Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1. Туристская деятельность и ее социальные функции в жизни человека.



Цель занятия: Изучить значение дисциплины и ее связь с другими предметами.

 

План занятия:

1.Понятие туризма как социального феномена;

2.Понятие внутреннего и международного туризма;

3.Характеристика основных социальных функций туризма; познавательной, оздоровительной, социально – коммуникативной, спортивной, эстетической, эмоционально – психологической, творческой, паломнический.

Литература: о.л. 1-5; д.л. 1-6.

Тема 2. История человечества и социально-экономические причины первых организованных путешествий.

 

Цель занятия: Изучить этапы истории человечества.

 

План занятия:

1.Понятие истории туризма, предмет ее изучения;

2.Взаимосвязи история туризма со вспомогательными историческими дисциплинами; 3.Общая характеристика основных периодов человеческой истории и социально – экономические причины первых организованных путешествий;

4.Выделение человека из живой среды и формирование человека разумного;

5.Начало производительного труда человека;

6.Три этапа разделения человеческого труда и начало организованных путешествий человека по суше и воде.

Литература: о.л. 1-5; д.л. 1-6.

Тема 3. История возникновения туризма в древнем мире и средневековье.

 

Цель занятия: Изучить историю туризма в древнем мире и средневекевье

 

План занятия:

1.Взаимосвязи признаков понятий «туризм» и «путешествия»;

2.Наличие достоверных данных о первых организованных путешествиях древности их значение для накопления историко – географических знаний и дальнейшего развития организованных путешествий;

3.Наиболее известные путешествия средневековья.

Литература: о.л. 1-5; д.л. 1-6.

Тема 4. Становление туризма в новое время.

 

Цель занятия: Изучить историю туризма нового времени.

 

План занятия:

1.От Великих географических открытий до организованных первых проектов по экономическому туризму и первых туристских обществ;

2.Путешествия и открытия в XV – XVI вв. открытия и завоевания в Центральной Америке;

3.Путешествия и открытия во второй половине XV – XVIII вв.;

4.Развитие путешествий в XIX – в начале XX вв. первые туристские организации и проекты по экономическому туризму.

Литература: о.л. 1-5; д.л. 1-6.

Тема 5. Развитие международного туризма в XX веке и до нашего времени.

Цель занятия: Изучить географию туризма в мире.

 

План занятий:

1.Начало становления массового туризма после первой мировой войны;

2.Развитие туризма в Швейцарии и Германии;

3.Новый динамичный образ жизни людей после второй мировой войны;

4.Факторы, способствующие развитию мирового туризма в послевоенное время;

5.Переход от массового конвейерного туризма к массовому дифференцированному туризму;

6.Трансформация рынка производителей туристских услуг в рынок потребителей. 7.Создание международных туристских организаций;

8.Основные тенденции развития мирового туризма в ХХІ веке.

Литература: о.л. 1-5; д.л. 1-6.

Тема 6. Развитие туризма в Российской империи (1777-1917 гг.)

Цель занятия: Изучить развитие туризма в Российской империи (1777-1917 гг.)

 

План занятия:

1.«План предприемлемого путешествия в чужие края…» Вениамина Генша (1777 г.); 2.Создание первых туристских организаций и первых турфирм России в XIX веке; 3.Петербургское общество велосипедистов-туристов (1895 г.) – Российское общество туристов;

4.Русское горное общество (1901 г.) и его филиалы;

5.Кавказское горное общество;

6.Пешее кругосветное путешествие К.К.Ренгартена (1894-1898гг.);

7.Велосипедное путешествие вокруг света А.П.Панкратова (1911-1913 гг.);

8.Деятельность первых экскурсионных организаций в дореволюционной России.

Литература: о.л. 1-5; д.л. 1-6.

Тема 7. История развития туризма в СССР (1917-1991 гг.).

Цель занятий: изучить историю развития туризма в СССР (1917-1991 гг.).

 

План занятий:

1.Продолжение деятельности туристских организаций, существовавших до 1917 г. в России;

2.Создание открытого акционерного общества «Советский турист» (1928г.);

3.Создание и деятельность Общества пролетарского туризма и экскурсий;

4.Туризм под руководством профсоюзов;

5.Деятельность туристско-экскурсионного управления;

6.Выдающиеся путешествия довоенного периода;

7.Включение туризма в единую всесоюзную спортивную квалификацию (1949г.). 8.Создание структуры Советов по туризму и экскурсиям;

9.Туристское движение СССР в 70-е – 80-е гг. ХХ века.

 

Литература: о.л. 1-5; д.л. 1-6.

Тема 8. История становления и развития туризма в Казахстане с древности и до наших дней.

Цель занятия: Изучить историю становления и развития туризма в Казахстане с древности и до наших дней.

 

План занятия:

1.Казахстанский участок ВШП, как глобальный туристский объект;

2.Организованные путешествия и формирование туристских объектов на территории Казахстана до 1731 г;

3.Развитие краеведения и организация путешествий в период вхождения Казахстана в состав Российской империи (1731-1917гг.);

4.Советский период развития казахстанского туризма;

5.Начало деятельности В.М.Зимина и других организаторов казахстанского туризма в довоенный период;

6.Восстановление туристской деятельности после Великой Отечественной войны;

7.История развития детско-юношеского туризма;

8.Достижения спортивного туризма в Казахстане.

Литература: о.л. 1-5; д.л. 1-6.

 

Тема 9. Современное состояние и проблемы развития туризма в странах СНГ и Казахстане.

 

Цель занятия: Изучить современное состояние и проблемы развития туризма в странах СНГ и Казахстане.

 

План занятия:

1.Основные направления развития современного туризма в странах Содружества; 2.Характеристика проблем, осложняющих развитие туризма в СНГ;

3.Достижения ведущих туристских организаций современного Казахстана;

4.Перспективы развития туризма в СНГ на XXI век.

Литература: о.л. 1-5; д.л. 1-6.

Тема 10. Пути повышения эффективности туризма как современного социального явления.

 

Цель занятия: Изучить пути повышения эффективности туризма как современного социального явления.

 

План занятия:

1.Понятие социальной эффективности туризма в современном мире;

2.Показатели медико – физиологической и профилактической эффективности туризма; 3.Возможности повышения экономической и профилактической эффективности туризма в мире и Республики Казахстан;

4.Основные факторы современного развития туризма.

Литература: о.л. 1-5; д.л. 1-6.

Тема 11. Основные концепции развития мировой индустрии туризма и их значение для Республики Казахстан.

Цель занятия: Изучить Основные концепции развития мировой индустрии туризма и их значение для Республики Казахстан.

 

План занятия:

1.Анализ прогнозов основных тенденций развития мирового туризма на период до 2020 года;

2.Изменения в технологии работы крупных туристских фирм в XXI веке;

3.Взаимосвязи глобальных концепций развития туризма с прогнозами долгосрочного развития человека;

4.Стратегия роста туризма;

5.Новые концепции инвестирования в туризм;

6.Современная концепция управления жизненным циклом тур продукта.

Литература: о.л. 1-5; д.л. 1-6.

Тема12. Обоснование концепции развития индустрии туризма в Республике Казахстан.

Цель занятия: Изучить обоснование концепции развития индустрии туризма в Республике Казахстан.

 

План занятия:

1.Характеристика современной индустрии туризма Казахстана;

2.Основные направления экономического туризма РК и проблемы его развития;

3.Факторы определения уровня посещаемости Казахстана иностранными туристами;

4. Возрождение исторических центров казахстанского участка Великого Шелкового пути – основа формирования национальной концепции развития туризма;

5.Необходимость интеграции Казахстана в сфере туризма со странами ближнего зарубежья.

 

Литература: о.л. 1-5; д.л. 1-6.

 

ГЛОССАРИЙ

ЕГИПЕТ

Амон (др.-егип. «сокрытый») — древнеегипетский бог, чтившийся в г. Фивы. Изображался как человек в высоком венце из двух перьев, иногда с головой барана; священные животные — баран, гусь, змей. С XVIII династии верховный бог (в отождествлении с Ра — Амон-Ра), покровитель царской власти и завоевательных, войн. Вместе с Лионом так называемую фиванскую триаду образуют его жена богиня Мут (др.-егип. «мать») и сын —бог луны Хонсу (др.-егип. «странствующий»).

Анубис — древнеегипетский бог, в III тысячелетии до н.э., до распространения культа Осириса, — божество загробного мира. В дальнейшем — божество круга Осириса как владыки мертвых, покровитель заупокойного ритуала. Священное животное — черный шакал, с головой которого он изображался. Центр культа — г. Кинополь.

Апис — чтившийся в древнем Египте священный бык черно-белой окраски, который считался земным вместилищем бога плодородия Осириса-Хапи, содержался и погребался после смерти в его храме в г. Мемфис.

Атон (др.-егип. «солнечный диск») — древнеегипетский бог, чтившийся в образе видимого на небосклоне солнца. Известен со Среднего царства; при Аменхотепе IV (Эхнатоне) — центральная фигура проводимой им религиозной реформы (единственный бог, верховный правитель мира, имеющий титулатуру фараона, и отец Эхна-тона).

Атум (др.-егип. «завершенный, полный» либо «несуществующий») —древнеегипетский бог-демиург, чтившийся в г. Ге-лиополе. После отождествления в начале V династии с богом Ра приобрел аспект солнечного божества.

Ба — в древнеегипетских представления «мощь», физическая жизненная энергия человека.

Бастет — древнеегипетская богиня любви и веселья, чтившаяся в г. Бубастисе.

Священное животное — кошка, с головой которой она могла изображаться.

Исида — древнеегипетская богиня, исходно связанная с царской властью и олицетворявшая престол; позднее включается в культ Осириса в качестве его верной жены и самоотверженной матери Хора. В эллинистическое время культ Исиды из Египта распространяется по всему античному миру.

Ка — в древнеегипетских представлениях объективно существующий зримый образ человека и в принципе любого существа и предмета, возникающий вместе с ним, сопровождающий его всю жизнь и сохраняющийся после его смерти (разрушения) в памяти людей и изображениях. «Сохранение ка» умершего с помощью создания его точных изображений — один из главных способов магического поддержания его посмертного существования.

Маат (др.-егип. «истина»)—фундаментальное понятие египетского мировоззрения, которое означает космологический/ социальный порядок, поддерживаемый верховным богом и фараоном в противовес тенденциям хаоса («исефет»); кроме того — олицетворяющая это понятие общеегипетская богиня (изображается с пером на голове).

Мин — древнеегипетский бог плодородия, с чем связан его итифаллический облик; кроме того — покровитель путей, связывавших Египет с побережьем Красного моря. Чтился в находившемся у начала этих путей г. Коптос.

Монту — древнеегипетский бог-воитель, покровитель военных успехов фараон1 на. Изображался с головой сокола и чтился в г. Гермонт и г. Фивы, где впоследствии был вытеснен с ведущего места в культе Амоном.

Нейт — древнеегипетская богиня, чтившаяся как создательница мира, покровительница охоты и войны в г. Саис.

Нехбет — богиня древнейшей столицы Верхнего Египта г. Нехен (Иераконполь), изображавшаяся в облике коршуна. С I династии вместе с богиней Уаджит считается покровительницей царя единого Египта; в Новое царство чтится как божество, помогающее при родах.

Огдоада (греч. «восьмерка [богов]»; егип. «хемену») — древнеегипетская космогоническая система, сложившаяся в I тысячелетии до н.э. в г. Гермополе. Включала четыре пары мужских и женских божеств, олицетворявших первичный океан (Нун и Наунет), пространство (Хух и Хау-хет), тьму (Кук и Каукет), «невидимое», т.е. воздух (Амон и Амаунет). Мужские божества изображались в образе или с головами лягушек, женские — змей. Возникновение этих божеств было тождественно возникновению из хаоса дифференцированного на стихии мира.

Осирис — древнеегипетский бог, с воскресением которого после смерти (убийства злым братом Сетом) был связан его аспект владыки загробного мира, проявившийся в его иконографии как помещенной на престол мумии. Отождествление с Осирисом и/или оправдание им на загробном суде — способ для усопшего достичь загробного блаженства. Центр культа с конца III тысячелетия до н.э. — г. Абидос.

Птах — древнеегипетский бог, сотворивший всех остальных богов и мир своим магическим словом (называя имена всего сущего). Чтился в г. Мемфис в образе человека, все тело которого скрыто под особой одеждой.

Ра (др.-егип. «Солнце») —древнеегипетский бог солнца; верховное божество — создатель и высший властитель мира. С IV—V династии — государственное божество, отец каждого вновь рождающегося фараона. Центр культа — г. Гелиополь. Отождествлялся с местными божествами, возвысившимися до общеегипетского почитания (Ра-Атум, Амон-Ра, Себек-Ра).

Сарапис — эллинистическое божество, сложившееся в конце IV—III в. до н.э. на основе синтеза культов египетского бога Осириса-Хапи (см. Апис) и греческих Зевса, Диониса и Плутона. При участии Манефона Севеннитского стало покровителем династии Птолемеев; кроме того — божество солнца, плодородия и загробного мира.

Себек — древнеегипетский бог в облике крокодила, считавшийся владыкой вод, источником плодородия, защитником верховного божества. Центр его особого почитания — Фаюмский оазис; в то же время его культ был распространен по всему Египту.

Сет — древнеегипетский бог; первоначально — бог-воитель, защищавший Ра, а также бог грозы, бури, пустыни. С гиксос-ского времени — бог неегипетских, прежде всего азиатских, земель. Включение в культ Осириса в качестве убившего его злого брата привело к представлению о Сете как об олицетворении зла.

Сохмет (др.-егип. «мощная») —древнеегипетская богиня войны, чумы, солнечного жара, изображавшаяся с головой львицы. Чтилась в г. Мемфис как жена главного местного бога Птаха и мать бога Нефертума.

Таурт — древнеегипетская богиня — покровительница родов, женской плодовитости и семьи. Чтилась в образе гиппопотама в г. Фивы, не будучи связана с кругом Амона.

Тот (греч.; егип. Джехути) —древнеегипетский бог мудрости и луны; визирь верховного бога Ра; создатель письменности и календаря. Изображался как человек с головой ибиса, часто с папирусом и писменным прибором; священные животные — ибис и павиан. Центр культа — г. Гермополь. В I тысячелетии до н.э. отождествлен с греческим богом Гермесом.

Уаджит (др.-егип. «Зеленая») —богиня древнейшего культового центра Нижнего Египта г. Пе-Деп (греч. Буто). Олицетворяя мощь фараона, чтилась в виде кобры-урея, украшавшего с эпохи Древнего царства его венцы.

Хапи — древнеегипетский бог, олицетворяющий разлив Нила. Изображался тучным человеком, держащим в руках сосуды с льющейся из них водой.

Хатхор (др.-егип. «вместилище Хора») — древнеегипетская богиня чувственной любви, музыки и танца, опьянения; одновременно грозная богиня, истреблявшая по воле Ра людей (ср. с аналогичной двойственностью в образе месопотамской Иштар); мать Хора Старшего. Изображалась в образе коровы, позднее — женщины с коровьими рогами; центр культа — г. Дендера.

Хнум — древнеегипетский бог-творец, создавший на гончарном круге человечество и лепивший людей и их ка при их рождении. Центр культа — остров Элефан-тина и г. Эсне на юге Египта. Изображался в образе барана либо человека с головой барана.

Хор — древнеегипетское божество: 1) так называемый Хор Старший —сын и защитник Ра, чтимый в образе сокола либо крылатого солнечного диска (в ипостаси, чтимой в г. Бехдете; другой центр культа — г. Эдфу); 2) сын Исиды, зачатый ею от мертвого Осириса, принявший его власть над миром и отомстивший Сету за убийство отца.

Эннеада (греч. «девятка [богов]») — древнеегипетская космогоническая и теологическая система, созданная в центре культа бога Ра. Гелиополе и включавшая его и несколько поколений произошедших от него богов. В ее рамках из первоначального хаоса «воссуществовал» бог Ра, оплодотворивший сам себя и создавший бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут; от них происходят бог Земли Геб и богиня неба Нут; от них — боги Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Цель этой системы — включить распространившийся в конце III тысячелетия до н.э. культ Осириса в более древний культ бога солнца Ра и объяснить происхождение не только мира, но и египетского государства (поколения богов последовательно сменяют друг друга на египетском престоле).

Ях — древнеегипетский бог луны (полумесяца), чтившийся в г. Гермополь наряду с Тотом. Священное животное — павиан

МЕСОПОТАМИЯ

Адад (акк.), Ишкур (шум.) — бог бури и грома (у шумеров —разрушительных, у аккадцев амбивалентно и разрушительных, и плодородных), сын Ану. Центры культа: Вавилон, Ашшур. В иконографии связан с образом быка и дву- или трезубцем молнии как эмблемой.

Ану (акк.), ан («Небо», шум.) — «отец богов», верховное небесное (пассивное) божество шумеро-аккадского пантеона. Выступает в мифах как воплощение высшей власти. Наделен супругой Антум (иногда — Инанной-Иштар). Символ Ана—рогатая тиара.

Ануннаки (доел. «Семя князя», первоначально, видимо, бога Эа, затем считались потомками Ану) — группа родственных друг другу земных, частично небесных и главным образом хтонических божеств, в узком смысле слова — только подземные божества. Каждый ном имел собственную группу ануннаков. Все ануннаки (по позднему счету 600 — 300 небесных и 300 подземных) обитали в общешумерском культовом центре — Ниппуре.

Алсу (акк.), Абзу (шум.) — мировой океан подземных пресных вод, окружающих землю, хранилище «ме» (божественные «сути» всех объектов и начал мира, определяющие его свойства), обиталище Эа. Впоследствии персонифицировался как первопричина жизни, муж Тиамат, убитый богом Эа и ставший основанием его одноименного жилища.

Ашшур — верховное божество Ассирии, бог-покровитель г. Ашшура. В древнейший период — бог охоты и племенное божество ашшурской группы восточных семитов. В среднеассирийский период по статусу приравнивается к Эллилю и поглощает его черты, в новоассирийский — считается старше Ану и возвышается над всеми богами. Изображался в виде крылатого солнечного диска.

Бел (акк.) (Господин) — эпитет, обозначавший у аккадцев любое божество и употреблявшийся как фактическое второе имя Эллиля, затем Мардука.

Дуузу (акк.), Думузи (шум.) — умирающее и воскресающее божество плодородия, супруг богини Инанны (Иштар), отданный ею в подземный мир в качестве выкупа за нее.

Игиги (акк.), «нун-галене» («великие князья», шум.) — небесные божества, противопоставлявшиеся ануннакам в узком смысле слова. «Семь великих богов-иги-гов» — Ану, Эллиль, Эа, Син, Шамаш, Мардук, Иштар.

Иштар (акк.), Инанна (шум.) — центральное женское шумеро-аккадское божество. Богиня плодородия и любви, войны, разрушения и распри, олицетворение планеты Венера. Дочь Ану. Почиталась как местное божество-покровитель во многих центрах (в частности, Ниневии, Арбелах, Уруке и др.). Поглотила черты многих месопотамских и внемесопотамских божеств сходного характера. Изображается иногда со стрелами за спиной.

Мардук — городской бог-покровитель Вавилона, с возвышением последнего считается сыном Эа и верховным божеством («отцом богов»), убившим Тиамат, создавшим мир и получившим владычеством над ним из рук Ану и Эллиля. Супруга Мардука — Царпаниту. Символы Марду-ка —секировидный топор и драквн Муш-хуш.

Набу (акк.) — бог писцового искусства и мудрости, писец таблиц судеб. Бог-покровитель Борсиппы. Изображается стоящим на священном пьедестале, превращающимся в его атрибут.

Нергал (шум.) — владыка мира мертвых, злое божество; считался сыном Эн-лиля. Супруг Эрешкигаль, богини подземного царства. Бог-покровитель Куты и Апиака. Атрибуты: львиные головы, серповидный меч.

Нинмах (шум.) — богиня-мать, создательница людей. Местное божество Адаба.

Нииурта (шум.) — бог-герой, сын Энлиля. Бог растительного плодородия и победоносной внешней войны. Центр культа — Ниппур.

Потоп — важнейшая веха мифологизированной истории шумеро-аккадцев, отделяющая в их представлении «мифическое» прошлое от «исторического». Реально соответствует, по-видимому, общемесопо-тамскому наводнению ок. 2900 г. до н.э.

Син (акк.), Наина (шум.) — лунное божество. Первенец Эллиля, отец бога огня и света Пуску. Бог-покровитель Ура и Харра-на. Символ Сина — полумесяц; основные атрибуты — бык и барка, в которой он путешествует вокруг земли.

Тиамат — хтоническое чудовище, воплощение первичного хаоса, супруга Алсу. Убита в битве порожденных ею богов («старших») с предводимыми Мардуком богами шумеро-аккадского пантеона («младшими»), после чего из ее тела Мардук создает мир. Изображается в виде дракона или семиглавой гидры.

Шамаш (акк.), Уту (шум.) —солнечное божество, также бог правосудия и справедливости, податель оракулов. Считался сыном Сина. Как местное божество почитался в Уруке. Часто изображается выходящим из-за гор как своеобразного подножия, с лучами за спиной и серповидным зубчатым ножом в руках.

Шеду и ламассу — олицетворение жизненной силы (шеду) и носительница личности (ламассу) каждого человека, выступающие как его хранители.

Эа, Эйя, (акк.), Энки (шум.) —хтоническое водное божество, владыка божественной мудрости, советник богов, повелитель Алсу, создавший человека вместе с Нинмах. Центры почитания — Эреду, Ур. Может изображаться как ихтиоморфный персонаж.

Эллиль (акк.), Энлиль (шум.) — бог ветра, воздуха и жизни, сын Ана, верховное активное божество, осуществляющее реальную власть над миром. Титулуется «отцом богов», наделен супругой-советчицей Нин-лиль. Настроен достаточно враждебно к людям. Центр почитания — Ниппур. Символ Эллиля (как и Ану) —рогатая тиара.

Эрра (акк.) — бог мора и войны как разрушительных стихий (по-видимому, заимствованный). Считался сыном Ану.

РОССИЯ

ПАВЕЛ I (1754—1801), российский император с 1796 г, сын императора Петра III и Екатерины II. Вступив на престол, стремился противопоставить «пагубной» политике императрицы Екатерины II, ослаблявшей, по его мнению, самодержавие, твердую линию на укрепление устоев абсолютистской власти. Вел строгую цензуру, закрыл частные типографии, запретил ввоз иностранных книг, провел реорганизацию армии по прусскому образцу, стремился дисциплинировать дворянство, полицейскими мерами преследовал оппозицию своему режиму. Деятельность Павла I, отличавшегося непоследовательностью и импульсивностью, вызвала недовольство высшей знати. Убит в результате дворцового заговора.

ПАЛЕН Константин Иванович (1833—1912), граф, российский государственный деятель. В 1867—1878 гг. министр юстиции. Противник судебной реформы 1864 г.

ПАНИН Никита Иванович (1718—1783), граф, государственный деятель и дипломат, почетный член Петербургской АН (1776). С 1747 г. российский посланник в Дании, Швеции. Участник дворцового переворота 1762 г., возведшего на престол Екатерину II. Воспитатель цесаревича Павла. В 1763—1781 гг. руководил Коллегией иностранных дел. Стремился к укреплению внешнеполитических позиций России, созданию союза держав Северной Европы — «Северного аккорда». Автор конституционных проектов. Находился в скрытой оппозиции к Екатерине II.

ПЕТР I Великий (1672—1725), царь (с 1682), первый российский император (с 1721). Младший сын царя Алексея Михайловича от второго брака (с Н. К. Нарышкиной). В первые годы царствования Петра I его противники группировались вокруг царевны Софьи и Милославских. После подавления стрелецкого восстания 1689 г. правил самостоятельно (формально до 1698 г. разделял власть со своим сводным братом Иваном V). В 1695 г. возглавил Азовские походы, в результате которых в 1696 г. Россия закрепилась на побережье Азовского моря. Петр I использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. По его инициативе были проведены реформы в области государственного устройства (губернская реформа 1708—1715 гг., создание коллегий, Сената, органов высшего контроля), организации военного дела (введена рекрутская повинность и обязательная военная служба дворян, создана регулярная армия, велось строительство флота), промышленности, торговли, просвещения (открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука). Победа в Северной войне 1700—1721 гг. открыла России выход к Балтийскому морю. В 1703 г. Петр I основал новую столицу России — С.-Петербург. В результате Персидского похода 1722—1723 г. Россия приобрела земли на побережье Каспийского моря. В исторической науке нет единства в оценке деятельности Петра I; вместе с тем в российской историографии преобладает точка зрения, согласно которой реформы Петра I расчистили путь для более интенсивного экономического и культурного развития страны.

ПЕТР III Федорович (1728—1762), российский император (с 1761), немецкий принц Карл Петр Ульрих, сын герцога гол-штейн-готторпского Карла Фридриха и Анны Петровны, внук Петра I. С 1742 г. в России. В 1762 г. заключил мир с Пруссией, что свело на нет результаты побед русских войск в Семилетней войне. Ввел в армии немецкие порядки. Свергнут в результате переворота, организованного его женой Екатериной, убит.

ПЛЕВЕ Вячеслав Константинович (1846—1904), государственный деятель. С 1902 г. министр внутренних дел России, шеф отделения корпуса жандармов. Проводил политику разложения революционного движения изнутри, подавления стачек и крестьянских восстаний. Один из активных сторонников русско-японской войны 1904—1905 гг. Убит эсером Е. С. Сазоновым.

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович (1827—1907), государственный деятель, ученый-правовед. Преподавал законоведение и право наследникам российского престола (будущие императоры Александр III и Николай II). В 1880—1905 гг. обер-прокурор Синода. Играл значительную роль в определении правительственной политики в области просвещения, национальном вопросе и др. Один из инициаторов политики «контрреформ».

ПОЖАРСКИЙ Дмитрий Михайлович (1578-1642), князь, боярин (с 1613), полководец, народный герой, соратник К. М. Минина. С 1610 г. воевода в Зарайске. Участник первого земского ополчения 1611 г., один из руководителей второго земского ополчения и временного земского правительства. В 1618 г. участвовал в обороне Москвы от войска польского королевича Владислава. В 1617—1640 гг. возглавлял ряд приказов, участвовал в переговорах с английскими, польскими и крымскими послами. ПОТЕМКИН Григорий Александрович (1739—1791), государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал (1784), один из участников дворцового переворота 1762 г., фаворит и ближайший помощник императрицы Екатерины II. Способствовал освоению Северного Причерноморья, руководил строительством Черноморского флота.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

(СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ, СРСП, СРС)

Подготовка к семинарским занятиям. Для многих дисциплин семинарские занятия являются основными после лекций видом учебной работы. Они дополняют лекционный курс, содействуют закреплению данной науки к практике.

Готовясь к семинарским занятиям необходимо:

- Руководствоваться теми соображениями, что польза от занятия будет тем больше, чем в большей мере вы будете способны продуктивно самостоятельно работать в аудитории;

- Постоянно и серьезно относиться к подготовке к занятиям;

- Вернуться к предыдущим темам курса и вспомнить основные положения теории, сохранились ли они в памяти;

- В процессе отработки теоретической части курса по теме занятия, необходимо проработать основные положения теории, рассмотреть примеры по учебникам;

- Если необходимо, то подготовить к занятию материалы.

Хорошая подготовка к занятию позволит активно работать в аудитории и получить тем самым удовлетворение от него.

Подготовка к коллоквиумам. По некоторым дисциплинам для оценки степени усвоения теоретической части раздела курса, проводится коллоквиум (собеседование). Отсюда следует, что теоретический материал по вопросам, выносимым на коллоквиум, должен быть еще раз повторен.

Подготовка к СРС, СРСП. Самостоятельная работа студентов организуется по каждой дисциплине учебного плана с учетом основных разделов типовой и рабочей учебных программ.

Различают самостоятельную работу студента (СРС) и самостоятельную работу студента под руководством преподавателя (СРСП), которые представляют собой внеаудиторные занятия и являются одной из форм организации учебного процесса при кредитной системе обучения. Самостоятельная работа студента, в том числе под руководством преподавателя обеспечивает единую непрерывную внеаудиторную работу студента и направлена на самостоятельное выполнение дидактической задачи, формирование интереса к познавательной деятельности и пополнение знаний в определенной отрасли науки, развитие логического мышления, творческой активности, исследовательского подхода в освоении учебного материала.

Самостоятельная работа студента – это работа студента без участия преподавателя по определенному перечню тем и заданий, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями в условиях библиотеки, компьютерного класса, спецлаборатории, лингафонного кабинета.

Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя – внеаудиторная работа студента в контакте с преподавателем, введенная в расписание с указанием часов. Объем часов СРСП не должен быть меньше суммарного объема контактных часов лекций, практических занятий, семинаров и лабораторных занятий.

Кафедра осуществляет контроль качества самостоятельной работы студентов, при этом утверждает объем, содержание и формы отчетности СРС и СРСП, определяет трудоемкость, последовательность и сроки выполнения СРС и СРСП, рассматривает отчеты студентов и преподавателей о результатах СРС и СРСП.

Преподавателю необходимо:

1. Приводить в рабочей программе дисциплины для студентов (силлабусе) общее описание и график СРС и СРСП с указанием тем, заданий, форм проведения, объема часов и других критериев согласно Приложению 1 и Приложению 2 на весь период изучения дисциплины. При этом формировать задания в соответствии с основными разделами типовой и рабочей учебных программ с учетом нормирования лекций и практических занятий.

2. Правильно планировать СРС и СРСП:

- Выдавать задания СРС и СРСП в начале семестра;

- Разрабатывать формы контроля и определять оценки знаний студентов по каждой теме или заданию в отдельности;

- Разработать методические материалы по организации СРС и СРСП;

- Определить виды консультативной помощи и устанавливать время консультаций по СРС;

- Устанавливать требования и общие ожидания, которые должны нацелить студента на подготовку и выполнение заданий, на соблюдение сроков их выполнения;

- Рекомендовать основную и дополнительную литературу студентам;

- Определить взаимозаменяемость заданий

- Определить формы контроля СРС и СРСП (письменную и устную). При письменной форме контроля результаты самостоятельной работы обучающихся могут оформляться в виде конспекта, реферата, доклада, творческой, контрольной, письменной, курсовой, дипломной работ, научной статьи и т.д.

При устной форме контроля результаты самостоятельной работы обучающихся могут оформляться в виде коллоквиума, конференции, деловой игры, доклада, сочинения, сообщения, индивидуального собеседования и т.д.

3. Выполнять три функции:

- Установочную, предполагающую введение в тему, постановку целей, задач, описание практической полезности, сущности и взаимосвязи основных разделов содержательного материала, рекомендации по работе с учебно-методическими пособиями и др.

- Консультативно-корректировочную, заключающуюся в оказании консультативной помощи в реализации учебных действий в самостоятельной работе студентов и проведении индивидуальных консультаций.

- Контрольно-оценочную, предполагающую проведение тестирования, оценивание знаний и умений студентов, организацию диалога по выявлению их основных затруднений, демонстрацию преподавателем «правильных» действий, взаимодействия, эталонных способов работы в позиции эксперта или контролера.

4. Осуществлять контроль за выполнением СРС.

5. Предоставлять отчет кафедре о контроле за выполнением СРС.

Наиболее распространенными видами выполнения самостоятельной работы студента, в том числе под руководством преподавателя представляются следующие:

Подготовка студента к учебным занятиям и экзаменам.

Подготовка обзора по теме означает, что студенту необходимо письменно написать краткий литературный обзор на 1-2 стр. по рекомендуемой теме с привлечением дополнительного материала из печати и информационных ресурсов Интернета.

Глоссарий – это краткое разъяснение терминов и понятий по заданной теме на казахском или русском языках возможно с переводом на иностранный язык.

Реферат представляет собой доклад на определенную тему с обязательным обзором литературы или изложение содержания научной работы или книги.

Оппонирование реферата – это анализ выступления, опровержение приведенных доводов, ведение дискуссии.

Коллоквиум позволяет выявить знания, уровень подготовки по различным темам конкретной изучаемой дисциплины, в форме собеседования.

Ответы на вопросы для самостоятельного изучения даются на основе анализа собранного материала.

Эссе – изложение своих размышлений, соображений на актуальные социально-экономические, правовые, международные и иные проблемы.

Презентация заключается в том, что студент по выбранной или заданной теме выражает свое понимание и видение аспекта обозначенной проблемы, на основе профессионального анализа вызывает интерес слушающих.

Учебные конкретные ситуации предлагаются студентам с целью ответа на поставленные вопросы и выявления их уровня знаний по конкретным темам.

Задачи предлагаются студенту для их решения на основе теоретических и практических знаний, а также с целью научить студента руководствоваться различными нормативами (правовыми, формулами и т.д.).

Деловые игры помогают выработать у студента навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Чаще всего требуют домашней подготовки студента.

Составление кейса заключается в самостоятельной выработке студентами своих аргументов в пользу определенной позиции.

Составление дерева целей – студенты, выбрав проблему, обозначают цели по уровням, обозначают задания на всех уровнях и предлагают реалистичные планы.

Групповой проект – предлагается группам из 3-5 человек, которые утверждают и обосновывают свой проект по теме или темам.


Поделиться:



Популярное:

  1. B. Функции языка как театральной коммуникативной системы
  2. Cтатусная группа и стиль жизни
  3. E) организация и руководство деятельностью Правительства
  4. I. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИИ МИОКАРДА
  5. II. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность, нестроения и злополучия Константинопольской патриархии (во второй половине XV и в XVI в.).
  6. III. Вегетативные функции НС.
  7. III. Интегральная математическая модель расчета газообмена в здании, при пожаре
  8. III. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность, нестроения и злополучия Константинопольской патриархии (от конца XVI в. до настоящего времени).
  9. IV. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ (Anamnesis vitae)
  10. IV. Математическая двухзонная модель пожара в здании
  11. LANGUAGE IN USE - Повторение грамматики: система времен английских глаголов в активном залоге
  12. Linux - это операционная система, в основе которой лежит лежит ядро, разработанное Линусом Торвальдсом (Linus Torvalds).


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.111 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь