Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А.



Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А.

 

I. Рисование.

1 Средства выразительности: а) цвет, колорит; б) формообразование; в) композиция.

2. Практические умения( владение разными материалами и инструментами для создания художественного образа). Планирование работы.

З.Содержание рисунка (дом, дерево, человек, птица, животное, транспорт, одежда и другие объекты). 4.Жанры (виды рисунка: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).

5.Декор адекватно теме (замыслу).

6. Эстетические суждения и оценки.

7. Художественный образ.

II. Лепка.

1. Средства выразительности: а) объем, форма; б) пластика; в) композиция.

2. Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание, загибание, прищипывание, и пр; сглаживание, прижимание, украшение).

3. Содержание лепки (птица, животное, человек, транспорт, предметы).

4. Жанры (виды: декоративная, скульптурная, фантазийная и др.)

5. Эстетические суждения и оценки.

6. Художественный образ.

III.Аппликация.

1. Средства выразительности: а) силуэт; б) форма; в) цвет; г) ритм; д) композиция.

2. Практические умения ( а) правильно держать ножницы, вырезать и наклеивать; б) формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, розетковая, накладная, обрывная, мозаика и др)

З. Содержание аппликации ( предметы, растения, птицы, животные, человек, транспорт, одежда).

4. Жанры ( виды: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).

5. Декор адекватно теме (замыслу).

6. Эстетические суждения и оценки.

7. художественный образ.

IV. Эстетическая компетентность (беседа по вопросам).

V. Креативность (воображение).

VI.Эмоциональность.

VII. Общий показатель ( результат диагностики).

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ.

Высокий - ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные-тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки.

В ходе диагностики выделено 15-20 показателей.

Средний - ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы ( не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.

В ходе диагностики выявлено 10-15 показателей.

Низкий - ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями.

В ходе диагностики выявлено менее 10 показателей.

Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

(автор Казакова Т. Г.)

Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально, спокойно)?

• Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога?

• Какие методы и приемы использует педагог( наглядные, словесные, практические)?

• Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен, сосредоточен, эмоционален, разговорчив)?

• Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе создания образа (цветовые пятна, линии, штриховка, ритм линий, форм)?

• Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали, диагонали, есть ли элементы перспективы)?

• Проявляет ли интерес к результату творчества ( показывает сверстнику, ждет оценки взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен?

 

· Каков характер художественного образа (оригинальный, стереотипное

повторение изображений, предметов, фигур)?

 

 

«Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

( авторы Казакова Т.Г., Лыкова И. А.)

 

1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области

художественной деятельности:

 

• искренность, непосредственность;

• увлеченность;

• интерес;

• творческое воображение;

• характер вхождения в образ;

• специфические способности.

2. Характеристика качества способов творческой деятельности:

• применение известного в новых условиях;

• самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа;

• нахождение оригинальных способов (приемов), новых для ребенка;

• создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов.

3. Характеристика качества продукции:

• нахождение адекватных выразительно изобразительных средств для создания образа;

• соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям;

 

· проявление индивидуального почерка как особой манеры исполнения и характера образа.

4. Общий вывод.

С детьми проводиться естественный педагогический эксперимент. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента. Дети приглашаются индивидуально. Ребенку предлагают выбрать как и чем бы он хотел заняться - лепить, рисовать, вырезать. По ходу эксперимента фиксируется:

выбор ребенка,

последовательность развития замысла,

сочетание видов деятельности,

комментарии по ходу действий,

игровое и речевое развитие художественного образа.

На основе эксперимента составляется «портрет» художественного развития каждого ребенка.

 

 

Показатели процесса и качества продукции детского художественного образа. (автор Ветлугина Н.А.)

I. Отношения, интересы:

• Искренность, непосредственность, увлеченность, эмоциональность;

• Интерес к изобразительной деятельности;

• Способность «вхождения» в изображаемый образ.

II . Показатели способов творческих действий:

• Создание новых комбинаций из усвоенных ранее элементов;

• Дополнения, изменения, преобразование знакомого материала, нахождение оригинальных приемов изображения;

• Самостоятельное нахождение новых способов, быстрота реакций и ориентировки в новых условиях.

III. Показатели качества результатов творчества:

• Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для воплощения художественных образов в рисунке, лепке аппликации;

• Соответствие результатов творчества элементарным художественным требованиям:

 

1. особенности цветовой гармонии, колорита;

2. характер линии, выразительность формы, силуэта;

3. ритм цветовых пятен, линий форм;

4. своеобразие композиции(«смысловой центр», фризовая, горизонтальная вертикальная и т.д.);

 

· «Индивидуальный почерк» как особая манера исполнения и выражения ребенком своего эмоционального отношения к образу.

 

Глубина интереса (автор Блащук Л.П.):

1. поверхностный, направленный на внешнее удовлетворение деятельности;

2. углубленный, характеризующийся творческих отношением в работе, стремление больше узнать о видах изобразительной деятельности, тематике, материалах, их выразительных средствах;

3. Устойчивый, который определяется индивидуальными предпочтениями каждого ребенка ( один больше интересуется рисование карандашами, другой - красками, третий - пластикой форм в лепке и т.д.)

 

Задания по выявлению уровня художественного развития детей дошкольного возраста ( автор Казакова Т.Г.)

I. Задание по восприятию искусства.

4-6 лет

Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и

выбрать ту, которая понравиться, сказать, что особенного в ней понравилось.

Предложить придумать название картине

3-4 года

Детям предлагаются два изделия ( дымковская'игрушка и хохломская посуда) и

предлагается выбрать изделие которое более нравиться (красота узора, цвет

элементы)

II. Задание по рисованию (творчество и исполнительство).

Тема: «Моя семья»

Тема: «Чем я люблю заниматься»

Детям предлагаются различные изобразительные материалы: краски с

кисточками, карандаши, мелки пастельные и масленые, фломастеры.

Анализ.

В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их художественнообразную выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.

Уровни художественного развития:

Высокий уровень (3 балла) — дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.

Средний уровень (2 балла) — в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети достаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют

техническими навыками.

 

Низкий уровень (1 балл) - дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.

 

Задание «Нарисуй картинку» методика П. Торренса.

Материалы: элемент, сделанный из цветной бумаги, в форме капли с клейким слоем, лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.

Инструкция: « Ребята, вы получили клейкую фигурку и чистый лист. Сейчас хорошенько подумайте, какую картинку можно нарисовать с помощью этой капельки, которую вы приклеете в любую часть листа, а потом дорисуете ее цветными карандашами. Полученную картинку обязательно назовите и я ее подпишу.»

Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим показателям:

Оригинальность: 0 б. - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.

1 б. - жук, человек, черепаха, лицо, шар.

2 б. - нос, остров.

3 б. - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба.

4 б. - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.

5 б. - остальные рисунки.

Разработанность: один балл за каждую значимую деталь. Название: 0 - обычное название.

1 - простое описание.

2 - описательное название.

3 - релевантное название.

Диагностика воображения

· Воображение

Для чего нужна диагностика.

В настоящее время активно развивается личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании детей в учреждении дополнительного образования, обсуждаются его основные принципы и пути реализации. Одним из существенных принципов такого подхода является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Для этого педагогам, ежедневно общающимся с ребенком и оказывающим существенное влияние на формирование его личности, необходимо иметь в своем арсенале диагностические «инструменты», позволяющие глубже понять душу ребенка, его эмоциональное состояние, его актуальные и потенциальные возможности. Только имея точную информацию, педагог сможет осознанно и целенаправленно спланировать и реализовать процесс воспитания и развития, максимально подходящий каждому ребенку.

Познавательное развитие выступает одним из важных критериев общего развития. Под познавательным развитием традиционно понимают прогрессивные качественные и количественные изменения таких психических процессов, как восприятие и память, внимание и воображение, мышление и речь. Хотелось бы подчеркнуть, что речь идет не столько об уровне знаний ребенка, а именно об его познавательном развитии. Акцент на получении ребенком знаний приводит к «тренировке» репродуктивных способностей,

Умению действовать по заранее данному образцу, перегружает память (особенно у дошкольников) и недогружает мышление. Перенос же педагогического акцента на развитие, знания при этом являются не целью, а средством умственного развития, способствует активизации самостоятельного познания ребенком окружающего мира, развивает его мышление, стимулирует желание узнавать новое.

· Воображение – это психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Особую роль воображение начинает играть, начиная со старшего дошкольного возраста, когда оно становится ведущим психическим процессом. Другими словами, хорошо развитое воображение влечет за собой развитие памяти ( использование сохраненных в памяти образов для создания новых), речи (Способность описать представленное, созданный образ), мышления (способность манипулировать образами на идеальном уровне, в голове, обосновывать целесообразность нового образа) и т. д..

Дорисуй рисунок

Цель: определение уровня развития образного воображения

Материалы: несколько листов бумаги размером 10 на 15 с изображением некоторой фигуры. Если вы проводите диагностику в группе, то желательно иметь несколько вариантов фигур.

Инструкция ребенку

· Используя нарисованные изображения, постарайтесь придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Посмотри на него внимательно, подумай и дорисуй его так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Можешь поворачивать рисунок, как тебе захочется. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединить их в один рисунок.

· Если ребенок затрудняется в рисовании первого рисунка, можно помочь ему следующим образом: «Посмотри, вот я при думала такую картинку (дорисовать и назвать), теперь ты тоже что-нибудь придумай, но не как у меня, а что – нибудь другое.

· После того как ребенок выполнил первый рисунок, необходимо его поправить( если он неправильно понял задание, сделал ошибку). Если ошибки нет, то ребенок рисует другие рисунки.

· Если он начинает рисовать однотипные рисунки (например цветыит.д.) необходимо остановить его и сказать: «Цветы ты уже рисовал, придумай что-нибудь другое.»

· Выполнение задания прекращается, если ребенок не может больше ничего придумать: отказывается продолжать или рисует просто узоры, или начинает повторять то, что уже рисовал ранее.

· Нельзя задавать ребенку наводящие вопросы: « Что бывает круглое? », Что светит на небе? » или «посмотри вокруг, что ты видишь, похожее на эту фигуру? ». Иначе мы будем диагностировать нечто другое, но неуровень развития воображения.

· К ошибкам можно отнести следующее:

Ребенок нарисовал букву или какую – либо геометрическую фигуру (например: «Это квадрат»);

Ребенок нарисовал узор (на вопрос «Что это? » ребенок отвечает: «Просто так» или «Это узор такой»);

Рисунок находится в стороне от заданной фигуры;

Не все детали фигуры задействованы в рисунке (на вопрос: «А что это значит на твоей картинке? » ребенок отвечает: «ничего, просто так».

 

План

1. Диагностика художественно-творческих способностей воспитанников «5 рисунков» Н. Лепской.

2. Диагностика развития художественного восприятия у старших дошкольников А. Мелик-Пашаева.

3. Диагностики эстетического восприятия учащихся Е.Торшиловой и Т. Морозовой.

Содержание материала

ТЕСТ «ЛИЦА».

Выявляет умение ребенка смотреть и видеть (художественное восприятие) на материале графических рисунков человеческого лица. Наличие у ребенка навыков понимания, интерпретации изображенного человека выявляется на основе его способности по выражению лица определить внутреннее состояние человека, его настроение, характер и т. п.

В качестве стимульного материала детям предлагаются три графических портрета А.Е. Яковлева (1887 — 1938). На первом рисунке («Женская голова» — 1909 г.) изображено красивое женское лицо, обрамленное длинными волосами, выражающее некоторую отстраненность, самоуглубленность, с оттенком печали. Второй рисунок («Мужская голова» — 1912г.) изображает улыбающегося мужчину в головном уборе, напоминающем поварской колпак. Человек, изображенный на портрете № 2, вероятно, обладает большим опытом и жизненной хваткой. Ему, очевидно, присущи такие качества, как хитрость, коварство, саркастическое отношение к людям, что производит довольно неприятное впечатление, но дети этого, как правило, не замечают. На третьем рисунке («Мужской портрет» — 1911г.) — мужчина, погруженный в себя, задумавшийся, возможно, о чем-то грустном и далеком. Лицо мужчины выражает гамму неинтенсивных отрицательных переживаний, некоторых переходных состояний.

Рисунки предлагаются детям с такой инструкцией: «Перед тобой рисунки художника А.Е. Яковлева, рассмотри их и скажи, какой портрет тебе нравится больше других? А какой — меньше или совсем не нравится? Почему? Ты, наверно, знаешь, что по выражению человеческого лица можно многое узнать о человеке, о его настроении, состоянии, характере, качествах. Люди изображены на этих рисунках в разном состоянии. Посмотри внимательно на выражение их лиц и попытайся представить себе, что это за люди. Вначале давай рассмотрим портрет, который тебе больше всего понравился. Как ты думаешь, в каком настроении, состоянии изображен этот человек? Какой у него характер? Это человек добрый, приятный, хороший, или он плохой, злой, чем-то неприятен? А что еще можно сказать про этого человека? Теперь рассмотрим портрет, который тебе не понравился. Расскажи, пожалуйста, все, что можешь, про этого человека. Какой он, в каком настроении, каков его характер? »

Затем то же самое ребенок рассказывает про человека, изображенного на третьем портрете. Максимальная выраженность способности к социальной перцепции (т. е. восприятию другого человека) оценивается пятью баллами.

ТЕСТ «БАБОЧКА».

Ребенку предлагается 5 пар репродукций, в которых одна является образцом «формалистической», другая – реалистической жизнеподобной живописи или бытовой фотографии:

1. И. Альтман «Подсолнухи»(1915г.) — 1а. Поздравительная открытка с изображением розовых ромашек на голубом фоне.

2. А. Горький «Водопад» (1943г.) — 2а. Фотография сада и человека, везущего тележку с яблоками.

3. Художественная фотография травы и стебельков, увеличенных до масштабов деревьев. Условное «детское» название «Водоросли» — За. Фотография «Осень».

4. Б.У. Томплин «Номер 2» (1953г.) — 4а. А. Рылов «Трактор на лесных дорогах». Условное название «Зимний ковер» (1934г.).

5. Г. Юккер «Раздвоено» (1983г.) —5а. В. Суриков «Зубовский бульвар зимой». Детское название «Бабочка».

По цветовой гамме изображения в парах похожи, чтобы симпатия ребенка к тому или иному цвету не мешала экспериментатору. Сравнительные художественные достоинства оригиналов не служат основной точкой отсчета, поскольку а) фиксируется интерес к очевидному для детей различию изображений — абстрактность или предметность, многозначность или очевидность, эстетическая образность или функциональность информации; б) качество репродукций не позволяет говорить о полноценных художественных достоинствах репродуцированных картин. Тем не менее в качестве формалистического образца в паре использованы примеры признанных мастеров (А. Горький, Н. Альтман и др.). Таким образом, формалистические образцы имеют как бы сертификат, свидетельствующий об их эстетических достоинствах. В каждой паре изображений одно отличается от другого необычностью манеры, ее нефотографичностью, а второе, напротив, приближается к фотографии. Различение изображений в паре по этому принципу детьми, как правило, сразу улавливается.

Инструкция: покажи, какая картинка (из пары) тебе больше нравится. Все изображения — во всех тестовых заданиях — предъявляются ребенку анонимно, автор и название картины не называются.

Предъявлять пары можно в любом порядке, и менять картинки местами внутри пары, но одной парой ограничиваться нецелесообразно, выбор может быть совсем случайным.

Оценка выполнения этого тестового задания прямо зависит от самого стимульного материала и от степени оригинальности выбора – типичностью отношения, выраженного большинством детей.

ТЕСТ «ВАН ГОГ».

Ребенку предлагается выбрать лучшее, на его взгляд, изображение из пары репродукций. Цель опроса — выявление способности ребенка проявлять особенности эстетического отношения, вообще не свойственные большинству детей. Поэтому в парах, подобранных для оценки, детям предлагается довольно сложная задача: выбрать между ярким и злым или добрым, но темным; понятным, но однотонным или необычным, хотя ярким и т. п. К более сложным и требующим большей эстетической развитости Е.Торшилова и Т.Морозова относят не только необычные по изобразительной манере, но и эмоционально непривычные детям «грустные» картинки. Основание такой позиции — гипотеза о направленности эмоционального развития в онтогенезе от простых к сложным эмоциям, от гармонической нерасчлененной целостности эмоциональной реакции к восприятию отношений «гармония —дисгармония». Поэтому в ряде пар и лучшей по эстетическому достоинству, и более «взрослой» считается грустная и более темная картинка. Тестовый материал включает шесть пар изображений.

1. Г. Гольбейн. Портрет Джейн Сеймур.

Д. Хейтер. Портрет Е. К. Воронцовой.

2. Цветная фотография образцов китайского фарфора, белого с золотом.
П. Пикассо «Бидон и миска».

3. Фотография фигурки нэцке.
«Булька» — рис. собаки «Лев-Фо» (яркого и злого; книжная илл.).

4. Фотография дворца в Павловске.
В. Ван Гог «Лечебница в Сен-Реми».

5. О. Ренуар. «Девочка с прутиком».
Ф.Уде. «Принцесса полей».

6. Фотография игрушки «Козлик».
Фотография филимоновской игрушки «Коровки».

7. Поздравительная открытка.
М. Вайлер «Цветы».

Инструкция: покажи, какая картинка тебе больше нравится. Стоит внимательно отнестись к степени неформальности понимания ребенком задачи и попытаться включить его оценку, если он уходит от нее, и машинально выбирает всегда правую или всегда левую картинку.

Пары подобраны так, чтобы «лучшая» картинка, выбор которой свидетельствует о развитой культурно-эстетической ориентации ребенка, а не возрастной элементарности вкуса, отличалась в сторону большей образности, выразительности и эмоциональной сложности. В тесте «Ван Гог» это картинки под № № 1, 2а, 3, 4а, 5а и 6. Правильность выбора оценивалась в 1 балл.

Задания для педагогов

Задание 1

Перечислите диагностические методики, используемые Вами для мониторинга художественно-эстетического развития детей. Представьте свой вариант диагностики знаний или умений дошкольников по одной из изучаемых тем (форма – любая: тесты, карточки, кроссворды, др.). Художественное (эстетичное, если это компьютерный вариант с использованием цветной печати) оформление материала обязательно.

Задание 2

Проведите диагностику эстетического восприятия воспитанников одной возрастной группы (по Вашему усмотрению), используя одну из предложенных диагностических методик. Анализ результатов (количественный и качественный) представьте в письменном виде.

Методические рекомендации по выполнению работы
Все задания выполняются письменно.

 

Литература

1. Лепская Н.А. 5 рисунков. – М., 1998.

2. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. 128 с.

3. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по изобразительному искусству: Из опыта работы. М., 1991.

4. Торшилова Е.М., Морозова Т. Эстетическое развитие дошкольников. – М., 2004.

 

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 «Тополёк» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением социокультурного развития детей

2 категории

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК

«Диагностический инструментарий

Для выявления

Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А.

 

I. Рисование.

1 Средства выразительности: а) цвет, колорит; б) формообразование; в) композиция.

2. Практические умения( владение разными материалами и инструментами для создания художественного образа). Планирование работы.

З.Содержание рисунка (дом, дерево, человек, птица, животное, транспорт, одежда и другие объекты). 4.Жанры (виды рисунка: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).

5.Декор адекватно теме (замыслу).

6. Эстетические суждения и оценки.

7. Художественный образ.

II. Лепка.

1. Средства выразительности: а) объем, форма; б) пластика; в) композиция.

2. Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание, загибание, прищипывание, и пр; сглаживание, прижимание, украшение).

3. Содержание лепки (птица, животное, человек, транспорт, предметы).

4. Жанры (виды: декоративная, скульптурная, фантазийная и др.)

5. Эстетические суждения и оценки.

6. Художественный образ.

III.Аппликация.

1. Средства выразительности: а) силуэт; б) форма; в) цвет; г) ритм; д) композиция.

2. Практические умения ( а) правильно держать ножницы, вырезать и наклеивать; б) формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, розетковая, накладная, обрывная, мозаика и др)

З. Содержание аппликации ( предметы, растения, птицы, животные, человек, транспорт, одежда).

4. Жанры ( виды: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).

5. Декор адекватно теме (замыслу).

6. Эстетические суждения и оценки.

7. художественный образ.

IV. Эстетическая компетентность (беседа по вопросам).

V. Креативность (воображение).

VI.Эмоциональность.

VII. Общий показатель ( результат диагностики).

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ.

Высокий - ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные-тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки.

В ходе диагностики выделено 15-20 показателей.

Средний - ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы ( не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.

В ходе диагностики выявлено 10-15 показателей.

Низкий - ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями.

В ходе диагностики выявлено менее 10 показателей.

Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

(автор Казакова Т. Г.)

Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально, спокойно)?

• Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога?

• Какие методы и приемы использует педагог( наглядные, словесные, практические)?

• Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен, сосредоточен, эмоционален, разговорчив)?

• Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе создания образа (цветовые пятна, линии, штриховка, ритм линий, форм)?

• Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали, диагонали, есть ли элементы перспективы)?

• Проявляет ли интерес к результату творчества ( показывает сверстнику, ждет оценки взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен?

 

· Каков характер художественного образа (оригинальный, стереотипное

повторение изображений, предметов, фигур)?

 

 

«Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

( авторы Казакова Т.Г., Лыкова И. А.)

 

1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области

художественной деятельности:

 

• искренность, непосредственность;

• увлеченность;

• интерес;

• творческое воображение;

• характер вхождения в образ;

• специфические способности.

2. Характеристика качества способов творческой деятельности:

• применение известного в новых условиях;

• самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа;

• нахождение оригинальных способов (приемов), новых для ребенка;

• создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов.

3. Характеристика качества продукции:

• нахождение адекватных выразительно изобразительных средств для создания образа;

• соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям;

 

· проявление индивидуального почерка как особой манеры исполнения и характера образа.

4. Общий вывод.

С детьми проводиться естественный педагогический эксперимент. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента. Дети приглашаются индивидуально. Ребенку предлагают выбрать как и чем бы он хотел заняться - лепить, рисовать, вырезать. По ходу эксперимента фиксируется:

выбор ребенка,

последовательность развития замысла,

сочетание видов деятельности,

комментарии по ходу действий,

игровое и речевое развитие художественного образа.

На основе эксперимента составляется «портрет» художественного развития каждого ребенка.

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
  2. I.II. Первый комплекс ГТО и дальнейшее его развитие
  3. II этап. Обоснование системы показателей для комплексной оценки, их классификация.
  4. VI. Приемно-комплексная система
  5. Авторы: М.С.Жаков, В.С.Прудников, И.А.Анисим, В.В.Вантеев, А.И.Жуков
  6. Административно – правовое регулирование в промышленном комплексе.
  7. Баткаева И.А. Кибанов А.Я. Ловчева М.В. Митрофанова Е.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник, - М: Инфра-М, 2009. – 524 с.
  8. Билет 48. Роль правосознания в правотворчестве и реализации права.
  9. В.П. Ившин, И.А. Дюдина, А.В. Фафурин
  10. Взаимосвязь общих и специфических знаний и умений
  11. Всесоюзный физкультурный комплекс “Готов к труду и обороне СССР” — программная и нормативная основа советской системы физического воспитания
  12. Выполнение ежедневного комплекса программы «Сатори»


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 4697; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.132 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь