Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теория и методология истории. Основные направления современной исторической науки.



Теория и методология истории. Основные направления современной исторической науки.

 

В методологии истории существуют три главные парадигмы.

Первая – натуралистическая, или позитивистская, господствовала до конца 19 века. Она была ориентирована на поиск точного знания и закономерностей в историческом развитии.

Вторая – антинатуралистическая, или неокантианская, просуществовала до 70-х гг. 20 века. Она утверждала, что исторический процесс состоит из уникальных событий и явлений, не подчиняющихся каким-либо закономерностям. Нужно изучать только особенное и индивидуальное.

Третью парадигму предложили в конце 20 века постмодернисты. Их методологические концепции получили разные названия («постструктурализм», «лингвистический поворот», «археология или генеалогия знания». Мир рассматривается как хаос, лишенный причинно-следственных связей и ценностных ориентиров. Поэтому историческое знание доступно только интуитивному поэтическому мышлению с его ассоциативностью, образностью, метафоричностью и мгновенными откровениями. Эта парадигма призывает не объяснять изучаемые явления, а описывать отдельные эпизоды и события.

Российский историк науки О. Медушевская предлагает парадигму «когнитивной» (от латинского слова познание, изучение) истории. Логика таких следующая. Поведение и все результаты деятельности человека обусловлены его мышлением; наши предки оставили следы – интеллектуальные продукты, или «вещи», которые возможно правильно интерпретировать, только поняв особенности их мышления.


 

Теории происхождения государства.

 

См. учебник Фортунатова «История» стр. 28-30.

 


 

Феодализм Западной Европы.

С распадом Римской империи в Европе началась полоса непрерывных войн. Регулярные столкновения германских государств между собой, а также вторжение кочевников создавали атмосферу неуверенности в завтрашнем дне. В этой ситуации могущественные люди – римские магнаты, новые германские государи, влиятельные вожди варваров и просто местные «авторитеты» - олицетворяли собой хоть какой то порядок и надежность. Они располагали главным – военной силой в лице своих вооруженных отрядов. Это гарантировало определенную степень защиты и привлекало людей, стремившихся к покровительству со стороны подобной «крыши». Быть «чьим-либо человеком» было в условиях «войны всех против всех» зачастую предпочтительнее, нежели полагаться только на свои силы и оставаться лично и экономически свободным.

Не меньшее значение имело и состояние сельского хозяйства той эпохи. В условиях исключительно низкой производительности труда (урожаи сам-2, сам-3), эпидемий и стихийных бедствий (от засухи до нашествий саранчи), а также войн, могущественный покровитель мог гарантировать как защиту урожая и скота, так и семенной материал на следующий год. Укрепленная вилла римского патриция, монастырский двор или поместье германского вождя рассматривалось и как укрытие, и как хранилище средств существования.

Эти обстоятельства приводили к тому, что процесс перехода под чье-либо покровительство шел непрерывно. Все большее количество людей – причем чаще всего совершенно добровольно – предпочитало утратить часть своей имущественной и личной свободы в обмен на гарантии личной и имущественной безопасности. Процесс закрепощения свободных крестьян весьма часто на первых порах был их собственной инициативой. Естественно, в большинстве случаев всякий владелец земельных угодий стремился увеличить подконтрольную ему территорию и целенаправленно тем или иным способом провоцировал мелких собственников вступать в зависимость от себя.

Сложилось стандартное для эпохи средневековья трехчленное деление общества: духовенство за всех молится, рыцари за всех воюют, крестьяне за всех работают.

Коренной особенностью западного феодализма являлась ступенчатая структура господствующей прослойки общества. Первоначально бенефициальная система предусматривала одноуровневую передачу земли: от короля – ближайшим сподвижникам. Впоследствии идея была развита: королевские держатели передавали часть земель своим подданным, а те – своим. Сюзерены или сеньоры, дававшие землю, и их вассалы – держатели этой земли – сформировали иерархическую структуру правящей элиты. Классическая феодальная лестница имела четыре ступени – король, герцоги и графы, прослойка баронов и, наконец, самый массовый слой – собственно рыцарство. Эта «идеальная» структура была свойственна в основном региону классического феодализма – Северной Франции и Рейнской области.


 

Феодализм как явление мировой истории. Проблемы централизации.

 

Формирование феодальной системы началось в определенном смысле еще в недрах Римской империи, однако главным стимулом ее совершенствования и вызревания стала острая необходимость ранних германских государств сформировать эффективную систему подготовки и воспроизводства качественных воинских контингентов в виде тяжелой кавалерии. Был найден путь в форме раздачи земельных наделов в условное пользование за несение военной службы.

В эпоху Просвещения появляется сам термин «феодализм». Для 18 века характерно преимущественное внимание к политической стороне феодального строя – Вольтер, Монтескье и др. считали главной отличительной особенностью феодализма систему феодальной иерархии на основе земельной собственности, а также политическую раздробленность; они критически оценивали роль католической церкви в это время.

В 19 веке француз Ф. Гизо выделил три основных черты феодального общества: иерархическую структуру господствующего сословия, условную (за военную службу) характер землевладения, устойчивую связь землевладения и политической власти.

В 19 веке популярной становится вотчинная теория, согласно которой ядром феодализма была крупная земельная вотчина, поддерживавшаяся трудом крестьян на господской земле и располагавшая сложным внутренним механизмом хозяйственных и правовых отношений.

В 20 веке ученые изучающие средневековье выдвинули концепцию согласно которой феодализм – это, прежде всего, специфическая форма военной организации общества. Согласно этой теории, зарождение, развитие и история феодальных институтов определялась насущными потребностями обороны и функционирования военных структур общества.

Феодом именовалось земельное владение передававшееся его собственником другому лицу на условии личного несения последним военной службы, подготовки и содержания им определенного количества воинов. Помимо условного характера земельных держаний, важной чертой феодального общества являлась иерархичность правящего класса: земельная собственность перераспределялась по нескольким уровням держателей, следствием чего было формирование феодальной лестницы. Третьей чертой феодального общества было то, что его существование всецело обеспечивалось прослойкой крестьянства освобожденного от военной службы и прав на землю. Различные формы и степени поземельной и личной зависимости крестьян вынуждали их передавать часть результатов своего труда собственникам земли, что обеспечивало верхушку общества средствами существования.

 


 

Дискуссии о тоталитаризме.

Часто автором тоталитарной концепции называют Ханну Арендт. Книга «Происхождение тоталитаризма» (1951) состоит из трех глав. Первая называется «Антисемитизм», вторая – «Империализм», третья посвящена «тоталитаризму». По мысли автора, антисемитизм и империализм выступают в виде корневой структуры из которой вырастает тоталитаризм. Сталин уничтожил все классы и сотворил «атомизируемое» общество – это одна из главнейших предпосылок тоталитаризма.

Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский выпустили книгу «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956). Они считают, что тоталитаризму присуще шесть черт (идеология, партия с лидером, террор, монополия над СМИ, полный контроль над оружием и армией, командная экономика).

Неприятным сюрпризом для сторонников тоталитаризма стали достижения «тоталитарного искусства». Некоторые советские фильмы, спектакли, балет и литература оказались вполне гуманистическими и нравились западному обывателю. Даже Фридрих отдал дань послевоенному динамизму СССР и заметил, что даже США не свободны от «тоталитарных тенденций».

К сторонникам тоталитарной концепции можно отнести Алена Безансона во Франции, Леонардо Шапиро в Великобритании, Карла Дитриха в ФРГ. К противникам – Ханса Моммзена, Уолтер Лакер.

В конце 1980-х гг. в ФРГ разгорелась принципиальная дискуссия. Суть ее сводилась к стремлению ряда консервативных авторов объяснить политику нацистов в качестве «нормальной» защитной реакции на «варварство» большевиков. Так историк Эрнст Нольте обосновывал идею «родства» между нацизмом и коммунизмом.

Наиболее последовательное воплощение доктрина тоталитаризма получила в «Черной книге коммунизма» (в 1999 издана в России), все ее повествование сосредоточено на мысли, что никогда человечество так не страдало как от коммунистов.

Концепция тоталитаризма (ее основные положения приведены на странице 337-339 пособия В.В. Фортунатова) выглядит довольно стройно и, главное, усваивается намного проще, чем другие теории. По сути, занятия «тоталитаризмом» не требуют глубоких познаний или большого круга источников. По большому счету это концепция идеологической, политической, пропагандистской борьбы.

Британские специалисты из Оксфорда считают: «Тоталитаризм» есть абстракция, под которую не подходит ни одно реальное государство» (The Oxford Companion to Politics of the World. Oxford. 1993. P. 917)/

Концепция «тоталитаризма» сама по себе «тотальна», т.к. абсолютизирует идею демократии и сводит сложнейшие процессы общественного развития к единственно «верному» варианту (западная демократия).


 

Теория и методология истории. Основные направления современной исторической науки.

 

В методологии истории существуют три главные парадигмы.

Первая – натуралистическая, или позитивистская, господствовала до конца 19 века. Она была ориентирована на поиск точного знания и закономерностей в историческом развитии.

Вторая – антинатуралистическая, или неокантианская, просуществовала до 70-х гг. 20 века. Она утверждала, что исторический процесс состоит из уникальных событий и явлений, не подчиняющихся каким-либо закономерностям. Нужно изучать только особенное и индивидуальное.

Третью парадигму предложили в конце 20 века постмодернисты. Их методологические концепции получили разные названия («постструктурализм», «лингвистический поворот», «археология или генеалогия знания». Мир рассматривается как хаос, лишенный причинно-следственных связей и ценностных ориентиров. Поэтому историческое знание доступно только интуитивному поэтическому мышлению с его ассоциативностью, образностью, метафоричностью и мгновенными откровениями. Эта парадигма призывает не объяснять изучаемые явления, а описывать отдельные эпизоды и события.

Российский историк науки О. Медушевская предлагает парадигму «когнитивной» (от латинского слова познание, изучение) истории. Логика таких следующая. Поведение и все результаты деятельности человека обусловлены его мышлением; наши предки оставили следы – интеллектуальные продукты, или «вещи», которые возможно правильно интерпретировать, только поняв особенности их мышления.


 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 2952; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь