о времени, которым он располагает. Если его достаточно, то попросите подыскать удобное для разговора место, расскажите, чем вас и редакцию заинтересовала фабрика игрушек, что лично вам интересно в ее работе. Тем самым можно расположить человека к себе, снять с него некоторое волнение (подготовка к интервью – тоже работа! ), настроить на конструктивный и доверительный разговор о проблемах по существу.

Держите себя уверенно. Помните, что вы в гостях, поэтому можно попросить собеседника перед интервью показать производство, рассказать, как идет работа, с какими магазинами они сотрудничают. Не извиняйтесь по любому поводу, ведь ваша профессия – спрашивать и слушать других. Подмечайте интересные детали, запоминайте и фиксируйте в блокнот названия машин, деталей и т.д., словом все, на что обращает внимание ваш собеседник. Набирайте фактуру, возможно, она пригодится для оживления вашей будущей публикации или для дальнейших материалов. Осматривая производство, даже если оно вам не интересно, не выдавайте себя. Люди разные бывают, некоторые, например, могут и обидеться.

Итак, экскурсия закончена, вы в кабинете одного из руководителей фабрики по производству игрушек. Перед началом разговора обязательно спросите его, не возражает ли он против записи разговора на диктофон? Практика показывает, что в девяноста пяти случаях из ста собеседник не будет иметь ничего против использования техники, и все же… Некоторые люди начинают волноваться при виде микрофона, диктофона или видеокамеры, что выражается в скованности, заштампованности речи и даже некотором недоверии к журналисту. Это значит, что у человека еще нет или очень небольшая практика публичных выступлений, а также интервью. Кроме того, возможно, он научен горьким опытом говорить в интервью одно, а в газете прочесть другое – свои слова, но «подправленные», интерпретированные журналистом, что называется, «для красивого словца».

Если вы чувствуете и видите, что респондент во время разговора постоянно смотрит на диктофон, спрашивает вас, включен ли он – не убрать ли его? Пусть он продолжает записывать, но вдали от чужих глаз. Но если ваш источник просит воздержаться от использования диктофона, не возражайте ему. Вы имеете право спросить-констатировать, откуда у него такая нелюбовь к технике, после чего придется достать только ручку и бумагу.

Кстати, как вы подготовились к разговору? Мы сейчас не про то, что удалось прочесть, какие выводы сделать, сформулировать вопросы. Речь идет о средствах фиксации информации. Обращаем на это особое внимание потому, что многие начинающие журналисты предпочитают ходить на интервью только с мобильным телефоном, в котором есть функция диктофонной записи. «Запишу все до единого слова, а потом с помощью специальной программы расшифрую текст на компьютере», – уверены они. Да, современные технические новшества значительно облегчают работу журналисту в плане ускорения темпа обработки полученных данных. К сожалению, техника имеет свойство отказывать в самый неподходящий момент. Не дай Бог, чтобы это случилось во время интервью. Что будете делать? Один американский журналист долго готовился к видеосъемке воскресной мессы в соборе столицы одного из штатов США. Но когда он прибыл на место, то обнаружил, что из-за 30-градусного мороза его видеокамера не включается – видимо, замерзла. Пока корреспондент предпринимал срочные и не запланированные меры по исправлению конфуза, служба закончилась. Тогда журналист подошел к священнику, извинился, объяснил ситуацию и попросил его снова повторить весь текст мессы, но специально для телезрителей. Священник разозлился и отказал корреспонденту, мотивируя это тем, что искренность невозможно нарочно передать по телевизору.

Так вот, чтобы не повторить судьбу незадачливого американского журналиста, постарайтесь предвидеть такие ситуации. Будьте к ним готовы. Для этого много не надо: комплект запасных батареек, дополнительная истая кассета к диктофону (если прибор не цифровой), две авторучки (вдруг в одной закончится паста! ) и блокнот. Тем самым, вы решите, по крайней мере, одну проблему – избавитесь от лишнего волнения при разговоре с человеком.

Но ваш сегодняшний собеседник – человек, понимающий вас, уважающий труд журналиста. Поэтому он разрешает пользоваться диктофоном. …Три, два, один – интервью началось. Что вы зададите в первую очередь? Имейте в виду, что первый вопрос – самый главный, он задает тон всему разговору. Не спешите спрашивать что-то прямо в лоб, отложите главное на середину разговора. Интервью тоже может строиться по законам драматургии. Главное, чтобы каждый ваш вопрос был информативным, то есть, побуждал респондента выдавать все новые сведения. Не забывайте про логику! Если путающегося и запинающегося собеседника при написании материала можно подкорректировать, то вы, как ведущий разговора, обязаны следить за его ходом и помогать респонденту отвечать по существу. Постарайтесь все важное получить уже в начале интервью, а далее по ходу разговора уточняйте детали.

Общайтесь ровно столько, сколько интересно вам и респонденту. Не стоит следовать только тем вопросам, которые записаны в вашем блокноте, необходимо учиться ориентироваться в ответах, спрашивать, что непонятно. Здесь-то и пригодятся те сведения, которые вы получили еще на этапе подготовки к интервью. Зная их, вы можете для себя решить, что собеседник недоговаривает, изменились ли его взгляды со времени предыдущего интервью или нет. Поэтому, задавая вопросы, старайтесь учитывать и эту информацию.

Существует множество профессионально-этических правил, которые журналист должен соблюдать во время проведения интервью. Не вдаваясь в мелкие подробности (сейчас они не так важны, со временем вы освоите и их), в тезисном виде остановим внимание на наиболее главных проблемах. Чего нельзя делать во время интервью?

1. Оскорблять собеседника, плохо отзываться о его предприятии, сотрудниках и продукции (услугах), которые они выпускают.

2. Шантажировать и угрожать своему vis-à -vis, запугивать и обижать его. Иногда случается, что ради «горячей» информации и, соответственно, рейтинга некоторые «журналисты» таблоидов готовы заплатить деньги, чтобы получить нужные им сведения. Если они получают отказ, то применяют тактику запугивания респондентов. Эти ситуации надо решать с привлечением милиции.

3. Перебивать респондента. Если он говорит долго, скучно и вовсе не по делу, покажите, что вы хотите вставить реплику. Например, поднимите руку и скажите «Можно уточнить? ». Вообще, в арсенале каждого журналиста, который брал интервью не менее десяти раз, есть свои приемы, как остановить «поток сознания» человека. Идеального средства нет, в каждом случае способ может быть разным. Если собеседник уже начал путать интервью с публичным выступлением, на наш взгляд, стоит как можно учтивее сказать ему: «Можно я вас один раз все-таки перебью? ».

4. Быть простым фиксатором идей респондента. Журналист – ведущий интервью, он должен следить за ходом его мысли, возвращать к главной теме разговора, как бы собеседнику не хотелось от нее отойти. Когда договаривались по телефону, вы же сообщили ему тему интервью? Общайтесь на равных, проявите максимум внимания к интервьюируемому.

5. Слушать собеседника и одновременно выражением лица показывать свое равнодушие к тому, что он говорит. Проявите максимум заинтересованности, даже если тема вам совершенно не интересна. Журналист работает не для себя, а для аудитории СМИ, которую он представляет на различных мероприятиях.

6. Нарушать профессиональную этику журналиста. Выше мы заостряли внимание на проблемах, которые наиболее часто нарушают коллеги. Здесь же скажем, что к нормам профессиональной этики журналиста относится и то, что нельзя плохо отзываться о ком-то или о чем-то без достаточных на то оснований. Иногда корреспонденты, видимо, желая придать разговору интригу или кульминацию, пускаются в рассуждения и обсуждения публикаций или речей других людей. Например, «мне такой-то сказал то-то, но разве у него есть на это право, он же некомпетентен! ». Не вам решать, кто в чем компетентен, тем более при разговоре с другими людьми. После текущего разговора договоритесь с тем человеком и поговорите с ним.

7. Демонстрировать свою осведомленность в проблемах, касающихся вашего интервью. Тогда для чего вам собеседник, если вы и так все знаете? Такое поведение может вызвать внутреннюю негативную реакцию респондента: представьте, что интервью берут у вас, но вместо того, чтобы все внимательно слушать и записывать, корреспондент не дает вам и двух предложений сказать, а договаривает все сам. Захочется ли вам продолжать общение с таким журналистом? Да и журналист ли он, если выходит за рамки своей профессиональной роли? В этом случае ему надо учиться искусству комментария и срочно начать осваивать какую-нибудь область знаний на уровне эксперта. Но это – иная профессия.

8. Задавать сразу два вопроса. Такой метод, применяемый многими коллегами, дезориентирует собеседника, особенно если формулировка вопросов длинная. На что отвечать в первую очередь? Второй вопрос может затмить предыдущий. Бывает так, что вопросы являются противоположными по смыслу. Не путайте респондента, дождитесь ответа на конкретный вопрос и задавайте другой.

9. Долго формулировать вопрос. Профессионалы говорят, что каждый вопрос должен быть задан за 15 секунд. Как говорится, краткость – сестра таланта.

10. По окончании интервью забыть еще раз уточнить, как правильно пишутся фамилия собеседника и его должность. Если имя и должность не на слуху или сложные, можно попросить его своей рукой их написать, объяснив это тем, что вы предпочитаете лишний раз перестраховаться, чем оконфузиться.

11. Завершать разговор, не выяснив все, что хотели спросить. Недосказанность приводит к поверхностному изложению проблемы, и, чтобы такого не случилось, вам придется еще раз встречаться с собеседником. Поэтому не стесняйтесь и переспрашивайте интервьюируемого, не допуская двусмысленности в его словах. Если журналист не смог до конца разобраться в ситуации, что он сможет написать? И почему аудитория должна обращать внимание на тексты, которые не несут для нее ничего полезного?

12. Не проверять диктофонную запись разговора. Удостоверьтесь, что все зафиксировано на пленке или на флеш-карте. Это нужно для того чтобы успеть переспросить собеседника о том, что не было записано. Но если вы заранее перестраховались и параллельно с диктофонной вели запись в блокнот, то проблем не будет.

13. Забыть оставить свои координаты с прицелом на дальнейшее сотрудничество. Чем больше вы будете общаться с разными людьми, тем шире станет ваш круг источников информации. СМИ не могут существовать без новостей и еще неизвестно, кем ваш сегодняшний собеседник станет через некоторое время. Попросите его сообщать информацию о фабрике игрушек вам лично, дайте мобильный телефон и адрес электронной почты.

Вот несколько несложных правил, которые необходимо выполнять. Понятно, что со временем вы научитесь быстро придумывать вопросы любому респонденту, овладеете навыками поиска информации, преодолеете психологические барьеры, затрудняющие общение. Каждый ваш материал будет проблемным и полезным читателям. Но в начале профессионального пути основательно учиться на собственных ошибках. Не бойтесь – не ошибается тот, кто ничего не делает!

 

Подготовка публикации по результатам интервью

 

Вы вернулись в редакцию. Постарайтесь сразу же прослушать запись полностью, сравнить услышанное с написанным в блокноте. Возьмите лист бумаги и по порядку перечислите в хронологическом порядке все проблемы, о которых шла речь. Это – ваш краткий конспект будущего материала. Когда через некоторое время вы расшифруете интервью, можете, заглянув туда, себя проверить – вдруг что-то упустили из виду? Вы не имеете права убирать что-то, не посоветовавшись человеком, у которого брали интервью.

При подготовке материала не забывайте, что речь сказанная не одно и то же, что речь письменная. Выясните, какие стандарты приняты в вашем издании по поводу интервью. В одних редакциях (общественно-политических и деловых печатных СМИ) предпочитают делать речь собеседника литературной, соблюдая все правила русского языка. В других (как правило, молодежных или «желтых») – требуют только разговорного стиля, обосновывая тем, что «наша аудитория умных слов не понимает». Вам придется принять одно из этих, взаимоисключающих, правил игры.

Многие начинающие корреспонденты часто задают вопрос: что в первую очередь надо сделать при оформлении интервью? Правильного ответа здесь нет, каждый журналист решает по-своему. Кто-то начинает с заголовка, а затем «подгоняет» под него смысл материала, кто-то, прежде всего, обрабатывает записанный разговор, а после придумывает лид, заголовок и концовку. Нам представляется, что начать необходимо с письменного изложения вопросов и ответов, потому что это – самая трудоемкая часть работы. Сделав ее, приступайте к подготовке вступления к тексту, думайте над заголовком. Обращайте внимание, чтобы ваш материал не был длинным, содержал тематические длинноты. Практики рекомендуют в таких случаях для удобства чтения группировать текст по тематическим блокам и разделять их мини-заголовками. Каждая тема должна логически исходить из предыдущей, возможно, быть ее продолжением.

Готовя письменную версию интервью, обращайте внимание на речь собеседника. Она должна быть интересной. То есть, вряд ли разговор можно считать удавшемся, если респондент отвечает на вопросы только «да» или «нет», а также иногда поправляет вас. Кроме того, часто журналисты, формулируя некоторые из своих вопросов на бумаге, увлекаются описанием некоторых проблемных ситуаций, так сказать, готовят оппонента к вопросу. Мы не рекомендуем так поступать. В результате может получиться так, что речь корреспондента будет длиннее ответа собеседника, а это некрасиво как с точки зрения распределения ролей (когда разговаривали при встрече, так ли формулировали вопрос, не присвоили ли себе часть мыслей специалиста? ), так и с позиции визуально-изобразительного оформления текста.

Но вот вы переложили на бумагу весь разговор. Перечитайте его два-три раза, исправьте грамматические и стилистические ошибки, проверьте логику изложения данных, избавьтесь от банальных сведений, которые ничего не дадут аудитории. Проверьте, какую ИНФОРМАЦИЮ получит ваш потенциальный читатель. После этого, если требуется, перекомпонуйте текст так, как считаете нужным. Учтите, что важнейшую роль играют первый и последний вопросы. Первый – задает направление и ритм будущего разговора, а заключительный должен обобщить разговор, подводить его итоги, систематизировать полученные журналистом сведения. Информация, опубликованная в конце текста, остается в памяти читателя и от того, какой она будет, зависят его собственные выводы и впечатления от интервью и о проблемах, которые там обсуждались. Здесь необходимо опираться на цель разговора, вид издания, на которое вы работаете. Иными словами, разные виды интервью предполагают неодинаковые окончания. Например, для проблемного разговора важно обобщение сказанного, возможно, попытка успокоения аудитории, сообщение ей, что над решением конкретных проблем трудятся специалисты. А закончить интервью-портрет или презентацию лучше вопросом из области семьи, домашнего хозяйства, отдыха собеседника. Если считаете нужным, самостоятельно напишите два-три заключительных предложения от себя. Пусть у аудитории не будет ощущения недосказанности, сокрытия некоторой части информации.

Справились? Материал почти готов. Еще раз прочтите его и задумайтесь: уместны ли в тексте ваши вопросы? Может, речь респондента настолько логична, тематически выверена и точна, что лучше оставить свой первый вопрос, а остальные убрать? В таком случае получится интервью-монолог. Заметим, что, как показывает практика, далеко не каждый автор материала способен отказаться от публикации своих вопросов, которые порой сочинялись в таких муках, ради повышения качества будущей публикации. Решайте сами.

Еще один очень важный этический момент связан с дилеммой необходимости или ее отсутствия показа получившегося интервью непосредственно перед сдачей материала в секретариат. В редакциях на сей счет нет единого правила, но везде от корреспондента требуется точность изложения фактов. С одной стороны, по Закону РФ «О средствах массовой информации» вы не обязаны показывать бывшему собеседнику материал, если тот знает, что интервью проводилось официально. Таким образом, вы принимаете на себя ответственность не только за точность фактической информации, но и за корректность передачи взглядов и мнений респондента. С другой стороны, тот же Закон обязывает журналиста проверять и уточнять любые ставшие ему известными сведения. Как лучше поступить? По нашему мнению, если есть время, постарайтесь связаться с собеседником и ознакомить его с текстом. Можно с его согласия воспользоваться электронной почтой, социальными сетями, в конце концов, зачитать материал по телефону. Не рассматривайте такой шаг, как попытку призыва к цензуре, которая по Закону «О СМИ» определяется, как «предварительный просмотр любого текста». Мы лишь хотим, чтобы ваша публикация точно передавала факты и позицию собеседника. Попросите его посмотреть материал на наличие возможных фактических ошибок, которых нельзя допустить. Возможно, у респондента со времени вашей встречи скорректировалась какая-то мысль, пусть он ее подправит. Крайне желательно, чтобы обсуждение рукописи проводилось в вашем присутствии. Если оппонент не хочет, чтобы в тексте были некоторые фразы, не соглашайтесь, спросите, почему он так думает? Защищайте каждое предложение вашего текста! Старайтесь как можно вежливее объяснить ему, что вы готовы обсуждать текст с точки зрения наличия в нем возможных фактических ошибок и смысловых неточностей. Если интервьюируемый будет апеллировать, что он такого не говорил, включите диктофонную запись и найдите это место разговора. Вот почему журналисту необходимо хранить записи хотя бы еще год после выхода материала в свет, а не удалять ее сразу после расшифровки. Запись – ваше главное подтверждение слов собеседника. Правда, в суде она не будет признана за доказательство без проведения соответствующей голосовой экспертизы. Но мы уверены, что респонденту будет достаточно подтверждения вашей правоты, когда он услышит диктофонную запись.

Не позволяйте переписывать текст интервью. Некоторые люди предпочитают взять материал, положить его на полку («пусть отлежится! ») и вскоре забыть о нем. Как правило, так поступают чиновники и тогда, когда им невыгодно данное интервью. Вторая категория людей любит взять текст домой, где в спокойной обстановке начнет его править, а то и перепишет вовсе. На это у них уходит в среднем дней пять. У вас есть время ждать? А у редактора? Имейте в виду, через некоторое время ваше интервью может потерять актуальность и получится, что вы потратили время, как говорится, на «корзину».

Поэтому старайтесь провести обсуждение текста за один раз. Но если человек под предлогом отсутствия времени взял текст и долго его держит, а на ваши звонки отвечает, что еще не успел его посмотреть? Во-первых, поставьте в известность начальника отдела, в котором практикуетесь или работаете, и главного редактора своего издания. Посоветуйтесь с ними, примите решение. Прислушайтесь к любому выводу: эти люди гораздо опытнее вас и, скорее всего, не раз попадали в такие ситуации. Во-вторых, не оставляйте попыток напоминать респонденту о себе: найдите его прямой телефон, вежливо объясняйте, что редактор торопит, материал запланирован в ближайший номер и не стоит ему подводить вас и себя. Попросите отложить все дела, если это возможно, и прочесть рукопись интервью. В-третьих, как наиболее часто поступают журналисты, публикуйте материал без согласования, принимая на себя ответственность за точность изложения информации. Такая практика – лучшее средство узнать человека, каким образом он ведет себя с журналистами. Со временем, когда вы сделаете десятки и сотни интервью, вы сформируете свою базу данных «проблемных» собеседников, а также будете знать, кому необходимо показать текст и дождаться его утверждения, а с кем можно такой процедуры не делать, а сразу сдавать текст в печать.

Однако если вы работаете над интервью-презентацией или интервью-портретом, да еще для корпоративного издания или сочиняя рекламный текст, то вам придется согласовывать материалы с собеседником или заказчиком. Там действуют другие правила и надо быть к ним готовым. К сожалению, многие журналисты при переходе из «больших» изданий в корпоративные, болезненно реагируют на принятые правила, перенося то, к чему они привыкли, на другую среду.

Часто бывает так, что при подготовке материалов в других жанрах, журналисту все равно приходится брать интервью. Сейчас любой журналистский текст вбирает в себя признаки других жанров. Это очень хорошо видно по сюжетам информационных телепередач, в которых закадровый текст чередуется интервью (работники телевидения называют их синхронами).

 

***

В заключение еще раз в тезисном виде обобщим правила подготовки, проведения и обработки интервью. Следуя им, можно сделать интересное и – главное – читабельное интервью. В дальнейшем, когда вы приобретете опыт, сможете добавить в этот перечень свои пункты. Итак, требования к журналисту:

1. Знайте предмет разговора. Перед интервью постарайтесь прочесть публикации о вашем собеседнике или об организации, в которой он работает. Вы должны владеть объемной информацией.

2. Придумайте, выстройте в логической последовательности и запишите на бумаге вопросы, которые планируете задать респонденту.

3. Договоритесь об интервью лично с предполагаемым собеседником.

4. Не опаздывайте на встречу.

5. При встрече перед началом разговора узнать, можно ли воспользоваться диктофоном, а также фотографировать.

6. Найдите удобное место для беседы, где никто не будет мешать.

7. Расскажите о цели и задачах интервью.

8. Уточните должность у собеседника. Если сложное имя, фамилия или отчество, попросите его написать их своей рукой.

9. Обменяйтесь координатами. Вам нужен еще один источник информации, а респонденту – знакомые журналисты.

10. Если собеседник желает сузить тему интервью, то спросите его – почему он этого хочет?

11. Не перебивайте интервьюируемого.

12. Не задавайте два вопроса в одном.

13. Каждый ваш вопрос должен длиться не более 15-20 секунд.

14. Остерегайтесь вопроса, заданного вам. Если не в теме, то лучше честно признаться в этом, чем показывать некомпетентность.

15. Сохраняйте в тайне источники информации. Особенно если они вас об этом просят.

16. Проявляйте щепетильность к просьбам собеседника. Например, если он настаивает на том, чтобы вы не публиковали какие-то его фразы, и обосновывает причины, пойдите ему навстречу.

17. Продумайте тему, которая будет главной в вашем материале-интервью.

18. Поработайте над оформлением интервью.

19. Постарайтесь запечатлеть обстоятельства, при которых проходил разговор. Они оживляют диалог.

20. Перед публикацией материала уточните все цифры, спорные моменты, уберите двусмысленные фразы. Они вводят читателя в заблуждение и отторгают от текста.

 

Практические рекомендации и задания студентам,


Поделиться:



Популярное:

  1. E) Воспитание сознательного отношения, склонности к труду как основной жизненной потребности путем включения личности в активную трудовую деятельность.
  2. I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами.
  3. I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем
  4. I.1 Творчество как средство социализации и развития личности
  5. II.1 Досуг как средство творческой самореализации личности
  6. III. Презрение как заколдованный круг .
  7. MS Word. Как поменять начертание шрифта на полужирный?
  8. Non Role-Play (сокращение NonRP) - нереальная игра, действие, как данный персонаж не поступил бы в жизни. Нарушение RP режима.
  9. PAGE7. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  10. Role-Play(сокращение RP) - реальная игра, реальное поведение, как в жизни, игра по ролям.
  11. VI.3.3. Наследственная патология как результат наследственной изменчивости
  12. А как же незаменимые аминокислоты?


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1906; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.071 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь