Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Способы рекрутирования политических лидеров и элит



Отбор элитарных кругов и лидеров обычно проходит в острой конкурентной борьбе представителей различных сил, стремящихся завоевать поддержу населения. Сбои в этом важнейшем для общества процессе приводят к отбору нерепрезентативных лиц, временщиков, не подготовленных к осуществлению должных функций.

Два способа рекрутирования (отбора) лидеров и элит. Это – универсальные способы, а также иные, применяемые в отдельных странах в зависимости от характера сложившихся в них политических систем. Среди общих способов обычно выделяют гильдийский и антрепренерский методы.

Гильдийский характеризует систему в основном закрытого от общественности способа отбора руководящих кадров, в которой важ нейшую роль играют заранее определенные критерии, правила и процедуры отбора. Это бюрократическая система селекции кадров, предполагающая множество институтов фильтрования претендентов на руководящие посты, иерархичность, протекционизм, медленный, эволюционный путь движения наверх.

Антрепренерский метод – по преимуществу способ демократического отбора элит, при котором оценка качеств претендентов зависит от общественного мнения и выполнения известных процедур (выборов). Статусные свойства людей не играют особой роли.

Каждый из названных способов рекрутирования лидеров и элит имеет свои достоинства и недостатки. Даже бюрократизм и закрытость гильдийской модели обладают рядом преимуществ за счет своей легальности, прогнозируемости и формализации. Бурдье: там, где критерии профессионального отбора менее всего формализованы, там возникают предпосылки олигархизации элиты. Именно они предупреждают отбор в элиту претендентов на принципах землячества, родства, дружбы или клиентелы (Рейнхард).

20. Развитие политической мысли на территории Казахстана ( Баласагуни, Кашгари, Коркыт ата, Яссауи)

Одной из главных тем политико-правовой мысли мусульманского Востока является проблема добродетельного города и адаба (совершенного человека), которая получила развитие в трудах Аль-Фараби и Ю. Баласагуни.
Аль-Фараби особое внимание при разработке этой идеи уделяет нравственному аспекту и связывает достижение идеального состояния государства при активной позиции и развитости нравственных качеств правителя. По мнению Аль-Фараби, идеальное государство является воплощением искусства верховной власти. Последнее обеспечивает достижение счастья всеми его гражданами. По мнению мыслителя, одним из актуальных условий достижения счастья в добродетельном городе является взаимосвязь философской и правовой культуры, моральных качеств, рациональных способностей человека.
. Другим мусульманским мыслителем средневековья является Ю.Баласагуни (ХI в)-один из видных тюркских философов, автор знаменитого труда " Кутадгу билиг" (Благодатное знание). Морально-этическая проблема в изложении Ю.Баласагуни отображает идеальные условия жизни людей, правила взаимоотношения между правителями и подчиненными. Давая назидание правителю, Баласагуни, как и Аль-Фараби, считал, что добродетельная форма государства напрямую зависит от нравственной чистоты и возвышенности правителя, от добродетельных, нравственных взаимоотношений его подданных.
Большой вклад в распространение ислама среди кочевого населения внес основатель суфийского ордена Яссавия – Ходжа Ахмед Яссави.

 

21. Политические взгляды казахских просветителей (Абай, Ч.Валиханов, И.Алтынсарин). Чокан Валиханов основоположник казахской просветительской демократической идеологии. Ч. Валиханов рассматривал человека и общество как продукт развития природы. Именно в противоречии и борьбе сословий, полагал Ч. Валиханов, кроются многие причины и законы общественных явлений и событий. Вражда к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области, защита просвещения, самоуправления, свободы и отстаивание интересов народных масс, главным образом крестьян – все эти черты просветительства мы также находим в трудах первого казахского ученого-демократа Ч.Валиханова. Осуществляя свою просветительскую деятельность, он боролся за распространение просвещения, развитие науки и социальный прогресс своего народа. Для выяснения общественно-политических взглядов Ч. Валиханова представляют большой интерес его высказывания по вопросам судебной реформы административного управления. Ч. Валиханов как демократ в своей деятельности боролся за все новое, передовое и прогрессивное как в области социальных, так и экономических преобразований. И. Алтынсарин - видный представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования, писатель, фольклорист, этнограф. По своим политическим убеждениям И. Алтынсарин, несомненно, был демократом, сторонником народного самоуправления, но решительно отказывался от идеи социализма, возможно потому, что в его русском окружении данная идея была совершенно неприемлема и считалась чем-то губительным для существования общества. В понимании им возможных путей вхождения казахов в цивилизованное сообщество центральное место занимает идея «естественного развития», с чем связан гуманизм просветителя и критика колониальной политики царизма. Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, композитор, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы и ее первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещённого либерального ислама. Абай высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал против исламского догматизма, рабского положения женщины, против социального зла и невежества. Оценить социокультурные взгляды, богатство политической мысли Абая можно, познакомившись с идеями, высказанными в его главном философско-этическом труде «Слова назидания». Абай считает, что необходимо культивировать основные нравственные ценности - знание и веру, учась у других народов, перенимая у них все самое полезное. Для этого нужна сильная власть, которая будет ликвидировать разобщенность, содействовать пробуждению национального самосознания, устанавливать порядок в степи. Однако Абай предостерегает и от увлечения насильственными методами осуществления власти, от ее антигуманных действий. Препятствием для установления сильной власти в степи, по мысли Абая, были, во-первых, потеря суверенитета, зависимость от центральной российской власти, а во-вторых, разрушение устоев самобытной государственности, разрыв с традиционными правовыми нормами, ликвидация управленческих и властных структур прошлого. Поэтому он подчеркивает ценность степных кодексов, созданных ханами Есимом, Касымом и Тауке.

 

22. Политические взгляды казахской либеральной интеллигенции начала ХХ века (А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов). Букейханов Алихан Казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф. Один из лидеров партии «Алаш». Самоопределившись, А. Букейханов создает национальную политическую партию «Алаш», идейные предпосылки которой были заложены газетой «Казах». Образование партии «Алаш» было организационно оформлено в июле 1917 года на первом «общекиргизском съезде», когда был избран ее исполком, а также определены задачи по выработке программы партии. В вопросе о государственном устройстве алашордынцы выступали за федерацию как союз равноправных народов. В декабре 1917 года по инициативе А. Букейханова на II Всеказахском учредительном курултае была провозглашена Алашская автономия, т. е. автономное государство казахов. Высшим органом власти стал Временный Народный Совет, которому присвоено наименование «Алаш-Орда», а его председателем (президентом) – А. Букейханов. А. Букейханов участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске, на котором было принято решение о предоставлении в составе Сибирской республики автономии казахам А. Байтурсынов – выдающийся казахский общественный деятель, просветитель-демократ, ученый, философ, поэт, публицист, литературовед, ученый-лингвист, переводчик, тюрколог, основоположник казахского языкознания, один из основателей партии « Алаш» и правительства «Алаш Орды». Вся жизнь А. Байтурсынова была пронизана пламенной заботой о самоопределении казахов, сохранении в веках самобытного народного творчества, самого духа нации. Не случайно М. Ауэзов еще в 1923 году, учитывая неоценимые заслуги А. Байтурсынова перед казахским народом, назвал его «вождем казахской интеллигенции». В 1905 году А. Байтурсынов активно включается в политическую. Он – один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства М. Дулатов – известный казахский общественный деятель, ученый-историк, философ, писатель, поэт, публицист, переводчик, педагог, член правительства Алаш-Орды. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за свободу родного народа. М. Дулатов становится активным участником политических событий той поры. Это было как раз накануне и во время российской революции 1905-1907 годов, которая оказала исключительное влияние на ход политической жизни казахского общества на протяжении многих лет. М. Дулатов писал, что отдельно взятый чиновник, администратор может быть порядочным, добросовестным человеком, но в структуре системы чиновников можно увидеть черты системного метода прочно вошедшего в структуру гуманитарного знания в середине ХХ века.

23.Политика как общественное явление.Основные подходы к определению природы политики.

Политика — чрезвычайно сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач — управление обществом с учетом интересов различных социальных субъектов. Эти интересы часто исключаю друг друга.

Категория «политика» получила широкое распространение благодаря одноименной работе древнегреческого философа Аристотеля. Он рассматривал политику как форму общения семей и родов ради счастливой, благой жизни. В настоящее время этим термином часто обозначают различные виды влияния и руководства. Так, говорят о политике президента, партии, фирмы, редакции, учебного заведения, преподавателя, лидера и участников какой-либо группы.

В современной политической науке имеются два ключевых подхода к пониманию политики — консенсусный и конфронтационный. Консенсусное понимание политики исходит из возможности политического взаимодействия как сотрудничества и предполагает постепенное изживание конфликтов, что превратит политику в публичные акты, направленные на взаимное понимание и совместное действие ради достижения цели, в которой выражено высшее общественное благо. Конфронтационное понимание политики (Карл Шмитт и др.)исходит из того, что политическое взаимодействие возникает в результате достижения определенной интенсивности противоположностей в отношениях между людьми. Политика создается публично борющимися группами людей, взаимно определяющихся в понятиях «друг/враг». - уровня компетентности должностных лиц и их рационального использования для своевременного и полного решения задач, поставленных высшим политическим руководством государства; - точности научного анализа с использованием современных методов моделирования проектов крупных политических решений, что исключает или, по крайней мере, снижает риск принятия неадекватных решений политическим руководством государства.

24. Понятие политических отношений Субъекты и объекты политических отношений. Политические отношения – отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений. Политические отношения регулируются определенными нормами, правилами, ценностями и т. д., которые складываются в практике политической жизни, а затем формулируются и обосновываются в политической философии, истории политических учений, политической этике и других сферах знания. Развертываясь в определенной политико-культурной среде, политические отношения выражаются в поведении участников политического процесса. Важнейшим средством реализации этих отношений является политический язык. Субъекты политики – участники политических отношений – носители действий. Объекты политики – участники политических отношений – политические проблемы, на изменение, преобразование или поддержку которых направлено политическое действие субъектов политики.

Субъекты и объекты политических отношений взаимозаменяемы. субъекты и объекты политических отношений взаимозависимы.

25 Субъекты политики.

Политика — чрезвычайно сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач — управление обществом с учетом интересов различных социальных субъектов. Эти интересы часто исключаю друг друга.

Субъекты политики – участники политических отношений – носители действий. Объекты политики – участники политических отношений – политические проблемы, на изменение, преобразование или поддержку которых направлено политическое действие субъектов политики.

Субъекты и объекты политических отношений взаимозаменяемы. субъекты и объекты политических отношений взаимозависимы.

26. Понятие власти. Основные концепции власти.

Власть — это способность и возможность осуществлять свою волю (личностью, классом, группой, партией, государством и т.п.), оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия и другими способами (экономическая, политическая, государственная, семейная власть и другие виды власти).Длительное время в истории политической мысли господствовали правовые концепции власти . Широкое распространение получили поведенческие концепции власти . Реляционистские концепции власти характеризуют власть как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого.

 

27. Понятие государственной власти. Признаки и функции государственной власти.

Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы).

Государственная власть:

-является властью публичной ( официально управляет делами всего общества в целом) и политической, т.е. она регулирует отношения между большими и малыми социальными группами и, будучи относительно обособлена от общества (социально неоднородного в лице классов, этносов, наций, национальных меньшинств и т.п.), руководит им в интересах той его части, большей или меньшей, которая овладела этой властью (служит инструментом реализации воли политических сил, стоящих у власти);

-является суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти как внутри государства, так и за его пределами;

-осуществляется на постоянной основе специальным аппаратом власти (государственным аппаратом);

-обладает монопольным правом применять принуждение на территории своего действия (территории государства);

-обладает монопольным правом налогообложения определенных лиц, находящихся на территории государства ( для формирования бюджета - казны государства );

-распространяется на всех лиц (физических, юридических), находящихся на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);

-издает нормативно-правовые акты.

Государственную власть и государство нельзя отождествлять, это не одно и то же ( в литературе термин «публичная власть» иногда используется как синоним «государства»). Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом, а государство - способ (форма) организации общества. Государственная власть -это атрибутивный признак государства, его необходимый элемент как системного образования, поскольку фундаментальные признаки государственно организованного общества (государства): государственная власть (управленческая основа государства), государственный народ (социальная основа государства), государственная территория (материальная основа государства).Государство - это организация общества как единого целого, управляемого специальным аппаратом власти, распространяющейся на все население страны и ее территорию.

Органы государственной власти наделены возможностью воздействовать, в том числе путем применения государственного принуждения, на деятельность граждан, их объединений, других государственных органов, органов местного самоуправления.

 

28. Признаки государственной власти. Основания и ресурсы государственной власти. Признаки власти: - Всякая власть социальна. - Власть имеет волевой характер. - Всякая власть обладает определенными средствами для осуществления. Власть в обществе бывает различной.

Основания или источники власти разнообразны как многообразна общественная жизнь, структура общественных отношений. Под основаниями власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Власть основана на использовании различных методов и средств, получивших название ресурсы власти. Ресурсы власти – это реальные и потенциальные средства, которые могут быть использованы для укрепления власти. 1. Экономические ресурсы

. 2. Социальные ресурсы 3. Культурно-информационные ресурсы 4. Административно-силовые ресурсы 5. Юридические ресурсы

 

29. Сущность тории разделения властей (Локк, Монтескье). Разделение власти -- одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти. Джон Локк (1632-1704) изложил свое политико-юридическое учение в труде «Два трактата о государственном правлении». Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана. Дж. Локк развил эти идеи, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение — доктрину раннебуржуазного либерализма. Эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства. В своей фундаментальной работе «О духе законов»(1748г.) Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, придя к выводу, что «свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга». Как видно, цель теории — создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод.
Разберем поподробнее основные положения теории разделения властей (по Монтескье). существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть рас- пределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а следовательно, свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства.

30. Понятие легитимности. Типы легитимности. Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является ЛЕГИТИМНОСТЬ. Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти. Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии

Типы легитимности. принято выделять следующие типы легитимности: традиционную, харизматическую и рациональную. - традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам.

- рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. - харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера.

31. Понятие оппозиции. Типы оппозиции. (от лат. oppositia - противопоставление) - способ противопоставления одних политических взглядов, идей, действий другим политическим взглядам, действиям. Оппозиция в политике может осуществляться на разных уровнях политического властвования, в разных видах государственной и партийной власти, внутри каждой из них.типы: Системная и внесистемная оппозиция.

Политическая оппозиция — это противодействие, сопро­тивление действующей государственной власти, противостоя­ние осуществляемому стратегическому курсу с целью заме­нить его на другой, удовлетворяющий оппозиционные полити­ческие организации. Здесь речь идет не о внутрипартийной, а о внутригосударственной политической оппозиции.

В зависимости от степени лояльности к государственной вла­сти выделяют умеренную и радикальную (непримиримую) поли­тическую оппозицию. Первая по своей сути конструктивно-кри­тическая, нередко готовая прийти к согласию с властью. Вторая открыто выступает за смену существующего политического курса с целью реализации своей политической линии.

Оппозицию подразделяют также на легальную и нелегаль­ную.

Легальная оппозиция действует открыто, в рамках конститу­ции и других законов.

Нелегальная (подпольная) политическая оппозиция д ействует скрытно, нередко применяет методы, непри­менимые в цивилизованном обществе.

Чтобы политическая оппозиция была эффективной, недоста­точно видеть нерешенные проблемы и критиковать работу госу­дарственных органов. Включенность в оппозиционную деятель­ность предполагает наличие собственного, отличного от офици­ального, видения путей социального прогресса.

32. Понятие и структура политической системы общества . Политическая система общества - система отношений государственных и негосударственных организаций, институтов, с помощью которых осуществляется политическая жизнь общества. Она обеспечивает власть определенного класса, группы лиц, либо одного лица, регулирование и управление различными сферами общественной жизнедеятельности. Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Политическая система общества имеет свою структуру, которая означает, из каких элементов она состоит и как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы. -политическая организация общества, -социально-политические и правовые нормы, -политические отношения, -политическая практика.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1122; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь