Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Подвиг святителей. Митрополит Владимир как образец святительского служения в период гонений.



 

В тяжелую пору гонений Русская Православная Церковь прославилась множеством духовных наставников, руководителей, архипастырей, которые, несмотря ни на что были верны " стаду Христову". О них сказано в Библии: " Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр.13, 7)[24]. Они оказались верными, не отреклись от служения и не принесли жертв новым идолам, хотя были между ними и такие немногие, чтобы показать, что это было возможно. Кто умер только с верою и, может быть, по другим поводам. Но во время гонений на веру этих убивали за веру, как именно ее свидетелей защитников[25].

Митрополит Владимир является первым новомучеником в длинном ряде убиенных и замученных Российских православных архиереев. В то время, когда его убили в Киеве, в Москве проходил Священный Собор Всероссийской Православной Церкви. Весть о мученической кончине старейшего иерарха России глубоко взволновала всех членов Собора. Именно на день его смерти (25 января) Собор и установил ежегодное молитвенное поминовение всех усопших во время гонений исповедников и мучеников.

Высокопреосвященнейший Владимир, митр. Киевский и Галицкий, до пострижения в монашество был Василием Никифоровичем Богоявленским. Он родился 1 января 1848 года от благочестивых родителей в селе Малых-Моршках Тамбовской губернии, где его отец был священником и впоследствии был тоже зверски убит. Владыка получил образование в духовном училище и духовной семинарии. В 1874 г. окончил Киевскую духовную академию. Далее следует семилетняя педагогическая служба в родной Тамбовской духовной семинарии. В 1882 г. будущий митрополит посвящает себя пастырскому служению в г. Козлове Тамбовской губернии, где молодой батюшка отец Василий явился ревностным проповедником и учителем народа. В 1886 г. Господь ниспослал первый тяжелый крест о. Василию. Умирает его дорогая спутница жизни молодая жена, а вскоре умирает и единственный малютка ребенок. О. Василий тогда же удалился в обитель и принял монашество с именем Владимир, но недолго оставался о. Владимир в Козловском монастыре. Дальнейшее его служение Церкви быстро вело его по иерархической лестнице. В 1888 г. он был посвящен в сан епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. В 1891 г. Владыка получил назначение в Самарскую епархию. В то же время Самарскую губернию постигло величайшее бедствие от неурожая и холерной эпидемии. Владыка Владимир в эти дни народного бедствия проявил себя великим героем духа, всецело отдавшись служению больным и заботам о голодающих, и своим личным примером воодушевлял пастырей на самоотверженный подвиг страждущему народу.

С 18 октября 1892 г. Преосвященный Владимир управлял в продолжении пяти лет Грузинским экзархатом, уже в сане архиепископа Карталинского и Кахетинского. Несмотря на самоотверженное служение Владимира, националистически настроенная часть грузинского общества и клира относилась к нему враждебно. Из Грузии в Синод поступали многочисленные жалобы на святителя, полные клеветы и наветов. (Современники свидетельствовали, что " нестяжательность, простота, всем известное трудолюбие, исправность во всем, даже, по преимуществу, иноческое целомудрие, - все в экзархе подвергалось заподозриванию и всевозможным клеветническим доносам". – ПрибЦВед. 1918.№ 9-10. С.350).

21 февраля 1898 г. Владимир после возведения в сан митрополита, был назначен на Московскую кафедру, где его служение протекало 15 лет. Его помощниками – викариями Московской епархии – стали выдающиеся церковные деятели: епископ Волокаламский Арсений (Стадницкий), епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов), епископ Серпуховский Анастасий (Грибановский).[26]

В Москве святитель применил весь опыт архиерейского служения, накопленный за предыдущие годы. Он призывал духовенство епархии чаще совершать богослужения и поучать паству, открыл новые вакансии при приходах и пригласил туда талантливых проповедников. Каждую неделю Владимир произносил проповеди на Троицком подворье Троице-Сергиевой Лавры, в которых затрагивал актуальные вопросы государственной и общественной жизни, вопросы личности и семьи, богатства и бедности, темы морали, науки, обсуждал рабочий вопрос, проблемы церковной дисциплины. Его речи публиковались в периодической печати. В Москве получили широкое распространение религиозно-просветительские и назидательные чтения для народа, для детей, для учащихся низших и средних школ, специальные чтения для фабричных рабочих в народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции. 16 июня 1902 г. по инициативе Владимира начали работу пользовавшиеся популярностью общеобразовательные курсы для рабочих.

Благодаря усилиям Владимира в Москве в 1903 г. открылся епархиальный дом с храмом во имя равноап. кн. Владимира, ставший центром просветительской и миссионерской деятельности в епархии ( впоследствии назывался Владимирским). Московские священники поочередно совершали в нем богослужения, произносили проповеди. Там же проводились беседы религиозно-нравственного содержания, в которых часто принимал участие митрополит. Ответственным за проповедническую деятельность являлся прот. свщмч. Иоанн Восторгов. В епархиальном доме разместились епархиальный училищный совет, благотворительные учреждения, редакции духовных журналов, Кирилло-Мефодиевское Московское братство, Православное миссионерское общество, попечительство о бедных духовного звания, книжный магазин, библиотека с читальным залом и др. 29 декабря 1907 г. митрополит Владимир положил начало молодежному Златоустовскому религиозно-философскому кружку, цель которого была содействовать распространению религиозно-философских идей в строго православном духе среди учащейся молодежи.

Характеризуя митр. Владимира в эпоху московской его деятельности один иерарх писал: " Кроткий и смиренный, ничего для себя лично никогда не искавший, правдолюбивый и честный, владыка Владимир, постепенно и тихо восходил на высоту иераршей лестницы и сразу высоко поднялся своим авторитетом и привлек сердца церковной и патриотической России в дни всеобщего шатания и измены (1904-1905 г.г.), когда немногие оставались верными долгу и присяге, твердыми в защите православной Церкви. Владыка митрополит Московский тогда явил доблестный образец твердого и неподкупного стража Церкви и Родины… Да, на правдолюбивого, твердого, честного Владыку Владимира можно смело положиться, он ни в коем случае не обманет, не предаст, не изменит правде… Эти высокие свойства и характер души нашего первоиерарха слишком ценны в наши годы шатания. Жемчуг ценен потому, что его редко находят..."

Митрополит Владимир много внимания уделял духовным учебным заведениям, заботился об их материальном обеспечении. Вел задушевные отеческие беседы с семинаристами, готовившими себя к пастырскому служению. Здесь можно привести выдержку одной из последних бесед, в которой Владыка вспоминал настроенность учащихся старой школы и противопоставлял ее настроениям и взглядам будущих пастырей, принадлежавших новой школе. – " Тогда ученики более проникались идеальным стремлением и по выходе из школы отдавали себя на служение Церкви, довольные немногим в жизни.- Вы скажите, что хлеб Церкви теперь стал черствым. Вероятно, иногда это бывает. Сухая корка не поддается молодым зубам. Но следует, прежде всего, думать не о том, что можно взять от народа, а что ему вы сами можете дать. Народ беден, жизнь его разъедается пороками пьянства и разврата. Он блуждает в дебрях сектанства и раскола. Когда в народную среду вы внесете истинный свет христианского знания, тогда улучшится материальное положение народа, и он сумеет вас отблагодарить. Нужно помнить, что материальное благоденствие пастыря – не самое главное в его жизни. Служение пастыря само по себе безмерно высоко, и имеет ценность в самом себе. Пастырь вносит свет в темную среду, пробуждает лучшие чувства, вносит в душу народа мир и спокойствие. Разве это не великое дело, и разве оно не может примирить человека с достатком в жизни "!

Также митрополит учредил женские богословские курсы, женское епархиальное училище; в епархии действовали курсы для преподавателей церковноприходских школ, созывались съезды преподавателей Закона Божия. Для лучшего развития миссионерско - просветительского дела Владыка открыл ежегодные миссионерские курсы для духовенства, ввел 4 должности епархиальных миссионеров, учредил Московский епархиальный миссионерский совет. Добился открытия в МДА в 1907 г. кафедры по истории и обличению сектанства, позднее такие кафедры были созданы в других духовных академиях.

Одной из наиболее важных миссионерских задач своего времени святитель считал борьбу с распространением социалистических и революционных идей, которые он критиковал с христианской и научной точек зрения. Митрополит считал, что рабочее движение вызвано стремлением пролетариата к нравственному возвышению и улучшению жизни, что естественно и справедливо. Однако избранное средство - революционную борьбу - считал недопустимым.

Святитель резко выступил против революции 1905-1907 годов. В октябре 1905 г. во время всеобщей забастовки он с епископом Серпуховским Никоном (Рождественским) распорядились разослать по московским храмам поучение для чтения во время литургии. Составленное в очень резкой форме, оно называло организаторов забастовок " извергами рода человеческого" и призывало верующих " очнуться, проснуться" и быть готовыми " умереть за царя и за Русь" (ЦВ. 1905. №43. с. 1350-1351). 22 декабря 1905 г. Святейший Синод выпустил определение, в котором указывал, что послание может стать " причиной междоусобного раздора среди населения" (Там же, № 44.с. 1993-1994, 1997). 30 октября 1906 г. на специально созванном собрании московского духовенства Владимир произнес речь " Наша пастырская задача в борьбе с социал-демократической пропагандой". Он назвал РСДРП " зерном…революции", очень опасной политической силой, призвал духовенство активизировать " социальную проповедь", обращать внимание на нужды рабочих, чтобы вытеснить из их умов социалистическое учение (ПрибЦВед. 1907. №14. с. 617-636).

В последние годы пребывания на Московской кафедре Владыка много сил отдавал борьбе с народным пьянством. В 1911 г. под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд, а в 1912 году – Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом.

В 1912 г., когда скончался Санкт-Петербургский и Ладожский митр. Антоний (Вадковский), на его место был назначен митрополит Владимир. Глубоко привязанный к московской пастве, святитель не хотел этого назначения и согласился только после обращения к нему царя Николая II. Три года Владыка управлял Петербургской епархией. Он расширил права и обязанности викариев по сравнению с предшествующим временем, его незаменимым помощником стал Гдовский епископ свщмч. Вениамин (Казанский).

Как и на других кафедрах, святитель много сил отдавал борьбе с пьянством. С именем Владимира связано установление в 1913 г. всероссийского церковного дня трезвости, приуроченного к памяти усекновения главы св. Иоанна Крестителя (29 августа). Во время первой мировой войны святитель не раз участвовал во всенародных молебнах " об одолении супостатов". По указанию Владимира в епархии был создан фонд помощи семьям призванных на войну, пожертвование в 1000 рублей поступило от самого святителя.

В 1915 г. Владимир добился аудиенции у императора Николая II, на которой высказал протест против произвольных перемещений архиереев и влияния на внутрицерковную жизнь посторонних лиц, в частности Г. Е. Распутина. О том, что это очень сложная и болезненная тема предупреждал Владыку обер-прокурор В. К. Саблер, через которого поддерживалась связь между архиереями и императором. Но митрополит смело шел на исполнение того, что он считал непременным своим долгом и как Первосвятителя Церкви и как верноподданного.

Государыня, узнав об этом разговоре, была очень возмущена вмешательством Владыки в семейную жизнь царской семьи. Она заявила, что митрополит не верноподданный, если он может допустить грязные сплетни и разговоры о царской семье и передавать их Государю, когда в действительности ничего этого нет. В ответ на обвинения против Распутина, она говорила, что " старец Григорий неоднократно спасал жизнь нашего сына Наследника Цесаревича и никогда грязной мысли о старце она не допустит".

Этот разговор привел к охлаждению отношений святителя с императором и императрицей Александрой Федоровной. 23 ноября 1915 г. Владимир был удален из Петрограда в Киев на место скончавшегося митр. Флавиана (Городецкого), с сохранением статуса первенствующего члена Синода. Новая паства с первых же дней окружила своего архипастыря любовью и искренним сочувствием, видя и ценя в нем гонимого за правду опального святителя. [27]

Во время Февральской революции 1917 г. Святейший Синод под председательством Владимира отказался выпустить воззвание к народу в поддержку монархии. Также Владимир выступал против произвольного вмешательства обер-прокурора В. Н. Львова в дела Церкви, на что указом Временного правительства он был освобожден от присутствия в Синоде вместе с большинством его членов. В Киеве же под натиском революции образовался " исполком" и быстро начался развал церковной жизни. Бывший в то время Епархиальный съезд духовенства и мирян вылился в " Украинский съезд", и было предъявлено требование, чтобы в " автономной" Украине была " независимая от Синода Украинская Церковь". Митр. Владимир заботливо предостерегал сторонников этой ненормальной затеи, видя, что разделение Церкви приведет только к торжеству внутренних и внешних врагов. Пастырей и пасомых он призывал терпеливо относиться к своим великим обязанностям участия в церковном епархиальном управлении, избегая вражды и разделения. Но сам архипастырь потерпел много тяжких обид, оскорблений и огорчений.

В августе 1917 г. митр. Владимир находился в Москве на Поместном Соборе Православной Российской Церкви, где он был избран почетным председателем и председателем отдела церковной дисциплины. Святитель участвовал в первом туре выборов Всероссийского Патриарха и получил 13 голосов. 21 ноября он возглавил чин интронизации Патриарха Московского и всея Руси св. Тихона. В связи с предстоящим праздником Рождества Христова работы Всероссийского Церковного Собора были прерваны, и большинство иерархов разъехалось из Москвы на свои кафедры. В это время в старейшей русской митрополии в Киеве происходили глубокие потрясения церковной жизни, которые и застали возвратившегося в Киев из Москвы митрополита Владимира.

Во время его отсутствия в ноябре 1917 г. начал работу особый комитет по созыву Всеукраинского церковного Собора, вскоре переименовавший себя во Всеукраинскую церковную раду. Ее председателем являлся бывший Владимирский архиепископ Алексий (Дородницын). Это " временное правительство для всей украинской православной Церкви" начало переустройство всего уклада церковной жизни в отделенных украинских епархиях. Во все духовные консистории были посланы " украинские комиссары", также воспрещалось поминовение за богослужением Всероссийского Патриарха Тихона. Стремившееся к автокефалии духовенство требовало не допускать возвращения в Киев Владимира. В ответ на это собралось многолюдное собрание киевских приходских советов, на котором постановили всеми силами протестовать против самочинной антиканонической попытки создать автокефальную украинскую церковь.

По прибытии же митрополита из Москвы со стороны украинских шовинистов началось всяческое глумление над ним. О том, что тогда происходило в церковной жизни в Киеве, свидетельствует следующий акт, составленный самим митрополитом Владимиром.

" Девятого сего декабря 1917 года в два часа дня по поручению будто бы центральной рады заявилось ко мне комиссия во главе с назвавшим себя председателем украинской церковной рады священником о. Маричевым и депутатами прот. Н. Шараевским (новый лже-митрополит), свящ. П.Тарнавским, свящ. С. Филипником, дьяконом Ботвиненко и иеродиаконом Порфирием и каким-то военным, и после речи о. Маричева было мне заявлено словесное постановление рады о том, чтобы был удален из Киева преосвященный Никодим, епископ Чигиринский, чтобы немедленно вступили в должность члены консистории вновь назначенные, а также предложено выехать из Киева и мне. Желая иметь письменное заявление об этом со стороны поименованной депутацией, я позвал личного секретаря своего и предложил ему записать это требование депутатов и чтобы последние подписались под ним, но они категорически отказались от этого". Этот акт подписали: Владимир митрополит Киевский и секретарь А. Левков.

Вскоре после этого ночью к митрополиту явился член церковной рады Фоменко в сопровождении военного человека и сначала предлагал митр. Владимиру патриаршество в Украинской Церкви, а затем требовал от него сто тысяч рублей.

Какого было душевное состояние митр. Владимира, можно судить из слов, с которыми он 12 декабря обратился к одному из своих посетителей: " Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову, за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие на Руси там, где оно началось". Сказав это, Владыка сильно и горько заплакал. Такая жизнь Киевского митр. Владимира продолжалась в течение декабря и января месяцев.

В Киево - Печерской Лавре в это время расположился архиепископ Алексий (Дородницын). Он стал мутить монахов украинцев и настраивать их против митрополита Владимира в надежде добиться его увольнения и самому сесть на его место. Дородницын создал для митр. Владимира такое тягостное положение, что он чувствовал себя в митрополичьих покоях в Лавре, как в осажденной крепости. Митрополит считал его величайшим и тягчайшим преступником, мятежником, в чем архиеп. Алексий сам сознался и раскаялся перед Церковью уже изгнанный самими украинцами. Сам Владыка был глубоко честный, прямой и стойкий человек. Даже под угрозой лишения жизни он не подчинился незаконным требованиям всеукраинской церковной рады, доказав это своей мученической смертью, которой он вполне мог бы избежать если бы захотел укрыться от врагов и убийц.

В январе 1918 г. в Киеве началась гражданская война. В борьбе двух вражеских партий за обладание городом многие киевские обители и храмы подвергались обстрелу и в значительной степени пострадали. На долю Киево-Печерской Лавры выпали исключительные дни страданий и гонений. С 15 января в Лавру начали попадать оружейные пули и снаряды, позднее канонада усилилась, так как большевики предполагали, что с лаврской колокольни за ними происходит наблюдение, но в действительности колокольня была заперта и в монастыре в то время никаких войск не было.

23 января 1917 г. большевики овладели Лаврой и тогда начались всяческие насилия и варварства. Вооруженные люди врывались в храмы в шапках на головах и с папиросами в зубах. С криками и площадной бранью производили обыски даже во время богослужений, ругались, кощунствовали над святынями, монахов стариков раздевали и разували во дворе, издевались над ними и секли нагайками. В это время, когда большевики обстреливали Лавру, митр. Владимир молился Богу или в храме, или в своих покоях. Большевики, производя в эти первые дни и часы в Лавре свои бесчинства и грабежи, никого, однако из монахов не убили и митрополитом не интересовались.[28]

Советская власть из Москвы дала приказание по занятии г. Киева вынудить у митрополита согласие на его выступление в их пользу для того, чтобы внести раскол в Русскую Православную Церковь. Местная киевская власть взять на себя инициативу в таком деле, как убийство киевского митрополита, ни в коем случае не могла. Это убийство носило единичный, строго обдуманный и чисто политический характер.

Для исполнения приказа о митр. Владимире из киевской советской комендатуры был послан в Лавру вооруженный конвой во главе с особо доверенным матросом, которому было поручено вынудить у митрополита это согласие, в случае же отказа расстрелять Владыку, инсценировав убийство как грабеж или народный гнев. Исполняя это поручение, убийцы, прибыв в Лавру, отправились в покои митрополита. Трое из них сначала уединились с ним в отдельную комнату, поставив у ее дверей вооруженный караул. Здесь, очевидно, убийцы предъявили митрополиту данное им поручение. Встретив с его стороны категорический отказ, они отвели его в покои на верхний этаж, где опять пытались вынудить согласие митрополита через физическое насилие, вероятно, душили его. Не получив и здесь согласия, они разрешили ему надеть на себя панагию, белый клобук, верхнюю одежду и вывели его через ворота Лавры к поджидавшему их автомобилю, надеясь получить согласие митрополита под угрозой непосредственного расстрела и предполагая, в случае удачи, отвезти митрополита на этом автомобиле в комендатуру. Но встретив и здесь такой же твердый отказ, они расстреляли святителя в непосредственной близости от Лавры. Перед казнью он благословил своих палачей. Чтобы инсценировать картину народного гнева над убитым митрополитом, они еще искололи его тело штыками. Тело убиенного нашли на следующее утро прохожие, которые сообщили об этом в Лавру. На месте расстрела почти сразу же был поставлен крест. Гроб с телом Владимира был перенесен в Ближние пещеры Лавры и погребен в Крестовоздвиженской церкви.

Если бы убийцы представляли собой банду обыкновенных грабителей, то они бы убили не одного только митрополита, но и всех находившихся в покоях, для них не было бы никакой необходимости вести с митрополитом предварительную секретную беседу и затем выводить его за ворота Лавры. Следственное дело об убийстве было впоследствии сожжено под видом того, что машинистки топили такими делами печки, и самими же большевиками была создана версия о том, что будто бы лаврские монахи сами были вдохновителями убийства своего митрополита. К этому следует добавить, что командированный в Киев Московским Церковным Собором для расследования обстоятельств убийства Киевского первосвятителя архиепископ Кирилл Тамбовский не был допущен большевиками в Киев.[29]

Памяти убиенного митрополита было посвящено особое торжественное заседание, происходившее в Соборной палате при участии Патриарха и духовенства всей Москвы. Члены Собора приняли решение создать фонд для сооружения часовни на месте убиения святителя, для открытия в Москве рабочего дома его имени и выплаты пособий семьям погибших священнослужителей.

Владимир был канонизирован Архиерейским Собором РПЦ 1992 г. 20 июля того же года были обретены мощи священномученика и помещены в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры.

В истории Русской Церкви он был единственным иерархом, который последовательно занимал все три митрополичьи кафедры – Московскую, Петербургскую и Киевскую, завершив свой жизненный подвиг в 1918 году принятием священномученического венца, как бы открыв собою славу Русской Церкви.[30]


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь