Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Инвестиционная привлекательность



  Оцениваемый объект Аналог1 Аналог2 Аналог3   Вес критерия
I II III IV V VI VII
Оцениваемыйобъект 1.74 0.36
Аналог1 1/4 1/4 0.57 0.12
Аналог2 1/4 1/4 0.57 0.12
Аналог3 1.74 0.36
        Сумма 6.83

 

Примечание:

Графа VI = (Графа II * Графа III * Графа IV * Графа V)^1/5

Графа VII = Графа V I/ 4.83

Модность/актуальность

  Оцениваемый объект Аналог1 Аналог2 Аналог3   Вес критерия
I II III IV V VI VII
Оцениваемый объект 2.54 0.46
Аналог1 1/5 1/7 0.56 0.10
Аналог2 1/3 1.48 0.27
Аналог3 1/7 1/2 1/3 0.47 0.09
        Сумма 5.05

 

Примечание:

Графа VI = (Графа II * Графа III * Графа IV * Графа V)^1/5

Графа VII = Графа VI / 5.47

Теперь сведем все полученные результаты в одну таблицу и получим коэффициенты для приведения стоимостей аналогов к стоимости оцениваемого объекта.

 

  Модность/актуальность Известность автора Инвестиционная привлекательность Художественная ценность K
I II III IV V VI
Оцениваемый объект 0.46 0.36 0.36 0.35 0.42
Аналог1 0.10 0.12 0.12 0.14 0.23
Аналог2 0.27 0.12 0.12 0.35 0.22
Аналог3 0.09 0.36 0.36 0.10 0.19
        Сумма

 

Примечание:

Графа VI = Графа II * 0.581 + Графа III * 0.255 + Графа IV * 0.114 + Графа V * 0.050

Стоимость оцениваемого объекта:

 

C = [СУММА (Сi * Кi) / (1- K0)]

 

Сi стоимость i-го аналога

Кi весовые коэффициенты для i-го аналога

K0 весовой коэффициент для оцениваемого объекта

 

С = (140 000*0.23 + 135 000*0.22 + 176 000*0.19)/(1-0.42)=164 379 руб.

 

 

Основные выводы по проведенной оценке и структурирование методики

Стоит отметить, что для оценки была взята картина, уже проданная галереей Эрарта. Это было сделано для того, чтобы удостоверится в том, что результаты, полученные после использования метода анализа иерархий, будут применимы в реальной жизни при реальных продажах или аукционных торгах современного искусства.

Картина была продана за 153 000 рублей, а, как продемонстрировано выше, результатом оценки стоимости стали – 164 379 рублей. Получение довольно точных результатов говорит об уместности применения исследуемого метода в реальном арт-бизнесе.

Безусловно, в дальнейшем, для большей точности и конкретности, возможна разработка дополняющих методов, а предложенный выше вариант скорректированной методики именно для современного искусства может стать основным, от результатов которого можно будет отталкиваться.

Для большей наглядности этапов предложенного метода, учитывая какие-то корректировки по последовательности этапов, которые были сделаны непосредственно во время применения метода, ниже представлена следующая схема (Рис. 7.).

 

 

       
 
Выбор оцениваемого объекта (произведения искусства)
 
   
 
 
Определение параметров выбора объектов аналогов
 
   

 

 


Нахождение объектов аналогов по выбранным параметрам

 

       
   
 
 
Выбор критериев сравнения оцениваемого объекта и аналогов

 


 

           
   
 
 
Сбор мнений экспертов по поводу оцениваемого объекта и аналогов, учитывая выбранные критерии сравнения
 
   
 
 
Сопоставление полученных от экспертов мнений со шкалой относительной важности по методу анализа иерархий (МАИ)
 
   
 
 
Построение матриц сравнения и подсчет необходимых для расчета стоимости объекта коэффициентов по МАИ
 
   
 
 
Вычисление стоимости объекта (произведения искусства) по формуле: C = [СУММА (Сi * Кi) / (1- K0)]  

 


Рис. 7. Поэтапная схема метода анализа иерархий (МАИ)

Примененный скорректированный для предметов современного искусства метод анализа иерархий может считаться выигрышным и уместным для дальнейшего его использования в реальном бизнесе по ряду причин:

1. простота и понятность расчетов;

2. точность расчетов;

3. максимальная прозрачность полученных результатов;

4. минимизация влияния субъективного отношения на результаты оценки.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении всей выпускной квалификационной работы исследованию и анализу подвергались рынок произведений искусства, а также методики оценки произведений искусства.

Цель, поставленная во введении – разработка подходящего метода оценки произведения современного искусства с целью выставления его на аукционных торгах либо продажи его через галерею – также была достигнута. Была скорректирована методика с учетом специфичности именно современного искусства. Новизна полученной методики состоит в том, что она никогда и никем не применялась для оценки произведений современного искусства, по ней оценивались исключительно антикварные предметы искусства.

Были выделены критерии, которые являются наиболее подходящими и более или менее объективными при оценке стоимости объекта современного искусства. Данная методика была применена на примере оценки работы современного искусства «Старое дерево» Александра Федорова. Хочется отметить успешность скорректированной методики и ее, возможно, перспективность, так как стоимость, полученная посредством оценки, минимально отличалась от той стоимости, по которой была продана данная картина.

В работе говорилось о труднодоступности, конфиденциальности и некой «серости» рынка произведений искусства. Если об аукционах торгах и о стоимости тех или иных проданных лотов, в принципе, можно узнать в прессе, то о галерейных, а тем более, частных продажах вряд ли можно из интернета или газет. Все это и тормозит развитие данного довольно перспективного рынка.

Благодаря четко сформулированным и скорректированным методикам оценки стоимости произведений искусства можно было бы попытаться изменить сегодняшнее положение закрытости рынка. Понимание, из чего именно формируется стоимость того или иного произведения искусства, позволило бы заинтересовать гораздо больше инвесторов, возможно, позволило даже избавиться от излишней субъективности, которая присуща данному рынку.

Есть еще одна проблема, связанная именно с рынком современного искусства, если рассматривать его как инвестиционный рынок. Сейчас очень многие работы современного искусства продаются не благодаря их качеству исполнения или новизне их сюжета, а только благодаря дикой популярности агента автора, имя которого выступает как лейбл, который стоит покупать, либо благодаря просто витиеватой идее, которая, как правило, является очень глубокой и философской. С точки зрения инвестиционной привлекательности такие работы ничтожны, потому что имя агента действует как приманка только сейчас, никто не ручается, что лет через 10 вообще кто-нибудь вспомнит, кто это такой, а уж философскую идею могут забыть уже через год, какой уж тут может быть доход лет через 30.

Безусловно, если вы просто покупаете на аукционе или в галерее приглянувшуюся вам картину в подарок друзьям или просто для украшения вашей гостиной, то тут нет никакой проблемы. Однако, в данной работе арт-рынок рассматривается как бизнес, а произведения искусства, как привлекательные объекты для инвестирования в них средств с целью потом преумножить свои вложения. В этом случае не обойтись без четких и подходящих методик оценки стоимости произведений искусства.

В примере оценки на конкретной картине в данной работе были выбраны критерии «художественная ценность» и «инвестиционная привлекательность», которые как раз и исключают возможность назначения неоправданной цены на непривлекательные, с точки зрения инвестирования, объекты искусства.

Помимо задачи исследовать методики оценки стоимости, во введении была также поставлена задача: анализ рынка произведений искусства. Посредством изученной литературы, обзор которой проведен во введении, были сформулированы и описаны все основные аспекты рынка произведений искусства, его положения в нынешних условиях, а также его перспективы развития.

Были рассмотрены индексы, которые позволяют проанализировать рынок произведений искусства. Это семейство индексов ARTIMX. Благодаря данным сайта ARTinvestment.ru, были сделаны выводы о благополучном растущем положении рынка современного искусства.

Также была проведена параллель между российским рынком произведений искусства и зарубежным. Был сделан вывод, что российский арт-рынок вряд ли можно полноценно сравнивать с зарубежным, виной всему пропасть в развитии, так как в Европе и США рынок произведений искусства появился значительно раньше, нежели в России. Поэтому, была просто дана историческая справка, которая, в свою очередь, показала, что многое в развитии этих двух рынков все же совпадает, хоть и происходит это самое развитие в разное время.

Рынок произведений искусства также подвергся сравнению с рынком ценных бумаг. Отличия между двумя этими рынками очевидны, первое и основное – это, конечно же, объекты этого рынка: ценные бумаги и произведения искусства, соответственно. Объединяет же эти рынки наличие профессиональных игроков (дилеры, трейдеры, брокеры), наличие биржи (в случае с рынком произведений искусства, роль биржи выполняет аукционный дом), а также использование для анализа и последующей аналитики положения рынка индексов, о которых говорилось ранее.

Таким образом, были выполнены все поставленные во введении задачи, что, в итоге, привело к достижению поставленной цели.

Теперь можно немного сказать о перспективах данной работы. Как говорилось ранее, данная тема только начинает развиваться, в то же время, постоянно растет ее актуальность. Существование уже каких-то методик оценки стоимости произведений искусства говорит о потребности развития этой области оценки. Если объединить усилия искусствоведов и экономистов, то может появиться единая серьезная система оценки, которая поможет контролировать столь непостоянный и своенравный арт-рынок.

Как вариант, в данной работе представлена одна из методик, которая может быть использована для оценки стоимости произведений искусства. Было бы идеально разработать целую систему методов, объединив результаты по которым, можно было бы достигнуть максимально возможной точной оценки с минимальным коэффициентом субъективности. Как раз для этого и стоит объединять усилия экономистов, которые могут предложить серьезную математическую и эконометрическую базу, и искусствоведов, которые могут предложить глубокие знания в области произведений искусства.

Предложенная выпускная квалификационная работа может стать зерном, из которого можно в последующем вырастить полноценное дерево, которое будет давать плоды для развития оценочной деятельности в сфере арт-бизнеса.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Методика определения стоимости создания произведений изобразительного искусства на территории Российской Федерации» МДС 81-42.2008, М.: 2008.

2. Бабков В.А. Галерейный бизнес. Российский и зарубежный опыт. М.: Арт менеджер. 2010.

3. Гагарин А.Г. Особенности оценки произведений искусства. // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2006. № 3. М.

4. Григорьева С.М. Инвестиции в предметы искусства. // Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе: Материалы XI межвуз. конф. – СПб.: СПбГИЭУ, 2009. - 0, 15 п.л.

5. Григорьева С.М.К вопросу об оценке предметов искусства. // Четвертый научный конгресс студентов и аспирантов ИНЖЭКОН-2011: Тез. докл. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011. - 0, 1 п.л.

6. Гройс Б. О музее современного искусства // Художественный журнал. 1999. № 23.

7. Гройс Б. Апология художественного рынка // Утопия и обмен. М., 1993.

8. Драгичевич-Шешич М. Менеджмент. Анимация. Культура. Новосибирск, 1999.

9. Дукельский В.Ю. Культура на границах или возвращение к себе» / Культура на границах // Институт культурной политики М., 2004

10. Прохоров А.М., Рождественский А.Е. Нематериальные активы СССР и России. М., 2001, 31стр., ISBN 5-86488-033-7

11. Рождественский А.Е. Рыночная стоимсоть нематериального актива как объекта представлений // Наукоемкие технологии. 2002. Т.2, № 1.

12. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. – М.: Радио и связь, 1993. – 278 с.

13. Скатерщиков С., Кориневский В., Яковенко О., Пихлер К., Цимке Т., Хансен Н. Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 224 с.

14. Суворов Н. Галерейное дело: Введение в арт-бизнес. СПб. 2001

 

15. Шпилевская Е.В. Основы оценки стоимости нематериальных активов / Е.В. Шпилевска, О. В. Медведева. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 220 с.

16. Altshuler B. Collecting the new: museums and contemporary art. Princeton University Press, 2007.

17. A manual for museum managers. Dimitrios Konstantios et al. Cjuncil of Europe, 2005.

18. Ambrose T. Managing New Museums: A Guide to Good Practice. HMSO, 1993.

19. Ambrose T., Runyard S. Forward Planning: A handbook of business, corporate and development planning for museums and galleries. L.: Routledge, 1991.

20. Andriesse Paul. Art gallery exhibiting. The gallery as a vehicle for art. // Uitgeverij De Balie. Amsterdam, 1996.

21. Archaeology and Cultural Resource Management: Visions for the Future. // Ed. by Lynne Sebastian and William D. Lipe, School for Advanced Research Advanced Seminar Series, 2010.

22. Barrett J. Museums and the Public Sphere. John Wiley and Sons, 2010.

23. Black G. The engaging museum: developing museums for visitor involvement. Routledge, 2005.

24. Byrnes W. Management and the Arts. Elsevier, 2008.

25. Davis P. Ecomuseums: A Sense of Place. Continuum International Publishing Group, 2011.

26. Marion d’Angelo, Paul Vesperini. Cultural Policies in Europe: Method and Practice of Evaluation. (Council of Europe Publishing, 1999)

27. Marstine J. New museum theory and practice: an introduction. Wiley-Blackwell, 2006.

28. Message K. New museums and the making of culture. Berg, 2006.

29. Ruggles D. F., Silverman H. Cultural Heritage and Human Rights. Cultural heritage in a globalized world. Springer, 2008.

30. Stein J.P. The Monetary Appreciation of Paintings // Journal of Political Economy. 1977. № 5(85). P. 1021-1035.

31. Chanel O. Is Art Market Behaviour Predictable? // European Economic Review. 2002. № 39(3-4). P. 519-527.

32. Ginsburgh V., Jeanfils P. Long-term comovements in international markets for paintings //European Economic Review. 2009. № 41. P. 325-335.

33. Pesando J.E. Art as an Investment: The Market for Modern Prints //American Economic Review. 2006. № 83. P. 1075-1089.

34. Pommerehne W.W., Frey B.S. Justifications for art trade restrictions: The economic perspective // É tudes en droit de l’art. 1993. № 3. P. 89-114.

35. Электронный ресурс URL: [http: //artmarketmonitor.com]

36. Электронный ресурс URL: [ http: //artinvestment.ru]

37. Электронный ресурс URL: [ http: //www.erarta.com/]

38. Электронный ресурс URL: [http: //artprice.com/]

39. Электронный ресурс URL: [http: //artgallery1445.ru/]

40. Электронный ресурс URL: [http: //www.annanova-gallery.ru]

41. Электронный ресурс URL: [http: //www.artnet.com/]

42. Электронный ресурс URL: [http: //auction-house.ru/]

 


[1]Рождественский А.Е. Рыночная стоимость нематериального актива как объекта представлений // Наукоемкие технологии. 2002. Т.2, № 1.

[2]Рождественский А.Е. Рыночная стоимость нематериального актива как объекта представлений // Наукоемкие технологии. 2002. Т.2, № 1.

[3] Прохоров А.М., Рождественский А.Е. Нематериальные активы СССР и России. М., 2001, 31стр., ISBN 5-86488-033-7

[4] Рождественский А.Е. Рыночная стоимсоть нематериального актива как объекта представлений // Наукоемкие технологии. 2002. Т.2, № 1

[5] Гагарин А.Г. Особенности оценки произведений искусства. // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2006. № 3. М.

[6] Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. – М.: Радио и связь, 1993. – 278 с.

[7] Рождественский А.Е. Рыночная стоимость нематериального актива как объекта представлений // Наукоемкие технологии. 2002. Т.2, № 1.

[8] Электронный ресурс URL: [ http: //artinvestment.ru]

[9] Электронный ресурс URL: [http: //auction-house.ru]

[10] Электронный ресурс URL: [http: //artprice.com/]

[11] Электронный ресурс URL: [ http: //artinvestment.ru]

[12] Электронный ресурс URL: [http: //artmarketmonitor.com]

[13] Электронный ресурс URL: [ http: //artinvestment.ru]

[14] Электронный ресурс URL: [ http: //artinvestment.ru]

[15] Электронный ресурс URL: [ http: //www.erarta.com/]


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь