Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этапы развития отечественной журналистики



Этапы развития отечественной журналистики

1) Возникновение и развитие русской журналистики в XVIII в.

2) Журналистика первой половины XIX в. в России.

3) Журналистика второй половины XIX в.

4) Журналистика начала XX в. (1900 – 1917 гг.).

5) Отечественная журналистика в период Временного правительства (февраль – октябрь 1917г.).

Советская журналистика в 1917-1945 гг.

Советская журналистика в послевоенный период (1946-1985 гг.).

8) Средства массовой информации второй половины 1980-х – начала 90-х гг.

 

Особенности развития газетной и журнальной периодики 18век

3. Периодическая печать делится на три разновидности: газеты, журналы, повременные издания научных обществ. Термины, используемые для обозначения разновидностей, соответствуют принятым в настоящее время их самоназваниям. Классифицировать периодические издания можно и по их функциям. Основная задача периодических изданий - формировать общественное мнение. Функция идеологического воздействия, строго говоря, может рассматриваться в системе функции структурирования общественного мнения, но, поскольку ни одна общественная группа, как правило, не может выступать наравне с государством (это тем более относится к России, где государство традиционно сильно), мы их разделяем. Эти функции можно признать системообразующими для периодической печати. С 1728 г. издание «Ведомостей» приняла на себя Академия наук. Газета получила

постоянное название «Санкт-Петербургские ведомости». Первым редактором-

составителем обновленной газеты был Г. Ф. Миллер (1705–1783). Он приехал в Россию из

Германии в 1725 г., был зачислен студентом Академии наук и одновременно начал

преподавать латинский язык, историю и географию в академической гимназии.

Миллер занимался «Ведомостями» с 1728 по 1730 г. Он подбирал материалы для каждого

номера газеты, переводил иностранные известия, черпая их из заграничной прессы, читал

корректуру и следил за выпуском номеров в свет.

Первый номер «Санкт-Петербургских ведомостей» за 1728 г. был отпечатан на четырех

страницах в четвертую долю листа, остальные выходили в таком же формате. С «Санкт-Петербургскими ведомостями» связан важный этап участия в русской

периодической печати М. В. Ломоносова. В 1748г. канцелярия Академии наук назначила

несколько переводчиков для того, чтобы выбирать сообщения из иностранных изданий, а

редактуру возложила на Ломоносова.

В сущности, Ломоносов становился редактором «Ведомостей», ибо из восьми полос

каждого номера газеты не менее пяти-шести занимали иностранные известия, остальные

заполнялись объявлениями. Ломоносов настойчиво внушал Шувалову мысль о создании в Москве университета, и по

его инициативе, по его плану это ныне старейшее в стране высшее учебное заведение

было открыто 7 мая 1755 г. Вскоре Ломоносов добился университету привилегии

содержать собственную типографию, и указ о том был подписан 5 марта 1756 г.

Открытие университета и типографии при нем обогатило русскую периодическую печать

новым изданием: 26 апреля 1756 г. вышел первый номер газеты «Московские ведомости»,

органа Московского университета. Следовательно, своим существованием эта газета

также обязана Ломоносову. Первый номер журнала «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению

служащие» увидел свет в январе

1755 г. Редактором был назначен Г. Ф. Миллер. Большим событием в истории русской периодической печати было возникновение первых

частных изданий. В течение более чем полувека правительство непосредственно и через

Академию наук держало свою монополию на печатное слово, и только в конце 1750-х

годов появляются в качестве издателей частные лица. В их журналах, и чем дальше, тем

чаще, встречаются оппозиционные по отношению к правительству ноты. Издательская же

деятельность великого русского просветителя Н. И. Новикова казалась Екатерине II

настолько опасной, что она жестоко расправилась с писателем.

В конце января 1759 г. в Петербурге тиражом 1200 экземпляров вышел первый номер

ежемесячного журнала «Трудолюбивая пчела», издателем которого был А. П. Сумароков На двенадцатой книжке 1759 г. журнал

«Трудолюбивая пчела» закрылся по причинам отчасти материального, а главным образом

общественного порядка; слишком резкий тон приняли нападки Сумарокова на правящий

класс.

В том же 1759 г., с января, стал выходить еженедельный журнал «Праздное время, в

пользу употребленное». Его издателями была группа преподавателей и выпускников

Сухопутного шляхетного (т.е. дворянского) кадетского корпуса в Петербурге, тираж

составлял 600 экземпляров. В 1760 г. редактором-издателем был преподаватель корпуса

П. Пастухов, часто печатавший в журнале свои переводы. Общий тон журнала –

благонамеренно-нравоучительный. Вопрос о сатире, т. е. вопрос о критическом

отношении к русской действительности и о дальнейших путях развития национальной

литературы, приобретавший с каждым годом новую остроту, решался «Праздным

временем» примирительно и не так, как его решал Сумароков

С января 1769 г. в Петербурге секретарь императрицы Г. В. Козицкий предпринял издание

еженедельного журнала «Всякая всячина», номера которого состояли из нескольких

листков форматом в половину ширины страницы школьной тетради. Вскоре стало

известно, что в издании принимает участие сама Екатерина II. Это вызвало интерес к нему

и подало пример литераторам. Всякая всячина» сообщила, что она стоит за сатиру в «улыбательном духе», которая не

затрагивает отдельных лиц и конкретных недостатков государственно-политического

строя России, а выступает лишь против пороков, не целя ни в кого персонально.

Императрица не хотела терпеть никакой критики

По времени своего появления 1 мая 1769 г. «Трутень» был седьмым журналом,

вышедшим после «Всякой всячины». Он внес дух боевой полемики в русскую

журналистику этой поры, его выступления были по-настоящему смелы и злободневны и

приковали к себе общественное внимание. На страницах этого издания перед читателем во всем своем значении возникла

крестьянская тема. Новиков открыто заявил, что он сочувствует крепостным, и осудил их

бесчеловечных господ.

 

«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев, Крылов «Зритель». Карамзин- Вестник Европы.

 

 

Отечественная пресса 19в.

Периодическая печать 1826–1855 гг.

После восстания декабристов был принят новый цензурный устав (1826 г.), прозванный современниками «чугунным». Согласно уставу запрещалось пропускать в печать места, «имеющие двоякий смысл», если цензор заподозрил намерение автора высказать крамольные мысли. Напуганные карательными мерами некоторые издатели частных газет и журналов открыто поддержали репрессивные действия правительства. В их числе были Ф. Булгарин и Н. Греч. После событий 14 декабря 1825 г. Булгарин сделался агентом Третьего отделения тайной полиции, призванной следить за общественным мнением. Газета «Северная пчела», которую он издавал с 1825 г., удостоилась привилегии, единственная из частных газет, публиковать политическую информацию и тем самым обеспечила себе широкий круг читателей (до 3 тыс. подписчиков). В 1829 г. журнал Греча «Сын отечества» слился с журналом Булгарина «Северный архив», а с 1831 г. они стали совместно издавать «Северную пчелу» и сделались монополистами в журналистике. Русская периодическая печать испытывает в этот период тенденцию к разносторонности, энциклопедичности содержания. Раньше других запросы времени почувствовал Н. Полевой. «Московский телеграф»

В числе изданий, подвергшихся гонениям, была «Литературная газета» А. Дельвига, в которой принял участие А. Пушкин в качестве автора, а в отсутствие своего друга поэта Дельвига – и редактора. В «Литературной газете» Пушкин впервые разоблачил литератора и журналиста Ф. Булгарина как агента Третьего отделения тайной полиции.

В эту пору заметную роль в русской периодике играли журналы либерально-народнической ориентации «Русское богатство», «Русская мысль», либерально-буржуазный «Вестник Европы». Увеличиваются тиражи газет, среди наиболее массовых – «Новое время» А. Суворина, «Голос» А. Краевского, «Московские ведомости» М. Каткова. Тираж «Нового времени» в 1889 г. составлял 35 тыс. экз., в 1897 г. уже 50 тыс. экз., газета печаталась в собственной типографии А. Суворина, оснащенной ротационными машинами, словолитней, цинкографией, гальванопластикой, современным импортным оборудованием.

В № 10–11 журнала «Русская мысль» на 1893 г. и № 2, 3, 5–7 на 1894 г. появились очерки Чехова, посвященные русской каторге, в 1895 г. они вышли отдельной книгой – «Остров Сахалин». В 1892 г. в «Ростовских-на-Дону известиях» появились эссе А. Свирского «Ростовские трущобы». Автор знакомит читателя с историей создания эссе, раскрывает творческую лабораторию журналистского расследования. Нарядившись соответствующим образом и поборов в себе чувство гадливости, он отправляется скитаться по ростовским трущобам.

 

 

Журналы декабристов

В России с 1816 г. создаются тайные политические организации: Союз спасения (1816–

1817), Союз благоденствия (1818–1821), Южное общество (1821 – начало 1826), Северноеобщество (1821 – 1825), Общество соединенных славян (1823–1825).

Первую попытку создать собственный журнал декабристы предприняли на базе литературного общества «Арзамас». В 1817г. в «Арзамас» вошли три видных деятеля декабристского движения – член Союза Спасения Н.И.Тургенев, член будущего Союза Благоденствия М.Ф.Орлов и будущий активный участник Северного общества, автор Конституции H.M.Муравьев. Из всех литературных организаций наибольшее значение имело Вольное общество

любителей российской словесности, существовавшее в 1816–1825 гг. Общество было

периферийной декабристской организацией и руководилось сначала Союзом

благоденствия, а позже Северным обществом. В 1819 г. президентом его избирается член

Коренной думы Союза благоденствия Ф. Глинка, который направляет деятельность

общества на борьбу за передовую науку, за гражданское искусство. Членами Общества

были К. Рылеев, А. и Н. Бестужевы, А. Корнилович, В. Кюхельбекер, Н. Тургенев, а также

О. Сомов, П. Вяземский и другие передовые литераторы и критики.

Декабристы создавали агитационные произведения, которые нелегально распространяли

среди солдат: «Любопытный разговор» Н. Муравьева (1822), «Православный катехизис»

С. Муравьева-Апостола (1825), песни, которые совместно писали К. Рылеев и А. Бестужев

(конец 1822 и позже). Ведя агитацию среди дворянства, декабристы распространяли

политическую лирику Пушкина («Вольность», «Сказки», «К Чаадаеву», «Кинжал»,

«Деревня», эпиграммы на Александра I и Аракчеева) и полный рукописный текст комедии

Грибоедова «Горе от ума».

С декабристами были связаны журналы: «Сын отечества» (1816–1825), «Соревнователь

просвещения и благотворения» (1818–1825), «Невский зритель» (1820–1821) и альманахи:

«Полярная звезда» (1823–1825), «Мнемозина» (1824–1825) и «Русская старина» (1825).

Все они, за исключением «Мнемозины», выходили в Петербурге. Вообще в это время

петербургская журналистика играла ведущую роль, так как столица была центром

вольнолюбивой мысли.

В Москве, напротив, продолжалось господство реакционной периодики типа «Вестника

Европы» Каченовского и «Русского вестника» С. Глинки. С 1813 по 1824 г. в Москве не

появилось ни одного частного общественно-политического или общественно-

литературного журнала: большинство вновь возникших там изданий носило специальный

или правительственный характер. Да и в количественном отношении московская

периодика заметно уступала петербургской. В 1813–1824 гг. возникло 80 новых

периодических изданий, из которых выходило в Петербурге – 43, в Москве – 26, в

провинции – 11.

«Ру́ сское сло́ во» — петербургский ежемесячный журнал, издававшийся с 1859 по 1866 год графом Александром Григорьевичем Кушелевым-Безбородко.

 

 

«Совреме́ нник»

российский журнал, выходивший в 1836—1866 годах. итературный и общественно-политический журнал, основанный А. С. Пушкиным. Выходил в Санкт-Петербурге с 1836 года 4 раза в год. В журнале печатались произведения Николая Гоголя («Коляска», «Утро делового человека», «Нос»), Александра Тургенева, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, В. Ф. Одоевского, Д. В. Давыдова, Н. М. Языкова, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, А. В. Кольцова. Публиковал стихи, прозу, критические, исторические, этнографические и другие материалы. Литературный и общественно-политический ежемесячный журнал (объём 40 п.л.); выходил с 1 января 1847 года. В 1847—1848 годахофициальным редактором был А. В. Никитенко. Программу журнала определяли статьи его идейного руководителя В. Г. Белинского.

Некрасов привлёк к участию в журнале И. С. Тургенева, И. А. Гончарова («Обыкновенная история»), А. И. Герцена («Кто виноват? », «Сорока-воровка», «Записки доктора Крупова»), Н. П. Огарёва, А. В. Дружинина («Полинька Сакс»), Д. В. Григоровича («Антон-горемыка»), П. В. Анненкова. Журнал печатал произведения Л. Н. Толстого, статьи Т. Н. Грановского, С. М. Соловьёва, К. Д. Кавелина. Журнал публиковал переводы произведений Ч. Диккенса, Жорж Санд, Теккерея и других западных писателей.

«Оте́ чественные запи́ ски» — российский общественно-политический журнал, выходящий с 2001 года в Москве, в котором рассматриваются различные проблемы развития современного общества, его культурной, литературной, политической и экономической жизни. (до 1867 А.А.Краевским, затем Н.А.Некрасовым, М.Е.Салтыковым-Щедриным, Г.З.Елисеевым) до 1859 года как «учено-литературный» затем как «учено-литературный и политический». Руководителем отдела критики и библиографии был приглашен В.Г.Белинский.

 

Декрет о печати»

Буржуазная пресса возмутилась и обвинила новую власть в ущемлении свободы печати. После чего большевики приняли “Декрет о печати”. Он предполагал ликвидацию буржуазной прессы, которой молодое государство не может противостоять, и преимущественное развитие пролетарской печати. Ограничения для оппозиционной прессы вводились, как указывалось в декрете, временно, но они так и не были отменены до 90-х гг. нашего века.

 

 

Пресса в 1919-1921г.

Вторая половина 1918 г. практически свела на нет прессу оппозиционных социалистических партий. Если в начале года в стране выходило 154 издания меньшевиков, эсеров (левых, правых), анархистов, эсеро-меньшевистских, мелкобуржуазных, то к сентябрь их осталось 50, а в 1919 г. – всего 3. Ведущую роль в системе печати Советской России в условиях войны играла большевистская журналистика. Среди центральных изданий, возникших в годы гражданской войны, следует назвать газету «Жизнь национальностей» (орган Народного Комиссариата по делам национальностей). Главная ее цель – освещение мероприятий Советской власти по национальному вопросу. Сеть изданий на национальных языках неуклонно росла.

В 1918–1920 гг. продолжался процесс дальнейшего строительства системы советской прессы. Развивалась местная и национальная печать, появлялись новые областные, губернские, уездные газеты. Периодические издания создавались во всех крупных городах по мере установления в них Советской власти. В общей системе партийно-советской прессы периода гражданской войны определенное место занимали военные газеты, среди которых ведущую роль играла массовая красноармейская печать. К концу 1918 г. в основном определился тип и характер военной печати: фронтовая, армейская (флотская) газеты. К началу 1919 г. во всех действующих армиях издавались армейские газеты. К концу этого года вся советская военная печать в целом насчитывала около 90 газет.

В годы гражданской войны во многих районах Украины, Белоруссии, Сибири, Дальнего Востока активно действовала подпольная и партизанская печать. Пропагандистское воздействие на войска и тыл противника осуществляла специальная группа международной пропаганды. Ей удалось издать и распространить на различных фронтах около 16 млн. экз. листовок на иностранных языках.

 

Роль КПСС в развитии СМИ

В Советском Союзе средствам массовой информации отводилась роль инструмента политики КПСС. Система средств массовой информации формировалась партийно-государственными структурами и функционировала под их полным контролем.

Партийные комитеты обладали директивными, управленческими и контрольными функциями по отношению к средствам массовой информации.

Согласно Уставу КПСС, «на республиканские, краевые, областные, окружные, городские и районные организации партии и их руководящие органы возлагалось руководство местной печатью, радио и телевидением».

Основные направления работы средств массовой информации и пропаганды определялись директивными указаниями, которые содержались в партийных решениях и документах.

Непосредственное руководство складывалось из нескольких звеньев:

1. Парткомы проявляли заботу о политической направленности, последовательности и актуальности выступлений прессы, повышении информационной насыщенности публикаций, теле - и радиопрограмм.

2. Партийные комитеты активно использовали прессу как средство гласности, регулярного информирования населения о принимаемых решениях и осуществляемых мерах.

3. Партийные комитеты заботились о повышении действенности выступлений средств массовой информации.

4. Проводили работу по подготовке, воспитанию и расстановке журналистских кадров.

На партийных съездах, пленумах, в постановлениях ЦК КПСС давалась «оценка деятельности средств массовой информации, определялись основные проблемно-тематические направления их работы при решении политических и хозяйственных задач».

Коммунистическая партия оказывала в это время влияние на все стороны жизни общества и средства массовой информации.

ЦК КПСС четко координировал деятельность средств массовой информации.

Вопросы организации совместных действий печати, телевидения и радио четко фиксировались в «перспективных планах».

В плане определялась тематическая направленность выступлений, основные рубрики, формы организации массовой работы редакций и т. д. Для каждого органа массовой информации в соответствии с его спецификой, намечались конкретные задачи. К примеру:

 «внимание газет должно быть акцентировано на глубоком и всестороннем освещении опыта лучшей организации труда;

 телевидение призвано было показывать лучший опыт, быть трибуной почета для героев труда, раскрывать нравственную красоту их трудовых подвигов;

 радиовещание должно было широко и оперативно информировать о размахе социалистических соревнований, о передовом опыте, готовить специальные литературно-художественные передачи, посвященные людям труда и т. д.».

Важно отметить, что одной из форм взаимодействия средств массовой информации и партийных комитетов являлись пресс-конференции. Тематику пресс-конференций определяли партийные комитеты в зависимости от задач, на решение которых было сосредоточено внимание партийных организаций.

 

 

Журналистика 1985-2000гг.

Горбачевская “перестройка” и гласность в журналистике. Новая эпоха в истории государства и журналистики СССР наступает с приходом к власти М.С.Горбачева.Назревшие политические и экономические проблемы страны, явные противоречия между декларируемыми ценностями и образом жизни и реальными процессами в партии и обществе, привело к необходимости смены курса, в том числе и в пропаганде. Журналистика, естественно, является главным звеном этой перестройки. Она начинает освещать различные негативные процессы и явления, которые по понятным причинам замалчивались местными партийными органами. Получают огласку многие судебные дела. В том числе и те, где действующими лицами оказываются видные партийные, хозяйственные или государственные деятели. Кампания по пропаганде “социализма с человеческим лицом” становится важнейшей в СМИ. Более достоверно начинают они информировать читателей и о международных событиях. На экранах ТВ появляются западные политики. Например, Маргарет Тэтчер. По-иному начинает освещаться война в Афганистане. СМИ способствуют тому, что общественное мнение склоняется в пользу ее окончания. М.С.Горбачев и его политика перестройки, “социализма с человеческим лицом” оказали важное влияние на развитие СМИ. Они стали все смелее писать о реальности, ее противоречиях и сложностях, о злоупотреблениях и преступлениях должностных лиц. Начали по-новому осмысливать историю, в том числе и историю партии. Публикуются когда запрещенные произведения Солженицына, Булгакова, Пастернака, других писателей. СМИ способствуют перестройке экономики и политики на новый лад. Главной их задачей становится перестройка мышления и это ведет к изменению характера журналистики. Она становится более информационной. Среди идущих в авангарде перестройки - газеты “Известия”, “Комсомольская правда”, журнал “Огонек”. Многие “толстые” журналы – “Новый мир”, “Знамя” и другие тоже выступают как форпосты перестройки. На рубеже 80-х и 90-х гг. на волне идеи суверенизации России происходит рождение “Радио России”, как альтернативного демократического СМИ. Создается принципиально новая служба новостей - “ТСН”. Она давала первые достоверные новости на советском телевидении. Тогда же происходит создание Российского телевидения. Особую проверку на достоверность, на демократичность, приверженность новым веяниям прошли СМИ в периоды массовых волнений в Грузии, в Прибалтике, а также в периоды путчей 1991 и 1993 гг. Именно тогда отчетливо проявилась их самостоятельность, неподчинение партийному диктату. Именно тогда и родилась современная демократическая журналистика России.

 

 

15. Причины тематической и типологической трансформации прессы, возникновение новых видов издания.

Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве».Переходный период, смена эпох, взглядов, мнений, убеждений, влияние рыночных идей, пришедших с Запада – все это привело не только к трансформации журналистского профессионализма, но и к этическому кризису в информационной деятельности. Обзор исследований свидетельствует о том, что развивается тенденция к трансформации понятия «профессионализм» и понимания его на практике. Журналистика как профессия за годы своего становления и развития претерпела множество изменений, которые не могли не отразиться на понимании профессионализма.В основном в системе журналистики России начала XX века действовали те доминирующие тенденции, которые сформировались в предыдущем столетии. К новым явлениям можно отнести возникновение самостоятельных вечерних газет, в частности, в 1903 г. стала выходить «Вечерняя газета».Приоритетной функцией журналистики становится информационно-развлекательная, не решающая злободневных проблем, не являющаяся полем для дискуссий. Формат издания, как и «желтеющее» его содержание, меняется в пользу массовой журналистики, скатывается до таблоидного с увеличением количества полос, но не журналистских текстов.

 

Социальные функции СМИ.

Интегральная, дифференцирующая, пропагандиская, социально-педагогическая, информационная, культурно-просветительная, рекреативная, образовательная.

 

Интегральная и т. д.

Журналистика выполняет различные виды функции интеграции. Во-первых, в культурном смысле журналистика создает согласованность между культурными стандартами, нормами, образцами поведения. Во-вторых, в нормативном смысле журналистика внедряет культурные стандарты в поведение людей институционально путем регулирования общественного мнения. В-третьих, в коммуникативном смысле журналистика является субъектом обмена культурными смыслами, символами и значениями в интегрируемом обществе. В-четвертых, в функциональном смысле журналистика является фактором социальной дифференциации и одновременно ее продуктом, играя свою специфическую роль в мире «органической» солидарности.Интеграция в социальном мире выражается в совокупности различных процессов, объединяющих разнородные взаимодействующие элементы в единую социальную общность. Интеграция также проявляется как отдельный процесс поддержания индивидами, группами, институтами устойчивости и равновесия общественных отношений. Целями социальной интеграции являются: достижение высокого уровня сопротивляемости внешним и внутренним разрушающим факторам, самосохранение и развитие системы. Интеграция тесно связана с такими социальными процессами как социализация, аккультурация или ассимиляция, ее также можно рассматривать и как результат этих процессов.

 

 

Источники информации

На самом деле актуальная информация может быть извлечена из самых различных источников: это события разных сфер, областей жизни: политики, экономики, культуры, производства, быта и т. д. Факт извлекается из документов, отчётов, докладов, стенограмм, объявлений, реклам и даже газет. Существует также масса нестандартных источников фактов и приёмов сбора информации. На мой взгляд, хорошие, единственные в своём роде материалы появляются тогда, когда журналист прибегает к нетрадиционным источникам и темам, преодолевая тем самым сюжетное однообразие большинства статей.Следует также отметить, что, используя различные источники информации, важна тщательность и осмотрительность, ведь малейшая фактическая неточность может дискредитировать журналиста.

 

Типы и виды прессы.

СМИ 1 – печатные издания. Пожалуй, по совокупности выданных свидетельств о регистрации самый массовый. К данному виду СМИ относятся газеты, журналы, буклеты, справочники, брошюры и т.д, которые имеют постоянное название, издаются 1 раз в год и чаще, а также имеют другие признаки средства массовой информации.

Вид СМИ 2 – сайты. Современное законодательство не обязывает регистрировать сайты как СМИ. Однако, это позволительно. Коллективы, зарегистрировавшие свои сайты как СМИ, приобретают те же права, что и коллективы других СМИ. Подробнее о плюсах регистрации сайта как СМИ здесь.

Вид СМИ 3 – телепрограмма. Этот вид средства массовой информации наиболее затратный и в то же время наиболее высокоэффективный, если правильно организовать вещание. Существуют несколько способов организации вещания. В законодательстве эти способы завуалированы, на этом сайте все способы организации вещания раскрыты и вполне доступны для самостоятельной организации.

Вид СМИ 4 – радиопрограмма. При правильной организации вещания и в умелых руках по эффективности и прибыльности может сравняться с некоторыми телепрограммами, хотя как конкурент не рассматривается. Сейчас многие телевизионщики предпочитают вдобавок иметь и сопутствующую радиостанцию. Также рекомендую почитать о способах организации вещания.

Вид СМИ 5 – видеопрограмма. Под данным средством массовой информации понимается какой – любой видеоматериал, транслируемый периодически на каких-либо технических средствах.

Вид СМИ 6 – кинохроникальная программа. Название говорит само за себя, данный вид СМИ наимение популярен ввиду своей специфичности.

Вид СМИ 7 – информационное агентство. Функция информационных агентств ориентирована на сбор информации (новостей), и передача этой информации для распространения редакциям СМИ, описанным выше. Информационные агентства, зарегистрированные как СМИ в установленном порядке приобретаю все соответствующие права.

 

Заметка

заметка - простейший из информационных жанров. Ее назначение - оперативно сообщать общественно значимые, заслуживающие внимания факты, четко сбалансировав сенсационность с тем, что может помочь в социальной ориентации. А потому ее характеризуют, прежде всего, новизна и краткость.Чтобы можно было верно судить о событии, журналист в заметке отвечает на шесть главных вопросов: что именно произошло, кто, где, когда, как и по какой причине совершил действие или оказался в плену обстоятельств. Эти традиционные вопросы сформулировал еще в первом веке римский оратор Марк Фабий Квинтилиан. И до сих пор журналисты всего мира пользуются этой простой, но очень емкой информационной формулой.Простейшим видом заметок является хроникальное сообщение - предельно краткий текст, в котором назывными предложениями характеризуется суть события. Затем следуют собственно заметка и расширенная заметка. Своеобразной разновидностью жанра стала текстовка, сопровождающая иллюстрацию (фотоснимок, рисунок, инфографику).

 

Репортаж. Виды репортажа

1) Событийный
Наиболее распространенный вид репортажа – оперативно отражает общественно значимые события, которые излагаются в хронологической последовательности. К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж – это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее.

2) Аналитический (проблемный)С помощью проблемного репортажа журналисты поднимают актуальные экономические, научные, другие вопросы, заостряя на них внимание для дальнейшего более серьезного изучения. Большие возможности дает этот вид жанра для критики недостатков». 3)Познавательно-тематический.
По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный и расследовательский. В этих случаях на первое место репортер выдвигает описание интересной жизненной ситуации: «Это может быть рассказ о буднях рабочего коллектива, научной лаборатории. 4)Репортаж-комментарий.
Данный вид репортажа ориентирован не на подробное освещение события, а на его детальный комментарий: «Комментированный репортаж – это комбинация двух жанров с ответом на вопрос «почему? » (так называемая объясняющая журналистика). Он строится на трех элементах: 1) информация, 2) интерпретация, 3) мнение.

 

Интервью

Интервью — особый информационный жанр журналистики, представляет собой диалог корреспондента и героя публикации. Иначе интервьюера и интервьюируемого.
Интервью — жанр оригинальный, в связи с этим оно и оформляется особым образом. Тогда как заметка, расширенная информация несколько схожи (вопросы, подробности). В интервью вы записываете свой вопрос и дословно ответ героя. Но структура интервью включает и другие компоненты.
Виды интервью Информационное. В полной мере интервью получится информационным, если и интервьюер и герой будут делать акцент на вопросах: что? где? когда?
Аналитическое. Если интервьюер и его собеседник начнут «разворачивать» ответ на вопросы: почему? с какой целью? что это значит? и пр., то в результате может получиться аналитический материал.

 

Пресс-релиз.

Пресс-рели́ з — сообщение для прессы; информационное сообщение, содержащее в себе новость об организации (возможно и частном лице), выпустившей пресс-релиз, изложение её позиции по какому-либо вопросу и передаваемое для публикации в СМИ.
Как правило, содержит официальную позицию организации в виде реакции на тот или иной информационный повод. Официальные государственные органы иногда выпускают пресс-релизы в форме «ответов на вопросы».
Первый пресс-релиз в истории был выпущен 30 октября 1906 года «отцом» современного PR Айви Ли (Ivy Lee) и связан с достаточно трагичным происшествием на железной дороге Пенсильвании.
Пресс-релиз является главным PR-документом в любой организации. Пресс-релиз позволяет организации информировать СМИ о важных событиях, произошедших в организации и являющихся интересными или необходимыми для освещения их широкой общественности и/или конкретной целевой аудитории. Пресс-релизы распространяются среди журналистов на брифингах и пресс-конференциях, либо рассылаются через средства связи.ПРЕЖДЕ ВСЕГО - НОВОСТЬ

Пресс-релиз создается по канонам журналистики новостей. Поэтому его автор должен знать, какие новости ожидает газета, какие новости будут приняты ею, а какие отвергнуты

 

Новости на ТВ

На характер новостей влияют многие факторы: «конкуренция среди изданий и агентств; наличие новостей из других каналов информации; общая линия издания; вынужденное или преднамеренно комбинирование новостей местных и зарубежных, важных и занимательных; размер отводимой площади» [23, 6]. Преимуществом журналистики новой формации является высокая степень информационной насыщенности текста и быстрота реакции при многообразии каналов информации и их растущей конкуренции. Объект исследования – информационное телевидение в России. Оно появилось около ста лет назад и постоянно эволюционирует, меняет формы, приоритеты в освещении информации. Предмет исследования – взаимовлияние телевидения и общественного мнения, специфические характерные черты телевизионной редакции, журналистов, ведущих новостных программ, методы повышения рейтинга программы, языковые средства и другие аспекты телевидения как средства массовой информации. Телевизионная трансляция имеет ряд особенностей, и для выпуска в эфир программы новостей необходимо учитывать каждую деталь, которая не должна выходить из общей концепции передачи. Хороший журналист должен перенимать опыт исследователей и конкурентов, в работе применять полученные знания и не повторять ошибки, сделанные предшественниками.

 

Комментарий

Комментарий может быть, как и интервью, методом и жанром журналистики. Как метод комментарий применяется во всех формах публикаций: в заметке – в виде цитируемых выражений чужого мнения или различных примечаний; в корреспонденции, статье, очерке, обзоре, рецензии – в формах авторской интерпретации предмета отображения, в виде заключительной мысли, вывода. Метод комментирования даже может быть положен в основу, например, газетной полосы, теле- и радиопередачи. Это проявляется в том, что различные публикации, расположенные на ней, взаимно “комментируют” одна другую.Для обозначения самостоятельного жанра журналистики слово “комментарий” стало применяться в нашем столетии. Публикации, подходящие под это определение, “комментировали” (объясняли, обсуждали, разъясняли) важные события. В настоящее время в ансамбле основных журналистских форм комментарий занимает свое важное место. С его помощью автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также выражает их оценку, прогноз развития и т. д. Комментарий отличается от информационных жанров именно наличием анализа. От статьи, обозрения, обзора и прочих аналитических жанров комментарий отличается тем, что в нем обычно анализируется какое-то явление, уже известное аудитории, и в этом анализе превалирует отношение к предмету отображения.

 

Корреспонденция


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 7519; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.084 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь