Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Три пути распространения болезни



В Аюрведе различают три пути, по которым распространяются болезни в организме: внешний, внутренний и центральный.

Внутренний путь (антар марга) состоит из желудочно-кишечного тракта и называется внутренним потому, что желудочно-кишечный тракт образует внутреннюю границу тела3. Лечение болезней, распространяющихся по этому пути (это преимущественно заболевания желудочно-кишечного тракта), не сложно: их можно удалить из организма непосредственно через желудочно-кишечный тракт, который является основным путем выведения токсинов.

Внешний путь (бахья марга) состоит из плазмы, крови и поверхностных тканей. Это путь распространения кожных болезней и токсических состояний крови. Здесь лечить заболевание сложнее, поскольку оно уже проникло в ткани.

Центральный путь (мадхьяма марга) состоит из глубоких тканей — мышц, жира, костей, костного мозга, нервной и репродуктивной тканей. Центральным он называется потому, что расположен между внешним (кожа) и внутренним (желудочно-кишечный тракт). Распространяющимся по нему болезням подвергаются наиболее чувствительные части тела — такие как голова, сердце, мочевой пузырь и суставы.

Болезни в этом случае располагаются наиболее глубоко, и лечить их труднее всего. Именно здесь берут начало самые тяжелые заболевания и дегенеративные процессы — от артрита до рака.

Внешний и центральный пути распространения болезни охватывают семь тканей (дхату) тела. Первые две — кожа и кровь — относятся к внешнему пути, а остальные — мышцы, жировая и костная ткани, костный мозг и репродуктивная ткань — к центральному.

Таким образом, болезни можно классифицировать и по тому, в какой ткани локализована вышедшая из равновесия доша.

3 Тело можно уподобить шару со сквозным каналом. Поверхность шара — это кожа, внешняя граница; канал — это пищеварительная трубка, внутренняя граница. (Прим. ред.)

 

Продвижение дош по путям распространения болезни

К факторам, способствующим проникновению болезни из желудочно-кишечного тракта в ткани, относятся: чрезмерная физическая нагрузка, избыток горячей или острой пищи, неправильный образ жизни, а также перенос дош Ватой.

В обратном направлении — из внутренних тканей в желудочно-кишечный тракт — болезнь можно переместить посредством очищения каналов; этой цели особенно хорошо отвечают масляная и потогонная терапия, а также контроль над Ватой (управление дыханием, пранаяма) и правильный режим жизни.

Итак, причиной всех заболеваний является именно увеличение дош. Любая доша может вызвать практически любое заболевание, поэтому следует учитывать все болезненные проявления и симптомы. Процесс заболевания во всех случаях одинаков. Различными могут быть лишь доши, вызвавшие болезнь, направления их движения и места конечной локализации. Таким образом, Аюрведа предлагает нам великолепное по своей простоте и в то же время исчерпывающее объяснение процесса болезни, дающее возможность лечить ее на той стадии, когда лечение наиболее эффективно. Понимая этот процесс и соблюдая режим жизни, который соответствует нашей конституции, мы можем предотвратить накопление дош в организме, а значит, и само возникновение болезни.

5. АЮРВРДИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ. УРАВНОВЕШИВАНИЕ ДОШ

Ом! Ум помни, помни себя.

— Иша Упанишада 14

Согласно Аюрведе, при всем многообразии болезней все они происходят от нарушения гармонии трех дош — Ваты, Питты и Капхи.

Доши могут порождать как физические, так и психические заболевания. Аюрведическое лечение приводит доши в равновесие и тем самым нейтрализует болезнь. В отличие от лечения в западной медицине, оно не связано с классификацией болезней и выявлением патогенных факторов: и тем и другим не придается первостепенного значения. Лечение, имеющее дело лишь с внешними факторами и симптомами заболевания, не затрагивает причин, лежащих в его основе. Приведение же дош в состояние равновесия лишает заболевание его корней.

Аюрведа и забота о своем здоровье

Среди аюрведических методов лечения довольно много простых. Для их применения пациенту не требуются предписания специалиста. Соблюдать диету, использовать лекарственные травы, придерживаться правильного образа жизни, заниматься йогой и медитацией можно самостоятельно. Более сложные средства (сильнодействующие травяные составы или минеральные препараты), а также более специальные методы (например хирургия) обычно необходимы лишь тогда, когда процесс заболевания долгое время оставался неконтролируемым и зашел уже слишком далеко.

То, что мы делаем ради своего здоровья сами, намного более эффективно, чем то, что сделает для нас кто-то другой. Если же наши усилия не увенчались успехом, тогда нужна помощь врача или даже госпитализация. Но после этого мы вновь окажемся в состоянии, когда мы должны будем сами заботиться о себе. Такие «мелочи», как отказ от вредных продуктов, в конечном итоге значат для нашего здоровья больше, чем прием многочисленных лекарств и бесконечные визиты к врачам.

Здоровый образ жизни невозможно заменить ничем. Его нельзя купить ни за какие деньги, и никто другой не в состоянии обеспечить его нам. Пока мы не будем жить в гармонии с собственной природой, мы не можем рассчитывать на то, что нас сможет исцелить тот или иной терапевтический метод. В том и состоит красота Аюрведы, что она дает нам знания, помогающие жить в гармонии. Она предлагает нам режим, соответствующий нашей конституции и затрагивающий все аспекты нашей природы — физические, психические и духовные. Но успех возможен только в том случае, если мы сами приложим усилия, затратим время, проявим настойчивость.

Один из недостатков современной цивилизации — отсутствие у нас достаточного количества свободного времени, чтобы заботиться о своем здоровье и о здоровье близких. Однако если мы действительно дорожим своим благополучием, мы найдем время. Ответственность за наше здоровье лежит только на нас, и если мы не предпринимаем ради него никаких усилий, нам некого в этом винить, кроме самих себя.

АЮРВЕДИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ ЖИЗНИ

Итак, каждому из нас следует установить для себя режим жизни, в наибольшей степени соответствующий индивидуальной конституции. Мне не нравится выражение «распорядок дня», так как оно предполагает жестко установленную дисциплину, которой надо механически придерживаться, некую проторенную дорожку, к которой нужно себя приучить. Слово «дисциплина» также не подходит для обозначения такого режима, ибо оно подразумевает попытку навязать нашей сопротивляющейся природе некую внешнюю или идеальную схему. Аюрведический режим — это скорее то, что должно открыться нам само собой благодаря естественному движению нашей собственной сущности, нашей восприимчивости по отношению к самим себе и к жизни. Фактически это йога, то есть согласование и использование наших ресурсов, позволяющее достичь максимальной энергии.

Желательно установить правильный ритм своей жизни, который поддерживал бы определенную гармонию и постоянство, но при этом оставался бы достаточно гибким к требованиям конкретного момента. Правильный ритм жизни порождает определенную движущую силу, дающую энергию нашей жизни и постепенно совершенствующую все наши способности.

В жизни очень существенно творчество. Творчество не хаотично. Оно устанавливает порядок, но не сковывающий, а, наоборот, делающий нас свободными, поскольку благодаря ему наша энергия больше не рассеивается из-за неверного или несвоевременного использования. Это то, что, как говорит Кришнамурти, дает «каждой вещи ее истинное место». Творчество — это своего рода зеркало внутри нас, отражающее глубинную красоту и упорядоченность природы.

Аюрведические режимы помогают нам жить в гармонии со Вселенной и с космической жизненной силой. Это ритмы творческой жизни. Они естественны, как дыхание. Вначале для того, чтобы установить их, требуется определенное усилие по преодолению инерции, созданной нашей несбалансированной жизнью, но вскоре ритм создаст свою собственную силу, способную поддерживать себя и расширять сферу своего действия.

Эти режимы в том виде, как они здесь представлены, должны помочь разработать индивидуальную дневную, месячную и годовую программу, которой предстоит придерживаться. Такая программа необходима всем, кто серьезно изучает Аюрведу. Ее нужно записать, отметить свое исходное состояние и в дальнейшем постоянно следить за результатами. Постоянным соблюдением режима можно добиться огромных улучшений в жизни.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Константинопольская патриархия по ее интеллектуальной стороне.
  2. I. Краткое изложение данных истории болезни
  3. II. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность, нестроения и злополучия Константинопольской патриархии (во второй половине XV и в XVI в.).
  4. II. СОЦИОМЕТРИЯ КАК ЭМПИРИЧЕСКИ-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПСИХОДРАМЫ
  5. III. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность, нестроения и злополучия Константинопольской патриархии (от конца XVI в. до настоящего времени).
  6. IV. Материальное состояние Константинопольской патриархии.
  7. PEST-анализ макросреды предприятия. Матрица профиля среды, взвешенная оценка, определение весовых коэффициентов. Матрицы возможностей и матрицы угроз.
  8. RS-триггер с инверсными входами.
  9. Авторегулирование в режиме электрического торможения
  10. Администрирование работы пользователей
  11. Алгоритм 2.1. Расчет внутригрупповых дисперсий результативного признака
  12. Архитектура Возрождения. Классические традиции. Центрические храмы, базилики. Городские дворцы и виллы. Основные мастера. Скульптура эпохи Возрождения.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь