Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СЕМИНАР -7: Философия техники и будущие человечества



 

1. Человек и техника. Проблемы НТР.

2. Человек и машина. Человек как машина. Комплексы технизированного человека.

3. Глобальные проблемы и ценностно-мировоззренческие ориентации современности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

2. Парис К. Техника и философия // Это человек. М., 1995.

3. Эллюль Ж. Технологический блеф // Это человек. М., 1995.

4. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995.

5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1990.

6. Краус В. На пороге нового тысячелетия // Вопр. философии. - М., 1997, № 11.

7. Леге Ж.-М. Кого страшит развитие науки. — М., 1988.

8. Манхейм К. Диагноз нашего времени. — М., 1994.

9. Моисеев Н.Н. Природный фактор и кризисы цивилизации // Общественные науки и современность. - М., 1992. - № 3.

10. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М., 1990.

11. Панов М.И., Панкова Л.Н. Научно-технический прогресс и художественная литература // Научно-технический прогресс: Методология, идеология, практи­ка - М., 1989.

12. Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1985.

13. Тоффлер О. Раса, власть, культура // Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.

14. Тоффлер О. Будущее труда // Там же.

15. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе // Фейерабенд П. Избр. труды по методологии науки. - М., 1986.

16. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопр. философии. - М., 1990. №3.

17. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. - М., 1994.

18. Воронин А.А. Техника как коммуникационная стратегия // Вопр. философии. - М., 1997. - № 5.

19. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. - М., 1987.

20. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций // Вопр. философии. - М., 1991.-№3.

21. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. — М., 1991.

22. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопр. философии. - М., 1989. - № 10.

23. Степин В.С. Философия ненасилия и будущее цивилизации // Свободная мысль.-М., 1991.-№2.

 

Самостоятельная работа студентов

 

 

Философия, ее предмет и место в культуре человечества

· Мировоззрение и его историко-культурный характер. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное.

· Философия как самосознание культуры. Специфика философского знания. Основные аспекты философского знания.

· Предмет философии. Функции философии.

· Философия и наука.

· Философия и искусство.

 

Литература:

1. Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

2. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

3. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

4. Коган Л.А. О будущем философии //Вопросы философии. 1996. - №7.

5. Степин В.С. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого //Вопросы философии. 1997. -№5.

6. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. -М., 1991.

7. Лебедев С.А. Предмет и природа философского знания //Вестник Московского университета. - Серия 7. Философия. 2002. - №5.

8. Левин Г.Д. К вопросу об основном вопросе философии // Вопросы философии. 2002. -№10.

9. Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. 1999. -№5.

10. Мамардашвили М.К. Из краткого введения в философию // Вопросы философии. 2000. -№12.

11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

Рекомендации по изучению темы:

 

Первая тема «Философия, ее предмет и место в культуре человечества» является вводной ко всему курсу философии. Изучение предмета и особенностей философии следует начинать с понятия мировоззрение, наиболее развитый тип которого - философское мировоззрение. Оно отличается от мифологического, религиозного, обыденного мировоззрений ориентацией на рациональное объяснение мира, стремлением теоретически обосновать положения и выводы.

Как особая форма духовного освоения мира философия имеет своим предметом всеобщее: свойства, связи, процессы, относящиеся ко всем сферам действительности: природе, обществу, человеку. Всеобщее в философии выражается в ее принципах, законах, категориях, которые формируются на основе выводов специальных (частных) наук; специальные науки опираются на принципы и категории философии. В этом проявляется взаимосвязь философского и частнонаучного знания.

Проблемы философии следует рассматривать в связи с ее функциями, основными из которых являются мировоззренческая, гносеологическая и методологическая. Центральная проблема (основной вопрос философии) мировоззренческой функции - отношение человека к миру (духа к природе, мышления к бытию), в зависимости от ее решения философов принято делить на материалистов и идеалистов. Если материалисты признают основой всего существующего природу, материю, то идеалисты считают такой основой духовное начало. Гносеологическая функция философии выражает познавательное отношение человека к миру; философы, признающие возможность достоверного познания мира, относятся к гносеологическим оптимистам, философы, отрицающие такую возможность, относятся к агностикам. Важную роль выполняют интегрирующая, аксиологическая (оценочная) и критическая функции философии.

 

Темы рефератов, докладов.

1. Роль философии в жизни человека и общества.

2. Мифология: прошлое и настоящее.

3. Исторические типы мировоззрения. Специфика философского мировоззрения.

4. Философия – наука или мировоззрение?

5.Философия как самосознание эпохи.

6. Вера и ее роль в развитии философии.

7. Философия и искусство.

 

Вопросы для самоконтроля.

 

 

7. Какие факторы являются системообразующими для определенного исторического типа мировоззрения?

8. Определите роль и функцию философии в мировоззрении.

9. Как влияют и влияют ли вообще общественные идеалы на убеждения человека?

10. Каковы специфические характеристики мифологического отношения к миру?

11. Что изучает философия?

12. Возможно ли единственное определение философии?

13. Является ли основной вопрос философии определяющим для любой философской системы?

14. Как развивается язык философии? В чем его отличие от обыденного языка и языка науки?

 

 

Найдите в справочной литературе нижеприведенные термины, запишите их определения в философский словарь: философия, мировоззрение, мифология, религия, материализм, идеализм, наука, онтология, гносеология, аксиология, знание, культура, искусство.

 

 

Философия Древнего мира

 

· Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и европейского. Формирование восточного и западного стилей философствования.

· Философия Древней Индии. Традиционные (ведические) школы: санкхъя, веданта. Нетрадиционные школы: буддизм, локаята-чарвака, вайшешика, ньяя.

· Характерные черты философии Древнего Китая: натурализм, обращенность в прошлое, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет. Основные школы: даосизм, конфуцианство, школа имен.

· Человек в философии и культуре Древнего Востока.

 

Литература:

 

1. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. - М., 1991.

2. Чанышев А.М. Курс лекций по древней философии. - М., 1984.

3. Быкова И.А. Проблема творчества и буддийская традиция // Вопросы философии. 1999. - № 7.

4. Лейбниц Г.В. Рассуждения о религии и философии в Китае. Письмо о китайской философии Николаю Ремону // Вопросы философии. 1999. -№ 12.

5. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. - М., 1998.

6. Антология мировой философии. - М., 1969. -Т. I, Ч. I.

7. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). -М., 1989.

8. Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия. - М., 1991.

9. Беседы и суждения Конфуция. - СПб., 1999.

10. Майданов А.С. Тайны великой Ригведы– М., 2002.

11. Трубникова Н.Н. Знак и действительность в буддийском тайном учении. // Вопросы философии, 2000, №2.

 

Первоисточники:

 

1. Антология мировой философии. -М., 1969. -Т. I, Ч. I.

2. Бхагавад-гита. –СПб., 1992.

3. Джавахарлал Неру Открытие Индии. Книга I, гл. 4-5. – М., 1989.

4. Книга Экклесиаста. // Вопросы философии, 1991, №8.

5. Конфуций. Уроки мудрости. – М., 1999, или Конфуций. Изречения. – М., 1994,

 

Рекомендации по изучению темы:

 

Изучение истории философии начинается с темы «Философия Древнего мира». Философская мысль на Востоке и на Западе зарождалась в лоне мифологии. Философия возникла примерно в одно и то же время (VIII-VII вв. до н. э.) в трех культурных центрах - Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. Эта историческая одновременность, однако, не исключает значительных расхождений в их видении мира и места человека в нем. Древнекитайская культура развивалась под знаком нерасторжимого единства философии, морали и политики, философии и житейской мудрости. Для древнеиндийской культуры была характерна органическая сращенность философии с религией. Древнегреческая же культура поощряла и развивала непосредственную связь философии с научным знанием, его критериями, нормами, идеалами.

Выясняя особенности древневосточной философии: нерасчлененность философского знания, всесторонность исследования проблем, тесная связь с моралью и правом, необходимо проанализировать различия философской проблематики Запада и Востока. Рассмотреть роль и место человека в культуре Древнего Востока.

Тема предполагает знакомство с основными идеями традиционных (ведических) и нетрадиционных школ Древней Индии, с философскими учениями Древнего Китая: даосизмом и конфуцианством.

 

Темы рефератов, докладов.

 

 

1. Боги, цари, герои в эпосе Древней Индии.

2. Философские аспекты буддизма.

3. Своеобразие древнеиндийской онтологии: учение о дхарме.

4. Конфуцианство и его место в культуре Востока.

5. Как понимается космический порядок в древнеиндийской философии?

6. Социальный космос Древнего Китая.

7. Философские системы Кун Цзы и Лао Цзы (сравнительный анализ).

 

Вопросы для самоконтроля.

 

1. В чем специфика проблематики философии Востока?

2. Веды», «Самхиты», «Ригведы», «Упанишады» – что означают эти понятия?

3. Как связаны между собой понятия: брахман, атман, пуруша?

4. Объясните значение понятий «сансара» и «карма».

5. В чем сущность древнекитайской модели мира?

6. Назовите основные школы в древнекитайской философии?

7. Что понимают под древнекитайской категорией «Дао»?

 

Найдите в справочной литературе нижеприведенные термины, запишите их определения в философский словарь: атман, брахман, веды, даосизм, конфуцианство, упанишады.

 

Античная философия

· Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии.

· Начальный этап - натурфилософия (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты) – постановка и решение проблемы первоосновы мира.

· Классическая древнегреческая философия. Антропоцентризм: софисты, Сократ, сократические школы (киники, киренаики). Объективный идеализм Платона. Аристотель, энциклопедический характер его учения. Аристотель о бытии, материи и форме, видах причин, душе и человеке.

· Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники).

· Античный идеал красоты и гармонии, его отражение в архитектуре.

 

Литература:

15. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Под ред. В.П. Кохановского - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – с. 57-92.

16. Киссиди Ф.Х. Сократ. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – Гл. 3-5.

17. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Уч. пособие. – М., «Высшая школа», 1981. - с. 122-364.

18. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2003. – с.22-79.

19. История философии: Запад – Россия – Восток. В 2-х книгах/ под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996. Кн. 1. Ч. 1. Раздел 2-3.

20. Васильева Т.В. Платоновский вопрос сегодня и завтра // Вопросы философии. – М., 1993. - № 9.

21. Столяров А..А.. Стоя и стоицизм. – М., 1995.

22. Гайденко П. История греческой философии в ее связи с наукой: Уч. пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, СПб.: Университетская книга, 2000.

23. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

24. Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика. -М., 1999.

25. Бугай Д.В. Трактат Платона «О добродетелях» и его интерпретация Порфирием и Марином //Вопросы философии. 2002. -№ 8.

 

Первоисточники:

  1. Антология мировой философии. В 4-х тт. – М., 1968-1972. Т. 1. Ч.1.
  2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1998.
  3. Аристотель. Соч. В 4-х тт. – М., 1976-1984. Т.1. с. 63-86, 119-146 Т.4. с.53-295.

4. Платон. Диалоги. -М., 1986.

  1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. - СПб., 1994.

 

Рекомендации по изучению темы:

Специфика античной философии связана с осознанием недостаточности традиционно-мифологических представлений в условиях развитого рабовладения и расцвета полисной жизни. В центре внимания первых философов находился Космос. Выражениями формирующегося научного познания выступали не только космоцентризм и античный материализм (Милетская школа, Гераклит, Демокрит), но и оперирование числами (Пифагор), оттачивание понятийного способа мышления в доказательствах незыблемости и абсолютности бытия (элеаты).

Расцвет философии в подлинном смысле слова связан с выдвижением Сократом проблемы человека. Его знаменитые метод «майевтика» и ирония способствовали раскрепощению сознания, хотя не все ученики Сократа оказались готовыми продолжать эту традицию. Если киник Антисфен отрицал все принимаемые сверху законы, исходя из приоритета самой природы, то Платон, первый систематизатор идеализма, абсолютизирует государство. Вместе с тем вскрывается внутренняя порочность «крайней свободы» демократии, удалившейся от идеала справедливости. Аристотель систематизирует наличное научное знание, развивает теорию познания, закладывает основы формальной логики и этики, ратует за самореализацию человека.

В эпоху эллинизма на первый план выходят проблемы этики, тематика индивидуального спасения (эпикурейцы, стоики); усиливаются сомнения в существовании сколько-нибудь надежного критерия истины (скептики); происходит возврат к идеям Платона, мифу и религии (неоплатонизм).

 

Темы рефератов, докладов.

1. Первые натурфилософские школы древней Греции.

2. От Пифагора к Платону: становление образа Античного Космоса.

3. Античный атомизм.

4. Проблема бытия в философии Древней Греции.

5. Социально-политическое учение Аристотеля и теория государства Платона: сравнительный анализ.

6. Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.

7. Рок и судьба в мировоззрении древнего эллина.

8. Учение Эпикура о преодолении страха.

 

Вопросы для самоконтроля.

15. Каковы отличительные характеристики греческого мировоззрения представленного в первых философских учениях? Какие категории античной философии являются главными ценностными ориентирами в мировоззрении древнегреческого общества?

16. Какая проблема является общей для философских учений досократиков?

17. Можно ли считать Парминида «первым подлинным философом» на основании, что он требовал «не прорицать, а доказывать»?

18. «Человек есть мера всех вещей» – кому принадлежало это высказывание?

19. Какова роль риторики и софистики в становлении философии в целом и политики в частности?

20. Почему Сократ является актуальной вечной проблемой в философии, а его жизнь и ученье становятся предметом неоднозначных оценок?

21. Определите общность и различие в философии Платона и Аристотеля.

22. «Каждый человек от рождения стремиться к знанию». Почему Аристотель начинает свой трактат «Метафизика» с этого тезиса?

23. В чем заключается принципиальное отличие социально-политического учения Аристотеля от теории государства Платона?

24. Какие ценности становятся определяющими для эллинистического философа?

25. Каковы принципиальные различения эпикурейской и стоической философии?

26. Определите характерные особенности и роль философии неоплатонизма.

 

 

Найдите в справочной литературе нижеприведенные термины и запишите их в философский словарь: «архе», натурфилософия, бытие, космология, софисты, скептицизм, стоицизм,, неоплатонизм, картина мира, фатализм, душа, судьба, добродетель, мера, атомизм.

Средневековая философия

· Теоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья.

· Основные этапы средневековой философии: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Абеляр, Фома Аквинский).

· Разделение философии и теологии. Смысл «правила бритвы». Доказательная наука и опыт(Уильям Оккам).

· Особенности Арабской философии (Авиценна, Аверроэс).

 

Литература:

 

a. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.. 1992.

b. Философия средневековья. Хрестоматия. Кн. 1. СПб., 1994.

c. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

d. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб., 1994. - Т.2.

e. Хомяков М.Б. Иоанн Скотт. Эриугена и рождение схоластики // Вопросы философии. 2000. -№ 1.

f. Сагадеев А. Ибн -Сина.- М., 1985.

g. Опыт тысячилетия, Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы идеалы.-М., 1996

h. Боргош Ю. Фома Аквинский.- М., 1975.

i. Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. – М., 1998.

j. Хейзинга Й. Осень средневековья. – М., 1993.

 

Первоисточники:

1. Антология мировой философии.- М., 1969. Т. 1. Ч.2.

2. Аль-Фараби. О разуме и науки. – Алма-Ата, 1975.

3. Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат. -Минск, 1999.

4. Авиценна. Книга знания: Избр. Философские произведения. – М., 1999.

5. Ибн Рущд. Опровержения опровержения. – М., 1999.

6. Фома Аквинский. Сумма теологии I-II Вопрос 18. Облаге и зле применительно к человеческим действиям вообще // Вопросы философии. – М., 1997. - № 9.

7. Оккам У. Избранное – М., 2002.

 

Рекомендации по изучению темы:

 

Средневековье - это целое тысячелетие, начала и концы которого имеют очертания конкретных исторических событий: падение Рима (476 г.) и падение Византии (1453). Изучая тему «Средневековая философия», следует уяснить сугубо религиозный, теоцентричный ее характер. Бог оказывается в центре внимания философов, представлявших как патристику, включая Августина, так и схоластику, включая Фому Аквинского.

Средневековое мышление, в т. ч. и мышление философское, обладало рядом отличительных особенностей. Пожалуй, главная из них - теоцентризм. Авторитетом истины становилось только то, что было освящено Библией и трудами святых отцов. Средневековое мышление отличалось также психологической самоуглубленностью.

К типологическим чертам средневекового мышления определенно относится историзм (правда, эсхатологический), обусловленный христианской идеей неповторимости событий, их единичности, вызванной уникальностью факта явления Христа как начала истории.

Символизм - еще одна особенность средневекового мышления. Постижение смысла божественных символов - основная задача любого - и " светского", и религиозного - мыслителя.

Однако не следует отождествлять религию и философию. Свободная мысль проявилась и в углубленном анализе внутреннего мира личности, и в догадке о том, что познание необходимости есть существенный момент свободы человека, и в споре между реалистами и номиналистами. Провозглашенная Фомой Аквинским идея гармонии веры и разума способствовала снижению религиозной нетерпимости.

 

Темы рефератов, докладов.

 

1. Античная и средневековая философии: общее и особенное.

2. Креационизм и представления о мире в средневековой философии.

3. Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой философии.

4. Отличие теологии от философии в осмыслении сути мироздания.

5. Августин Блаженный – «первый современный человек».

6. Представление о Боге - ядро средневекового мировоззрения.

7. Учение Аль-Фараби о государстве.

8. Социально - этические взгляды Аль-Фараби.

9. 7 Взгляды Ибн-Сины на медицину и естествознание.

 

Вопросы для самоконтроля.

10.Какие ценности античного мировоззрения становятся предметом критики в христианской религии и теологии? Почему?

11.Какой принцип становится системообразующим для христианского мировоззрения?

12.Какими христианскими догматами задаются границы философской рефлексии?

13.Постановкой каких проблем и задач определяется периодизация средневековой философии? Какое значение они имеют для определения статуса философии? Назовите наиболее характерные для каждого периода философские учения.

14.Какая главная проблема объединяет многообразие философских учений в средние века в мировоззренческую целостность?

15.Как связаны философские идеи и естественнонаучное знание в арабской философии?

16.В чем суть схоластического спора об универсалиях между реалистами и номиналистами?

 

 

Найдите в справочной литературе нижеприведенные термины и запишите их в философский словарь: теология, гностицизм, вера, разум, номинализм, реализм, концептуализм, креационизм, провиденциализм, перипатетизм, суфизм.

Философия эпохи Возрождения

· Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм – отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения.( Ф.Петрарка, Пико делла Мирандола, Н. Кузанский, Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей и др.)

· Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М.Лютер, Ж.Кальвин). Принципы протестантской этики.

· Утопизм как ранняя форма ненаучного прогнозирования (Т.Мор, Т.Кампанелла).

· Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума.

 

Литература:

1. Баткин Л.И. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989.

2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. -М., 1980.

3. Чанышев А.Н. Возрождение и Джордано Бруно // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2002. -№ 1.

4. Гайденко П.П. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей // Вопросы философии. 2002. -№ 7.

5. Борхес Х.Л. Девять эссе о Данте. // Вопросы философии, 1994, №1.

6. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты. – М., 1991. –С. 251-301.

Первоисточники:

1. Данте А. Божественная комедия. (Любое издание)

2. Мирандола Пико. Речь о достоинстве человека. - В кн.: Эстетика Ренессанса. Антология в 2 т. – М., 1981, –Т.1. или в кн.: Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001 –С.265–284.

3. Николай Кузанский. О достижении мудрости. Об ученом незнании. О возможности бытия. // Кузанский Н. Сочинения в 2 т., – М., 1980.

4. Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. – М., 1989. или Лоренцо Валла. О наслаждении. / В кн.: Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001 –С.137–166.

5. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. // Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М., 1987. или он же В кн.: Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001 –С.395–479.

6. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. – М., 1953 или Бруно Дж. Избранное – Самара, 2000.

7. Бруно Д. Изгнание торжествующего зверя. О причине, начале и едином. -Минск, 1999.

8. Мор Т. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда III. – М., 1998.

9. Петрарка Ф. Книга о делах повседневных. О средствах против счастливой и несчастливой судьбы. // Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001 –С.3–39.

Рекомендации по изучению темы:

В теме «Философия Возрождения» особое внимание следует обратить на объективные процессы утверждения буржуазных отношений, накопление новых знаний об античной культуре. Все это привело к возникновению гуманизма как мощного идейного движения, ориентирующегося на свободного и гармонично развивающегося человека. Постулирование творческой сущности человека: он никому не подражает, ни Богу, ни природе, он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно. Культ художника-творца занимает особое место в культуре Ренессанса.

По-новому начинают звучать космологические, натурфилософские мотивы, что, в конечном счете, привело к торжеству пантеизма и диалектики в учениях И. Кузанского и Дж. Бруно.

Антисхоластика: стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы. С этой точки зрения особое значение имела Реформация, движение в пользу религиозных реформ (МЛютер, Ж.Кальвин).

 

Темы рефератов, докладов.

 

1. Состоялось ли возрождение античных идей в эпоху Возрождения?

2. Человеческая и философская судьба Дж.Бруно.

3. Основания ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.

4. Принцип согласия всех учений Пико де ла Мирандолы.

5. Проявления секуляризации в философии Возрождения.

6. Социальный утопизм Т. Мора.

7. Социально-политические взгляды Н. Макиавелли.

8. Концепция «ученого незнания» Н. Кузанского.

9. Философские идеи Возрождения и их место в историко-философском процессе.

10. Реформация и контрреформация.

Вопросы для самоконтроля.

 

1. Определите социокультурный смысл понятий «гуманизм» и «возрождение».

2. Какой принцип становится определяющим для формирования возрожденческой картины мира? Как философия Возрождения относится к античной философии и схоластике?

3. В каких категориях выражается самосознание человека эпохи Возрождения?

4. Какие новые ценности утверждаются и обосновываются в философских учениях гуманистов?

5. Определите основания полемики М. Лютера и Э. Ротердамского о свободе и о рабстве воли.

6. Какое значение для мировоззрения этого времени имели социально-политические утопии?

 

 

Найдите в справочной литературе нижеприведенные термины и запишите их в философский словарь: гуманизм, антропоцентризм, космология, пантеизм, реформация, утопия.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 947; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.105 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь