Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Определение понятия воображения.



Воображение - один из важных психических познавательных процессов. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без деятельности

воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебниках, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами. При изучении истории необходимо воссоздать в своем воображении кар­тины прошлого, изучение географии невозможно без представления ландшафтов, литературы, без представления описанной ситуации, образов действующих лиц, картин природы. Пространственное воображение необходимо при изучении геометрии, рисования и черчения.

Воображение младшего школьника формируется в процессе его учебной деятельности под влиянием её требований. Непосредственные впечатления (посещение музеев и выставок, просмотр кинокартин, экскурсии, труд и т. д.) также развивают воображение. Можно наметить основные тенденции в развитии воображения в младшем школьном возрасте. Прежде все­го, совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с пред­ставлением ранее воспринятого или созданием образов в соответ­ствии с данным описанием, схемой, рисунком. Не лишаясь живости, яркости и конкретности, представления младших школь­ников постепенно становятся более реалистическими, все более вер­но отражают содержание учебных предметов, прочитанных детьми книг, перестают быть фрагментарными и разорванными, объединя­ются в системы. Творческое воображение как создание новых обра­зов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений про­шлого, соединением их в новые сочетания, комбинации, также получает дальнейшее развитие. И здесь образы становятся более реа­листичными, сдерживается необузданная фантазия, несвязанная никакими законами логики. В воображении младшего школьника все чаще создаются образы, не противоречащие действительности (хотя и не являющиеся простым отражением опыта), что связано с разви­тием способности ребенка к критической оценке. Таким образом, воображение младших школьников, с одной стороны, постепенно освобождается от влияния непосредственных впечатлений (что и придает ему творческий характер), с другой стороны, усиливается реализм их воображения, связанный с развитием способности кон­тролировать и оценивать образы воображения с позиций логики, законов объективного мира. В заключение следует обратить внимание еще на одну особен­ность детского воображения, которую порой неправомерно при­нимают за проявление лживости. Дети 7—9 летнего возраста иног­да, увлеченно пересказывая какое-либо событие, непроизвольно, совершенно неумышленно вносят в него дополнения от себя, обо­гащают его выдуманными подробностями. Здесь явный случай пе­реплетения фантазии с реальностью, причем ребенок и сам искренне верит тому, что так было. Так же невинно фантазирует ребенок тогда, когда хочет вызвать интерес взрослого к своему рассказу, привлечь его внимание. Аналогичное бывает и в случае, когда ребе­нок, чувствуя себя ущемленным в каком-то отношении, испы­тывает своеобразную потребность в самоутверждении, желает возвыситься в глазах взрослых или сверстников. Преодолеете подобное фантазирование младшего школьника, конечно необходимо, но надо делать это мягко, чутко и тактично.

Воображение необходимо в любой деятельности человека: учение, труд, творчество, игра могут протекать успешно только при наличии воображения. Благодаря воображению человек творит, планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

 

Виды воображения

В связи с особенностями и причинами возникновения различают: 1) непроизвольное и 2) произвольное воображение; в связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач, которые ставятся перед произвольным воображением, различают: 3) воссоздающее, 4) творческое воображение и 5) мечты человека.

Непроизвольное, или пассивное, воображение. Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Непроизвольное воображение часто наблюдается у детей младшего возраста. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно (персеверация), текут, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы. Непреднамеренное воображение имеет место и в состоянии бодрствования. Не следует думать, что те или иные новые образы всегда возникают в результате сознательной целеустремленной деятельности человека. Отличительной особенностью представлений является их изменчивость вследствие неустойчивости следовых возбуждений в клетках мозга и того, что они легко вступают в связь с остаточными процессами возбуждения в соседних центрах. Траектория этого возбуждения не является, как говорил Павлов, твердо зафиксированной ни в своей величине, ни в своей форме. Отсюда легкость воображения, наблюдаемая, например, у детей дошкольного возраста, которые часто отличаются чрезмерным фантазированием и отсутствием критического отношения к создаваемым образам. Лишь жизненная проверка практикой постепенно упорядочивает эту широкую и непреднамеренную деятельность воображения у детей и подчиняет ее руководству сознания, в результате чего воображение приобретает преднамеренный активный характер.

Произвольное, или активное, воображение. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.). Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения. Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда, особенно когда он требует самостоятельных, инициативных действий и творческих усилий: труд требует деятельности воображения, отчетливых представлений того предмета, который должен быть сделан, и тех операций, которые при этом должны быть выполнены. Произвольное воображение, хотя и в несколько иной форме, имеет место в творческой деятельности. Здесь человек также ставит перед собой задачу, которая является исходным моментом для деятельности его воображения, но, поскольку продуктом этой деятельности являются предметы того или другого искусства, воображение подчиняется требованиям, вытекающим из характера и особенностей данного вида искусства.

Воссоздающее воображение. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. По своей психологической структуре воссоздающее воображение есть перевод второсигнальных раздражителей в первосигнальные образы. Например, данный человек никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, он может себе представить море в более или менее ярких и полных образах. Или физкультурнику еще не было показано новое гимнастическое упражнение, он еще никогда не видел данной гимнастической комбинации вольных упражнений, однако более или менее полное описание этой комбинации позволит ему представить себе это упражнение с достаточной полнотой и правильностью. Воссоздающее воображение создает то, что есть, что существует, и так, как оно существует. В нем не должно быть отлета от действительности, иначе оно не будет служить тем целям познания, которые перед ним стоят — расширять (на основе перевода описаний в наглядные образы) круг знаний человека об окружающем мире. Благодаря воссоздающему воображению человек может только по одному описанию представить себе и далекие страны, в которых он никогда не был, и давно прошедшие исторические события, и многие предметы, с которыми он не имел случая сталкиваться в действительности. Громадный источник для воссоздающего воображения представляют произведения художественной литературы, позволяющие нам создавать живые конкретные образы многих важных явлений жизни, с которыми мы не имели возможности познакомиться непосредственно. Творческое воображение. Характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность.
Писатели, живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в своих наиболее ярких чертах, в обобщенных образах действительности. Вместе с тем в этих образах отражается и личность писателя, художника, его понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля. Научную деятельность также нельзя представить себе как механическое познание тех или других явлений окружающего мира. Научное исследование всегда связано с построением гипотез, оно немыслимо без творческого воображения. Правда, эти гипотезы превращаются в положительные знания и становятся достоянием науки лишь после проверки практикой, но они должны быть, иначе наука не будет двигаться вперед. Физики сначала построили ряд гипотез о строении атома, прежде чем смогли в действительности открыть важнейшие законы этого строения. Творческое воображение имеет большое значение и в деятельности конструктора. Создание новой машины всегда является творческим процессом, в котором обязательно участвует воображение. Например, при создании танка конструкторы в своем воображении не случайно, механически соединили в новом образе (наряду со многими другими) принципы гусеничного и колесного движений, представление о которых было почерпнуто ими из наблюдения движений в действительном мире, а творчески, в результате длительной работы и сознательных поисков, руководствуясь при этом идеей танка и знанием законов движения.


Поделиться:



Популярное:

  1. G) определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования
  2. I этап. Определение стратегических целей компании и выбор структуры управления
  3. I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ МЕТОДА
  4. III. Определение посевных площадей и валовых сборов продукции
  5. VII. Определение затрат и исчисление себестоимости продукции растениеводства
  6. X. Определение суммы обеспечения при проведении исследования проб или образцов товаров, подробной технической документации или проведения экспертизы
  7. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости торговой организации, определение критериев неплатежеспособности
  8. Анализ показателей качества и определение полиграфического исполнения изделия
  9. Б.1. Определение психофизиологии.
  10. Безопасность работы при монтаже конструкций. Опасные зоны при подъеме грузов. Определение габаритов опасных зон.
  11. В сфере грубых отношений не может существовать никакого понятия без понятия его противоположности.
  12. ВЗВЕШИВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 2829; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь