Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ



Работа над текстом. Каждая тема сформулирована вполне конкретно и определенно, и нужно следить за тем, чтобы содержание работы точно соответствовало заданию. Следует также помнить, что только серьезное, добросовестное и целеустремленное изучение самого текста может привести к созданию интересной, творческой работы. Даже в тех случаях, когда цель контрольной работы — анализ критической статьи или изложение существующих в науке спорных взглядов на какую-нибудь проблему, необходимо углубленное изучение текста художественного произведения, которому посвящена критическая статья или о котором ведется полемика, иначе невозможно составить ясное представление ни о характере подхода критика к изучаемому материалу, ни о существе спора по тому или иному вопросу.

В процессе чтения текста очень полезно выписывать все, что имеет непосредственное отношение к избранной теме. Делать это лучше всего на отдельных листочках (на одной стороне), чтобы потом можно было легко расположить их в необходимом порядке. На каждом таком листочке следует указывать автора и название цитируемого произведения, место и год издания книги, страницу.

Можно пользоваться любым изданием текстов произведений XIX века, желательно, однако, чтобы произведения русских писателей, поэтов, критиков цитировались по наиболее авторитетным изданиям последних лет (полные собрания сочинений, серия «Библиотека поэта», серия «Литературные памятники»).

В настоящем списке есть задания, связанные с изучением преимущественно проблематики тех или иных произведений; имеются также задания, ориентирующие студентов на исследование элементов художественной формы. Разрабатывая тему, посвященную анализу формы, нельзя ни на минуту забывать, что мы имеем дело с «содержательной формой», равным образом, анализируя содержание, надо помнить, «что это — художественное содержание», т. е. при анализе текста необходимо все время помнить о специфике художественной литературы.

Изучение рекомендуемой литературы. Изучение литературы по теме необходимо начинать с внимательного прочтения соответствующей главы учебника (названия учебников приводятся ниже). В списки литературы к отдельным темам учебники и общие пособия по истории русской литературы XIX века не включаются. Следует прочитать не только те страницы учебника, которые прямо или косвенно относятся к теме, но и всю главу, посвященную творчеству писателя.

Нет необходимости изучать всю рекомендованную в списках литературу, однако нельзя ограничиться при написании сочинения лишь одним-двумя пособиями.

Следует учитывать, что постоянно появляются новые книги, статьи, материалы по истории русской литературы XIX века. Среди них, конечно, могут быть работы, связанные с выбранной темой. Поэтому рекомендуем студентам постоянно следить за новинками в области литературоведения. Для этого достаточно регулярно просматривать журналы «Вопросы литературы» (издается ежемесячно), «Русская литература» (4 номера в год), «Литература в школе» (6 номеров в год). В этих журналах систематически публикуются статьи на историко-литературные темы, а также библиографические списки и брошюры новых литературоведческих работ. При чтении рекомендованной литературы также полезно делать выписки с обязательным полным библиографическим указанием источника. Вполне допустимо также изложение суждений автора своими словами, но и в этом случае ссылки обязательны.

Составление плана работы. В процессе изучения текста и рекомендованной литературы должны возникнуть первые наметки плана контрольной работы. Определенную помощь в этом отношении призваны оказать методические рекомендации к каждой теме. Форма плана может быть любой (не обязательно трех частной — вступление, главная часть, заключение), но все пункты плана должны быть тщательно продуманы и по возможности точно сформулированы. Именно здесь и должны пригодиться тe листки, которые накапливались во время изучения художественного текста и литературы. Естественно, что в процессе работы план может уточняться, конкретизироваться, возможны изменения расположения отдельных частей.

Оформление работы. Все цитаты должны быть заключены в кавычки. Исключение делается только для стихотворных произведений. Надо помнить, что стихи цитируются стихотворными строчками — так, как они обычно печатаются в книгах: каждая стихотворная строчка начинается с заглавной буквы.

При цитировании ссылки на источник помещаются в конце страницы под чертой (после цитаты дается отсылочный знак — цифра или звездочка, этот же знак повторяется в конце страницы). В ссылке указываются фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, год издания, том или часть, страница. Использование каких бы то ни было цитат без ссылок на источники недопустимо.

В конце работы надо поместить список литературы (образцом могут служить списки, данные в методических разработках к отдельным темам).

Пособия, перечисленные в перечне рекомендованной литературы, но не использованные в работе, в список включаться не должны.

Примерный объем контрольной работы — ученическая тетрадь. Обязательно надо оставлять поля для замечаний рецензента. Страницы должны быть пронумерованы

1. " Лирика сердца" В.А.Жуковского и отражение в ней личности поэта.

Литература:

1. Семенка И.И. Жизнь и поэзия Жуковского. – М.: Худ. лит., 1975.

2. Шаталов. С.Е. Романтизм Жуковского. // История русского романтизма. 1730 - 1825. – М.: Наука, 1979.

3. Вацуро Е.Э. Лирика пушкинской поры. – СПб.: Наука, 1994.

4. Иезуитова Р.В. Жуковский и его время. – Л.: Наука, 1989.

5. Поэты пушкинской поры. – М., I970.

6. Касаткина Б.И. – «Здесь сердцу будет приятно...». Поэзия В.А. Жуковского. – М.: Община, 1995.

 

2. Романтическое двоемирие в балладах Жуковского.

Литература:

1. Канунова Ф.З. Вопросы мировоззрения и эстетики В.А. Жуковского. – Томск, 1990.

2. Жуковский и русская культура. Сб ст. – Л.: Наука, I982.

См. также литературу к теме I.

 

3. Нравственный и духовный мир Грибоедова в его письмах.

Литература:

1. Мещеряков В.П. Жизнь и деяния Александра Грибоедова. – М.: Современник, 1989.

2. Мещеряков В.П. Грибоедов. Литературное окружение и восприятие. – Л.: Наука, 1983.

3. Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции. – Л.: Наука, 1977.

4. Лебедев А.А. Грибоедов. – М.: Искусство, 1980.

5. Попова В.И. Грибоедов-дипломат. – М.: 1964.

6. Дубровин А.А. А.С. Грибоедов и художественная культура его времени. – М., 1937.

 

4. Рецепция античности в лирике К.Н. Батюшкова.

Литература:

1. Фридман И.В. Поэзия Батюшкова. – М.: Наука, 1971.

2. Городецкий Б. Русские лирики. – Л., 1974.

3. Кошелев В.А. Творческий путь К.Н. Батюшкова. – Л., 1986.

4. Кошелев В.А. В предчувствии Пушкина. К.Н. Батюшков в русской словесности начала XIX века. – Псков, 1995.

5. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. – СПб.: Наука, 1994.

 

5. Идеал свободы и форм его выражения в вольнолюбивой лирике

А.С. Пушкина 1820-х – 1830-х гг.

Литератора:

1. Томашевский Б.В. Пушкин. Кн.I. – M., 1956.

2. Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. – М., 1959.

3. Сквозников В.Д. Лирика Пушкина. – М., 1975.

4. Непомнящий B.C. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине. – М., 1983.

5. Грехнев В.А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. – Горький, 1985.

6. Пушкин в русской философской критике. – М.: Книга, 1991.

 

6. Поэтика романтических поэм А.С.Пушкина.

Литература:

1. Томашевский Е.В. Пушкин. Кн.1. – М., 1956.

2. В мире Пушкина. Сб.ст. – М.: Сов. писатель, 1974.

3. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве Пушкина. – М., 1980.

4. Слонимский А.Д. Мастерство Пушкина. – М., 1959.

5. Маймин Е.А. Романтическая поэзия Пушнина. // О русском романтизме. – М.: Просвещение, 1975.

6. Гроссман Л. У истоков «Бахчисарайского фонтана». // Пушкин. Исследования и материалы. – М.-Л.: АН СССР, 1960. Т. III.

 

7. Идейно-художественные функции лирических отступлений

в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Литература:

1. Бродский Н.Л. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – М., 1964.

2. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1980.

3. Макогоненко Г.П. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. – М.: Худ. лит., 1971.

4. Соловей Н.Я. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – М., 1981.

5. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. – М., 1941.

 

8. «Повести Белкина» А.С. Пушкина. Своеобразие стилистики и поэтики.

Литература:

1. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. – Л.: Наука, I987.

2. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. – М.: Наука, 1974.

3. Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы (1830 – 1833). – М.: Худ.лит., 1974.

4. Сидяков Л.С. Художественная проза А.С. Пушкина. – Рига, 1973.

5. Гукасова А.Г. Болдинский период в творчестве А.С. Пушкина. – М.: Просвещение, 1973.

6. Лежнев А. Проза Пушкина. – М., 1967.

7. Маркович B.М «Повести Белкина» и литературный контекст. // Пушкин. Исследования и материалы. – Л.: Наука, 1989. Т.XIII.

 

9. Тема Петра I в творчестве А.С. Пушкина (незавершенный роман

«Арап Петра Великого» и труд «История Петра»).

Литература:

1. Веселовский С.Б. Род и предки А.С.Пушкина в истории. – М.: Наука, 1990.

2. Тамашевский Б.В. Историзм Пушкина. // Томашевский Б.В. Пушкин. Работы разных лет. – М.: Книга, 1990.

3. Петрунина. Н.Н. Проза Пушкина. – Л.: Наука, 1987.

4. Фейнберг И.Л. Незавершенные работы Пушкина. – М.: Сов.писатель, 1985.

5. Петров С.М. Исторический роман А.С.Пушкина. – М.: АН СССР, 1953.

6.Лапкина А.Г. К истории создания «Арапа Петра Великого». // Пушкин. Исследования и материалы. – М.-Л.: АН СССР, 1958. Т.2.

 

10. Автор и гевой в поэме А.С. Пушкина «Кавказский пленник»

и в романе «Евгений Онегин». К проблеме художественного метода.

Литература:

См. темы 6 и 7.

 

11. Проблема взаимоотношении народа к власти

в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

Литература:

1. Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина. – М.-Л., 1953.

2. Непомнящий B.C. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине. – М.: Сов.писатель, 1983.

3. А.С. Пушкин. Борис Годунов. Тексты. Комментарии. Материалы. Моделирование уроков. – М.: Владос, 1999.

4. Рассадин С.Б. Драматург Пушкин. Поэтика. Идеи. Эволюция. – М.: Искусство, 1977.

5. Пушкин в русской философской критике. – М.: Книга, 1990.

6. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. – Л.: Наука, 1986.

 

12. Философские идеи в пейзажной лирике М.Лермонтова и их художевтвенное решение.

Литература:

1. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1984.

2. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. – М., 1961.

3. Максимов Д. Е. " Поэзия Лермонтова. – М., 1964.

4. Архипов В.А. П.Ю. Лермонтов. – М:., 1965.

5. Ломинадзе С. Поэтический мир М.Ю.Лермонтова. – М.: 1985.

6. Удодов Б.Г. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческий процесс. – Воронеж, 1973.

 

13. Демоническая личность в творчестве Лермонтова (Вадим. Арбенин, Демон)

Литература:

1. Соловьев B.C. Лермонтов // Соловьев B.C. философия искусства и литературная критика. – М.: Искусство, 1991.

2. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.

3. Логиновская Е. Поэма М.Ю. Лермонтова " Демон". – М., 1977.

4.Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. – М., 1961.

5. Acмyc В.Ф. Круг идей Лермонтова // Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики.

6. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. – М., 1975.

14. Духовная трагедия Печорина.

Литература:

1. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981

2. Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Новый мир. – 1964. – № 10.

3. Михайлова Е. Проза Лермонтова. – М., 1957.

4. Маркович. В.М. " Герои нашего времени" и становление реализма в русском романе // Русская литература. – 1967. – № 4.

5. Удодов Б. Г. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческий процесс. – Воронеж, 1973

 

15.Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

Литература:

См. темы 12 и 13.

 

16. Интерпретация романтической традиции в поэме М.Ю. Лермонтова «МЦЫРИ»

Литература:

1. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.

2. Манн Ю.В. Завершение романтической традиции (Поэмы " Мцыри" и " Демон" ) // Лермонтов и литература народов Советского Союза. – Ереван, 1974.

3. Коровин В.И» Творческий путь Лермонтова. – М., 1973.

4. Максимов Д. Поэзия Лермонтова. – Л., 1964.

5.Андроников И. Лермонтов. Исследования и находки. – М., 1967

 

17. Жанр философского монолога в лирике М.Ю.Лермонтова

Литература:

См. тему 12.

 

18. Тема Петербурга в петербургских повестях Н.В.Гоголя

Литература:

1. Гиллельсон М.И. Гоголь в Петербурге. – Л.: Лениздат, 1961.

2. Губарев И.М. Петербургские повести Н.В.Гоголя. – Ростов-на-Дону, 1989.

3. Добин.Е.С. Искусство детали. – Л.: Сов. писатель, 1975.

4. Зарецкий В. А. Петербургские повести Гоголя. Художественная система и приговор действительности. – Саратов, 1976.

5. Маркович В.М. Петербургские повести Гоголя. – М.: Худ.лит., 1989.

6. Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. – М., 1966.

 

19. Художественные функции юмора в цикле повестей Н.В. Гоголя

«Вечера на хуторе близ Даканьки»

Литература:

1. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М.-Л., 1959.

2. Карташева И.В. Гоголь и романтизм. – Калинин, 1975

3. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М.: Худ. лит., 1978.

4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Просвещение, 1988.

5. Померанцев И. Фантастическое в ранней прозе Гоголя // Родник. (Рига) – 199О. – № 10

 

20. Особенности историзма Н.В.Гоголя на материале повести " Тарас Бульба"

Литература:

1. Петров С.М. Исторический роман в русской литературе. – М., 1961.

2. Гоголь. История и современность. Сб.ст. – М., 1985.

3. Казарин В.П. Повесть Гоголя " Тарас Бульба". Вопросы творческой истории. – Киев-Одесса, 1986..

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь