Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как распознать сопротивление



Мы с вами побывали по ту сторону психологического барьера, препятствующего правильному, полноценному восприятию жизни, прежде всего информации, противоречащей представлению о себе. Немного познакомились с тем, как, помимо нашей воли и сознания, действуют механизмы, обеспечивающие нам привычную, уравновешенную, пусть даже не всегда приятную жизнь.

Но мы–то действуем по эту сторону барьера, где нашими надежными союзниками являются наша воля, мысль и желание радоваться жизни. Надо сказать, что знакомство широкой публики с проблемой бессознательного и тем влиянием, которое оно оказывает на наше поведение, придало много дополнительных сил энергетике сопротивления, базирующейся якобы на «научной основе». Логика проста: раз в человеческой психике есть область, которая не контролируется человеком и ему не подчиняется, следовательно… В общем, старая песня про горбатого и могилу на избитый мотив, но в современной рок–аранжировке. Дело, однако, в том, что человеческая психика не описывается и не объясняется с помощью такой простой механической логики. Она неимоверно сложна, а главное, обладает потрясающей гибкостью, способностью к компенсации, к взаимозаменяемости. Отдельные ее стороны находятся в очень сложном, еще далеко не изученном взаимодействии. И так же как бессознательное оказывает влияние на наше сознание, так же и сознательно, произвольно можно менять себя так, чтобы это влияло и на бессознательное. Именно на этом строятся и успешно действуют самые разнообразные методы психотерапии. Правда, это требует значительных усилий, часто бывает трудно, а иногда и скучно. Тем более что сопротивление прекрасно маскируется под лень и скуку.

 

Если вы действительно хотите что–нибудь понять, попытайтесь изменить это.

К. Левин

 

 

Есть два способа преодолевать трудности: либо вы изменяете сами трудности, чтобы было легче с ними справиться, либо, справляясь с ними, вы изменяетесь сами.

Неизвестный автор

 

Спроси себя: в каких ситуациях ты испытываешь особенно сильное волнение? Какие темы вызывают его? В каких случаях тебя охватывает приступ беспричинной лени или ты чувствуешь вдруг усталость, тоску? Всегда ли ты осознаешь, в чем причина этих переживаний? Всегда ли на самом деле хочешь эту причину узнать? Если нет, почему? Что тебе мешает? Дай себе в этом отчет. Именно это позволит выявить ту глубинную проблему, которая мешает тебе жить.

А для этого очень важно научиться распознавать сопротивление, узнавать его признаки.

Сопротивления могут проявляться в следующем:

& #9830; в стремлении выйти из ситуации (иногда это значит просто уйти из комнаты или не прийти куда–либо);

& #9830; в желании изменить тему разговора или особенно горячо отстаивать свою правоту;

& #9830; в нежелании разговаривать на какие–то темы, смотреть определенные сцены в театре, кино;

& #9830; во внезапном кашле, чихании, зевоте, неожиданно проснувшемся зверском аппетите;

& #9830; в том, что тогда, когда остается мало времени и можно опоздать на важную встречу, вдруг возникают какие–то «неотложные» дела (которые на самом деле можно было бы сделать позже), и опоздание становится неизбежным (иногда, кстати, это оказывается поводом не ходить на эту встречу);

& #9830; в беспричинном смехе, внешне неоправданных слезах;

& #9830; в совершенно непонятно откуда взявшемся ощущении усталости;

& #9830; в приступах ничем не спровоцированных страха и гнева;

& #9830; в «пробуксовке» мыслей, когда надо думать о чем–то важном, искать выход из какого–то серьезного положения… и во многом другом, о чем уже говорилось и о чем еще будет идти речь в дальнейшем.

Конечно, не всегда перечисленные выше симптомы, формы поведения вызываются именно сопротивлением, но сопротивление очень удачно под них маскируется. В процессе работы над собой оно, например, может маскироваться под скуку, под чувство того, что все бесполезно или просто надоело. Конечно, это занятие тебе действительно может наскучить или надоесть, но все–таки, если у тебя появляется желание бросить занятия, если ты забываешь о занятиях, вспоминаешь о них только тогда, когда что–либо сделать невозможно, подумай: не сопротивление ли это? Интересно то, что сопротивление становится особенно сильным тогда, когда работа проходит успешно и ты действительно меняешься. Но это очень трудно. Твои старые качества, привычки противятся этому, сопротивляются. Французский писатель–юморист Ги Бедос писал по этому поводу:

 

«Бывают моменты, когда сквозь меня проходит столько противоборствующих полчищ, что я начинаю ощущать себя оккупированной территорией».

 

Важной функцией сопротивления является то, что эти формы поведения служат своего рода дымовой завесой, отвлекающей от того, что действительно важно для тебя.

Когда ты работаешь с собственным сопротивлением, следует вести себя так, как говорит всемирно известная мисс Марпл (помните, у Агаты Кристи? ):

 

«Начнем с этой фразы: «Нет дыма без огня». Она вас беспокоила, но вы совершенно правильно свели ее к тому, что она значила, – к дымовой завесе. Видите ли, произошла дезориентация, все заняты не тем – анонимными письмами, но суть дела в том, что не было никаких анонимных писем… они были ненастоящие… Итак, вы видите, что, если вы не будете смотреть на дым и подойдете к огню, вы узнаете, к чему вы пришли. Вы непосредственно приблизитесь к реальным событиям. Если отмести все эти письма, произошла только одна вещь – умерла миссис Симмингтон. Тогда, естественно, начинаешь думать о том, кто мог хотеть смерти миссис Симмингтон».[19]

 

Понять, что именно вызывает сопротивление, можно и с помощью анализа собственных фантазий. Как уже говорилось, часто, когда нам что–то не удается или мы огорчены, фантазии, мечты скрашивают наше существование, позволяя, пусть иллюзорно, удовлетворить наши желания, стремления, наказать обидчика, расквитаться за унижения. Этот защитный механизм мы по эту сторону психологического барьера можем заставить работать в своих целях. Фантазия, воображение – очень важная способность. Недаром многие мыслители именно в ней видели важнейшее отличие человека от всех других существ, живущих на Земле. Важно только помнить: одно дело – фантазировать, мечтать, а другое – уходить, убегать в мир фантазий. И для иллюстрации – два афоризма.

 

Первый из них принадлежит английскому поэту Генри Торо: «Если вы построили воздушный замок, вы работали не напрасно, поскольку именно с этого все и начинается. Теперь кладите под него фундамент». Второй – известному польскому сатирику, мастеру афоризмов Станиславу Ежи Лецу: «Людям со слишком богатой фантазией очень трудно вообразить себе реальный мир».

 

Выполни следующее упражнение.

 

Когда ты будешь в очередной раз предаваться подобным мечтам, не дай им уйти бесследно, задержи, запомни, а еще лучше запиши их (в этой части нас почему–то преследует уголовно–детективная лексика). Сделай так 2–3 раза. А потом, перечитав, проанализируй, о чем они говорят, и ответь на такие вопросы.

& #9830; Какая ситуация вызвала эти фантазии?

& #9830; Что я сумел в них сделать иначе, чем в жизни, чем они отличались от жизни?

& #9830; Какие свои желания я удовлетворял в этих фантазиях?

& #9830; Что я испытывал при этом?

& #9830; Часто ли эти чувства я переживаю в жизни?

& #9830; Может быть, я запрещаю их себе (когда, например, речь идет о радости отмщения)?

& #9830; Каков я в этих фантазиях? Нравлюсь ли я себе?

 

Важное условие: записывая, не старайся пригладить, «выстроить», логически увязать свои мечты. Мечты есть мечты, они часто плывут, как облака по небу, без всякой видимой связи. Так их надо и записывать. Только это даст возможность настоящего анализа.

Когда ты научишься записывать и анализировать свои фантазии, усложни задание.

 

Попробуй поймать момент, когда ты перестаешь фантазировать или когда твоя мысль начинает бегать по кругу, как лошадь в цирке. Что это за моменты? С чем они связаны? Задай себе вопрос: о чем тебе не хотелось думать? Особенно важно это в тех случаях, когда мысль «буксует»: она никуда не движется, но отделаться от нее нельзя.

Анализируя фантазии и мечты, всегда задавайте себе вопросы: откуда взялись эти мечты? Почему именно сегодня? Какое отношение к моему сегодняшнему состоянию они имеют? Какие мои потребности выражают?

 

Подобный анализ позволяет многое понять в себе, в своих проблемах. Существует афоризм, известный под названием «Аксиома Дюшарма» (правда, кому из носителей этой фамилии он принадлежит, мне выяснить не удалось): «Если погрузиться в проблему достаточно глубоко, мы непременно увидим себя как часть проблемы».

Я хочу стать другим, но…, или Вновь о страхе

Автор книги «Как исцелить свою жизнь» американский психолог Л. Хей очень убедительно говорит о том, что более всего мешает нам работать над своими глубинными проблемами, измениться:

«Самое большое сопротивление в нас из–за страха – СТРАХА ПЕРЕД НЕИЗВЕСТНЫМ.

Послушайте:

Я не готова.

У меня ничего не получится.

А что скажут соседи?

Я не хочу открывать эту «банку с червями».

А какова будет реакция моих родителей (мужа, жены, бабушки и т. д.)?

Я знаю чересчур мало.

А что, если я сделаю себе больно?

Я не хочу, чтобы другие знали о моих проблемах.

Я не хочу об этом говорить.

Слишком трудно.

Мне не хватает денег.

Я потеряю своих друзей.

Я никому не доверяю.

Я недостаточно хороша для этого.

И список может продолжаться до бесконечности».[20]

Избавиться от этого страха, от сопротивления, с точки зрения Луизы Хей, можно, лишь сознательно приняв это сопротивление. Важно не бороться, а просто принять, отмечать его каждый раз, когда оно возникает, и анализировать, почему оно возникло.

Луиза Хей, как и многие другие авторы, приводит еще один прием, позволяющий пробиться к нашим проблемам. Я позволю себе привести еще одну, довольно длинную цитату из ее книги:

 

«Иногда нам необходимо расслабиться физически. Негативный опыт от ситуаций, в которые мы попадаем, и эмоции, которые мы испытываем, часто остаются в нашем теле. Одна из форм физического освобождения от этого следующая: закрыть все окна в машине или дома и кричать изо всех сил. Бить изо всех сил подушку или кровать – другой безобидный способ. Занятия различными видами спорта или быстрая прогулка приведут к таким же результатам. Недавно я испытала адскую боль в плече, которая продолжалась день или два. Я пыталась не обращать на боль внимание, но она не исчезла. Тогда я спросила себя: «Что происходит, в чем дело? Что меня раздражает? » Я не могла найти ответа, поэтому сказала себе: «Ну что же, давай посмотрим». Я положила две большие подушки на кровать и стала изо всех сил лупить по ним. После двенадцатого удара я точно знала, что меня раздражает. Все было ясно, и я стала бить подушки еще сильнее и таким образом освободила себя от чувства раздражения. Закончив, я почувствовала себя намного легче, а на следующий день боль совсем исчезла».[21]

 

Здесь речь идет о психосоматическом симптоме – телесной (физической) боли, вызванной психологическими причинами. Чаще подобный прием рекомендуют использовать, когда ты испытываешь сильные, неприятные эмоции (например, раздражение, гнев) и не можешь определить их причину.

Психологический механизм, который действует в этом случае, достаточно ясен: не удовлетворена, фрустрирована какая–то важная потребность. Именно это отражается в остром переживании неблагополучия, эмоциональной напряженности. Сопротивление мешает осознать причину, то, какая именно потребность не удовлетворена. Когда мы бьем по подушке, мы тем самым «разряжаем» напряжение, находим для него побочный выход, и сопротивление ослабевает – оно тоже держалось за счет напряжения. Благодаря этому мы и можем понять, в чем причина нашего раздражения.

Должна сказать, что этот прием помогает далеко не всем и не всегда, но тем, кому помогает, помогает достаточно сильно. Попробуй, испытай его. Возможно, тебе он подойдет.

Для выявления проблемы и снятия напряжения очень хорош и прием из практики со–консультирования, с которого мы начали эту часть работы. Другое дело, что осознание глубинной проблемы не ведет к освобождению от нее, облегчение бывает лишь временным.

Найди прием, наиболее подходящий именно для тебя. Твоя задача – снова и снова повторю это – понять свою проблему и назвать ее как можно более конкретно, не прибегая к помощи общих слов и выражений. Уподобимся в этом смысле древним, которые верили, что знание подлинного имени дает власть над его обладателем.

А теперь отдохни и посмотри на досуге в «бумажное зеркало». Эти два графических теста тоже могут помочь тебе понять твою проблему. Ты помнишь, конечно, что к своему отражению в «бумажном зеркале» не следует относиться слишком серьезно, – это всего лишь шутка, игра. Впрочем, как известно, в каждой шутке есть доля истины.

 

В чем ваша проблема [22]

Перед вами таблица, в которой вашему вниманию представлены четыре пары фигур (рис. 1). Рассмотрите их и закрасьте ту из фигур в паре, которая покажется вам наиболее симпатичной. В результате ваших действий в таблице должно оказаться четыре светлые фигуры и четыре (парные им) закрашенные.

 

Рис. 1. В чем ваша проблема

 

Смысл этого теста заключается в том, что он наглядно демонстрирует вам вашу готовность и умение размышлять над вашими жизненными проблемами, анализировать их и действовать сообразно обстоятельствам. Сразу надо отметить, что все ФИГУРЫ СЛЕВА (1, 3, 5, 7) – это ваше прошлое и настоящее.

ФИГУРЫ СПРАВА (2, 4, 6, 8) – ваше будущее. То есть в каждой паре фигур представлено и прошлое, и будущее, и это очень важно учитывать при трактовке полученных значений.

Начнем собственно расшифровку теста. ПЕРВАЯ ПАРА ФИГУР – это ваши мысли, склонность к рефлексии и способность к самоанализу, адекватное восприятие мира. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это значит, что мыслями ВЫ ПОСТОЯННО возвращаетесь к своему прошлому, снова и снова переживаете свои ошибки, критикуете себя и занимаетесь самоедством. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то это означает, что вы способны извлекать уроки из своих ошибок и, не зацикливаясь на них, стремитесь вперед, к своей цели. ВТОРАЯ ПАРА ФИГУР – это ваши чувства, эмоции, дружеские и любовные привязанности. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это говорит о том, что вы живете прошлым, вы не способны самовольно отказаться даже от обременительных отношений, освободиться от гнета и груза проблем. Зачастую вы становитесь пленником своих же чувств, от которых не можете избавиться. Если же вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то можно предположить, что вы свободно распоряжаетесь своими чувствами и никто и ничто не заставит вас цепляться за отношения, отжившие свой срок.

ТРЕТЬЯ ПАРА ФИГУР – это ваши желания и потребности. Если вы ВЫДЕЛИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это говорит о том, что вы не развиваетесь как личность, все ваши установки незыблемы, ваши желания и потребности не меняются или меняются еле заметно. Вы просто не задумываетесь над тем, что пора бы что–то изменить в себе И своей жизни, вы довольствуетесь тем, что у вас есть. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то это признак вашего постоянного развития. А вместе с вами растут и ваши жизненные установки.

ЧЕТВЕРТАЯ ПАРА – это ваши действия. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это значит, что вы боитесь действовать самостоятельно, вы нуждаетесь в руководителе.

Если же вы ВЫДЕЛИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то это говорит о том, ЧТО вы самостоятельный и уверенный в себе человек.

Ваша жизненная проблема [23]

Не надо искать глубинного смысла в рис. 2, просто внимательно посмотрите на него и добавьте несколько нужных, на ваш взгляд, деталей.

 

Рис. 2. Ваша жизненная проблема

У вас должна получиться абстрактная картина, которая каким–то образом отражает ваше внутреннее состояние на данный момент жизни. Просто рисуйте и ни о чем не думайте, тогда результат теста будет верным. Если вы УВИДЕЛИ В ЭТОЙ ФИГУРЕ ЛИЦО ЧЕЛОВЕКА и СДЕЛАЛИ НА НЕГО ОСНОВНОЙ УПОР, то это говорит о том, что ваша проблема напрямую связана с общением, доверием к людям и умением строить свои отношения с окружением. Если при этом вы ОЧЕНЬ ЯРКО ОБВЕЛИ ЛИЦО, то это значит, что ваша проблема по–настоящему серьезна, она мешает вам жить. Если вы также НАРИСОВАЛИ ВОЛОСЫ ВАШЕМУ ЛИЦУ, то это значит, что вы пытаетесь самостоятельно бороться со своей проблемой, скрываете ее от окружающих.

Если вы НЕ ПРОСТО НАРИСОВАЛИ ЛИЦО ЧЕЛОВЕКА, но и из остальных деталей рисунка СДЕЛАЛИ ВСЕ ТЕЛО, то это говорит о том, что все ваши проблемы связаны с физическим контактом с людьми. Возможно, когда–то вы подверглись насилию, и теперь вам тяжело воспринимать прикосновения и объятия как положительный и естественный момент в отношениях с окружающим вас миром. Если

ВСЕ ЧАСТИ ФИГУРЫ ПРОРИСОВАНЫ ОДИНАКОВО ЯРКО, то это значит, что вы не замыкаетесь в себе и стараетесь избавиться от своей проблемы, решить ее. Если вы ЗАКРАСИЛИ ДВЕ ОКРУГЛЫЕ ФИГУРЫ, расположенные в верхней части рисунка и в самой его середине, то это означает, что вы сами, своими руками создаете себе проблемы в жизни. У вас тяжелый характер и твердые убеждения, вам практически невозможно что–то внушить, вы не воспринимаете новую информацию, предпочитая держаться за старые и привычные вам сведения. Естественно, все это не облегчает вам общение с людьми. Если вы ПОЛНОСТЬЮ ЗАКРАСИЛИ ВЕРХНЮЮ ОКРУГЛУЮ ФИГУРУ (ЛИЦО ЧЕЛОВЕКА), то это значит, что ваши проблемы связаны с вашим образом мышления, вашими жизненными установками и принципами. Вероятно, в данный момент жизни ваши убеждения вступили в противоречие с объективной реальностью, вы не можете приспособиться к новым условиям жизни и потому испытываете дискомфорт.

Если вы ЗАКРАСИЛИ МАЛЕНЬКУЮ ОКРУГЛУЮ ФИГУРУ В САМОМ ЦЕНТРЕ РИСУНКА, то это говорит о том, что в настоящий момент все ваши проблемы лежат в области чувств. Возможно, вы полюбили человека, которого считаете недостойным вашей любви, или же вы не должны его любить (он или вы несвободны), но не можете справиться со своим чувством. Может быть, дело не в любовных переживаниях, а в испытываемой вами злости или обиде, ненависти или страсти. Как бы там ни было, это чувство выводит вас из равновесия и причиняет вам неудобства.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь