Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Капитал и журналистика на африканском континенте



Африка - третий по величине континент после Азии и Америки. Ее населяет несколько сот больших и малых этносов. Среди них 107 наиболее многочисленны. На долю этих 107 этносов приходится 86, 2 процента всего африканского населения. Численность 24 народов превышает 5 миллионов человек. Крупнейшие из них - арабы, фульбе, игбо, амхара, оромо. Африканское население говорит на множестве разных языков. Их насчитывается от 1000 до 2000.

Каждая из стран континента имеет свою историю журналистики. Но нельзя объять необъятное. Поэтому рассмотрим лишь общие тенденции, характерные для становления СМИ в этой части Земного шара.

Пражурналистские формы в африканских странах складывались также, как и в других государствах мира. Информационные потребности людей удовлетворялись знаками, жестами, сигналами, мимикой, словом. Основным способом понимания окружающей действительности были предания, легенды, притчи, басни, мифы. Правда, мифотворчество в Африке было развито гораздо слабее, чем в странах Европы.

В античные времена Средиземноморское побережье континента находилось под властью Рима. Северная Африка была житницей страны, давая ей хлеб. Римское господство способствовало распространению

-356-


Рабовладения. На его основе развивалось сельское хозяйство. Но опыт информационного обмена, сложившийся в Риме, не распространялся на

S! С развалом римской империи начинается захват Африки арабами. В {39 году арабы появились на границе Египта. В 639-709. гг. все африканские провинции Византии вошли в состав Арабского халифата. С 706 года арабский язык стал в Африке официальным. Начинается процесс цсламизации территории континента. " Информационная жизнь" на нем едва теплилась.

В дальнейшем Африка стала привлекать к себе европейцев. Здесь появились португальцы. За ними - испанцы. На помощь африканскому населению пришла Османская империя, выступавшая в роли защитницы ислама. Провинциями Османской империи стали Египет, Алжир, Тунис. Испанские и португальские завоеватели были изгнаны. Удалось положить конец и феодальным войнам. Но к концу XVII века турецкое могущество ослабло. Европейцы снова стали претендовать на африканский континент. |$ 1815 - 1819 гг. эскадры Великобритании, Франции, Нидерландов, Австрии бомбардировали морские крепости Алжира и Туниса. В 1830 роду Франция начала экспедицию в Алжир, закабалив эту страну.

Освоив африканский континент, европейцы развернули работорговлю. " Живой товар" переправлялся в Англию, США, Голландию, Францию, Бразилию, Данию. Наиболее интенсивно занимались работорговлей Голландия, Англия и США. О бесчеловечности этого бизнеса рассказала американская писательница Гарриет Бичер-Стоу в романе " Хижина дяди Тома". Жена священника, преподавателя семинарии, мать семерых детей она создавала свое произведение урывками, у кухонной плиты. " Хижина дяди Тома" печаталась в одном из нью-йоркских еженедельников по главам. В 1852 году роман вышел отдельной книгой. 120 изданий появилось в Америке в первый же год. В 1862 году президент США Авраам Линкольн принял Гарриет Бичер-Стоу в Белом доме. В стране развернулось движение за отмену рабства. " Аболитион" — так пишется по-английски слово, означающее " отмена", " уничтожение". Сторонников немедленного уничтожения рабства стали называть аболюционистами.

Точной статистики работорговли не существовало никогда. Но африканские ученые смогли подсчитать, что за все время вывоза Цевольников континент потерял более 200 миллионов человек. В Англии (фупнейшим центром работорговли стал Ливерпуль. Одним из богатейших ЦрЕюторговцев города был Джон Мейнсти. Он снаряжал невольничьи

и, снабжал других работорговцев скобяным товаром. 6 августа 1756 $рда в ливерпульской газете появилось объявление: " Продаются 83 пары Кандалов, 11 шейных колец, 22 пары наручников, 1 цепь для прогулки, 4; < £ 9инные цепи... Владелец — Дж.Мейнсти".

С Ливерпулем тесно связан и Манчестер, где было много if. мануфактур, занимавшихся производством хлопчатобумажных тканей. Их

-357-


охотно покупали африканцы. Работорговцы пользовались этим, используя товар как своеобразную приманку для доверчивых " покупателей".

Работорговля остановила интеллектуальное развитие народов африканского континента. Информационные связи строились на примитивном, крайне низком уровне. Свои особенности они имели в Южной, Северной, Тропической, Восточной Африке и на острове Мадагаскаре.

Многое зависело от колонизаторов. Раньше, чем в других районах континента, пресса как таковая появилась в Южной Африке. Эта территория в наибольшей степени привлекала внимание европейских колонистов, отличаясь мягким климатом, благоприятными условиями ведения сельского хозяйства. Еще в середине XVII века голландская Ост-Индская компания, заинтересованная в создании перевалочных пунктов на морском пути из Европы в Индию и в страны Юго-Восточной Азии, основала здесь Капскую колонию. Необходимые для нее земли отбирались у африканцев. На них создавались крупные фермы, где использовался рабский труд. Переселенцы из Голландии называли себя бурами. Они безжалостно эксплуатировали местное население. Когда Капская колония перешла в руки англичан (на рубеже ХУШ и XIX вв.), положение осталось прежним. Политика грубого подавления прав и интересов коренного населения была продолжена.

В 1800 году в Кейптауне - главном городе Капской колонии-англичане стали выпускать " Кейптаун газетт". Она была связана с деятельностью колониальной администрации и миссионерских обществ. Затем стали издаваться другие печатные органы. Одни из них выходили на английским, другие на голландском языках. Роднило эти издания то, что они стояли на защите интересов поселенцев, приехавших из Европы. Положение коренных жителей их не интересовало.

Особенно бурно стала развиваться пресса в Южной Африке после открытия там крупнейших в мире месторождений алмазов и золота. Белое население колонии значительно увеличилось за счет притока старателей, различного рода искателей наживы. С 1857 года стала издаваться газета " Кейп аргус". На базе ее сформировалась мощная газетно-издательская компания " Аргус принтинг энд паблишинг компани". Ведущую роль в ней играл Сесиль Роде, имевший отношение к добыче полезных ископаемых. Он выступал как идеолог и практик английского колониализма, последо­вательно отстаивал интересы метрополии. Компания " Аргус" активно в этом участвовала. Она установила контроль над многими англоязычными периодическими изданиями. Особо выделяла иоганнесбургскую ежедневную газету " Стар", которая являлась печатным органом магнатов горнодобывающей промышленности. Эта газета до сих пор является одной из популярных газет в ЮАР.

Голландцы в отличие от англичан не придавали прессе должного значения. Буры, которые стали называть себя африканерами. крайне неохотно вкладывали капиталы в газетно-журнальное дело.

-358-


В тоже время они стремились занять руководящие посты в органах колониальной администрации. Оказалось, что без своих печатных органов решать сугубо прикладные задачи крайне трудно. Положение стало постепенно меняться. Африканеры пошли на издание собственных газет еще и потому, что язык буров претерпел существенные изменения. В нем появились слова, отсутствовавшие, в голландском языке, некоторые реформаторские тенденции коснулись морфологии и стилистики речи. Потеряв связи с родиной предков, буры стали называть свой язык африкаанс. Смешение нидерландского диалекта с немецким и английским, а также с некоторыми местными языками — это и есть африкаанс. Его письменность на основе латинского алфавита. Первая ежедневная газета на африкаанс - " Ди бюргер" - начала, выходить в 1915 году. Она издается до сих пор, являясь органом Националистической партии.

Как англичане, так и африканеры не были заинтересованы в распространении грамотности, современных знаний среди коренных Жителей юга континента. Их вполне устраивали невежество и забитость чернокожих рабочих, батраков. Правящее круги стали подумывать о создании прессы, рассчитанной на африканского читателя, лишь тогда, когда развернули свою деятельность первые прогрессивные организации африканских националистов.

В Западной Африке странами, где впервые появилась пресса, были Гана, назвавшаяся в прошлом Золотым Берегом, Съерра-Леоне, Либерия. Этому способствовало создание на атлантическом побережье континента европейских торговых факторий, военных фортов, которые использовались для колониальной экспансии вглубь континента. В начале XIX века стали издаваться " Сьерра-Леоне газетт", " Роял газетг энд Сьерра-Леоне адвертайзер", " Роял Голд кост газетт". Они были рассчитаны на небольшие по численности общины англичан и репатриантов -освобожденных рабов, решивших поселиться на родине предков и приехавших из США, Вест-Индии, где до того проживали. Репатрианты составили костяк формировавшейся африканской буржуазной интеллигенции или " новой элиты", как ее называют в научных работах по истории Африки в противовес традиционной элите в лице родо-племенной знати. Многие из репатриантов исповедовали христианство, предпочитали англо-саксонские имена, хорошо говорили на европейских языках. " Новой элите" оказывали предпочтение англичане, формировавшие чиновничий аппарат колониальной администрации. В отличие от Южной Африки с ее благодатными природными условиями европейцы не особенно охотно поселялись на территории Западной Африки, где широко распространены тропические болезни. Из-за нехватки европейских служащих власти вынуждены были брать на работу в свой аппарат грамотных африканцев преимущественно из среды репатриантов. Из их рядов вышли многие первые африканские журналисты и писатели.

В Монровии, главном поселении репатриантов в Либерии- отмечу, что именно сюда уезжает Джордж Гаррис, один из героев " Хижины дяди

-359-


Тома" - в 1826 году была основана газета " Лайбериа геральд". Это четырехстраничный ежемесячник, который печатался на небольшом ручном станке. Одним из ее редакторов был крупный африканский ученый и с общественный деятель, переселенец из Вест-Индии Эдвард Блайден. " Лайбериа геральд" решительно боролась против системы рабства и работорговли. Кроме этого печатного органа, в Либерии выпускался ряд других периодических изданий, которые отражали интересы коренного населения страны.

В 1855 году первая африканская газета - еженедельник " Нью ира" -появилась во Фритауне, главном городе Сьерра-Леоне. В середине XIX века Фритаун был признанным центром общественной и торгово-экономической жизни Западной Африки. В городе работало несколько учебных заведений. Преимущественно это были миссионерские школы, учащиеся которых воспитывались на традициях европейской культуры и знакомились с научно-техническими достижениями Запада. Так же как в Монровии, во Фритауне проживало много переселенцев из числа освобожденных рабов, их детей. Основанные ими печатные органы вели полемику с колониальными властями, добиваясь от них расширения гражданских и политических прав для представителей негроидной расы и полного прекращения расовой дискриминации. В этих печатных органах широко освещались также вопросы экономической и культурной жизни африканского населения. Из 60 периодических изданий, выпускавшихся в британской Западной Африке в течение XIX века, 33 печатались во Фритауне. Среди них наиболее влиятельными были газеты " Африкен интерпретер", " Нигроу", " Вест Африкен геральд", " Вест Африкен рипортер", " Сьерра-Леоне уикли ньюс", " Сьерра-Леоне тайме".

В колонии Золотой Берег первая африканская газета появилась в 1857году. В начале она называлась " Аккра геральд". Газета взяла на себя роль " лояльной оппозиции". В программном заявлении говорилось: " Мы искренне уважаем власти и по этой причине будем внимательно наблюдать за их действиями, чтобы всякий раз, как они собьются с правильного пути, почтительнейше указать им на ошибку". Официально утверждая о намерении " искренне уважать власти", " Аккра геральд" на практике нередко подвергала, руководителей колонии жесткой критики, называя их " автократами", а их действия характеризовала как " поразительные" и " возмутительные". Со временем издание этой газеты из Аккры было переведено в город Кейп-Кост и она изменила название на " Вест Африкэн геральд" (с 1868 по 1873 гг. газета выходила во Фритауне).

Заметный след в истории западноафриканской печати оставили газеты " Голд Кост тайме" и " Вестерн эко", которыми руководил известный политический деятель и защитник прав африканцев Джэймс Брю, сын вождя одного из местных племен. Эти газеты резко полемизировали с представителями колониальной администрации, требуя от них допустить местную элиту к управлению делали колонии. В современной Гане Брю и

-360-


его ближайших сотрудников считают зачинателями жанра политической сатиры в прессе страны.

В число западноафриканских колоний Британии входила Нигерия. Она отставала от соседних регионов по темпам развития печатной периодики. Так продолжалось до конца XIX века. Положение изменилось, когда в городе Абеокута, являвшимся главным политическим и культурным центром нигерийского народа йоруба, стала издаваться первая во всей Западной Африке газета на местном языке - языке йоруба. Произошло это В 1859 году. Газета называлась " Иве ирохин" (" Книга новостей" ). Учредителем этого издания стало миссионерское общество английской церкви. Редактировал " Иве ирохин" английский миссионер Генри Таунсенд. Газета имела проанглийский характер, регулярно публиковала материалы о прогрессивной роли Британии по отношению к африканскому населению На базе типографии, которая выпускала " Иве ирохин", была создана школа полиграфистов, комплектовавшаяся из представителей местного населения. Она подготовила группу африканцев, сумевших освоить печатное дело.

Во французской Тропической Африке пресса развивалась медленно. Грамотных представителей негроидной расы здесь насчитывалось мало. Французские власти делали все возможное, чтобы помешать появлению африканских периодических изданий. Они, в частности, облагали высокой пошлиной ввозимую в колонии газетную бумагу. Тоже самое касалось печатных машин. Зато доступ французских газет на африканский континент был свободным, без таможенных ограничений. Но необходимость в периодических изданиях, которые строились бы на местном материале и обслуживали интересы колониальной администрации, деловых людей, давала о себе знать. Во второй половине XIX и в начале XX века такие газеты начали издаваться. Выпускали их, как правило, сами французы. И рассчитаны они были преимущественно на французов-читателей. В административных центрах колоний были созданы официальные газеты. Одной из них была " Журналь офисьель дю Сенегаль", основанная в 1855 году в городе Сен-Луи - тогдашнем административном центре колонии Сенегал. Там же, в Сенегале, в конце XIX века появились три частные газеты, рассчитанные преимущественно на французских купцов и чиновников колониальной администрации.

Немецкие миссионеры активнее, чем французы, использовали в Тропической Африке возможности печати. Создаваемые ими периодические издания выпускались преимущественно на местных языках. В Камеруне, например, представители Германии выпускали газеты " Мвенди ма мусанго" (" Миссия мира" ), " Мулеа Нгеа" (" Путеводитель" ) на языке дуала, " Мефоэ" (" Новости" ) на языке булу, в Того - ежемесячный католический журнал " Миа холо" (" Наш друг" ) на языке эве. Этот журнал, основанный в 1911 году, выпускается в Того по сей день

-361 -


В британской Восточной Африке основными центрами печатного дела были кенийские города Найроби и Момбаса. В отличие от западно­африканских колоний Англии африканцы не имели здесь своих печатных органов. Ранняя периодическая печать Кении, Уганды, Занзибара, Танганьики, отошедшей к англичанам от Германии в ходе Первой мировой войны, как правило, принадлежала англичанам или состоятельным предпринимателям из числа азиатских, преимущественно индийских, переселенцев. Выпускавшиеся ими газеты ориентировались на форму и содержание печати метрополии. Если в Западной Африке газеты были выразителями протеста угнетенных народов, то в Восточной они являлись проводниками культуры и воззрений учредителей. Наиболее известной здесь была газета " Ист Африкэн стандард", основанная как еженедельник в 1902 году в портовом городе Момбаса. Затем издание газеты было перенесено в столицу колонии Найроби, где она стала ежедневной.

Первой газетой в африканских колониях Португалии была " Болетин офисиал", которая выходила с 1864 года в Лоренсу-Маркише (Мозамбик). Частные издания для португальцев и местной элиты, владевшей португальским языком, появилась здесь только в XX веке. В 1905 году в Лоренсу-Маркише стала выпускаться англоязычная газета " Лоренсу-Маркиш гардиан", рассчитанная на общину английских поселенцев - торговцев и плантаторов. Впоследствии она изменила название на " Диарио" и стала выпускаться также на португальском языке. Эта газета одно время принадлежала католической епархии Лоренсу-Маркиша и по существу являлась рупором реакционного крыла мозамбикской церкви. Во втором по значению городе Мозамбика Бейре с

1918 года выходила частная ежедневная газета " Нотисиаш да Бейра". Несколько печатных органов, как официальных, так и частных, было основано после Первой мировой войны в двух других африканских колониях Португалии - Анголе и Гвинее со столицей в Бисау.

В Центральной Африке раньше других пресса появилась в бельгийской колонии Конго. Официальный орган колониальной адми­нистрации был создан здесь в 1895 году. Но еще до этого, в 1891 году, выпускалась ежемесячная миссионерская газета " Минсаму миаенге", предназначенная для местного населения. С начала XX века пресса получила развитие в наиболее богатом природными ископаемыми районе Конго - Катанге. Основанные здесь франкоязычные газеты " Журналь дю Катанга" и " Этуаль дю Конго" были тесно связаны с бельгийскими горнопромышленными трестами " Юньон миньер" и " Форминьер", которые монополизировали добычу в колонии меди, золота, алмазов. В

1919 году " Журналь дю Катанга", изменив название на " Эко дю Катанга", сделалась первой ежедневной газетой в Конго.

На островах, окружающих Африку, периодическая печать возникла раньше, чем на континенте. Этот факт объясняется тем, что европейские колониальные державы создавали свои опорные базы и торговые фактории

-362-


вначале на островах, а уже потом на побережье континента. На некоторые острова печатные станки были завезены европейцами еще в XVIII веке. Например, на острове Маврикий еженедельная газета была основана в 1773 году. Первая ежедневная газета появилась здесь в 1862 году, а к 1890 году на острове издавалось в общей сложности 18 газет и журналов. В 1866 году появилась первая газета на Мадагаскаре. Называлась она " Тени соа" (" Хорошее слово" ), выпускали ее на мальгашском языке английские протестантские миссионеры. Первое франкоязычное издание под названием " Клош" было основано в 1880 году в портовом городе Таматаве В дальнейшем здесь издавалось несколько ежедневных газет. В столице страны Антананариву была основана " Ваувау" (" Новости" ) на мальгашском языке - одна из самых влиятельных и популярных газет Мадагаскара.

Мало чем отличалась от других африканских стран по уровню развития в конце XIX - начале XX вв. Эфиопия - одно из немногих африканских государств, сумевших сохранить политическую независимость перед натиском империализма и колониализма. Эфиопия была превращена в колонию фашистской Италии лишь в 1935 году, хотя попытки ее закабаления предпринимались европейскими державами еще с середины ХЕХ века. В создании периодической печати Эфиопии определенную роль сыграли миссионеры. Французский монах Марио Бернар в 1890 году основал еженедельник " Смэн д'Итиопи", выпускавшийся на французском и амхарском языках до 1905 года. С 1913 года в Аддис-Абебе стал выходить первый эфиопский печатный орган -еженедельная газета " Аемеро" (" Информация" ). Затем появилась другая правительственная еженедельная газета на амхарском языке - " Берханена селам" (" Свет и мир" ). Обе эти газеты издавались до вторжения в Эфиопию итальянских фашистов в 1935 году.

Характеризуя развитие периодической печати в целом на африканском континенте, необходимо отметить, что лучше всего она заявила о себе в XIX веке в Западной Африке. Правда, многие издания слабо учитывали национальные интересы коренного населения, идеализировали иностранную экспансию, рассматривая ее как прогрессивный фактор. Такой позиции придерживалась, например, газета " Сьерра-Леоне тайме". В номере от 23 июня 1894 года она писала: " Мы переняли у европейца его одежду, язык, социальный, моральный, политический и бытовой кодексы Мы плывем под знаменем могущественной и благодатной Англии "

Но постепенно на страницах газет Западной Африки стала усиливаться критика колониальных порядков, выдвигались требования, связанные с предоставлением местному населению одинаковых с белыми политических и гражданских прав. Самой значительной газетой Сьерра-Леоне с точки зрения пропаганды идей раннего африканского национализма была " Нигроу", основанная в 1872 году Эдвардом Блайденом, который в то время жил и работал во Фритауне. Эту газету в

-363-


известной мере можно считать панафриканским органом печати, поскольку она горячо отстаивала интересы всей негроидной расы (африканцев и американских негров), имела подписчиков не только в Африке, но и в США, Вест-Индии. Издание газеты субсидировали африканцы. Европейцы к ней относились недружелюбно. " Нигроу" выходила в течение двух лет, она закрылась в связи с отъездом Эдварда Блайдена в Либерию. Проживая в Либерии, а затем Лондоне, где он занимал пост либерийского посла, Эдвард Блайден продолжал проявлять интерес к развитию сьерралеонской прессы. Он поощрял африканцев к изданию новых газет.

В Нигерии с критикой национальной администрации выступала газета " Лагос уикли рекорд". Ею руководил Джон Пайс Джексон, который считается первым профессиональном журналистом на западно­африканском побережье. Сын Джексона - Томас Гораций, принявший от отца в 1914 году руководство газетой, сделал ее еще более радикальной и антиколониальной. Особенно смело и резко осуждала " Лагос уикли рекорд" тогдашнего английского губернатора Лугарда - поборника укрепления власти колонизаторов в Нигерии. В годы после Первой мировой войны Т.Г.Джексон выдвинул на страницах газеты лозунг о независимости Нигерии. " Сопротивление угнетению не только оправдано, но и необходимо", - писал он.

Зарождавшийся национализм был активно поддержан
периодическими изданиями Золотого Берега. Колонизаторы неоднократно
предпринимали попытки захвата всех земель этого региона. Вожди
племен, местные купцы, адвокаты, сопротивляясь их замыслу, создали
Общество защиты прав аборигенов Золотого Берега. Вплоть до конца
Первой мировой войны национальные газеты Золотого Берега выступали с
одинаковых позиций, различаясь лишь большей или меньшей долей
радикализма в критике налоговой политики, земельного
законодательства, обосновании местного представительства в органах
управления. Это была печать феодальной оппозиции колониальным
властям, печать местной элиты. Выражая антиколониальные чаяния
народа, который больше всего страдал от ига колонизаторов, она
обращалась не к массам, неграмотным и забитым, а к просвещенной
публике из местной аристократической верхушки, к чиновникам
колониальной администрации.

Накануне Первой мировой войны была предпринята попытка объединения национально-освободительных сил западноафриканских владений Англии — Золотого Берега, Нигерии, Сьерра-Леоне, Гамбии. В 1920 году удалось созвать Национальный конгресс Западной Африки (НКЗА), который взял на себя организационные функции. Борьба за реформы колониального режима перешла от аристократической верхушки общества к его демократической части. На стороне НКЗА выступило большинство газет, выходивших в 20-е годы - Толд Кост лидер", " Вокс попули", 'Толд Кост индепендент", 'Толд Кост тайме". В газетах,

-364-


' выступавших под лозунгами Национального конгресса, встречали отпор мероприятия колонизаторов, которые были направлены на укрепление J розиции верховных вождей и ущемление прав демократической части Населения. " Голд Кост индепендент" писала 28 января 1921 года, что дельзя заставить образованных африканцев подчиняться " невежественным решениям, принятым безграмотными правителями и идолами".

В конце 20-х - начале 30-х годов капиталистический мир был Охвачен глубоким экономическим кризисом. Он принес на африканский урнтинент голод и разорение. Существенно пострадало население ^олотого Берега. Резкое падение мировых цен на какао-бобы, за счет рродажи которых жила основная часть коренных жителей, обнажило рррочность монокультурной системы сельского хозяйства, навязанной Колонизаторами. Социальная база национально-освободительного движения расширялась.

г? Попытку сплочения разных социальных групп под едиными вационалистическими лозунгами предпринял доктор Д.Б.Данква. В 1930 |рду он выступил инициатором созыва Первой конференции молодежи Золотого Берега. В 1931 году основал в Аккре ежедневную газету " Тайме рф Уэст Африка". Она учила многоплеменное население Золотого Берега ^сознавать себя как одну национальную семью с великим историческим прошлым и еще более замечательным будущим. Но газета не ставила радикальных задач, связанных с утверждением лозунга " самоуправления". Ojna настаивала лишь на поверхностных конституционных Преобразованиях существующего колониального режима. Поэтому рризывы Данквы, не смотря на его близость к демократическим кругам молодой интеллигенции (Данква был двоюродным братом верховного вождя сэра Офори Атта, был тесно связан с аристократической средой), не получили активной поддержки.

, Выразительницей дум и чаяний прогрессивной молодежи стала ежедневная газета " Африкэн морнинг пост", редактором и ведущим цвторов которой был Ннамди Азикиве, общественный деятель из Нигерии, ставший впоследствии ее первым президентом. Он приехал на Золотой ререг в конце 1934 года, завершив семилетний курс учебы в Америке. Н-Азикиве руководствовался в своей творческой деятельности пятью постулатами:

1. Социальное возрождение;

2. Национальное возрождение;
« 3. Духовное освобождение;

4. Духовное равновесие;
,. 5. Экономический детерминизм.

i. Все они были связаны с осуществлением лозунга " самоуправления", особенно постулат " национального возрождения". Политические установки Н.Азикиве отражала " Африкэн морнинг пост". Ее читали Мелкие служащие и торговцы, учащиеся старших классов средних школ,

-365-


студенты колледжа Ачимста, где в это время учился будущий президент Ганы Кваме Нкрума.

Газета Н.Азикиве сыграла важную роль в сплочении прогрессивных национальных сил. Она способствовала идейному воспитанию группы лидеров национально-освободительного движения, в том числе Кваме Нкрумы. Он 12 лет учился в США и Англии, активно участвовал в политической жизни этих стран. На родину вернулся э декабре 1947 года. Был приглашен в Объединенный конвент Золотого Берега (ОКЗБ), стал его генеральным секретарем. В этой роли Кваме Нкрума создал Комитет молодежных организаций. У него был свои печатный орган - газета " Аккра ивнинг ньюс", первый номер которой вышел 3 сентября 1948 годах (позднее газета стала называться " Ивнинг ньюс" ). Газета зарекомендовала себя решительными антиимпериалистическими выступлениями. Она апеллировала к низам ганского общества, к революционно-настроенной молодежи. Учитывая важное значение печатного слова, Кваме Нкрума создал еще две газеты: " Морнинг телеграф" в Секонди и " Дейли мейл" в Кейпкосте. Они придерживались тех же позиций, которые занимала " Ивнинг ньюс". Консервативная печать критиковала газеты Кваме Нкрумы, подчеркивая, что они настраивают народ против вождей, учит массы неподчинению закону. Между Кваме Нкрумой и другими руководителями ОКЗБ возникли разногласия. Нкрума принял решение о выходе из ОКЗБ и создании Народной партии конвента (НПК). Ее печатным органом стала " Ивнинг ньюс". Своими публикациями газета обосновывала практическое значение лозунга " самоуправление немедленно". С ее страниц звучали призывы к объединению всех африканцев Золотого Берега независимо от племенной принадлежности, политических симпатий. Выдвинув лозунг " самоуправление немедленно", НКП и ее печать указали и на методы борьбы, при помощи которых поставленная цель может быть достигнута. Главным из них был метод " позитивного действия". Он предусматривал политическую агитацию, разрешаемую законом, пропагандистские и просветительские кампании в прессе и, как крайнее средство, - забастовки, бойкот, несотрудничество с властями. Впервые этот метод был применен и январе 1950 года, когда английские власти отвергли требования НПК и ее сторонников о предоставлении Золотому Берегу статуса доминиона в рамках Британского содружества наций. Вместо этого народу Золотого Берега был навязан еще один, несколько улучшенный вариант, колониальной конституции. Участники кампании " позитивного действия" строго следовали советам и предупреждениям " Ивнинг ньюс", которая писала " Помните, что забастовки проводятся на основе полного ненасилия. Не должно быть никаких грабежей, поджогов, восстаний и беспорядков'". 11 января 1950 года губернатор объявил в стране чрезвычайное положение. Начался политический террор. Газеты НПК были закрыты. Вскоре власти арестовали и посадили в тюрьму Кваме Нкруму, Коджо Ботоио, других руководителей и активистов НПК.

-366-


Тем временем в соответствии с' новой конституцией в стране шла подготовка к всеобщим выборам в Законодательную ассамблею. НПК победила на выборах. Кваме Нкрума был избран в Ассамблею от центрального округа Аккры. 12 февраля 1951 года он вышел из тюрьмы, чтобы занять пост премьер-министра в новом правительстве.

Сразу же после выборов консервативная оппозиция и ее печатные органы повели атаки на правительство НПК, ее руководителей и приверженцев, третируя их как " ничтожеств, внезапно принявших угрожающие размеры". Это был голос патрициев, оттесненных от руководящей роли в общественной жизни страны плебейскими элементами. Из партий оппозиции свои печатные органы имели: Движение национального освобождения - ежедневную газету " Либерейтор", Конгресс Тоголенда -еженедельник " Тоголенд вэнгард". На стороне оппозиции выступала газета " Ашанти пайонир", официально считавшаяся независимой.

Не смотря на сопротивление консерваторов в марте 1957 года национально-освободительная революция в Гане покончила с колониализмом.

Понятно, что капиталистические державы внимательно следили за политической обстановкой в Африке. Последовательно отрабатывались приемы противодействия национально-освободительным движениям. Основное внимание уделялось идеологической экспансии, направленной на овладение общественным сознанием, мышлением и образом жизни африканских народов. Для этого активно использовались средства массовой информации, которые способствовали зомбированию населения через разрушение духовно-нравственных ценностей. Эту тактику Президент Финляндии Урхо Кекконен назвал " информационным империализмом". Термин вошел в оборот с 70-х годов двадцатого столетия.

Основы " информационного империализма" закладывались на этапе становления периодической печати в Африке, когда она была связана с деятельностью колониальных администраций и миссионерских обществ. Появление национальных изданий потребовало дальнейшего совершенствования " информационного империализма". Метрополии создавали в своих колониях такие газеты, которые способны были максимально приспособиться к местным условиям, умело проводя политический и экономический курс " хозяев". Такую роль в Гане, например, играла газета " Дейли грэфик", которая была основана в 1950 году газетно-журнальной компанией" Дейли миррор груп" (Лондон).Она контролировала основные информационные потоки в стране, умело направляя и координируя их. Опытные журналисты привлекали к своим публикациям широкую читательскую аудиторию. Это мешало развитию национальной прессы, росту ее тиражей.

Полигоном борьбы капиталистических держав с национальной прессой была Южная Африка. В 1906 году методистским священником

-367-


зулусом Джоном Дубе, ставшим впоследствии президентом Африканского национального конгресса (АНК), была основана газета на языке народа зулу " Иланга ласе Наталь" (" Солнце Наталя" ). Затем в 1912 году сразу после учредительного съезда АНК появилась газета " Абанту-бато" -печатной орган АНК. Эта последняя, выпускавшаяся на английском языке и на четырех местных языках (зулу, коса, суто, тована), принимала активное участие в первых политических кампаниях АНК: выступала против земельного законодательства 1918 года, лишавшего африканцев прав на землю за пределами " резерватов", против повышения налогов, за улучшение материального положения горняков и т.д. Просуществовала газета до 1932 года. Всегда была объектом критики различных капиталистических газет. Они действовали по методике " информационного империализма", хотя термина этого еще и не существовало.


Поделиться:



Популярное:

  1. E) для факторов - капитал и земля
  2. II. Ресурсы и собственный капитал кредитных организаций
  3. III.РЫНОК ОСНОВНОГО КАПИТАЛА И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БЮДЖЕТ ФИРМЫ
  4. Акционерное общество (АО) – коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, с уставным капиталом, разделенным на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами – акциями.
  5. Амортизация основного капитала. Норма амортизации.
  6. АНАЛИЗ ФОРМЫ № 4 «ОТЧЕТ О СОБСТВЕННОМ КАПИТАЛЕ»
  7. Б. Дисконтирование как идеология долговременных капиталовложений на рынке
  8. Банковский капитал и его экономическая роль.
  9. БОРЬБА С КОНТРРЕВОЛЮЦИЕЙ ПОМЕЩИКОВ И КАПИТАЛИСТОВ
  10. В какой форме получает доход собственник денежного капитала?
  11. Взаимоувязка показателей Отчета об изменениях капитала
  12. Владельцы предприятий предпочитают разумный рост доли заемных средств, а кредиторы отдают предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, что снижает риски кредиторов.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1194; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь