Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Границы долга повиноваться закону



Каковы пределы обязанности соблюдать законы? Должны ли мы всегда, в любых обстоятельствах повиноваться любо­му закону (даже если этот закон явно глуп или крайне неспра­ведлив)?

В философии права существуют различные точки зрения на эту проблему. Сторонники правового абсолютизма полагают, что всеобщий долг повиноваться закону является всеобщим, в смысле «не допускающим исключений». Эта позиция пред-


ставлена в диалоге Платона «Критон», где Сократ, будучи не­справедливо приговорен к смерти, отказывается бежать из тюрь­мы, утверждая, что гражданин имеет право критиковать законы и убеждать государство изменить их, но никогда не имеет права на неповиновение. Сходная точка зрения была высказана и Ав­раамом Линкольном в его речи «О сохранении наших политиче­ских институтов», где он призывал к абсолютному повинове­нию до тех пор, пока несправедливый закон не отменен.

Другой крайностью является позиция философского анар­хизма, о котором уже говорилось выше. Согласно этой точке зрения, веления совести всегда важнее обязанности повиновать­ся законам, следовательно, повиноваться закону или нет — это дело личного нравственного решения. По сути, эта точка зрения означает отрицание обязанности повиноваться законам как та­ковой, так как в случае, когда закон справедлив, вполне доста­точно нравственной обязанности, продиктованной совестью.

Активным защитником этой точки зрения был Генри Дэвид Торо (1817-1862), который писал: «Должен ли гражданин хотя бы на мгновение или в самой малой степени передавать свою совесть законодателю? Зачем тогда у каждого человека есть совесть? Я думаю, что мы должны быть в первую очередь лю­дьми и лишь затем подданными. Нежелательно культивиро­вать уважение к закону, а также к праву. Единственная обязан­ность, которую я имею право принять, ^- это делать то, что я в любое время считаю правильным»*.

Привлекательность этого утверждения в том, что оно кажет­ся просвещенной, критической позицией мыслящего и нравст­венного человека, вдумчиво подходящего к закону и готового сопротивляться несправедливости. Однако при более вниматель­ном чтении позиция Г. Д. Торо окажется равнозначна глубоко­му индивидуализму в вопросах нравственности и даже анархиз­му. По аналогии с правовым абсолютизмом такой подход мож­но назвать абсолютизмом индивидуальной совести.

Разумно предположить, что истина находится где-то посре­дине этих двух крайних точек зрения. Большинство людей, ви­димо, согласятся с тем, что они не обязаны в любой ситуации

* Thoreau H. D. Walden and Civil Disobedience. — New York and London:

Penguin Publishers, 1983. — P. 387.


6 Философия права-2


 


подчиняться любому закону. Но помимо того, что мы не обяза­ны всегда подчиняться несправедливому закону, мы не обяза­ны всегда подчиняться даже справедливым законам.

Иногда в интересах общего блага даже следует нарушить справедливый закон. Если необходимо пойти на небольшое нарушение правил дорожного движения, чтобы спасти жизни людей, — только нравственный идиот не сделает этого.

Помимо законности и справедливости, в мире есть и другие ценности, которые иногда перевешивают. Бывают случаи, ког­да нарушение закона является меньшим злом (но это не отме­няет долга повиноваться законам, так же как ситуации, в кото­рых приходится лгать (для спасения жизни) или убивать (что­бы предотвратить гибель многих людей), не отменяют нравст­венного запрета на ложь и убийство).

Но когда именно, в каких условиях позволительно не пови­новаться законам, и в чем может выражаться это неповинове­ние? Между правовым абсолютизмом и философским анархиз­мом есть много промежуточных теорий, которые определяют эти условия по-разному. Неповиновение закону может быть как насильственным (в виде бунтов или революции), так и не­насильственным. Сторонники самых различных взглядов (кон-фуцианцы, Фомы Аквинского, якобинцы, современные либе­ралы) полагали, что в определенных условиях (тирания, край­няя несправедливость законов) у народа есть право на воору­женное восстание против существующего государства.

В недемократических обществах у народа не было мирных средств изменить несправедливые законы. Сейчас, когда такие возможности есть, вопрос об условиях и границах неповинове­ния закону обсуждается, в основном, в русле дискуссий по проблеме гражданского неповиновения.

Проблема гражданского неповиновения

Гражданское неповиновение можно определить как созна­тельное, принципиальное нарушение закона в знак протеста против его несправедливости. Гражданское неповиновение но­сит мирный, ненасильственный характер.

Само понятие «гражданское неповиновение» было, види­мо, впервые употреблено Генри Дэвидом Торо в 1849 г., в ра-


боте «Гражданское неповиновение», где он обосновывал свой отказ платить налоги нежеланием финансировать несправед­ливую войну США против Мексики. В России к гражданскому неповиновению, в том числе неуплате налогов, призывали де­путаты II Государственной Думы, после ее роспуска в 1906 г. Наиболее известными примерами гражданского неповинове­ния являются также знаменитая кампания Махатмы Ганди (1869-1948) против британского владычества в Индии и дви­жение за гражданские права в Соединенных Штатах Америки в 1950-1960-е гг. во главе с Мартином Лютером Кингом (1929-1968).

Стратегия гражданского неповиновения является довольно спорной. В частности, во время движения за гражданские пра­ва (прежде всего против расовой дискриминации чернокожего населения) в Америке многие прогрессивно настроенные лю­ди, симпатизировавшие целям движения, тем не менее не одо­бряли его методы.

Известный правовед Луис Волдмэн писал по этому поводу:

«Те, кто утверждают, что они имеют права согласно Конститу­ции и законам на ее основе, должны соблюдать эту Конститу­цию и законы, чтобы эта Конституция сохранилась. Они не дол­жны быть разборчивыми: они не могут сказать, что будут под­чиняться тем законам, которые они считают справедливыми, и отказываться подчиняться тем законам, которые считают не­справедливыми <...> Я утверждаю, что подобная доктрина не только противозаконна и уже по одной этой причине должна быть отброшена, но что она также аморальна, разрушительна для принципов демократии и угрожает тем самым гражданским правам, которые доктор Кинг стремится защищать»*.

Волдмэн прав в /том смысле, что неповиновение закону, особенно когда правовая система в целом справедлива, подры­вает уважение к тем ценностям, которые защищает законода­тельство и к которым призывают сторонники гражданского неповиновения. Гражданское неповиновение возможно только в странах с достаточно «мягким» политическим режимом. Ес­ли бы Индия была колонией не либеральной Англии, а, допус-

* Цит. по: Rachels J. The Elements of Moral Philosophy. — New York:

McGrawHill, 1993. —P. 153.


тим, фашистской Германии, Ганди и его сторонники были бы просто мгновенно уничтожены.

В условиях же конституционной демократии народ может добиваться изменений в законодательстве законным путем (участвуя в выборах, демонстрациях, СМИ и т. д.) Некоторые противники идеи гражданского неповиновения утверждают, что в условиях демократии обязанность повиноваться закону безусловна. Сторонники гражданского неповиновения, по мне­нию критиков, выражают свою приверженность идеалам демо­кратии, конституционализма и законности, но, не повинуясь отдельным законам, сами же их подрывают.

Сам М. Л. Кинг в ответ на подобные возражения указывал, что зло, против которого направлено его движение, настолько серьезно и распространено, что не поддается обычным демо­кратическим методам борьбы, и поэтому гражданское непови­новение оправдано как «последнее средство», когда все ле­гальные способы изменить законодательство исчерпаны. Те, кто участвует в таких кампаниях, должны быть готовы постра­дать за правое дело: не уклоняться от тюремного заключения и других наказаний.

Возможны и более философские обоснования права на гражданское неповиновение. М. Л. Кинг также апеллировал к теории естественного права. Он писал: «Могут спросить:

„Как вы можете призывать нарушать одни законы и повино­ваться другим? ". Ответ состоит в том, что есть два типа зако­нов: справедливые и несправедливые. Я буду первым призы­вать к повиновению справедливым законам. Есть не только правовая, но и нравственная обязанность повиноваться спра­ведливым законам. Соответственно, имеется нравственная обя­занность не повиноваться несправедливым законам. Я согла­сен со св. Августином, что „несправедливый закон — это во­обще не закон". Но в чем разница между ними? Как опреде­лить, справедлив закон или нет? Справедливый закон — это принятое людьми установление, соответствующее закону нрав­ственности или закону Бога. Несправедливый закон — это установление, не гармонирующее с законом нравственности. Говоря словами Фомы Аквинского, несправедливый закон — это человеческий закон, не укорененный в вечном законе или естественном праве. Любой закон, который возвышает челове-


ческую личность, справедлив. Любой закон, который унижает человеческую личность, несправедлив. Все законы о расовой сегрегации несправедливы, потому что сегрегация уродует душу и вредит личности»*.

Некоторые сторонники гражданского неповиновения при­бегают к аргументации в ее пользу на основе теории обще­ственного договора или «принципа честности» (не всегда чет­ко разграничивая их).

Например, Джеймс Рейчелс пишет: «Почему мы вообще имеем обязанность повиноваться закону? Согласно теории об­щественного договора, потому что каждый из нас участвует в сложном соглашении, в котором мы получаем некоторые блага в обмен на некоторые тяготы. Блага — это блага общест­венной жизни: мы спасаемся от естественного состояния и жи­вем в обществе, в котором находимся в безопасности и имеем основные права в рамках закона. Для того, чтобы получить эти блага, мы соглашаемся со своей стороны поддерживать те ин­ституты, которые делают их возможными. Это означает, что мы должны повиноваться закону, платить налоги и так да­лее — это то бремя, которое мы принимаем на себя.

Но что если дела устроены так, что одна группа людей в об­ществе не получает прав, которыми пользуются другие? <...> Если лишение этих прав достаточно распространено и до­статочно систематично, нам приходится сделать вывод, что условия общественного договора не соблюдаются. Значит, если мы будем продолжать требовать, чтобы обездоленная группа соблюдала закон и уважала общественные институты, мы будем требовать, чтобы они принимали на себя бремя социального устройства, несмотря на то, что они лишены его благ»**.

Эти доводы позволяют Дж. Рейчелсу сделать радикальный вывод: «...гражданское неповиновение является не нежелате­льным „последним средством" для обездоленных групп, а са­мым естественным и разумным способом выражения протеста. Ибо, когда их лишают их доли благ общественной жизни, ли­шенные прав по сути освобождаются от условий договора, ко-

* King М. L. Letter From a Birmingham Jail // Р. R. Struhl, K. J. Struhl. Phi­losophy Now. An Introductory. — New York: Random House, 1972. — P. 565. ** Rachels J. Op. cit., p. 154.


торый в ином случае требовал бы от них поддерживать ту сис­тему, которая делает эти блага возможными»*.

Джон Ролз также исходит из договорной теории обяза­тельств, но занимает менее радикальную позицию. Он считает, что, если государство нарушает свои обязательства по гипоте­тическому договору, обязанность повиноваться такому госу­дарству исчезает. Тогда, в особо оговоренных обстоятельст­вах, гражданское неповиновение будет оправдано. Ибо сторо­ны в «начальной позиции» не согласились бы лишить одну из социальных групп базовых свобод и равенства возможностей, так как они сами могут оказаться членами этой группы, когда «занавес неведения» будет поднят.

Как мы уже видели, Ролз полагает, что существует не толь­ко естественный долг подчиняться справедливым законам, но и (в некоторых пределах) долг повиноваться законам неспра­ведливым. В обществе, которое «хорошо организовано и поч­ти справедливо», мы должны мириться с некоторым количест­вом несправедливости. Только когда несправедливости стано­вится достаточно много, гражданское неповиновение оправда­но. В любом большом обществе будут обиды (обоснованные и нет) по поводу распределения богатства, незаслуженных при­вилегий, несправедливости или беззакония. Некоторые из этих несправедливостей будут сравнительно незначительньми, не­которые достаточно серьезными. Тем не менее большинство данных проблем может решаться в рамках законного демокра­тического процесса.

Первым условием, оправдывающим гражданское неповино­вение, должно быть наличие «серьезной и явной несправедли­вости»**. Таким образом, гражданское неповиновение должно заключаться только лишь в протесте против серьезных нару­шений двух принципов, принятых в «начальной позиции»:

первого принципа («принципа свободы» — максимум основ­ных свобод для каждого) и второй части второго принципа (то есть честного равенства возможностей).

Социально-экономические несправедливости не являются основанием для гражданского неповиновения, так как сущест-

* Ibid.

•* RawlsJ. A Theory of Justice, p. 372.


вует настолько большой разброс мнений относительно того, когда социально-экономическое неравенство перерастает в не­справедливость, что невозможно определить, в каком случае неповиновение будет обосновано. Поэтому, допустим, протес­товать против явно несправедливых налогов надо демократи­ческим законным путем (если только эти налоги не покушают­ся на основные свободы, например, налог на религиозную группу или национальное меньшинство).

Во-вторых, по мнению Ролза, для того, чтобы гражданское неповиновение было оправдано, необходимо, чтобы все закон­ные меры воздействия были уже безуспешно использованы.

Что касается сторонников утилитаризма, то, отвергая тео­рии общественного договора, они обосновывают право на граж­данское неповиновение, сопоставляя последствия неповинове­ния с последствиями повиновения. Если позитивные последст­вия неподчинения законам перевешивают положительные сто­роны подчинения, мы освобождаемся от долга повиновения закону.

В современной философии права связь между идеей закона и долгом повиновения закону еще очень неясна, хотя дискус­сии последних десятилетий позволили более четко представить данную проблему. Единственное, в чем намечается консенсус, это в том, что есть пределы власти закона и обязанность пови­новения ему не является безусловной.


Тема IV. ПРЕДЕЛЫ ПРАВА

Свобода, толерантность и право на частную жизнь. Доклад комиссии Волфендена

Все, кроме анархистов, понимают, что абсолютная свобода невозможна, и регулировать поведение людей с помощью за­конов необходимо. Но каковы должны быть основания для ограничения свободы людей? И каковы пределы вмешательст­ва государства в жизнь граждан? Например, можно ли исполь­зовать закон для укрепления морали в обществе? Может ли го­сударство определять, что следует считает морально допусти­мым? Являются ли индивиды лучшими судьями, когда дело касается их собственных интересов. Может ли государство с помощью закона препятствовать такому поведению индиви­да, которое угрожает ему самому? Имеет ли государство право применять силу закона во имя блага индивидов, даже если они сами этого не хотят? Все это очень важные и глубокие вопро­сы, которые будут рассмотрены в данной главе.

До 1950-х гг. во всем мире гомосексуализм, проституцию, порнографию и аборты считали уголовными преступлениями. В Великобритании дебаты по этому поводу начались в 1957 г., когда так называемая комиссия Волфендена обратилась к пра­вительству с рекомендациями о том, что частная проституция должна быть разрешена, но публичное зазывание клиентов за­прещено и должны быть легализованы гомосексуальные отно­шения между взрослыми людьми (старше 21 года), совершаю­щиеся наедине и по взаимному согласию.

В докладе комиссии был изложен следующий взгляд на це­ли уголовного права: «Задачей уголовного права, как мы ее ви-


дим, является сохранение общественного порядка и приличий, защита гражданина от того, что является оскорбительным или вредным, и обеспечение гарантий против эксплуатации или развращения со стороны других <...> особенно — защита тех, кто наиболее уязвим, молодых, слабых и неопытных <...> С нашей точки зрения, задачей права не является вмешательст­во в частную жизнь граждан или стремление навязать (enforce) какие-то конкретные способы поведения <...> Должна остава­ться сфера частной морали, в которую, коротко и грубо говоря, закон не должен совать свой нос»*.

Оценивая рекомендации комиссии, М. Теббит пишет: «Вол-фенден стал глашатаем нового духа терпимости. Любая част­ная индивидуальная деятельность, которая не представляет уг­розы другим гражданам или поддержанию общественного по­рядка и приличий, должна оставаться вне досягаемости уго­ловного права. На первый взгляд все это выглядит как доволь­но прямолинейная история о победе разумности и терпимости над устаревшими репрессивными и морализаторскими подхо­дами. <...> Однако на самом деле вопрос о соотношении уго­ловного права и частной морали далеко не прост. Что, напри­мер, означает в этом смысле „частный"? „Не выставляемый публично" или „являющийся делом только самого индивида"? Можно ли на самом деле разделить частную и общественную сферы? Что означает „вред" или „оскорбление"? <...> »**.

к

Идея свободы Дж. Ст. Милля

Решения комиссии Волфендена основаны на классическом эссе Дж. Ст. Милля (1806-1873), одного из основоположников либерализма, «О свободе»***. В эссе говорится о том, что «<...> единственная цель, которая оправдывает вмешательство человечества (индивидуальное или коллективное) в свободу действий любого из людей — это самозащита. Единственная

* Wolfenden Committee. Report of the Committee on Homosexual Offen­ces and Prostitution.—London, 1957.

** Tebbit М. Philosophy of Law. An Introduction. — London and New York: Routledge, 2000. — P. 114.

*** Mill J. St. On Liberty. — London: Everyman, 1972. Идеи Милля изла­гаются в основном по: Tebbit М. Ор. cit., p. 114-116.


цель, ради которой сила может быть применена к одному из членов цивилизованного общества против его воли, — это пре­дотвращение вреда другим. Его собственное благо, физическое или моральное, не является достаточным оправданием»*.

Идея Дж. Ст. Милля известна под названием «принцип вре­да» или, точнее, «принцип непричинения вреда». Согласно этому принципу, использовать закон («коллективное вмеша­тельство человечества») против граждан можно только для предотвращения нанесения вреда другим гражданам. Закон — самозащита общества, обоснованно применяющаяся, если дей­ствия индивида каким-либо образом угрожают обществу.

Другое утверждение, которое делает Дж. Ст. Милль в своем эссе, — это утверждение о том, что закон должен использовать­ся для защиты людей от других людей, но не для защиты чело­века от самого себя. Важно различать эти два утверждения. Согласно первому из них, если нет угрозы другим — нет осно­ваний для вмешательства закона. Согласно второму, если дей­ствие угрожает только тому, кто его предпринимает — тоже нет оснований для вмешательства закона.

Первое утверждение — это аргумент против юридического морализма, то есть против внедрения моральных норм с помо­щью законодательства (независимо от того, есть ли угроза для общества). Второе — аргумент против юридического патерна­лизма, то есть вмешательства в свободу действий индивида «для его же блага».

«Принцип вреда» имеет одно очень важное исключение. Он не применяется к детям и к людям с серьезными психическими расстройствами, то есть к тем, кто не способен брать ответст­венность за свою жизнь. Для этих людей вмешательство закона (во имя их блага) Милль считает правомерным. Частная жизнь остальных людей, взрослых и в здравом уме, какой бы опасной или саморазрушительной она не была, — их частное дело.

Нам трудно себе представить, насколько смелым «принцип вреда» был для викторианской Англии. Согласно господство­вавшим тогда (и на протяжении многих веков до того) пред­ставлениям, целью права, наряду с заботой об обществе, был также контроль за моральным и физическим обликом граждан,

* Ibid. P. 78.


прежде всего путем поддержания христианского нравственно­го порядка.

Миллевский «принцип непричинения вреда» (как в своем антиморалистическом, так и в антипатерналистском аспекте) бросал вызов представлению о том, что закон должен регули­ровать нравственность как общественную, так и частную. Бо­лее того, если кто считает, что для современного мира этот принцип — банальность, пусть подумает о последствиях пол­ного и последовательного проведения «принципа вреда». Оно, например, потребовало бы свободной продажи и употребления наркотиков взрослыми людьми.

Милля можно назвать пламенным защитником свободы со­вести, права человека на самовыражение и собственный стиль жизни. В эссе «О свободе» он писал о том, что наибольшей опасностью для жизни индивида в современном обществе яв­ляется «моральная тирания» большинства, угрожающая пол­ностью уничтожить свободу морального выбора. «Нетрудно показать с помощью многочисленных примеров, что то, что может быть названо „моральной полицией", покушающейся на несомненно законную свободу индивида, является одной из основных человеческих склонностей»*. Милль верил, что эта склонность только увеличивается с развитием демократии как принципа власти большинства.

«Моральная полиция» подавляет самобытность, эксцентрич­ность, оригинальность людей, их экспериментирование со сти­лями жизни. Тем самым она уничтожает всякое новаторство и возможность развития, что ведет общество к застою и гибели.

Главная идея Милля заключается в том, что есть частная сфера жизни, где индивид свободен вести себя как угодно, так как это касается только его. Отклонения от социальных норм, допускаемые людьми в их частной жизни, могут быть мораль­но предосудительны, например, азартные игры, пьянство, раз­врат, нечистоплотность. Но пока частная жизнь другого не представляет угрозы или вреда для других — не дело обще­ства в нее вмешиваться с помощью закона.

Если человек живет один, не имеет родственников и тихо у себя дома употребляет наркотики, никому из нас не мешая, мы можем сожалеть об этом человеке, мы можем уговаривать

* Ibid. Р. 216.


его прекратить вести такой образ жизни, но мы не имеем права применять против него силу государства.

Милль предвидел некоторые проблемы, связанные с разгра­ничением частной и общественной морали. Наиболее распро­страненное возражение против идеи частной морали состоит в том, что «ни один человек не живет на необитаемом острове», ТО есть нет такого саморазрушительного поведения, которое не оказывало бы влияния на других: на семью, друзей и т. д.

Милль признает отсутствие абсолютно частного в этом смысле, но он указывает, что вмешательство закона оправдано, только если саморазрушительное поведение ведет к какому-ли­бо нарушению обязанностей, например, неуплате долгов.

Еще одно возражение в адрес частной морали состоит в том, что плохое поведение, хотя и прямо не приносит вреда другим, вредно «в силу примера» — оно развращает и дезориентирует других. Милль отвечает на это тем, что проводит различие меж­ду только возможным или опосредованным вредом и прямым ущербом для индивида или общества. Если нет прямого, явного вреда или реальной угрозы, «общество может терпеть неудобст­ва во имя большего блага свободы человека»*.

Другая, тесно связанная с этим, но все же особая группа проблем разделения частной и общественной морали касается вида вреда или ущерба. Согласно принципу непричинения вре­да, вмешательство закона оправдано только в случае нанесения вреда другим. Но о каком вреде мы говорим? Только о явном, ощутимом ущербе, который может быть измерен, или оскорбле­ние и причинение психологического дискомфорта тоже являет­ся вредом? Милль отвечает на эти вопросы туманно и невнятно. Они (как мы это вскоре увидим) станут одними из самых важ­ных в современных дебатах об юридическом морализме.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 871; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь