Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Отношение к понятию Бога у Гоббса



Отвергает возрожденное Декартом онтологическое доказательство бытия Бога на том основании, что доказательство должно исходить из ясного понятия, а понятие Бога - самое темное понятие. Никакого доказательства Декарт не дал. Но сам Гоббс стоит на позиции деизма. Бог есть первопричина мира, но о Боге можно говорить, что он существует. Каков он, знать не дано. Бог находится в вечном движении и телесен, но его телесность более тонкая, чем телесность объектов.

Человек как телесное существо не обладает никакой душой, психические свойства - результат деятельности тела. Ощущения - исходный пункт. Его схема признается современной наукой: ощущения есть результат воздействия двух движений, извне, от объекта, и изнутри, из человека. Изнутри - действуют определенные участки мозга. Там и появляются ощущения. Гоббс впервые такую схему предложил.

Воздействовать на человеческое тело могут только механические свойства объекта. Как эти механические свойства порождают остальные свойства, Гоббс объяснить не в состоянии, отсылает к Господу Богу. Интеллектуальные способности человека - тоже ссылка на Бога.

Вслед за Гуго Гроцием, пытается объяснить природу государства и природу морали. Признает подлинную природу человека и дедуцирует понятие общества.

Подчеркивает эгоистический характер природы человека (общее место начиная с Макиавелли). Человек настолько эгоист, что человеческие интересы буквально все определяют у человека. Это мешало создать подлинную науку о правах и государстве - люди были незаинтересованы. Интерес настолько довлеющ, что даже положения геометрии были бы уничтожены, если бы чей-то интерес был затронут.

Теория общественного договора Томаса Гоббса

Природа человека - эгоистическая, причем этот эгоизм не знает границ. Надо различать два состояния человека - естественное и гражданское состояние. В естественном состоянии в полной мере проявляется природа человека, он обладает всей полнотой прав (включая право убивать другого), чтобы осуществить эгоистические интересы. Принцип «война всех против всех». Это - естественное состояние. Словосочетание ценностно нагружено. ТО представление о человеке, соответствующее реалиям, с которыми имел дело Гоббс, абстрагируется от этих реалий и выставляется в качестве того, что коренится в естественной природе человека. Такова вечная ситуация, в которой человек был и пребывает. Оправдывается ссылкой на природу тех свойств, которые для первоначального накопления капитала были характерны. Секуляризированное освящение ориентации буржуазии - она оправдывается не ссылкой на Бога, а на то, что природа человека такова. (В Нидерландах Гуго Гроций, юрист, философ, впервые до Гоббса выдвигает концепцию естественных прав с этими же целями и теми же средствами пытается дать нерелигиозное освящение буржуазным ценностям эпохи накопления.) Последствия таковы: человек в своем естественном состоянии настолько завязан на ситуацию войны всех против всех, что это опасно для его жизни. Поэтому люди, как только начинают понимать это (откуда? ), по Гоббсу, начинают осознавать необходимость договориться, заключить общественный договор, перейти в гражданское состояние. Сам договор - средство, инструмент перехода.

Итог общественного договора - создание государства. Люди, находящиеся в естественном состоянии, понимают, что это состояние опасно, и договариваются делегировать какому-то органу свои полномочия, чтобы взамен получить безопасность и правила поведения. На государство переносятся полномочия или права естественного человека, а права естественного человека безграничны, поэтому все права. Государство вправе казнить, если на то есть общественный договор. Единственный предел - право индивида на самоубийство. Могут быть такие общественные договоры, что право воспитания детей принадлежит только отдельному индивиду, а государство не вправе вмешиваться. Но передел - один, право на самоубийство. Получается асимметричная ситуация. С одной стороны, Гоббс вслед за латинскими аверроистами, Макиавелли, Гуго Гроцием утверждает, что государство отнюдь не от Бога и власть не от Бога, а продукт человеческой деятельности (крупный шаг вперед в развитии политической философии исходя из природы человеческого общества, природной трактовки натурфилософии, человека), а с другой стороны, человек создал чудовище, Левиафана - сила государств превосходит силы индивида и индивид бессилен перед государством. Отчуждение от человека его прав, его сил, подавление человека - впервые ставится эта проблема. Гоббс не использует термин «отчуждение» (только немецкая классическая философия).

Естественное состояние человека - война всех против всех, жизнь, полная опасностей, дикость, отсутствие просвещения.

Гражданское состояние - безопасность, просвещение, развитие человека, несмотря на подавление.

Понятие естественного состояния - искусственное абстрагирование от тех социальных условий, при которых возникло буржуазное общество.

Столь же искусственно возвращение условий в свою концепцию - как возможен договор между людьми, которые не могут общаться. Слова-метки - только когда договор. Естественное состояние равносильно абсолютной атомизации, язык возможен только на базе договоренностей. Как можно договориться, не договорившись о значении слов?

После контрреволюции 1992 года начали поднимать на щит теорию общественного договора. Кто договорился? Где договор состоялся? Где его следы? Чущь после Гоббса по сей день.

В результате перехода от естественного состояния к гражданскому состоянию и возникновение государства.

Биография Бенедикта Спинозы

Барух (Бенедикт) Спиноза (1632 - 1677)

Еврей, родился в семье еврейского купца в Амстердаме, учился в еврейском религиозном училище. В результате определенной политики по отношению к евреям в Испании, многие евреи перебрались в Нидерланды, где к ним относились терпимо. Училище было направлено на то, чтобы готовить служителей культа. Спиноза не смог закончить училище, отец забрал его, чтобы он участвовал в купеческих делах. Спиноза после смерти отца продолжал заниматься торговлей и учился у ван дем Эйдена, ученика Лучилио Ванини (сожжен в Тулузе как последователь Бруно). Прямая преемственность от Джордано Бруно.

Сошелся с нидерландскими республиканцами и христианскими сектантами, руководители еврейской общины были встревожены этим. Он пользовался большим авторитетом среди сверстников. Спинозу уговаривают, пытаются подкупить, хотели убить.

В 24 года, в 1656 году, был отлучен от общины. Евреи могли жить только сплоченно, общиной. Спиноза стал изгоем. Уехал в деревню, освоил там искусство шлифования оптических стекол, но не прекратил общения с республиканцами и сектантами.

В деревне продолжал образование, занимался естествознанием, математикой, философией.

В 1659 году перебрался в Гаагу. Именно руководитель Гааги, Ян де Витт, убедил Спинозу издать трактат. Он назывался «Богословско-политический трактат». Началась травля - Спинозу изображали как врага религии.

В 1675 году закончил главный труд, «Этику», но опубликовать не смог. Написал «Политический трактат». Посмертно, в 1677 году, вместе с письмами был издан, но запрещен правительством Нидерландов. Увидел свет только в 19 веке. Спиноза был известен в 18 веке и оказал сильное влияние на философскую мысль.

На Спинозу оказали влияние тексты Ветхого Завета. Ему принадлежит первая в истории европейской мысли Нового Времени научная критика Ветхого Завета. После Порфирия «Против христиан» впервые предпринял попытку проанализировать Библию с точки зрения науки, что ему не простили. На него оказали влияние:

 идеи средневековых еврейских философов

 представители второй схоластики (Суарес, 16 век, Испания)

 философия Джордано Бруно, Бэкона, Гоббса и Декарта.

Главный философский труд - «Этика». Метафизическая концепция. Идеи, которые составляют основу его метафизики, оказали наибольшее влияние на дальнейшую историю философии.

Cпиноза о боге

Онтология. Очень существенно отходит от Декарта (дуализм, дуальность). Спиноза - последовательный онтологический монист. Разрабатывает понятие субстанции как концептуальную основу монизма. По Декарту, субстанция - то, что не нуждается в своем существовании ни в чем другом. Спиноза: субстанция есть причина самой себя. Именно специфическое определение субстанции стало онтологическим основанием монизма. Спиноза не определяет, какова субстанция. Это мировоззренчески нейтральный подход: понятие субстанции не определяет, будем ли мы в качестве субстанции признавать материальную субстанцию или духовную. Нейтральность сохраняется в истории - на Спинозу опираются и Гегель, и французские материалисты. «И мир, и Бог». Пантеизм. У Спинозы две тенденции - и материалистическая, и объективно-идеалистическая. У Декарта присутствует и субъективно-идеалистическая тенденция. Эту тенденцию Спиноза отсекает. Никакой субъективно-идеалистической тенденции у Спинозы нет. Исходный пункт - субстанция.

Разрабатывает пантеистическую философию, опираясь на религиозную традицию. Имманентность Бога природе он признает вслед за другими евреями в Ветхом Завете: «Бог вездесущ». Эта традиция - у стоиков, Иоанна Скота Эриугены, Экхарта, Николая Кузанского, Бруно. У Спинозы - деперсонализация Бога и деантропоморфизация Бога. Бог - не личность и не похож на человека.

Декарт: человек осознает себя как несовершенное существо; откуда понятие совершенства? -- От совершенного существа.

Спиноза парирует этот довод Декарта.

Бог не может иметь антропоморфных черт, нельзя по человеку заключать о таком возвышенном понятии как Бог. Но он восстанавливает онтологическое доказательство, не через совершенство. Понятие Бога связано с понятием бесконечности (Николай Кузанский).

«Или ничто не существует, или существует существо бесконечное». Актуальная бесконечность.

Это самое ясное понятие, хотя в 20 веке пришли к противоположному выводу. Это - самое общее понятие, не требующее для своего понимания более общего понятия. Чисто интуитивно можно постигать.

Бог имманентен природе, природа божественна и умозрительно понимаема. Отрицает деистические воззрения: Бог, мол, не вмешивается в дела мира. Спиноза говорит, что Бог и есть сам мир, но такой Бог не может вмешиваться в дела мира как волюнтаристски настроенный субъект. Это не субъект, не личность. Мир материален. Бог - это природа. Происходит натурализация Бога. Бог тождественно равен природе, постигаем в том числе и опытом.

Отвергает креационизм. Бог = мир, мир = Бог. Это субстанция, причина самой себя, не может творить себя. Есть смысл говорить о порождении одного состояния субстанции из другого (модусы). Креационизм полностью отвергается. «В природе нет творения, а только порождение», natura naturans и natura naturata. Порождение - естественный процесс, связанный с причинно-следственными связями; творение - из ничего.

У Спинозы нет персонального Бога, Бог - синоним природы.

Не признает свободы воли Бога. Бог - не личность, следовательно, у него нет воли. Зато признает свободу субстанции.

Учение Спинозы о познании

Гносеологические взгляды. Один из самых влиятельных представителей рационалистической линии в новоевропейской философии. Очень существенная черта - гносеологический дуализм опытного и рационального знания (между ними пропасть). Опытное знание относится к области мнения, а истина, подлинное знание - только на путях рационального мышления. Выделил идеи, возникающие в воображении или в представлении. Суть этих идей - они всегда связаны с опытным познанием, зависят от чувственного опыта. Это всегда смутные идеи, в отличие от идей в рамках рационального понимания, которые всегда ясны и отчетливы. Понимание достигается только в рамках рационального знания (математического).

Ценность опытного знания очень низка, но не равна нулю.

Опыт воздействует на органы чувств. Представления, которые мы получаем от предметов, смешиваются с тем, что идет от субъекта. Идеи неадекватны, частично истинны, частично ложны. Если кто-то пытается выдать эти идеи за истину, впадает в заблуждение. Можно опираться на них, но следует отчетливо понимать, что опытное знание должно быть не всегда истинным.

«Знание через беспорядочный опыт» очень важно для жизни, хотя и неадекватно. Без него мы умерли бы от голода и жажды.

Если действовать методом Бэкона, достоверного знания получить не можем.

Опытное знание принимает определенное участие в формировании достоверного знания. Знание достигается посредством логических рассуждений, но требуется опытное подтверждение, прежде всего в области существования объекта, соответствующего этому знанию. Опыт должен участвовать в познании вещей.

Другой источник знаний - «знание понаслышке», от других людей. Оно тоже не обладает высокой ценностью - оно получено от других людей, которые руководствуются чувственным опытом, тоже область мнения. Здесь имеется в виду и вербализм схоластов. Абстрактное знание - получено в результате словесных словопрений. Оккам подверг критике схоластическую традицию как догматическую. Реализм - основа вербализма. Спиноза говорит, что все эти понятия формируются у людей в результате субъективных предпочтений - реальность универсалий, например.

Все это совершенно не годится в качестве адекватного знания. Спиноза отвергает роль знания, полученного из чувственного опыта и от других людей на основе поспешных обобщений. Всякое опытно-абстрактное знание частично и фрагментарно. Ему противопоставляется достоверное знание, которое достигается разумом или рассудком. Формы такого знания - понятия, или «общие понятия». Прежде всего это математические понятия. Они обладают достоинством адекватности, совершенной истинности и объективности. Опытно-абстрактное знание случайно и субъективно. Самое главное подтверждение объективного характера общих понятий, используемых в математике, -- то, что они увязываются логически - критерий необходимости следствия (Галилей). Это показатель того, что мы имеем дело с адекватными знаниями. Наш разум есть «некий духовный автомат» (Спиноза). Знание, выраженное в общих понятиях, абсолютно противопоставляется опытному и абстрактному знанию. Гносеологический дуализм - есть два абсолютно независимых рода знания, неадекватное опытное и абстрактное знание и адекватное, объективное знание посредством общих понятий.

Рациональная деятельность на основе общих понятий - когда не воздействует чувственность - дает наиболее правильные результаты. Опытное и абстрактное знание мы получаем извне, знание посредством общих понятий - видение вещей изнутри. Спиноза характеризует способность разума «интеллектуальной интуицией» (как Декарт). Общие понятия усматриваем интуитивно. Спиноза опирается и на традицию мистицизма, присущности человеческой души Богу и способности непосредственно усматривать сущность (интуиция). Через интуицию душа приобщается к Богу и истине. Спиноза не всегда четко различает между интуицией и логическим мышлением.

Сопоставление с Декартом и Гоббсом: Спиноза принимает интеллектуальную интуицию, Гоббс ее отвергал, но говорил, что должно быть четкое определение понятий. Спиноза настаивает, что должна быть и интуиция, и четкая дефиниция понятий, которыми оперирует разум.

Мы должны определить те понятия, которыми мы пользуемся, очень тщательно. Определение общих понятий в дальнейшем приведет к понятию аналитического суждения. Аналитическое суждение - предикат суждения не добавляет никакого нового содержания к тому, что выражает субъект суждения, что имеется в понятии субъекта. Определение должно быть, по Спинозе, таким, чтобы соответствовать критерию аналитического суждения. Определения должны быть тавтологически истинными. Мы определяем понятие, которое определяет субъект суждения, а определение добавляем, чтобы раскрыть субъект суждения.

Никакие эмпирические факты не могут поколебать такое определение. Оно независимо от эмпирического знания. Оно истинно, когда от эмпирического знания ничего не добавляется. Определения тогда являются абсолютной истиной и критерием истинности. «Истина есть мерило и себя, и лжи». Положения, опирающиеся на опыт, частично истинны, частично ложны.

Связь у Спинозы такой гносеологической позиции с математикой нашла отражение в форме «Этики». Сначала определения, аксиомы, леммы, теоремы (как у Евклида) - геометрический способ построения.

Гносеологические взгляды Спинозы мало подвергают анализу, но они являются ключом к его философии.

Пантеизм Бенедикта Спинозы

Пантеистическая философия Спинозы - конкретное выражение того, что он исповедует единство мира. Мир един (монизм). Никакого дуализма нет.

Подчеркнув единство мира, ставит проблему соотношения единого и многого. Эту проблему не могла разрешить вся античная философия. Он тоже ничего не мог сделать с этой проблемой. Рационально перейти от признания единой субстанции к множеству вещей он не может. Наоборот - есть логический мостик, обобщение. Есть только единое, как вывести рационально множество?

Постулирует, что субстанция имеет атрибуты, качественно определенные свойства этой субстанции. Проблема единое-многое переходит в проблему бесконечное-конечное. Субстанция бесконечна, множественность - конечность вещей. Понятие атрибута служит мостиком от бесконечного к конечному.

Атрибут - неотъемлемое свойство субстанции, то, что выражает сущность субстанции в качественно определенном свойстве, а определенность означает конечность, определение есть отрицание. Атрибут - это определенность, а значит, конечность.

У субстанции бесконечное множество атрибутов. Следующий шаг в затруднениях - их надо хотя бы частично перечислить: нам могут быть известны только два атрибута, протяженность и мышление. У Декарта - две субстанции, с атрибутами протяженностью и мышлением. У Спинозы они относятся к одной субстанции. Это подтверждает пантеистическую позицию - и Бог, и природа (мыслящая и протяженная субстанция). Мы можем знать только это.

Другое затруднение связано с гносеологическим дуализмом: субстанция дана интеллектуальной интуиции, можно определить через аналитическое суждение. Спиноза указывает на атрибуты субстанции, которые даны нам в эмпирическом познании - cogito ergo sum, природа тоже дана чувствам. Гносеологическое и онтологическое затруднения переплетаются.

Атрибуты - то, для представления чего мы не нуждаемся ни в чем, кроме них самих.

Модусы - то, для представления чего мы нуждаемся в чем-то другом. Модусы - определенные состояния субстанции. Атрибуты - не состояния субстанции. Состояние может быть, может не быть; атрибут не может не быть.

Существуют бесконечные и конечные модусы. Бесконечные модусы - движение и покой. Одно из самых слабых мест философии Спинозы - движение не атрибут, откуда оно появилось?

Модус движения и атрибут протяженности - чтобы представить движение, надо взять атрибут протяженности. Протяженность саму по себе мы представляем.

Движение всего лишь модус, но бесконечный, одно из состояний всех вещей универсума. Откуда? Случаен: может быть, может не быть; для его существования нужна внешняя причина.

Следовательно, субстанция неизменна, неподвижна, ей не присуще движение как атрибут.

Движение - покой - сквозная проблема античной философии.

Один из корреспондентов Спинозы спрашивал его об этом. Спиноза отвечал: надо признать, что должна быть внешняя причина, а субстанция едина, ничего внешнего нет. Его будут обвинять в недостаточной продуманности его философии за этот пункт (Толанд, английский материалист).

Конечные модусы - тоже состояния субстанции, фрагменты единой субстанции. Конечный модус существует, потому что он порожден внешней причиной, он есть порождение другого модуса, тоже конечного. Между ними причинная связь (причина порождает следствие).

Причинно-следственное отношение характеризуется необходимостью, и между объектами, или частями универсума осуществляется только причинная, только необходимая связь. Все связано необходимо единой цепью причин (стоицизм, фаталистическая картина мира).


Поделиться:



Популярное:

  1. Cоотношение номинального и реального валютного курса в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Факторы, определяющие динамику номинального валютного курса в долгосрочном периоде
  2. II. Проблемы миграций. Отношение Атаульфа к Римской империи. Римляне и вестготы. Состав племени. Королевская власть. Христианизация вестготов.
  3. А то, что есть, — это единственное подлинное имя Бога. Это не цель где-то еще; это всегда доступно, просто вы не доступны этому.
  4. Администрирование таможенных платежей и финансовая деятельность государства: соотношение понятий (финансово-правовой аспект)
  5. Б.4.1. Обогащение полезных ископаемых
  6. Бейб Рут делал то же самое. Он очень ясно понимал, кем является и каково его отношение ко Мне, и свою жизнь он посвятил, чтобы отразить это, чтобы познать себя в своем собственном жизненном опыте.
  7. Богатый юноша (Матф. 19:16-26; Марк. 10:17-27 и Луки 18:18-27).
  8. БОГАТЫРЕВ Петр Григорьевич (1893-1971)
  9. Более взвешенное отношение к риску
  10. Будьте здоровы, живите богато
  11. Бытие как пустота и богатство
  12. В религиях Бога нет. Религии, это древние Конституции.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1653; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь