Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эволюция идей функционализма



С середины 1930-х гг. Центр применения и внедрения функционалистичних идей в архитектуре смещается (вместе с эмигрантами из фашистской Германии - архитекторами-авангардистами) в США. Именно здесь функционалистични идеи реализуются архитекторами с наибольшим размахом.

В конце 1930-х рр.рационалистична архитектура стала «отходить» от свойственного ей ранее аскетизма, больше внимания уделяется красоте домов. Выдвигается требование не только конструктивистской и функциональной целесообразности, но и «человеческого содержания», гуманизма архитектуры.

В 1940-х гг. Ле Корбюзье создал систему новых пропорциональных отношений в архитектуре, основой которой стали пропорции человеческого тела ( «Модулор»). В жилом доме Ле Корбюзье видел основу нормального существования человека. Художник сделал основой архитектурной метрики размеры человеческого тела. К тому же художник принимает во внимание не только средний рост человека, но и размеры сидящей фигуры, стопы человека, длину ее руки, шага и т. «Модулор» - это не только теория, но и практические рекомендации для разработки пропорций в архитектуре. Эта система должна была стать отправной точкой архитектурного проектирования.

Идея «универсального» пространства воплощена Л. Мис ван дер Роэ в большом комплексе Иллинойского технологического института в Чикаго (1939 - 1957), жилых домах в Чикаго (1951), здания офиса компании «Сиґрем» (1958) в Нью-Йорке. Небоскреб «Сиґрем-билдинг» - это эталон интернационального стиля, его спроектировали немец Людвиг Мис ван дер Роэ и американец Филипп Джонсон. Строительство было завершено в 1958 г.., Здание имеет 157 м в высоту, включая 38 этажей, предназначалась для офисов канадской фирмы. Сооружение «Сиґрем-билдинг» стала воплощением развития идеи геометризации пространства, это стеклянная прямоугольная призма, разделенная лишь тонкой конструктивной сеткой витражей. Элегантность высокотехнологичной конструкции сочетается здесь с эстетическими идеями, однако в жесткой симметрии композиции, с разработкой своеобразного каркасного металлического «ордера». Проект Мис ван дер Роэ стал образцом для подражания. В 1950-х гг. Стеклянные многоэтажные призмы быстро появились во всех крупных городах мира. Однако при легкой, на первый взгляд, стеклянной оградой скрыто мощный металлический или железобетонный каркас. Конструктивные элементы таких зданий должны иметь повышенную пространственную устойчивость и жесткость в связи с увеличением ветровых нагрузок на них в зависимости от высоты. В то же время тиражирование подобных решений архитекторами обесценивали и нивелировали их эстетическую новизну. Многочисленные повторы таких сооружений привели к формальной кризиса функционализма. Функционализм как интернациональный стиль начинает трансформироваться. Вместе с наращиванием ретроспективных тенденций (монументализации, классицистический акцент) происходит и естественная региональная трансформация интернационального стиля, которая получает название архитектурного регионализма с развитием национальных школ архитектуры в деколонизованих развивающихся в Латинской Америке, Южной и Юго-Восточной Азии и Африке. Происходит трансформация функционализма под влиянием местной глубинной архитектурной традиции. Впервые международный стиль становится основой развития современной архитектуры национальных школ.

В этот период развивались идеи органической архитектуры. Этот архитектурный стиль зародился в США, его принципы впервые были сформулированы Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг., Наиболее полное воплощение стиль получил в трудах его последователя Фрэнка Ллойда Райта в 1930-е - 1950-е гг.

Органическая архитектура - направление в архитектуре начала 20 в. в США и Западной Европе, основой которого являются принципы органичности архитектуры как целостной неделимой части окружающей среды, стремление к гармонии с природой. В отличие от классической, органическая архитектура отмечается непрерывностью пространства, свободными планами, широким использованием фактуры строительных материалов и цвета. Идейной основой органической архитектуры была философия романтизма и рационализма.

Органическая архитектура - это принципиально новый подход в проектировании на основе взаимодействия трех основных факторов: человека, функции, окружения. В противоположность функционализма, органическая архитектура видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства природных материалов и органично вписанных в окружающее пространство.

Основу концепции Райта составляла идея непрерывности архитектурного пространства, противостояла подчеркнутом выделению его отдельных частей в классицистической архитектуре. Здание, вписанная в окружающую среду, ее внешний вид, обусловленный внутренним содержанием, отказ от традиционных законов формы - характерные признаки свойственной Райту архитектурного языка. Эти идеи впервые реализованы им в так называемых «домах прерий» (дом Роби в Чикаго, 1909 г.). Оригинальным был подход Ф. Л. Райта и к проектированию крупных общественных зданий. В 1904 г.. Он первым применил атриумную объемно-планировочную структуру для 5-этажного здания офиса фирмы Ларкин в Буффало, отказавшись от традиционной коридорной планировки контор.

Наиболее ярким примером в сфере проектов крупных общественных зданий Райта есть музей Гуггенхейма в Нью-Йорке (1944 - 1956 ГГ.). Этим проектом Райт сменил возрастной стереотип анфиладной планировочной структуры музейных зданий. Художественная экспозиция в музее Гуггенхейма построена вдоль спирального пандуса, обвивает центральный атриумное пространство, освещенное верхним светом везде стеклянный купол.

Полемизируя с крайностями функционализма, противопоставляя ему стремление к удовлетворению индивидуальных потребностей людей, органическая архитектура в середине 30-х гг. Становится одним из ведущих направлений и в Европе. Наиболее ярким представителем органической архитектуры в Европе является финский архитектор Алвар Аалто. Строгость линий и пространственных композиций соединилась в его постройках с поэтическим остроумием ключевых конструкций и образов, одновременно учитывают специфику местного ландшафта. Основные принципы: свобода внутренних пространств, разворачиваются в основном в горизонтальной плоскости; постоянное сочетание железобетона и стекла с более традиционными материалами: деревом, камнем, кирпичом. Благодаря этому функциональная архитектура Аалто стала в полной мере архитектурой органической, своеобразным сдержанным европейским аналогом творчества Фрэнка Ллойда Райта.

Разновидностью органической архитектуры является регионализм. Основанный практически на тех же принципах отказа от гипертрофированного аскетизма функционализма, он призывает архитекторов не к бездумному тиражирование тех или иных форм или конструкций, а к их творческого переосмысления, согласно местным региональным условиям - ландшафтных, природных, исторических. Регионализм сегодня удачно использует местные культурные традиции и условия одновременно опираясь на общемировые завоевания архитектурной теории и практики.

Концепция органической архитектуры всегда позволяла архитектору находить неожиданные и неповторимые решения, которые становились образцами для подражания во всем мире. Например, в лабораторной башне фирмы «Джонсон» - это применение уникальной системы теплообмена, что совпадает с плоскостью освещения, вместе с примененным впервые конструктивным решением в виде несущего вертикального «ядра» из железобетона. Всего здесь создан оптимальную среду именно для научных исследований, со стабильными условиями микроклимата и достаточной изоляцией от внешнего мира.

Дом «Над водопадом» (вилла Кауфмана) и сегодня остается классическим образцом единства уникального природного окружения и такой же уникального здания. Возведенный над красивым «Медведевым водопадом», большой особняк в виде веера широких консольных железобетонных террас демонстрирует неповторимое единство конструкции, функции и пространственной среды.

Музей абстрактного изобразительного искусства известного коллекционера Сола Гугенхейма (Нью-Йорк) является почти идеальным по организации экспозиции музейным зданием: расширенная вверх железобетонная пространственная спираль экспозиции создает оптимальные условия для движения посетителей в экспозиции; изолированы от шумной улицы зрители движутся сверху вниз, постоянно воспринимая как отдельные экспонаты (освещены лучшим образом - сверху - со стороны), так и весь экспозиционное пространство сразу в целом.

Под влиянием идей органической архитектуры сформировались региональные архитектурные школы в скандинавских странах. Своеобразные образцы органической архитектуры был создан финским мастером современной архитектуры Алваром Аалто. Принципы органической архитектуры использовала т. Н. калифорнийская школа архитекторов во главе с Р.Нейтрою. Среди сооружений - дом Роби в Чикаго (1909), Музей современного искусства в Нью-Йорке (1956 - 1959) (оба - архитектор Ф. Райт) проект идеального города " Меза Сити» (1960-е гг., архитектор П. Солари).

В начале 1950-х гг. Идеи функционализма повлияли на японскую архитектуру. Здесь становления национальной школы современной архитектуры привело к созданию самобытной концепции - т. Н. «Теории метаболизма». Ее формирование и развитие связано с творчеством японского архитектора Кензо Танге.

Метаболизм (греч. Metabole - изменение, превращение) - архитектурное направление, основой которого является заимствование человеком конструктивных решений по живой природы. Сооружения в стиле метаболизм не является похожими на биологические объекты, но организованы подобно им: например, здание может иметь форму пчелиных сот, пшеничной стебли, кукурузного початка и тому подобное.

Особенностью архитектурного языка метаболизма стали незавершенность, «недосказанность», открытость структуры зданий для «диалога» с архитектурным, культурным и технологическим контекстом городской среды, меняется. Распространяется прием акцентирования внимания на пустоте - с целью создания эффекта «материализации внимания», визуальное закрепление незастроенных и неосвоенных пространств с помощью символических пространственных структур (проекты «Плавающее город», «город-башня», «капсульный дом»).

Международную славу принес К.Танге реализован до 1964 г.. Олимпийский комплекс, ансамбль которого включает спортзал для дзюдо на 4 тыс. Зрителей, бассейн на 16 тыс. Зрителей и админкорпус. К. Танге продемонстрировал близость основ композиции мировые органической природы, при этом избежал угнетающего воздействия на человека огромной конструктивной формы.

Как и Ле Корбюзье, которого К. Танге считал своим учителем, японский мастер определяет собственные «шесть принципов»: простота плана и формы (как оптимальный вариант пространственной композиции для выражения замысла) потребность типизации (как выявление существенных архитектурных элементов, способных художественно трактовать представленную функцию); выражение силы архитектурными средствами (гипертрофированные детали, демонстрация гигантских бетонных поверхностей); создание форм, соответствующих динамизм современной жизни; отказ от орнамента; потребность правдивости материала и чисто японская основа; в дополнение к главным принципам: потребность что-либо избегать фальшивой красивости, иначе говоря, самообмана в трактовке художественного образа.

В 1960 К. Танге в собственном выступлении на международном конгрессе дизайнеров в Токио отметил: «Мы живем в мире, где существуют большие противоречия: человеческий и нечеловеческий масштабы, стабильность и мобильность, постоянство и изменчивость, индивидуальность и анонимность, познаваемость конкретного и непостижимость универсального. Все эти несовместимости характеризует разрыв между техникой и человеческим существованием ». Для преодоления этого трагического разрыва К.Танге формирует (вместе с архитектором Киуноре Кикутаке) концепцию екистикы - творческой платформы тотального урбанизма. Как архитектор и философ К. Танге остается на позиции преодоления отмерших традиций, использование технологических средств для создания новых традиций. Итак, екистика - это программа создания мобильной архитектуры, приспособленной к перманентным изменениям функции. Теория архитектурного метаболизма, сформулирована в концепции екистикы, содержит несколько базовых понятий, впервые включают в архитектурную практику представления о постепенном внутреннее изменение структуры (так называемая метаболическая генерация), непрерывный внешний движение (рост), неожиданно качественное изменение функциональных связей (т. н. метаморфическая трансформация) и др. Архитектурный метаболизм как теоретическая и практическая концепция направлена ​ ​ на поиски пространственного выражения собственно процесса развития и его механизмов. Структуры архитектуры и градостроительства рассматриваются К.Танге как «искусственная природа», что «реализует внешний рост и поощряет будущее развитие», «тотальное освоение пространства, содержащий четыре измерения, с учетом фактора времени». Работы К. Танге и его учеников открыли чисто японский направление в современной архитектуре - японский архитектурный регионализм как совокупность идей и концепций, включающих возможности высоких технологий для формирования качественно новой среды для жизни.

Одной из идей оказалась концепция т. Н. «Капсульной архитектуры» (архитектор Кишо Курокава, проект и реализация «капсульный башни» Накагин (1972) - минимизированного отеля для бизнесменов в Токио), с использованием контейнерной технологии, которая была развита в Японии для транспортных трансокеанских перевозок, для создания мобильной архитектуры на основе формирования жилого пространства - «жилой капсулы».

С завершением эпохи функционализма в архитектуре в середине 1960-х гг. На первый план архитектурного развития вновь возникает принцип творческого разнообразия. Прежде всего получают дополнительное развитие направления, находились «в тени» функционализма во время его наивысшего развития.

Нео экспрессионизма тенденции в архитектуре второй половины 20 в. После кризиса доктрины функционализма стало естественным обращение к средствам обогащения архитектурной выразительности вне машинной метафоры и подчеркивания технологической совершенства формы. Подобные тенденции были намечены еще Ле Корбюзье (капелла в Роншане). Похожие устремления предоставления архитектурной форме скульптурной выразительности можно проследить, например, в творчестве датского архитектора Йорна Утцона, чья «знаковая» строение - комплекс Оперы в г.. Сидней - оказалась архитектурным событием 60-х гг. Автор проекта оперного театра в Сиднее Йорн Утцон победил в архитектурном соревновании, собравшее более 200 проектов, а еще раньше учился в мастерской известного финского мастера Алвара Аалто в Хельсинки. Основой образа оперы (которая, по замыслу организаторов конкурса, должна была стать одной из значительных сооружений мира) автор сделал неоднозначную метафору. Он отсылает восприятия к символике природных форм (облака над морем) или наполненных ветром парусов. Таким образом здание связывается с темой моря и подчеркивается особенность участка застройки: оперный театр предусмотрено было разместить над Сиднейской бухтой.

Здание состоит из двух частей: высокого и массивного стилобата, где размещены обслуживающие помещения (его поднят до уровня сцены) и системы пространственных объемов (под ней и размещены главные помещения зрительского комплекса: большой оперный зал на 3 тыс. Мест и зал для драматических спектаклей на 1200 мест, а также большой ресторан).

Ошибки с подбором конструктивной структуры привели к неоправданному удлинение сроков строительства (здание планировалось завершить в 1959 - 1962 гг., Однако реально это было сделано только в начале 70-х) и превышение сметной стоимости почти в шесть раз. Негативным фактором была и несовершенство методов машинного моделирования (ЭВМ того времени были еще очень медленными), так что первоначальный замысел тонкостенной легкой оболочки из железобетона было заменено несколько тяжеловатым решением, что, однако, не помешало автору 1966 получить престижную премию Союза немецких архитекторов под лозунгом «Дух творит материю». Опера в Сиднее оказалась образцом экспрессионизма внешней архитектурной формы, в определенном смысле навязанной представленной функции, однако это оставило восходящую функцию без изменений (имеем, так сказать, архитектуру-скульптуру в «чистом виде»).

Противоположный подход к экспрессионистических трактовка архитектуры общественных зрелищных зданий продемонстрировал немецкий архитектор Ганс Шарун (чья склонность к экспрессионизму оказалась еще в начале века - Г. Шарун был членом кружка Б. Таута). Примером качественно иного экспрессионистических решения стала построенная по проекту Г.Шаруна филармония в Западном Берлине (1960 - 1963). Дом филармонии был возведен для Берлинского филармонического оркестра. Сооружение из бетона издалека привлекает внимание своими асимметричной формой и цветом (фасад сверкает золотом). Филармония имеет два зала. Большой зал имеет пятиконечную форму, он является крупнейшим концертным залом Берлина и рассчитан на 2440 мест. Длина зала составляет 60 м, ширина - 55 м, высота с подиумом - 21 м. Зал Филармонии отличается необычным интерьером. Сцена перенесена в центр зала, и оркестр, как на арене, окруженный со всех сторон публикой, размещается на разноуровневых террасах лож. Акустические проблемы были прекрасно решены благодаря особой конструкции стен и мягкой обивке потолка. Здесь творческий метод экспрессиониста-архитектора демонстрирует обогащения функции новой трактовкой формы: «музыка в центре» - это главный принцип, заложенный в форму аудитории. Форму аудитории «подсказано» ландшафтной идеей: ложбину, в глубине которого размещен оркестр, окруженный поднятыми по склонам «виноградниками». В этом ландшафте небом служит потолок, форма которой обусловлена ​ ​ потребностями акустики. Звук поднимается с пола и несется к слушателям.

Успех реализации филармонии в Западном Берлине (это до сих пор один из лучших филармонических залов мира, где считают честью выступать лучшие дирижеры и оркестры) продемонстрировал плодовитость авторского подхода к трактовке формы. По сравнению с ортодоксальными функционалистичнимы представлениями, что «форма определяется функцией», здесь, скорее, наоборот: «функция определяет форму», индивидуальное трактовка формы приводит тоже к индивидуализации функции, делает ее уникальной.

С началом 1960-х гг., Вследствие кризиса функционализма и упадка второго международного стиля в архитектуре, бурно развиваются параллельные творческие направления. В мировой архитектуре получило развитие постмодерн.

Архитектурный авангард и постмодернизм. С кризисом функционализма наступило и некоторое разочарование авангардистскими идеями в архитектуре - прежде их невыполнимыми претензиями на социальные изменения и улучшения. Исчерпал себя утопизм современной архитектуры. Реакцией на упадок функционализма стал постмодернизм, который, в отличие от авангардных модернистских направлений, назван «новой эклектикой». Постмодернизм - явление, характерное для всей художественной культуры конца 20 - начала 21 в.

Главными признаками постмодернизма являются: широкое использование в творчестве «чужих» текстов (под текстом следует понимать художественное произведение) наличие у художника развитой системы отражения (рефлексии) художественных заимствованных текстов; пародийное отношение к художественной культуры; и, как следствие, - полистилистика.

Итак, постмодерн по собственному содержанию напоминает явление архитектурной эклектики, учитывая богатство культуры 20 в., Не сравнимое с культурной ситуацией 19 в., Несопоставимо с эпохой расцвета архитектурной эклектики.

В то же время постмодерн как реакция на модернизм являются только частью архитектурного разнообразия конца 20 - начала 21 в. и граничит с ретроспективизмом (обновленным историзмом), неовернакуляром (новым национальным романтизмом и новым этнографизмом), с прикладным урбанизмом, с хайтеком (архитектурой высших технологий 21 в.).

вопрос

1. Охарактеризуйте стиль постмодерн.

2. Органическая архитектура

3. Охарактеризуйте архитектурный регионализм в Японии.

4. Выясните особенности развития мировой архитектуры второй половины. 20 в.

 

Лекция № 27

Тема лекции: Архитектура Украины 19-20 вв.

План лекции:

Становление украинской архитектуры.

Содержание лекции


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь