Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIXВЕКА – 3 ч



В.А. Жуковский «Лесной царь», «Море», «Невыразимое». К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин», «Смерть Ермака».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений.

Теория литературы: баллада (развитие представлений); элегия, жанровое образование – дума, песня; элементы романтизма, романтизм.

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (портреты В.А. Жуковского работа К.П. Брюллова, О.А. Кипренского, П.П. Соколова, А.П. Елагиной с оригинала Ф.Т. Гильдентбрандта; портрет К.Ф. Рылеева кисти неизвестного художника; В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком»); музыка (К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака», музыка народная).

Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений, основанных на знакомстве с романтизмом как литературным направлением.

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- выразительно читать стихотворения, относящиеся к романтизму;

- определять жанр баллады, элегии, идиллии;

- находить в тексте балладные элементы;

- анализировать текст баллады;

- анализировать текст идиллии;

- сопоставлять балладу В.А. Жуковского «Лесной царь» с балладой К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» и формулировать микровыводы;

- отбирать материал и составлять сценарий литературно-музыкального вечера.

А.С. ПУШКИН (8 часов)

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «Бесы», «Маленькие трагедии», повесть «Пиковая дама» (обзор). Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и долг, любовь и дружба, честь, вольнолюбие; осознание предначертанья, провидение, случай и судьба; независимость, ответственность; литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: элегия, послание, историческая песня, роман (исторический роман – развитие представлений); художественная идея (развитие представлений).

Внутрипредметные и межпредметные связи: история (С.Разин и Е.Пугачев, Екатерина II в русской истории и литературе); изобразительное искусство (прижизненные портреты А.С. Пушкина; В.И. Суриков «Степан Разин»; работа с иллюстрациями; В.Л. Боровиковский.Портрет Екатерины II; «Н.А. Корсаков», акварель Н. Эндера; «И.И. Пущин», рисунок Ф.Берне; «В.К. Кюхельбекер», гравюра И.И. Митюшкина; Н.Т. Богацкой «Портрет князя А.М. Горчакова»; иллюстрации к «Капитанской дочке» П. Соколова, С. Герасимова, А. Иткина, В. Сыскова); кино (экранизации «Капитанской дочки»); музыка (П.И. Чайковский «Пиковая дама», ария Германа).

Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений (литература в истории; литература и музыка; литературы и живопись).

Творческая работа: конкурс на лучшую формулировку темы сочинения по роману «Капитанская дочка»; сочинение на выбранную тему; творческий проект «Дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинского романа).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи А.С. Пушкина».

Внедрение: подготовка и тиражирование путеводителя «Дорогами Гринева и Пугачева».

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- определять жанры лирики А.С. Пушкина;

- проводить исследовательскую работу с поэтическим текстом и фрагментом прозы;

- выразительно читать лирику А.С. Пушкина (вариативная интерпретация в чтении);

- готовить сообщение (история создания «Капитанской дочки»; «А.С. Пушкин о Пугачеве»);

- составлять цитатный план;

- готовить ответ по плану;

- определять темы и мотивы романа;

- определять своеобразие романа «Капитанская дочка» как художественно-исторического произведения;

- формулировать художественную идею романа;

- писать сочинение в форме эссе;

- отбирать материал и готовить в микроколлективе сценарий КТД.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (3 часа)

Кавказ и в жизни и творчестве поэта. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, гордость, сила духа – основные мотивы поэмы; художественная идея и средства её выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лиро-эпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; поэтический синтаксис (риторические фигуры); романтические традиции.

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (М.Ю. Лермонтов «Автопортрет»; «М.Ю. Лермонтов», гравюра Ф. Иордана по портрету работы Ф. Моллера; иллюстрации к поэме «Мцыри»; репродукции картин М.Ю. Лермонтова, Л.О. Пастернака, В.А. Полякова, Ф.Д. Константинова, П.П. Кончаловского, В.Д. Замирайлоидр.)

Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (свобода – неволя; сила духа).

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».

Творческая работа: устное сочинение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов – художник».

Внедрение: создание слайдовой компьютерной презентации «М.Ю. Лермонтов – художник».

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- комментировать портреты М.Ю. Лермонтова, созданные различными художниками;

- правильно интонировать и выразительно читать фрагменты поэмы;

- готовить сообщение о творческой истории «Мцыри»;

- характеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

- сопоставлять образ Кавказа в картинах М.Ю. Лермонтова с его воображением в поэме;

- выражать личное отношение к поэме;

- определять художественную идею поэмы;

- представлять устное сочинение;

- участвовать в создании слайдовой презентации и в подготовке КТД.

Н.В. ГОГОЛЬ (6 часов)

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире; «говорящие» фамилии.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Д.И. Фонвизин «Недоросль»); изобразительное искусство (портреты Н.В. Гоголя работа Ф. Моллера и Горюнова; Н.В. Неврев.Портрет М.С. Щепкина; иллюстрации художников П.М. Боклевского, Ю.В. Васильева, Д.Н. Кардовского, А.И. Константинова, Ю.Д. Коровина, К.А. Савицкого; рисунок Н.В. Гоголя к последней сцене комедии); театр (инсценировка, сценическая история пьесы); кино (экранизация «Ревизора»).

Метапредметные ценности: формирование ценностныхпредставлений (взяточничество, угодливость, ложь, лицемерие, ханжество).

Краеведение: Петербург в жизни Н.В. Гоголя.

Творческая работа: сочинение сопоставительного характера; исценирование фрагмента комедии.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- характеризовать своеобразие личности Н.В. Гоголя, нашедшей отражение в его портретах;

- выразительно читать фрагменты комедии по ролям;

- участвовать в инсценировании фрагментов комедии;

- характеризовать композицию и фабулу пьесы;

- отмечать своеобразие гоголевской комедии в сопоставлении с комедией Д.И. Фонвизина «Недоросль»;

- характеризовать психологические портреты персонажей комедии;

- выявлять и формулировать проблематику и художественную идею комедии;

- выявлять социальную сущность чиновничества в пьесе;

- готовить сообщение о сценической истории «Ревизора», об экранизациях пьесы;

- участвовать в подготовке и проведении КТД.

И.С. ТУРГЕНЕВ (3 часа)

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася».Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера.

Теория литературы: лирическая повесть; прообраз, прототип.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (И.В. Гете «Фауст»; легенда о Лорелее); изобразительное искусство (портреты И.С. Тургенева работа И.Е. Репина, К.Е. Маковского, П. Виардо, А.П. Никитина; иллюстрации; рисунки учащихся); музыка и театр (музыкальные фрагменты для возможной инсценировки).

Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений учащихся (любовь, красота, духовность).

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего».

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- сопоставлять портреты И.С. Тургенева, созданные разными художниками;

- выявлять сюжет и фабулу повести;

- выразительно читать лирическую прозу;

- сопоставлять образы главных героев повести и формулировать микровыводы;

- определять художественную идею произведения;

- принимать участие в дискуссии;

- давать развернутый письменный ответ на вопрос.

Н.А. НЕКРАСОВ (2 часа)

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворениях.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм (развитие представлени).

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Крымская война в изображении Л.Н. Толстого); изобразительное искусство (А.А. Рылеев «Зеленый шум»; А.Г. Венецианов «Крестьянка с косой и граблями»); музыка (С.В. Пащенко «Зеленый шум»; П.Г. Чесноков «Зеленый шум»; С.В. Рахманинов «Зеленый шум»).

Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений (отношение к войне; красота природы).

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- составлять тезисный план для ответа по биографии Н.А. Некрасова;

- выявлять общность мотивов и различные способы их раскрытия в рассказе Л.Н. Толстого и стихотворении Н.А. Некрасова;

- выразительно читать стихотворения Н.А. Некрасова;

- создавать устно иллюстрацию к стихотворению («Если бы художником был я…»);

- анализировать одно из произведений поэта (комплексный анализ поэтического произведения).

А.А. ФЕТ (2 часа)

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты…», «Учись у них: у дуба, у березы…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики А.А. Фета.

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (портрет А.А. Фета работы И.Е. Репина; репродукция картины И.И. Шишкина «Дубы в Старом Петергофе»; А.К. Саврасов «Пейзаж с дубами и пастушком»).

Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений (родная природа).

Творческая работа: сочинение «Родная природа глазами А.А. Фета».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песи о родине и природе поэтов XIX века»:

Н.И. Гнедич «Осень»;

П.А. Вяземский «Береза», «Осень»;

А.Н. Майков «Весна! Выставляется первая рама…»;

А.Н. Плещеев «Отчизна»;

Н.П. Огарев «Весною», «Осенью»;

И.З. Суриков «После дождя»;

А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»;

И.Ф. Анненский «Сентябрь», «Зимний романс» и др.

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- готовить сообщение о жизни А.А. Фета;

- выразительно читать стихотворения о природе;

- составлять цитатный план к сочинению;

- составлять тезисы к сочинению;

- выявлять художественную идею стихотворений А.А. Фета;

- подбирать материал и участвовать в проведении КТД.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ (3 часа)

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» (фрагмент): связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Творческая и сценическая история пьесы.

Теория литературы: драма.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сказки о Снегурочке в устном народном творчестве); изобразительное искусство (эскизы декораций и костюмов к пьесе «Снегурочка», выполненные В.М. Васнецовым); музыка (музыкальная версия «Снегурочки» А.Н. Островского и Н.А. Римского-Корсакова).

Метапредметные ценности: формирование нравственно-эстетических представлений о народных праздниках и фольклорных образах (Масленица, Снегурочка).

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- самостоятельно читать сцены из пьесы;

- выразительно читать по роялям;

- готовить сообщение «Снегурочка в устном народном творчестве»;

- записывать основные положения рассказа учителя;

- устанавливать связи между литературными и музыкальными произведениями («Снегурочка» в искусстве»).

Л.Н. ТОЛСТОЙ (3 часа)

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (обзор; главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола – рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза; композиция и фабула рассказа (развитие представлений).

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (В.Т. Шаламов «Прокуратор Иудеи»); изобразительное искусство (И.Н. Крамской.Портрет Л.Н. Толстого; И.Е. Репин «Л.Н. Толстой за работой»; иллюстрации Ж. Heи Беннета к «Отрочеству»; иллюстрации к рассказу «После бала»; рисунки учащихся).

Метапредметные ценности: формирование ценностных и нравственно-эстетических представлений (семейные ценности и традиции, мечта о служении людям, служба и человечность).

Внедрение: создание альбома иллюстраций из рисунков учащихся; публикация лучших работа в сети Интернет.

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- выразительно читать, в том числе и по ролям;

- выявлять темы и мотивы автобиографической повести;

- определять личное отношение к изображаемым событиям;

- участвовать в дискуссии;

- видеть второй план в рассказе «После бала»;

- характеризовать образы Ивана Васильевича, Вареньки, роль рассказчика в произведении;

- готовить материал для сочинения-рассуждения;

- участвовать в создании рисунков к «Отрочеству» и рассказу «После бала».


Поделиться:



Популярное:

  1. I Межрегионального фестиваля фольклора среди художественных коллективов русской самобытной культуры «Веселая карусель», посвященный Году гостеприимства в Республике Тыва.
  2. II период. Начало классического периода русской музыки. М.И. Глинка.
  3. XIX век-“ЗОЛОТОЙ ВЕК” РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
  4. Авторское право - правовое положение авторов и созданных их творческим трудом произведений литературы, науки и искусства.
  5. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПАТЕНТНЫХ МАТЕРИАЛОВ
  6. Аналитический обзор литературы и нормативных документов
  7. Библиографический подбор и изучение научной литературы по проблеме исследования
  8. Благодеяния Святителя Николая земле Русской в борьбе ее с первыми своими врагами и во время Батыева нашествия
  9. Богословие Русской цивилизации
  10. В семье особый ребенок: рекомендательный указатель литературы
  11. Верховные иерархи Русской православной церкви (митрополиты, с 988 г. – в Киеве, с 1299 г. – во Владимире, с 1324 г. – в Москве, с 1589 г. – патриархи)
  12. Влияние детской литературы на формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь