Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ



Известно, что общество — прародитель государства, по-
скольку последнее является результатом общественного разви-
тия, развития человеческой цивилизации. Государство, являясь
продуктом общества, в свою очередь может активно влиять на
структуру, деятельность общества, в первую очередь содействуя
быстрейшему формированию и укреплению общественных ин-
ститутов, хотя может и тормозить их становление и развитие. Го-
сударство может быть только там, где есть общество.

Однако это вовсе не означает, что государство навязано об-
ществу силой, как считал К. Каутский, хотя и является безуслов-
ным его атрибутом.

Общество — это совокупность исторически сложившихся
форм совместной деятельности и общежития людей, а государ-
ство — это особая политико-территориальная организация пуб-
личной власти с присущими только ему особыми элементами
(способностью принуждать, издавать законы, устанавливать на-
логи и т.п.). Общество и государство — понятия, безусловно, не
совпадающие; первое значительно шире, богаче второго. Вместе
с тем государство, будучи порождением общества, обладает оп-
ределенной самостоятельностью по отношению к нему.

Вопрос о гражданском обществе рассматривается наукой
достаточно давно, но по-настоящему понимание его роли в жиз-
ни человека и гражданина выкристаллизовалось в XX в., когда

С—f


Гражданское общество. Понятие и признаки___________________ f_________ 95

обрели свое поистине высокое значение такие понятия, как де-
мократия, свобода, право, гражданин, правовое государство и
т.п., когда стало ясно, что общие интересы, соединяющие людей
и образующие общество, гораздо более важнее интересов, их
разъединяющих.

Идея гражданского общества возникла как противопостав-
ление засилью королевской власти, как одно из средств борьбы
за признание всех людей, и в первую очередь третьего сословия
во Франции, равноправными субъектами общества. По сущест-
ву, эта идея не могла не возникнуть, поскольку человечество в
процессе своего исторического развития объективно шло (и
идет) к формированию гражданского общества, становлению
его сильных институтов.

Гражданское общество — это определенная историческая сту-
пень развития человеческой организации, социальная общность,
основанная на определенных критериях взаимосотрудничества,
взаимодействия
.

Такими критериями в первую очередь выступают демокра-
тия, свобода личности, господство права, открытость (глас-
ность), развитость общественных структур и т.п. В гражданском
обществе происходит переход от жестких методов государствен-
ной власти к методам взаимосогласованности, компромисса, ра-
зумного взаимодействия общества с государством.

Учение о гражданском обществе прошло длительный путь.
Упоминание о нем можно встретить еще в «Политике» Аристо-
теля и «Государстве» Платона. Огромное значение для разработ-
ки и обоснования принципов гражданского общества для госу-
дарства и его роли во взаимоотношениях с государством имела
*ёория общественного договора. Создатели этой теории (в пер-
вую очередь представители идей естественного права) — Г. Гро-
Ций, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, в России - А.Н. Ра-
дищев — в своих трудах обосновали существование совершенно
новых для своего времени понятий, таких как «гражданская сво-
бода», «политическая свобода», «право народа на собственные
Действия». Согласно их учениям, государство, государственная
власть создаются в результате договора, по воле людей, которые



Глава V Гражданское общество и правовое государство


обязаны охранять условия общественного договора, поскольку
не государством определяется гражданское общество, а, напро-
тив, гражданским обществом должно определяться государство.

Государство, согласно теории общественного договора, —
орган, представляющий интересы всего общества, поэтому народ
имеет право лишить государство, нарушавшее договор, полномо-
чий, полученных в результате договора, либо вовсе устранить его.
Очевидно, что приоритет однозначно отдается обществу, народу,
а к этому и движется человеческая цивилизация. В современных
демократических правовых государствах взаимодействие госу-
дарства с обществом осуществляется именно на началах приори-
тета общества.

Несмотря на большой вклад перечисленных выше филосо-
фов в учение о гражданском обществе, они все же не увидели
глубинных причин и основ формирования гражданского обще-
ства, истинных причин взаимосвязи, развития и изменения
общества и государства. Это было обусловлено объективными
обстоятельствами и определенной неразвитостью общественно-
политической мысли в XVII—XVIII вв. и, самое главное, нераз-
витостью общественно-политических институтов, прежде всего
отсутствием сложившихся сильных гражданских структур (пар-
тий, общественных движений, профсоюзов), невысокой сте-
пенью правового и политического сознания всего общества. Да
и государство в те времена было весьма далеко от современных
демократических норм, поскольку носило в основном черты аб-
солютизма, деспотичности. В этой связи нельзя было говорить о
нем как о социальном партнере для общества.

Не случайно Дж. Локк написал работу «О политическом или
гражданском обществе»1. Потребовалось время, чтобы ученые и
философы отметили более четкие критерии отличия граждан-
ского общества от государства, от его политических учреждений.
Это в свое время сделали И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, М. Ве-
бер. Каждый из них внес свою лепту в раскрытие содержания
гражданского общества. Под гражданским обществом стали по-
нимать качественно обособленную сферу отношений, главным

1 ЛоккДж Соч. Т 3. - М., 1988.


Гражданское общество. Понятие и признаки 97

образом имущественных, семейных, нравственных, которые
должны состоять в известной независимости от государствен-
ной власти1.

Однако далеко не всякое общество, состоящее из граждан,
является гражданским. Также как далеко не любое государство,
издающее законы, является правовым (Н.И. Матузов). Граждан-
ское общество — это особая структура отношений людей в об-
ществе; сфера внеполитическая, внегосударственная. Это эконо-
мические, социальные, культурные, семейные, духовные, нрав-
ственные, религиозные, корпоративные отношения людей, су-
ществующие наряду (одновременно) с государством. На эти
элементы и признаки гражданского общества указывал извест-
ный русский юрист Б.Н. Чичерин в своей «Философии права».

«Гражданское общество, — писал он, — есть совокупность
частных отношений между людьми, управляемых гражданским
или частным правом. Кроме отдельных лиц, сюда входят и обра-
зуемые им частные союзы. В состав гражданского общества вхо-
дит также и семья, хотя она имеет собственные, только ей свой-
ственные начала»2. При этом Б.Н. Чичерин отмечает, что
установление понятия о гражданском обществе было одной из
самых плодотворных мыслей Гегеля.

«В гражданском обществе, — писал Гегель, — главным эле-
ментом, главным субъектом является человек. В гражданском
обществе каждый для себя цель — все другие для него ничто»3.
Однако для достижения своих целей и интересов человек дол-
жен вступать в отношения с другими людьми4. В понимании Ге-
геля гражданское общество — это прежде всего частная
собственность, религия, семья, мораль, долг, образование, зако-
ны, а также вытекающие из них юридические отношения между
членами общества, ибо без них, без соотношения с другими
людьми человек не может достичь всех своих целей5.

См.: Теория государства и права' Курс лекций // Под ред. Н.И. Матузова и
А В. Малько. С. 191
' Чичерин Б Н. Философия права. - М., 1900. С. 260.

3 Гегель. Философия права. - М., 1990. С. 225.

4 Там же.



Глава V. Гражданское общество и правовое государство


К. Маркс, анализируя понятие «гражданское общество»,
писал: «Возьмите определенную ступень развития производства,
обмена и распределения, и вы получите определенный общест-
венный строй, определенную организацию семьи, сословий,
классов, определенное гражданское общество»1.

Как у Гегеля, так и у Маркса проводится четкое различие
между обществом и государством, более того, имеется свой
взгляд на структуру гражданского общества, отмечается (осо-
бенно у Маркса) прогресс, исторически восходящий путь разви-
тия общества.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что проблема
гражданского общества как особого феномена была обусловлена
прогрессом, потребностями исторического развития, необходи-
мостью определения дальнейших (более оптимальных) путей
развития общества, государства, демократии, свободы человека,
более разумных их взаимоотношений во все набирающих силу
тенденциях к самостоятельному развитию государственных и
общественных институтов,

При этом уже в XIX в. гражданское общество мыслилось как
нечто иное, чем государство и его политические учреждения, а
тем более — устройство.

К. Маркс указывал: «Возьмите определенное гражданское
общество, и вы получите определенный политический строй,
который является лишь официальным выражением гражданско-
го общества»2. Как видим, это уже принципиально иной подход
к соотношению общества и государства, чем у Дж. Локка, у ко-
торого не усматривается существенная разница между полити-
ческим и гражданским обществом.

В современной научной литературе нет существенных раз-
личий в определениях гражданского общества, хотя различны
определения его структуры и отдельных характерных черт. Так,
М.Р. Кулиев определяет гражданское общество как способ со-
циального сосуществования людей, в идеале основанный на ра-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 64.

2 Там же.


Гражданское общество. Понятие и признаки__________________________ 99

зуме, свободе, праве и демократии. Он считает, что только в ус-
ловиях господства права гражданское общество создает реаль-
ные возможности для самореализации личности, установления
оптимальной меры государственного воздействия на экономи-
ческий, социальный и духовный процессы, на воплощение в
жизнь прав и свобод человека1.

В.В. Лазарев полагает, что общество — это сложный соци-
альный организм, определенная организация жизни людей, свя-
занная прежде всего с производством, обменом и потреблением
жизненных благ. Общество — динамическая система связи лю-
дей, объединенных семейными узами, групповыми, сословны-
ми, классовыми отношениями. Те субъекты, которые становят-
ся участниками политических отношений, вольно или невольно
включаются в политическую организацию общества, где важ-
нейшей составляющей выступает государство2. В данном случае
дается описание общества в широком смысле, но при этом отме-
чаются многие важные признаки гражданского общества и чет-
ко проводится мысль о различии общества и государства.

Н.И. Матузов считает, что термин «гражданское общество»
в современной трактовке выражает определенный тип (состоя-
ние, характер) общества, его социально-экономическую, по-
литическую и правовую природу, степень его развитости и за-
вершенности. Под этим понятием понимается общество, отве-
чающее ряду выработанных историческим опытом критериев.
Это более высокая ступень в развитии социальной общности,
мера его зрелости, разумности, справедливости3.

Нельзя не отметить, что гражданское общество находится в
состоянии постоянного развития, оно не может быть иным —
Дремлющим, застойным и т.п. Подобное состояние характерно
Для общества в абсолютных монархиях или для диктаторских
государств. Последние собственно потому и существуют, что в
них отсутствует развитое, сильное гражданское общество. Граж-

^ См: Кулиев М Р Гражданское общество... С. 3.

^ См.: Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. С. 76—77.

См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и

АВ. Малько. С. 189—190.



Глава У. Гражданское общество и правовое государство


данское общество — это общество динамичное, многофункцио--
нальное, в нем постоянно совершенствуются существующие
институты, идет поиск более современных политических и не-
политических форм существования, взаимодействия общества,
государства и личности, формирования более рациональных
взаимоотношений между властью и обществом. Весь этот про-
цесс протекает в демократических формах, с реальным учетом
действия принципов гуманизма и справедливости. Гражданское
общество по мере поступательного развития становится все бо-
лее и более самоорганизующимся, самоуправляющимся и само-
ответственным.

В юридической литературе различные авторы, обращавши-
еся к проблеме гражданского общества, сформулировали опре-
деления его наиболее характерных признаков; в частности,
многие из них отмечают, что гражданское общество характери-
зуется:

• сильной самоорганизацией;

• экономической свободой, рыночными отношениями;

• многообразием форм собственности;

• безусловным признанием личных прав и свобод человека;

• демократическим характером власти, ее легитимностью;

• равенством всех перед законом и правосудием;

• разделением и взаимодействием властей;

• политическим плюрализмом, идеологическим многооб-
разием;

• наличием легальной и конструктивной оппозиции;

• свободой слова, печати, независимостью средств массовой
информации;

• невмешательством государства в частную жизнь граждан;

• взаимной ответственностью граждан и государства;

• развитым, сильным, самостоятельным самоуправлением;

• социальным и национальным согласием;

• отсутствием антагонистических классов или классовым
взаимосотрудничеством, компромиссом.


Гражданское общество. Понятие и признаки_________ 101

Нельзя не отметить, что в юридической научной литературе
весьма редко отмечается такой важный признак гражданского
общества и правового государства, как развитое и сильное мест-
ное самоуправление. Для гражданского общества и правового
государства в современной России это один из очень заметных
показателей процесса становления, ибо совершенно очевидно,
что местное самоуправление, как особый вид народовластия,
институт публичной власти, наиболее близко к населению; в
нем наглядно реализуются права граждан на участие в управле-
нии делами общества, в организации собственной жизни. Мест-
ное самоуправление, являясь институтом гражданского общест-
ва, одновременно обусловливает формирование и эффективное
функционирование правового государства. В местном самоуп-
равлении реально воплощаются такие признаки, как народо-
властие, гарантированность прав и свобод человека и граждани-
на, разделение властей, суверенитет народа и др.1

Государство в гражданском обществе может и должно:
поддерживать развитие экономики страны, основанное на ра-
зумном регулировании рыночных процессов; решать вопросы
безопасности; предупреждать возможные экологические катаст-
рофы; бороться с преступностью, особенно с международным
терроризмом; осуществлять социальную политику, направлен-
ную на поддержание достойного уровня жизни тех слоев населе-
ния, которые в этом нуждаются; контролировать сбор налогов;
охранять общественный порядок и т.д.

В свою очередь, граждане должны быть активными участ-
никами всех общественных процессов, формирующих взаимо-
понимание общества и государства, ибо само по себе, автомати-
чески подобное взаимопонимание не достигается. Гражданин
Должен быть законопослушным, уважающим права и свободы
Других граждан, добросовестным исполнителем установленных
Для каждого члена общества обязанностей.

< ~м.: Медведев А.И. Местное самоуправление в условиях формирования граждан-
ского общества и правового государства: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. —
Волгоград, 2000. С. 3; Лимонов A.M. Местное самоуправление в Российской Фе-
дерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. — М., 2000 и др.



Глава V. Гражданское общество и правовое государство


В гражданском обществе должен действовать принцип: го-
сударство настолько правомочно, насколько обязана личность;
и напротив, личность настолько правомочна, насколько обязано
государство.

История свидетельствует, что, являясь частью гражданского
общества, государство, как правило, стремится расширить свое
влияние на общество, причем нередко не либеральными мягки-
ми методами, а путем достаточно жесткого вмешательства в дела
общества. И это происходит не только по субъективному жела-
нию и стремлению стоящих у власти сил, но и по причинам объ-
ективного характера. Прогрессивное развитие общества ведет к
усложнению экономических, политических, социальных отно-
шений. Появляются новые проблемы: угроза экологической
катастрофы, опасные последствия научно-технического про-
гресса, усиление влияния иных негативных факторов (рост
преступности, терроризм, наркомания, СПИД, возможность
мгновенного и массового распространения эпидемиологичес-
ких заболеваний), а также снижение духовности и т.п. Указан-
ные причины очень часто порождают у государственной власти
соблазн решать возникающие проблемы авторитарными мето-
дами, что может при определенных обстоятельствах привести к
установлению тоталитаризма или его восстановлению в тех го-
сударствах, где он уже был1. Значение гражданского общества
состоит прежде всего в том, чтобы не допустить такое перераста-
ние, контролировать тенденции государственного развития.
Такой контроль необходим, более того — он должен быть посто-
янным.

Наконец, нельзя не отметить все возрастающую роль меж-
дународного сообщества, влияние международных правовых ак-
тов на формирование гражданского общества.

Права и свободы человека, закрепленные международными
документами и воспроизведенные в конституциях многих госу-
дарств, в настоящее время стали одним из важнейших ценност-
ных ориентиров развития гражданского общества и государства.

' См.: БаглайМ.В. Конституционное право РФ. — М, 1999. С. 11.


Правовое государство______________________________________________ 103

Они оказывают существенное влияние на характер деятельности
современного государства, являясь ограничителем его всевлас-
тия, способствуют установлению более справедливого, более де-
мократического взаимодействия государства с каждым гражда-
нином'.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Правовое государство не может возникнуть мгновенно, в
любом месте, в любом обществе. Прежде чем стать правовым,
государство должно пройти длительный путь развития, должны
сложиться определенные экономические, социальные, полити-
ческие и духовные условия.

Теория правового государства появилась значительно рань-
ше, чем возникли государства с признаками, дающими право
считать их правовыми. И это еще раз подтверждает наличие
прогностической функции теории государства и права, что по-
зволяет предсказывать направления развития государства и пра-
ва в контексте истории.

Известно, что одним из первых фундаментальных предска-
зателей правового государства был И. Кант. На основе своего
категорического императива (общего закона) немецкий фило-
соф сформулировал отдельные «категорические» признаки пра-
вового государства: такое государство в первую очередь служит
личности, охраняя ее интересы от любого произвола; государ-
ство и личность связаны взаимной ответственностью; государ-
ево подчиняется естественному праву; государственная власть
подразделяется на законодательную, исполнительную и судеб-
ную; источником власти является народ, ему принадлежит зако-
нодательная власть, которой подчинена исполнительная. При
этом И. Кант подчеркивал важность не столько принципа разде-

м : Пастухов П. С Конституционный принцип равенства всех перед законом

С^ДОМ в Уголовном процессе в РФ: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. — М.,
о. С. 4.



Глава V. Гражданское общество и правовое государство


ления властей, сколько их равновесия. Правовое государство
обеспечивает общеобязательность права.

Даже неполный и несколько упрощенный перечень призна-
ков правового государства, указанных И. Кантом, свидетель-
ствует о достаточно глубоком проникновении в идею сущности
правового государства. Многое из того, что предсказывал мыс-
литель двести лет назад, сегодня стало аксиомой, бесспорными
и очевидными признаками характеристики правового государ-
ства. И. Кант дал такое определение государства: «Государство —
это объединение множества людей, подчиненных правовым за-
конам»1.

Достаточно большой вклад в развитие теории правового го-
сударства внесли представители дореволюционной российской
правовой мысли. Поскольку это обстоятельство не всегда отме-
чается в учебной литературе, российские авторы цитируются
редко, представим их несколько подробнее.

Так, С.А. Котляревский указывал на безусловную необхо-
димость взаимной ответственности, взаимной связанности го-
сударства и личности. Одной из гарантий такой взаимоответ-
ственности должно быть разделение властей. Главную роль при
этом он отводил судебной власти. Без независимой и самостоя-
тельной судебной власти, пользующейся доверием народа, счи-
тал С.А. Котляревский, не может быть правового государства.

В.М. Гессен прямо заявлял, что правовым может называть-
ся государство, признающее обязательными для себя им же при-
нятые юридические нормы. Правовое государство в своей дея-
тельности связано и ограничено правом, стоит под правом, а не
вне и над ним. Издавая законы, государство подчиняет этим за-
конам не только индивидов, но и себя. «Государство в лице сво-
ей правительственной власти, — писал он, — так же подчинено
закону, как каждый в отдельности гражданин»2. Отличительной
чертой правового государства является подзаконность прави-
тельственной и судебной властей; предполагается необходимое

' Кант. И. Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 233.

2 К реформе государственного строя в России. — СПб.: Изд. Н. Глаголева, 1916.
С. 11.


Правовое государство________________________________________ 105

обособление властей, что может иметь место лишь в государ-
ственном строе конституционных государств. Только конститу-
ционное государство является государством правовым. Право-
вое и конституционное государство — синонимы'.

В.М. Гессен утверждал, что конституционная монархия мо-
жет быть правовым государством, абсолютная — нет. Современ-
ная действительность подтверждает эти предположения. Вели-
кобритания, Швеция, Дания, Испания, Норвегия, Голландия —
конституционные монархии; при этом их часто и вполне обос-
нованно называют правовыми государствами, поскольку верхо-
венство закона, уровень гарантий прав человека, демократизма
формирования органов власти, независимости судов, социаль-
ной защищенности личности высоки в них настолько, что не
вызывают сомнения в справедливости такого определения.

Б.А. Кистяковский, критикуя идею диктатуры пролетариа-
та, предупреждал, что любая диктатура есть власть с усиленны-
ми полномочиями, приближающаяся к абсолютной. В правовом
государстве все отношения властвования должны закрепляться
правовыми нормами. «Для современного культурного челове-
ка, — писал он в начале XX в., — еще недостаточно, что власть
существует; мало и того, что она необходима, полезна и целесо-
образна.

Только когда власть ведет к господству идеи права, лишь
тогда мы можем признать ее правомерной и оправдать ее суще-
ствование. Господство идеи права означает, что все действия
власти обусловливаются и регулируются правовыми нормами.
В правовом государстве лица, наделенные властью, подчинены
правовым нормам одинаково с лицами, не имеющими власти»2.

Идею правового государства рассматривали также Г.Ф. Шер-
шеневич, Н.И. Палиенко, Н.М. Коркунов.

Г.Ф. Шершеневич указывал на гарантии правовой государ-
ственности, которые должны состоять в неотъемлемых правах
личности, принципе разделения властей, ограничении власти

^ °м.: К реформе... С. 21.
Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. -»- М., 1916.



Глава У. Гражданское общество и правовое государство


правом и даже в подчиненности государства стоящему над ним
праву. Однако главной гарантией правового государства он счи-
тал «сдерживающую силу общественного мнения»1.

Н.И. Палиенко писал об обязывающей силе права в отно-
шении государства, о правовом ограничении государства. Са-
мый важный вопрос государственно-правовой жизни — вопрос
о гарантиях соблюдения правовых норм властью, считал он,
имеет смысл лишь тогда, когда нет сомнения в возможности и
наличности юридического ограничения власти2.

Н.М. Коркунов обратил внимание на следующее обстоя-
тельство, имеющее чрезвычайно важное значение для правового
государства и в наши дни. Государственная власть, ограничивая
себя правом, не может не укреплять себя, потому что это ограни-
чение усиливает прежде всего правовое чувство в обществе3.

Объективности ради следует отметить, что идея правового
государства в определенной степени не была чужда и основате-
лям теории классового подхода к государству и праву. Это свиде-
тельствует об их разносторонней оценке государства и права, т.е.
о более широких (не только классовых) взглядах на роль и значе-
ние государства и права в жизни общества, в частности, в обес-
печении свободы личности. Так, К. Маркс писал: «Свобода со-
стоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего
над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный;
да и в наше время большая или меньшая свобода государствен-
ных форм определяется тем, в какой мере они ограничивают
" свободу государства" »4.

Правда, идея правового государства не стала основопола-
гающей и руководящей для сторонников пролетарской револю-
ции и пролетарского государства. На первое место ими была
выдвинута идея диктатуры пролетариата, т.е. государства рабо-
чего класса, призванного осуществлять свою власть, не считаясь

1 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. С. 248.

2 См.: Палиенко Н.И. Учение о правовой связанности государства. — Харьков,
1908.

3 См.: Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894.

4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 726.


Правовое государство____________________ 107

с интересами других классов и слоев населения страны, кроме
беднейшего крестьянства. В.И. Ленин прямо заявлял, что дикта-
тура пролетариата — это никакими законами не ограниченная
власть, а его последователи идею правового государства объяви-
ли вредной буржуазной теорией, созданной якобы для того, что-
бы скрыть классовую эксплуататорскую природу буржуазного
государства.

Подобная оценка идеи правового государства далека от ис-
тинной.

Правовое государство — это прежде всего государство де-
мократическое. Сохраняя основные признаки государства (ап-
парат управления и принуждения, суверенитет, сбор налогой,
территориальную организацию), оно является государством гу-
манным, отвергающим жесткие, деспотические методы воздей-
ствия на общество. Права и свободы человека в таком государ-
стве получают подлинное признание и законодательное
закрепление. Правовое государство — это государство больших
позитивных возможностей по отношению к обществу и каждому
человеку; в нем не на словах, а на деле реализуется принцип:
свободное развитие каждого есть условие свободного развития
всех. Права и свободы граждан в правовом государстве рассмат-
риваются как фундамент построения взаимоотношений челове-
ка и власти, основной целью которой является обеспечение прав
и свобод, создание необходимых условий для их полноценной
реализации.

В юридической науке совершенно правильно отмечается,
что, поскольку государство и право связаны между собой нераз-
рывно, а их раздельное существование объективно невозможно,
»о в цивилизованном обществе государство не может быть не-
правовым, т.е. недемократическим, не основанным на верховен-
стве права, не обеспечивающим права и свободы человека и т.д.
В противном случае это государство являлось бы нелегитимным,
органы власти в нем формировались бы без учета мнения обще-
ства, без разносторонних демократических процедур, государ-
ственная власть обеспечивала бы интересы какой-либо одной
части общества (класса, группы, слоя) и т.д.



Глава V Гражданское общество и правовое государство


Относить то или иное государство к числу правовых позво-
ляет наличие ряда неотъемлемых качественных признаков.
Прежде всего следует назвать господство права. Этот признак
конкретизируется прежде всего верховенством закона, т.е. все
важнейшие отношения в обществе должны регулироваться за-
конами, а не другими правовыми актами. Закон должен быть ос-
новным юридическим документом, ему должны соответствовать
действия органов власти, ему не должен противоречить ни один
правовой акт, издаваемый уполномоченными на то субъектами
правотворчества. Верховенство закона означает его безусловную
исполняемость всеми ветвями власти. Одновременно это озна-
чает и равенство всех перед законом, о чем прямо сказано в ст. 19
Конституции РФ.

Равенство всех перед законом означает, что государство
обязано гарантировать это равенство всеми имеющимися у него
средствами.

На верховенстве закона зиждется принцип законности, яв-
ляющийся одним из основных в деятельности всех органов влас-
ти и выраженный в требовании точного и безусловного испол-
нения законов и подзаконных актов.

Господство права, верховенство закона означают, что вся
жизнь общества, вся система отношений, деятельность органов
власти, должностных лиц должны быть основаны на правовых
началах, что сам закон должен быть правовым, т.е. принят леги-
тимными органами власти, соответствовать международным
стандартам в области прав человека, исходящим из приоритета
естественных прав и свобод человека, не противоречащим кон-
ституционным положениям и т.д.

Конституция РФ прямо предписывает всем законодатель-
ным органам, что «в Российской Федерации не должны изда-
ваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы
человека и гражданина» (ч. 2 ст. 55). Таким образом Конститу-
ция РФ определяет приоритет основного закона, устанавливает
его верховенство в системе законодательных актов и во всем
правовом пространстве государства. Положение, подобное уста-
новленному в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, может быть возмож-


Правовое государство 109

ным только тогда, когда задача построения правового государ-
ства считается безусловной. Трудно себе представить иное, на-
пример, закрепление положения, согласно которому органы го-
сударства получили бы право издавать законы, умаляющие
права и свободы человека, исходя из соображений целесообраз-
ности, необходимости и т.п. При такой записи должен быть снят
и вопрос о правовом государстве.

Конституция РФ (ст. 56) предусматривает возможность ог-
раничения лишь некоторых прав, лишь в определенных услови-
ях (чрезвычайное положение) и в качестве временной меры.
Этим самым подчеркивается всеобщий, базовый принцип
действия конституционных положений.

Верховенство закона означает, что все важнейшие эконо-
мические, политические, социальные, культурные отношения
должны строиться на основе закона, соответствовать ему, нахо-
диться в сфере закона, а не вне ее.

Иными словами, верховенство закона означает не только
его «господство» в системе нормативных актов, но и то, что в об-
ществе и государстве закон должен представлять собой наивыс-
шую правовую ценность.

Следующий важный признак правового государства — это
взаимная ответственность государства и гражданина. Говоря о
правовом государстве как о государстве демократическом,
отвергающем жесткие методы власти, соблюдающем и гаранти-
рующем права и свободы человека, нельзя не сказать, что в нем
действует принцип взаимной ответственности гражданина и го-
сударства, т.е. принцип, согласно которому не только граждане
ответственны перед государством, но и государство несет ответ-
ственность перед гражданами.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1168; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь