Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 11 - 12. Памятники истории и культуры Башкортостана



Памятники архитектуры. Памятники истории и культуры – это, прежде всего жилые, общественные, производственные, культовые здания, представляющие собой наиболее яркое наследие эпохи, связанные с историческими событиями и именами, хранящие память о важнейших этапах истории страны, края. В РБ на охране состоит более 1160 недвижимых объектов культурного наследия. Это памятники археологии, истории и градостроительства, монументального искусства. Среди них – 53 памятника общероссийского значения. В основном они располагаются в городах, включенных в 1990 г. в Список исторических населенных мест России: Уфа, Белебей, Белорецк, Бирск, Стерлитамак и пгт. Николо-Березовка.

Памятники архитектуры – объекты строительного искусства, зодчества. Это могут быть и отдельно стоящие здания, и групповые сооружения – ансамбли, комплексы, города или их исторические центры. В республике зарегистрировано свыше 300 памятников, представляющих ее архитектуру с середины XVIII в.

Башкирское традиционное зодчество. В истории Башкортостана встречались и взаимодействовали различные культуры. Ярко проявляется это и в архитектурно-строительной культуре. Ее характеризует сочетание местных традиций с влиянием зодчества других народов.

У древних башкир в условиях кочевого уклада возникают и совершенствуются временные жилища. Основной их тип – переносная разборная войлочная юрта (тирме). Она использовалась до нач. ХХ в., являясь образцом воплощения архитектурно-планировочных принципов жилища, обусловленных природно-климатическими, хозяйственными и культурно-религиозными особенностями края.

Другим типом жилища был бревенчатый срубный дом. В северных лесных районах он преобладал. Со временем такие постройки, по мере перехода к полуоседлости, появились и у кочевников – на зимниках, а затем и на местах летних кочевий. Так формируется постоянный тип жилища – бревенчатая башкирская изба. Конструктивно она была заимствована у оседлого населения, но приспосабливалась к особенностям уклада башкир, во многом внутри повторяя оформление юрты.

В южных районах из-за недостатка леса сооружали плетневые мазанки, глинобитные избы, а также саманные и из камня-плитняка.

Культовые здания и мемориальные сооружения. Эти виды архитектуры появились в Башкирии в связи с распространением ислама. Тогда и стали сооружаться здания культового (мечети) и мемориального (мавзолеи-кэшэнэ) назначения. Мечети изначально строили деревянными, с использованием архитектурных форм народного жилища. Типичная сельская мечеть – сруб высотой 2, 7-4, 6 м с крыльцом с северной и михрабом с южной стороны, имела двухскатную крышу. Позднее она стала надстраиваться одним, а с XIX в. – двумя и более минаретами. Первая каменная мечеть (сохранившаяся) построена в Стерлитамаке в 1828 г. Первая каменная соборная мечеть в Уфе возникла в 1830 г. Она действует поныне (ул. Тукаева). За ней последовал еще ряд мечетей.

Дошедшие до нас мавзолеи относятся к XIV-XV в. и знаменуют начало формирования местной архитектурной традиции под влиянием среднеазиатского зодчества. Мавзолеи – кэшэнэ сооружались из камня или кирпича над могилами знатных людей. Их обязательный элемент – наличие купольно-сводчатого потолка при квадратном или прямоугольном основании. Сохранились кэшэнэ Турахана, Хусайнбека, Бендэбикэ. Это самые северные сооружения такого типа.

После добровольного вхождения Башкирии в состав России в крае началось распространение христианства. Вместе с возведением русских военных крепостей появились во 2-й половине XVI в. первые культовые постройки-церкви. Наиболее ранняя – деревянная Троицкая в Уфимском кремле (1579 г.). На ее месте в нач. XVIII в. была воздвигнута первая в Башкирии каменная церковь – Смоленский собор (снесена в 1956 г., на этом месте – Монумент Дружбы). Одной из первых церквей в крае была деревянная Никольская в Николо-Березовке на Каме. На ее месте с нач. XIX в. стоит каменный храм с самой высокой в Башкирии колокольней. Наиболее старые из памятников культовой архитектуры: Казанская церковь в с. Верхотор (1788), церковь Дмитрия Солунского в с. Надеждино (1799), Троицкий собор (1835) и Михайло-Архангельская церковь (1842) в Бирске, Покровская (1817) и Спасская (1845) в Уфе и др.

Городская архитектура XIX-XX вв. Уфа изначально (и долго) строилась как деревянный город. К тому же в ее истории было немало губительных пожаров. Поэтому древних памятников гражданской архитектуры не сохранилось. Имеющиеся восходят в основном к 1-й половине XIX в. По ним и можно судить о развитии архитектуры. В конце XVIII – 1-й половине XIX в. происходит становление классицизма. Это связано с переходом к регулярной планировке и застройке российских городов с административными функциями. Уфа застраивалась по генеральному плану В.И. Гесте 1819 г. Развернулось сооружение каменных зданий, городских ансамблей: Торговые ряды (1820-1836 гг.), Духовная семинария (1827), Присутственные места (1839), Мужская гимназия (1847), Дом губернатора (1850), Уфимское дворянское собрание (1856).

2-я половина XIX в. характеризуется возникновением модерна, эклектики. Переходный характер носят дом Базилевского, гостиница Полетаева, Городская дума. Образцы архитектурной эклектики и модерна украсили Уфу начала ХХ в.: дом Поносовой – Молло, особняк купца Лаптева, Крестьянский поземельный банк, дом Костерина.

В Уфе есть ряд эклектических построек так называемого «кирпичного стиля» с элементами классицизма, барокко, модерна (нач. ХХ в.): Аксаковский народный дом, архитектурно-художественный комплекс Ногарева, здания Учительского института, Коммерческого училища, Реального училища и др.

Последующее развитие городской архитектуры шло в направлении конструктивизма, неоклассицизма и современных форм.

Декоративно-прикладное искусство Башкортостана. Изучается по материалам дисциплины «История культуры Башкортостана» и рассматривается на практическом занятии.

В своих обычаях и художественном творчестве башкирский народ воплотил непреходящую красоту уникальной природы края с ее щедрыми лесами, горными долинами и привольными степями. В обустройстве жилья, производстве утвари, одежды, предметов украшения прослеживается тесная связь народа с родной природой, с судьбами предков – кочевников. Подлинным произведением искусства является традиционный башкирский костюм, выполненный из шелка и бархата. В единый художественный ансамбль сливались искусство края, узорное ткачество, вышивка, обработка кожи, металла. Головные уборы расшивались бисером, кораллами, перламутром, монетами и др.

Памятники монументального искусства. Этот вид искусства для Башкортостана сравнительно молодой, его возникновение связано с развитием градостроительства последних десятилетий. Отправная точка – начало 50-х г., когда стала развиваться монументальная скульптура. К ней относятся памятники, монументы, скульптурные композиции, мемориальные сооружения и т.д.

Первым скульптурным памятником на территории Башкортостана был памятник В.И. Ленину в Уфе, один из первых в стране (1924). И только в начале 50-х гг. появились памятники И. Якутову (1952) и С. Юлаеву (сейчас – в с. Малояз), созданные башкирским скульптором Т.П.Нечаевой. В 1953 г. установлен памятник А. Матросову (Л.Ю. Эйдлин), в 1959г. – С.Т. Аксакову (Т.П. Нечаева). С 60-х гг. искусство скульптурного памятника получило широкое развитие, приобрело новые формы. Наиболее значительными произведениями стали Монумент Дружбы (1965, М.Ф. Бабурин, Т.П. Левицкая), памятник Ленину (1967, М.Ф. Бабурин), уникальный памятник С. Юлаеву (1967, С.Д. Тавасиев), памятник героям Октябрьской революции и Гражданской войны, единственная в городе многофигурная композиция (1975, Л.В. Кузнецов). В последующий период Уфу украсили новые произведения монументального искусства: памятники Мажиту Гафури (1978, Л.Е. Карбель), Шагиту Худайбердину (1981, Т.П. Нечаева, Б.Д. Фузеев), А. Матросову и М. Губайдуллину (1980, Л.Е. Кербель, Н.С. Любимов) и вплоть до 2008 г. – Шаляпинский мемориальный комплекс, памятники М.Акмулле, З.Исмагилову и др.

Больше становится таких художественных памятников, как горельефы, монументальная живопись (мозаичные панно и др.).

Много произведений монументальной скульптуры появилось в других городах Башкортостана. К примеру, памятник генералу М.М. Шаймуратову в с. Биштяки Кармаскалинского района (1969, Б.Д. Фузеев), памятник первооткрывателям башкирской нефти в Ишимбае (1969, Т.П. Нечаева, Б.Д. Фузеев), памятник боевой и трудовой славы в г. Кумертау (1976, В.А. Авакян, Б.Д. Фузеев), памятник Марине Цветаевой (1992, Ю.Ф. Солдатов, в с. Усень-Ивановское Белебеевского р-на) и многие другие.

В Уфе постепенно распространяется еще одно направление искусства скульптуры в стиле паблик-арт (публичное искусство, «уличная» скульптура). Характерные примеры – памятники «Дворник», «Мечтатель», «Человек, смотрящий в небо» (Бронзовый романтик). Благодаря им улицы города становятся богаче, привлекательнее, а искусство – более доступным.

Тем самым художники внесли большой вклад в эстетическое оформление, украшение улиц, площадей, общественных зданий городов республики. Их произведения стали значительными художественными памятниками.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1551; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь