Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. ОЩУЩЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ



ВНИМАНИЕ.

Речь пойдет о трёх сферах психической деятельности: познавательной, эмоциональной, двигательно - волевой.

Познавательная деятельность - это одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики. К ней относятся психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, воля), которые являются кратковременными и представляют собой начальные стадии познавательных процессов.

Ощущение и восприятие - источник наших познаний о внешнем мире и собственном «Я».

Ощущение (простейший психический процесс) - это отражение отдельных свойств предметов окружающего материального мира и собственного организма (цвет, свет, тепло, боль и т. д), результат воздействия предметов на органы чувств.

Ощущения классифицируются по качеству, силе и длительности.

Качества зрительных ощущений - цвет, слуховых - звуки.

Сила (интенсивность) - той или иной степенью выраженности данного качества (неясные ощущения при нарастании интенсивности становятся более четкими).

Пороги ощущений – качественные показатели чувствительности и анализатора. Абсолютный нижний порог ощущений — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Абсолютный верхний порог ощущений — максимально допустимая величина внешнего раздражителя.

Длительность - это время, в течение которого сохраняется впечатление данного ощущения, даже, если действие раздражителя уже закончено. Всякое ощущение сопровождается положительной или отрицательной эмоциональной реакцией.

Сенсибилизация (от лат. sensibilis — чувствительный) — повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя. При применении сенсорных раздражителей сенсибилизация обычно маскируется одновременно развивающимся процессом сенсорной адаптации. Повышение сенситивности может происходить в процессе ожидания значимого сигнала, приобретения опыта или в результате упражнений. Оно может быть обусловлено специфическими требованиями деятельности или возникать вследствие компенсации сенсорных дефектов. Примером сенсибилизации в первом случае может служить высокая восприимчивость глаза художника к пропорциональности форм и согласованности цветов и оттенков. Во втором – это обострение слуха и дистанционной чувствительности к препятствиям у незрячих людей.

Синестезия - это, уникальный синдром, заключающийся в том, что один определенный раздражитель способен одновременно приводить в работу несколько органов чувств (к примеру, цветовой слух). Обладающие такой особенностью личности могут ассоциировать с определенной мелодией образы, настраивая в уме цвета на звуки. Чаще всего это композиторы.

Согласно греческому словарю, «синестезия» - это смешанное восприятие. Антонимом можно считать достаточно знакомое слово - «анестезия» (отсутствие ощущений). Синестезия – это процесс восприятия, при котором определенный чувствительный орган раздражается. При этом возникает определенное восприятие, относящееся к другому органу чувств. Проще говоря, разнообразные по характеру ассоциации, которые могут синтезироваться и перемешиваться. Склонные к такому феномену люди могут не только слышать звуки, но и созерцать их. Данное понятие вошло в обиход совсем недавно, в то время как в медицинской практике оно было известно с древних времен. Так, еще первобытные люди, исполняя ритуальные танцы, не разделяли цвета и звуки. В конце же девятнадцатого столетия описанное «отклонение» стало особенно популярным в сфере культуры

Одаренные люди охотно совмещали цвета и звуки, соединяли вкусовые и зрительные ощущения. Однако подобным феноменом активно пользовались не только жрецы искусства, в особом почете синестезия была и у врачей. Современная медицина начала разделять данное понятие на несколько разновидностей. Основные виды синестезии: Цветной слух. Такое проявление психики нередко наблюдается у музыкантов либо композиторов. Им легко дается " окраска" звуков в определенные цвета. Синестезия слуховая. Люди этой категории могут представлять звук в момент созерцания какого-либо предмета. Вкусовая синестезия. Данное проявление феномена позволяет уникумам ощущать посредством слуха или зрения вкусовые качества объекта. К примеру, подобное умение может проявлять себя при прослушивании мелодии. Ассоциирующая, а также проецирующая синестезия. Первая говорит о впечатлениях, оставивших свой отпечаток на подсознании человека. У многих личностей, к слову, холодная вода обязательно будет ассоциироваться с синим цветом.

Сенсибилизация, адаптация и синестезия непосредственно связаны с изменениями чувствительности анализаторов и относятся к качественным характеристикам ощущений.

Чтобы явления или предмет были осознаны, нужен комплекс ощущений.

Все ощущения делятся на три группы: экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные.

Наиболее многочисленную группу составляют экстероцептивные ощущения, отражающие свойства предметов и явления окружающего мира и возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Среди ощущений данной группы выделяют контактные и дистантные.

Для возникновения контактных ощущений необходимо непосредственное воздействие объекта на рецептор. Так, чтобы оценить вкус пищи, нам нужно ее попробовать, для ощущения характера поверхности объекта – потрогать.

Для дистантных ощущений не нужен непосредственный контакт с объектом, так как рецепторы реагируют на раздражения, идущие от удаленных на некоторое расстояние предметов. Примерами такого рода ощущений могут служить зрительные и слуховые ощущения.

Обонятельные ощущения, по мнению ряда психологов, занимают своего рода промежуточное положение в структуре экстерорецептивных ощущений. С одной стороны, они возникают на расстоянии от предмета, с другой – молекулы, определяющие запах, входят в непосредственный контакт с обонятельными рецепторами. Следовательно, обонятельные ощущения могут быть охарактеризованы и как дистантные, и как контактные.

Проприоцептивные (лат. proprius – собственный) ощущения - это ощущения, отражающие движение и положение тела в пространстве благодаря рецепторам, расположенным в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Проприоцептивные ощущения, в свою очередь, делятся на кинестетические (двигательные) и статические, или ощущения равновесия. Рецепторы последней подгруппы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Интероцептивные (органические) ощущения - это ощущения, возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы во внутренних органах и тканях и отражающие внутренние состояния организма. Интероцептивные ощущения представляют собой наиболее древнюю и элементарную группу. Интерорецепторы информируют человека о различных состояниях внутренней среды организма (например, о наличии в ней биологически полезных и вредных веществ, температуре тела, давлении, химическом составе жидкостей).

У опытного мед. работника большой тонкости достигает тактильное ощущение, используемое им при пальпации и при различных манипуляциях.

Наиболее изучены экстерорецептивные ощущения, наименее – интероцептивные. В зарубежной психологии последние иногда называют «сферой темных (тайных) чувств». Они играют важную роль при постановке диагноза в медицине, а также при анализе сновидений в психологии. На сегодняшний день практически любой крупный лечебно-профилактический медицинский центр располагает специальным оборудованием, которое способно отслеживать реакцию внутренних органов на раздражитель. С помощью такой процедуры медицинские центры могут диагностировать различные заболевания внутренних органов даже на ранних стадиях.

Однако не все ощущения можно отнести к одной из трех выделенных Ч. Шеррингтоном групп. В этом случае говорят об интермодальных (промежуточных) ощущениях. К ним относятся, например, вибрационные ощущения, занимающие промежуточное положение между тактильными и слуховыми. Особое значение они приобретают при поражениях органов зрения или слуха.

Слепоглухонемая О. Скороходова пишет, что если она пытается представить жизнь людей, движение в городе, то шум и звуки представляются ей в виде непрерывных вибраций. Был такой случай: она почувствовала, как движущийся воздух коснулся поверхности ее лица, и проснулась от движения воздуха.

Как уже отмечалось, возможен иной подход к классификации ощущений – по соответствующим им органам чувств (т.е. модальностям). В связи с этим можно привести:

«Наши чувства – клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа».

(высказывание французского философа Д. Дидро)

 
 

 

 


Восприятие - воспроизведение в сознании целостного образа со всеми его свойствами и качествами. Человек воспринимает мир в деятельности.

Новорождённый в силу несовершенства ЦНС видит мир перевернутым. Но с первых дней, обозревая и ощупывая мир, он совершенствует связи между зрительным, кожным и опорно-двигательным анализаторами. Так формируется обычное восприятие. Индивидуальные особенности восприятия проявляются в быстроте, глубине, полноте, точности и степени тонкости отдельных восприятий. При выпадении какого-либо анализатора (слепота, глухота), чувствительность других резко повышается, особенно у молодого организма

Восприятие и ощущение - процессы сознательные и осмысленные. Опытный мед. работник воспринимает симптомы болезни и в то же время осмысливает их отличие от сходных симптомов другой болезни.

Нарушение ощущений- г и п е р е с т е з и и (повышенная чувстельность), г и п е с т е -

з и и (пониженная чувстельность), п а р е с т е з и и (жжение, покалывание). Наибольшее страдание приносит боль.

Нарушение восприятия- и л л ю з и и (искаженное восприятие реального объекта)

К сложным иллюзиям относятся п а р э й д о л и и- возникают у невротических больных или у здоровых - при переутомлении- человек на рисунке ковра видит страшные головы, причудливые, необъяснимые узоры. Г а л л ю ц и н а ц и и - восприятие без объекта. Возникают только на болезненной основе. А г н о з и и - нарушение сложных познавательных процессов.

Внимание - произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.

Внимание обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств.

Функции внимания - отбор соответствующих потребностям воздействий, игнорирование несущественных, удержание (сохранение) данной деятельности, регуляция и контроль протекания деятельности.

Различают также с е н с о р н о е (зрительное и слуховое) и и н т е л л е к т у а л ь н о е (воспоминание и мысли) внимание.

Свойства внимания : о б ъ е м внимания - измеряется количеством одновременно воспринимаемых объектов - (у взрослого человека 4-6 ). Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве.

К о н ц е н т р а ц и я или интенсивность внимания - степень сосредоточения сознания на объекте.

Р а с п р е д е л е н и е внимания - умение одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

Важно для профессионалов - шофер, учитель, летчик.

У с т о й ч и в о с т ь - сосредоточение сознания на конкретном предмете в течение времени. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес, разнообразие впечатлений и выполняемых действий.

О т в л е к а е м о с т ь - внешнее торможение, вызванное внешним раздражителем или продолжительное действие одного и того же раздражителя.

П е р е к л ю ч е н и е - перестройка внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Бывает преднамеренным и непреднамеренным ( с участием волевых усилий человека и без).

Виды внимания - н е п р о и з в о л ь н о е - вызвано действием сильного раздражителя (новизна, значимость, яркость, интерес). П р о и з в о л ь н о е - сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Послепроизвольное - после вхождения в деятельность возникает интерес, исчезает усталость - может длиться часами.

 

 
 

 

 


Память - одно из важнейших свойств психики. Это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта и его повторное использование в деятельности. Память связывает прошлое субьекта с его настоящим и будущим, лежит в основе развития и обучения.

Вопрос о механизмах памяти сложен и является предметом ряда наук - физиологии, биохимии и психологии. Физиологи связывают процесс хранения информации с образованием нервных связей (ассоциаций).

Ассоциации - связывание того, что требуется запомнить с тем, что уже известно; биохимики - с изменением состава РНК и др. биохимических структур; психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности (склонности, интересы).

Индивидуальные различия в памяти могут отличается преобладанием той или иной модальности - зрительной, слуховой, двигательной.

Человек с наглядно - образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т. п.

При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т.п.

При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.

Встречаются люди, обладающие феноменальной памятью. Ф.П. характеризуется исключительно сильной образностью. Человек видит отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.

Виды памяти:

Ø н е п р о и з в о л ь н а я - информация запоминается сама собой без заучивания. Непроизвольная память сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Ø п р о и з в о л ь н а я : информация запоминается целенаправленно, эффективность зависит от: цели запоминания, приемов заучивания (механическое многократное повторение, логический осмысленный пересказ, образные приемы запоминания, мнемотехнические (специальные) приемы запоминания).

Двигательная - печатание на машинке, завязывание галстука Образная - лица, ситуации, интонации.

Эмоциональная - чувства, аффекты.

Вербальная - словесная.

Уровни памяти:

  • сенсорная память (длительность сохранения 0, 1- 0, 5 сек), действует на уровне рецепторов,
  • кратковременная память ( объем КП индивидуален 7 +- 2 ),
  • долговременная память - обладает практически неограниченной длительностью (с сознательным доступом и закрытая - получает доступ при гипнозе),
  • оперативная память (в ходе выполнения определенной деятельности), промежуточная (в течение нескольких часов, дня, стирается за ночь или переходит в долговременную память).

Если отдыхать менее 3 часов, то происходит нарушение выполнения мыслительных процессов, снижается внимание.

Материал запоминается тем лучше, чем больше он связан с каким-то другим материалом. Чем более знакома становится та или иная информация в результате многократного повторения, тем выше вероятность того, что она сохранится в памяти. Также на запоминание влияет важность материала.

Емкость и длительность хранения информации в долговременной памяти в принципе практически безгранична.

Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контексте, в котором происходило ее запоминание.

Мы дольше помним незавершенное нами дело, чем работу, выполненную до конца.

К приемам мнемических процессов запоминания относят механические, рациональные и мнемотехнические.

Механические приемы — это многократное заучивание («зубрежка»): тратится много сил, времени, а результаты низкие. Использование этих приемов — показатель того, что человек либо не понимает смысл содержания, либо не владеет более эффективными приемами запоминания.

Логические приемы основаны на установлении смысловых связей материала, систематизации, выделении главной мысли, обобщении, переводе информации в графики, схемы, пересказ своими словами и т.п.

Мнемотехнические (от греч. mnemonika — искусство запоминания) приемы используются для повышения эффективности запоминания. Все они являются вторичными, т.е. опираются на логически оправданные и осмысленные связи между запоминанием материала и уже известным. Ознакомьтесь с наиболее известными мнемотехническими приемами.

• Метод группировки. Поскольку объем непосредственной памяти составляет 7 ± 2, то имеет смысл группировать материал так, чтобы он укладывался в это количество единиц — целостных образов.

Методы рифм и ритма. Рифма служит опорой для группировок, которые осуществляются благодаря ритму. По этому принципу пишутся стихи, которые, как известно, запоминаются значительно легче, чем проза.

Метод акростихов, т.е. стихов, в которых первые буквы всех строк образуют определенное слово или фразу. На принципе акростиха строятся многие современные игры со словами, например кроссворд, где одни и те же буквы, прочитанные по горизонтали и вертикали, образуют различные слова.

Вариацией принципа построения актостиха является метод акронимов, или аббревиатуры, — слова образуются путем сложения начальных букв слов. Например, СЭВ, ООН, ЮНЕСКО.

Цепной метод. Элементы какого-то списка мысленно выстраиваются в виде определенной взаимосвязанной последовательности образов, как правило зрительных.

Метод мест (метод Цицерона). Мысленно вспомните хорошо известное вам место, например свою комнату или дорогу, по которой вы ходите каждый день. Теперь информацию, необходимую для запоминания (список покупок, номер телефона и т.п.), разместите на знаковые места.

На первый взгляд может показаться, что использование подобных приемов — лишняя трата времени. Однако их освоение способствует развитию не только памяти, но и воображения, стимулирует творческие способности.

Для уменьшения забывания : 1- осмыслить информацию; 2- повторить через 40 мин, т.к. через час в памяти остаётся 50% информации, в первый день 2-3 повторения, во 2-й 1-2 повторения, в 3-й и 7-й по 1-му. 30 повторений в течении месяца эффективнее, чем 100 повторении за день.

Сохранение заученного материала обеспечивается:

- осмысленностью и прочностью запоминания,

- повторением.

Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания.

Лучше удерживаются первые и последние элементы ряда информации. Это явление в психологии называется фактором ряда.

Процессом, противоположным сохранению, является забывание. Бессмысленный материал забывается быстрее, чем связанный по смыслу, имеет значение возраст, неиспользование усвоенного материала, его характер.

Существует множество факторов забывания. К ним относятся возраст субъекта, неиспользование усвоенного материала и т.д.

Забывание биологически целесообразно для организма.

Кривая забывания или кривая Эббингауза была получена вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году.

Эббингауз был увлечен идеей изучения «чистой» памяти — запоминания, на которое не влияют процессы мышления. Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающими никаких смысловых ассоциаций (например, бов, гис, лоч и т. п.)

В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

Выводы, которые можно сделать на основании данной кривой в том, что для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала.

Эббингаузу также принадлежит открытие эффекта края — явления, показывающего, что лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце.

Память тесно связана с большинством процессов мышления.

Мышление

Наше сознание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды - человеческого общества.

Последовательные ступени интеллектуального развития:

§ наглядно - действенное - (конец 1-го, начало 2-го года жизни, до овладения речью) -непосредственное восприятие предметов;

§ наглядно-образное - характеризуется опорой на представления и образы;

§ словесно - логическое - осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

О п е р а ц и и м ы с л и т е л ь н о й д е я т е л ь н о с т и:

Ø сравнение (для классификации);

Ø анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для отделения несущественных связей;

Ø синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения;

Ø абстракция - выделение 1-ой стороны свойства и отвлечение от остальных. Так рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы и наоборот -чувственные свойства, абстрактные понятия - нечувственные свойства; обобщения - отбрасывание единичных признаков при сохранении общих с раскрытием существенных связей.

Основные формы логического мышления:

· понятие (полнее отражает действительность, чем представление);

· суждение (утверждение или отрицание чего-либо);

· умозаключение (вывод на основе нескольких суждений).

 

ВООБРАЖЕНИЕ - психический процесс создания нового в форме образа. Воображение присуще только человеку. Оно преобразует то, что есть в памяти. Оно включается в восприятие, обогащает новые образы, делает их продуктивными. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением, особенно в проблемной ситуации. Воображение осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого; способствует предвосхищению будущего; «оживляет» то, что было ранее. Воображение расширяет и углубляет процесс познания. Прежде, чем изменить что-то практически, человек изменяет его мысленно. В этом существенное отличие психической и практической активности человека от активности животных. Так, паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. Воображение - важнейшая составляющая часть творческого процесса.

Виды воображения: а к т и в н о е - артистическое, творческое, критическое; п а с с и в н о е - произвольное (мечтательность, грёзы) и непроиз-ное (гипнотическое состояние, приходящая во сне фантазия). Эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сопереживать и вместе радоваться.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1426; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.076 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь