Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Применение признака ненаблюдения



В познании пустоты

Признак ненаблюдения в качестве логического основания очень эффективно применяется также в познании пустоты. Чтобы понять, как используется здесь этот вид признака, рассмотрим следующий пример.

Допустим, вы живете в пятикомнатном доме и вас посто­янно преследует страх, что где-то в доме есть змея. Как вы можете познать, что в доме змеи нет, чтобы избавиться от своего страха? Очень просто: если она находится в доме, она обязательно должна быть в одной из пяти комнат. Первая убежденность, к которой вам следует прийти: змеи нет ни в одной из пяти комнат. Поймите, что все это я даю для приме­ра. Освещая себе факелом путь, вы начинаете обследовать комнату за комнатой и убеждаетесь, что ни в одной из комнат змеи нет. После завершения обследования последней, пятой, комнаты, установив, что и в ней змеи тоже нет, вы приходите к выводу, что ни в одной из комнат ее нет, следовательно, в доме вообще нет змеи. Уверенность в этом факте полностью уничтожит страх. Не произойдет какого-то чуда, просто вы познаете феномен отрицания - отсутствие змеи.

Не думайте, что пустота сама по себе - что-то святое. Пустота - всего лишь отсутствие истинного существования вещей. А вот мудрость, познающая пустоту, священна. По­знание феномена отрицания поможет вам автоматически устранить основу для всех страхов, возникающих из пред­ставления о самобытии вашего «я», а также избавиться от всех других омрачений. Из всех видов заблуждений худ­шее-ложное представление, что «я» и все феномены имеют самобытие. Для доказательства пустоты «я»117 приводится такое умозаключение118:

«Я» пусто от самосущего бытия, потому что не сущест­вует ни вместе с пятью совокупностями, ни отдельно от них.

Постигнув смысл этого умозаключения путем анализа признака ненаблюдения, вы сможете познать пустоту. Если самосущее «я» существует, оно должно существовать либо вместе с пятью совокупностями, либо отдельно от них. Это чогчо.

Здесь под «я» мы подразумеваем самосущее «я»119. А для номинально существующего «я» нет никакой необхо­димости быть либо вместе с пятью скандхами либо отдельно от них. Почему? Потому что номинальное «я» - просто на­именование объектной основы. Если нечто существует как название, допустим, данное каким-то двум основам, его не надо искать среди этих основ, чтобы подтвердить его суще­ствование. Только чтобы доказать, что нечто существует объективно, его обязательно нужно найти в основах для его обозначения.

" 7 «Bdag med» означает «отсутствие я», «бессамостность».

" 8 Подробнее о доказательствах пустоты «я» в философии Прасангики см.: [Донец 2006, с. 166-209].

[1] «Я» - это главный объект отрицания в буддийской философии. Филосо­фы Хинаяны понимают «я» как «я» индивида, или личности. А философы Махаяны различают «я» личности и «я» феноменов. Но для прасангиков нет принципиального различия между «я» феноменов и «я» личности. «Я» инди­вида так же, как «я» феноменов, является пустой основой наименования. Они различают два вида «я» лишь с точки зрения объекта - индивида и других феноменов.

Понятие о самосущем «я» подразумевает, что «я» не является лишь номинальным, а существует со стороны объ­екта. Но если «я» как самосущий объект существует, этот объект должен пребывать либо вместе с пятью совокупнос­тями, либо отдельно от них. Если использовать более точные понятия, то самосущее «я» является объектом абсолютного анализа: его следует искать в процессе абсолютного анализа. А условное, номинальное «я» не является объектом абсолют­ного анализа: оно есть объект относительного анализа.

Как вы можете проверить, что ни внутри, ни вне скандх такого «я» нет? Совершенно очевидно следующее: голова - не «я», тело (и каждая его часть в отдельности) - не «я». Если бы голова была мною, а также живот и руки, это означало бы множественность «я», и возникали бы противоречия. Если бы вы, допустим, отсекли себе руку и оставили ее дома, то получилось бы, что одно ваше «я» осталось дома, а другое вышло на улицу.

Итак, в теле вообще нет «я». Пять скандх - это, упрощен­но говоря, тело и ум. Но ум следует проанализировать более подробно: он делится на ощущение, различение, кармические отпечатки и так далее120. И ничто из всего этого не является «я». Ваш грубый ум не является «я», и наитончайший ум - то­же не «я», а лишь одна из основ для обозначения «я». Если наитончайший ум - это «я», значит, меня никто не может увидеть, даже сам себя я видеть не могу. Но ведь люди могут видеть меня, могут ко мне прикасаться. Я чувствую холод, когда на улице холодно; иногда я чувствую голод. Итак, со­вершенно ясно, что ум - тоже не «я».

Когда вы говорите «мое тело» или «мой ум», вам мере­щится некое плотное «я». Когда кто-то вас критикует, вам кажется, что осуждают ваше плотное, как бы существующее на самом деле «я», - и это вызывает у вас сильный гнев. Но

120 В буддизме разработана очень подробная теория сознания и классифи­кация типов, видов, форм ума. Наиболее общей классификацией типов созна­ния является его подразделение на первичное сознание и вторичные формы сознания, которые в совокупности составляют пятьдесят один ментальный фактор. Формы первичного сознания: 1) зрительное сознание; 2) сознание слуха; 3) обонятельное сознание; 4) вкусовое сознание; 5) тактильное сознание; 6) ментальное сознание. Формы вторичного сознания также получили подроб­ную классификацию. См.: [Ум и пустота, с. 22-23].

«я» отсутствует в теле, не тождественно телу, и «я» отсутствует среди типов и форм сознания и не тождественно сознанию.

Отдельно от тела и ума тоже нет никакого «я»: нет ниче­го, что восседало бы где-то в пространстве над вами, как хозяин тела и ума. Значит, в вышеприведенном силлогизме условие чогчо соблюдается.

Что касается второго условия достоверности, джечаба, в данном случае оно соблюдается: то, что не существует ни вместе с совокупностями, ни отдельно от них, с несомнен­ностью пусто от самобытия.

Догчаб здесь тоже соблюдается: то, что не существует ни вместе с совокупностями, ни отдельно от них, с необходи­мостью исключается из того, что не пусто от самобытия, то есть должно быть не самосущим.

Итак, занимаясь аналитической медитацией на пустоту своего «я», для начала вы должны определить, в чем заклю­чается объект отрицания. После того как вы идентифицируе­те самобытие «я» как объект отрицания*, начните искать та­кое «я» в каждой из своих пяти скандх так, как я объяснил. Наконец, не обнаружив самосущего «я» ни в одной из скандх, вы делаете вывод, что его вообще нет, оно лишь кажется существующим. После вы просто пребываете в убежденнос­ти в пустоте «я» от самобытия, в однонаправленной кон­центрации на таком понимании.

Я объясняю вам секреты возникновения магической ил­люзии «я» и остальных форм видимости121. Когда вы поймете секреты фокусника-сансары, вы уже никогда не будете оча­рованы магией сансары. В настоящий момент она вводит вас в заблуждение. Вы смотрите на вещи и говорите: «Как это прекрасно! » или «Как это безобразно! » Однако все это су­ществует не так, как вы видите. Все явления, подобно тво­рениям иллюзиониста, возникают из пустоты и растворяются в пустоте. Пустота - основа существования всех феноменов. Но пустота не означает несуществование, она означает взаи­мозависимое происхождение. Взаимозависимость и пусто­та - два разных аспекта одного целого. Когда вы увидите эти два аспекта как целое, вы будете свободны от магических

121 В 'Праджняпарамите и текстах Прасангики Мадхьямики рекомендуется так же, как и пустоту собственного «я», постигнуть отсутствие самосущего бытия всех феноменов, которые существуют подобно иллюзии.


иллюзий сансары. Тогда исчезнет ваш страх. Подобно тому, кто, узнав, что опасная змея - не настоящая, а созданная магом иллюзорная змея, отбросит страх, вы тоже, узнав, что «я» существует номинально и не имеет самобытия, осво­бодитесь от своих страхов, рожденных цеплянием за самосу­щее «я». Но никогда не говорите, что «я» не существует. Вы есть. А если кто-то начнет с вами дискутировать и спросит: «Ты существуешь? », никогда не отвечайте: «Существую и не существую одновременно». Это нелогичный ответ.

В былые времена, когда в Тибете не было так сильно распространено учение логики, многие тибетские философы утверждали: «Я существую и не существую одновременно». Поскольку утверждение «я не существую» противоречило бы их чувственному восприятию, они признавали, что «я» инди­вида существует, хотя логически и не могли обосновать его существование. Но поскольку арья, находящийся в состоянии медитативного равновесия, не воспринимает индивидуаль­ное «я», на этом основании они утверждали, что «я» не су­ществует. Выходило, что «я» существует и не существует одновременно.

Действительно, арьи, когда они погружены в самадхи122 пустоты, вас не видят. Эта высшая мудрость, познающая пустоту, и вправду не познает относительных феноменов, потому что они не являются объектами этой мудрости. Одна­ко, если арья находится в состоянии медитативного сосредо­точения на пустоте и не видит все объекты относительного мира, это вовсе не означает, что они не существуют.

Лама Цонкапа в своем 'Большом Ламриме' (Ламрим-чен- мо), в разделе «Випашьяна» («Лхагтонг»)*, систематизировал и подверг анализу все неверные философские воззрения и опроверг их. Он провел детальный анализ и сказал, что, если зрительным сознанием нельзя увидеть звук, это не означает, что звука нет. Грубые формы являются объектами зрительно­го сознания, а звук не является объектом зрительного созна­ния. Если вы не видите чашку на столе (зримый объект), вы можете утверждать: «На этом столе нет чашки», ведь чашка является объектом зрительного восприятия. Но если вы сво­им зрительным сознанием не видите звука, вы не можете

122 Ting nge 'dzin - состояние медитативной погруженности.

190 сделать вывод, что звука не существует. Так же можно сказать, что все абсолютные феномены являются объектами мудрос­ти, познающей пустоту, а условная (относительная) истина не является объектом этой мудрости.

Для нас огромная удача, что Лама Цонкапа появился в Тибете и во всех тонкостях разъяснил такие вещи. Если бы не учение Ламы Цонкапы, моя медитация на пустоту сегодня была бы очень странной, и вас я обучал бы странным спосо­бом, говоря: «Не надо иметь никаких концепций. Ничего не существует. Просто расслабьтесь». Но это не медитация на пустоту. Такой «медитацией» могут заниматься даже малень­кие дети. Вы чувствуете боль, чувствуете жажду, значит, су­ществуете. Пустота не уничтожает самих феноменов, она устраняет лишь то, чего не существует, - наши искаженные представления о феноменах, которые мы объективируем и приписываем им статус истинного существования.

Итак, если кто-то спросит вас: «Существуешь ли ты? », вы должны сказать: «Да, я существую». А если вас спросят: «Мир существует? », вы должны ответить «да». Не бойтесь, что его на самом деле нет. Но вот если кто-то задаст вопрос: «А су­ществует ли мир так, как он нами воспринимается? », смело можете отвечать «нет». Мир существует, но не так, как он нами воспринимается.

Когда вы действительно поймете все это с помощью ло­гики, вам будет нетрудно устранить ложные интерпретации Учения. Логика очень полезна для вашей аналитической медитации. Учение, которое я сейчас вам даю, подобно клю­чу к подлинным первоисточникам, таким как 'Ламрим'. С его помощью вы сможете понять их глубже. Я сам каждый раз, когда слушаю учение Его Святейшества Далай-ламы, получаю от него эти ключики. Имея их, я могу затем уже самостоятель­но изучать разные первоисточники, и вам сегодня тоже нужны ключи, с помощью которых вы сможете самостоятельно ра­ботать с текстами.

КОММЕНТАРИЙ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 'ПРАМАНАВАРТТИКИ'


Поделиться:



Популярное:

  1. A. эксплуатируемые вручную или с применением ручного труда; без применения ручного труда (механические, автоматические и др.).
  2. MS Excel 2007-2010. Применение стиля ячейки
  3. Алгоритм 2.1. Расчет внутригрупповых дисперсий результативного признака
  4. Анализ кривых безразличия и их применение.
  5. Анализ сдвигов в значении признака.
  6. Архитектурно-строительные чертежи, разработанные с применением автоматизированных программ.
  7. Беременная и родильница с признаками тяжелой преэклампсии подлежит госпитализации в ПИТ или родовой блок больницы III уровня
  8. Бетонирование с применением противоморозных химических добавок.
  9. В задачах 13.1-13.20 даны выборки из некоторых генеральных совокупностей. Требуется для рассматриваемого признака
  10. Возможна ли терапия интерфероном у больных хроническим гепатитом С (с признаками репликации) с наличием внепече-ночных проявлений, ассоциированных со смешанной криог-лобулинемией II типа?
  11. Возникновение и применение свободного (конькового) стиля
  12. Возникновение, развитие и первоначальное применение лыж


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь