Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теории, объясняющие происхождение государства.



Теории, объясняющие происхождение государства.

В настоящее время существует множество учений, теорий о происхождение государства.

Марченко М.Н. объясняет такое многообразие теорий тем, что с одной стороны государство и право являются сложными и многогранными явлениями, а с другой стороны каждая тория отражает субъективные взгляды на различные аспекты процесса происхождения государства.

В учебной литературе можно встретить следующие теории происхождения государства:

1. теологическая теория называют еще божественной теорией происхождения государства.

Название данной теории происходит от греческих слов " тео" - бог и " логос" - учение, т.е. учение о боге. Она объясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла. Согласно этой теории, государство есть результат проявления божественной воли, практическое воплощение власти бога на земле.

Представители: Фома Аквинский; Жак Маритен, Блаженный Августин, Иоанн Златоуст, Филофей и т.д.

Достоинства

1) отражала действительность того времени т.е все гос-ва были теократические

2) позволяла установить обществ. порядок

Недостатки

Данная теория не раскрывает конкретных путей и способов реализации этой божественной воли. Данная теория может хорошо ложится на любую другую теорию.

2. патриархальная (патерналистическая теория)

Представители: Платон: «Государство»; Аристотель: «Политика»; Фильмер: «Патриархия, или Защита естественного права королей»; Боден. Михайловский:

Данная теория рассматривает происхождение государства как естественное развитие первичных форм человеческого общения – семьи, рода. Само название данной теории (от слова патриарх – праотец, родоначальник) указывает на то, что государство возникло до расширения родового союза, а государственная власть есть не что иное, как развитие и продолжение власти родоначальника, отца семейства, которая переходит сначала во власть родового старейшины, а потом во власть государственную. Так же, как и теологическая теория, патриархальная была направлена на обоснование неограниченности власти царя, монарха, но истоки этой власти видела уже не столько в ее божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовали неограниченная власть главы семьи, патриарха.

Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная " большая семья", состоящая из множества обычных семей).

Согласно патриархальной теории:

- монарх является отцом всего народа;

- благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

- король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);

- власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;

- подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

Недостатки:

- нет ни одного исторического примера, свидетельства подобного способа возникновения государства.

- патриархальная семья появляется вместе с государством или в условиях государства (позднее)

- в обществе где существуют такие семьи родственные связи быстро разрушаются

Органическая теория

Представители: Платон, Спенсер

Эта теория появилась во второй половине XIX в.

Суть: Органическая теория объясняет происхождение государства действием тех же сил и законов, которыми определяется жизнь природы. Государство возникает как результат естественного развития животного мира от низших форм к высшим.

Человечество – результат эволюции (постепенное развитие, от простого к сложному, от низшего к высшему) животного мира. Развитие данной теории связано с научными достижениями середины 19 века: Дарвинизм – естественный отбор – выживает сильнейший, появление Клеточной теории (Шлейден и Шварц). Суть клеточной теории: любой организм состоит из клеток, клетки составляют единое целое. В органической теории не было отождествление организма человека и государства, они сравнивали организм человека и государства. В результате Спенсер говорит, что высшие классы составляют мозг человека, осуществляют оборону и т.д., низшие классы – обеспечивают жизнедеятельность человека.

Достоинства:

• восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;

• признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;

оригинальность теории. Использовал системный подход. Государство не навязанный извне обществу продукт, а созданный по воле человека

•системный подход

Недостатки:

прямое проецирование биологических законов на жизнь общества; переносить биологические законы на развитие общества нельзя, ибо биологические законы отличаются от социальных.

• сильное влияние дарвинизма;

• отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным. З аконы физики, химии – не соответствует социуму в полной мере. Пример, диалектичекий закон: переход количества в качество.

Теория насилия

Представители: Л.Гумплович «Раса и государство. Исследования о законе формирования государства» и «Общее государственное право», Е.Дюринг «Ценность жизни», К.Каутский «Этика и материалистическое понимание истории» и другие.

Развитие в 19-20 веке

Суть:

Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в другом, насилие зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие). Государство возникает в результате внутреннего или внешнего насилия или угрозы насилия.

При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения. При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабощения, колониальная политика).

Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:

≈ сбор дани

≈ расширение территорий;

≈ огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

≈ иные формы насилия.

Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному

Достоинства: Ряд государств были созданы путем насилия (пример - преодоление феодальной раздробленности в Германии (" железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.). Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др. (есть подтверждение данной теории в истории)

Недостатки:. . Данная теория оставляет без ответа вопрос, почему более сильные захотели и сумели подчинить себе более слабых. Если завоевание является лишь средством присвоения определенных материальных благ, то причины зарождения государства следует искать в экономическом строе общества.

- теория не универсальна и не может объяснить процесс образования государства вообщем Так, например, государства в Египте и Китае появились помимо военного вмешательства, как говорится, естественным путем.

- где факты завоевания имели место, они все же носили вторичный характер по отношению к процессу создания государства.

6)Психологическаятеория:

Представителями этой теории, возникшей в середине XIX в., были Г. Тард, Лев И. Петражицкий (1867 - 1931 гг.) польский социолог правовед, основатель психологической школы права. Они объясняли появление государства и права через свойства человеческой психики, т.е. потребностью подчиняться и быть зависимыми от элиты. Народ рассматривался как пассивная инертная масса, ищущая подчинения.

Психологическая потребность людей жить в организованном обществе – основная причина порождающая государство.

+ Человек - биосоциальное существо наделенное сознанием и волей. Организованное общество безусловно является естественной (единственной) средой его жизнедеятельности. Человек практически лишен возможности полноценно, нормально развиваться вне общества.

- Прежде чем люди могут осознать необходимость создания государства, их психика должна сформироваться, т.е. влиянию внутренних (самосознание) и внешних (экономических, политических и др.) объективных факторов, которые не учитывает данная теория.


 

2. Понятие государства, основные и вспомогательные признаки.

По срокам полномочий

a. постоянные

b. временные

7. по принципу разделения власти.

a. представительные (законодательные)

b. исполнительные

c. судебные

Структура правовой нормы

Выраженная в юридических терминах структура правовых норм: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза – элемент правовой нормы, в котором формализуются типические ситуации соц. бытия.

В гипотезе:

1) очерчивается круг обстоятельств, в которых норма будет действовать

2) очерчивается круг субъектов, для регулирования отношений которых предназначается данная норма

Выделяются:

- простые (одно обстоятельство)

- сложные (совокупность зависимых друг от друга обстоятельств)

- альтернативные (несколько независимых друг от друга обстоятельств)

Диспозиция – элемент правовой нормы, непосредственное выражение воли государства.

По назначению:

- управомачивающие

- обязывающие

- запрещающие

Санкция – элемент нормы права, характеризующий реакцию официальной гос. власти на степень исполнения диспозиции.

По характеру формализованных санкцией последствий:

- штрафные

- поощрительные

- правовосстановительные


 

 

17. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.

Способы изложения элементов нормы права в статьях норма­тивно-правовых актов различны, однако она сохраняет свою ло­гическую структуру. Нередко норма права изложена как статья нормативного акта, но чаще всего они непосредственно не совпа­дают. В наиболее общем виде все многообразие этих расхождений может быть сведено к следующим вариантам:

а) одна статья нормативного акта содержит лишь часть нормы права или даже часть одного из элементов нормы права, либо на­оборот: норма права содержится в нескольких статьях акта или актов;

б) одна статья нормативного акта содержит несколько непос­редственно связанных между собой норм права, или наоборот: норма права содержится в части статьи нормативного акта;

в) одна статья нормативного акта содержит гипотезу или диспо­зицию, общую для многих непосредственно связанных между собой норм права, т.е. является как бы «вынесенной за скобки», общей частью для таких норм (соответственно диспозиций или санкций);

г) одна статья нормативного акта содержит несколько гипотез или несколько диспозиций, непосредственно связанных между собой норм;

д) одна статья содержит гипотезу и диспозицию, так называе­мую «усеченную» норму, а санкции выделены в отдельную статью.


 

18. Формы (источники) права: понятие и виды.

Теории, объясняющие происхождение государства.

В настоящее время существует множество учений, теорий о происхождение государства.

Марченко М.Н. объясняет такое многообразие теорий тем, что с одной стороны государство и право являются сложными и многогранными явлениями, а с другой стороны каждая тория отражает субъективные взгляды на различные аспекты процесса происхождения государства.

В учебной литературе можно встретить следующие теории происхождения государства:

1. теологическая теория называют еще божественной теорией происхождения государства.

Название данной теории происходит от греческих слов " тео" - бог и " логос" - учение, т.е. учение о боге. Она объясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла. Согласно этой теории, государство есть результат проявления божественной воли, практическое воплощение власти бога на земле.

Представители: Фома Аквинский; Жак Маритен, Блаженный Августин, Иоанн Златоуст, Филофей и т.д.

Достоинства

1) отражала действительность того времени т.е все гос-ва были теократические

2) позволяла установить обществ. порядок

Недостатки

Данная теория не раскрывает конкретных путей и способов реализации этой божественной воли. Данная теория может хорошо ложится на любую другую теорию.

2. патриархальная (патерналистическая теория)

Представители: Платон: «Государство»; Аристотель: «Политика»; Фильмер: «Патриархия, или Защита естественного права королей»; Боден. Михайловский:

Данная теория рассматривает происхождение государства как естественное развитие первичных форм человеческого общения – семьи, рода. Само название данной теории (от слова патриарх – праотец, родоначальник) указывает на то, что государство возникло до расширения родового союза, а государственная власть есть не что иное, как развитие и продолжение власти родоначальника, отца семейства, которая переходит сначала во власть родового старейшины, а потом во власть государственную. Так же, как и теологическая теория, патриархальная была направлена на обоснование неограниченности власти царя, монарха, но истоки этой власти видела уже не столько в ее божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовали неограниченная власть главы семьи, патриарха.

Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная " большая семья", состоящая из множества обычных семей).

Согласно патриархальной теории:

- монарх является отцом всего народа;

- благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

- король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);

- власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;

- подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

Недостатки:

- нет ни одного исторического примера, свидетельства подобного способа возникновения государства.

- патриархальная семья появляется вместе с государством или в условиях государства (позднее)

- в обществе где существуют такие семьи родственные связи быстро разрушаются

Органическая теория

Представители: Платон, Спенсер

Эта теория появилась во второй половине XIX в.

Суть: Органическая теория объясняет происхождение государства действием тех же сил и законов, которыми определяется жизнь природы. Государство возникает как результат естественного развития животного мира от низших форм к высшим.

Человечество – результат эволюции (постепенное развитие, от простого к сложному, от низшего к высшему) животного мира. Развитие данной теории связано с научными достижениями середины 19 века: Дарвинизм – естественный отбор – выживает сильнейший, появление Клеточной теории (Шлейден и Шварц). Суть клеточной теории: любой организм состоит из клеток, клетки составляют единое целое. В органической теории не было отождествление организма человека и государства, они сравнивали организм человека и государства. В результате Спенсер говорит, что высшие классы составляют мозг человека, осуществляют оборону и т.д., низшие классы – обеспечивают жизнедеятельность человека.

Достоинства:

• восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;

• признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;

оригинальность теории. Использовал системный подход. Государство не навязанный извне обществу продукт, а созданный по воле человека

•системный подход

Недостатки:

прямое проецирование биологических законов на жизнь общества; переносить биологические законы на развитие общества нельзя, ибо биологические законы отличаются от социальных.

• сильное влияние дарвинизма;

• отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным. З аконы физики, химии – не соответствует социуму в полной мере. Пример, диалектичекий закон: переход количества в качество.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь