Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мула - Бандха. Ключ к мастерству.



МУЛА-БАНДХА

 

КЛЮЧ К МАСТЕРСТВУ

 

Издательство «ЯНУС»

 

 

Перевод Я. Терский

Редакция А. Дихтярь

Обложка С. Тесленко

Корректура Л. Осипова

Оригинал-макет С.Сергеев

 

Мула - Бандха. Ключ к мастерству.

 

Свами Сатьянанда Сарасвати

 

Наше тело—это сложная, высокоорганизованная система, состоящая из различных энергетических потоков. Эти потоки представляют собой разновидности единой, фундаментальной энергии — праны. Их отзвук можно обнаружить и в физическом мире, но основная их среда — энерге­тические системы на праническом уровне.

 

Кундалини находится в бессознательном «причинном теле», в таком состоянии нашего ума, где исчезают понятия времени, пространства и объектности. Средоточием бессознательного в человеке является про­межность — место, которое йоги называют «муладхарой». Именно здесь, в этой железе, или мышце, или теле, скрыты все бессознательные силы и устремления человека... Мы замыкаем или напрягаем определенные мышцы на физическом уровне, а на умственном и праническом уровнях запускается спонтанный процесс «раскрытия».

 

Когда кундалини-шакти пробуждается от сна, ее могучий поток расширяет сознание человека. И тогда человек может полностью раскрыть свой внутренний потенциал и вознестись над миром рождений и смертей. Таким образом он достигает божественности.

 

Технически любое упражнение кундалини-йоги приводит к про­буждению кундалини. Поэтому бандхи могут быть определены как упражнения и кундалини-йоги и крийя-йоги. Из всех четырех бандх в этой книге сосредоточено внимание на одной — мула-бандхе. Многие признают ее важнейшей из бандх. Без нее кундалини навеки останется спать в муладхаре. К сожалению, до сих пор о мула-бандхе было написано очень мало.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Свами Сатьянанда Сарасвати

 

Бихарская школа йоги

 

Глава 1. Три бандхи

 

Глава 2. Мула-бандха

 

Глава 3. Анатомические и физиологические аспекты

 

Глава 4. Неврологические и эндокринологические Аспекты

 

Глава 5. Пранические эффекты

 

Глава 6. Мула-терапия

 

Глава 7. Муладхара-чакра

 

Глава 8. Пробуждение кундалини

 

Практическая часть

 

Глава 9. Мула-бандха как составная часть йогической практики

 

Глава 10. Мула-бандха-садхана

 

Глава 11. Отыскание муладхара-чакры

 

Глава 12. Триггер-точка муладхары

 

Глава 13. Мула-бандха и кумбхака

 

Глава 14. Мула-бандха: психический замок

 

Глава 15. Маха-мудра

 

Приложения

 

Мула-бандха и иглоукалывание

 

 

 

 

Кундапини не является частью физического тела, — хотя искать ее следует именно здесь. Она не принадлежит также ни ментальному, ни даже астральному телу.

Кундапини находится в бессознательном «причинном теле», в таком состоянии нашего ума, где исчезают понятия времени, пространства и объектности. Средоточием бессознательного в человеке является промежность — место, которое йоги называют «муладхароп».

Именно здесь, в этой железе, или мышце, или теле, скрыты все бессознательные силы и устремления человека.

 

Свами Сатьянанда Сарасвати

 

Свами Сатьянанда Сарасвати

 

Свами Сатьянанда Сарасвати родился в маленьком городке неподалеку от Алморы, у самого подножия Гималаев.

Еще в детстве в нем начали проявляться необычные способности. Первое духовное переживание у Свами Сатья­нанда Сарасвати произошло в шестилетнем возрасте. Его благословили многие мудрецы и садху, которые проходили мимо дома, где он жил, по пути в высокогорные районы Гималаев. Мудрецы пробудили в нем страстное желание достичь духовных вершин и подарили ему сильное ощущение вайрагъя, которое так важно для юной души.

 

В возрасте девятнадцати лет он оставил свой дом и отправился на поиски гуру. Через некоторое время Свами Сатьянанда Сарасвати добрался до Ришикеша, где повстре­чался со своим духовным мастером Свами Шиванандой.

 

Он провел со своим учителем двенадцать лет. Свами Сатьянанда занимался карма-йогой с таким рвением, что Свами Шиванада как-то сказал, что его ученик работает за четверых. Но несмотря на статус «любимого ученика», Свами Сатьянанда трудился с утра до глубокой ночи, выполняя любую работу — от уборки до обустройства ашрама. Служение гуру было его страстью и величайшей радостью.

 

Кроме того, Свами Сатьянанда был весьма умен. Свами Шивананда охарактеризовал его как человека с подвижным умом. Но не жизнь и учеба в ашраме дали Свами Сатьянанде знания. Он твердо следовал наставлению своего учителя: «Работай упорно — и очистишься. Тебе не нужно зажигать свет; свет сам раскроется внутри тебя».

 

И в один прекрасный день это случилось. Свами Сатьянанда просветлел, постиг тайны духа и стал с тех пор крупным специалистом по хатха-иоге. тантре и кундалини-иоге.

Проведя со своим гуру двенадцать лет, Свами Сатья-нанда принял паривраяку и отправился странствовать. За восемь лет он прошел практически всю Индию, побывал в Афганистане, Бирме, Непале и на Цейлоне, повстречал многих великих мудрецов и йогинов и провел некоторое время в уединении, формулируя и совершенствуя йогические техники, которые смогли бы облегчить страдания чело­вечества.

 

В 1963 году Свами Сатьянанда Сарасвати осознал свое предназначение и основал Международное Иогическое Сообщество. Поскольку это осознание произошло с ним в Мунгере, Свами Сатьянанда решил поселиться здесь, на берегу Ганга, и создать Бихарскую школу йоги, чтобы помочь большему количеству людей найти свой духовный путь. Ученики съезжались со всех уголков Индии и из-за границы, и вскоре учение Свами Сатьянанды стало известным по всему миру.

 

В 1968 году он отправился в мировое турне, чтобы распространить древние йогические техники среди людей всех каст, убеждений, вероисповеданий и национальностей. С тех пор Свами Сатьянанда стал широко известен на всех континентах как учитель йоги и тантры, направляющий и вдохновляющий многих духовных искателей в многочис­ленных ашрамах и центрах. Последние десять лет он живет в Мунгере, путешествует по Индии и за ее пределами.

 

 

Бихарская школа йоги

 

Школа йоги в Бихаре — дом Свами Сатьянанды Сарасвати и штаб-квартира Международного Иогического Сообщества. Школа была основан а в 1964 году, чтобы обучать йоге как саньясинов, так и обычных людей. Это заведение со временем стало местом массового изучения древнего учения йоги. В 1968 году здесь прошел первый семинар для инструк­торов йоги с участием европейцев, и постепенно школа превратилась в большой международный учебный центр со множеством отделений и дочерних центров в Индии и за ее пределами.

 

Сегодня в Бихарскую школу йоги входит Ашрам Шивананды, из которого выросла школа, и Ганг-даршан — новые здания ашрама, построенные на огромном холме с видом на Ганг. Здесь, среди потрясающих красот природы, в окружении прекрасных садов и рисовых полей, рядом со священным Гангом родилось новое видение йоги.

Техники интегральной йоги, которым здесь учат, представляют собой синтез всех путей самосовершенствования. Опытные санъясицы ведут курсы по садхане и йогатерапии как для групп, так и для отдельных слушателей, которые могут жить здесь, если пожелают. Проводятся также и занятия по крийя-йоге.

 

Важное место в учебной программе школы занимает подготовка инструкторов йоги. Часто проводятся месячные курсы для обычных людей — «домохозяев». Пройдя подобный курс, человек получает право преподавать самые простые асаны и элементы пранаямы своим близким и друзьям. При желании молено также пройти более длительную, расширенную под­готовку.

 

Бихарская школа йоги славится качеством обучения. Она стала одним из первых подобных центров, в которых йогу начали широко преподавать женщинам и иностранцам. Здесь также проводятся занятия для детей — мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 18 лет — по программе Гурукул.

 

В заведении есть хорошо оснащенный Координа­ционный Исследовательский Центр, в котором собрано огромное количество книг и других материалов по йоге. Есть и свое издательство — Ашрам Графике, которое прекрасно оборудовано. Здесь работают саньясины и обитатели ашрама, которые делают все — от набора текста до отправки готовых книг.

 

Каждый год Свами Сатьянанда проводит в Бихар-ской школе йоги широкомасштабные международные семина­ры. Более того, для тех людей, которые хотят заниматься йогой, но не могут добраться до Мунгера, хорошо под­готовленные саньясины проведут выездные семинары как в Индии, так и в любой стране мира.

 

Глава 1

 

Три бандхи

 

«Джаландхара-бандха, уддияна-бандха и мула-бстдха выполняются с помощью мышц горла, живота и про­межности. Если их длительность можно увеличивать, то где же страх смерти?

Выполнение этих трех бандх пробуждает спящую кундалини и направляет ее в сушумну. Дыхание останавлива­ется [кумбхака]. На время выполнения трех бандх речака [вдох] и пурака [выдох] перестают существовать. Так очищаются органы чувств и наступает кевала [просвет­ление]. Я взываю к видье [знанию], пребывающему в кевала кумбхаке».

 

(Йогатаравали: Сутры 5, б, 8)

 

Значение слова бандха (пусть вас не смущают слова бандх, баддха и бандхана со сходным значением) можно объяснить по-разному. Вот что написано по этому поводу в санскритском словаре:

связывать, узы, связь, цепь, оковы, связующая нить, поймать, удерживать, арестовать, заточить в темницу, скрепить, задержать, остановить, закрыть, перенапра­вить, сгустить, замкнуть.

 

С таким же успехом можно истолковать значение слова «бандха» как «постройка плотины через реку» и «строительство моста». Смысл заключается в том, что бандха ведет сквозь океан самсары — мирского существования — к берегам просветления, освобождения и творчества.

Среди бандх различают мула-бандху, уддияна-бандху и джаландхара-бандху. Четвертая—маха-бандха — является комбинацией предыдущих трех. Как же могло случиться, что эти четыре упражнения приравниваются к сотням асан, пранаям и мудр?

Традиционно учитель раскрывал ученику секрет бандх лишь после того, как ученик осваивал выполнение многих, подчас невероятно сложных асан, пранаям и мудр. Это наглядно показывает, каким огромным уважением пользовались бандхи среди йогинов.

На физическом уровне мула-бандха — это осознанное волевое сокращение промежности, уддияна-бандха — солнеч­ного сплетения, и джаландхара-бандха — горла.

 

Принцип замка

 

В современной литературе по йоге бандху в основном определяют просто как «замок». Однако, истинный смысл бандхи исключительно парадоксален:

...мы замыкаем, или напрягаем определенные мышцы на физическом уровне, а на умственном и праническом уровнях запускается спонтанный процесс «раскрытия».

В основе современного метода пост-изометрической релаксации лежит идея, что полного телесного и психичес­кого расслабления можно добиться с помощью ритмичного напряжения и расслабления мускулатуры тела. Рациональное зерно этой идеи заключается в следующем: чтобы полностью избавиться от физического и умственного напряжения,

человек должен сначала научиться усиливать уже существую­щее в теле напряжение. И достичь этого можно с помощью волевого, избирательного сокращения мышц тела.

Работая по сходному принципу, бандхи одновременно оказывают воздействие на физическое, праническое, менталь­ное, психическое и причинное тела человека. Эффекты бандх длительны, ибо связаны с энергией, которая заключена в спинном и головном мозге.

Поэтому бандхи гораздо более динамичны, эффек­тивны и действенны, чем простое напряжение-расслабление, например, мышц рук или ног.

 

Механизм работы бандх

 

При выполнении бандх человек сокращает, или сжимает соответствующие группы мышц промежности, живота и шеи.

Сокращение этих мышц воздействует на системы кровообращения, нервную, дыхательную и эндокринную. Напряженная мышца посылает в головной мозг импульсы, которые возбуждают различные нейронные цепи и нервные центры. Это, в свою очередь, воздействует на состояние нашего сознания. В ответ на поступившие сигналы головной мозг формирует ответные импульсы. К примеру:

 

1. Мула-бандха (сокращение промежности). Стимулирует сенсорно-моторную и вегетативную нервную систему тазовой области. При выполнении мула-бандхи активизируются парасимпатические волокна крестцового сплетения (парасимпатические волокна отходят от сплетений в области шеи и крестца, а симпатические берут начало от узлов в грудном и поясничном отделах).

 

Экспериментально доказано, что выполнение бандх повышает активность парасимпатической нервной системы.

У испытуемых замедляется пульс, снижается артериальное давление и частота дыхания и возникает общее ощущение покоя и расслабления. При выполнении мула-бандхи наблю­дается (в мягкой форме) возбуждение симпатической нервной системы. Однако, общий эффект стимуляции симпатической и парасимпатической систем приводит к уравновешиванию их деятельности в организме. Все это оказывает положи­тельное влияние на гипоталамус (он управляет эндокринной системой), а через него — на лимбическую (эмоции) систему и соответствующие участки коры головного мозга.

 

2. Уддияна-бандха (сокращение мышц живота). Сжимает органы пищеварительной системы, надпочечники, почки и, что самое главное, солнечное сплетение. При сжатии этого «мозга в животе» в грудной клетке и брюшной полости выделяется огромное количество энергии, имеющей целебные свойства. На эмоциональном плане она дает человеку ощущение благополучия. Уддияна-бандха тонизирует симпа­тическую нервную систему и заставляет ее работать более эффективно.

С помощью этого упражнения мы обретаем контроль над симпатической системой и не позволяем ей срабатывать в критических ситуациях. Так можно избежать стрессов и избавиться от психосоматических заболеваний.

 

3. Джаландхара-бандха (сжатие горла). При ее выполнении человек выпрямляет шею, воздействуя тем самым на спинной и головной мозг. Это упражнение, с одной стороны, оказывает тонкое влияние на гипофиз и эпифиз, а с другой (при выполнении джаландхара-бандки подбородок следует прижать к груди) — на щитовидную и паращитовидные железы, а также на тимус.

В то же время, джаландхара-бандха стимулирует парасимпатические ядра продолговатого мозга (он располо­жен на переходе спинного мозга в головной), что сказыва­ется на частоте сердечных сокращений, дыхании, артериальном давлении и т. д. Кроме того, при выполнении этой бандхи несколько сдавливаются каротидные синусы, что также снижает артериальное давление. Уменьшение тонуса симпа­тической нервной системы вызывает у человека ощущение отдыха, расслабления, а также общего улучшения само­чувствия.

Кроме того, бандхи оказывают массажное воздействие на мышцы и внутренние органы. Улучшение кровообраще­ния в какой-либо области тела способствует ее очищению.

Бандхи влияют на эндокринные железы, которые тесно связаны с чакрами, — следовательно, бандхи воздействуют и на чакры. Стимуляция чакр отражается на всем организме, наполняя каждую его клетку живительной силой.

 

Бандхи и сознание

 

В древних йогических текстах сказано: «подчини себе мышцы и нервы — и ты овладеешь дыханием; овладев дыханием, ты обретешь власть над сознанием». Бандхи — это путь к овладению дыханием. Следовательно, с помощью бандх мы можем расширить свои знания и подчинить сознание.

 

На частоту и глубину дыхания влияют: состояние сознания, состояние воздуха, мысли, упражнения, эмоции и болезни. Известно, что гнев и страх заставляют человека дышать часто и поверхностно, а в расслабленном состоянии он дышит медленно и глубоко.

При выполнении бандх и пранаямы напряжение мышц сопровождается кумбхакоп (задержкой дыхания на вдохе либо на выдохе). Таким образом, физический замок, или напряжение, выполняется одновременно с остановкой дыхания. Вследствие этого сознание тоже останавливается, прекращая течь между полярностями вдоха и выдоха, рожде­ния и смерти, радости и печали, обретения и потери.

 

Совершенствуясь в выполнении бандх, йогин обретает возможность замкнуть себя в «извечном сейчас», — там, где нет дуального существования, движения и изменения. Совер­шенствование мыслей разбивает оковы в сознании йогина, и он сливается с Высшим сознанием. Бандхи порождают пратъяхару (обуздание чувств).

 

Бандхи также являются подготовительными упражне­ниями для медитации.

 

Мы выяснили, что бандхи вызывают пять разных типов «удержания», или неподвижности: напряжение мышц, остановка дыхания, чувств, мыслей и сознания. Остановка сознания означает, что йогин готов к следующему шагу духовного перерождения — пробуждению кундалини. Бандхи срабатывают как спусковой механизм, который активизирует

эту могучую силу.

 

Технически любое упражнение кундалини-йоги приводит к пробуждению кундалини. Поэтому бандхи могут быть определены как упражнения и кундалини-йоги, и крийя-

йоги.

 

Из всех четырех бандх мы хотели бы сосредоточить внимание на одной — мула-бандхе. Многие признают ее важнейшей из бандх. Без нее кундалини навеки останется спать в муладхаре. К сожалению, до сих пор о мула-бандхе было написано очень мало.

 

Глава 2

 

 

Мула-бандха

 

Слово «мула» в переводе с санскрита означает «ко­рень, прочно прикрепленный; источник причины, основа, основание; самая нижняя часть». «Бандха» также означает «замок, зажим, закрыть, запереть». Словосочетание «мула-бандха» означает сжимание муладхара-чакры, вместилища кундалини. Центр напряжения располагается у «корня» позвоночника — в промежности. Мула-бандха еще известна как «промежностный замок», — сокращение мышц вокруг простаты у мужчин и шейки матки у женщин с целью подчинить своей воле энергию муладхара-чакры. Мула-бандха выполняется одновременно на нескольких уровнях.

На физическом уровне это сокращение мышц. На более тонком уровне это сжатие муладхара-чакры. Очень важ­но помнить о том, что мула-бандха — не просто сокращение мышц вокруг простаты (и, соответственно, шейки матки у женщин), но «запирание» (сжимание) муладхара-чакры. Простата и шейка срабатывают как триггерные зоны, которые позволяют отыскать психический центр муладхара-чакры.

 

Когда кундалини-шакти пробуждается от сна, ее могучий поток расширяет сознание человека. И тогда человек может полностью раскрыть свой внутренний потенциал и вознестись над миром рождений и смертей. Таким образом, он достигает божественности.

 

Важность мула-бандхи

 

Нельзя недооценивать важность мула-бандхи, по­скольку это упражнение вызывает спонтанную сонастройку физического, ментального и психического тел человека. Сокращение мышц промежности приводит к гармоничной работе эндокринной системы, улучшению работы нервного аппарата тазовой области и, как результат, — нормализации работы внутренних органов.

 

Следовательно, мула-бандха является ценным инстру­ментом в лечении заболеваний органов брюшной полости и малого таза, т. е. нарушений пищеварения и половых расстройств. Поскольку тело и ум неразрывно связаны между собой, воздействие на тело непременно скажется и на состоянии ума, Мула-бандха оказывает немедленное влияние на ум, создавая ощущение глубокого расслабления.

 

Подобное расслабление освобождает человека от боль­шинства умственных и психосоматических расстройств — стресса, перенапряжения и чувства постоянной тревоги.

Как «умственный релаксант», мула-бандха оказалась незаменимой при лечении депрессии, неврозов, некоторых фобий, истерии и маниакальных состояний.

 

Эксперименталь­ных данных, которые свидетельствуют о благотворном влиянии мула-бандхи на больных психозами, накоплено мало. Однако, учитывая воздействие мула-бандхи на головной мозг, а также принимая во внимание факт ее благотворного влияния при депрессиях, можно с уверенностью утверждать, что мула-бандха способна гармонизировать общее состояние при маниакально-депрессивном психозе и в некоторых случаях шизофрении, особенно на ранних стадиях.

На праническом уровне работа мула-бандхи еще более заметна. Мула-бандха оказывает тонкое, но мощное влияние на психическое тело и способствует пробуждению муладхара-чакры и кундалини. Кроме того, она помогает избавиться от брахма-грантхи (психические привязки в муладхара-чакре) и позволяет пране подняться по сушумна-нади. Целеустрем­ленный садхака должен выполнять мула-бандху как неотъемле­мую часть своей основной садханы.

Пусть на совершенствование понадобится время, но психический, ментальный и духовный рост превзойдет все, даже самые смелые ожидания.

 

Глава 3

 

Анатомические подробности

 

Мы обсудили строение промежности. Давайте теперь рассмотрим три основных йогических упражнения для нижних отделов таза — ваджроли-мудру, ашвини-мудру и мула-бандху — с точки зрения анатомии. В выполнении этих упражнений участвуют следующие мышцы:

 

1. Для ашвини-мудры — мышцы анальной области: наружный сфинктер анального прохода и мышца, поднимаю­щая прямую кишку, которая состоит из лобково-копчиковой, подвздошно-копчиковой и лобково-ректальной мышц.

 

2. При выполнении мула-бандхи сокращается область между анусом и мошонкой/клитором; точка приложения — сухожильный центр промежности/шейка матки.

 

3. Для ваджроли-мудры — мышцы урогенитальной области: поверхностные поперечные мышцы промежности, седалищно-пещеристая, луковично-пещеристая, глубокие поперечные мышцы и сфинктер мочеиспускательного канала. При выполнении этого упражнения у мужчин несколько втягивается внутрь половой член, а у женщин напрягаются клитор и мышцы нижнего отдела влагалища и мочеиспуска­тельного канала.

 

Отыскать точное место расположения этих мышц лучше всего, руководствуясь собственными ощущениями. Когда вам приходится сознательно сдерживать позывы на мочеиспускание или дефекацию, вы напрягаете группы мышц, которые участвуют соответственно в ваджроли-мудре и ашвини-мудре. Расслабить эти группы мышц одновременно — довольно сложная задача (но возможная). Как только какая-либо из них расслабляется (обычно в первую очередь расслабляется урогенитальная группа мышц), начинается процесс опорожнения.

 

 

Заключение

 

В начале практикующий столкнется с определенными трудностями в обретении сознательного контроля над об­ластью промежности, ибо мозг еще не научился управлять мышцами промежности по отдельности. Регулярное выпол­нение мула-бандхи «оживляет» участки коры головного мозга, ответственные за мышцы промежности, и делает управление этой областью подвластным сознанию.

 

Совершенствование требует времени, и, занимаясь, не нужно расстраиваться, если у вас не получается напрячь сухожильный центр промежности или шейку, не сокращая при этом мышцы ануса или мочеполовую диафрагму. На начальном этапе так и будет происходить. Чтобы овладеть этими упражнениями, вам понадобится время и усердие в занятиях.

 

Глава 4

 

 

Нервная система

 

Нервная система состоит из следующих отделов:

 

1. Центральная нервная система (ЦНС), состоящая из спинного и головного мозга. Спинной мозг выполняет функцию проводника сигналов от головного мозга и к головному мозгу, который является центром управления тела и сознания. ЦНС можно сравнить со сложнейшим компью­тером, который отвечает за работу организма в целом и за такие его функции, как ощущение, движение, мышление, чувства, интеллект и интуиция.

 

2. Периферическая нервная система состоит из нейронов, которые расположены вне костных образований (полости черепа и позвоночного канала), и подразделяется на вегетативную и сенсорно-моторную. По моторным нервам передается информация от мозга к органам, а по сенсорным — в обратном направлении.

 

3. Вегетативная нервная система управляет всеми автоматическими функциями организма, включая сердечный ритм, артериальное давление, работу эндокринной и пище­варительной систем, и т. д. В обычных условиях все эти процессы не подвластны сознанию. Но с помощью техник биологической обратной связи или занятий йогой их вполне можно подчинить своей воле. Симпатический отдел вегета­тивной нервной системы срабатывает в ответ на стресс, напряжение или бурные эмоции. Парасимпатический отдел активизируется, когда мы спокойны и расслаблены.

 

Выполняя мула-бандху, мы имеем возможность наблюдать за четкой и слаженной работой различных отделов нервной системы. Изначальное желание выполнить упражне­ние активизирует кору головного мозга. Приказ сократить мышцы промежности через проводящие пути спинного мозга поступает в периферические нервы второго, третьего и четвертого крестцовых спинномозговых сегментов. По нервам этот импульс поступает к мышцам промежности, которые тотчас начинают сокращаться. Как только мышцы сократятся, в игру вступает вегетативная нервная система.

 

Парасимпатические волокна, ответственные за рас­слабление, отходят от шейного и крестцового отдела спин­ного мозга. Стимуляция крестцовых нервов, таким образом, приводит не только к успешному сокращению мышц про­межности, но и к активизации парасимпатических волокон. Преобладание парасимпатического тонуса, в свою очередь, выражается в ощущении глубокого отдыха и расслабления тела и ума. Вегетативная нервная система осуществляет контроль за постоянством внутренней среды организма и реагирует на любые изменения в ней. Выполнение мула-бандхи оказывает влияние на внутренние органы, снижает артериальное давление, уменьшает частоту дыхания, сердеч­ных сокращений и т. д. Импульсы расслабления и удовольст­вия с помощью периферической нервной системы попадают в головной мозг. Кора мозга анализирует поступившие к ней импульсы и превращает их в осознанное ощущение радости и блаженства.

 

Похожие процессы в нервной системе происходят при выполнении ваджроли-мудры или ашвини-мудры. Разница состоит лишь в том, что изначальный импульс в этих случаях рождается в других участках коры головного мозга. А схема нервного управления мышцами, задействованными в вадж-роли-мудре и ашвини-мудре, остается прежней.

 

Важно осознать разницу между бессознательными (непроизвольными) процессами, которые происходят при мочеиспускании и дефекации и сознательным сокращением мышц при выполнении йогического упражнения. В первом случае периферические рефлекторные дуги находятся вне сознательного контроля. С помощью мула-бандхи мы можем научиться использовать эти рефлекторные дуги для осознан­ных действий, что в свою очередь позволит нам:

 

1. Четко управлять всеми физическими процесса­ми в области промежности и распространить этот контроль на более глубокие уровни — пранический и психический.

 

2. Ясно осознавать все процессы, происходящие в области промежности и устранять любые неполадки до того, как возникнет явное заболевание: прыщи, запор, гипертрофия простаты и т. д.

 

3. Уравновесить и гармонизировать работу чувстви­тельной и двигательной частей нервной системы, что оз­доровит все тело.

 

4. Подчинить своей воле работу сознания. Эти эффекты вызовут в теле цепную реакцию.

 

Промежность иннервирует так называемый срамной нерв. Он отходит от крестцового сплетения, которое, в свою очередь, образуется из волокон второго, третьего и четвертого крестцовых нервов. Этот нерв связан нервными отростками с влагалищем, клитором, половым членом, мошонкой, прямой кишкой, анусом и мышцами промежности и содержит как двигатель­ные, так и чувствительные волокна. Взаимодействие нервов промежности с головным мозгом и остальным телом — весьма сложный процесс. Нервная система устроена чрезвы­чайно сложно, и, зачастую, наше умение пользоваться этим инструментом оставляет желать лучшего. Однако, несмотря на все трудности, существует возможность раскрыть тайны работы мозга и обрести тотальный сознательный контроль над организмом. Мула-бандха является алгоритмом дости­жения этой цели, и ключевое слово здесь — «практика».

 

Управление мышцами существенно затрудняется, а подчас даже становится невозможным, если нервы спинного или головного мозга повреждены. В случаях, когда человек не может сознательно управлять тазовыми мышцами, мышцы промежности тоже находятся вне сознательного контроля.

 

Встречается и обратный феномен: сократив опреде­ленные мышцы, человек не может их расслабить. Мозг продолжает посылать серии импульсов, которые заставляют мышцы напрягаться. Это приводит к возникновению неприят­ных ощущений, как физических, так и ментальных. Наш опыт показывает, что подобные нарушения вызваны неумением управлять расслаблением и напряжением мышц, а также отсутствием навыков управления праной. В результате происходит перерасход пранической энергии и перегрузка каналов. Чтобы решить данную проблему, необходима квалифицированная помощь.

 

Казалось бы, такие нарушения встречаются редко, но занимающиеся могут с ними столкнуться. Любой сбой в сложных связях между мозгом и мышцами отражается на всей системе в целом. Таким образом, здоровье — необходимая составляющая для занятий мула-бандхой. Следует также полностью освоить подготовительные упражнения.

 

 

Эндокринная система

 

Эндокринная система — это система управления организма, состоящая из желез, которые выделяют в кровяное русло особые химические соединения — гормоны. Работа желез внутренней секреции влияет не только на метаболизм, но и на характер, и личность. В организме насчитывается восемь эндокринных желез: гипофиз, эпифиз, щитовидная и паращитовидные железы, тимус, надпочечники, поджелудоч­ная и половые железы.

 

Эндокринная система — саморегулирующаяся систе­ма: выработка гормонов в одной железе частично зависит от концентрации в крови других гормонов. Вся информация затем поступает в основной командный центр системы — гипофиз. Таким образом, эндокринные железы представляют собой взаимосвязанную и взаимозависимую систему. Нару­шение работы какой-либо одной железы внутренней секреции нарушает работу остальных желез и прямо или опосредованно влияет на состояние организма в целом.

 

На более тонком уровне каждая эндокринная железа связана с определенной чакрой. С муладхара-чакрой не связана ни одна из желез. Однако, согласно учению йоги, сухожильный центр промежности — рудиментарный остаток железы, которая атрофировалась в процессе эволюции. Мула-бандха оживляет этот рудимент, который воздействует на тонком уровне на мозг и связку гипоталамус — гипофиз — эпифиз. Кроме того, эта рудиментарная железа оказывает воздействие на половые железы у обоих полов. Пробуждается энергия тазовой области, которую в результате можно использовать в других областях тела. Иогины называют эту энергию оджас и утверждают, что с помощью различных техник — таких, как ваджроли-мудра — ее можно перена­править на плодотворную деятельность ума и тела. Мула-бандха может существенно повысить половую силу; однако, она не способствует эякуляции. Поэтому к освоению ваджроли-мудры приступают после освоения мула-бандхи, чтобы не допустить рассеивания энергии (эякуляции), а сублимировать прану и направить ее на высшие цели — пробз'ждение скрытых способностей мозга. Таким образом, мула-бандха помогает обрести контроль над эндокринной системой, а также повысить энергетический уровень организма и мен­тальных центров. Это происходит благодаря тому, что железы внутренней секреции связаны с чакрами — энергетическими центрами пранического уровня. Мула-бандха стимулирует муладхару и сеадхистхану, обеспечивая тело энергией на всех уровнях.

 

 

Нейро-эндокринная ось

 

Обретая контроль над железами внутренней секреции, мы получаем в свое распоряжение энергию. Эта энергия дает нам возможность спонтанного творчества. С помощью мула-бандхи и других йогических техник мы учимся осознанно направлять свою нервную силу и волю, что делает наши поступки более изящными и плавными. Нам легче удается решать трудные задачи. Когда деятельность головного мозга упорядочена, то и мы более упорядочены на всех уровнях; наше понимание и сила воли возрастают, и мы можем добиться большего в жизни.

 

Глава 5

Пранические эффекты

 

Воздействие мула-бандхи на нервную и эндокринную системы велико, но основной эффект эта техника оказывает на энергетические системы организма, — все разновидности праны и чакры. Мула-бандха — это больше энергетическое упражнение, чем физическое. Мы должны сконцентрировать на муладхара-чакре все свое сознание, всю энергию, чтобы напрячь скрытую до сих пор область, которую мы ни разу не чувствовали и не напрягали. Поэтому мула-бандха—техника гораздо более тонкая, чем уддияна или джаландхара-бандха, несмотря на то, что все бандхи работают с праническими энергиями тела.

 

Пусть на первый взгляд мула-бандха кажется физи­ческим упражнением, но на самом деле основную работу она делает на психическом уровне. Пробуждая энергии какого-либо уровня, мы начинаем лучше осознавать этот уровень. Мы начинаем чувствовать психические составляющие чакр, нади, и т. д. Главное — усердные занятия. Придет время — и мы сможем усовершенствовать свою энергию и превратить ее в могучую силу, подобно тому как линза собирает пучок солнечных лучей в маленькой точке. Очищение пранической энергии в муладхара-чакре приводит к тому, что пробужда­ется дремлющая там сила. Далее процесс развивается сам собой, нарастая подобно снежному кому: улучшается здоровье, проясняется и расширяется сознание, наступает блаженство.

 

Прана — это вездесущая космическая энергия жизни, основа существования человека и всей материальной вселенной. В физическом теле человека прана существует в двух формах: физической и ментальной энергии. Она течет в праническом теле по нади, или «силовым» каналам. В праническом теле насчитывается 72 тысячи нади, но основными являются три: ида, пингала и сушумна. Ида представляет ментальную энергию, пингала — физическую,


Поделиться:



Популярное:

  1. I. ОПИСАНИЕ ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ. ПОРЯДОК ПЕРЕКЛЮЧЕНИЙ. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ.
  2. II. После включения ТД горит светодиод ЛСН.
  3. II. Снимается напряжение с КР в момент включения тяговых двигателей.
  4. PortaSw (Portamento Switch – переключатель портаменто)
  5. V. Механизм, преобразующий крутящий момент, передающийся от двигателя через сцепление, по величине и направлению, позволяет отключать двигатель от ведущих мостов на длительное время.
  6. Авария – это чрезвычайное событие техногенного характера, заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении тех, нического устройства или сооружения во время его работы.
  7. Автоматическая схема переключения шин.
  8. Автоматические выключатели (автоматы)
  9. Автоматические выключатели (Автоматы)
  10. Автоматический выключатель управления (АВУ-045)
  11. Адаптивное руководство. заключительные замечания
  12. Алгоритм анализа переключательной схемы


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.122 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь