Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Доводы касательно места складывания рук в молитве




Теперь, с позволения Всевышнего Аллаха, после упомянутого введения приведём все доводы на мнения по поводу конкретизации места складывания рук на теле.

Доводы о складывании рук под пупком:
Самый главный аргумент сторонников этого мнения, а в частности ханафитов, это следующее сообщение:
- Сообщается, что ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Из числа Сунны в молитве – это класть одну ладонь на другую под пупком”. Абу Дауд 756, ‘Абдуллах ибн Ахмад в “Зауаид аль-Муснад” 1/110, ад-Даракъутни 1/325.
Однако следует отметить, что данный хадис является слабым по единогласному мнению учёных, включая и большинство ханафитов, за исключением некоторых поздних представителей этого мазхаба.
Все версии этого хадиса передаются через одного отвергаемого передатчика по имени ‘Абду-р-Рахман ибн Исхакъ аль-Уаситы аль-Куфи.
Имам Ахмад и Абу Хатим сказали о нём: “Его хадисы отвергаемые, неприемлемые (мункар)”.
Яхья ибн Ма’ин и аль-Байхакъи сказали о нём: “Он матрук”.
Также аль-Бухари, ан-Насаи, Абу Дауд, Я’къуб ибн Суфьян, Ибн Хиббан и др. назвали его слабым. См. “ад-Ду’афа” 21, “ат-Тахзиб” 6/336-337.
Также в иснаде этого хадиса и другая проблема, а это передатчик по имени Зияд ибн Зейд ас-Сууаи, которого имам Абу Хатим назвал неизвестным (маджхуль). См. “аль-Джарх уа-тта’диль” 3/549.
Это что касается передатчиков.
А вот слова имамов непосредственно про сам хадис:
Имам Абу Дауд после того, как привёл этот хадис от ‘Али, сказал: “Я слышал, как Ахмад ибн Ханбаль считал слабым ‘Абду-р-Рахмана ибн Исхакъа аль-Куфи”. См. “ас-Сунан” 1/327.
Имам аль-Байхакъи, приведя этот хадис, сказал: “Иснад его не является достоверным, так как в передачи этого хадиса уединился ‘Абду-р-Рахман ибн Исхакъ аль-Уаситы, который является матруком! ” См. “ан-Насб ар-рая” 1/314.
Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Этот хадис не является достоверным”. См. “ат-Тахкыкъ фи ахадис аль-хиляф” 1/339.
Имам ан-Науауи передал единогласное мнение, что данный хадис является слабым, сказав: “Этот хадис приводят ад-Даракъутни, аль-Байхакъи и другие, и учёные единогласны в его слабости”. См. «аль-Маджму’» 3/313.
Также ан-Науауи сказал: “Что касается слов от ‘Али, да будет доволен им Аллах: «Из числа Сунны в молитве – это класть одну ладонь на другую под пупком», то этот хадис является слабым, относительно слабости которого есть единогласное мнение”. См. “Шарх Сахих Муслим” 4/94.
Также из числа имамов, указавших прямо на то, что этот хадис не является достоверным: Ибн ‘Абдуль-Барр, Ибн аль-Муляккъин, Ибн Хаджар, Бадруддин аль-‘Айни, аз-Захаби, Ибн ‘Абдуль-Хади, и др. См. “ат-Тамхид” 20/75, “ат-Таудых” 6/641, “Фатхуль-Бари” 2/632, “Умдатуль-Къари” 5/279, “ат-Танкых” 2/148.
Сказал шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади: “Этот хадис от ‘Али (о складывание рук под пупком) использовали в качестве довода те, кто сказал, что следует складывать руки под пупком, а это: Абу Ханифа, Суфьян ас-Саури, Исхакъ ибн Рахауайх и Абу Исхакъ аль-Маруази из числа шафиитов. Однако тебе стало известно, что этот хадис является слабым и неприемлем в качестве аргумента”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 2/456.
Плюс ко всему сказанному, данное сообщение от ‘Али противоречит тому, что достоверно передаётся от него самого, о чём будет сказано с дозволения Аллаха в следующем разделе.

Следующий довод сторонников этого мнения:
- Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: “Складывание рук в молитве под пупком (из Сунны)”. Абу Дауд 758, Ибн Хазм 4/158.
С этим сообщением дело обстоит точно так же, как и с предыдущим сообщением от ‘Али, оно не является достоверным, потому что в нём тот же самый неприемлемый передатчик, что и в хадисе от ‘Али по имени ‘Абду-р-Рахман ибн Исхакъ аль-Уаситы аль-Куфи.
Перед тем, как привести этот хадис в своём сборнике, имам Абу Дауд сказал: “Об этом передаётся и от Абу Хурайры, однако это не является сильным”. См. “ас-Сунан” 1/327.
Поэтому хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Это (возложение рук под пупком) также передают от ‘Али, Абу Хурайры и ан-Наха’и, но это не является достоверным от них”. См. “ат-Тамхид” 20/75.

Также в качестве довода на это мнение ханафиты приводят следующее сообщение:
- Сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Из числа пророческого нрава – это возложение правой руки на левую под пупком”.
Это сообщение без какого-либо иснада привёл Ибн Хазм в «аль-Мухалля» 4/113.
И как сказали Мухаммад Хаят ас-Синди, Ахмад Шакир, аль-Мубаракфури, Бакр Абу Зейд и др, у этого сообщения вообще нет иснада! См. “Фатх аль-Гъафур” 57, “Та’ликъат ‘аля аль-Мухалля” 4/113, “Тухфатуль-ахуази” 2/88, “Ля джадид фи ахкам ас-саля” 29.
Даже ханафитский имам – Ибн Нуджайм сказал, упомянув этот хадис: “Однако исследователи не знают такого хадиса ни в форме маукъуф (от сподвижника), ни в форме марфу’ (от Посланника)”. См. “аль-Бахр ар-раикъ” 1/583.
Также такой хадис, только от Посланника (мир ему и благословение Аллаха) привел ханафитский имам Ибн Маудуд аль-Маусыли. Однако исследователи этой книги во главе с Шу’айбом аль-Арнаутом сказали, что на самом деле данный хадис с достоверным иснадом передаётся без слов: «под пупком». См. “аль-Ихтияр” 1/163.
Также подобный хадис от Анаса приводит уже с иснадом имам Ибн ‘Ади в своем труде «аль-Камиль» о слабых передатчиках, однако в этой версии также нет слов: «под пупком». К тому же в этом иснаде слабый передатчик по имени Хафс ибн Сулейман, о котором сам Ибн ‘Ади сказал, упомянув данный хадис: “В нём Хафс ибн Сулейман, большинство хадисов которого не являются пригодными”. См. “аль-Камиль фи-дду’афа” 3/275.

Также в качестве довода на это мнение ханафиты приводят следующее сообщение:
- Уаиль ибн Худжр (да будет доволен им Аллах) сказал: “Я видел, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха), совершая молитву, клал правую руку на левую под пупком”.
Этот хадис ханафиты приписывают к сборнику «аль-Мусаннаф» Ибн Аби Шейбы, говоря, что иснад его хороший. К примеру, это говорит Къасим ибн Къатлюбгъа в книге «Тахридж ахадис аль-Ихтияр» и ан-Ниймауи в «Асар ас-Сунан».
И весьма удивительным образом поступил ханафит с Индии – Мухаммад ибн ‘Али ан-Ниймауи, который в своей книге «Асар ас-Сунан» назвал все хадисы про складывание рук на груди слабыми, но в то же время назвал достоверным данный хадис, который не содержится в сборнике «аль-Мусаннаф» Ибн Аби Шейбы.
В действительности, как сказали шейхи Мухаммад Хаят ас-Синди, Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади, Мухаммад аль-Мубаракфури и др. в достоверных рукописях сборника «аль-Мусаннаф» имама Ибн Аби Шейбы вообще нет такого хадиса от Уаиля со словами: «под пупком».
И даже современники из числа ханафитов во главе с Шу’айбом аль-Арнаутом, проводившие исследование книги «аль-Ихтияр» сказали касательно данной добавки в хадисе: “Мы вернулись к сборнику «аль-Мусаннаф», который издан и напечатан и который находится у нас в рукописях, и мы не нашли в нём такого предложения со словами: «под пупком»”. См. “Та’ликъат ‘аля аль-Ихтияр” 1/164.
Это и есть все доводы касательно желательности возложения рук под пупком во время молитвы, из которых нет ни одного достоверного сообщения.

Доводы о складывании рук на груди:
Что касается основных аргументов тех, кто считал, что руки во время молитвы следует складывать именно на груди, то ими являются три хадиса и один асар от ‘Али:
- Первый хадис:
Уаиль ибн Худжр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я совершал молитву вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он клал правую руку на левую руку у себя на груди”. Ибн Хузайма 479, аль-Байхакъи 2/30.
Хадис с таким же смыслом в более длинной версии привёл также аль-Баззар в своём Муснаде. См. “Кашф аль-астар” 1/140.
Имам ас-Сан’ани сказал про данный хадис Уаиля: “В этом хадисе доказательство на то, что узаконено класть руки в молитве так, как об этом говорится в хадисе, и место рукам – это грудь”. См. “Субулю-с-Салям” 2/184.

- Второй хадис:
Къабиса ибн Хульб передал со слов своего отца – Хульба ат-Таи, который сказал: “Я видел, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) покидал молитву, поворачиваясь через правую сторону и левую. И я видел, как он складывал руки на груди”. Ахмад 5/226, ад-Даракъутни 1/295, аль-Байхакъи 2/29.

- Третий хадис:
Со слов Таууса сообщается, что он сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы возлагал правую руку на левую на своей груди”. Абу Дауд 759.

- Асар от ‘Али:
Ибн Джарир ад-Дабби передал со слов своего отца: “Я видел, как ‘Али, да будет доволен им Аллах, брал правой рукой левую на запястье выше пупка”. Абу Дауд 757, аль-Байхакъи 2367.
Шейх аль-Мубаракфури про этот асар от ‘Али сказал: “Внешне смысл хадиса указывает на то, что под словами «выше пупка» речь идёт о складывании на груди или возле груди, как об этом говорится ясно в хадисе от Уаиля ибн Худжра”. См. “Тухфатуль-ахуази” 2/82.
Это и есть основные доводы имамов, считавших, что руки следует складывать во время молитвы именно на груди.
Что касается разбора достоверности упомянутых хадисов, то с дозволения Аллаха это подробно будет рассматриваться в следующих главах.

Следует отметить, что сторонники этого мнения также опирались на некоторые асары от ‘Али и Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах) касательно толкования аята: «Так совершай же молитву ради своего Господа и заколи» (аль-Каусар 108: 2).
Передаётся, что ‘Али ибн Аби Талиб об этом аяте сказал: “Т.е. положить правую руку на левую и сложить их на груди во время молитвы”. Ибн Аби Шейба 1/309, аль-Бухари в “ат-Тарих” 6/437, ат-Табари 24/690.
Кстати, следует отметить, что имам аль-Хаким упомянув, что сподвижники разногласили касательно толкования данного аята, сказал: “Лучшее, что было сказано по этому поводу – это слова ‘Али ибн Аби Талиба”, после чего привёл две версии от него с таким же смыслом. См. “аль-Мустадрак” 2/537.
Однако хафиз Ибн Касир сказал про данное сообщение от ‘Али, что оно не является достоверным, и что правильное толкование аята: соверши праздничную молитву (аль-‘ид) и принеси жертвоприношение (удхия). См. “Тафсир Ибн Касир” 6/236.
С точно таким же смыслом передаётся сообщение и от Ибн ‘Аббаса, в котором сказано, что смысл обсуждаемого аята в складывании рук выше груди. Но это сообщение также является слабым. А шейх Бакр Абу Зейд сказал: “А что касается сообщения от Ибн ‘Аббаса про складывание рук выше груди под горлом, то это не является достоверным. И поэтому складывание рук выше груди под бородой является новоявленным методом, на который не указывает ни Сунна, ни асар, ни приемлемое мнение”. См. “Ля джадид фи ахкам ас-саля” 33.

Также сторонники мнения о желательности возложения рук на груди в качестве довода опирались на косвенные хадисы, как упоминавшийся ранее хадис: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы клал правую ладонь на внешнюю часть кисти, запястья и предплечья”. Абу Дауд 727, ан-Насаи 889. Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, ан-Науауи, Ибн аль-Къайим и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Хуляса” 1/356, “Тухфа аль-мухтадж” 1/335, “Сахих Сунан Аби Дауд” 717.
Они говорили, мол, каким образом можно будет воплотить установленную Сунну, как возложение правой руки на левую именно так, что твоя правая ладонь охватит кисть, запястье и предплечье левой, если ты будешь складывать руки под пупком?
Сказал аль-Альбани, приведя этот хадис в качестве довода на то, что руки следует складывать именно на груди: “Хоть в этих хадисах прямо не упоминается место складывания рук, это извлекается из его смысла. Ведь если ты станешь воплощать тот смысл, что передаётся в этом хадисе, то вынужден будешь сложить руки на своей груди или близко к этому месту. И это следует из возложения правой руки на внешнюю часть кисти, запястья и предплечья. Попробуй сделать то, что я сказал, и ты увидишь, что это и есть правильное мнение”. См. “Асль сыфа ас-саля” 1/218.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “То, что передаётся касательно этого мнения (складывания рук на груди), содержит в себе разногласия, однако хадис от Сахля ибн Са’да, что приводится у аль-Бухари, внешне также усиливает то, что руки следует класть на груди”. См. «Шарх аль-мумти’» 3/36.

Что же касается всех прочих мнений, как: опускание рук; или разделение между женщиной и мужчиной, мол, женщина держит руки на груди, а мужчина под пупком; или такая конкретизация, что руки следует держать выше пупка, но обязательно ниже груди, - то нет на эти мнения прямых доводов даже в виде слабых хадисов. Шейх Шамсуль-Хаккъ Азым Абади сказал: “Мурсаль Таууса, а также хадисы Хульба и Уаиля указывают на желательность складывания рук на груди, и это является истиной. А что касается складывания рук под пупком или над пупком, то нет на этот счёт достоверного хадиса от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)! ” См. «‘Аунуль-Ма’буд» 2/462.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 984; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь