Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сущность мировоззрения и его историко-культурный характер; типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное



 

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Мировоззрение - это не столько содержание, сколько способ освоения окружающего мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и философского знаний. В мировоззрении мир предстает в его опосредованности практической и духовной деятельностью человека, в его преобразованном виде.

Его специфика состоит в том, что в нем создается не какая-то обобщенная людьми модель действительности и бытия человека в ней, а главным образом происходит переосмысление различных типов отношения " человек - мир".

С этой точки зрения в мировоззрении принято выделять четыре аспекта

- Онтологическое отношение человека к миру проявляется в стремлении объяснить происхождение мира и человека, раскрыть их структурные особенности, характер взаимосвязи. Познавательное отношение человека к миру характеризуется направленностью на отражение материальной действительности в ее объективных, всеобщих измерениях.

Практическое или праксеологическое отношение к миру — это отношение человека к миру и самому себе с точки зрения возможностей, границ и способов деятельности человека.

Ценностное (аксиологическое) отношение является доминирующим - отношение человека к миру и своей жизнедеятельности через представление о смысле жизни.

Типы мировоззрений можно разделить:

социально-исторические ( архаическое, мифологическое, религиозное и философское )

экзистенциально-личностные. ( стихийное, догматическое, рефлексивное )

Архаическое мировоззрение -делится на анимизм(у каждого явления своя душа),

тотемизм, фетишизм.

Самыми понятными человеку кажутся (на самом деле только кажутся) его собственные желания и поступки.

Мифологическое мировоззрение - Исторически первый тип; Миф, выражая мысли в поэтической, образной, эмоциональной форме, имел этиологическое (греч. aitia - причина, logos-учение) значение. Отвечая на многочисленные " почему", он как бы заменял теорию, предлагал доступное всем, понятное, образно-наглядное объяснение природы, явлений окружающего мира. Миф вплетал человеческую жизнь в игру мировых стихий.

Религиозное мировоззрение - вырастает из мифологического и включает в себя многие его элементы. Отличие состоит в том, что персонифицированные мировые силы (духи, боги) окончательно превращаются в надмировые и внемировые.

Философское мировоззрение - Зарождение происходило в рамках религиозного мировоззрения. Оно было переходом от мифа к разуму. Философия занимается рациональным описанием и толкованием действительности. Она стремиться понять мир из его собственных, внутренних начал и оснований.

Cтихийного мировоззрения являются несистематичность знаний, разрозненность взглядов, оно некритично и мало рефлексивно. То есть человек еще не осознает, что у него есть определенное (одно из многих) мировоззрение, что могут быть какие-то другие взгляды на мир.

Догматическое мировоззрение - Слово «догма» означает учение, как правило, глубоко продуманное и всесторонне разработанное специалистами. Такое учение дает ответы на самые разные вопросы. Оно систематизировано. Человеку оно преподносится как некоторая безусловная ценность. Отступление от нее часто вызывает санкции со стороны общества.

Рефлексивное мировоззрение - Тип мировоззрения, который формируется собственными усилиями человека, Рефлексия - это способность человека как субъекта познания делать своим предметом не только явления и события внешнего мира, но и самого себя, свой внутренний мир. Рефлексивное мировоззрение нельзя почерпнуть в готовом виде из книг, фильмов или средств массовой информации. Оно вырабатывается только самим человеком.

 

 

Материальное и идеальное.

 

Содержание категории идеального выявляется лишь путем сопоставления ее с категорией материального. Каково соотношение «материи» и «материального»? Имеем ли мы дело с различными терминами, обозначающими одно и то же, или тут две категории? Одни - полагают, что «материальное» тождественно «материи», ибо означает не что иное, как объективную реальность. Другие - два понятия, которые нельзя отождествлять.

Под «материальным» в таком случае понимают всякое свойство материального объекта. Сознание материально, ибо оно есть продукт материи, и оно же идеально, ибо оно глубоко отлично от производящей его материи. Материя порождает сознание как свой материальный и нематериальный продукт. Материальное есть и не есть материя (Нарский). Он стремится подчеркнуть производность сознания от материи, его отражательный характер. Однако остается все же неясным, в каком смысле «материальное... не есть материя». Ведь это означает, что материальное не является объективной реальностью и, значит, материальное есть идеальное.

Идеальное есть возможность материального и наоборот. Идеальное необходимо связано с материальным (материей), но вряд ли допустимо утверждать, что материальное необходимо связано с идеальным. Идеальное способно превращаться в материальное, как и наоборот. Идеальное в одном и том же смысле, в одном и том же отношении не может быть одновременно и объективной реальностью. Поэтому материальное означает всякий предмет, процесс, всякое свойство, отношение и т.п., существующее объективно, т.е. вне сознания и независимо от него.

Иначе говоря, материальное есть синоним материи. Здесь не две категории, а одна. Основной вопрос философии — вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе. От того, что идеальное необходимо связано с материальным и обусловлено им, оно не становится материальным, а если становится, то оно уже не является идеальным. Поэтому утверждение, что идеальное есть материальное (даже если оговаривается его смысл: как свойство материального), является некорректным. (Копин) (Ленин)

Категории материального и идеального сохраняют свои мировоззренческие и методологические функции и за пределами гносеологической проблематики. Если материальное есть объективная реальность, то идеальное не может быть ни чем иным, как субъективной реальностью. Определение идеального в качестве субъективной реальности является исходным.

Мысль идеальна, а не материальна; она существует лишь в качестве субъективной реальности, ее нельзя отрывать от человека, выносить за пределы человеческого сознания. (Маркс) указывал, что идеальное есть не более чем явление человеческого сознания, отражение материального в голове человека. Для марксизма - идеальное не существует вне человеческой головы. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. К. Маркс резко выступал против смешения категорий материального и идеального, того, что существует «во мне» как субъективная реальность, и того, что существует «вне меня» как объективная реальность. А абсолютная критика научилась из «Феноменологии» Гегеля одному искусству – превращать реальные, объективные, вне меня существующие цепи в исключительно идеальные, исключительно субъективные, исключительно во мне существующие цепи, и поэтому все внешние, чувственные битвы превращать в битвы чистых идей. Здесь четко выражено понимание того, что такое идеальное и что такое материальное и почему нельзя выдавать идеальное за объективную реальность. Во избежание чрезмерной неопределенности необходимо строго соблюдать логическое противопоставление категорий материального и идеального и всюду сохранять исходное определение идеального как субъективной реальности. Исходное определение категории идеального Идеальное - субъективный образ объективной реальности, т. е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли". И далее - очень важное пояснение: быть субъективным образом - это не значит быть продуктом индивидуально-психологической, а тем более физиологической деятельности. Идеальное - это продукт и форма духовного производства всего общественно-исторического процесса развития человечества. Идеальное - это не нечто самостоятельное и абстрактное, это - идеальная форма чувственно-предметной, практической деятельности. Только благодаря подключению к ней, овладению ею, каждый отдельный индивид формирует идеальное, как свой собственный субъективный образ объективной реальности.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1253; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь