Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Зарождение христианской традиции воспитания



 

В восточных провинциях Римской империи в I в. н.э. возникают ран­нехристианские общины, отражав­шие надежду наиболее угнетенных слоев народа на приход мессии, спасителя. Христианская идея воздаяния внушала мысль об обретении счастья в царстве небесном.

Для христианских общин были характерны забота о ду­ховности личности и особое внимание к воспитанию детей и юношества обоего пола. Уже ранние христиане выдвинули новые взгляды на цели, методы и содержание воспитания, отражая интересы обездоленной части населения Римской империи. Они боролись за идею равенства, отказывались от собственности, выказывали глубокое уважение к труду.

В первые три столетия нашей эры христиане подвергались преследованиям со стороны государственной власти Римс­кой империи прежде всего за отказ признавать божествен­ность императоров. Удаляясь от развращенного, с их точки зрения, общества, они выработали новый идеал человека.

Со времени императора Константина I Великого (ок. 285 – 337), когда Миланским эдиктом (313) христианство было признано равноправной религией, христиане-учителя полу­чили возможность свободно преподавать в тривиальных и грамматических школах и толковать античную историю, ли­тературу и философию с позиций христианского вероуче­ния. Собственно христианское воспитание и образование осу­ществлялось лишь в отдельных замкнутых общинах типа «Но­вый завет» кумранитов.

Благодаря находке во время археологических раскопок ре­лигиозных текстов, спрятанных от римлян, можно представить себе характер раннехристианского воспитания. Каждый член общины должен был не только передать единоверцам все свое имущество и посвятить им личный свой труд, но и отдать в их распоряжение «все знания». В общине практиковались коллек­тивные формы обучения, совместное изучение священных тек­стов, прежде всего рукописей Ветхого завета, апокрифических произведений.

Руководители первых христианских общин одновременно являлись и воспитателями, и называли их поэтому «учителя­ми праведности». Основными способами обучения были уст­ные и письменные назидания, совместное чтение отрывков из библейских книг, составление и произнесение пропове­дей, разучивание молитв, псалмов, притч, чтение вслух пе­реводов священных текстов с древнееврейского на арамейс­кий и греческий и т.д. Особое значение в христианских общи­нах придавалось созданию у их членов внутреннего настроя, эмоциональной приподнятости, отношения к учению как бо­гоугодному делу. Содержание образования ориентировалось на Библию – собрание канонических сочинений, состоящее из двух частей – Ветхого завета и Нового завета. Первая часть – иудейские священные тексты 2-го и 1-го тысячелетий до н.э. Древнейшие библейские тексты – это притчи царя-мудреца Соломона, три тысячи притчей и свыше тысячи песен, со­держание которых было положено в основу воспитания. Вто­рая часть своими евангельскими и апостольскими текстами служила собственно христианскому обоснованию целей и со­держания воспитания.

В эпоху эллинизма был составлен перевод Библии на гре­ческий язык семьюдесятью лучшими толкователями, кото­рый получил название «Септуагинта». Это способствовало рас­пространению по всему Средиземноморью христианских идей, особенно богато представленных в разделе Библии «Мудрость Иисуса сына Сирахова», написанном в виде поучений. Все это подготовило почву для принятия народными массами Римской империи идей христианства, новозаветных книг и посланий апостолов.

Новый завет был создан в христианской среде в 1–11 вв. н э. и оказал сильное влияние на последующее культурное и ду­ховное развитие всех христианских народов. В основе его ле­жит Евангелие, в переводе с греческого – «благая весть». Четыре Евангелия являются собранием повестей о жизни и Учении Иисуса Христа, где не только попутно изложены новые цели воспитания, но и предложены формы и способы их достижения. Новый завет включает в себя 27 книг, напи­санных разными авторами, из которых наиболее известны­ми являются Матфей, Марк, Лука, Иоанн, Петр, Павел. Их педагогические идеи можно считать синтезом эллинистичес­ких и ветхозаветных взглядов на воспитание человека, в ос­нове которых лежит учение о любви ко всем людям как пути спасения: чтобы достичь спасения и вечной жизни, каждому следует идти по пути самосовершенствования в направле­нии христианского идеала.

В первых веках нашей эры сохранялась практика воспита­ния и книжного научения странствующими учителями, те­перь уже христианами. Сам Иисус Христос также являлся как бы странствующим учителем, чья задача состояла в про­поведи нового учения о человеке и Боге. Некоторые из стран­ствующих учителей становились школьными преподавателя­ми. Так, в деяниях апостолов упоминается, что Павел, из­гнанный из молитвенного дома в Эфесе, стал учить в школе.

Развивались в эту эпоху и крупные центры просвещения, возникшие ранее, например школа христианского богосло­вия в Александрии, возглавлявшаяся во II в. н.э. Климентом Александрийским, а в III в. – Оригеном, видным богословом и философом. Климент Александрийский (ум. в 211/212 н.э.) – священнослужитель и руководитель школы был автором до­шедшей до нас книги «Педагог», в которой он отмечал, что помимо внешней образованности человек должен обладать ре­лигиозным чувством. Цель воспитания, по Клименту, – вве­сти ребенка в христианский образ жизни. Климентом деталь­но описаны правила поведения ребенка. Семь свободных ис­кусств рассматривались лишь в качестве дополнительного средства воспитания.

В книге Климента Александрийского нарисован образ пе­дагога, который ведет юношей по пути добра и в активном диалоге закладывает основы постижения истины. Пример жизни педагога – образец для подражания воспитанникам.

Климент Александрийский полагал, что должно уметь ста­вить воспитательные цели и соответствующими средствами влиять на ход их достижения. При этом он отмечал, что целью деятельности педагога является не простая передача знаний, не «научение», а – «улучшение души». Через убеждающее сло­во учителя дети знакомятся с образами лучших людей, отме­ченными святостью жизни, побуждающими молодежь посту­пать подобным же образом, подражать «избравшим добро», отвергая зло. Именно это является лучшим средством для ук­репления души человека.

Ориген (ок. 186–253/254) видел в человеке «соединение тела с духом», что и создает, по его мнению, возможность борьбы со злом и ведет к самоусовершенствованию самого человека.

Важно отметить выработанное христианством новое от­ношение к труду, тесно связанное с учением о нравствен­ности. Хорошо известны слова апостола Павла: «Кто не хо­чет трудиться, тот не ешь». Труд для христианина рассматри­вался как смыслообразующий элемент его бытия. Детям следует прививать уважение к труду, чувство радости от него. Такая оценка роли труда в жизни человека была совершенно новой для той эпохи, хотя и находила своего предтечу в лице киника Антисфена.

Таким образом, к концу Римской империи начала скла­дываться принципиально новая форма воспитания – хрис­тианское воспитание. Для него были характерны особое вни­мание к личности человека, его душе; приоритет веры над знанием, наукой; понимание обучения Священному писа­нию как богоугодного дела; неразрывная связь образования с нравственным воспитанием; осознание воспитывающей роли труда и важности осуществления с ранних лет трудово­го воспитания.

Наиболее видным христианским мыслителем эпохи Древ­него Рима – одним из «отцов церкви», как стали называть впоследствии деятелей раннего христианства, чье учение было ортодоксальным, а жизнь почиталась святой, был Августин Аврелий, прозванный Блаженным (354–430). Августин был ши­роко образованным человеком, философом, усвоившим идеи скептицизма и неоплатонизма. Христианином он стал уже в зрелом возрасте, в 387 г., начав вести аскетическую жизнь, систематически упражняясь в духовном самосовершенствова­нии. В автобиографическом труде «Исповедь» он проследил в основном весь путь становления человека-христианина с дет­ских лет до зрелого возраста. Цель воспитания, по Августи­ну, – слияние с Богом. В трактате «О граде Божьем» он сделал попытку соединить античные и христианское учения в одно – учение о греховности, добре и зле, о любви, спасении и по­каянии. Основой знания он считал сочетание ощущений, мыс­лей и благочестивых стремлений. Ведущим методом познания, по его мнению, является самоуглубление, так как истина зак­лючена в душе и лишь познание этой истины приводит раз­вивающегося человека к Богу.

Уже в ранних христианских монастырях организовывались книгохранилища, создавались ученые труды и учебные книги. Так, религиозный государственный деятель остготского госу­дарства Кассиодор (ок. 487 – ок. 578) основал в Италии мона­шеское общежитие, которое благодаря библиотеке и скрипторию стало одним из центров средневековой науки. Сам Кассиодор написал ряд школьных учебников, пользовавшихся популярностью на протяжении всех средних веков: «Настав­ление в божественном чтении», «Наставление в мирском чте­нии», «Об орфографии» и др. В V–VI вв. в Европе еще кое-где сохранились грамматические школы римского типа, но к VII в. они были вытеснены формами монастырского обучения.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь