Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Алгоритм линейной структуры и его блок-схема.



Линейный алгоритм, или алгоритм линейной структуры, предполагает последовательное выполнение действий в порядке их записи, или, как принято говорить, в естественном порядке. Ниже приводится графическое представление (блок-схема) линейного алгоритма.

Операторы линейной структуры также выполняются в порядке их записи (в естественном порядке).

Рисунок 3.1. Блок-схема алгоритма линейной структуры

Операторы линейной структуры языка Pascal.

В языке Паскаль имеются четыре оператора линейной структуры:

Write, Writeln – оператор вывода на экран (текста, данных);

Read, Readln – оператор ввода данных с клавиатуры;

: = – оператор присваивания (состоит из двоеточия и знака равенства);

.. – оператор перечисления (состоит из двух точек).

В предыдущем разделе мы уже говорили о правилах записи и применения некоторых операторов. Правило записи программы и её составных частей называется синтаксисом. В частности, правило записи операторов называется синтаксисом операторов. Остановимся более подробно на синтаксисе и работе операторов линейной структуры.

Рассмотрим синтаксис оператора вывода. Следующий за оператором вывода набор символов в круглых скобках называется списком вывода. Отдельные символы (группы символов), разделяемые запятой, называются элементами вывода. Так, в записи Write(x, y, z) скобка (x, y, z) – список вывода, а x, y и z – элементы вывода. Элементы вывода выводятся оператором Write на «чёрный» пользовательский экран в порядке их записи в списке вывода.

Необходимо подчеркнуть, что оператор вывода может применяться в двух формах: Write и Writeln. Оператор Write только выводит список вывода на экран, оператор Writeln после вывода переводит курсор на следующую экранную строку. Пустой, то есть без списка вывода, оператор Writeln лишь переводит курсор на следующую экранную строку. Для разделения выводимых данных мы чаще будем пользоваться оператором Writeln, кроме тех случаев, в которых применение той или иной формы оператора вывода не будет оговорено особо.

Теперь рассмотрим синтаксис оператора ввода. Следующий за оператором ввода набор символов в круглых скобках называется списком ввода. Отдельные символы (группы символов), разделяемые запятой, называются элементами ввода. Так, в записи Read(x, y, z) скобка (x, y, z) – список ввода, а x, y и z – элементы ввода. Элементы ввода вводятся оператором Read с клавиатуры в соответствующие ячейки оперативной памяти в порядке их записи в списке ввода. При этом, если (не важно, по какой причине) значение переменной в одну и ту же ячейку памяти вводится более одного раза, сохранится только последнее введённое значение, прочие же будут безвозвратно утеряны. Например, если по оператору Read(a, a) будут введены значения 10 и 20, то в ячейке a сохранится значение 20.

Оператор ввода также может применяться в двух формах: Read и Readln. Оператор Read только вводит набранные посредством клавиатуры значения в соответствующие ячейки оперативной памяти, оператор Readln после ввода переводит курсор на следующую экранную строку. Пустой, то есть без списка ввода, оператор Readln, переводит курсор на следующую экранную строку и останавливает работу программы до нажатия клавиши Enter. Обычно мы будем пользоваться оператором Readln.

Иногда приходится писать два пустых оператора ввода, чтобы «обмануть» компилятор. Компилятор оптимизирует текст программы: исключает повторяющиеся куски в сложных формулах, лишние, с его точки зрения, операторы. Один пустой оператор ввода может быть удален, а второй останется и вызовет паузу в работе программы.

Оператор присваивания лишь внешне похож на знак равенства. В действительности он присваивает переменной (ячейке памяти), стоящей в левой части, значение из правой части. При этом в правой части может стоять числовое значение, математическая формула или переменная. Так, запись x: = x + y не противоречит ни синтаксису, ни логике применения оператора присваивания.

Работу оператора перечисления мы разберём в Лекции 6 при изучении массивов.

Некоторые стандартные переменные и встроенные функции языка Pascal.

Таблица 3.1. – Некоторые стандартные переменные языка Pascal

Наименование Обозначение Диапазон Занимаемая память
Целый integer -32768…+32768 2 байта
Вещественный real 10-38…10+38 6 байт
Символьный char   1 байт
Строковый string   1…256 байт

В языке Pascal существует несколько видов стандартных переменных, кроме того, пользователь может задать свой тип переменной. Мы рассмотрим четыре наиболее употребляемых типа. Их наименования и основные свойства представлены в виде таблицы.

В программировании принято говорить, что функция, рассматриваемая также как обращение, возвращает некоторое значение, называемое, соответственно, возвращаемым значением функции. В приведённой ниже таблице представлены основные свойства некоторых стандартных встроенных функций языка Pascal, в частности, их синтаксис, тип аргумента и тип возвращаемого значения (результата).

Таблица 3.2. – Некоторые стандартные встроенные функции языка Pascal

Обращение Действие Тип аргумента Тип результата
Pi Вызов числа π =3, 14159… Вещественный
sin(x) Синус х Вещественный Вещественный
cos(x) Косинус х Вещественный Вещественный
arctan(x) Арктангенс х Вещественный Вещественный
sqr(x) Квадрат х Целый/Веществ. Целый/Веществ.
sqrt(x) Корень квадратный из х Целый/Веществ. Вещественный
abs(x) Абсолютная величина (модуль) х Целый/Веществ. Целый/Веществ.
round(x) Округление Вещественный Целый
trunk(x) Отбрасывание дробной части числа Вещественный Целый
exp(x) Функция ex (экспонента) Вещественный Вещественный
ln(x) Натуральный логарифм х Вещественный Вещественный
random Случайное число в диапазоне 0…1 Вещественный
random(x) Случайное целое число в диапазоне 0…(х-1) Целый Целый
randomize Запуск генератора (псевдо)случайных чисел

Для возведения числа x в произвольную степень y используется формула

exp(y*ln(x)),

которая следует из тождества:

xy=ey*ln(x).

Для перевода градусной меры угла в радианную используется формула:

Gрад.=Gград.·π /180.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое интегральная среда программирования?

2. Как перейти из окна редактирования в пользовательское окно и обратно?

3. Что такое блок заголовка программы?

4. Что такое тело программы?

5. Как записывается простейшая программа на языке Pascal?

6. Синтаксис оператора ввода языка Pascal.

7. Синтаксис оператора вывода языка Pascal.

8. Перечислить типы переменных языка Pascal.

9. Формула возведения любого числа в любую степень в языке Pascal.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Черняков, М.В. Основы информационных технологий: учебник для ВУЗов. / Черняков М.В., Петрушин А.С. М.: ИКЦ Академкнига, 2007. – 407 с.

2. Информатика: базовый курс. / Симонович П.А. [и др.] – СПб.: Изд-во «Питер», 2008, 640 с.

3. Арсеньев, Ю.Н . Информационные системы и технологии / Арсеньев, Ю.Н.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 447 с.

4. Розанов, А.В. Программирование персональных компьютеров. / Розанов А.В., Федоров В.К. Электронный учебник на CD-ROM. Саратов, 2006

Дополнительная

1. Кашина, И.А. Информационно-правовые системы в экономической деятельности. / Кашина И.А. [и др.] –М.: ДМК-ПРЕСС, 2008.

2. Лихтеншейн, В.Е. Информационные технологии в бизнесе: практикум. / Лихтеншейн В.Е., Росс Г.В. – М.: ФиС, 2008. – 509 с.

3. Макаров, В.Ф. Аутентификация электронного документооборота и защита информации с использованием методов ассиметричного преобразования данных / Макаров В.Ф., Нечаев Д.Ю., Уколов В.С. – М.: РГТЭУ, 2007. – 58 с.

4. Барановская, Т.П. Информационные системы и технологии в экономике / Барановская Т.П. [и др.] – М.: Финансы и статистика, 2007. – 412 с.

5. Якубайтис, Э.А. Информационные сети и системы: справочная книга Якубайтис Э.А.. – М.: Финансы и статистика, 2008


Лекция 4.

АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАММЫ РАЗВЕТВЛЯЮЩЕЙСЯ СТРУКТУРЫ. ОПЕРАТОРЫ: УСЛОВНЫЙ, ВЫБОРА И ПЕРЕХОДА.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1005; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь