Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структурл программы ил языке PascaI



Напомню, что программа — это упорядоченный спи­сок команд. Каждый язык программирования предлагает свою систему упорядочивания этого списка. Так, напри­мер, возможно, знакомый вам BASIC просто нумерует стро­ки. В Паскале мы будем говорить о достаточно строгой структуре программы, которая должна соблюдаться не­укоснительно. Иначе компьютер просто не поймет вас.


Любая программа (или программная единица — про­цедура или функция) на Паскале должна состоять из трех основных разделов:

- Раздел заголовка (объявления программной единицы)

- Раздел описаний

- Раздел исполняемых операторов (тело программы)

В разделе заголовка содержится одна-единственная строчка, которая указывает компилятору, что он имеет дело именно с программой (процедурой или функцией) и, более того, с программой под определенным именем. Для программ эта срока начинается с зарезервированного сло­ва program, после которого следует собственно имя про­граммы. В конце обязательно ставится точка с запятой.

Раздел описаний может иметь как одну-единственную строчку, так и достаточно большое их количество. В раз­деле описаний должны содержаться описания всех иден­тификаторов, используемых в разделе исполняемых опе­раторов. Так, например, описание переменных начинает­ся с зарезервированного слова VAR, а описание констант (если они используются) — CONST.

Тело программы (раздел исполняемых операторов) со­держит собственно программный код, отвечающий за ре­ализацию алгоритма. При этом тело программы обязатель­но оформляется так называемыми операторными скобка­ми — begin... end. Т.е. все операторы, реализующие ваш алгоритм, должны помещаться между этими операторны­ми скобками. Таким образом, структура программы Pascal в простейшем случае имеет вид:

Program < >;

Var...;

Begin

End.

В более сложных программах, кроме переменных, час­то приходится помещать в раздел описаний не только опи­сание переменных. В таком случае раздел описаний, в свою очередь, может содержать некоторое множество разделов (подразделов).

Раздел описания (в общем случае) состоит из:

- раздела описания используемых библиотек USES;


 




- раздела описания меток LABEL;

- раздела описания констант CONST;

- раздела описания типов TYPE;

- раздела описания переменных VAR;

- раздела описания процедур и функций.

Разделы TYPE, CONST, VAR, LABEL могут следовать друг да другом в любом порядке и встречаться в разделе описаний сколько угодно раз. Единственное ограничение — идентификаторы, которые используются для определения других идентификаторов, должны описываться раньше.

В простейшей программе из всех перечисленных под­разделов раздела описания обязательно присутствует толь­ко раздел описания переменных VAR.

Структура программы в языке программирования Паскаль

1. Заголовок программы имеет вид: program < имя программы>; например: program First.

2. Список используемых библиотек: uses < список библиотек; например: uses CRT.

3. Раздел описания меток: label < список меток>; например: Label Home, 4.

4. Раздел описания констант:

const < имя константы> =< значение константы>; например: const n=7.

5. Раздел описания типов:

type < имя типа> =< описание типа>; например: type mass=array[1..3, 1..5] of real.

6. Раздел описания переменных:

var < имя переменной>: < тип переменной>; например: var x: real.

7. Раздел описания процедур и функций.

8. Тело программы: begin

< команды программы> end.


Типы данных ЯП Паскаль

Язык Паскаль является строго типизированным язы­ком программирования. Это означает, что для всех пере­менных в вашей программе должен быть определен их тип данных.

Типы данных характеризуются множеством допусти­мых значений переменных и набором допустимых опера­ций для данного типа.

Как и в большинстве ЯП, в Паскале' все переменные, используемые в программе, описываются в ее начале в специальном разделе описания переменных после заре­зервированного слова var.

Выполнение раздела описания переменных сопровож­дается следующими действиями:

1. При описании выделяется область памяти для пере­менных. (Например, в стандартном Паскале целые пере­менные занимают 2 байта, а вещественные — 4 байта.)

2. Описание не определяет конкретное значение пере­менной, т.е. считается, что в выделенной памяти при ее распределении (до использования) находится некоторый «мусор».

3. Описание определяет способ представления элемен­тов в памяти ПК. (Например, вещественные переменные или константы, в отличие от целых, представляются в машине в виде мантиссы и порядка.)

4. Описание определяет набор допустимых операций.

5. Описание определяет область действия переменных (локальные или глобальные).

Переменные могут быть:

1. Скалярные (простые) — содержат одно-единствен­ное значение.

2. Структурированные — могут содержать несколько значений.

Рассмотрим некоторые простые типы данных, с кото­рыми будем иметь дело в ближайшее время.

Целый Integer — значением переменной этого типа может быть целое число из отрезка [-32768; 32767].

Вещественный — Real — значением переменной это­го типа может быть вещественное число, модуль которого принадлежит отрезку [2, 9 • 10" 39; 1, 7 • 108].


 




Логический Boolean — переменная этого типа мо­жет принимать только два значения: истина (true) или ложь (false).

Символьный Char — значением переменной этого типа может быть любой символ из набора ASCII-символов.

Пример. Пусть в разделе описаний записано: var a: real;

d, c: integer;

Это означает, что у нас описано три переменных — а (ве­щественного типа), d и с (целого типа). В программе мо­гут быть операторы присвоения следующего вида:

А: =3, 4;

А: =5/с;

D: =8;

С: =8 div 3;

Однако обратите внимание, что присваиваемое пере­менной значение должно быть того же типа, что и объяв­ленная переменная. Т.е. недопустимы операторы вида:

С: =5, 89;

D: =2/4;

Компилятор выдаст вам сообщение об ошибке типов — попытке присвоить целой переменной вещественное зна­чение.

 

Стандартные математические функции Турбо Паскаля
Обращение Тип аргумента Тип результата Примечание
ABS (X) Real Real Модуль аргумента
arctan(x) Real Real Арктангенс
cos (х) Real Real Косинус
ехр (х) Real Real Экспонента (е*)
frac (x) Real Real Дробная часть
Их) Real Real Натуральный логарифм
Random Real Real Псевдослучайное число, равномерно распреде­ленное в диапазоне [0, 1]
Random(x) Integer Integer Псевдослучайное число, равномерно распреде­ленное в диапазоне [0, х-1]

 

Стандартные математические функции Турбо Паскаля
Rendomize     Инициация генератора псевдослучайных чисел
Sin (x) Real Real Синус (угол в радианах)
Sqr (x) real, integer real, integer Квадрат аргумента (х2)
Sqrt (x) Real Real Корень квадратный -Jx

Задачи и упражнения

Попробуйте самостоятельно выполнить на компьютере следующую практическую работу.

 

Задание Порядок выполнения
1. Запустить Turbo Pascal  
2. Набрать программу №1  
3. Сохранить ее под именем First на диске Нажать функциональную кла­вишу F2 и в поле File набрать First
4. Запустить программу на выполнение Ctrl+F9
5. Просмотреть результат работы программы Alt+F5
6. Вернуться в текстовый редактор Нажмите любую клавишу
7. Открыть новое окно F10 —> File —> Enter-» —» New —» Enter
8. Набрать программу №2  
9. Сохранить ее под именем Second на диске Нажать функциональную кла­вишу F2 и в поле File набрать Second
10. Перейти к окну 1 Aft+1
.11. Перейти к окну 2 Alt+2
12. Уменьшить размеры окна до половины Подвести указатель мыши к нижнему правому углу окна и нажав левую кнопку мыши изменить параметры окна
13. Открыть окно Watch F10-» Debug-» Enter-» —» Watch -> Enter
14. Занести в окно Watch переменные i, у Ctrl+F7 -4 i -» Enter -4 -» Ctrl+F7 -» у -» Enter

 




Попробуйте самостоятельно составить и протестировать на машине программу для расчета следующей функции:

y = sm{x)+——

Программирование алгоритмов линейной * структуры

Прежде чем перейти к программированию алгоритмов линейной структуры, остановимся на понятиях составно­го и пустого оператора.

Составной оператор

Составной оператор — это последовательность произ­вольных операторов программы, заключенная в оператор­ные скобки — зарезервированные слова Begin. .. end.

Составной оператор — важный инструмент Турбо Паскаля, дающий возможность писать программы по со­временной технологии структурированного программиро­вания.

Язык Турбо Паскаль не накладывает никаких ограни­чений на характер операторов, входящих в составной опе­ратор. Среди них могут быть другие составные операто-


ры — Турбо Паскаль допускает произвольную глубину их вложенности: Begin

begin

begin

end; end;

End;

Зарезервированное слово end является закрывающей операторной скобкой, оно одновременно указывает конец предыдущего оператора, поэтому ставить перед ним сим­вол «; » необязательно.

Пустой оператор

Символ «; » называется пустым оператором и означа­ет окончание предшествующего ему оператора.


Поделиться:



Популярное:

  1. Автор программы: доцент кафедры психологии, канд. психол. наук Недосека О. Н., старший преподаватель кафедры психологии Н.В. Юшина
  2. Алфлвит и некоторые основные оперлторы языка PascaI
  3. Анимационные программы и тематические парки.
  4. ВЗГЛЯД НА ОПЕРАТОРЫ ПРОГРАММЫ
  5. Возможности применения программы Мастер – Тур в работе туристской фирмы
  6. Вы сможете найти для себя новые методики работы, наладить контакты с коллегами, с пользой провести время и по окончанию программы получить сертификат.
  7. Выбор гидравлической программы промывки скважины
  8. ВЫПИСКА ИЗ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
  9. Выполнения программы производственной практики
  10. Выражения “со мной сейчас” или “присутствовать” являются в вашем языке самыми подходящими для описания того, что вы называете “владением” или “собственностью”.
  11. Глава 13. Антирациональность и программы подрыва культурных устоев
  12. Глава 2. Совершенствование документационного обеспечения в ООО «Ноктюрн» на базе программы «Дело»


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 883; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь