Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ключевые слова: понятия «туризм», «путешествие», Геродот, Страбон, путешествия средневековья.



 

План лекции:

1.Взаимосвязи признаков понятий «туризм» и «путешествия»;

2.Наличие достоверных данных о первых организованных путешествиях древности их значение для накопления историко – географических знаний и дальнейшего развития организованных путешествий;

3.Наиболее известные путешествия средневековья.

 

Термин " туризм" адаптировался в языках разных народов только к XIX веку. В древности и средневековье люди использовали термин " путешествие". Между тем, в " Словаре русского языка" С.И.Ожегова слово " путь" объясняется как линия в пространстве, где происходит движение, как направление движения. Таким образом, слово " путешествие" изначально понималось как шествие по пути, т.е. пешее передвижение по определенному маршруту во времени и пространстве.

Путешествие является сложной и многокомпонентной деятельностью человека, поэтому понятием " путешественник" издревле обозначали купцов, паломников, мореплавателей, ученых исследователей, авантюристов и любителей природных ландшафтов. А чаще всего, людей сочетающих в себе все перечисленное. Современные туристы так же при планировании путешествий руководствуются сложным набором мотивов и целей. Таким образом, деятельности человека, связанной с туризмом и путешествиями, свойственны как внешние, так и внутренние мотивы, соответствующие важнейшим человеческим потребностям.

В общественном сознании понятия " туризм" и " турист" утвердились по времени в конце XVIII - начале XIX веков. Примерно в это время во Франции в словарь французского языка включается определение понятия " турист" как " тот", кто путешествует из любопытства или для того, чтобы " убить время". В 1838 г. выходят в свет " Заметки туриста" Ф.Стендаля и с этого времени считается, что именно Стендаль является изобретателем слова " турист".

Однако, по мнению Г.С.Усыскина термин " туризм" возник в XVII-XVIII веках в Англии. Такое заключение делается исследователями данной проблемы со ссылками на зарубежные источники.

По нашему мнению авторами термина " туризм" являются все же французы, т.к. сам термин является производным от французского слова " тур".

Первыми учеными-путешественниками, составившими образные путеводители по известному тогда миру, считаются древнегреческий историк Геродот (ок. 484-ок. 425 г. до н.э.) и древнегреческий историк и географ Страбон (64/63 г. до н.э. - 23/24 г. н.э.). Однако, оба они имели талантливого, но менее известного предшественника-путешественника и исследователя.

Географические представления древних греков о мире на рубеже VI-V в. до н.э. можно воспроизвести по сохранившимся отрывкам их " Обозрения земли" Гекатея Милетского. В книге известного экономического историка А.М.Петрова " Великий Шелковый путь" приводится современная географическая реконструкция (карта) тех сведений, которые два с половиной тысячитетия назад обобщил Гекатей (VI-V век до н.э.).

На указанной карте довольно четко обрисовывается Малая Азия, Черное и Азовское моря, близкие к реальным очертаниям Красное море, контуры Аравийского полуострова, реки Тигр и Ефрат. Индию на карте Гекатея уже трудно угадать, но в западной ее части обозначена река Инд. Восточный Индостан и Китай на карте отсутствуют.

Геродота называют отцом истории. Не менее справедливо было бы назвать его и отцом географии. В знаменитой " Истории" он представил своим читателям весь Старый Свет - известный, неизвестный, а иногда и вымышленный, - все три старые части света, которые ему были известны. Он пишет: " Я, впрочем, не понимаю, почему единой земле даны три разные названия". Эти три названия - Европа, Азия и Ливия, означающая Африку.

Геродот родился около 484 года до нашей эры в малоазиатском городе Галикарнасе. Он происходил из богатой и знатной семьи, имевшей обширные торговые связи.

Геродот мечтает узнать про другие, гораздо более могущественные народы, иные из которых обладали цивилизацией значительно более древней, чем греки. Его, помимо того, занимает разнообразие и диковинность обычаев чужеземного мира. Именно это пробудило его предпослать истории персидских войн обширное исследование обо всех народах, нападавших на Грецию, о которых греки в то время еще мало что знали.

Маршрут его египетского путешествия, совершенного целиком в период разлива Нила, удалось восстановить. Он много путешествовал в очень далекие края, чтобы добыть проверенные сведения. Он обследовал землю собственными глазами и собственными ногами, несомненно, много ездил верхом на лошади или на осле, часто плавал на лодках.

В храмах он просит перевести ему надписи, расспрашивает жрецов об истории фараонов. Он присутствует на религиозных праздниках египтян, восторгается красочностью одежд и формой причесок. Очутившись у пирамид, он шагами измеряет их подножия и в этих своих подсчетах нисколько не ошибается.

Свое " кругосветное" путешествие Геродот начал с Вавилонии, где увидел великий город Вавилон со стенами в форме квадрата. Длина всего периметра стен составила бы восемьдесят пять километров.

Геродот описывает Вавилон как очень большой город. Это был самый большой город, какой он видел, и наиболее грандиозный в древнем мире той эпохи. Он рассказывает о прямых улицах, пересекавшихся под прямым углом. Он любуется домами в три и четыре этажа, невиданными в его стране. Изучив Вавилон, Геродот отправляется в Персию.

Геродоту принадлежит первое, дошедшее до нас описание Скифии и народов, населяющих ее, составленное отчасти по личным наблюдениям, но главным образом по расспросам сведущих лиц из числа местных греческих колонистов.

Геродот, несомненно, обошел все западные берега Черного моря от устья Днестра до Босфора и, вероятно, большую часть побережья Балканского полуострова.

Итак, Геродот дал первые, дошедшие до нас пусть беглые, но верные указания на рельеф Пелопоннеса и восточного побережья Балканского полуострова. Внутренних же его областей он не исследовал: сведения о них, весьма скупые, получены опросным путем.

Путешествия Геродота охватили и Северо-Восточную Африку, он побывал в Кирене, а в 448 или 447 году до н.э. поднялся по Нилу до острова Эльфантина.

Из всех виденных им стран Египет, конечно, полнее всех воплощал то сочетание истории и географии, которые ему хотелось видеть. Геродот стремился разгадать двойную тайну источников и наводнений Нила.

Путешественник с необычайным удовольствием собирает сведения о диковинных обрядах. Его картина Египта, какой бы чудесной или неполной она ни была, все же в основном подтверждается современными историками или, во всяком случае, считается ими правдоподобной.

Скорее всего, многие подробности он записывал со слов египтян. Но нет сомнения, что он действительно плавал к городу Тиру, в Финикии, так как здесь он дает вполне точные описания. Кроме того, Геродот собрал сведения, по которым составил краткое описание Сирии и Палестины.

Вернувшись еще молодым человеком на свою родину в Галикарнас, знаменитый путешественник принял участие в народном движении против тирана Лигдамиса и содействовал его свержению. Под конец своей жизни он удалился в Италию, в Туриум, где и умер около 425 года до нашей эры, оставив по себе славу знаменитого путешественника и еще более знаменитого историка.

Греческий философ и математик Эратосфен, живший в Кирене (234-196 г.г. до н.э.) для исследований имел своем распоряжении огромный объем первичной информации. Ведь Эратосфен был хранителем библиотеки Александрии Египетской - лучшей в античном мире.

Впервые применив для географических исследований знания математики Эратосфен провел две оси-долготы и широты, пересекающиеся на острове Родос и определил долготу меридиана через Византию-Родос-Александрию и Сиену. Позднее знаменитый астроном Гиппарх изобрел градусную сетку, разделив главную параллель Эратосфена на 360°. Он провел двенадцать параллелей широты и разделил всю Землю на " климаты" (зоны), заложив основы научной картографии.

Накопившиеся к началу нашей эры географические данные о других странах и туристских объектах наиболее полно были изложены географом Страбоном.

СТРАБОН (64/63 до н.э. - 23/24 н.э.) - древнегреческий историк и географ. Много путешествовал. Автор " Географии" (17 книг), являющейся итогом географических знаний античности, и " Исторических записок" (до нас не дошли).

Страбон родился в 64/63 году до н.э. в Амасии, расположенной в ста километрах от южного берега Черного моря, на дороге, ведущей к Средиземноморью. Именно здесь, перебравшись с острова Крит, поселились родители Страбона.

Воспитывали его, как было принято в богатых и знаменитых семьях: отдавали в руки частных учителей. Очевидно, они и в самом деле сыграли в жизни Страбона немалую роль, если он счел нужным специально упомянуть о них " Географии".

И еще один человек повлиял на будущего географа - философ Зенон, живший за два века до Страбона. " Наш Зенон" - так любовно именует он в своей книге этого основателя школы стоиков. Как истинный стоик, Страбон вел размеренную и разумную жизнь. И, как настоящий стоик, не участвовал в политической деятельности, предпочитая наблюдать за событиями со стороны.

Юношей Страбон отправился в Рим. Много путешествовал по Италии и Египту. Не раз возвращался на родину. Природа не наделила его ярким талантом писателя, способностью к оригинальному мышлению, его сила была в скрупулезности, в умении собирать и обобщать факты, во всесторонней образованности - во всем том, что греки называли энциклопедичностью.

И Страбон отдает на суд читателей " Исторические записки" в сорока трех книгах. Позднее Страбон решил запечатлеть грандиозную картину известного в ту пору " круга земель" и подробно, с максимальной полнотой рассказать о всех его частях. Он много странствовал по свету, ибо при всем уважении к чужим мыслям и сведениям он, если представлялась возможность, старался довериться собственным глазам.

В эпоху Страбона дороги тщательно планировались, их покрывали гравием или мостили, снабжали кюветами. Основная магистраль вела из Британии через всю Европу в Иллирию (на Балканах), затем в Малую Азию, Сирию - до Индийского океана. 90 тысяч километров главных и 150-200 тысяч километров второстепенных трасс - вот что оставили римляне в наследство средневековой Европе и Византии.

В оживленных торговых местечках, на курортах путников ждали удобные, хотя и дорогие гостиницы. Обычные же постоялые дворы не отличались ни чистотой, ни комфортом. Однако цену рекламе знали уже тогда. Кто устоял бы перед таким заманчивым объявлением: " Здесь Меркурий обещает выгоду, Апполон - здоровье, Септимен - хороший прием со столом. Кто войдет сюда, будет чувствовать себя превосходно…"!

С конца 1 века до н.э. странствовать стало намного удобней. Именно тогда туризм делается привычным и модным. Особые бюро представляли желающим указатели, справочники, путеводители. По ним легко было определить маршрут, места, где есть гостиницы, расстояние и стоимость поездки. Географические карты не вывешивались - ими успешно заменяли стенную роспись. Одна из таких карт украшала стены римского дворца. Походные же справочники приобретали иногда довольно изысканную, хотя и неожиданную, форму. Например, форму серебряного сосуда, на котором обозначен маршрут от Гадеса (Кадиса, на юге Испании) до Рима с указанием всех промежуточных станций и расстояний между ними.

Италию Страбон изучил основательно - и не только по путеводителям. Он читал и научные сочинения, в которых описывались берега различных морей. Не пренебрегал он и распространенными в ту пору произведениями особого жанра - " рассказами путешественников", которые по замечанию одного из исследователей, были " оборотной стороной географии". Среди фантастических вымыслов Страбон старался отыскать зерна истины. Для этого приходилось сравнивать, сопоставлять известия разных авторов. А еще лучше - проверять самому. Поэтому Страбон путешествовал сам.

Страбон не знал еще, чему посвятит себя, но уже тогда тщательно собирал все, что относится к истории географии. Руины говорили ему о многом. Он заметил позднее: " Находятся охотники посещать эти и другие места, потому что люди страстно желают видеть хотя бы следы столь славных деяний, подобно тому, как они любят посещать гробницы знаменитых людей".

Страбон будет странствовать всю жизнь. Страбон флегматично перечисляет все реки, заливы, горы, приводит цифры: столько-то стадиев от того места до этого. Единственным городом, который не вызывал у него печальных размышлений, судя по всему, был Коринф.

Ни один писатель древности не сообщает о том, что пресловутые " семь чудес света" являлись целью путешествий и входили в специальный маршрут. Но в отдельности то или иное " чудо" старались посмотреть многие. И Страбон не составил исключения.

В эту эпоху твердо знали, что " чудес" действительно семь. Впервые их назвали так в III веке до н.э., но долго не было единодушия из-за того, что включать в их число.

Садов в Вавилоне в ту пору уже не существовало. Статуе Зевса Олимпийского, созданной Фидием в 30-х годах V века до н.э., он уделил немало хвалебных строк, но почему-то забыл аттестовать ее как " чудо света". Впрочем, подобная забывчивость распространялась на храм Артемиды Эфесской и на Фаросский маяк, которые он видел воочию.

Чуть подробнее поведал Страбон об Артемисионе - храме Артемиды в Эфесе, перечислив, кем, как и на чьи средства строилось это святилище, и лишь мимоходом упомянув имена архитекторов и печальной памяти Герострата.

Семнадцатая книга " Географии" больше напоминает путевой дневник, чем научное сочинение. Она насыщена такими неожиданными подробностями, которых не найти ни у одного античного автора.

Так описывается, что из Александрии дорога вела, прежде всего, к Канопу (близ современного Абукира), с которым ее связывал двадцатикилометровый канал. Берега были застроены маленькими гостиницами, служащие которых, наперебой зазывали клиентов. На полпути, в Элевсине, туристы делали первую остановку, ибо там " есть беседки и вышки с открывающимися оттуда красивыми видами".

Из Канопа часть туристов, искавших иных наслаждений, отправлялась дальше на юг - к Гелиополю. Там кончалась дельта и начинался собственно Нил. Мемфис-озеро Мерида - Абидос - Фивы- Сиена - острова Элефантина и Филе. Каждый из этих пунктов подробно описан Страбоном.

В Мемфисе - самой древней столице Египта - Страбон мимоходом упоминает о единственных уцелевших свидетелях его истории - пирамидах.

Из Мемфиса путь лежал к Меридову озеру, близ которого находилась удивительная постройка, возведенная в XIX веке до н.э., фараоном Аменемхетом III. Страбон сообщает о том, что " есть лабиринт - сооружения, которое можно сравнить с пирамидами, а рядом с ним гробница царя, строителя лабиринта".

Из всех, кто писал о лабиринте, Страбон - единственный, кто раскрыл политический смысл этого загадочного дворца. Аменемхет III стремился создать сплоченное государство. Огромный лабиринт символизировал весь Египет, объединенный могучей властью фараона, связывающей народ и страну в одно целое.

Достигнув границ Эфиопии, то есть почти края ойкумены, Страбон почувствовал себя удовлетворенным. Самые интересные, яркие и достоверные части труда Страбона как раз те, которые написаны им как очевидцем, непосредственным наблюдателем. А поведать ему удалось все-таки немало. Во всяком случае, достаточно, чтобы с гордостью заявить: " Сам я совершил путешествие к западу от Армении вплоть до областей Тиррвении (Этрурии), лежащих против острова Сардинии, и на юг - от Евксинского Понта до границ Эфиопии. Среди других географов, пожалуй, не найдется не кого, кто бы объехал больше земель из упомянутых пространств, чем я. Ибо тем, кто проник дольше меня в западные районы не добирались до столь отдаленный пунктов на востоке, а те, кто объездил больше мест в восточных областях, уступает мне в отношении западных. Тоже можно сказать и относительно стран, лежащих на юге и севере".

Любые военные действия несут страдания людям и в целом представляют из себя максимальное социальное зло. Однако в древнем мире военные походы кроме негативных результатов, давали возможность людям расширять свои представления о других странах, территории и акватории всей нашей планеты в целом. Такого рода максимальный результат был получен длительными походами войска под предводительством Александра Македонского (Александра Великого, 356-323 год до н.э.). Александр (с 336 г.д.н.э. - царь Македонии) был одним из величайших полководцев и государственных деятелей древнего мира. Его воспитанием с 343 г. до н.э. был знаменитый философ Аристотель, который и передал Александру свое представление о Вселенной и ее границах.

Весной 334 г.д.н.э. греко-македонская армия Александра переправилась через Геллеспонт (совр. Дарданеллы) в Малую Азию, начав войну с Персией. Среди спутников царя был ученый грек Каллисфен, двоюродный племянник великого Аристотеля. Каллисфен был взят в поход, с тем, чтобы составить его подробное описание и сохранить в памяти потомков. Ученый аккуратно вел летопись похода.

Разбив в двух сражениях войска персов и овладев Малой Азией, войска Александра двинулись на юг вдоль побережья Средиземного моря. Александр беспощадно истреблял или продавал в рабство население городов оказавших ему сопротивление. Однако население большинства приморских городов хотело освободиться от гнета персидского царя и добровольно признавало власть Александра. Без боя он занял Египет, где жрецы объявляли его богом.

Заняв в 332 г.д.н.э. Египет Александр хотел заинтересовать египтян выгодами международной торговли. Для этого царь решил основать новую гавань на побережье Средиземного моря в западной части дельты между двумя рукавами Нила. Остров Фарос, лежащий у самого побережья, Александр приказал соединить с материком насыпью. Остров вместе с насыпью составили искусственную бухту, достаточную для одновременной стоянки большого числа кораблей. Каналы, соединявшие гавань с лежащим к югу большим озером, обеспечили мореходов доками для постройки и ремонта кораблей и удобными путями во внутренние области Египта.

Царь сам начертил примерный план города, расположение главных улиц, рынков, храмов и приказал назвать город Александрией, чтобы его имя никогда не было забыто в Египте.

На острове Фарос был построен маяк высотой более 100 м, указывающий ночью кораблям вход в гавань Александрии. Свет его виден был за десятки километров.

Место для города было выбрано настолько удачно, что не прошло и 50 лет, как Александрия стала самым многолюдным и цветущим городом Египта, процветающим и в настоящее время. Александрию сейчас посещает огромное число туристов.

Из Египта Александр двинулся в Междуречье и у местечка Гавгамелы, неподалеку от развалин Ниневии (на берегу реки Тигр) разгромил войско персидского царя Дария III. Вскоре Дарий был убит своими же приближенными.

Из Междуречья македонские войска продвинулись в Среднюю (Центральную) Азию. Здесь они встретили упорное сопротивление. Только после трех лет войны и беспощадного истребления тысяч людей македонянам удалось покорить небольшую часть Средней Азии.

До сих пор на этой территории находится несколько туристских объектов, напоминающих о македонском царе, которого жители Средней Азии называли Искандером Двурогим. На территории современного Таджикистана, находится озеро Искандер - Куль, на берегу которого работает туристская база. Туристам показывают беседку у водопада, где любил отдыхать Александр и рассказывают легенду о том, что по ночам на ближайшем скальном гребне появляется тень любимого коня македонского царя Буцефала.

Из Средней Азии Александр с войском двинулся в Индию, где он хотел захватить богатую область реки Инда и добраться на Востоке до Великой реки Океан. Александр считал, что сразу за долинами Инда должен находится конец обитаемой земли, но вскоре он убедился, что это не так.

После изнурительных сражений с индийцами силы македонян и греков были подорваны и они отказались продолжать поход. Поэтому, достигнув Индийского океана войско разделилось. Александр считал необходимым исследовать морской путь из Индии к Персидскому заливу и, поручив корабли опытному флотоводцу Неаху, приказал ему плыть к устью Ефрата. Большая же часть войска во главе с самим царем двинулась на запад вдоль берега Индийского океана.

После тяжелого двухмесячного перехода, потеряв три четверти личного состава в 100 тыс. человек, войско прибыло в персидскую сатрапию Гедрозию (ныне Белуджистан). А затем после отдыха войны вернулись в Вавилон, куда по реке Ефрату прибыл флот. Так завершился восточный поход Александра.

В своих походах Александр любил посещать достопримечательные места завоеванных государств, которые становились мировыми туристскими объектами. Так, захватив глубинные области Малой Азии, в Гордии, одном из городов Фригии македонский царь увидел колесницу, дышло который было закреплено сложнейшим узлом, затвердевшим от времени. Существовало предание, что тот, кто сумеет распутать этот узел, станет владыкой мира.

Александр сразу решил любым способом сделать это. Однако узел никак не поддался. Александр, не долго думая, выхватил меч и разрубил веревки (отсюда появилось выражение " разрубить Гордиев узел", т.е. решить сложную задачу неожиданно простым способом). Придворные льстецы усмотрели в этом благоприятное предзнаменование и предвещали Александру покорение вселенной.

Значение восточного похода войска Александра Македонского для накопления историко-географических знаний и дальнейшего развития организованных путешествий выразилось в следующем: 1. Усилилось взаимовлияние двух цивилизаций - греческой и восточной - их экономики, политических форм и культуры. 2. В этот период бурно росли города - очаги цветущей торговли и развитой промышленности, возникли крупные центры науки и искусства. 3. Во вновь построенных городах были созданы объекты, представляющие культурную ценность мирового значения.

В Александрии, например, было построено замечательное научное учреждение названное Музеем (т.е. храмом муз). Оно представляло собой одновременно обширную библиотеку, собрание различного рода редких предметов и произведений искусства, а также место встречи ученых, где происходили научные собрания и диспуты.

Проникновение греков и македонян в Азию и Египет способствовало развитию торговли между странами Европы и Востока. Очень быстро росли города на восточном побережье Средиземного моря. Здесь сходились караванные пути с востока и морские пути из стран Средиземноморья. В последствии это стало основой формирования мировых туристских потоков.

Знаменитым географом древности был Клавдий Птолемей (около 90-168 г.г.), грек, проживший большую часть жизни в Египте. Он систематизировал труды других исследователей и опубликовал знаменитое " Географическое руководство", в котором он на основе математических данных сделал попытку определить широту и долготу всех известных ему населенных пунктов и территорий.

Опираясь на результаты исследований уже упомянутых нами Эратосфена и Гиппарха, Птолемей составил карту мира. И хотя эта карта была далека от реальной картины мира, Птолемей, несомненно, был великим географом, астрономом и математиком древнего мира. Его деятельность, безусловно, способствовала развитию организованных путешествий.

В Средневековье (V-XV века) по причине экономического упадка значительно сократилось количество путешествий с познавательными и оздоровительными целями. Многочисленные междоусобные войны в странах Европы разрушили существовавшую сеть дорог и гостевых домов, сделали путешествия людей опасными и дискомфортными. Только в VI-VIII веках возобновились паломнические путешествия.

Наиболее массовые передвижение людей в средневековой Европе происходило во времена крестовых походов, которые предпринимались европейскими рыцарями и купцами в целях захвата чужих богатств и территорий. Вслед за ними двигались на Восток священники, паломники в сопровождении толп бродяг. В средние века религиозным фактором путешествия явилось поклонение святыням христианства и мусульманства.

Сам факт организации первых паломнических путешествий связан с формированием четырех мировых религий. Одиночные, а затем и групповые путешествия паломников постепенно, за последние 1300 лет, трансформировались в значительный сектор мирового туризма - паломнический. Особенно интенсивно на этот процесс повлияло появление ислама.

В VII веке в Аравии зародилась эта третья по времени возникновения (после буддизма и христианства) мировая религия. Это слово означает " вручения себя аллаху", " покорность".

Дело в том, что из шести обязанностей мусульман (он должен быть добродетелен; в установленное время совершать молитвы; постится в течении одного месяца в году; подавать милостыню; отдавать все силы и возможности ради торжества ислама (джихад) вплоть до " священной войны" против не мусульман) есть обязанность совершать паломничество (хадж) в Мекку и Медину.

С течением времени количество мусульман на Земле росло, увеличивалось соответственно и количество паломников. И если учесть что в настоящее время число мусульман в мире достигло 1 млрд. 126 тысяч человек (в том числе в Казахстане около 8 млн. человек) потенциал паломнического туризма огромен и это следует учитывать в теории и практике современного туристского дела.

К XI веку местом паломничества христиан стал Иерусалим, число которых к этому времени было уже значительным. Именно с интересами паломников, исповедующих разные мировые религии связано военно-колониальное движение западноевропейских феодалов в страны Восточного Средиземноморья (1096-1270 гг.). Это движение в истории было названо крестовыми походами.

Конечно, главной причиной крестовых походов было желание западных феодалов и папской курии приобрести новые владения и увеличить доходы. Однако были и другие причины. В 1071 г. турки-сельджуки захватили Иерусалим и прекратили доступ паломников к святым местам.

Поэтому на Церковном соборе в 1095 г. папа Урбан II выступил с призывом освободить гроб Господень в Иерусалиме, обещав всем участникам похода отпущение грехов, богатую добычу, а павшим в бою - райское блаженство.

С 1096-1270 г.г. было совершено восемь крестовых походов. Наиболее трагическим был детский крестовый поход, в который двинулось множество невооруженных детей, вместо оружия несших крестные знамена. Тысячи детей погибли или были проданы в рабство (1212 г.).

Основными последствиями крестовых походов стали приобщение европейцев к восточной культуре; развитие торговли; укрепление позиций европейских купцов в Средиземноморье и увеличение потока путешествующих в этот регион.

Эпоха Ренесанса и Просвещения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок.

Развитие науки и связанная с этим организация университетов привели, начиная с XIII в. к появлению в Европе путешествий студентов, направляющихся главным образом в итальянские университеты, а также в другие страны. Миграции, связанные с религиозным культом и университетскими центрами, составляли большинство туристов в общем количестве путешествующих в период позднего средневековья.

Богатые люди совершали в средние века путешествия к целебным источникам. Все эти путешествия расширяли географические познания человека. Подробные описания виденных ими рек, морей, и стран оставили Афанасий Никитин, Марко Поло, Васко де Гама, Христофор Колумб. Таким образом, создавались предпосылки для великих географических открытий XV- XVII в.в.

В течение этого времени часть европейского человечества устремлялась в Новый Свет, подобно тому, как евреи шли некогда в Землю обетованную. В Америке были даже свои филистимляне, которых следовало истребить, - индейцы. Тон этому переселению задавали не безбожные каторжники, а религиозно одержимые люди. Это были и испанские конкистадоры, оправдавшие свою тягу к золоту лицезрением ацтекских пирамид, залитых жертвенной кровью. И гонимые в Европе протестанты, на себе познавшие, что такое религиозная несвобода. И закованные в цепи африканские язычники, принявшие в большинстве своем религию господ как новую форму шаманизма. И белые рабы - католики - ирландцы, вывезенные в Новый Свет англичанами, но сохранившие ненависть и тягу к свободе.

Заселяли Америку масоны и социалисты-утописты. Все эти группы организовывали свои " города солнца", Филадельфии и " новые Иерусалимы". Европейский Адам, вступивший во владение американским раем, не был чист. Он уже знал цену золоту. В итоге на американском контингенте образовалась своеобразная зона, которой весь остальной мир молится, подобно божеству, и боится, как в средневековье боялись дьявола.

Наиболее известным путешественником средневековья был МАРКО ПОЛО (1254-1324), который родился на острове Корчула (Далматинские острова, ныне в Хорватии). В 1271-1275 годах он совершил путешествие в Китай, где прожил около 17 лет. В 1292-1295 годах морем вернулся в Италию. Написанная с его слов " Книга" (1298) - явилась одним из первых источников знаний европейцев о странах Центральной, Восточной и Южной Азии.

Книга венецианского путешественника в Китай Марко Поло в основном составлена по личным наблюдения, а также по рассказам его отца Никколо, его дяди Маффео и встреченных людей.

Старшие Поло не один раз, как сам Марко, а трижды пересекали Азию, причем два раза - с запада на восток и один - в обратном направлении, во время первого путешествия. Никколо и Маффео оставили Венецию около 1254 года и после шестилетнего пребывания в Константинополе выехали оттуда с торговыми целями в Южный Крым, затем перебрались в 1261 году на Волгу. От средней Волги братья Поло двинулись на юго-восток через земли Золотой Орды, пересекли закаспийские степи, а затем через плато Устюрт прошли в Хорезм, к городу Ургенчу. Дальнейший их путь пролегал в том же юго-восточном направлении вверх по долине Амударьи до низовьев Зарафшана и вверх по нему до Бухары. Там произошла их встреча с послом завоевателя Ирана, Ильхана Хулагу, направлявшимся к великому хану Хубилаю, и посол предложил венецианцам присоединится к его каравану. С ним они шли " на север и северо-восток" целый год.

По долине Зарафшана они поднялись до Самарканда, перешли в долину Сырдарьи и по ней спустились до города Отрар. Отсюда их путь лежал вдоль предгорий Западного Тянь-Шаня к реке Или. Дальше на восток они шли либо вверх по долине Или, либо через Джунгарские Ворота, мимо озера Алаколь (восточнее Балхаша). Затем они продвигались по предгорьям Восточного Тянь-Шаня и вышли к оазису Хами, важному этапу на северной ветви Великого Шелкового пути из Китая в Среднюю Азию.

От Хами они повернули на юг, в долину реки Сулэхэ. А дальше на восток, ко двору великого хана, они шли по тому же пути, который проделали позднее вместе с Марко. Обратный их путь не выяснен. В Венецию они вернулись в 1269 году.

Приезд Никколо и Маффео в Венецию явился поворотным пунктом во всей жизни Марко. Он с жадностью слушал рассказы отца и дяди о загадочных странах, в которых те бывали, о многих народах, среди которых они жили, об их внешнем виде и одежде, их нравах и обычаях -чем они похожи и чем не похожи на венецианские. Марко даже начал усваивать кое-какие слова и выражения на татарском, тюркском и иных диковинных языках - на них отец с дядей часто объяснялись, да и свою венецианскую речь они нередко уснащали чужими словечками.

Марко заучил, какие товары покупают и продают различные племена, какие у них в ходу деньги, где какой народ встречается вдоль великих караванных путей, что где едят и пьют, какие обряды совершают с новорожденными, как женятся, как хоронят, во что верят и чему поклоняются. Бессознательно он накапливал практические познания, которые в будущем сослужили ему бесценную службу.

Никколо и его брат после пятнадцатилетнего путешествия не легко мирились со сравнительно однообразным существованием в Венеции. Судьба настойчиво звала их, и они повиновались ее зову.

В 1271 году Никколо, Маффео и семнадцатилетний Марко отправились в путешествие.

Перед этим они встретились с только что взошедшим на престол папой Григорием Х., который дал им в спутники двух монархов из ордена проповедников - брата Пикколо Виченцкого и брата Гильома Триполийского.

Три венецианца и два монаха доехали до Лаяса и начали продвигаться на Восток. Но едва они добрались до Армении, как узнали, что Бейбарс Арбалетчик, бывший раб, занявший трон мамелюков, вторгся со своим сарацинским воинством в эти места, убивая и круша все, что попадало под руку. Перед путешественниками встала весьма реальная опасность, но они решили идти дальше. Однако перепугавшиеся монахи предпочли вернуться в Акру. Они передали братьям Поло папские письма и подарки, предназначение для великого хана.

Первой страной, которую они проехали, была " Малая Армения" (Киликия) с портом Лаясом. Здесь шла оживлённая торговля хлопком и пряностями.

Из Киликии путешественники попали в современную Анатолию, которую Марко называет " Туркоманией". Он сообщает нам, что туркоманы выделывают самые тонкие и красивые в мире ковры.

Проехав Туркоманию, венецианцы вступили в пределы Великой Армении. Здесь, сообщает нам Марко, на вершине горы Арарат, находится Ноев ковчег. Армянский государь Хайтон, написавший в 1307 году, когда он был настоятелем монастыря, историю своей родины, говорит, что " это гора выше всех гор на свете". И Марко, и Хайтон рассказывают одно и то же - гора эта недоступна из-за снегов, которые показывают ее зиму и лето, но на снегу выступает что-то черное (ковчег), и это видно в любое время года.

Следующим городом, о котором рассказывает венецианский путешественник, был Мосул. Все шелковые и золотые ткани, что называемые мосулинами, делали здесь. Мосул расположен на западном берегу Тигра, напротив древней Ниневии. Он так славился чудесными, шерстяными тканями, что до сих пор определенный сорт прекрасной шерстяной ткани мы называем " муслин".Путешественники остановились затем в Тебризе, крупнейшем торговом центре, куда съезжались люди со всех концов света. Здесь была цветущая купеческая колония генуэзцев. В Тебризе Марко впервые увидел величайший в мире рынок жемчуга - жемчуг в больших количествах привозили сюда с берегов Персидского залива.

Выйдя из Тербриза, путешественники пересекли Иран в юго-восточном направлении и посетили город Керман. Теперь венецианцы вступили в опасные места, так как в этой части Персии было множество разбойников, называемых караунасами. Марко пишет, что они произошли от индийских женщин, а отцами у них были татары. Разбойники захватили путников врасплох, и те бросились кто куда. Марко, его отец и дядя и кое-кто из их провожатых, всего семь человек, спаслись в ближнем селении. Всех остальных разбойники схватили и перебили или продали в рабство.

Заново составив караван, неустрашимые венецианцы двинулись к своей цели - Персидскому заливу и Ормузу. Здесь они собирались погрузиться на корабль и отплыть в Китай. Ормуз являлся тогда конечным пунктом морской торговли между Дальним Востоком и Персией. Отсюда венецианцы двинулись на северо-восток в глубь страны к Памиру, по пустынным местам добрались до Кабиана, а затем до Тонокаина и Сапургана (Шибаргана). Из Сапургана караван прибыл в северный Афганистан к г.Балх.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1384; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь